О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней

Обновлено: 24.04.2024

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКАМ ИНФОРМИРОВАТЬ ОБ ИНФЕКЦИОННЫХ (ПАРАЗИТАРНЫХ) БОЛЕЗНЯХ

Медицинские работники в случае выявления у пациента инфекционной (паразитарной) болезни, носительства возбудителей инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, а также в случае смерти от инфекционной (паразитарной) болезни, обязаны:

  • в течение 2 часов сообщить о нем по телефону;
  • затем в течение 12 часов представить экстренное извещение в учреждение, осуществляющее федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор[1].

Таким образом, в случае постановки инфекционного диагноза или подозрения на заболевание медицинский работник обязан сделать запись о выявленном случае в Журнале учета инфекционных заболеваний (форма № 060/у), которая также утверждена Приказом № 1030, и информировать об этом учреждение, осуществляющее государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В дальнейшем полученная информация систематизируется, группируется по временному, территориальному, социально-возрастному признаку, проводится анализ данных, в том числе с применением статистического инструментария.

Обратите внимание!

Выявленные закономерности в характере течения эпидемического процесса учитываются в принятии управленческих решений, направленных на снижение рисков возникновения и распространения новых случаев инфекционных заболевания среди населения.

При больших объемах поступающей информации о случаях инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения (например, среди жителей крупного мегаполиса) специалисты неизбежно сталкиваются с трудностями своевременной и корректной обработки полученных данных, сопряженных с ограничением времени и большими трудозатратами. Расскажем о том, как проводится такая работа в Москве.

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ СЛУЧАЕВ ИНФЕКЦИОННЫХ И ПАРАЗИТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В МОСКВЕ

Москва — крупнейший город Европы, численность постоянного населения приближается к 13 млн чел.

В связи с этим в Москве регистрируется высокая заболеваемость инфекционными болезнями.

Порядок регистрации в Москве случаев инфекционных заболеваний определен Приказом Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 16.03.2018 № 29.

Приказом утверждена Инструкция о порядке регистрации случаев инфекционных и паразитарных заболеваний в Москве ( далее — Инструкция).

Инструкция предназначена и обязательна к исполнению:

• для всех медицинских организаций;

• медицинских работников учреждений иного профиля, в том числе учреждений начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений социальной защиты, других учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.


Рассмотрим общие положения Инструкции.

2. В каждой медицинской организации (филиале) приказом руководителя назначается лицо, ответственное за передачу оперативной информации о выявленных больных инфекционными заболеваниями, передачу экстренных извещений об инфекционном заболевании и ведение Журнала учета инфекционных и паразитарных заболеваний (ф. № 060/у).

Обратите внимание!

Приказом должен быть также определен сотрудник, заменяющий ответственное лицо на время его отсутствия. Приказ обновляется ежегодно, а также при смене ответственного лица.

3. В образовательных и других организациях ответственность за передачу оперативной информации о выявленных больных инфекционными заболеваниями, передачу экстренных извещений и ведение Журнала учета инфекционных и паразитарных заболеваний возлагается на медицинского работника, обслуживающего данное учреждение.

4. Журнал учета инфекционных заболеваний — основная учетная форма в организации, предназначенная для персонифицированной регистрации больных инфекционными заболеваниями и последующего контроля полноты и сроков передачи информации.

Обратите внимание!

Вести Журнал учета инфекционных заболеваний можно и в электронном виде.

Нумерация записей ведется с начала года раздельно по каждой нозологической форме. На каждое инфекционное заболевание (или носительство одного типа возбудителя) отводятся отдельные листы журнала. На массовые заболевания могут быть заведены отдельные Журналы.

Обратите внимание!

В медицинских учреждениях в Журнал должны быть внесены сведения не только о случаях заболевания, выявленных в самом учреждении, но и случаях заболевания у прикрепленного населения, выявленных в других учреждениях, в том числе в стационарах.

Все данные о больном, включая эпидемиологический анамнез и сведения о контактных, заносят в основную медицинскую документацию медицинской организации или иную медицинскую документацию, соответствующую специфике учреждения.

5. В Инструкции определен Порядок регистрации и оперативного оповещения о заболеваниях, подлежащих индивидуальной регистрации.

• инфекционного и паразитарного заболевания;

• подозрения на эти заболевания;

• носительства возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальных осложнений;

• укусов, ослюнений и оцарапываний животными;

• укусов (присасываний) клеща;

• инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее — инфекционные заболевания).

Регистрации подлежит не только случай заболевания, но и подозрение на случай инфекционного заболевания. Инструкция регламентирует в ряде случаев передачу положительных результатов лабораторных исследований, но об этом далее.

Обратите внимание!

Информация передается вне зависимости от места проживания (регистрации, прописки) больного, т. е. регистрации подлежат в том числе случаи у иногородних, иностранцев, мигрантов, лиц без определенного места жительства и др.

Мы уже говорили о том, что в Москве регистрируется высокая заболеваемость инфекционными болезнями — ежегодно около 3 млн случаев, а число случаев персонифицированного учета — порядка 1500 в день.

При наличии столь многочисленного и постоянно растущего населения и как следствие — высокой заболеваемости основным направлением совершенствования обеспечения эпидемиологического надзора в мегаполисе является широкое внедрение информационных технологий в повседневную работу врача-эпидемиолога.


Установка рабочих мест информационной системы позволила ввести ряд полезных функций для самой медицинской организации: регистрировать случаи заболевания можно в круглосуточном режиме, что позволяет соблюдать регламентные жесткие сроки передачи информации, создавать собственный реестр больных, вести статическую обработку сведений и их анализ.



Суммарному (количественному) учету подлежат только острые респираторные вирусные инфекции, кроме госпитализированных случаев и случаев с летальным исходом — для них предусмотрена персонифицированная регистрация.

Персонифицированный учет болезней ведут с помощью специально разработанной Регистрационной карты инфекционного больного.

В отличие от Экстренного извещения Регистрационная карта предусматривает более широкий набор учитываемых признаков.


Как видим, в электронной регистрационной карте есть следующие регистрационные блоки:

1. Эпидемиологический номер — идентификатор, который в обязательном порядке присваивается регистрационной карте/случаю патологического состояния;

Эпидномер состоит из 8 цифр: первые две указывают на год регистрации случая, следующие 6 — порядковый номер случая в текущем году.

2. Имя текущего пользователя, дата и время работы с картой.


4. Диагноз — текущий и окончательный диагнозы, даты установления, характер течения и тяжести заболевания.


5. Информационный блок, содержащий сведения о пациенте, — паспортные данные, принадлежность к социально-возрастной, профессиональной группе, место работы или учебы больного, место жительства с указанием признака проживания.

Регистрационная карта содержит также блок ссылок на дополнительные окна, содержащие сведения о больном.

Например, при заболевании в медицинской организации, кроме даты госпитализации больного и наименования медицинской организации, регистрируются такие сведения, как диагноз при поступлении, наличие парентерального вмешательства и его суть, характер заражения, принятые меры.

В случае летального исхода учитываются данные медицинского свидетельства о смерти с подробными сведениями о результатах секции и патологоанатомических диагнозах.

Состав и объем регистрируемых данных зависит от конкретной инфекционной болезни, например:

• при регистрации острых кишечных инфекций в Карте фиксируется информация о подозрительных пищевых продуктах и месте их приобретения;

• при инфекциях, управляемых средствами специфической иммунопрофилактики, — данные прививочного анамнеза;

• при зоонозных инфекциях и укусах — сведения о животном и сырье;

• при поствакцинальном осложнении — подробные сведения о характере реакции, препарате и условиях его применения.

Таким образом, в основу перечня учитываемых показателей положена привязка оценки эпидемического процесса к конкретной группе инфекционной патологии, что определяет структуру эпидемиологического надзора.

Важно!

Все регистрируемые сведения носят официальный характер и должны быть основаны на первичной документации медицинских организаций.


1. В амбулаторно-поликлиническом учреждении.

Если больной госпитализируется с направлением от врача амбулаторно-поликлинического учреждения, случай заболевания регистрируется также сотрудниками амбулаторно-поликлинического учреждения.

2. В стационаре.

3. На вызове к больному бригадой скорой помощи.

4. В школе или ДДУ медицинским работником.

5. В оздоровительных учреждениях, а также в студенческих, строительных и иных коллективах медицинскими работниками.

Порядок подтверждения, изменения, отмены диагноза

Порядок регистрации и оперативного оповещения о случаях заболевания туберкулезом, заразными кожными инфекциями, венерическими заболеваниями, инфекцией, вызванной ВИЧ, имеет ряд особенностей, так как может быть установлен только врачом-специалистом, а также при регистрации и учете данных нозологий имеются дополнительные утвержденные регистрационные формы.

  • персонала организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
  • персонала центров, отделений гемодиализа, трансплантации органов, гематологии;
  • персонала клинико-диагностических и биохимических лабораторий;
  • персонала хирургических, урологических, акушерско-гинекологических, офтальмологических, отоларингологических, анестезиологических, реаниматологических, стоматологических, инфекционных, гастроэнтерологических стационаров, отделений и кабинетов поликлиник (в том числе перевязочных, процедурных, прививочных);
  • персонала диспансеров, перинатальных центров, станций и отделений скорой помощи, центров медицины катастроф, фельдшерско-акушерских пунктов, здравпунктов;
  • персонала учреждений с круглосуточным пребыванием детей или взрослых;
  • доноров крови (ее компонентов), костного мозга, органов и тканей, спермы;
  • лиц, относящихся к группам риска (потребители инъекционных наркотиков).

Важным критерием отнесения инфекционного заболевания к ИСМП является срок его возникновения после пребывания в медицинской организации. Так, регистрация внутрибольничных гнойно-воспалительных заболеваний осуществляется в течение 30 дней после операционного вмешательства и 1 года после установления имплантата. Регистрации подлежат заболевания родильниц гнойно-воспалительными заболеваниями, связанными с родами, выявленные в период пребывания в акушерском стационаре и/или в течение 30 дней после родов. Регистрации подлежат заболевания новорожденных, выявленные в период пребывания в акушерском стационаре и/или в течение 7 дней после выписки, независимо от предполагаемого характера инфицирования (внутрибольничного, внутриутробного, интранатального). Генерализованные формы (сепсис, остеомиелит, менингит) подлежат регистрации, если заболевание выявлено в течение месяца после рождения.

от 17 марта 2008 года N 88

О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 года N 1116
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста России от 31.03.2008 N 01/3065-АБ

В соответствии с пунктом 5.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2899; 2006, N 22, ст.2337; N 52, ст.5587), пунктом 10 Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 60 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст.713), в целях совершенствования организации мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней и реализации на территории Российской Федерации Международных медико-санитарных правил - ММСП (2005 год)

1.1. Перечень Региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II-IV групп патогенности согласно приложению 1;

1.2. Перечень Региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней I-II групп патогенности с прикрепленными субъектами Российской Федерации и Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней, созданных на базе противочумных учреждений согласно приложению 2;

1.3. Перечень Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней с функциями в рамках ММСП (2005 год) согласно приложению 3;

1.4. Перечень Национальных центров верификации диагностической деятельности и Национальных центров, осуществляющих функции государственных коллекций, Роспотребнадзора согласно приложению 4;

1.5. Положение о Региональном центре по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II-IV и I-II групп патогенности согласно приложению 5;

1.6. Положение о Центре индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора согласно приложению 6;

1.7. Положение о Референс-центре по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней согласно приложению 7;

1.8. Положение о Национальном центре верификации диагностической деятельности согласно приложению 8;

1.9. Стандарты оснащения и номенклатура исследований ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации Региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней I-IV групп патогенности, Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней, Национальных центров верификации диагностической деятельности согласно приложению 9;

1.10. Порядок взаимодействия ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, Региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II-IV и I-II групп патогенности, Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней, Национальных центров верификации диагностической деятельности согласно приложению 10.

2. Руководителям территориальных органов и учреждений, подведомственных Роспотребнадзору, обеспечить:

2.1. Проведение мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней I-IV групп патогенности и лабораторную диагностику вызываемых ими инфекций в соответствии с единой системой мониторинга, индикации и диагностики инфекционных болезней, состоящей из территориального, регионального и федерального уровней;

2.2. Доставку биоматериала в Региональные центры, Референс-центры по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центры индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней и Национальные центры верификации диагностической деятельности в соответствии с утвержденным порядком взаимодействия;

2.3. Работу по мониторингу, в том числе в части лабораторной диагностики, за полиомиелитом и острыми вялыми параличами, корью, гриппом и острыми респираторными вирусными заболеваниями, гриппом птиц, ВИЧ/СПИД, чумой, холерой согласно действующим нормативно-распорядительным документам.

3. Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации:

3.1. Принять меры по укреплению материально-технической базы лабораторий, дооснащению их необходимыми приборами и оборудованием для проведения мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней;

3.3. Внедрять в работу лабораторий учреждений Роспотребнадзора современные методы диагностики возбудителей инфекционных и паразитарных болезней;

3.4. Обеспечить регулярную подготовку специалистов по вопросам современной лабораторной диагностики возбудителей инфекционных и паразитарных болезней;

3.5. Обеспечить взаимодействие с Региональными центрами, Референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центрами индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора и Национальными центрами верификации диагностической деятельности в соответствии с приложением 10 к настоящему приказу.

4. Руководителям ФГУЗ "Противочумный институт" Роспотребнадзора обеспечить готовность лабораторий из состава специализированных противоэпидемических бригад (далее - СПЭБ) для усиления учреждений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в соответствии с действующими нормативными документами.

5. Руководителям противочумных учреждений Роспотребнадзора:

5.1. Обеспечить оказание консультативной, методической и, при необходимости, практической помощи ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в прикрепленных субъектах Российской Федерации и Региональным центрам по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II-IV групп патогенности в проведении в полном объеме диагностических исследований особо опасных инфекционных болезней;

5.2. Принять меры по укреплению материально-технической базы микробиологических лабораторий, дооснащения их необходимыми приборами и оборудованием для проведения диагностических микробиологических исследований всеми регламентированными методами.

6. Руководителям Региональных центров, Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней и Национальных центров верификации диагностической деятельности организовать соответственно работу согласно приложениям 5-8, утвержденным настоящим приказом.

7. Руководителю ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (А.И.Верещагин) совместно с ФГУН Государственный НИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им.Л.А.Тарасевича Роспотребнадзора (Н.В.Медуницын), Референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней разработать и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок до 30 апреля 2008 года методические рекомендации по организации системы внешнего контроля качества работы лабораторий учреждений Роспотребнадзора.

8. Руководителю ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (А.И.Верещагин) и директору ФГУЗ РосНИПЧИ "Микроб" (В.В.Кутырев) подготовить и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека план пересмотра нормативно-методических документов по мониторингу за инфекционными и паразитарными болезнями в срок до 1 июня 2008 года.

9. Начальнику Управления эпидемиологического надзора, санитарной охраны территории, надзора на транспорте (С.Д.Кривуля) осуществлять координацию деятельности Региональных, Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней и Национальных центров верификации диагностической деятельности.

10. Начальнику Финансово-экономического управления (В.Н.Гришина) предусмотреть дополнительные средства на укрепление материально-технической базы лабораторий Региональных, Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней и Национальных центров верификации диагностической деятельности Роспотребнадзора.

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Гульченко Л.П.

Приложение 1
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
от 17 марта 2008 года N 88

Перечень
Региональных центров по мониторингу за возбудителями
инфекционныхи паразитарных болезней II-IV групп патогенности

Курируемые субъекты Российской Федерации

ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора

Центральный федеральный округ
Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г.Москва

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в г.Санкт-Петербурге

Северо-Западный федеральный округ
Республики Карелия, Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области,
г.Санкт-Петербург

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Ростовской области

Южный федеральный округ
Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Чеченская Республики, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Нижегородской области

Приволжский федеральный округ
Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская и Чувашская Республики, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Свердловской области

Уральский федеральный округ
Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Новосибирской области

Сибирский федеральный округ
Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский, Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Читинская области, Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Хабаровском крае

Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия), Хабаровский и Приморский края, Камчатская, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ

Приложение 2
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
от 17 марта 2008 года N 88

Перечень
Региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных
болезней I-II групп патогенности с прикрепленными субъектами Российской
Федерациии Центров индикации и диагностики возбудителей опасных
инфекционных болезней, созданных на базе противочумных учреждений

Прикрепленные субъекты Российской Федерации

Центр индикации возбудителей и диагностики ООИ

ФГУЗ "Алтайская противочумная станция"

Республика Алтай, Алтайский край

ФГУЗ "Астраханская противочумная станция"

ФГУЗ "Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт"

ФГУЗ "Дагестанская противочумная станция"

ФГУЗ "Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока"

ФГУН ГНЦ ВБ "Вектор"

Республики Саха (Якутия), Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Кемеровская,
Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская области, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа

Центр индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Сибирского федерального округа

ФГУЗ "Кабардино-Балкарская противочумная станция"

Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республики

ФГУЗ "Приморская противочумная станция"

Приморский и Камчатский края

ФГУЗ "Причерноморская противочумная станция"

Республика Адыгея, Краснодарский край

ФГУЗ "Противочумный центр"
ФГУН "Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии"

Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Кировская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г.Москва

Центр индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Центрального федерального округа

ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб"

Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская и Чувашская Республики, Пермский край,
Курганская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская
Пензенская, Саратовская, Свердловская, Ульяновская и Челябинская области

Центр индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Приволжского и Уральского федеральных округов

ФГУЗ "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт"

ФГУЗ "Северо-Западная противочумная станция"

Республики Карелия, Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, Ненецкий автономный округ, г.Санкт-Петербург

Центр индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Северо-Западного федерального округа

ФГУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный
институт"

Республики Северная Осетия - Алания, Ингушская и Чеченская,
Ставропольский край

Центр индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Южного федерального округа

ФГУЗ "Тувинская противочумная станция"

ФГУЗ "Хабаровская противочумная станция"

Хабаровский, Камчатский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ

Центр индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Дальневосточного федерального округа

ФГУЗ "Читинская противочумная станция"

Республика Бурятия, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ

ФГУЗ "Элистинская противочумная станция"

Приложение 3
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
от 17 марта 2008 года N 88

Перечень
Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных
и паразитарных болезней с функциями в рамках ММСП (2005)

В соответствии с пунктом 5.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52, ст. 5587), пунктом 10 Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 60 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 713), в целях совершенствования организации мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней и реализации на территории Российской Федерации Международных медико-санитарных правил - ММСП (2005 г.) приказываю:

1.1. Перечень Региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II-IV групп патогенности согласно приложению N 1;

1.2. Перечень Региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней I-II групп патогенности с прикрепленными субъектами Российской Федерации и Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней, созданных на базе противочумных учреждений согласно приложению N 2;

1.3. Перечень Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней с функциями в рамках ММСП (2005 г.) согласно приложению N 3;

1.4. Перечень Национальных центров верификации диагностической деятельности и Национальных центров, осуществляющих функции государственных коллекций, Роспотребнадзора согласно приложению N 4;

1.5. Положение о Региональном центре по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II-IV и I-II групп патогенности согласно приложению N 5;

1.6. Положение о Центре индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора согласно приложению N 6;

1.7. Положение о Референс-центре по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней согласно приложению N 7;

1.8. Положение о Национальном центре верификации диагностической деятельности согласно приложению N 8;

1.9. Стандарты оснащения и номенклатура исследований ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации Региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней I-IV групп патогенности, Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней, Национальных центров верификации диагностической деятельности согласно приложению N 9;

1.10. Порядок взаимодействия ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, Региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II-IV и I-II групп патогенности, Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней, Национальных центров верификации диагностической деятельности согласно приложению N 10.

2.1. Проведение мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней I-IV групп патогенности и лабораторную диагностику вызываемых ими инфекций в соответствии с единой системой мониторинга, индикации и диагностики инфекционных болезней, состоящую из территориального, регионального и федерального уровней;

2.2. Доставку биоматериала в Региональные центры, Референс-центры по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центры индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней и Национальные центры верификации диагностической деятельности в соответствии с утвержденным порядком взаимодействия;

2.3. Работу по мониторингу, в том числе в части лабораторной диагностики, за полиомиелитом и острыми вялыми параличами, корью, гриппом и острыми респираторными вирусными заболеваниями, гриппом птиц, ВИЧ/СПИД, чумой, холерой согласно действующим нормативно-распорядительным документам.

3.1. Принять меры по укреплению материально-технической базы лабораторий, дооснащению их необходимыми приборами и оборудованием для проведения мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней;

3.3. Внедрять в работу лабораторий учреждений Роспотребнадзора современные методы диагностики возбудителей инфекционных и паразитарных болезней;

3.4. Обеспечить регулярную подготовку специалистов по вопросам современной лабораторной диагностики возбудителей инфекционных и паразитарных болезней;

3.5. Обеспечить взаимодействие с Региональными центрами, Референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центрами индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора и Национальными центрами верификации диагностической деятельности в соответствии с приложением N 10 к настоящему приказу.

4. Руководителям ФГУЗ "Противочумный институт" Роспотребнадзора обеспечить готовность лабораторий из состава специализированных противоэпидемических бригад (далее - СПЭБ) для усиления учреждений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в соответствии с действующими нормативными документами.

5.1. Обеспечить оказание консультативной, методической и, при необходимости, практической помощи ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в прикрепленных субъектах Российской Федерации и Региональным центрам по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II-IV групп патогенности в проведении в полном объеме диагностических исследований особо опасных инфекционных болезней;

5.2. Принять меры по укреплению материально-технической базы микробиологических лабораторий, дооснащения их необходимыми приборами и оборудованием для проведения диагностических микробиологических исследований всеми регламентированными методами.

6. Руководителям Региональных центров, Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней и Национальных центров верификации диагностической деятельности организовать соответственно работу согласно приложениям N 5 - N 8, утвержденными настоящим приказом.

7. Руководителю ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (А.И. Верещагин) совместно с ФГУН Государственный НИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Тарасевича Роспотребнадзора (Н.В. Медуницын), Референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней разработать и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок до 30 апреля 2008 г. методические рекомендации по организации системы внешнего контроля качества работы лабораторий учреждений Роспотребнадзора.

8. Руководителю ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (А.И. Верещагин) и директору ФГУЗ РосНИПЧИ "Микроб" (В.В. Кутырев) подготовить и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека план пересмотра нормативно-методических документов по мониторингу за инфекционными и паразитарными болезнями в срок до 1 июня 2008 г.

9. Начальнику Управления эпидемиологического надзора, санитарной охраны территории, надзора на транспорте (С.Д. Кривуля) осуществлять координацию деятельности Региональных, Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней и Национальных центров верификации диагностической деятельности.

10. Начальнику Финансово-экономического Управления (В.Н. Гришина) предусмотреть дополнительные средства на укрепление материально-технической базы лабораторий Региональных, Референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней и Национальных центров верификации диагностической деятельности Роспотребнадзора.

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Гульченко Л.П.

Приложение N 1
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
от 17 марта 2008 г. N 88

Приложение N 2
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
от 17 марта 2008 г. N 88

1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГУЗ "Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора; ФГУЗ "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора; ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора; Научно-исследовательский институт вирусологии им. Д.И. Ивановского РАМН; ФГУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора; ФГУН "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Роспотребнадзора.

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-гигиеническому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 03.12.2009 N 3).

3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 19.04.2010 и введены в действие с момента утверждения.

4. Введены взамен методических рекомендаций "Мероприятия по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории Российской Федерации", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 05.12.2002.

1. Область применения

1.1. Методические указания "Мероприятия по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории Российской Федерации" предназначены для специалистов органов и учреждений системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, противочумных учреждений Роспотребнадзора и обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации.

1.2. Настоящие методические указания содержат основные требования к комплексу организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения лихорадки Западного Нила (далее - ЛЗН).

2. Нормативные и методические документы

1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", М., 1999.

2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.03.2008 N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней".

4. Санитарные правила "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней". СП 3.1./3.2. 1379-03. - М., 2003.

5. Санитарно-эпидемиологические правила "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности". СП 1.3.1285-03. - М., 2003.

6. Санитарные правила "Порядок учета, хранения, передачи и транспортировки микроорганизмов I - IV групп патогенности". СП 1.2.036-95. - М., 1995.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.02.2009 N 11 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера".

9. Методические рекомендации "Мероприятия по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории Российской Федерации". - Волгоград, 2002. - 40 с.

10. Методические указания "Организация работы при исследованиях методом ПЦР материала, инфицированного микроорганизмами I - II групп патогенности", МУ 1.3.1794-03.

11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих". СанПиН 3.5.2.1376-03. - М., 2003.

12. Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации". СП 3.5.3.1129-02. - М., 2002.

13. Методические указания "Отлов, учет и прогноз численности мелких млекопитающих и птиц в природных очагах инфекции". МУ 3.1.1029-01. - М., 2001.

14. Методические указания "Сбор, учет и подготовка к лабораторному исследованию кровососущих членистоногих переносчиков возбудителей природно-очаговых инфекций". МУ 3.1.1027-01. - М., 2001.

15. "Дезинфекционные средства, разрешенные для применения в Российской Федерации". - Часть 2. Дезинсекционные средства. - Справочник, выпуск 1/Под ред. Монисова А.А., Шандалы М.Г. - М., 1997. - 296 с.

16. Методические указания "Обеззараживание исследуемого материала, инфицированного бактериями I - IV групп патогенности, при работе методом ПЦР". - МУ 3.5.5.1034-01. - М., 2001.

3. Общие положения

3.1. Управления Роспотребнадзора, на обслуживаемой территории которых обнаружена природная очаговость ЛЗН, разрабатывают комплексные планы профилактических мероприятий по предупреждению эпидемических проявлений ЛЗН совместно с курирующими противочумными учреждениями, органами управления здравоохранением и исполнительной властью субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральной исполнительной власти, органами местного самоуправления и другими заинтересованными организациями сроком на 5 лет с ежегодным корректированием.

3.2. Комплексный план профилактических мероприятий по предупреждению эпидемических проявлений ЛЗН согласовывается с организациями и службами, привлекаемыми к его реализации, утверждается руководителем органа исполнительной власти и является обязательным для выполнения всеми задействованными организациями, независимо от организационно-правовой формы.

3.3. Координацию всех мероприятий по эпидемиологическому надзору за ЛЗН, а также контроль выполнения требований к его организации выполняет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий

4.1. Организация контроля за циркуляцией вируса Западного Нила, его верификацией и эпидемическими проявлениями ЛЗН осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.03.2008 N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней".

4.2. Референс-центром по мониторингу за ЛЗН является ФГУЗ "Волгоград НИПЧИ" Роспотребнадзора, выполняющий свои функции и задачи в соответствии с прилож. 7 к Приказу от 17.03.2008 N 88.

4.3. При появлении на территории Российской Федерации случаев заболевания ЛЗН территориальное Управление Роспотребнадзора обязано передавать информацию в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Референс-центр по мониторингу за ЛЗН.

4.4. Взаимодействие ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации с учреждениями Роспотребнадзора, имеющими статус специализированных Центров, осуществляется в соответствии с прилож. 10 к Приказу от 17.03.2008 N 88.

4.5. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации осуществляют контроль за своевременностью отбора и доставки сывороток крови от всех больных с подозрением на ЛЗН из лечебно-профилактических учреждений в вирусологическую лабораторию.

4.6. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации в случае необходимости направляют в Референс-центр клинический материал и пробы из окружающей среды для подтверждения первичных положительных результатов.

4.7. Референс-центр выполняет работу по выделению вируса и изучению его свойств самостоятельно либо взаимодействует с другими научно-исследовательскими институтами соответствующего профиля.

4.8. Выделенные штаммы ВЗН направляются для хранения в Национальный Центр верификации диагностической деятельности - ФГУН ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора (прилож. 4 и 8 к Приказу от 17.03.2008 N 88).

5. Сведения о лихорадке Западного Нила

5.1. Общие сведения

5.1.1. Лихорадка Западного Нила (ЛЗН) (синонимы: западно-нильский энцефалит; энцефалит Западного Нила; Encephalitis Nili occidentalis - лат.; West Nile encephalitis - англ.) - зоонозная природно-очаговая арбовирусная инфекция с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, протекающая у человека в виде острого лихорадочного заболевания с симптомами общей интоксикации, головными болями, миалгией, артралгией, сыпью, в тяжелых случаях - с развитием серозного менингита и менингоэнцефалита. Инкубационный период составляет от 2 до 8 - 14 дней, в среднем 3 - 6 суток.

5.1.2. Возбудитель инфекции - вирус Западного Нила (ВЗН) относится к семейству Flaviviridae, роду Flavivirus и входит в антигенный комплекс японского энцефалита, к которому принадлежат вирусы Алфай, Каципакоре, Коутанго, Усуту, японского энцефалита, энцефалитов Сент-Луис и долины Муррея. В соответствии с классификацией патогенных для человека микроорганизмов ВЗН относится ко II группе патогенности.

5.1.3. В настоящее время генотипирование ВЗН на территории Российской Федерации проведено выборочно в нескольких регионах. Установлено, что в Российской Федерации циркулирует преимущественно ВЗН I генотипа. II генотип ВЗН обнаружен в Астраханской и Волгоградской областях. ВЗН IV генетической группы найден в Краснодарском крае. Ареал ВЗН в России охватывает ландшафтные пояса пустынь, полупустынь, степи, лесостепи на территории юга европейской части (Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, Краснодарский край), южные районы Сибири и Дальнего Востока. В странах СНГ ВЗН распространен в Молдавии, Украине, Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Таджикистане, Киргизии, Узбекистане, Туркменистане.

Формированию новых и поддержанию активности существующих природных и антропогенных очагов болезни способствуют природные (более высокая, чем обычно, температура воздуха, обильные дожди с последующими разливами рек и заболачиванием территорий), экологические (сезонная миграция перелетных птиц, высокая численность синантропных птиц в населенных пунктах, высокая численность переносчиков ВЗН), социальные (возросшие торгово-экономические и туристические связи между государствами) и антропогенные (отчуждение ранее окультуренных земель, создание и функционирование комплексов гидротехнических сооружений) факторы.

Прогноз возможности циркуляции вируса базируется на изотерме сумм эффективных температур внешней среды >= 10 °C (оптимально 18 - 25 °C и выше).


Постановление главного санитарного врача РА "Об усилении мер по профилактике ОКИ на территории Республики Алтай" №12 от 24.05.17.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

Об усилении мер профилактики острых кишечных инфекций

на территории Республики Алтай

Я, главный государственный санитарный врач по Республике Алтай, Л.В. Щучинов, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по острым кишечным инфекциям, установил:

Заболеваемость острыми кишечными инфекциями (далее ОКИ) на протяжении последних лет, как в Российской Федерации так и в Республике Алтай остается актуальной проблемой, в том числе среди ОКИ вирусной этиологии (ротовирусные, норовирусные).

По итогам 4 месяцев 2017 года заболеваемость ОКИ в республике выросла в сравнении с аналогичным периодом 2016 года в 1,4 раза, показатель заболеваемости населения составил 308,1 (663 случая) в 2016 году 218,1 (466 случаев).

Регистрируется рост заболеваемости сальмонеллезом – в 1,8 раза, ОКИ установленной этиологии – в 1,4 раза, в том числе ОКИ вирусной этиологии - в 1,5 раза.

Заболеваемость среди школьников 7-14 лет по сумме ОКИ увеличилась в 1,6 раза. Среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, заболеваемость по сумме ОКИ увеличилась в 1,3 раза.

Наиболее неблагополучными территориями по сумме ОКИ, где заболеваемость превышает средний республиканский показатель, являются город Горно-Алтайск – 470,9 (296 случаев), Майминский район – 328,8 (105 случаев), Усть-Коксинский район – 326,7 (54 случая), Улаганский район – 448,4 (51 случай).

При проведении расследования случаев ОКИ в организованных коллективах отмечаются грубые нарушения санитарного законодательства при организации питания, медицинского обслуживания детей.

Причиной заболевания явился занос инфекции в детский сад. При проведении расследования установлено, что первый заболевший ребенок воспитателями и медиками детского сада не был своевременно изолирован, посещал детский сад. Ни воспитатели, ни медицинский работник детского сада не сообщили о случившемся в территориальные органы Роспотребнадзора. В результате заболели еще 7 воспитанников младшей группы. Все дети не были осмотрены в детском саду врачом инфекционистом, своевременно не обследованы контактные.

Кроме того, при обследовании детского сада специалистами Роспотребнадзора по Республике Алтай выявлены грубейшие нарушения санитарного законодательства при организации утреннего фильтра, организации питания детей. При обследовании пищеблока установлено, что нарушаются требования при отборе суточных проб, при ведении журнала бракеража скоропортящейся продукции, не контролируется температурный режим мяса. Используются разделочные доски с щелями и трещинами. Моечные ванны, как на пищеблоке, так и в младшей группе ржавые, исшарканные, требующие замены. Младший воспитатель в младшей группе не соблюдает правила личной гигиены и мытья посуды. Обеденные столы в младшей группе старые, с отбитыми краями, что не позволяет проводить их качественную санитарную обработку.

Санитарное состояние в групповых неудовлетворительное. Не соблюдается режим мытья столовой посуды, не соблюдаются правила личной гигиены персоналом. По результатам лабораторных бактериологических исследований в смыве с дуршлака, панелей, кастрюли, поварешки на пищеблоке и младшей группе выделены бактерии группы кишечной палочки. В 3-х суточных пробах из 9 выявлено наличие бактерий группы кишечной палочки: в салате из свежих огурцов, картофельном пюре и какао.

п о с т а н о в л я ю :

Главам муниципальных образований рекомендовать:

1.1.Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы по заболеваемости и профилактике ОКИ на подведомственных территориях, внести коррективы в существующие планы.

1.2.Рекомендовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выполнять требования санитарного законодательства при производстве, хранении и продаже продуктов питания, обеспечения населения доброкачественной питьевой водой в условиях неустойчивой эпидемической ситуации в группе острых кишечных инфекций.

1.3.Своевременно принимать меры по пресечению торговли в несанкционированных местах.

1.4.Обеспечить пищеблоки школ, летних оздоровительных и детских дошкольных учреждений необходимым холодильным, технологическим оборудованием для организации качественного и полноценного питания.

1.5.Принять меры по организации контроля за обеспечением санитарно- эпидемиологического режима в образовательных, детских дошкольных и летних оздоровительных учреждениях.

1.6.Обеспечить плановую систему санитарной очистки и благоустройства населенных мест. Привести в соответствие санитарных требований полигонов ТБО, буртование мусора, установить достаточное количество контейнеров, контейнерных площадок.

2.Министерству здравоохранения Республики Алтай (Пелеганчук В.А.), главным врачам медицинских организаций Республики Алтай рекомендовать:

2.1.Проанализировать состояние оказания медицинской помощи в медицинских организациях республики, оказывающих помощь инфекционным больным, принять дополнительные меры по обеспечению соблюдения противоэпидемического режима.

2.2.1.наличие необходимого запаса медикаментов, дезинфектантов;

2.2.2.формирование резерва медицинских препаратов, применяющихся в качестве средств экстренной профилактики в эпидемических очагах ОКИ (бактериофаг, вакцина);

2.2.3.наличие и исправность диагностического лабораторного оборудования;

2.2.4.обучение медицинского персонала по вопросам диагностики, лечения и профилактики ОКИ различной этиологии.

2.3.Принять меры по обеспечению лабораторного обследования больных с признаками ОКИ на весь спектр бактериологических и вирусных инфекций, в том числе на наличие норовирусов, при оказании им амбулаторной помощи.

2.6.Активизировать санитарно-просветительную работу медицинскими работниками по профилактике острых кишечных инфекций.

2.7.Активизировать и обеспечить работу школ молодых матерей в медицинских, детских дошкольных учреждениях по обучению родителей правилам гигиены при кормлении ребенка и основам вскармливания детей раннего, дошкольного возраста, первого года жизни.

2.8.Потребовать от врачей педиатров, медицинских сестер при проведении патронажа осуществлять контроль за ассортиментом продуктов, используемых для кормления ребенка, проводить разъяснительную работу о мерах профилактики ОКИ, соблюдении правил личной гигиены родителями и членами семей при кормлении детей, о соответствии питания возрасту ребенка, о введении прикорма.

2.9.Усилить санитарно-просветительную работу в средствах массовой информации об основах рационального питания, вскармливания детей в соответствии возрастным особенностям, профилактике ОКИ.

3. Рекомендовать руководителям хозяйствующих субъектов, имеющих на балансе объекты водоснабжения:

3.1.Привести объекты водоснабжения в соответствие действующим санитарным требованиям.

3.2.Иметь неснижаемый запас дезинфицирующих средств, регулярно проводить дезинфекцию водопроводных емкостей и сетей водопроводов.

3.3.Для обеспечения гарантированного качества воды установить бактерицидные установки.

3.4.Вести журналы регистрации аварийных ситуаций на водопроводе, сведения об аварийных ситуациях передавать в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай (тел/факс: (38822) 64384).

4.Рекомендовать средствам массовой информации, оказывать поддержку в размещении материалов медицинскими работниками, учреждениям Роспотребнадзора о мерах профилактики ОКИ среди населения.

5.Рекомендовать организациям и предприятиям – владельцам объектов, осуществляющих деятельность по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами:

5.1.Обеспечить неукоснительное исполнение санитарного законодательства при организации питания населения.

5.2.Обеспечить проведение дератизации и дезинсекции на подведомственных объектах.

6.Рекомендовать Министерству образования и науки Республики Алтай (Бондаренко А.В.) обеспечить:

6.1.Контроль исполнения санитарного законодательства в области улучшения санитарно-технического состояния детских дошкольных учреждений, школ, летних оздоровительных учреждений. Обратить особое внимание на вопросы улучшения санитарно-технического состояния пищеблоков, улучшения водоснабжения, создания условий для соблюдения правил личной гигиены.

6.2.Проведение внеочередных лабораторных обследований на кишечную группу инфекций, в т.ч. на наличие вирусов кишечных инфекций, сотрудников, занятых приготовлением, хранением, реализацией и транспортировкой пищевых продуктов в период летней оздоровительной кампании.

7.Рекомендовать руководителям детских образовательных учреждений Республики Алтай:

7.1.Принять меры по проведению ежедневного контроля за обеспечением санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях, организацией питания детей.

7.2.Не допускать приема на пищеблок продуктов и продовольственного сырья, не имеющих сопроводительных документов.

7.3. Обеспечить проведение бракеража сырой продукции, поступающей на пищеблок.

7.4.Соблюдать технологию, поточность приготовления блюд.

7.5.Проводить раздачу пищи только после проведения бракеража и отметки в журнале о степени готовности.

7.5.Обеспечить исправность технологического оборудования, контроль температурных параметров при приготовлении блюд.

7.6.Обеспечить наличие и хранение суточных проб на пищеблоке в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

7.7.Проводить контроль качества обработки посуды (правильное разведение концентрации моющих и дезинфицирующих средств, наличие видимых следов жира на посуде, контроль температуры воды) в соответствии с инструкциями о правилах мытья и дезинфекции посуды.

7.9.Не допускать к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

8.Рекомендовать Комитету ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай (Каширских Т.П.):

8.1.Усилить контроль за полнотой охвата и качеством проведения ветеринарно-санитарной экспертизы животноводческой продукции, представляющей опасность для человека.

8.2.Обеспечить взаимодействие с учреждениями Роспотребнадзора по Республике Алтай по вопросам заболеваемости зоонозными инфекциями и результатам лабораторных исследований продуктов животноводства.

9.Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай (Сбитнева С.В.), и.о.начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай (Логинова Г.В.), начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай:

9.1.Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями, детских дошкольных учреждений, школ, летних оздоровительных учреждений.

9.2.Ужесточить контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил всеми хозяйствующими субъектами, организациями и частными предпринимателями, занимающимися производством и реализацией пищевой продукции, организацией питания независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности.

9.3.Принимать исчерпывающие меры административного воздействия за нарушения санитарного законодательства, вплоть до закрытия объектов и передачи материалов в следственные органы.

10.1.Обеспечить своевременность предоставления внеочередных донесений о регистрации случаев групповых заболеваний ОКИ в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай и территориальные отделы.

10.3.Обеспечить полноту и адекватность отбора и целенаправленного направления на исследования проб биологического материала и объектов внешней среды в зависимости от клинических проявлений и предполагаемых путей и факторов передачи возбудителей в очаге с целью повышения расшифровки этиологии случаев групповых и массовых заболеваний ОКИ.

11.Начальнику отдела организации деятельности и юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай (Бугреева М.С.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.

12.Информацию о мерах, принятых по исполнению настоящего Постановления представить, в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай по e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. в срок до 15.06.2017.

13.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай (Борисова Л.С.).

Читайте также: