Никола й петро вич красно в

Обновлено: 17.04.2024

Итак, дождались. В Ялте в XXI веке ставят памятник выдающемуся зодчему Николаю Петровичу Краснову 1 . Не прошло и четверти века с тех пор, когда его творчество рассматривалось как яркий пример эклектизма (почему-то с негативным оттенком), кроме того, Краснову в укор ставилось то, что он якобы потакал вкусу коронованных заказчиков, как будто у коронованных заказчиков мог быть только плохой вкус.

При изучении диплома почти сразу возник вопрос: где учился архитектор Н.П. Краснов? В краеведении того времени утвердилось мнение, что Краснов в начале 90-х годов XIX века окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств. Сейчас известно, что Краснов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества при Московском художественном обществе (МХО). А тогда, изучая диплом Краснова, я пришла к следующим выводам: диплом Санкт-Петербургской Академии художеств о присуждении Н.П. Краснову звания академика еще не свидетельствует о том, что он окончил Академию, кроме того, к выдвижению на звание почетного академика прилагался обычно перечень творческих работ или биография. Потянув за эту ниточку, мы сначала обратились в музей Академии художеств, а затем в Центральный Государственный исторический архив в Ленинграде. Через несколько месяцев из архива пришли копии ценнейших документов, проливающих свет на биографию и творчество ялтинского архитектора Н.П. Краснова. Там были и краткое жизнеописание, и список работ, выполненных по проектам и под наблюдением Краснова в Ялте и в Крыму, переписка с Академией художеств в связи с выдвижением, избранием и утверждением его в звании академика. Документы датированы 1913—1914 годами.

На самом деле Краснов работал городским архитектором с июня 1887 года, исполняя обязанности заболевшего и ушедшего в отпуск Н.А. Штакеншнейдера. В конце 1887 года городская управа ходатайствует о его утверждении, но лишь 18 августа 1888 года Министерством внутренних дел он был утвержден в должности, по сути уже год работая городским архитектором. Однако Николай Петрович был настолько щепетилен, что во всех документах начало своей деятельности обозначает этой датой — 18 августа 1888 года (2).

Дворец графа Апраксина в Балаклаве. Начало XX в. Здание не сохранилось. Публикуется впервые

Дворец графа Апраксина в Балаклаве. Начало XX в. Здание не сохранилось. Публикуется впервые

В краткой биографии Краснов большое внимание уделяет участию в Комиссии по реставрации Бахчисарайского дворца. В течение 10 лет он как член Комиссии безвозмездно проводил все необходимые обмеры, чертежи, снимал планы, исполнял проекты ремонта, делал фотографии дворца и старинных домов Бахчисарая, собирал по городу предметы старинной дворцовой утвари и старинного татарского быта. Результатом этой работы стали пять альбомов фотографий, рисунков, акварелей и чертежей. Собрание предметов древности Крымского ханства было размещено в одном из залов Бахчисарайского дворца (3).

Впечатляет работа Н. Краснова в должности городского архитектора. В его обязанности входили планировка и прокладка новых улиц, строительство городских домов и санитарно-технических сооружений, архитектурный надзор за строительством частных зданий. Ялта в ту пору активно строилась и перестраивалась, забот у городского архитектора было много.

Диплом Н.П. Краснова об окончании Училища живописи, ваяния и зодчества. Москва. 1886 г. Публикуется впервые

Диплом Н.П. Краснова об окончании Училища живописи, ваяния и зодчества. Москва. 1886 г. Публикуется впервые

Н.П. Краснов — самый изучаемый архитектор Южного берега Крыма, о нем написаны статьи, очерки и даже монография. Написано так много, что, кажется, и прибавить нечего. Но смею вас уверить: все не так просто, как кажется. В биографии Краснова есть моменты, которые вызывают вопросы, и не всегда на них есть ответы.

В верности выписки с приложением церковной печати свидетельствует означенной Введенской церкви протоиерей Феодор Флоринский.

Однако есть несколько других загадочных фактов в биографии Краснова. Обратимся к выписке из метрической книги о рождении и крещении Н.П. Краснова № 115 от 30 августа 1867 года, о которой мы уже говорили. Напомним, что согласно этому документу родителями его были Петр Алексеевич и Феодосия Александровна.

Следующие документы относятся уже к архитектору Л.Н. Шаповалову, который много работал с Красновым, участвовал в большинстве его крупных проектов. Приехав из Москвы в Ялту в 1898 году, Шаповалов остановился в доме Н.П. Краснова — к этому времени он уже был женат на Марии Михайловне Фарбштейн, сестре Анны Михайловны Красновой. Л.Н. Шаповалов в самые сложные, тяжелые годы сохранил архив архитектора Высочайшего Двора эмигранта Н. Краснова. Л. Шаповалов, как и Краснов, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и поступил туда в год, когда Краснов его окончил. В фонде училища хранится заинтересовавший нас документ. В 1892 году в дирекцию училища поступило прошение вдовы коллежского советника Феодосии Александровны Шаповаловой о выдаче вида на проживание ее сыну, ученику Л. Шаповалову летом в г. Ельце. И наконец, четвертый документ — свидетельство, выданное Л.Н. Шаповалову на выезд из Москвы в Ялту до 1 сентября 1893 года (19). Не удивлюсь, если выяснится, что Шаповалов в тот год останавливался в доме Н. Краснова, как делал это позже.

Конечно, чтобы получилась полная картина, нужно найти еще несколько недостающих пазлов — документов. Пока же можно констатировать: имя матери Н. Краснова и имя матери Л. Шаповалова — Феодосия Александровна. Когда Краснов поступал в училище, он жил в квартире некоего Шаповалова; Н. Краснов очень помогал Л. Шаповалову, опекал его, взял в свою команду, как сказали бы сейчас, так же как его брата Гришу. Шаповалов до конца своих дней хранил архив Н.П. Краснова, который после смерти Леонида Николаевича был передан его братом Григорием Николаевичем в Ялтинский историко-литературный музей.

Что все это значит? Странное совпадение или, может быть, свидетельство более близкого родства этих двух архитекторов? Пока не знаю. Но надеюсь, что когда-нибудь и этот вопрос прояснится.

Метрическая выписка № І15 от 30 августа 1867 года о рождении Н.П. Краснова. Публикуется впервые

Метрическая выписка № І15 от 30 августа 1867 года о рождении Н.П. Краснова. Публикуется впервые

С этого момента все важные события семьи Красновых связаны с этим храмом, для которого по проекту Краснова был выполнен мраморный иконостас. Можно предположить, что настоятель Иоанно-Златоустовской церкви протоиерей А.Я. Терновский был духовником Красновых. Он крестил, венчал, провожал в последний путь членов семьи Красновых.

23 августа 1894 года родилась младшая дочь Красновых Вера, ее крестили 17 октября в Иоанно-Златоустовской церкви, восприемниками при крещении были коллежский советник В.И. Ефремов и дворянка М.Ф. Бухарина (24). В 1900 году увидел свет долгожданный наследник, сын Михаил. Он родился 14 марта, крещен в церкви Иоанна Златоуста 30 июня, крестными его были коллежский секретарь Николай Макарович Иванов и дворянка Мария Федоровна Бухарина (25).

Дочери Краснова учились в гимназии, в частной музыкальной школе В.Е. Голубининой, обе неплохо рисовали. Старшая дочь Ольга входила в группу технических помощников во время строительства Ливадийского дворца. В фондах Ялтинского историко-литературного музея сохранились фотографии, на которых можно увидеть Ольгу Николаевну в конторе постройки Ливадийского дворца среди других служащих. В 1913 году она вышла замуж за потомственного дворянина Херсонской губернии Леонида Владимировича Хорвата, а 4 июня 1914 года у них родился сын Владимир, первый внук Н.П. Краснова. Он был крещен в Иоанно-Златоустовской церкви 3 августа. Его крестными родителями были генерал-майор Петр Николаевич Янов, заведующий дворцовыми зданиями Ливадии, и младшая дочь архитектора Вера (28).

Так случилось, что Владимир Леонидович Хорват стал, пожалуй, главным хранителем памяти о своем знаменитом деде. В 1990 году благодаря помощи ялтинца, ныне уже покойного В.Л. Гайдука мне удалось отыскать адрес В.Л. Хорвата. Он жил в Канаде (и его дети живут там сейчас). Между нами завязалась переписка. Двадцать лет, с 1919-го и до 1939 года, он прожил вместе с дедушкой. Письма В.Л. Хорвата дополняют новыми штрихами биографию Н.П. Краснова.

Н.П. Краснов с семьей, друзьями и соратниками на крыльце своей дачи на Николаевской улице. Ялта. 1910 г.

Н.П. Краснов с семьей, друзьями и соратниками на крыльце своей дачи на Николаевской улице. Ялта. 1910 г.

Семья Николая Петровича Краснова — сам архитектор, его жена Анна Михайловна, дочь Вера, старшая дочь Ольга с мужем Леонидом и сыном Владимиром — покинула Крым в апреле 1919 года. Они оказались на Мальте, где прожили три года — до мая 1922 года.

На Мальте Ольга Николаевна рассталась с мужем и вместе с сыном осталась жить с родителями, с ними она переехала в Белград, где прошли последние годы жизни Краснова.

Надеемся, что все потомки Н. Краснова помнят о своих русских корнях и гордятся своим знаменитым прадедушкой.

Литература

1. ЦГИА РФ. Ф. 789, оп. 13, д. 208, л. 6.

2. ГААРК. Ф. 522, оп. 1, д. 547, л. 2—6.

3. ЦГИА РФ. Ф. 789, оп. 13, д. 208, л. 6.

4. ГААРК. Ф. 522, оп. 1, д. 547.

8. ГААРК. Ф. 522, оп. 1, д. 782, л. 20.

9. Там же. Д. 881, л. 30.

10. ГААРК. Ф. 219, оп. 1, ед. хр. 2445.

11. Ливицкая 3. Не только Белый Ливадийский // Крымские каникулы. Симферополь: Таврия, 1985. С. 182—186.

12. Некоторые сведения к биографии Н.П. Краснова. Записано со слов Александра Ивановича Краснова из Москвы. 15 октября 1981 г. Архив автора.

13. Письмо № 5—45 от 16 марта 1982 г. научного сотрудника Пятигорского музея краеведения О.С. Алексеенко; Письмо № 564 от 23 сентября 1982 г. зав. горбюро ЗАГС г. Пятигорска Т.В. Онопко. Архив автора.

14. РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, д. 74.

15. ЦГИА РФ. Ф. 789, оп. 13, д. 198.

16. ГААРК. Ф. 27, оп. 13, д. 2943.

17. Письмо В.Л. Хорвата от 20 апреля 1991 г. Архив автора.

18. РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, д. 74.

19. Там же. Д. 667.

20. ГААРК. Ф. 522, оп. 1, д. 547.

21. ЯИЛМ КП № 44490, л. 52об. — 53.

22. Там же. Л. 32об. — 33.

23. ЯИЛМ КП № 44448, л. 21об. — 22.

25. ЯИЛМ КП № 44440, л. 39о6. — 40.

26. Там же. Л. 205об. — 206.

27. ГААРК. Ф. 522, оп. 1, д. 1302.

28. ЯИЛМ КП № 44432, л. 51об. — 52.

29. Письмо В.Л. Хорвата З.Г. Ливицкой от 15 декабря 1990 г. Архив автора.

30. Сью Вулмэнс. Указ. соч.

31. Письмо В.Л. Хорвата З.Г. Ливицкой от 15 декабря 1990 г.

32. Сью Вулмэнс. Указ. соч.

33. Письмо ВЛ. Хорвата З.Г. Ливицкой от 15 декабря 1990 г.

Примечания

1. К сожалению, памятник выдающемуся архитектору Н.П. Краснову до сих пор не установлен.

2. Н.П. Краснов родился в 1864 году. См. об этом далее.

3. См. об этом: Калинин Н.Н., Кадиевич А., Земляниченко М.А. Архитектор Высочайшего Двора. Симферополь: Бизнес-Информ, 2003.

Человечье сообщество крайне мало. Поэтому судьбы людей, даже незнакомых, скрещиваются часто и неожиданным образом.

Архитектор Краснов был плодовит и широко известен. Многие были или по крайней мере видели на открытках Ливадийский дворец. Его творение. Много зданий по его проектам в Ялте.

Самым знаменитым считается дом композитора Спендиарова (Екатерининская, 1).

А) как раз в этом доме его авторство, как архитектора, минимально.

Б) я бы дал этому дому другое название.

Дом был построен 1881 году симбирским помещиком Пукаловым по проекту архитектора Густава Шрейбера.

В 1899 году Пукалов продал дом армянскому купцу Афанасию Спендиарову. За 57000 руб.

И в тот же год умер.

Афанасий решил сделать свадебный подарок сыночку Александру. Вот тогда и пригласил Н.П.Краснова для переустройства дома. Так что в судьбе этого дома Краснов, бывший тогда главным архитектором Ялты, принял участие не как архитектор, а как дизайнер.

Кстати, с поста главного архитектора Ялты Н.П.Краснов сместил именно Густава Шрейбера. И это в 23 года от роду.

3 июля 1901 года подарок был готов. И молодая армянская семья- композитор Александр Спендиаров и его жена- племянница другого знаменитого армянина Айвазовского- начали вить свое семейное гнездышко.

Нужно сказать, что невеста не в первый раз выходила замуж за Спендиаровых. Сначала она вышла замуж за старшего брата- Леню.

Но тот вскоре умер. В 27 лет.

Спендиаров, наверное, хороший композитор. Но армянский народ знал и других. Году в 85-м, Микаэл Леонович Таривердиев подарил мне книжку. В этом достаточно тостом томе, автор (не помню фамилию- на букву ц, но не армянская) убедительно доказывал, что за всю историю человечества в мире было только два действительно великих композитора. Бах и Таривердиев.

А ведь до того как сюда вселился композитор, здесь жила королева Сербская Наталья.

Апартаменты снимало российское правительство. Чтобы на деньги налогоплательщиков королева могла встречаться с Великим князем Константином Николаевичем- бывшим морским министром, наместником Царства Польского и т.д. и т.п. Через пару лет после этих встреч Великий князь умер.

И через пару лет князь объявил себя королем.

Спокойствия это Наталье не принесло. Интриговала против супруга. Тот вскипел. Хотя и сам был не ангел. Сына забрал себе. А Наташку пускал в Сербию раз в год.

Когда супруг Натальи отрекся от престола, королем стал ее сын. В 13 лет. И в 1889 году она вернулась, как королева- мать, в Сербию.

Теперь скандал вышел с сыном.

Он решил жениться. На служанке своей матери- Драге. Которая была старше жениха на 15 лет.

Естественно, уже не девушка. В 22 года вышла замуж за чешского инженера Машина.


1121305275 0 240 3072

Памятник Николаю Краснову в Белграде

Загадочный крестьянский самородок

Gubonin Petr Ivanovich

Петр Губонин

Между тем ялтинский архитектор в ту пору был не просто одним из многих городских зодчих, но числился членом Ливадийского управления министерства уделов (оно занималось исключительно имуществом и финансами августейшего семейства), то есть в обязательном порядке участвовал в рассмотрении любых проектов, так или иначе реализуемых на южном берегу Крыма в интересах императора и его многочисленных родственников. Николай Краснов занял эту должность в 23 года!

Наша Ялта — его Ялта

1280px Crimea South Coast 04 14 img12 Yalta Alexander Nevsky Church

Невский собор в Ялте

Несомненно, достойны упоминания практически все здания, так или иначе запроектированные Красновым и его архитектурной мастерской в Крыму. Тут и перестройка дворца Юсуповых в Кореизе, и построенный для них же охотничий домик в Коккозах. Но безусловной удачей во всех смыслах для главного архитектора Ялты стал заказ от царской семьи на строительство нового дворца в Ливадии. Сегодня, это, наверное, одно из самых примечательных и известных мест в Крыму. Во-первых, здесь проходила в 1945 году Ялтинская конференция глав союзных государств, на которой был совершён послевоенный передел мира и выработаны принципы международного права, действующие по сей день. Во-вторых, Ливадия сыграла особую роль в истории семей двух последних русских императоров. Это место кончины Александра III, памятник которому (возможно, и не самый удачный, но точно самый массивный) Россия, вернувшаяся в Крым на правах хозяйки, поставила прямо у дворца. В-третьих, это, разумеется, очень удачный архитектурный проект.

Интересно, что сам Краснов, оставивший после себя множество замечательных работ, просил своего хорошего знакомого и коллегу, выдающегося российского искусствоведа Федора Бернштама при описании созданных им дворцов и усадеб упоминать исключительно Ливадию да еще Дюльбер.

Snimok ekrana 2020 11 04 v 20.07.46

Ливадийский дворец

Dvorets Dyulber

Дворец Дюльбер

Ливадия, зенит славы

Дюльбер, построенный в самом конце XIX века, на царскую семью произвел неоднозначное впечатление. С одной стороны, он был пугающе необычен, а с другой своим фантастическим изяществом ясно давал понять, что в Крыму есть талантливый архитектор, который сможет угодить вкусу царей. Самодержец Всероссийский принял решение поручить Краснову возведение новой Ливадии взамен старой, порядком обветшавшей и к началу ХХ века устаревшей морально и технически. Николай II потребовал от Краснова чего-нибудь необычного, но спокойного по стилистике: чтобы, в отличие от Дюльбера, царский дворец представлял собой сплав уверенного в себе величия и уединения, слияния с природой.

Николай Краснов показал себя истинным царедворцем: человеком, умеющим до тонкостей понимать требования и пожелания заказчика даже в большей степени, чем он сам. Эта природная чувствительность и умение быть на одной душевной ноте с гением места и кошельком, его воодушевляющим, очень пригодилась архитектору во второй половине жизни, когда его проектами восхищались уже югославские коллеги и заказчики.

2880px Livadijskij palatsovij kompleks7

Ливадийский дворец

Понятно, что имя себе Краснов сделал не только на новой царской резиденции в Ливадии. Однако именно этот комплекс, включавший в себя и дворец министра двора графа Фредерикса, прославил его не только в русском, но и европейском и мировом зодчестве. Краснов, в то время тяготевший, как и многие, к неоготике и построивший в этом стиле, например, Юсуповский дворец, неожиданно обратил свой взор к Ренессансу и неоклассицизму, ибо в Ливадийском дворце угадывается мощное влияние северо-итальянской архитектуры, столь любезной русском сердцу хотя бы и подспудно, потому как невольно вызывает в воображении строгие черты построенного в свое время именно в этом стиле московского Кремля.

Бега. Константинополь-Мальта-Белград

Вскоре после завершения Ливадийского дворца в Европе заполыхала Первая мировая война. Ее сменила революция, а за ней пришла Вторая мировая. Архитектор двора Его Императорского величества оказался не у дел. Жизнь перевалила за 55, порядка в родных палестинах было не видать, и Николай Петрович задумался об устройстве жизни в других краях. Сигналом для него стал отъезд из Крыма в апреле 1919-го всех Романовых со вдовствующей императрицей во главе. Уехал и Николай Петрович с семьей. Путь его лежал через Константинополь на Мальту, где он ждал два года. Чего? Возвращения законного порядка вещей в Россию? Хорошего места в одной из европейских стран? Возможно. Как бы там ни было, в 1922 году, когда выжидание затянулось, а состояние истаяло, он решился на переезд в Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС).

unnamed

Николай Краснов

Краснов в Белграде

Snimok ekrana 2020 11 04 v 20.09.52

Дворцовый комплекс в Дединье

Конечно, Николай Петрович, будучи монархистом, не без удовольствия поработал и на королевскую семью. Речь идет, прежде всего, об оформлении резиденций королевской семьи Карагеоргиевичей в Белграде, в частности, Королевского дворца в районе Дединье. Учитывая увлечение сербской династии русской стариной, для этого здания он создал интерьер в стиле московского Кремля. Оформил Краснов для Карагеоргиевичей в таком же стиле и интерьеры мавзолея в Опленце, внутреннее убранство которого любому русскому напомнит об интерьерах собора Василия Блаженного на Васильевском спуске в Москве, а то и кремлевской Грановитой палаты.

В конце 20-х — начале 30-х Краснов — властитель дум молодых русских и сербских архитекторов, которые почитали за честь работать под его руководством. Многие из них построили уже в социалистической Югославии общественные здания, в которых угадывается мысль бывшего императорского архитектора.

Kripta oplenac

Мозаика в крипте собора Святого Георгия в Опленце, проект Николая Краснова

Сербский аккорд. Скупщина

Крупнейшим делом, в котором довелось поучаствовать Краснову в последние годы жизни, стал проект здания Народной скупщины: русский архитектор спроектировал главный фасад, часть интерьеров, парк возле здания и ограду.

Narodna skupshtina spola

Здание парламента Сербии, проект Николая Краснова

18 октября 1936 года здание было освящено в присутствии короля Петра II Карагеоргиевича. Спустя почти 30 лет после начала строительства огромный комплекс был сдан в эксплуатацию. Сербы очень гордились им. Да и сегодня, будучи на улице Николы Пашича, возле Старого и нового Дворцов, обязательно обратишь внимание на это произведение архитектурной и строительной науки, выстроенное преимущественно в стиле модерн.

Отдельные работы в здании, где уже заседал парламент, велись до 1938 года. Этим же годом датируются последние работы Николы Краснова на Балканах. Тогда он закончил сербское мемориальное военное кладбище в Греции. А год спустя скончался.

Snimok ekrana 2020 11 04 v 20.15.06

Мавзолей сербским воинам на острове Видо в Греции, проект Николая Краснова

На родине Краснова не то чтобы совсем забыли. Его, конечно, упоминали как автора тех или иных крымских или белградских шедевров в книгах по архитектуре, — но и не чтили его память в той мере, которую этот великий русский зодчий заслужил.

Сегодня его имя вернулось в Крым, где пять лет назад в Ялте был установлен его памятник. О белградском монументе мы уже упоминали. Так что теперь Николай Краснов передает воображаемую эстафету из Крыма в Сербию Николе Краснову, показывая, что истинный талант зодчего является миру почти всегда дважды: при объявлении дома построенным, и спустя годы, когда благодарные потомки преклоняют голову перед гением красоты.

DSC 1157 2

Памятник Николаю Краснову в Ялте

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

10 крымских шедевров великого зодчего

(к 150-летию Николая Краснова)

портрет Н.Краснова в собственном доме в Ялте 1911г.)

5 декабря исполнилось бы 150- лет главному Архитектору Высочайшего двора. Именно такое звание получил Николай Краснов в 1913 году, после того, как двумя годами ранее возвел в рекордные сроки потрясающе красивый белый Ливадийский дворец – летнюю резиденцию Романовых. Хотя мало кто знает о его других уникальных архитектурных проектах, которые до сих пор радуют глаз гостей и жителей полуострова. В Крыму Н.Краснов проработал чуть более 20 лет и за это время отстроил около 60 объектов. Почти 15 лет он был главным архитектором Ялты. На молодого зодчего легла полная ответственность за решение широкого круга вопросов, связанных со стремительным развитием Ялты, как общероссийского города-курорта.

Архитектор Краснов начинает свою работу с расширения набережной, которая к 1913 году стала главной улицей Ялты. В 1889 году он приступил к разработке нового плана развития города. Под его опекой была сооружена городская канализация и осуществлена прокладка новых улиц. Он лимитировал ширину улиц и высоту зданий, устранил хаотичность застройки в городе, построил гимназию, детскую больницу, благоустроил Пушкинский бульвар, укрепили берега р. Учан-Су подпорной стенкой и каменным парапетом, через речку построили два железобетонных моста, реконструировался порт. И параллельно строил свои шедевры, среди которых:

1. Ливадийский дворец – летняя резиденция императора Николая Второго и его семьи, который был построен в рекордные сроки (с 1909-1911гг.) За это т проект Краснов получил звание академика архитектуры и чин статского советника. Впрочем, говорить о здании дворца – излишне. В 2011 году в рамках празднования его 100-летия вышло большое количество публикаций об истории главного шедевра Николая Краснова.

строительство Ливадийского дворца (август, 1910)

Ливадийский дворец в феврале 1945-го, в дни проведения там Ялтинской конференции

Белый Ливадийский дворец в наши дни

строительство церкви Святой Нины

2. Церковь Святой Равноапостольной Нины в Гаспре. Именно этот проект сам Николай Петрович считал одной из лучших своих работ. Когда поднимался вопрос о присвоении ему звания Академика Императорской Академии художеств, Николай Петрович обращал внимание только на Ливадийский дворец и церковь в Хараксе. И, наверное во многом благодаря чудо, связанном с этим строением. В 1904 г. владелец имения Харакс - великий князь Георгий Михайлович, двоюродный дядя Николая II, генерал-лейтенант, директор Русского музея в Петербурге, историк и нумизмат, решил развернуть здесь широкое строительство.

Нина - имя старшей из двух дочерей Георгия Михайловича и Марии Георгиевны, урожденной принцессы греческой. Летом 1905 г. четырехлетняя девочка заболела дифтеритом. Спасла ее от верной гибели операция, проведенная 6 августа немецкими хирургами. В честь чудотворного спасения дочери Романовы заказывают архитектору строительство церкви на территории имения. А учитывая, что ангел-хранитель маленькой княжны Равноапостольная Нина была покровительницей Грузией – то стиль будущего храма был понятен. Он выполнен был выполнен в характерном для грузинских церквей архитектурном стиле и сложен из местного известняка в виде штучных камней, с высечкой орнаментальных частей из того же камня. Строительство церкви продолжалось с 1908 по 1912гг.

церковь Святой Нины в Хараксе

церковь святой Нины в наши дни

3. Еще один храм на ЮБК авторства Николая Краснова – римско-католический костел, который был построен талантливым зодчим ровно 100 лет назад в самом центре Ялты. Проект был выполнен в готическом стиле с использованием композиционных и пластических приемов западноевропейского средневекового зодчества. По своим архитектурным чертам храм напоминает знаменитые костёлы Европы, выдержанные в готическом стиле.

костел

дворец Георгия Романова в Хараксе (ныне Гаспра) в начале ХХ века

4. Дворец в имении Харакс. Получив данный заказ в 1904 году, Николай Петрович Краснов выбрал для здания будущего дворца стиль позднего модерна, который был довольно популярным в то время.

Дворец был выстроен в современном на то время шотландском вкусе из местного известняка с применением мозаичной кладки, в которой присутствовали орнаментальные части, высеченные из того же камня и покрыты английской черепицей.

Дворец в Хараксе в наши дни

дворец Дюльбер

фасад юсуповского дворца в Кореизе

Вилла Виктория в Феодосии

10. Еще один из немногих не южнобережный проект Н.Краснова – здание банка Общества взаимного кредита в Симферополе (1914-1915 гг.). Внешний вид здания должен был олицетворять надежность и достаток этого банковского учреждения Крыма.

В архитектуре прослеживается эклектика нескольких стилей: так окна здания оформлены в стиле ренессанса, балясины – в романском стиле, а во внешнем оформлении этого здания столицы Крыма доминируют восточный и византийский орнаменты. Строительство нового здания банка продолжалось до 1913 года.
После установления советской власти, здание Общества взаимного кредита было национализировано и в нем находился государственный банк Страны Советов. Затем 23 года здесь располагалось отделение Национального банка Украины. Сейчас - Крымское отделение ЦБ РФ.

Краснов Николай Петрович - архитектор с большой буквы. Магистр архитектурного факультета, создатель Ливадийского дворца. Также был градостроителем Ялты. Еще что открыл в Крыму Николай Петрович Краснов? Об этом мы и поговорим далее.

Этот талантливый зодчий был ярким творцом своего времени. В своих роскошных комплексах, в изящных особняках творец сочетал разные виды архитектурного искусства. Более всего ему нравились готика, романский стиль и неоренессанс. Позже он пришёл к модерну.

краснов николай петрович

Детство. Студенчество

что сделал николай петрович краснов

Ялтинский градостроитель

В 1887 году он переезжает в Ялту. Всего в 23 года он объявляется главным градостроителем Ялты.

Архитектор Краснов Николай Петрович сразу начинает благоустраивать город. Он расширяет набережную, прокладывает канализацию. Краснов также возводит две гимназии - мужскую и женскую. Возле женского учебного заведения он установил площадку для игр. Во флорентийском направлении Николай Петрович создаёт пансионат, в ренессансном жанре - церковь, а также гимназическую больницу.

Архитектор строит занимательное здание не так далеко от мужской гимназии. Оно принадлежало историку, учёному А. Л. Бертье-Делагарду. Особняк состоит их двух этажей, построен во французском стиле. Особняк выкрашен в классический жёлто - кремовый цвет. Его отличает декор в белом цвете, над окнами можно заметить цветные росписи растительного жанра.

что сделал николай петрович краснов для крыма

Особняки архитектора

Загородные дома

В 1899 году Краснов стал членом комиссии по реставрации бывшего дворца хана в г. Бахчисарай.

 выдающиеся исследователи крыма николай петрович краснов

Дворцы и доходные дома

Старинные татарские построения города архитектор фотографировал, рисовал их, делал чертежи. Он приобрёл большой опыт и далее применил его в строительстве многих дворцов: особняк живописца Г. Ярцева, ялтинская усадьба семьи Булгаковых.

Торговые ряды

По центру набережной Краснов установил торговые ряды для купца из столицы Н.Д. Стахеева. Ряды выполнены в архитектурной конфигурации ренессанс. Для этого же купца он также спроектировал сооружения в Алуште, близ речки Демерджи. Отделка внешней поверхности включала в себя в основном мраморовидный известняк. Утончённое здание стоит и по сей день среди гималайских кедров и смотрится очень органично.

краснов николай петрович архитектор

Уважаемая личность. Знаковые работы

Еще что сделал Николай Петрович Краснов для Крыма? Архитектор в 1913 году отправил список своих творений в Академию Художеств, чтобы получить звание академика. В списке было более 60 работ.

Николай Краснов восхищался архитектурой Ренессанса. В духе Возрождения сооружён знаменитый Ливадийский дворец по заказу императора. И от облика особняка княгини Барятинской веет эпохой Ренессанса.

В общем, творения архитектора, как и многих зодчих его времени, выполнены в духе эклектики. Она вбирает в себя характеристики многих стилей. Ярким её примером является дом Общества взаимного кредита.

Великий зодчий не останавливался только на светских строениях. Многие ялтинские храмы построены им. Он является главным строителем собора Александра Невского. Проект его принадлежит П. К. Теребеневу. Всё внутреннее убранство храма, иконы, росписи выполнены по эскизам Краснова. Он сам так же стал автором часовни Святого Николая в старорусском стиле, которая находится на набережной Ялты. А в XX в. Николай Петрович руководит, как автор, строительством католического костёла. Костёл построен по всем канонам неоготики.

Этот выдающийся деятель работал в Крыму около тридцати лет. Он добился звания Архитектора Высочайшего Двора Его Величества. Академик академии художеств Петербурга, в 1917 году он стал ещё и действительным статским советником.

краснов николай петрович биография

Во время революции

Но все эти заслуги не помогли Краснову остаться в стране. После октябрьской революции некоторые русские мигранты проживали на Мальте. В списках 1920 года был найден и сам академик Николай Краснов. В небольшой анкете знаменитого мигранта видится горе талантливого творца. Он вышел из крестьян, много работал, но вынужден был бежать из революционной Родины.

Беженец из революционной России жил и работал в Белграде, с 1922 г. до конца жизни (1939 год). В этом городе он соорудил большое количество дворцов. Многие культовые и общественные сооружения построены под его началом. На Родине архитектор был незаслуженно забыт. Его строения осуждались, ставились под вопрос их художественная и архитектурная ценность. Николай Петрович был похоронен на Новом кладбище Белграда, в русской части. Его могила расположена рядом с памятником императору Николаю II, который часто заказывал у него произведения архитектуры.

что открыл в крыму николай петрович краснов

Сохранение памяти об архитекторе

В настоящее время работы и личность этого значительного человека стали более обсуждаемыми. Организуется большое количество выставок и конференций в Ялте. Там повествуют о его великом таланте, об особенностях его строений. О Николае Петровиче пишут статьи, публикуют материалы. И даже одна улица Ялты названа его именем. Более того, 2009 год в солнечном городе был объявлен годом этого талантливого зодчего. Он много трудился над тем, чтобы создать курортную, тёплую Ялту такой, какой она является сейчас.

Читайте также: