О защите населения от инфекционных заболеваний днр

Обновлено: 28.03.2024

1. Государственная политика в сфере иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

2. В сфере иммунопрофилактики государство гарантирует:

1) доступность для граждан профилактических прививок;

2) бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в календарь обязательных профилактических прививок и некоторых прививок по эпидемическим показаниям, перечень которых определяется республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

3) проведение иммунизации по эпидемическим показаниям при угрозе массового распространения инфекционных заболеваний в порядке, определенном Советом Министров Донецкой Народной Республики;

4) разработку и реализацию целевых и территориальных программ;

5) использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных иммунобиологических лекарственных препаратов;

6) государственный контроль качества, эффективности и безопасности иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики;

7) поддержку научных исследований в сфере иммунопрофилактики;

8) обеспечение современного уровня производства иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики;

9) государственную поддержку отечественных производителей иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики;

10) включение вопросов иммунопрофилактики в государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников;

11) совершенствование системы статистического наблюдения;

12) обеспечение единой государственной информационной политики;

13) развитие международного сотрудничества;

14) проведение информационной и санитарно-просветительской работы среди населения с целью повышения его информированности в сфере иммунопрофилактики.

3. Реализация государственной политики в сфере иммунопрофилактики обеспечивается Советом Министров Донецкой Народной Республики, республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения и другими органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики.

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

1) получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

2) проведение профилактических прививок в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности;

3) бесплатное получение в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности профилактических прививок, включенных в Календарь прививок в пределах целевого финансирования на реализацию мероприятий по иммунопрофилактике;

4) медицинский осмотр и необходимое медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи при возникновении поствакцинальных осложнений в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности;

5) социальные гарантии при возникновении поствакцинальных осложнений в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики;

6) отказ от профилактических прививок.

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

1) временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий (при благополучной эпидемиологической ситуации решение о допуске в образовательные организации и оздоровительные учреждения принимается врачебно-консультационными комиссиями);

2) отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения;

3) запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Донецкой Народной Республики требует конкретных профилактических прививок;

4) отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями или их передачи. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями или их передачи и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

1) выполнять предписания медицинских работников;

2) ответственность за отказ от применения профилактических прививок детям до 16 лет в соответствии с Календарем прививок несут их родители или их законные представители;

3) отказ от профилактических прививок предоставляется в письменном виде руководителю соответствующего учреждения здравоохранения.

В МЧС ДНР состоялось заседание Совместной инспекции по мониторингу и контролю состояния безопасности предприятий и объектов, расположенных на территории, временно находящейся под контролем Украины

16 июня 2021 года состоялось очередное заседание Совместной инспекции по мониторингу и контролю состояния безопасности предприятий и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения Донбасса, расположенных на территории, временно находящейся под контролем Украины.

Территория Донбасса, временно находящаяся под контролем Украины, составляет лишь 4,4 процента её общей площади, при этом здесь сосредоточена пятая часть промышленного потенциала страны, 78 процентов которого приходится на экологически опасные производства металлургической и добывающей отраслей, производство электроэнергии и кокса. Высокая концентрация промышленного, сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры в сочетании со значительной плотностью населения изначально создало огромную нагрузку на биосферу — самую большую в Украине и Европе.

Все эти факторы обуславливают необходимость постоянного мониторинга состояния окружающей среды, а также контроля за объектами, влияющими на экологическую безопасность и безопасность жизнедеятельности населения. На практике существующее руководство Украины создает все условия для невозможности проведения контроля за состоянием таких объектов и сокрытием действительного состояния экологической безопасности.

Так, за прошедшие годы, представители Госэкоинспекции Украины неоднократно были не допущены для проведения проверок на предприятия, являющимися основными источниками выбросов загрязняющих веществ. При этом по закону не допуск инспекции на объект заканчивается штрафом в 750 гривен, предприятие платит его и на этом в основном все заканчивается.

Данная ситуация опасна тем, что в перечень таких предприятий попали объекты ЖКХ и теплоэлектростанции, которые уже неоднократно попадались на использовании топлива, не соответствующего технологическим нормам и наносящим вред экологии, что уже обсуждалось на заседаниях Совместной инспекции.

Основными источниками выбросов загрязняющих веществ объектов ЖКХ остаются котлы, которые эксплуатируются и на твёрдом топливе (угле), и на газе. При этом выбросы от котлов на твёрдом топливе гораздо токсичней, так как кроме оксидов азота, оксида углерода, метана, углекислого газа, они содержат сернистый ангидрид, оксид кадмия, окись меди, никель металлический, ртуть металлическую, свинец и его соединения, хром шестивалентный, окись цинка, двуокись селена, пыль.

В 2021 году очередной экологический рейтинг областей Украины вновь подтвердил тяжелое состояние экологии на территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины. При этом, некоторые проблемы проведения рейтинга переходят из года в год – это и отсутствие экологического мониторинга, отсутствие данных о качестве питьевой воды и загрязнении грунтов.

Как и в прежние годы, при подготовке экологического рейтинга Украина столкнулись с главной проблемой — отсутствием оперативной информации. Полноценного экологического мониторинга в режиме реального времени в стране до сих пор нет. Кроме того, по-прежнему в открытом доступе отсутствуют данные о качестве питьевой воды и загрязненности грунтов. Данные о качестве воздуха, отходах, загрязнении рек неочищенными стоками долго обрабатываются, чтобы в итоге войти в отчеты Госстата.

Экологи не раз указывали, что Украинские теплостанции - одни из главных загрязнителей в Европе, со ссылкой на исследование международного аналитического центра EMBER. Украина ответственна за 72% выбросов зольной пыли в Европе, а также за 27% выбросов двуокиси серы и за 16% - оксидов азота.

В десятке электростанций Европы с наибольшими выбросами зольной пыли Украине принадлежат восемь электростанций. Сюда входят Кураховская, Углегорская, Славянская ТЭС. Все они были введены в эксплуатацию в 60-70-х годах прошлого века.

Не менее в плачевном состоянии находятся и водные ресурсы. Согласно статистическим данным, ежегодно в поверхностные водные объекты на территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины, осуществляют сброс сточных вод более сотни предприятий. Объём сброса в 2019 году составил порядка 1145 млн м 3 , при этом почти четверть из них без очистки или недостаточно очищенные.

В плачевном состоянии и сети водоснабжения и водоотведения. Потери из сетей централизованного водоснабжения во многих городах достигают 60-70%. Объёмы возвратных вод, поступающих на очистные сооружения горводоканалов в этих городах, не превышают 15-25% от объёмов забранной воды. Изношенность водопроводных сетей на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства приводит к значительным потерям питьевой и технической воды.

Наконец, высокий уровень техногенной нагрузки на водоёмы и использование устаревших технологий не позволяют обеспечить население качественной и безопасной для здоровья человека питьевой водой.

Возможный источник загрязнения был расположен на территории Украины (с. Петровское Харьковской области). Указанное ухудшение качества воды наблюдалось в канале начиная с Харьковской области и заканчивая г. Мариуполь. На официальном уровне власти Украины данную ситуацию никак не прокомментировали.

Актуальным остается вопрос размещения отходов. На территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины, насчитывается порядка 26 узаконенных полигонов твердых бытовых отходов и порядка 40 несанкционированных свалок. При этом требованиям природоохранного законодательства соответствуют всего три полигона.

Большая часть свалок и полигонов твердых бытовых отходов практически исчерпала свой потенциал, при этом ежегодно в Донецкой области образуется порядка 536 тыс. тонн бытовых отходов. Поэтому появление многочисленных несанкционированных свалок, несмотря на пиар-акции властей Украины по открытию новых современных полигонов, никого уже не удивляет.

Так, например, в селе Новоукраинка Добропольской громады обнаружена несанкционированная свалка мусора. Когда-то данная свалка была участком площадью 2,7га предназначенным для ведения сельхозпроизводства. Обеспокоенные жители села, которым стихийная свалка донимает уже длительное время, составили коллективное обращение и направили его властям, но до сих пор никаких действий, кроме фиксирования нарушения властями не принято.

Кроме того, до сих пор на территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины, по данным Регионального доклада о состоянии окружающей природной среды Донецкой области за 2019 год, остаются порядка 4,004 т и 220,6 л запрещённых и непригодных к использованию пестицидов. Их хранение в несоответствующих условиях, из-за возможного проникновения токсичных веществ в грунтовые воды и наземные источники, переноса их воздушным путём или в процессе деятельности человека, представляет собой прямую угрозу для окружающей среды, животных и здоровья людей.

Однако, данная практика уже начинает выходить на государственный уровень. Так, на фоне слов первого заместителя министра энергетики Украины Ольги Буславец, в ходе 1-го Немецко-украинского энергетического дня в Киеве в декабре 2020 года, о том, что до 2031 года Украина намерена закрыть все убыточные шахты, а дотирование из государственного бюджета угольных предприятий будет минимизировано, проходили переговоры представителей бизнеса и чиновников Украины с группой индийских бизнесменов по вопросу использования части территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины, для захоронения химических отходов из Индии. При этом рассматривается вариант их захоронения в ликвидируемых шахтах Луганской и Донецкой областей.

Еще более непредсказуемой может стать ситуация на фоне планов властей Украины о продаже лицензии на разработку Азовского циркониевого месторождении в селе Никольское (Володарское) Донецкой области. При этом данное решение было принято без общественных слушаний и согласия общины, несмотря на то, что радиоактивный рудник в данном случае будет располагаться в полутора километрах от жилых домов.

Все это показывает о полном безразличии властей Украины к существующей и возможной будущей обстановке с экологической безопасностью на территории Донбасса, ведь такие действия могут перерасти в абсолютно бесконтрольную ситуацию на фоне затопления заброшенных шахт и выходе подземных вод на поверхность, о чем уже неоднократно доводилось Совместной инспекцией до общественности.

К сожалению, это не первый такой инцидент, связанный с выделением части территории парка доверчивым гражданам чиновниками Госгеокадастра.

Аналогичная ситуация была 2 года назад. Участок Национального природного парка "Меотида", густо заросший ковылем, распахали и обработали гербицидами. Сейчас он восстановлению не подлежит. Хоть подобные факты не единичны, но еще ни разу нарушители не возместили причиненный ущерб. Ситуации с распахиванием заповедных земель все еще находятся в стадии расследования.

К моменту начала эпидемии COVID-19 украинское здравоохранение оказалось в критическом состоянии из-за неудачных реформ последних лет. Пандемия обнажила проблемы охраны здоровья Украины: дефицит стационарных коек, медицинского персонала и средств индивидуальной защиты; дезинтеграция управления между центром и регионами; неповоротливость систем финансирования медицинской помощи.

Страна только официально теряет по полтысячи своих граждан в день, а это значит, что общее количество жертв из-за постковидных инфарктов, инсультов, диабета, гипертонии и т. д. выражается уже сегодня в разы большими цифрами. Простой подсчет показывает, что прямыми и косвенными жертвами COVID-19 и национального разгильдяйства могут стать до 1,5-2 млн граждан Украины.

Главная причина в том, что украинская власть не выполнила требования действующего законодательства Украины. В самом начале она проигнорировала законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о защите населения от инфекционных болезней и постановление Кабинета Министров о санитарной защите территорий.

В Украине проигнорирована такая наука, как эпидемиология и полностью уничтожена СЭС, которая должна была бы принять этот вызов первой. По имеющейся информации в Украине отсутствует подготовка врачей-эпидемиологов и осталось всего 500 специалистов данного профиля.

Основываясь на данной информации Совместная инспекция в очередной раз обращает внимание на негативную деятельность существующих властей Украины по обеспечению экологической безопасности, а также на возможные риски возникновения экологической катастрофы в случае использования территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины, в качестве полигона для захоронения химических отходов и разработки радиоактивного рудника.

Вступает в силу с 21 февраля 2022 г., за исключением пп. "а" п. 1 приложения к настоящему приказу, который вступает в силу с 9 февраля 2022 г.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 14 и пунктом 3 статьи 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2017, № 31, ст. 4791), пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 38, ст. 4736; 2013, № 48, ст. 6165) и подпунктами 5.2.22, 5.2.96 и 5.2.199 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2017, № 52, ст. 8131), приказываю:

2. Настоящий приказ вступает в силу с 21 февраля 2022 г., за исключением подпункта "а" пункта 1 приложения к настоящему приказу, который вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Министр М.А.Мурашко

Приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.02.2022 № 58н

Изменения, которые вносятся в приложения № 3 и № 4 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2021 № 1053н "Об утверждении формы медицинской документации "Справка о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации" и порядка ее выдачи, формы медицинской документации "Медицинский сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" и порядка ее ведения, а также формы "Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)"

1. В приложении № 3 к приказу:

а) в разделе 2 из наименования графы "Срок, на который установлены временные медицинские противопоказания" слово "временные" исключить;

б) дополнить разделом 4 следующего содержания:

"4. Информация о положительных результатах исследований на наличие антител (иммуноглобулинов G) к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (при наличии)



2. В приложении № 4 к приказу:

абзац первый дополнить словами:

", и сведений о положительных результатах исследований на наличие антител (иммуноглобулинов G) к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (любым из методов) (далее - тест на антитела), содержащихся на Едином портале.";

сноску 4 к абзацу первому считать сноской 1;

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Медицинский сертификат формируется на русском и на английском языках не позднее 3 календарных дней со дня внесения в информационный ресурс сведений о завершении в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Медицинский сертификат, содержащий сведения о положительных результатах теста на антитела, формируется однократно при наличии на Едином портале указанных сведений не позднее 3 календарных дней со дня подачи гражданином заявления с использованием Единого портала.";

б) пункт 2 дополнить словами ", или о наличии на Едином портале сведений о положительном результате теста на антитела";

подпункт 1 после слов "датой наступления события" дополнить словами ", либо о наличии на Едином портале сведений о положительном результате теста на антитела";

подпункт "а" дополнить предложением следующего содержания: "Данный раздел также может быть сформирован на основании сведений о положительном результате исследования на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (далее - ПЦР-тест), подтвержденном положительным результатом теста на антитела, в этом случае в графе "Дата установления диагноза" указывается дата проведения ПЦР-теста, графа "Дата выздоровления (при наличии)" не заполняется, в графе "Наименование медицинской организации" указывается наименование медицинской организации, проводившей исследование;";

дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

а) в соответствующих графах указывается информация о положительных результатах теста на антитела, включая номер записи о лице, имеющем положительный результат теста на антитела, на Едином портале, дату проведения исследования, метод исследования, наименование и производителя медицинского изделия, с использованием которого проводилось исследование, наименование медицинской организации, проводившей исследование;

б) сведения данного раздела формируются однократно на основании заявления гражданина, поданного на Едином портале, в случае отсутствия на Едином портале медицинского сертификата, содержащего информацию о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Повторное формирование медицинского сертификата, содержащего информацию, указанную в подпункте "а" настоящего подпункта, не осуществляется.".

Вступает в силу с 28 января 2022 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 38, ст. 4736; 2013, № 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.92 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526), приказываю:

утвердить прилагаемый перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Министр М.А.Мурашко

Утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 января 2022 года № 8н

Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19

1. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19, устанавливаемые бессрочно:

1) гиперчувствительность к веществам, входящим в состав иммунобиологического лекарственного препарата для иммунопрофилактики новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - вакцина), или вакцине, в состав которой входят аналогичные вещества;

2) тяжелые аллергические реакции в анамнезе;

3) тяжелые поствакцинальные осложнения (анафилактический шок, тяжелые генерализированные аллергические реакции, судорожный синдром, температура тела выше 40°С, гиперемия или отек в месте инъекции) на предыдущее введение вакцины или любого из ее компонентов (в случае многокомпонентных вакцин).

2. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19, устанавливаемые на определенный срок:

1) острые инфекционные заболевания, протекающие в средней и тяжелой средней степени тяжести, неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний - на период острого заболевания или обострения хронического заболевания и на 2 - 4 недели после выздоровления или наступления ремиссии;

2) острые респираторные вирусные заболевания, протекающие в легкой степени тяжести, острые инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта -до нормализации температуры тела.

3. К медицинским противопоказаниям к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 также относятся:

1) злокачественные новообразования - в случае применения вакцин ЭпиВакКорона, вакцины на основе пептидных антигенов для профилактики COVID-19, ЭпиВакКорона-H, вакцины на основе пептидных антигенов для профилактики COVID-19, КовиВак (Вакцины коронавирусной инактивированной цельновирионной концентрированной очищенной);

2) беременность и период грудного вскармливания - в случае применения вакцин Гам-КОВИД-Вак-Лио, Комбинированной векторной вакцины для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, Гам-КОВИД-Вак-М, Комбинированной векторной вакцины для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, Спутник Лайт, векторной вакцины для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, ЭпиВакКорона, вакцины на основе пептидных антигенов для профилактики COVID-19, ЭпиВакКорона-Н, вакцины на основе пептидных антигенов для профилактики COVID-19, КовиВак (Вакцины коронавирусной инактивированной цельновирионной концентрированной очищенной);

3) недостижение возраста 18 лет - в случае применения вакцин (за исключением вакцины Гам-КОВИД-Вак-М, Комбинированной векторной вакцины для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, для которой противопоказанием к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 является возраст до 12 лет);

4) возраст старше 60 лет - в случае применения вакцин Гам-КОВИД-Вак-Лио, Комбинированной векторной вакцины для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, Гам-КОВИД-Вак-М, Комбинированной векторной вакцины для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, ЭпиВакКорона-Н, вакцины на основе пептидных антигенов для профилактики COVID-19, КовиВак (Вакцины коронавирусной инактивированной цельновирионной концентрированной очищенной);

5) иные медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19, определенные инструкциями по медицинскому применению вакцин 1 .

Читайте также: