Обеспечение больных вич лекарственными препаратами

Обновлено: 24.04.2024

В соответствии с пунктом 5.2.101 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, 2898; 2005, № 2, ст. 162) и в целях улучшения диагностики и лекарственного обеспечения больных ВИЧ-инфекцией п р и к а з ы в а ю:

Порядок обеспечения лекарственными средствами, отпускаемыми бесплатно по рецептам врача, для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции согласно приложению № 1;

Положение об организации деятельности центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (далее - Центр СПИД) согласно приложению № 2.

2. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения:

назначить в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения ответственных за организацию обеспечения ВИЧ-инфицированных антиретровирусными препаратами;

определить лечебно-профилактические учреждения (далее – ЛПУ) и аптечные учреждения, которые будут осуществлять обеспечение лекарственными средствами больных ВИЧ-инфекцией;

ежегодно составлять и направлять в срок не позднее 1 мая в адрес Федерального агентства по здравоохранению и социальномуразвитию заявки на антиретровирусные препараты и

диагностикумы, необходимые для проведения лечения и профилактики ВИЧ-инфекции;

принять меры по обеспечению наличия неснижаемого запаса антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ – инфицированных, плановой и экстренной химиопрофилактики заражения ВИЧ в ЛПУ и аптечных учреждениях;

организовать проведение обучения медицинских работников правилам и особенностям работы с ВИЧ-инфицированными пациентами, уделяя особое вни-мание работникам первичного медицинского звена, наркологической службы, учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, инфекционных стационаров и поликлиник. При аттестации медицинских работников на квалификационную категорию проводить оценку знаний по вопросам ВИЧ-инфекции;

при организации деятельности Центров СПИД использовать приложение № 2 к настоящему приказу;

организовать при Центрах СПИД и ЛПУ циклы специальных занятий (школы) для ВИЧ-инфицированных по повышению приверженности лечению;

принять дополнительные меры по расширению охвата беременных женщин обследованием на ВИЧ и проведению полного комплекса мероприятий профилактики вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции.

3. Департаменту развития медицинской помощи и курортного дела (Р.А.Хальфин) в срок до 01.03.2006 внести изменения в стандарт медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, включив определение вирусной нагрузки и иммунного статуса у ВИЧ-инфицированных.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития В.И.Стародубова

к приказу Министерства
здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
№ 757 от 05.12.2005г.

ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОТПУСКАЕМЫМИ БЕСПЛАТНО ПО РЕЦЕПТАМ ВРАЧА,
ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

1. Настоящий Порядок определяет основные положения обеспечения лекарственными средствами, отпускаемыми бесплатно по рецептам врача, для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции (далее - лекарственными средствами) в центрах по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (далее – Центр СПИД), а также в лечебно-профилактических учреждениях (далее – ЛПУ) и аптечных учреждениях, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

2. Обеспечению лекарственными средствами подлежат находящиеся под диспансерным наблюдением взрослые и дети, ВИЧ - позитивные беременные женщины и дети, родившиеся от них, а также лица, нуждающиеся в проведении профилактического лечения антиретровирусными препаратами в случаях возникновения риска заражения ВИЧ - инфекцией при исполнении ими своих служебных обязанностей (далее - пациенты).

3. Обеспечение пациентов лекарственными средствами осуществляется по назначению врача Центра СПИД или ЛПУ с момента установления диагноза или наличия показаний к проведению лечения ВИЧ-инфекции в течение всего периода диспансерного наблюдения.

Лечение пациента осуществляется в соответствии с рекомендованными стандартами медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, в том числе с использованием лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

4. Выдача лекарственных средств пациентам осуществляется центрами СПИД, ЛПУ или аптечными учреждениями на основании рецептов врачей.

При получении пациентом лекарственных средств в отчетной медицинской документации, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, медицинским работником производится регистрация выдачи назначенных лекарственных средств с указанием фамилии, имени, отчества пациента, его диагноза, наименования лекарственных средств, их дозировок, количества и даты выдачи. Получение лекарственных средств удостоверяется подписями медицинского работника, выдавшего их, и пациента, получившего их. Допускается выдача лекарственных средств законным представителям пациента, опекунам, попечителям и другим представителям в случае невозможности его прибытия по уважительным причинам.

Центр СПИД и ЛПУ информируют пациента о возможности получения ле-карственных средств в аптеках, определяемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

5. Обеспечение лекарственными средствами центров СПИД, ЛПУ, аптечных учреждений осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения на основании заявки, составленной в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и представляемой ежегодно в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения одновременно с заявкой на обеспечение лекарственными средствами представляют отчет о расходовании лекарственных средств за предыдущий год.

Отчет и заявка подписываются руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и заверяется пе-чатью данного органа.

7. Ответственность за получение, хранение и обеспечение лекарственными средствами несет главный врач Центра СПИД, ЛПУ, аптечного учреждения.

к приказу Министерства
здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
№ 757 от 05.12.2005г.

Положение об организации деятельности центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями

1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (далее – Центр СПИД).

2. Центр СПИД является лечебно-профилактическим учреждением особого типа, оказывающим консультативно-диагностическую, лечебно-профилактическую помощь больным ВИЧ-инфекцией, и осуществляющим противоэпидемическую деятельность по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Центр СПИД находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

3. Руководитель Центра СПИД назначается на должность и освобождается от занимаемой должности в установленном законодательством порядке.

4. Руководитель Центра СПИД является главным специалистом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

5. Центр СПИД осуществляет организационно-методическую работу по проведению диагностических, лечебных, профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции.

6. Центр СПИД осуществляет следующие функции:

- диагностика, лечение и профилактика ВИЧ-инфекции;

- организационно-методическое руководство деятельностью лечебно-профилактических учреждений по вопросам оказания консультативной, диагностической, лечебной и профилактической помощи населению при ВИЧ-инфекции;

- организация и проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимых групп населения;

- проведение анализа эпидемической ситуации и эффективности противоэпидемических мероприятий;

- организация и проведение психосоциального консультирования;

- оказание помощи в решении правовых, социальных и реабилитационных вопросов в отношении ВИЧ-инфицированных;

- проведение исследований с целью верификации диагноза ВИЧ-инфекции и установление окончательного диагноза;

- осуществление внешнего и внутреннего контроля качества лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции;

- осуществление контроля качества диагностических тестсистем на ВИЧ-инфекцию, применяемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

- сбор и анализ ежемесячных отчетов лабораторий по диагностике ВИЧ-инфекции, представление сводных отчетов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- участие в разработке федеральных, окружных и территориальных программ по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией;

- обучение и подготовка медицинских кадров лечебно-профилактических учреждений по диагностике, лечению и профилактике ВИЧ-инфекции, включая консультирование до и после проведения теста на ВИЧ-инфекцию;

- мониторинг за ВИЧ-инфекцией, проведение социологических исследований по проблеме ВИЧ-инфекции, включая осуществление эпидемиологического и поведенческого мониторинга;

- распространение методической литературы по вопросам ВИЧ-инфекции;

- выполнение научно-практических работ по проблемам ВИЧ-инфекции;

- организация и проведение симпозиумов, конференций, семинаров, выставок и т.д. по проблемам, входящим в компетенцию Центра СПИД;

- представление информации в органы государственной власти о выявленных нарушениях, которые могут привести к заражению и распространению ВИЧ-инфекции;

- участие в экспертной деятельности по оценке качества и эффективности организационно-профилактических и лечебно-диагностических мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в лечебно-профилактических учреждениях;

- осуществление медико-педагогической деятельности;

- подготовка и представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения заявок на антиретровирусные препараты и диагностикумы, необходимые для организации и проведения лечения ВИЧ-инфекции.

7. Рекомендуемая структура и состав специалистов Центра СПИД:

7.1. клинико-диагностическое отделение, включая стационар дневного пребывания (инфекционист, дерматовенеролог, терапевт, психотерапевт, педиатр, акушер-гинеколог, психиатр-нарколог, невролог, фтизиатр, хирург, офтальмолог, стоматолог, отоляринголог, врач функциональной диагностики, физиотерапевт, аллерголог-иммунолог);

7.2. отделение эпидемиологии (врачи - эпидемиологи);

7.3. отделение медико-социальной реабилитации и правовой помощи (специалист по социальной работе, социолог, медицинский психолог, юрист, психотерапевт);

7.4. лаборатория (врачи- лаборанты);

7.5. отдел профилактики (эпидемиолог, медицинский психолог, социо-лог, юрист, журналист);

7.6. организационно-методический отдел (врачи - методисты);

7.7. отделение автоматизированных систем управления и пресс-центр (специалист по связям с общественностью, инженер - программист, инже-нер электроник)

Необходимость создания иных структурных подразделений и их штаты определяются главным врачом Центра СПИД по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здраво-охранения в зависимости от объема и специфики работы Центра СПИД как учреждения особого типа.

8. Рекомендуемые нормы нагрузки врачей Центров СПИД:

- врач-инфекционист: первичное посещение – 40 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 30 минут;

- врач-дерматолог: первичное посещение – 40 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 30 минут;

- врач-психотерапевт: первичное посещение – 40 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 30 минут;

- врач-терапевт: первичное посещение – 40 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 30 минут;

- врач-педиатр: первичное посещение – 40 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 30 минут;

- врач-акушер-гинеколог: первичное посещение – 40 минут, повторное - 30 минут, для расчетов - 30 минут;

- врач-стоматолог: первичное посещение – 20 минут, повторное - 20 минут, для расчетов 20 минут;

- врач-психиатр-нарколог: первичное посещение – 40 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 30 минут;

- врач-аллерголог-иммунолог: первичное посещение – 40 минут, по-вторное - 20 минут, для расчетов - 30 мин;

- врач-фтизиатр: первичное посещение – 40 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 30 мин;

- врач-хирург: первичное посещение – 40 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 30 минут;

- врач-невролог: первичное посещение – 40 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 30 минут;

- врач-офтальмолог: первичное посещение – 40 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 30 минут;

- врач-отоляринголог: первичное посещение – 20 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 20 минут;

- врач-функциональной диагностики: первичное посещение – 20 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 20 минут;

- врач-физиотерапевт - первичное посещение: 20 минут, повторное - 20 минут, для расчетов - 20 минут.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2022 г.

Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 14, ст. 1212; 2004, N 35, ст. 3607) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

27 декабря 2004 г.

Правила
обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 856)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции (далее - бесплатные медикаменты) в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях, оказывающих соответствующую медицинскую помощь.

ГАРАНТ:

См. Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 872

2. Обеспечению бесплатными медикаментами подлежат находящиеся под диспансерным наблюдением в федеральных специализированных медицинских учреждениях ВИЧ-инфицированные взрослые и дети, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции (далее - пациенты).

3. Организация бесплатного обеспечения пациентов медикаментами для лечения в амбулаторных условиях возлагается на руководителя федерального специализированного медицинского учреждения.

4. Обеспечение пациентов бесплатными медикаментами осуществляется в соответствии с назначением врача федерального специализированного медицинского учреждения с момента установления диагноза или наличия показаний к проведению лечения ВИЧ-инфекции в течение всего периода диспансерного наблюдения.

Выдача бесплатных медикаментов осуществляется в предназначенном для этого структурном подразделении федерального специализированного медицинского учреждения.

При получении пациентом бесплатных медикаментов в медицинской документации федерального специализированного медицинского учреждения производится регистрация выдачи назначенных медикаментов с указанием фамилии, имени, отчества пациента, его диагноза, наименования медикаментов, их дозировок, количества и даты выдачи препаратов.

Выдача бесплатных медикаментов удостоверяется подписями медицинского работника, выдавшего медикаменты, и пациента, получившего их.

5. Определение номенклатуры и количества медикаментов, необходимых для бесплатного обеспечения пациентов, осуществляется ежегодно на основании заявки руководителя федерального специализированного медицинского учреждения, представляемой в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение.

6. Контроль за своевременностью и полнотой обеспечения пациентов бесплатными медикаментами осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся федеральные специализированные медицинские учреждения.

7. Финансирование расходов, связанных с обеспечением бесплатными медикаментами пациентов, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на указанные цели, учтенных на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным специализированным медицинским учреждениям.

Обеспечению бесплатными медикаментами подлежат находящиеся под диспансерным наблюдением в федеральных специализированных медицинских учреждениях ВИЧ-инфицированные взрослые и дети, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции. Обеспечение пациентов бесплатными медикаментами осуществляется в соответствии с назначением врача указанного учреждения с момента установления диагноза или наличия показаний к проведению лечения ВИЧ-инфекции в течение всего периода диспансерного наблюдения. Выдача бесплатных медикаментов осуществляется в предназначенном для этого структурном подразделении федерального специализированного медицинского учреждения.

Постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 856 "Об утверждении Правил обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях"

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2004 г. N 292, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть II) ст. 5520

В соответствии с пунктом 5.2.101 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162), и в целях улучшения диагностики и лекарственного обеспечения больных ВИЧ-инфекцией приказываю:

Положение об организации обеспечения лекарственными средствами, отпускаемыми бесплатно по рецептам врача, для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции согласно приложению N 1;

Положение об организации деятельности центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (далее - Центр СПИД) согласно приложению N 2.

2. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения:

назначить в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения ответственных за организацию обеспечения ВИЧ-инфицированных антиретровирусными препаратами;

определить лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛПУ) и аптечные учреждения, которые будут осуществлять обеспечение лекарственными средствами больных ВИЧ-инфекцией;

ежегодно составлять и направлять в срок не позднее 1 мая в адрес Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию заявки на следующий год на антиретровирусные препараты и диагностикумы, необходимые для проведения лечения и профилактики ВИЧ-инфекции;

принять меры по обеспечению наличия неснижаемого запаса антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных, плановой и экстренной химиопрофилактики заражения ВИЧ в ЛПУ и аптечных учреждениях;

организовать проведение обучения медицинских работников правилам и особенностям работы с ВИЧ-инфицированными пациентами, уделяя особое внимание работникам первичного медицинского звена, наркологической службы, учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, инфекционных стационаров и поликлиник. При аттестации медицинских работников на квалификационную категорию проводить оценку знаний по вопросам ВИЧ-инфекции;

при организации деятельности Центров СПИД использовать приложение N 2 к настоящему приказу;

организовать при Центрах СПИД и ЛПУ циклы специальных занятий (школы) для ВИЧ-инфицированных по повышению приверженности лечению;

принять дополнительные меры по расширению охвата беременных женщин обследованием на ВИЧ и проведению полного комплекса мероприятий профилактики вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции.

3. Департаменту развития медицинской помощи и курортного дела (Р.А. Хальфин) в срок до 01.03.2006 внести изменения в стандарт медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, включив определение вирусной нагрузки и иммунного статуса у ВИЧ-инфицированных.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития В.И. Стародубова.

Регистрационный N 7294

Определяются основные положения по организации обеспечения лекарственными средствами, отпускаемыми бесплатно по рецептам врача, для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции в центрах по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, а также в лечебно-профилактических учреждениях и аптечных учреждениях.

Обеспечению лекарственными средствами подлежат находящиеся под диспансерным наблюдением взрослые и дети, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции.

Также определяется порядок организации деятельности центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, который является лечебно-профилактическим учреждением особого типа, оказывающим консультативно-диагностическую, лечебно-профилактическую помощь больным ВИЧ-инфекцией и осуществляющим противоэпидемическую деятельность по борьбе с ВИЧ-инфекцией.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 декабря 2005 г. N 757 "О неотложных мерах по организации обеспечения лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекцией"

Регистрационный N 7294

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 29 декабря 2005 г. N 294, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2 января 2006 г. N 1

История Георгия — не единственная. Сейчас обеспокоены все люди с положительным ВИЧ-статусом. И это понятно. Перерывы в терапии пациентов с ВИЧ опасны тем, что вирус снова начинает размножаться, приобретет лекарственную устойчивость, а значит, постепенно будет угнетать иммунную систему.

Что делать в случае перебоев с АРТ

«Всегда хорошо иметь запас, но также важно не устраивать „ажиотажные визиты“ в центры борьбы со СПИДом. Если таблетки в центре закончились, врач может предложить перейти на другую схему лечения. Если и таких вариантов нет, то можно попробовать самостоятельно найти препарат бесплатно в резервных аптечках (часто на базе НКО) или за деньги в обычных аптеках.

В крайнем случае перерыв в приеме терапии — если у вас нормальный иммунный статус и нет вторичных заболеваний на фоне ВИЧ — не должен сказаться на здоровье в долгосрочной перспективе.

​​​​​​​Какие препараты вошли в список ЖНВЛП в 2022 году

По словам Норова, иностранные граждане также могут рассчитывать на качественную и эффективную помощь на территории России.

Справка: еще раз объясняем про схемы АРТ и их смену

    Какие используются схемы терапии?

Сам смысл терапии, как известно, в комбинации нескольких препаратов. Бывает комбинация в одной таблетке (в России встречается нечасто), бывает в разных, от трех до восьми. Как правило, меняются один или два компонента. Есть так называемая основа схемы, препараты, которые используются чаще всего, и к ним добавляется третий, иногда третий плюс четвертый препарат. Чаще всего проблемы возникают именно с этим третьим или четвертым препаратом либо с какими-то комбинированными их формами.

Это очень сильно зависит от самой схемы. Например, если мы говорим о замене внутри одного класса препаратов, то есть из той же группы, то не грозит практически ничем.

Сказать однозначно, чем грозит замена терапии, нельзя, потому что может быть, наоборот, произойдет оптимизация схемы: какой-то препарат начинает использоваться меньше и будет заменен на более современный. Такое тоже бывает.

В теории пропасть может любой препарат, другое дело, что на практике во многих центрах этого не происходит уже довольно давно. Сейчас ситуация у нас, конечно, нестандартная, и предсказать что-либо сложно.

Но важно помнить, что любая полноценная современная схема АРТ лучше, чем отказ от приема терапии.

Почему не стоит бояться смены схемы терапии АРТ

— Понятно, что врачи исходят из того, что доступно на сегодняшний день. Они прекрасно понимают, что необходимо следовать трем основным принципам: эффективность лечения (подавление вирусной нагрузки), хорошая переносимость (отсутствие побочных эффектов) и долгосрочное влияние на организм пациента во избежание каких-либо ассоциированных с препаратом побочных действий длительного эффекта (речь идет о влиянии на сердечно-сосудистую систему, на метаболизм и прочее).

Если схема терапии неизбежна, то в идеале препараты должны меняться на более современные и более благоприятные для пациента по всем этим трем параметрам, в чем и заключается весь смысл индивидуального подбора терапии.

Если говорить о реалиях, то бывает по-разному. Конечно, мы всегда ожидаем перебоев, готовы к сложностям, но однозначно сейчас сказать, что это ударит по пациентам, нельзя. Дело в том, что не всегда смена терапии может нести негативную коннотацию. Бывало, что измененная схема не подходила какому-то человеку, но ведь это возможно с любой схемой терапии. Врачи не заинтересованы в том, чтобы безосновательно менять схемы, создавая тем самым сложности пациенту — безусловно, они всегда будут искать и ищут какой-то компромисс, баланс.

Пока мы не понимаем, насколько серьезно все отразится на препаратах и их доступности, но мне хотелось бы дать умеренно обнадеживающий прогноз, все-таки это сфера, попадающая под санкции далеко не в первую очередь, область эта достаточно сильно локализована (не всегда полностью) и важная стратегически, находящаяся на особом контроле. Надеюсь, что так и будет продолжаться.

Правительство РФ утвердило новое Положение об организации обеспечения лекарственными препаратами пациентов с ВИЧ, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C. Соответствующий документ был размещен на официальном интернет-портале правовой информации в прошлую пятницу.

В новом положении закреплено право ВИЧ-позитивных пациентов на обеспечение лекарственными препаратами. Оно возникает со дня включения сведений о них в Федеральный регистр. При этом дата внесения в регистр фиксируется лечащим врачом в медицинской карте амбулаторного больного или истории развития ребенка.

При назначении пациенту с ВИЧ лекарственных препаратов лечащий врач должен будет проинформировать пациента о возможности бесплатного лечения. При этом назначение и отпуск больному лекарственных препаратов будет осуществляться в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня включения больного в региональный сегмент Федерального регистра.

Важно, что в документе оговаривается порядок передачи сведений между регионами в случае длительного отъезда пациента или при смене его места жительства.

Как следует из текста документа, в случае отъезда пациента на срок, не превышающий шесть месяцев, количество выдаваемого ему препарата определяется в соответствии с рекомендованной среднесуточной курсовой дозой и сроком, назначенным для следующего посещения. Препараты выделяются на весь срок.

В случае выезда на более длительное время учреждение, за которым закреплен пациент, обязано выдать ему лекарств на один месяц, исключить его сведения из регионального сегмента федерального регистра и передать соответствующую информацию для для включения в установленном порядке в другой региональный сегмент — исполнительному органу по новому месту жительства или пребывания, если переезд не связан со сменой постоянной регистрации.

Министерство здравоохранения Российской Федерации в свою очередь берет на себя обязательства осуществлять мониторинг дополнительных потребностей в лекарственных препаратах в связи с ростом численности больных или их миграции.

Проблемы с доступом к терапии граждан РФ, проживающих за пределами региона постоянной регистрации, были одним из основных пунктов, по которому пациентские организации критиковали министерство.

Особенно это касалось иногородних граждан, работающих и фактически проживающих в Москве. В декабре 2018 года Минздрав сообщил, что приступил к разработке законопроекта, который обеспечит право россиян на доступ к антиретровирусной терапии по месту пребывания.

В ноябре того же года Министерство сообщало о том, что планирует внести изменение в правила по лекарственному обеспечению пациентов с ВИЧ, разрешив местным центрам СПИД выдавать препараты на полгода вперед, в то время как действующий на тот момент протокол предполагал такую выдачу только на три месяца.

Как ранее уже писал СПИД.ЦЕНТР, позиция московского здравоохранения уже не раз становилась предметом критики, более того, решить вопрос еще в 2017 году требовал от городских властей премьер-министр страны Дмитрий Медведев. Но его решение оказалось фактически саботировано. Иногородние москвичи, составляющие, по мнению руководителя Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадима Покровского, до половины новых случаев ВИЧ-инфекции в столице, по прежнему лишены возможно получения препаратов по месту их фактического пребывания.

Читайте также: