Неделя профилактики вич инфекции

Обновлено: 24.04.2024

Целью проводимой со студентами профилактической работы явилось актуализация собственной позиции студентов по вопросам здорового образа жизни, безопасного поведения, формирование ответственного отношения к своему здоровью. Ставилась такая важная задача как повышение толерантности к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией.

Студентам предоставлялась объективная информация о ВИЧ-инфекции, и это способствовало избавлению от ложных мифов, стереотипов и страхов, которые часто порождают негативное отношения к людям с ВИЧ-позитивным статусом.

В профилактической работе сочеталась подача новейшей статистической информации с обсуждением реальных примеров, взятых из публицистики, СМИ, пи этом обязательным условием была опора на жизненный опыт самих студентов. На наш взгляд, обсуждение реальных ситуаций, подсказанных самой жизнью, позволяет сделать профилактическую работу услышанной и побудить молодого человека действовать более ответственно.

В игре представлена следующая ситуация: студент представляет себя врачом-ученым, разработавшим лекарство от СПИДа. Однако ценная информация о лекарстве была уничтожена компьютерным вирусом, осталось последняя доза лекарства, которая может спасти жизнь только одному из людей, зараженных ВИЧ. Среди них молодая девушка 18 лет, мужчина 50 лет, ребенок – полгода, молодой парень 25 лет, женщина 35 лет.

Представим результаты данной игры на примере выборки из 38 студентов (дневная форма обучения, возраст студентов от 18 до 20 лет). Ниже представлена динамика в позиции студентов: кому из ВИЧ-инфицированных стоит помочь.

На первом этапе На заключительном этапе

Девушка 18 лет – 1 человек (3%) 1 человек (3%)

Мужчина 50 лет - нет выбора 22 человека (58%)

Ребенок - полгода - 30 человек (79%) 8 человек (21%)

Парень 25 лет – 3 человека (8%) 4 человека (10%)

Женщина 35 лет - 4 человека (10%) 3 человека (8%)

Таким образом, основная борьба мнений идет вокруг спасения жизни мужчины и ребенка после того, как поступает о них последняя информация. 58% студентов отдает предпочтение спасению жизни мужчине. Шансы ребенка значительно уменьшаются - 21% студентов по-прежнему считают, что нужно спасти его.

Несмотря на свой гипотетический характер, ситуация представленная в игре, вызывает желание открыто заявить о своей позиции, где-то очень эмоционально, а где-то – только рационально обосновать ее. В любом случае этот метод позволяет стимулировать нравственный поиск студентов, формирует толерантность к людям, живущим с ВИЧ, способность избегать поспешных суждений.

Итак, профилактическая работа с молодежью должна строиться с учетом их возраста и психологических особенностей, сочетать предоставление статистической и медицинской информации с постановкой моральных дилемм. Главным условием при обсуждении данных тем должна оставаться свобода выбора.

Ежегодно во всем мире 1 декабря отмечается как Всемирный день борьбы со СПИДом. Предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа на территории Российской Федерации – это общенациональная задача.

ВИЧ-инфекция – вирус иммунодефицита человека, смертельно опасный вирус, разрушающий иммунитет человека. СПИД – финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), передающегося через кровь.

Современный масштаб развития эпидемиологической ситуации по распространению ВИЧ-инфекции в большинстве регионов Российской Федерации создаёт риск вовлечения несовершеннолетних в ситуации с высокой вероятностью заражения ВИЧ-инфекцией.

Профилактическая работа в образовательной организации по формированию навыков предупреждения заражения ВИЧ направлена на предупреждение распространения ВИЧ и выстраивается в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), где акцент делается на формирование здорового и безопасного образа жизни, становление личностных характеристик выпускника, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями.

В профилактической работе необходимо не только просвещение и информирование всех участников образовательных отношений в области ВИЧ/СПИДа, но и формирование у обучающихся навыков ответственного поведения в ситуациях, связанных с опасностью ВИЧ-инфицирования, а также формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.

Профилактическая работа в этом направлении в образовательной организации должна строиться:

— в рамках внеурочных профилактических программ, направленных на формирование у обучающихся мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности;

— в ходе профилактической работы с использованием таких форм работы, как проведение родительских собраний, направленных на укрепление семейных традиций и моральных принципов, организация профилактических мероприятий с привлечением различных молодёжных организаций и движений.

Необходимость профилактики ВИЧ-инфекции, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни среди несовершеннолетних закреплена в действующих законодательных актах и нормативно-правовых документах:

К участию в неделе приглашаются учащиеся 5–11-х классов, студенты колледжей в возрасте до 18 лет, образовательных организаций, подведомственных ДОНМ, а также родители и педагоги.

Цель недели — повышение эффективности работы в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, родителей (законных представителей), формирование и повышение профилактической компетентности всех участников образовательного процесса.

Задачи недели:

— повышение мотивации обучающихся на здоровый и безопасный образ жизни;
— формирование у детей позитивных жизненных ориентиров и целей;
— обеспечение безопасности жизнедеятельности

Основные условия проведения профилактической недели:

  • целостность – через привлечение к участию в профилактической неделе всех основных механизмов социализации несовершеннолетних и молодёжи (школа, семья, ближайшее окружение).
  • комплексность – через формирование единого информационного профилактического пространства для всех участников образовательных отношений.
  • безопасность – через тщательный отбор информации и форм воздействия на обучающегося с целью предотвращения провоцирования интереса к данной тематике.
  • возрастная и психологическая особенности обучающихся при организации профилактической недели.

Примерный регламент недели профилактики ВИЧ и пропаганды нравственных и семейных ценностей

  1. Просмотр видеофильмов соответствующей тематики, проведение круглых столов, тренингов с обучающимися, педагогами и родителями.
  2. Проведение тематических занятий (классных часов) по информированию обучающихся о безопасном поведении, способствующих здоровому образу жизни.
  3. Проведение спортивных мероприятий, направленных на физическое развитие, формирование здорового образа жизни детей и молодёжи, в наибольшей степени влияющих на формирование ценностного отношения к своему здоровью.
  4. Организация встреч с представителями учреждений здравоохранения, МНПЦ наркологии, сотрудниками правоохранительных органов, занимающихся просветительской деятельностью с несовершеннолетними.
  5. Организация школьных массовых мероприятий (акций, флешмобов и т.д.), направленных на формирование здоровых и позитивных привычек у подрастающего поколения.
  1. Вавилова Л. Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 3.
    2. Габер И. В., Зарецкий В. В. Методика определения уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции / Профилактика зависимостей. – 2017. – № 4.
    3. Габер И. В., Зарецкий В. В. Методические рекомендации по организации и проведению Всероссийского открытого интернет-урока, приуроченного к Всемирному дню борьбы со СПИДом. // Профилактика зависимостей. – 2016. – № 1.


Материалы

1 декабря во всём мире отмечают Всемирный день борьбы со СПИДом.

Несмотря на то, что в борьбе с этим заболеванием достигнуто немало успехов, как в науке, так и в практическом здравоохранении, проблема ВИЧ- инфекции все еще остается общемировой.

Главным образом, заражению ВИЧ подвержено население крупных городов. Это мотивировано рядом объективных факторов: наличием крупных транспортных узлов, внутренней и внешней миграцией и высокой плотностью населения.

В городе обеспечен абсолютный доступ населения к обследованию на ВИЧ-инфекцию и фиксируется эталонный уровень скрининга. Ежегодно увеличивается число лиц, прошедших обследование на антитела к ВИЧ на территории столицы. В 2018 году скрининговое исследование на ВИЧ прошли почти 5,5 млн человек (более 40 % населения).

В Москве достигнута стабилизация эпидемического процесса и снижение числа новых случаев ВИЧ-инфекции среди жителей города. За 10 месяцев 2019 года отмечено снижение на 9 % (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) числа москвичей, в крови которых при исследовании методом иммунного блоттинга впервые выявлены антитела к ВИЧ.

Под диспансерным наблюдением в Московском городском центре профилактики и борьбы со СПИДом (далее – МГЦ СПИД) в 2018 г. состояло около 34 тыс. ВИЧ-инфицированных пациентов. 65 % состоящих на диспансерном учёте получают антиретровирусную терапию, при этом у подавляющего большинства пациентов она показывает высокую эффективность.

Особый успех достигнут в профилактике перинатальной передачи ВИЧ-инфекции. Соответствующие мероприятия осуществляются в медицинских организациях столицы с 2001 года. В городе регламентирован алгоритм диагностики ВИЧ у беременных женщин и рожениц с применением экспресс-тестирования, налажено взаимодействие между медицинскими организациями родовспоможения, скрининговыми лабораториями диагностики ВИЧ-инфекции и МГЦ СПИД. В результате риск перинатального заражения ВИЧ-инфекцией в городе Москве составляет менее 1 %, что фактически позволяет говорить о достижении максимально возможного для современного здравоохранения результата.


ВИЧ-инфекция — это хроническое инфекционное заболевание, которое провоцирует вирус иммунодефицита человека, поражающий клетки иммунной системы. При отсутствии лечения приводит к синдрому приобретённого иммунодефицита (СПИД).

Вирус иммунодефицита человека принадлежит семейству ретровирусов. Впервые информация о болезни появилась в 1970-х годах. Сам вирус был выделен в 1983 году.

ВИЧ-инфекция — распространенное вирусное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. В 2004–2005 годах на планете официально насчитывалось около 40 млн ВИЧ-инфицированных, из которых 98% составляли взрослые.

К 2011 году эта цифра увеличилась практически в 1,9 раза и, что особенно огорчает, неуклонно растет количество маленьких пациентов с ВИЧ-инфекцией.

В естественных условиях ВИЧ в высушенном состоянии сохраняет активность на протяжении нескольких часов, в биологических жидкостях — несколько дней, в замороженной сыворотке крови — несколько лет.

При нагревании до 70–80 градусов вирус гибнет через 10 минут, при обработке 70% раствором этилового спирта инактивируется через одну минуту. Также чувствителен к 0,5% раствору гипохлорита натрия, 6% раствору перекиси водорода, 5% раствору лизола, эфира или ацетона.

Пути заражения инфекцией:

  • половой контакт — распространенный путь инфицирования ВИЧ. При сопутствующих заболеваниях, передающихся половым путем, риск передачи ВИЧ увеличивается.
    Половые инфекции часто протекают с нарушением целостности слизистой половых органов (язв, пузырьков, эрозий, трещин), что является дополнительным фактором риска передачи вируса. ВИЧ-инфекция может передаваться при всех видах сексуальных контактов. Особенно высок риск передачи при анальном сексе, т.к. существует риск травмирования слизистой прямой кишки и прямого контакта с кровью.
  • гемотрансфузионный путь (при переливании крови и ее компонентов, а также среди наркоманов при использовании нестерильных шприцев или игл).
    В настоящее время на долю гемотрансфузионного пути заражения ВИЧ приходится наибольшее количество случаев.
  • трансплацентарный путь (от матери ребенку при беременности, при лактации).

Кто входит в группы риска инфицирования ВИЧ?

  • наркоманы;
  • лица, ведущие беспорядочную половую жизнь;
  • лица, практикующие секс без предохранения;
  • лица, практикующие анальный секс;
  • лица, страдающие заболеваниями, передающимися половым путем;
  • пациенты, нуждающиеся в гемодиализе, переливании крови;
  • медицинские специалисты, контактирующие с ВИЧ-инфицированными;
  • дети ВИЧ-инфицированных матерей.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) является внутриклеточным паразитом. Он отдаёт предпочтение иммунным клеткам. Разрушение этих клеток ведёт к иммунодефициту.

Инфекция распространяется очень быстро и вызывает острую нехватку иммунитета, который, в свою очередь, провоцирует злокачественные новообразования, другие инфекции и вторичные заболевания. Иммунная система ослабевает до такой степени, что становится неспособной противостоять болезням и инфекциям, атакующим организм.

Вследствие ухудшения состояния здоровья человека, ему ставят диагноз СПИД. СПИД является конечной стадией ВИЧ-инфекции. Продолжительность течения ВИЧ-инфекции колеблется от нескольких месяцев до 15–20 лет.


В течении болезни выделяют 3 стадии:

  1. острая инфекция;
  2. латентный период;
  3. терминальная стадия (СПИД).

Примерно через 3–6 недель с момента заражения наступает острая лихорадочная фаза. Эта фаза происходит не у всех, примерно у 50–70% инфицированных. У остальных больных после инкубационного периода наступает бессимптомная фаза.

Острая лихорадочная фаза (острая инфекция) проявляется следующими симптомами:

  • лихорадка. Температура тела повышается до 37,5 градусов;
  • боли в горле;
  • лимфоузлы в подмышках, в паху и на шее увеличиваются, образуя припухлость;
  • боли в области головы и глаз;
  • снижение массы тела;
  • снижение аппетита, сонливость;
  • рвота, тошнота, диарея;
  • кожные высыпания.

Острая фаза длится до нескольких недель, далее её сменяет бессимптомная фаза.

При бессимптомной фазе клинические проявления болезни могут отсутствовать. Примерно у 50% ВИЧ-инфицированных эта стадия может длиться до 10 лет.

Последняя стадия — терминальная (СПИД). Длительность данной стадии 1–2 года. Масса тела больного уменьшается больше чем на 10% по отношению к исходной. Развиваются присоединяющиеся инфекции.

Читайте также: