Общая дегенерация присутствует у бычьего цепня

Обновлено: 22.04.2024

Общая дегенерация – процесс упрощения строения организмов. Однако это не означает, что вид угасает. Процесс общей дегенерации сопровождается увеличением численности организмов, расширением ареала.

Морфофизиологический регресс ведет к процветанию вида

Биологический прогресс – понятие, введенное Чарльзом Дарвином, основоположником теории эволюции. Алексей Николаевич Северцов выделил три способа осуществления биологического прогресса:

  1. Ароморфоз.
  2. Идиоадаптация.
  3. Общая дегенерация (морфофизиологический регресс).

А. Н. Северцов отнес морфофизиологический регресс к биологическому прогрессу – процветанию вида. Ученый отмечал, что вид находится на пути биологического прогресса, если наблюдается следующее:

  1. Увеличивается количество особей, растет выживаемость.
  2. Расширяется ареал обитания таксона.
  3. Наблюдается адаптивная радиация группы.

Адаптивная радиация – это процесс освоения видом новых экологических ниш. Такое развитие происходит при возникновении новых признаков: морфологических, физиологических или поведенческих.

По А.Н. Северцову, в любой группе организмов сначала происходят ароморфозы, затем идиоадаптация или общая дегенерация.

Причины морфофизиологического регресса

Исчезновение органов или их отдельных участков, систем органов – это общая дегенерация. Примеры в биологии связаны с переходом организмов к сидячему образу жизни, паразитическому существованию, обитанию в экстремальных участках биосферы. Однако все такие случаи сопровождаются образованием новых признаков, необходимых для биологического прогресса.

Организмы переходят в новые биотопы, так как не могут прогрессировать в прежних. Они избегают жесткой конкуренции. При переходе в новые условия, неподходящие другим видам подобных организмов, у них начинается адаптация. Появляются новые приспособления. Исчезают ненужные для данной среды ткани и органы. При переходе к жизни в пещерах утрачиваются органы зрения. При жизни в организме животного не обязательна пищеварительная система. Также не нужны многие органы чувств. У грибов-паразитов и бактерий утрачивается выработка токсинов. Потому что в новой среде часто не от кого защищаться, а организм хозяина необходимо сохранить живым на длительный срок.

Примеры общей дегенерации у животных

Обычно морфофизиологический регресс связывают с переходом к сидячему образу жизни или паразитированию. Однако имеется множество иных примеров.

Сидячие формы животных

Асцидия – хордовое животное. Личинка ведет подвижный образ жизни, имеет хорду, плавает в воде. Этим она похожа на эмбрионы позвоночных животных. Однако затем асцидия прикрепляется к поверхности и утрачивает признаки хорды, в то время как у других позвоночных развивается скелет позвоночного столба. Утрата видом хорды во взрослом состоянии является примером общей дегенерации. Кроме того, взрослая особь асцидии не имеет мозга, лишь нервный ганглий. У личинок имеется зачаток мозга. Утрата мозга – также пример общей дегенерации в эволюции. Взрослые асцидии ведут сидячий образ жизни. Питаются фильтрацией. То есть у них для такого типа питания развилась большая глотка, занимающая половину площади тела. Образовалась подошва, необходимая для прикрепления к субстрату.

пример общей дегенерации

Общая дегенерация паразитов

Ленточные черви – паразитический класс беспозвоночных животных. Они утратили целый ряд органов. У червей полностью отсутствует пищеварительная система. Питательные вещества они всасывают всей поверхностью тела. Для такого способа питания у червей развился тегумент, состоящий из нескольких слоев. Многие органы чувств неразвиты у паразитов. Нет органов обоняния, зрения. Имеются лишь хеморецепторы и осязательные клетки. У ленточных червей упростилась нервная система – это тоже пример общей дегенерации.

Однако для поддержания численности вида черви приобрели присоски и крючья. Такими органами животные удерживаются в кишечнике хозяина. Бычий цепень имеет лишь присоски. Свиной солитер - и присоски, и крючья, которые, конечно, повреждают ткани основного хозяина.

Черви приспособились паразитировать со сменой хозяев. Их личиночные стадии имеют свои приспособления. Здесь мы видим примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации у одного вида организмов. Ароморфозом можно считать новообразования в виде крючьев и присосок у свиного цепня. Идиоадаптация происходила длительное время. Менялись покровы, совершенствовалось питание, развивалась репродуктивная система.

Половая система ленточных червей занимает большую часть их тела. В каждом из многочисленных члеников имеются свои половые органы. Такая развитая половая система стала необходима для увеличения количества образования яиц, потому что лишь малая их часть попадет в тело промежуточного хозяина. Более того, черви – гермафродиты, то есть способны размножаться при наличии лишь одной особи в теле окончательного хозяина. Такая адаптация позволила ленточным червям широко распространиться по свету.

примеры общей дегенерации у растений

Переход вида к обитанию в нетипичном биотопе

Африканский страус не паразитирует и не ведет сидячий образ жизни. Однако увеличение массы тела для повышения выживаемости привело к утрате способности к полету. Взамен развились мышцы ног. Сила современного страуса не только в беге, но и в ударах ногами.

примеры общей дегенерации у животных

Многие млекопитающие в ходе эволюции вернулись в водную среду. Это дельфины, киты, морские котики и морские львы, тюлени. Все они утратили ходильные конечности, которые преобразовались в ласты.

примером общей дегенерации является

В лаосских пещерах обитает единственный вид паукообразных, не имеющий органов зрения, – Sinopoda scurion. В глубинах пещер нет света. Глаза паука исчезли в результате ненадобности. Естественный отбор не сохранил способность видеть.

примеры общей дегенерации у растений и животных

Примеры общей дегенерации у растений

В природе часто встречаются паразиты среди продуцентов. Однако бывает, что они утрачивают даже способность к выработке органических веществ. Но и консументами не становятся. Паразитизм сильно упрощает организацию видов.

Вертляница (Monotropa) относится к высшим растениям. Она утратила пигмент хлорофилл – главный отличительный признак продуцентов. Вертляница не строит углеводы сама, берет готовые органические вещества из перегноя, из корней соседних деревьев, а также ей помогает симбиоз с грибами. Грибница поставляет ей питательные соединения. Ассимиляция углерода растению не требуется. Не приходится ему улавливать энергию солнечного света. В результате с вертляницей произошло упрощение строения. Отсутствие хлорофилла – пример общей дегенерации вертляницы. Кроме того, редуцировались листья. Теперь они имеют вид чешуек.

примеры ароморфоза идиоадаптации и общей дегенерации

Повилика (Cuscuta) – еще один пример общей дегенерации. Растение утратило не только зеленый пигмент, но даже листья и корни. Это настоящее растение-паразит. Оно обвивает стеблем клевер, картофель и некоторые другие растения. Клетки кожицы стебля повилики разрастаются, внедряются в стебель растения-хозяина. Так растение-паразит втягивает в себя питательные вещества.

Образование колючек вместо листьев также считается примером общей дегенерации.

Симбиоз как причина общей дегенерации

Лишайник – яркий пример симбиоза гриба и водоросли. Считается, что некоторые виды утратили способность к оплодотворению. Также у некоторых видов лишайника, вероятно, исчезло бесполое размножение спорами. Такое размножение характеризует свободноживущие грибы.

Можно привести много примеров общей дегенерации растений и животных. Этот процесс утраты органов является тупиковой ветвью эволюции. По закону необратимости эволюции такие органы не возникнут вновь. Тем не менее этот процесс выгоден с точки зрения биологического прогресса. Многие паразиты очень плодовиты и при благоприятных условиях быстро размножаются и распространяются, вызывая эпидемии. Жизнь в экстремальных условиях также удобна по причине снижения конкуренции или отсутствия пресса хищников.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задания Д15 № 21021

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит

1) редукция органов чувств у ленточных червей

2) редукция задних конечностей у кита

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) отсутствие конечностей у змеи

5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6) потеря страусом способности к полёту

В филогенезе А. Н. Северцов ввел понятия общая дегенерации и частной дегенерации. Общей дегенерацией, или морфо-физиологическим регрессом, ученый называл одно из направлений эволюционного процесса, характеризующееся редукцией органов с активными функциями (органы движения, органы чувств, центральная нервная система) и прогрессивным развитием пассивных, но важных для выживания животного органов (половая система и пассивные средства защиты — покровы, покровительственная окраска). По принципу общей дегенерации шло развитие оболочников, усоногих раков, ленточных червей. При частной дегенерации у организмов в процессе их исторического развития редуцируются органы, имевшиеся у предков, например конечности у безногих ящериц, раковина у головоногих моллюсков. Причина редукции органов — отсутствие условий, необходимых для их развития и функционирования.

Общая дегенерация: редукция органов чувств у ленточных червей, отсутствие хлорофиллоа у растений-паразитов, отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня. Частная дегенерация: редукция задних конечностей у кита, отсутствие конечностей у змеи, потеря страусом способности к полёту.


Задания Д21 № 6642

Примером общей дегенерации является

1, 2 и 4 – идиоадаптация.

В эволюционное учение А. Н. Северцовым были введены понятия общая и частная Дегенерация. Общей Дегенерацией, или морфо-физиологическим регрессом, Северцов называл одно из направлений эволюционного процесса, характеризующееся редукцией органов с активными функциями (органы движения, органы чувств, центральная нервная система) и прогрессивным развитием пассивных, но важных для выживания животного органов (половая система и пассивные средства защиты — покровы, покровительственная окраска). По принципу общей Дегенерации шло развитие оболочников, усоногих раков, ленточных червей. Причина редукции органов — отсутствие условий, необходимых для их развития и функционирования.

Извините, но прочитала в справочнике : Дегенерация - приспособительные изменения организмов, приобретаемые путём понижения уровня общей организации - упрощение строения и функций. Так, паразитические черви утратили пищеварительную систему, у обитающих в земле кротов редуцированы глаза. Ответ 1 тоже подходит.

В эво­лю­ци­он­ное уче­ние А. Н. Се­вер­цо­вым были вве­де­ны по­ня­тия общая и част­ная Де­ге­не­ра­ция.

1 - это частная Дегенерация.

Вопрос сложный, спорный, но включается в часть А очень часто.

В вопросах В части редукция зрения у кротов - дегенерация. Как быть, ведь это некорректный вопрос?

Нельзя утверждать, что вопрос некорректный.

К сожалению, в биологии (и экологии) часто бывает :(

У вас есть задания В части, в которых настойчиво утверждается, что редукция зрения крота- общая дегенерация. Чему верить?

Укажите номера заданий, где это утверждается настойчиво :( Это биологическая ошибка.

мне кажется что и редукция зрения у крота и утрата крыльев у блох и вшей можно назвать дегенерацией.

при дегенерации с редукцией одних органов происходит усиление роли других. так у крота улучшается, если я не ошибаюсь, слух. у блох и вшей отсутствие крыльев, вероятно, связано с тем, что они являются эктопаразитами. Ну дегенерация как раз и связана с переходом к паразитическому образу жизни. Вопрос, на мой взгляд, некорректен

Частная дегенерация соответствует идиоадаптации.

В 32 задании части В правильный ответ редукция зрения у крота - дегенерация, а в части А этого задания - это идиоадаптация. Как быть? Какой ответ правильный? И что выбирать на экзамене?

Ре­дук­ция зре­ния у крота — част­ная де­ге­не­ра­ция со­от­вет­ству­ет идио­адап­та­ции.

Если есть вариант ответа с паразитами, их нужно выбирать.


Задание 16 № 24252

Установите соответствие между примерами и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) редукция глаз у крота

Б) утрата органов чувств у гельминтов

В) формирование зародышевых оболочек у

Г) разделение потоков крови в сердце

птиц и млекопитающих

Д) утрата конечностей у змей

Е) развитие разнообразных конечностей у

2) общая дегенерация

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) ароморфоз: В) формирование зародышевых оболочек у пресмыкающихся; Г) разделение потоков крови в сердце птиц и млекопитающих;

2) общая дегенерация: Б) утрата органов чувств у гельминтов;

3) идиоадаптация: А) редукция глаз у крота; Д) утрата конечностей у змей; Е) развитие разнообразных конечностей у насекомых

Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов.

Идиоадаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.


Задание 16 № 24459

Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) отсутствие хлорофилла у растения

Б) появление кровеносной системы

у древних кольчатых червей

В) видоизменение листочков в усики

Г) видоизменение передних конечностей

в ласты у китов

Д) редукция пищеварительной системы

у ленточных червей

Е) появление цветов и плодов у покрыто-

3) общая дегенерация

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1. Ароморфоз: Б) появление кровеносной системы у древних кольчатых червей; Е) появление цветов и плодов у покрытосеменных.

2. Идиоадаптация: В) видоизменение листочков в усики у гороха; Г) видоизменение передних конечностей в ласты у китов.

3. Общая дегенерация: А) отсутствие хлорофилла у растения заразиха (растение-паразит); Д) редукция пищеварительной системы у ленточных червей.


Задание 16 № 24487

Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) появление второго круга кровообращения

Б) отсутствие хлорофилла у растения петров

В) видоизменение листьев в иголки у кактуса

Г) появление сосущего ротового аппарата

Д) появление проводящей системы у папоротникообразных

Е) исчезновение головы у двустворчатых

3) общая дегенерация

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1. Ароморфоз: А) появление второго круга кровообращения у земноводных; Д) появление проводящей системы у папоротникообразных.

2. Идиоадаптация: В) видоизменение листьев в иголки у кактуса; Г) появление сосущего ротового аппарата у комара.

3. Общая дегенерация: Б) отсутствие хлорофилла у растения петров крест (растение-паразит); Е) исчезновение головы у двустворчатых моллюсков (переход к малоподвижному образу жизни).

Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Общая дегенерация — одно из направлений эволюционного процесса, связанное с упрощением организации, в том числе утратой органов и их систем. Дегенерация возникает при переходе от активных форм жизни к упрощению образа жизни.

Идиоадаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.


Задание 16 № 25296

Установите соответствие между примерами и путями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) появление семян у семенных папоротников

Б) редукция пищеварительной системы у ленточных червей

В) формирование ловчего аппарата у венериной мухоловки

Г) формирование роющих конечностей у медведки

Д) возникновение теплокровности у млекопитающих

Е) отсутствие листьев у растения повилики

3) общая дегенерация

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) ароморфоз: А) появление семян у семенных папоротников; Д) возникновение теплокровности у млекопитающих;

2) идиоадаптация: В) формирование ловчего аппарата у венериной мухоловки; Г) формирование роющих конечностей у медведки;

3) общая дегенерация: Б) редукция пищеварительной системы у ленточных червей; Е) отсутствие листьев у растения повилики.

Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов.

Идиоадаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.


Задание 16 № 25324

Установите соответствие между примерами и путями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) формирование приспособлений к опылению ветром у злаковых

Б) редукция глаз у крота

В) отсутствие хлорофилла у растения Петров крест

Г) появление цветков у покрытосеменных растений

Д) редукция головы у моллюсков

Е) формирование конечностей наземного типа у земноводных

3) общая дегенерация

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) ароморфоз: Г) появление цветков у покрытосеменных растений; Е) формирование конечностей наземного типа у земноводных;

2) идиоадаптация: А) формирование приспособлений к опылению ветром у злаковых; Б) редукция глаз у крота;

3) общая дегенерация: В) отсутствие хлорофилла у растения Петров крест; Д) редукция головы у моллюсков.

Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов.

Идиоадаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.


Задание 15 № 22270

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса.

(2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию.

(4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней.

5 предложение - частная дегенерация. Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы (частная дегенерация), причём однородные причины вызывают дегенерацию однородных органов у животных самых различных классов. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у подземных животных (крот), пещерных (протей), глубоководных. Малоподвижная жизнь вызывает дегенерацию органов движения. У сидячих форм вырабатываются обыкновенно особые механические приспособления для пассивного собирания плавающих в воде питательных веществ, и в то же время наблюдается более или менее полная дегенерация органов внешних отношений — органов движения и чувств. Жизненный режим таких животных приближается к образу жизни растений, и по первому внешнему впечатлению они и напоминают нередко растительные организмы (полипы, трубчатые черви).

НЕ выбираем 3 предложение, т. к. описывается адаптация к паразитическому образу жизни.

Не выбираем 6 предложение. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции. описан элементарный фактор эволюции.


Задание 20 № 20970

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

Направление эволюцииПуть эволюцииПример
Аидиоадаптацияприспособление у цветковых
растений к опылению ветром
биологический прогрессБредукция органов чувств
у паразитических червей
биологический прогрессароморфозВ

Список терминов и понятий:

1) биологический прогресс

2) общая дегенерация

3) появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих

5) обитание в океане рыбы латимерии

6) биологический регресс

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Направление эволюцииПуть эволюцииПример
А — биологический прогресс идиоадаптацияприспособление у цветковых
растений к опылению ветром
биологический прогрессБ — общая дегенерацияредукция органов чувств
у паразитических червей
биологический прогрессароморфозВ — появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих

Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде. Появление новых приспособлений обеспечивает организмам успех в борьбе за существование, сохранение и размножение в результате естественного отбора. Это приводит к вспышке численности и, как следствие, к освоению новых мест обитания и формированию многочисленных популяций.

Биологический прогресс может достигаться тремя основными путями — посредством ароморфоз (арогенеза), аллогенеза (в том числе идиоадаптация) и общая дегенерация (катагенеза). Каждый из путей характеризуется возникновением у организмов определенных приспособлений (адаптаций).

Упрощение организации у паразитических форм (дегенерация) сопровождается совершенствованием репродуктивной системы. Это приводит к их процветанию, т. е. к биологическому прогрессу.

Биологический регресс (от лат. regressus — возвращение, движение назад) — направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к условиям обитания. Если у организмов темпы эволюции (формирование приспособлений) отстают от изменений внешней среды и родственных форм, то они не могут конкурировать с другими группами организмов. Это значит, что они будут удаляться естественным отбором. Произойдет снижение численности особей. В результате уменьшится площадь заселенной ими территории и, как следствие, сократится число таксонов. В результате может произойти вымирание данной группы.

Таким образом, биологический регресс — постепенное вымирание систематической группы (вида, рода, семейства и др.) вследствие снижения приспособленности ее особей. Деятельность человека также может приводить к биологическому регрессу некоторых видов. Причиной может быть прямое истребление (зубр, соболь, стеллерова корова и др.). Но это может произойти и в результате сокращения ареалов при освоении новых территорий (дрофа, журавль белый, жаба камышовая и др.). Виды, находящиеся в состоянии биологического регресса, заносятся в Красную книгу и подлежат охране.

Цель урока : изучить основные направления эволюционного процесса.

углубить знания о биологическом прогрессе и регрессе, охарактеризовать три главных пути достижения биологического прогресса, подчеркнув, что в ходе эволюции эти пути закономерным образом сочетались и сменяли друг друга, на конкретных примерах растительного и животного мира рассмотреть характерные черты каждого из путей достижения биологического прогресса.

продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить , оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Воспитательная: воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения с учащимися и учителем.

Тип урока: комбинированный .

1. По источнику знаний:

Объяснительно-иллюстративные - рассказ, самостоятельная работа с учебником, беседа, демонстрация таблицы, презентации.

Репродуктивные – составление схем, таблиц, решение биологических задач, выполнение тестовых заданий

2. По характеру деятельности учителя - проблемные.

3. По характеру деятельности учащихся – частично-поисковые

Требования согласно программе:

  • Иметь представление о работах отечественных ученых эволюционистов;
  • Знать определения: микроэволюция, макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
  • Уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции.

Внутридисциплинарные связи : ботаника, зоология, анатомия, физиология.

  1. Организационный момент.
  • Приветствие;
  • Настрой на урок

А) фронтальный опрос.

Б) письменная проверочная работа ( тесты, задания на соответствие)

3. Мотивация учебной деятельности.

А) главные направления эволюции.

Эволюция в целом идет от низшего к высшему, от простого к сложному, от примитивного к прогрессивному.

Новый вид всегда сложнее чем его предки? Кто более прогрессивен человек или таракан.

Задание для самостоятельной работы (работа в паре)

Прочитать текст учебника, дать краткую характеристику одному из путей достижения биологического прогресса

  1. Ароморфоз с. 60-63
  2. Идиоадаптация с. 63-65
  3. Общая дегенерация с. 65 – 66

А)определение Б) примеры В) результат

Б) Соотношение различных путей эволюции (рассказ учителя, показ слайдов презентации)

Класс ленточные черви (цестоды) объединяет паразитические формы, взрослые особи которых обитают в кишечнике различных позвоночных (основных хозяев), а личинки обитают в организмах беспозвоночных или позвоночных, которые относятся к другому виду (промежуточных хозяев). Всего данный класс насчитывает около 3500 видов.

Особенностью класса является полное отсутствие пищеварительной системы. Ленточные черви, будучи в кишечнике, всасывают питательные вещества всей поверхностью тела.

Мы с вами внимательно изучили общую характеристику строения плоских червей, применимую к данному классу, поэтому в данной статье преимущественно будут описаны жизненные циклы. По мере необходимости мною будут кратко изложены необходимые морфологические или физиологические подробности.

Свиной цепень в просвете кишки

Глядя на жизненный цикл, старайтесь сами предположить способы заражения паразитом и методы профилактики. Ниже схемы Вы найдете подробное описание, и проверите сами себя.

Бычий цепень

Туловище (стробила) членистого строения, состоит примерно из 1000 члеников (проглоттид), достигает до 10 метров в длину. Сколекс (головка) червя невооружен (отсутствуют крючья), снабжен 4 присосками. Присоски помогают червю удерживаться в кишке, противодействуя перистальтике. Органы чувств отсутствуют, головной нервный узел один. Половое размножение происходит между члениками или в пределах одного членика (самооплодотворение). Яйца созревают в матке. По мере увеличения члеников в конечном отделе червя они отрываются. Такие членики называют зрелыми, в них находится матка, заполненная яйцами.

Строение бычьего цепня

Жизненный цикл бычьего цепня

В кишечнике человека происходит половое размножение бычьего цепня, формируются членики (проглоттиды), матка которых заполнена яйцами - зрелые членики. Они постепенно смещаются другими члениками к концу туловища, и отрываются от его конечной части, после чего с фекалиями выходят из анального отверстия во внешнюю среду.

Проглоттиды во внешней среде начинают ползать по почве, рассеивая яйца с инвазионными личинками. Такие яйца может случайно проглотить крупный рогатый скот. Попав в желудочно-кишечный тракт, из яиц выходит личинка - онкосфера, которая проникает сквозь стенку кишки и с током крови, лимфы разносится по организму, оседая в мышцах.

В мышцах онкосфера превращаются в цистицерк (финну) - личинка, имеющая виды пузыря, с одной или несколькими сформированными головками червя, развивающихся в окончательном хозяине. Внутри финны образуются дочерние финны путем бесполого размножения (крупный рогатый скот - промежуточный хозяин).

Финнозное мясо

Финнозное мясо попадает в желудочно-кишечный тракт человека, после чего в просвете кишки из финны выворачивается сколекс (головка) бычьего цепня и присасывается к его стенке. Цикл замыкается.

Человек заражается, употребляя плохо прожаренное мясо с финнами. Методы профилактики этого гельминтоза: полноценная по времени и степени прожарка мяса, соблюдение строго санитарного контроля.

Свиной цепень (солитер)

В отличие от бычьего цепня, свиной цепень - "вооруженный" - на сколексе (помимо 4 присосок) имеет двойной венчик крючьев. Стробила меньше, чем у бычьего цепня - 2-3 метра в длину. Важной особенностью является неподвижность члеников свиного цепня (в отличие от способности члеников бычьего цепня самостоятельно выползать из анального отверстия). Паразит использует в качестве основного хозяина только человека. Промежуточными хозяевами могут быть свиньи, зайцы, кролики и в том числе - человек.

Да, да - это не опечатка. Свиной цепень может использовать человека и как основного, и как промежуточного хозяина. Последствия во втором случае гораздо более серьезные: финны разносятся по организму человека и оседают в мышцах, головном и спинном мозге, коже и внутренних органах, что может привести к смерти. О причинах этого подробнее поговорим в жизненном цикле, чуть ниже.

Строение свиного цепня

Жизненный цикл свиного цепня

В организме человека (основного хозяина) взрослые особи размножаются половым путем. Формируются зрелые членики, матка которых заполнена яйцами. Вместе с фекалиями человека они попадают во внешнюю среду, после чего могут случайно быть заглочены свиньей.

В кишечнике свиньи (промежуточного хозяина) из яйца выходит онкосфера, пробуравливает стенку кишки и с током крови разносится по внутренним органам, оседает в мышцах, где превращается в финну (цистицерк). Финнозное мясо попадает в организм человека, и из финн начинают развиваться взрослые особи. Цикл замыкается.

Особо хочется отметить, что зрелые членики свиного цепня, которые должны быть выведены во внешнюю среду из анального отверстия, могут быть заброшены в организме человека из кишечника в желудок (обратной перистальтикой). Таким образом, человек становится промежуточным хозяином: желудочный сок растворяет членики, и онкосферы выходят наружу, после чего пробуравливают стенку кишки и разносятся по внутренним органам человека - превращаются в финны. Это тяжелое состояние иногда заканчивается летальным исходом.

Финны во внутренних органах человека, свиной цепень

Заражается человек при употреблении плохо прожаренного финнозного мяса свиньи. Методы профилактики этого гельминтоза: полноценная по времени и степени прожарка мяса, соблюдение строго санитарного контроля.

Эхинококк

Стробила включает в себя 3-4 проглоттиды, в длину составляет 3-5 мм. Сколекс состоит из 2 венчиков с крючьями и 4 присосок. Последняя проглоттида имеет развитую половую систему, составляет половину общей длины туловища. Эхинококк - опасный паразит, не щадит человека - использует его только как промежуточного хозяина.

Строение эхинококка

Жизненный цикл эхинококка

Половозрелая особь паразитирует в кишечнике окончательного хозяина, которым чаще всего является особь семейства псовых (шакал, волк, собака), реже представитель семейства кошачьих. Зрелые членики выходят из анального отверстия самостоятельно и способны ползать по шерсти животного, а также во внешней среде, распространяя яйца.

Рассеянные яйца эхинококка могут поглотить травоядные животные, а также человек, употребляя загрязненную воду или немытые фрукты, овощи. Человек и травоядные животные становятся промежуточными хозяевами: в кишечнике из яйца выходит онкосфера, которая пробуравливает стенку кишки, после чего с током крови заносится в печень, легкие, мышцы - во внутренние органы, образуя многочисленные финны, которые сдавливают внутренние органы, достигая огромных размеров. Весить одна финна может до 64 кг.

Окончательный хозяин заражается эхинококком, поедая больное или павшее животное, содержащее в мышцах финну. Из финн, попавших в кишечник основного хозяина, развивается множество ленточных форм.

Финны эхинококка в головном мозге

Для эхинококка человек является тупиковым хозяином - человека никто не ест (в приличном обществе каннибализм не поощряется).

Человек может заразиться эхинококкозом от собак при несоблюдении правил личной гигиены, при употреблении немытых овощей, которые контаминированы яйцами эхинококка. Заражение происходит пероральным путем (лат. per os - через рот). Окончательный хозяин заражается, поедая органы (финнозное мясо) пораженных животных. Профилактика заключается в соблюдении правил гигиены, мытье рук после соприкосновения с собакой, дегельминтизации домашних животных (выведение червей из организма).

Широкий лентец

Стробила может включать до 4000 члеников, длина тела достигает 20-30 метров. Сколекс сплющен по бокам, где имеются две щели, с помощью которых червь прикрепляется к слизистой оболочке кишечника и удерживается, противодействуя перистальтике. Выделяет до 1 миллиона яиц в сутки. Иногда в фекалиях обнаруживаются зрелые проглоттиды.

Строение широкого лентеца

Жизненный цикл широкого лентеца

Жизненный цикл широкого лентеца интересен тем, что в нем имеются (как минимум) два промежуточных хозяина. Половозрелые особи в организме человека (основного хозяина) размножаются половым путем, образуются яйца, которые вместе с фекалиями попадают во внешнюю среду и затем - в пресный водоем.

Здесь из яйца выходит ресничная личинка (корацидий), которая заглатывается первым промежуточным хозяином: мелкими рачками - дафниями, циклопами. В них происходит развитие корацидиев, в результате которого через 2-3 недели они превращаются в процеркоидов.

Мелких рачков поедает второй промежуточный хозяин - рыбы, в организме которых процеркоиды проникают во внутренние органы, мышцы, где становятся плероцеркоидами. Хищные рыбы могут неоднократно поедать друг друга, плероцеркоидам такое поведение не помеха - они способны многократно проникать через стенку кишки новых хозяев и снова занимать место во внутренних органах и мышцах.

Съев инфицированную рыбу, в кишечнике человека плероцеркоид превращается во взрослую особь. Цикл замыкается.

Плероцеркоид в рыбе

Человек заражается, употребляя в пищу рыбу с плероцеркоидами. Профилактика состоит в полноценной термической обработке рыбы, санитарном контроле и благоустройстве речных судов и населенных пунктов вблизи водоемов.

От автора

Вероятно, после прочтения этой статьи у многих отпадет всякое желание есть мясо, рыбу и тем более (даже под страхом смерти) гладить собак. Спешу вас уверить, что после изучения паразитов - это явление вполне нормально и означает, что вы успешно усвоили основные пути и способы заражения ;)

Я вовсе не собирался вас запугать. Для меня наиболее ценно, чтобы вами были усвоены методы профилактики: они уберегут вас и ваших близких от болезней. Это элементарные гигиенические правила: мыть руки перед едой, не пить воду из водоема, а также подвергать полноценной термической обработке рыбу и мясо.

Призываю вас ни в коем случае не переставать наслаждаться жизнью, и раскрывать ее чудесные стороны в излюбленном нами - гетеротрофном способе питания!

Гетеротрофное питание

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: