Нко по профилактике вич

Обновлено: 19.04.2024

Немного нашей истории.

Основателем Организации и, без ложной скромности, её локомотивом, движущей силой, духовным стержнем и бессменным руководителем с 1996 до 2018 года, являлся Николай Дмитриевич Панченко. Выдающаяся, волевая личность, эксперт области в профилактики ВИЧ, один из первого десятка ВИЧ-положительных людей в России, юрист по образованию, Николай Панченко, не скрывая свой ВИЧ-статус, с которым живет уже без малого не один десяток лет, убежден и постоянно доказывает личным примером: ВИЧ-инфекция – это не приговор!

На первом этапе деятельности Николай Панченко, поставил перед собой задачу: максимально снизить уровень панического страха среди населения как перед ВИЧ/СПИД, так и перед людьми с ВИЧ, научить работать с этим заболеванием и жить с ВИЧ-инфекцией. В тесном сотрудничестве со специалистами КИБ им. С.П. Боткина и городского Центра-СПИД, была осуществлена масштабная информационная кампания: десятки тренингов и различных обучающих мероприятий, в том числе и среди медицинских сотрудников, по снижению проявлений стигмы и фобий в отношении ВИЧ-положительных; семинары об особенностях взаимодействия с представителями ключевых групп населения; мероприятия по повышению юридической и правовой грамотности для людей, живущих с ВИЧ и затронутых ВИЧ-инфекцией.

С момента основания ключевым направлением деятельности Организации стала профилактическая работа с одной из основных групп населения, подверженной риску заражения ВИЧ - группой МСМ (мужчины, практикующие секс с мужчинами) и ЛГБТ-сообществом. Высокий уровень самостигмы представителей данной группы, дискриминации со стороны общества, а также сильная стигма и фобия по отношению к ВИЧ-положительным МСМ внутри сообщества - три фактора, существенно осложняющих профилактику. Но, оказывая необходимую многим МСМ помощь и поддержку, выстраивая с обществом позитивный диалог, открыто заявляя о проблемах МСМ/ЛГБТ, связанных с ВИЧ-инфекцией и важности принятия комплексных мер профилактики, с учетом особенностей группы, проводя деятельность по мобилизации самого сообщества для противодействия распространению ВИЧ, Организация добилась хороших результатов как в развитии и укреплении самого сообщества МСМ/ЛГБТ, так и положительных изменений отношения со стороны общественности.

  • Новгородское Региональное Отделение, ИНН 5321069170, действовало с 15.03.1999 по 24.03.2004;
  • Хакасское Региональное Отделение, ИНН 1901051500, действовало с 26.06.2001 по 16.01.2004;
  • Представительства Организации в городах Смоленск, Мурманск, Калининград, Выборг (на сегодняшний день продолжает действовать Выборгское представительство).
  • Развитие ресурсных центров для проектов и поддержка инициатив в России и СЗФО по профилактике ВИЧ-инфекции;
  • Развитие потенциала МСМ-сообщества в противодействии эпидемии ВИЧ-инфекции в СЗФО;
  • Профилактика ВИЧ-инфекции среди МСМ.

На протяжении всей богатой истории деятельности нельзя не отметить помощь и поддержку наших друзей и партнеров, плодотворное сотрудничество с которыми позволяет сообща решать общие задачи в противодействии распространению ВИЧ-инфекции в нашем городе, регионе и стране. Мы искренне благодарны Комитетам по здравоохранению и социальной политике при Правительстве Санкт-Петербурга, профильным государственным медицинским учреждениям: больнице им. Боткина, городскому и областному Центрам-СПИД, районным КВД и городскому КВД, районным центрам семьи. Мы говорим спасибо содружеству некоммерческих общественных организаций Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России: Фонду "Астарта", НП "Е.В.А.", Движению "Серебряная роза", РОО "СПИД, статистика, здоровье", Фонду "Гуманитарное действие", Фонду "Диакония", проекту "Стимул", Фонду "ОИЗ", Фонду "Шаги", ЛГБТ-инициативной группе "Выход", Российской ЛГБТ-сети, Федерации ЛГБТ-спорта и многим другим НКО страны.

Наши главные цели и задачи.

  • Снижение числа новых случаев инфицирования ВИЧ и удержание роста эпидемии среди общего населения и уязвимых групп.
  • Улучшение качества жизни людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ).
  • Повышение правовой грамотности населения в сфере ВИЧ и развитие навыков отстаивания собственных прав при неправомерных ограничениях доступа к лечению и медицинским услугам.
  • Противодействие распространению идей ВИЧ-диссидентства.
  • Снижение внутренней и внешней стигмы и дискриминации со стороны общества в отношении представителей уязвимых групп населения, в том числе ЛЖВ.
  • Развитие гражданского общества.

Наши основные целевые группы:

  • люди, живущие с ВИЧ и затронутые ВИЧ-инфекцией;
  • мужчины, практикующие секс с мужчинами (МСМ).

Мы уважаем наших клиентов и выстраиваем свою работу с обязательным соблюдением трёх условий: Бесплатно, Анонимно, Конфиденциально!

Приоритетные направления нашей деятельности:

  • разработка и реализация профилактических программ социально значимых заболеваний, таких как: ВИЧ-инфекция, гепатиты В/С, сифилис и другие ИППП;
  • консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции;
  • проведение экспресс-тестирования на ВИЧ;
  • социальная реабилитация и адаптация людей, живущих с ВИЧ и затронутых ВИЧ-инфекцией;
  • медико-социальное сопровождение;
  • юридическое консультирование по фактам ограничений прав и свобод в связи с наличием ВИЧ-инфекции, противоречащих законодательству Российской Федерации;
  • психологическая помощь и поддержка.

Структура МОО "Позитивный диалог"

Общее собрание членов Организации.

  • Ступишин Михаил Юрьевич
  • Лоза Александр Михайлович
  • Панченко Николай Дмитриевич

Президент Организации - Ступишин Михаил Юрьевич

HIV TV

Что если у тебя СПИД?

Насколько важен прием АРВТ?

Так, Проект ГЛОБУС 2004—2009 гг. направлен на стимулирование эффективной национальной стратегии борьбы с ВИЧ/СПИДом на территории Российской Федерации и реализация основных принципов этой стратегии на десяти выбранных территориях РФ (Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Псковская, Тверская и Томская области, Красноярский край, Республики Бурятия и Татарстан и г. Санкт-Петербург).
Основные задачи проекта:
1. Поддержка профилактических проектов, направленная на повышение информированности и снижение темпов распространения ВИЧ/СПИДа среди молодежи и широких слоев населения;
2. Поддержка профилактических проектов, направленная на снижение темпов распространения ВИЧ/СПИДа среди наиболее уязвимых социальных групп;
3. Пропаганда здорового образа жизни, предоставление лечения, ухода и социальной защиты, людям с ВИЧ;
4. Содействие изменению национальной политики в области здравоохранения и созданию условий для снижения негативных последствий ВИЧ/СПИДа для людей с ВИЧ, уязвимых социальных групп и всех людей, так или иначе пострадавших от эпидемии.

Деятельность проекта включала организацию кампаний в средствах массовой информации, развитие программ охраны здоровья в школах, расширение охвата населения добровольным консультированием и тестированием на ВИЧ, а также улучшения доступа к качественным презервативам [8]. Данный проект направлен на поддержку профилактических мероприятий среди наиболее уязвимых к эпидемии ВИЧ-инфекции социальных групп, таких как потребители инъекционных наркотиков (далее — ПИН), безнадзорные дети, осужденные, лица, оказывающие сексуальные услуги за плату и мужчины, вступающие в сексуальные отношения с мужчинами.

При реализации задачи, направленной на пропаганду здорового образа жизни, в рамках проекта осуществлялась деятельность по развитию медицинских и консультационных услуг, в том числе предоставление антиретровирусной терапии, поддержка ВИЧ-положительных родителей после рождения ребенка, развитие паллиативной помощи при ВИЧ/СПИДе, развитие солидарности с людьми, живущими с ВИЧ. Мероприятия, направленные на содействие развитию политики в области ВИЧ/СПИДа для обеспечения адекватных мер в борьбе с эпидемией (в том числе информирование законодателей и лиц, принимающих решения), снижение цен на препараты антиретровирусной-терапии (далее — АРВ-терапии), улучшение координации и мобилизации дополнительных национальных и международных ресурсов, реализовывались в соответствии с задачей содействия изменению национальной политике в области здравоохранения.

В задачи разработки входит предоставление информации по созданию нормативно-правовой базы для создания условий успешной работы собственных проектов. Обучение практическим методам работы на улице, в мобильном пункте обмена шприцев, стационарном пункте обмена шприцев. Обучение методам и приемам ведения тренинговой работы, индивидуального консультирования, вовлечения в проект волонтеров из числа клиентов. Развитие навыка поиска ресурсов для своей организации и предоставление методических материалов. Также в пособии представлены методы работы направленные на повышение эффективности обучения такие как: проведение тренингов для обучаемых по теоретическим и организационным аспектам снижения вреда; практическая работа обучаемых совместно с аутрич-работниками в местах, где доступны потребители наркотиков, в пунктах обмена шприцев, а также с секс-работниками, употребляющими наркотики инъекционно.

Разработка содержит раздел, в котором рассмотрен аспект правильного и здорового питания, необходимости разнообразия, сбалансированности, режима в приеме пищи. Содержится информацию о физическом здоровье, важности внимательного и бережного отношения к своему организму, во избежание инфицирования любыми вирусными заболеваниям, необходимости регулярного наблюдения у врача, проведения необходимых осмотров, анализов, обследований на ИППП, туберкулез, вакцинации. Также даны рекомендации по периодичности проведения обследований и сдачи крови на исследование иммунного статуса. Описываются возможные меры предосторожности и представлены рекомендации по профилактики оппортунистических инфекций, с подробным описанием данных инфекций и их возбудителях. В разделе также рассматривается лечение оппортунистических инфекций, с помощью назначения специфических препаратов, а также АРТ-терапии или высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ), способной приостановить течение ВИЧ-инфекции и предотвратить развитие стадии СПИДа. Более подробно представлена информация о взаимодействии пациента с врачом. Даны подробные инструкции и рекомендации по подготовке к встрече с врачом, учитывая занятость специалиста. Представлена базовая информация, связанная с рождением ребенка с указанием процентного соотношения риска передачи ВИЧ от матери ребенку, при несоблюдении мер профилактики.

Пятая часть программы содержит в себе не только информацию о действующих службах, группах взаимопомощи, СПИД-сервисных организациях, куда можно обратиться за помощью и поддержкой, но и телефоны доверия, полезные ссылки на интернет источники и тематические форумы. Наиболее важным аспектом, является представленный в программе опыт людей, оказавшихся в подобной ситуации, что является мощным инструментов воздействия на сознание и поведение ВИЧ-положительных граждан, узнавших о своей болезни.

Эффективные стратегии разработки и реализации региональных программ противодействия распространению ВИЧ-инфекции (Благотворительный фонд поддержки приоритетных стратегий в сфере общественного здравоохранения).
Целью данной разработки является повышение уровня информированности государственных и муниципальных служащих по вопросам законодательства, политики и бюджетирования в сфере ВИЧ/СПИДа и формированию навыков использования современных подходов разработки и реализации комплексных межведомственных и межсекторных программ противодействия ВИЧ/СПИДу. Основными задачами разработки стали: предоставление информации о современном состоянии эпидемии ВИЧ-инфекции и эффективных стратегиях предотвращения дальнейшего ее распространения; предоставление информации о законодательных основах разработки и реализации региональных программ противодействия ВИЧ-инфекции; раскрытие понятия комплексного подхода, межведомственного и межсекторного взаимодействия в разработке и реализации программ противодействия ВИЧ/СПИДу; формирование навыков использования стратегического планирования, управления, мониторинга и оценки для разработки и реализации бюджетных целевых программ; формирование навыков использования современных подходов к финансированию комплексных программ профилактики и борьбы со СПИДом; формирование представления о способах повышения эффективности профилактических программ с использованием потенциала НКО и бизнеса.

Программа разработана для целевой аудитории государственных и муниципальных служащих, работающих в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и занятости населения, молодежной политики, преподавателей вузов, а также для руководителей и сотрудников ФСКН, ФСИН, МВД, некоммерческих организаций, работающих в области сохранения здоровья. В структуре программы рассматриваются такие аспекты как общие сведения о ВИЧ-инфекции и подходах к предупреждению ее распространения, законодательная основа программ по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа, уровни принятия решений (международный, национальный, региональный), права лиц с ВИЧ/СПИДом и меры их социальной поддержки. С детальным описанием представлен стратегический подход к разработке и реализации бюджетной целевой программы, включающий в себя этапы стратегического планирования, выявление факторов, влияющих на реализацию программы (анализ среды), определение миссии и целей программы, выработка и выполнение стратегии программы, мониторинг и контроль реализации стратегии, также представлена практика разработки и реализации бюджетных целевых программ.

В программе с подробным описанием представлена рекомендательная информация по зачатию для различных видов пар (дискордантных, ВИЧ-положительных пар). Разработаны рекомендации по применению АРВ-терапии в соответствии с рекомендациями врача, для снижения риска передачи ВИЧ ребенку, а также ее особенностях, достоинствах и рисках для здоровья ребенка и матери, необходимости прохождения дополнительных обследований и возможности проведения некоторых вакцинаций. Важное значение в программе уделяется вопросу рисков преждевременных родов и вероятных способах родоразрешения ВИЧ-положительных женщин. Особое внимание уделяется вопросу поддержания здоровья матери в послеродовой период, вероятной возможности проведения АРВ-терапии для ребенка, необходимости проведения обследования новорожденного, а также даны настоятельные рекомендации не кормить ребенка грудным молоком ВИЧ-инфицированной женщины.

Таким образом, анализ научных разработок показал, что некоммерческими организациями наработан достаточно большой опыт в области противодействия немедицинскому потреблению наркотиков и профилактики ВИЧ-инфекции, которые рассматриваются в различных аспектах (юридическом, социальном, медицинском, педагогическом, психологическом и т. д.). Такое многоплановое изучение при многих достоинствах имеет и существенные недостатки: отсутствие органической связи между рассматриваемыми аспектами негативного явления, изолированность друг от друга полученных результатов. Научные исследования, проводимые учеными по данной проблеме, выявляют позитивные сдвиги в её решении, однако остается ряд вопросов, среди которых: недостаточно научно обоснованные и гибкие подходы, требуемые для оперативного реагирования на происходящие социальные изменения в стране, недостаточный объем и качество проводимых антинаркотических мероприятий, а также низкий уровень развития антинаркотической инфраструктуры.

Если НКО не предоставит программу или нарушит запрет, ей грозит ликвидация. Причем, если документ вступит в силу, проверки коснутся как новых организаций, так и уже работающих. Критериев, по которым будут оценивать программы, в проекте нет. Какой орган будет принимать эти решения, пока тоже неизвестно. Что думают об этом социальщики, а также как закон может повлиять на реальную профилактику ВИЧ в России — разбирался СПИД.ЦЕНТР.

Кто контролирует?

Сами социальщики, опрошенные СПИД.ЦЕНТРом и занимающиеся непосредственно профилактической работой, с этим согласны.


по теме


Общество

По его мнению, это может создать предпосылки для коррупционной деятельности и прочих вымогательств со стороны должностных лиц. Полезнее было бы разрешать деятельность подобных НКО по умолчанию, но контролировать и наблюдать.

Глобальный фонд и локальные проблемы

Не секрет, что многие крупные отечественные НКО, занимающиеся реальной профилактикой ВИЧ в России, фактически живут за счет иностранных грантов и финансирования из-за рубежа. Одна из причин, почему так происходит, кроется в уходе из нашей страны Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.

Так, с января 2018 в России завершились долгосрочные программы Глобального фонда, а с июля 2019 прекратилось финансирование всех российских ВИЧ-сервисных организаций, ранее получавших гранты международной организации.

В течение последних 13 лет на деньги фонда в России осуществлялись программы по аутрич-работе среди уязвимых групп (наркопотребителей, ЛГБТ), программы по анонимному тестированию и снижению вреда. До 2012 года фонд помогал государственным службам закупать необходимые для антиретровирусной терапии препараты.

Он также отмечал, что в последние годы фонд решил уходить из региона Восточной Европы и сосредоточиться на помощи только беднейшим странам. В свою очередь, страны со средним уровнем достатка должны сами финансировать собственные программы по профилактике ВИЧ. Логика международных чиновников заключалась в следующем: пока фонд не прекратит финансировать местные НКО, страны, в которых они работают, не будут иметь стимула самостоятельно выделять им деньги. Но, как отмечает Казачкин, вышло все наоборот.

Маленькие, но свои, большие, но зарубежные

Еще одна причина зависимости отечественных НКО от иностранных денег гораздо обыденнее — банальная нехватка госфинансирования.


по теме


Общество

Показательный пример, иллюстрирующий устройство сферы, — проблемы Фонда имени Андрея Рылькова.

Иноагенты

Фонд Рылькова признали иностранным агентом еще в 2016, что, по словам Малышева, почти не отразилось на работе с участниками (так в организации называют тех, кому они помогают). Но в то же время существенно усложнилась внутренняя работа: документооборот увеличился в четыре раза, а найти финансирование стало еще сложнее, так как даже иностранные доноры стали бояться давать деньги, опасаясь проблем у НКО.


По словам опрошенных экспертов, некоторые НКО смогут пользоваться услугами российских организаций-прослоек, выступающих посредниками между иностранными донорами и конечным получателем. Например, такие организации помогали получать финансирование после того, как в России запретили деятельность Фонда Сороса. Но в любом случае фондам это не особо выгодно: с ними проекты становятся дороже, время на получение гранта затягивается, появляется много бумажной работы, что в конечном счете отрицательно сказывается на работе НКО.

Конец отрасли?

Правозащитница убеждена, что принятие закона ухудшит и без того плачевную ситуацию с распространением ВИЧ в России. Она обращает внимание, что при этом в государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ до 2020 года отмечается важность вовлечения в реализацию программ по противодействию распространению ВИЧ гражданского общества, в том числе социально ориентированных НКО.


Пока государство хочет бороться с НКО, разбираться, откуда у них деньги, и отслеживать, чем они занимаются на полученные гранты, в России, по данным Роспотребнадзора за 2018 год, проживало с ВИЧ 1 007 369 человек. В прошлом году от всех причин в нашей стране умерли 36 868 ВИЧ-положительных людей, а всего за время эпидемии умерли 318 тысяч человек.

В конце сентября профильная комиссия Минздрава РФ по диагностике и лечению ВИЧ-инфекции выпустила документ, в котором впервые обозначился системный подход в работе с уязвимыми группами: наркопотребителями, секс-работницами(-ками), мужчинами, практикующими секс с мужчинами, мигрантами и заключенными.

Кроме того, теперь предлагается для проведения и реализации профилактических программ привлекать профильные социально-ориентированные НКО, равных консультантов, систему помощи аутрич.


1. Мигранты и заключенные

Минздрав рекомендует для заключенных:

  • перевести все материалы по профилактике ВИЧ на национальные языки;
  • привлекать к работе диаспоры и проводить мероприятия в миграционных центрах;
  • учитывать страхи и опасения мигрантов перед тестированием, связанные с возможной депортацией после выявления у них ВИЧ.

«Важно, что государство вообще пришло к тому, чтобы рекомендации в отношении именно этих ключевых групп появились. Принципиально новое — это готовность государства участвовать в работе совместно с НКО. Диаспоры худо-бедно и сегодня пытаются работать с соотечественниками, которые приезжают сюда на заработки. Но к рекомендациям нужно добавить, что нужно не одни лишь диаспоры привлекать к такой работе, но и находить людей, живущих с ВИЧ, среди представителей ключевых групп. Только тогда этот документ реально заработает и поможет решить вопросы, о которых у нас не принято говорить.

по теме


Общество

Две полоски. Как живут в Москве ЛГБТ-беженцы из Узбекистана

Например, надо говорить о том, что депортация — это устаревший метод. Многие люди, которые уже приехали с ВИЧ-инфекцией или получили ее в России, сдают кровь для получения патента. А когда узнают, что у них ВИЧ, начинают скрываться от закона. В итоге государство проигрывает по всем фронтам.

Первое — мигранты не могут получить патент, и государство теряет деньги. Второе — они уходят в тень и все равно никуда не уезжают, продолжая распространять заболевание. Третье — они рано или поздно попадают в больницы, в их лечение вкладывают огромные деньги, они выходят и снова скрываются, опять попадают в больницы. Здесь важно говорить о том, чтобы на межгосударственном уровне были разработаны механизмы передачи АРВ-препаратов и условия лечения мигрантов в стране пребывания хотя бы для стран СНГ. Только в таком формате можно что-то сделать.

Мы мониторили госзакупки в шестнадцати субъектах российских регионов за 2017 — 2018 годы и увидели, что денег государство выделяет достаточно много, но когда анализировали, на что и куда они тратятся, то выяснили, что из всех ключевых групп только одна получает деньги — потребители инъекционных наркотиков. Никто из остальных не получал: ни МСМ, ни секс-работницы, ни мигранты. Возможно, сейчас деньги на работу с этими группами будут выделяться.

2. Секс-работницы

Наши главные цели и задачи:

  • снижение числа новых случаев инфицирования ВИЧ и удержание роста эпидемии среди населения;
  • улучшение качества жизни людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ);
  • повышение правовой грамотности населения в сфере ВИЧ и развитие навыков отстаивания собственных прав при неправомерных ограничениях доступа к лечению и медицинским услугам;
  • противодействие распространению идей ВИЧ-диссидентства;
  • снижение внутренней и внешней стигматизации и дискриминации со стороны общества в отношении представителей уязвимых групп населения, в том числе к ЛЖВ;
  • развитие гражданского общества.

Наши приоритетные направления деятельности:

  • разработка и реализация профилактических программ социально значимых заболеваний, таких как: ВИЧ-инфекция, гепатиты В/С, сифилис и другие ИППП;
  • расширение доступа к прохождению экспресс-тестирования на ВИЧ;
  • комплексное медико-социальное сопровождение, социальная реабилитация и адаптация людей, живущих с ВИЧ и затронутых ВИЧ-инфекцией;
  • юридическое консультирование и социально-правовое сопровождение по фактам ограничений прав и свобод в связи с наличием ВИЧ-инфекции, противоречащих законодательству Российской Федерации;
  • психологическая помощь и поддержка.

Наши основные целевые группы:

  • люди, живущие с ВИЧ и затронутые ВИЧ-инфекцией;
  • мужчины, практикующие секс с мужчинами (МСМ).

Услуги МОО "Позитивный Диалог":

Структура МОО "Позитивный диалог"

Общее собрание членов Организации.

  • Ступишин Михаил Юрьевич
  • Лоза Александр Михаилович
  • Панченко Николай Дмитриевич

Президент Организации - Ступишин Михаил Юрьевич

HIV TV

Что если у тебя СПИД?

Насколько важен прием АРВТ?

Читайте также: