Обучение детей больных туберкулезом

Обновлено: 24.04.2024

Туберкулез (ТБ) — это воздушно-капельная инфекция, которая в первую очередь поражает легкие человека.

Кто находится в группе риска

Несмотря на то, что туберкулез сейчас встречается реже, некоторые дети больше, чем остальные, рискуют им заразиться.

В группе риска находятся:

  • дети, живущие в семье, где есть взрослый с открытой формой туберкулеза или имеющий высокий риск заражения ТБ из-за низкого иммунитета;
  • дети, инфицированные ВИЧ или страдающие другими заболеваниями, которые значительно ослабляют иммунную систему;
  • дети, рожденные в стране, где широко распространен ТБ;
  • дети, посещавшие страны, для которых туберкулез эндемичен, или имевшие длительный контакт с людьми, которые в таких странах живут постоянно;
  • дети из мест, где медицинское обслуживание находится на низком уровне;
  • дети, живущие в интернате или в семье, один из членов которой ранее отбывал наказание в тюрьме.

Пути распространения туберкулеза


Обычный путь распространения этой инфекции — воздушно-капельный: больной взрослый кашляет, и бактерии попадают в воздух. Их вместе с воздухом вдыхает ребенок и таким образом инфицируется. Дети младше десяти лет, страдающие туберкулезом легких, редко заражают других людей, потому что у них, как правило, очень небольшое количество бактерий в выделяющейся слизи и относительно непродуктивный кашель.

Симптомы

Время от времени у небольшого количества детей, оставшихся без надлежащего лечения, инфекция начинает активно развиваться, вызывая повышение температуры, усталость, раздражительность, постоянный кашель, слабость, тяжелое и/или учащенное дыхание, ночную потливость, воспаление лимфоузлов, потерю веса и замедление роста.

У некоторых детей (в основном младше четырех лет) возбудители туберкулеза могут распространяться через кровоток, поражая практически любой орган. В этом случае болезнь потребует гораздо более сложного лечения, и чем раньше оно будет начато, тем лучшим окажется результат. У таких детей с высокой степень вероятности может развиться туберкулезный менингит — опаснейшая форма этого заболевания, которая влияет на мозг и центральную нервную систему.

Диагностика

Детям, которые постоянно подвергаются риску заражения ТБ, регулярно должна проводиться кожная проба на туберкулез.

Вашему ребенку может понадобиться проведение кожного теста, если вы ответили положительно по крайней мере на один из вопросов:

  • Был ли у кого-то из членов семьи или у тех людей, с которыми контактировал ваш ребенок, туберкулез?
  • Был ли у кого-то из членов семьи положительный туберкулиновый кожный тест?
  • Был ли ваш ребенок рожден в стране с высоким уровнем риска по туберкулезу (все страны, кроме США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и стран Западной Европы)?
  • Посещал ли ваш ребенок страны с высоким уровнем риска по туберкулезу на срок более одной недели и имел ли контакт с местными жителями?


Проба проводится в кабинете педиатра (или в манипуляционном кабинете поликлиники) путем инъекции туберкулина (смеси из органических веществ разной степени сложности, полученной из микобактерий туберкулеза) в кожу предплечья. Если состоялось инфицирование, кожа вашего ребенка припухнет и покраснеет в месте инъекции. Ваш педиатр обязательно проверит место инъекции в течение 48–72 часов после проведения пробы и измерит диаметр покраснения и припухлости. Эта кожная проба покажет, было ли инфицирование бактериями, даже если у ребенка нет никаких симптомов и его организм успешно поборол болезнь.

Лечение

  • Если кожная проба вашего ребенка окажется положительной, нужно будет сделать рентген грудной клетки, чтобы определить наличие/отсутствие активной или перенесенной инфекции в легких. Если проведенное рентгенологическое исследование легких укажет на возможное наличие активной инфекции, педиатр направит вашего ребенка на обследование для выявления микобактерий туберкулеза в выделениях при кашле или в желудке. Это делается для того, чтобы определиться с дальнейшим лечением.
  • Если кожная проба вашего ребенка оказывается положительной, но у него нет симптомов или признаков активной инфекции туберкулеза, то это значит, что ребенок все равно инфицирован и нуждается в лечении. Чтобы процесс не стал активным, ваш педиатр назначит изониазид (INH). Этот препарат следует принимать перорально — один раз в день по таблетке ежедневно в течение как минимум девяти месяцев.
  • При активной инфекции туберкулеза педиатр назначит три или четыре лекарства. Вы должны будете давать их вашему ребенку в течение 6–12 месяцев. Иногда на начальном этапе лечения ребенок находится в больнице, хотя на самом деле большинство лечебных мероприятий может быть проведено в домашних условиях.

Борьба с распространением туберкулеза

Если ваш ребенок был инфицирован туберкулезом (независимо от того, развились у него симптомы или нет), очень важно попытаться выяснить, от кого он мог заразиться. Для этого следует выяснить, нет ли симптомов ТБ у всех, кто находился в тесном контакте с заболевшим ребенком. Необходимо провести кожную пробу на ТБ и обследовать всех членов семьи, нянь, домработниц, работников дошкольных и школьных учреждений. Наиболее распространенным симптомом туберкулеза у взрослых считается постоянный кашель, особенно тот, который сопровождается кровохарканьем. Любой, у кого положителен кожный тест, должен быть осмотрен врачом и тщательно обследован, включая проведение рентгена грудной клетки, исследование мокроты и др. При необходимости такому человеку должно быть назначено лечение с приемом определенных препаратов.

При активной инфекции, найденной у взрослого человека, он будет изолирован в максимально возможной степени (особенно от маленьких детей) до окончания полного курса лечения.


Все члены семьи, которые были в контакте с этим человеком, как правило, также проходят профилактические лечебные мероприятия — принимают изониазид независимо от результатов собственных кожных проб. Любого, кто заболел или имеет характерные изменения на рентгенограмме грудной клетки, следует рассматривать в качестве носителя активного туберкулеза.

Туберкулез очень распространен среди асоциальных групп населения, которые более восприимчивы к болезням из-за неблагоприятных условий жизни, плохого питания и отсутствия надлежащего медицинского обслуживания. Больные СПИДом тоже подвергаются большему риску заболеть туберкулезом из-за пониженной сопротивляемости их организма различным инфекциям.

При отсутствии лечения возбудители туберкулеза в организме ребенка могут находиться в состоянии покоя в течение многих лет и начнут активизироваться только в особые периоды — в подростковом возрасте, при беременности или в период стресса во взрослой жизни.

Главная опасность туберкулеза состоит в том, что человек не только сам тяжело заболевает, но и может распространять инфекцию на окружающих. Поэтому так важно, чтобы ваш ребенок своевременно проходил обследование на туберкулез, если он находится в тесном контакте с любым взрослым с положительным результатом кожной пробы или перенесшим туберкулез, даже если он получил своевременное и адекватное лечение.

опубликовано 24/03/2016 07:08
обновлено 30/09/2018
— Болезни органов дыхания

Памятка по туберкулезу для воспитателя детского образовательного учреждения

Туберкулез (чахотка) - инфекционное заболевание, чаще легких, хотя возможно поражение других органов и тканей: глаз, кожи, мочеполовой системы, кишечника, лимфатических узлов, костей, центральной нервной системы и т.д. за исключением ногтей и волос.

В 1993 году Всемирная организация Здравоохранения объявила туберкулез проблемой глобальной опасности. В мире 16 млн. больных туберкулезом, 3 млн. из которых ежегодно умирают от туберкулеза, 1/3 населения Земли (2 млрд. человек) инфицированы туберкулезной палочкой, т.е. являются ее носителями.

С начала 90-х годов констатируется неблагоприятная обстановка по туберкулезу как в Российской Федерации, так и в Калининградской области. Областной показатель заболеваемости населения всеми формами туберкулеза превысил федеральный на 55,5%. Заболеваемость детей Калининградской области остается выше, чем в среднем по РФ в 4,4 раза. В современный период возросла заболеваемость фиброзно-кавернозным и деструктивным туберкулезом, т.е. тяжелыми и необратимыми, эпидемиологически опасными формами заболевания. Увеличилась доля сочетанных форм туберкулеза и ВИЧ-инфекции. Рост заболеваемости туберкулезом среди взрослого населения способствует увеличению показателей риска инфицирования детей и инфицированности детского населения в целом. Это позволяет прогнозировать рост заболеваемости детей как за счет экзогенной инфекции при контакте с больным, так и за счет реактивации эндогенной инфекции в условиях медико-социального стресса (несбалансированное питание, различная хроническая соматическая патология, вредные привычки).

Заразиться туберкулезом можно от больного воздушно-капельным путем (при кашле, чихании, разговоре), при соприкосновении с вещами или предметами загрязненными мокротой, слюной, содержащими возбудителя туберкулеза т.к. бацилла Коха длительно сохраняет свою активность во внешней среде. В жидкой мокроте туберкулезная палочка не погибает в течение 5-6 месяцев. Даже в высохшем состоянии на различных предметах, белье, книгах и т.д. она в течение нескольких месяцев сохраняет свои свойства и способна вызвать заражение. От прямого солнечного света бактерии погибают через 10 минут, рассеянный свет убивает их в течение 5-7 дней. В грязном, темном помещении туберкулезные палочки сохраняют свою жизнеспособность многие месяцы. Источником инфекции могут быть больные туберкулезом домашние животные. Заражение чаще всего происходит при употреблении в пищу молочных продуктов, не подвергшихся термической обработке.

Способствует заболеванию снижение сопротивляемости организма вследствие недостаточного и неправильного питания, вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), ВИЧ-инфекция, хронические заболевания легких, желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет и т.д. Одним из факторов риска, увеличивающих вероятность развития туберкулеза, является ранний детский и подростковый возраст, отсутствие иммунизации вакциной БЦЖ, хронические и острые заболевания различных органов и систем, нарушение гигиенических норм жизни.

Период социально-экономического кризиса характеризуется негативным отношением населения к своему здоровью, к медицинским мероприятиям, направленным на профилактику заболеваний, в том числе туберкулеза.

Для того, чтобы уберечь ребенка от туберкулеза или значительно

облегчить страдания и обеспечить лучший исход болезни, следует сделать ему прививку вакциной БЦЖ. Дети, привитые против туберкулеза, болеют в 15 раз реже и значительно легче, чем не привитые. Прививка предупредит развитие туберкулезного менингита и тяжелых распространенных форм болезни.

Прививка проводится на 3-7 день жизни ребенка в роддоме при отсутствии медицинских противопоказаний. Иммунитет вырабатывается не ранее, чем через 2 месяца после прививки. У большей части детей иммунитет сохраняется в течение 5-7 лет, поэтому в возрасте 7 и 14 лет детям с отрицательной пробой Манту проводится ревакцинация против туберкулеза.

Все мероприятия по выявлению туберкулеза делятся на 2 группы:

- выявление заболевания при плановых (проверочных) осмотрах;

- выявление заболевания при обращении за медицинской помощью.

К методам выявления туберкулеза при плановых осмотрах относятся: туберкулинодиагностика, флюорография с 15-летнего возраста, микробиологическая диагностика.

Цель мероприятий - обеспечить раннее выявление туберкулеза (на доклиническом этапе- бессимптомное или малосимптомное течение заболевания)

Туберкулинодиагностика- специфический диагностический тест, применяется как правило при массовых обследованиях детского населения на туберкулез. Для проведения туберкулиновых проб используют туберкулин. Он не содержит живых или убитых микобактерий туберкулеза, состоит из продуктов их жизнедеятельности. На введение туберкулина возникает ответная аллергическая реакция (положительная туберкулиновая проба) у привитых против туберкулеза (поствакцинальная аллергия) и у инфицированных микобактериями туберкулеза (инфекционная аллергия) В обоих случаях в организме обследуемого находятся туберкулезные палочки. Только в первом случае они внесены с вакциной БЦЖ и поддерживают иммунитет к туберкулезу, а в другом попали в организм из окружающей среды и являются вирулентными, т.е. в определенных условиях могут вызвать заболевание. Лица, свободные от туберкулезной инфекции, не дают положительного результата на туберкулиновую пробу, даже при наличии у них аллергической настроенности или аллергических заболеваний. Именно поэтому туберкулинодиагностика является специфическим диагностическим тестом.

В Российской Федерации массовая туберкулинодиагностика проводится ежегодно.

Два раза в год проводят туберкулиновую пробу:

- детям, не вакцинированным против туберкулеза;

- детям, находящимся в контакте с больным туберкулезом;

- детям из социальных групп риска и из групп медико-биологического риска (больным сахарным диабетом, язвенной болезнью, болезнями крови и т.д.).

Результаты пробы Манту оцениваются через 72 часа путем измерения размера инфильтрата (папулы) в миллиметрах. Измеряется поперечный (по отношению к оси предплечья) размер инфильтрата. При отсутствии инфильтрата измеряется размер гиперемии. Положительная проба может свидетельствовать и о наличии противотуберкулезного иммунитета (поствакцинальная аллергия), и об инфицированности микобактериями туберкулеза (инфекционная аллергия).

В течение 6 дней с момента постановки пробы Манту необходимо обратиться к фтизиатру, если:

- положительная туберкулиновая проба появилась впервые после предшествующих отрицательных;

- наросла на 6 мм и более в течение одного года или постепенно в течение нескольких лет;

- впервые появился инфильтрат размером 17 мм и более (гиперергическая проба).

В этих случаях необходимо обследование детей в условиях противотуберкулезного диспансера с целью исключения заболевания туберкулезом с последующим проведением превентивного лечения противотуберкулезными препаратами.

Детей, направленных на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не рекомендуется допускать в детский коллектив.

Флюорографические обследования подростков и взрослых проводятся начиная с 15 летнего возраста. С учетом напряженной эпидситуации по туберкулезу в области постановлением главного государственного санитарного врача по Калининградской области введено ежегодное флюорообследование подростков. Работники образовательных, оздоровительных и спортивных учреждений для детей и подростков проходят флюорографическое обследование ежегодно. В настоящее время используются малодозные цифровые флюорографы, преимуществом которых является 4-х кратное снижение лучевой нагрузки и возможность мгновенного получения изображения как на экране монитора, так и на бумажном носителе.

Основные признаки туберкулеза: длительный кашель (три недели и более), общее недомогание, усталость, упадок сил, повышение температуры тела (37,2-37,8 0 С), потеря аппетита, боли в груди, одышка, потливость по ночам, кровохарканье.

При появлении этих симптомов необходимо немедленно обратиться к врачу.

Только врач, проведя необходимое комплексное обследование сможет установить диагноз и назначить правильное лечение.

Туберкулез поддается лечению. Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше прогноз. Своевременно начатый и последовательно проведенный курс лечения гарантирует больному выздоровление.

Если туберкулезом заболел родственник или знакомый, необходимо пройти обследование в противотуберкулезном диспансере и находиться под медицинским наблюдением.

Для профилактики заболевания в квартире, где находится больной следует проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств, проветривание. Больному должна быть выделена отдельная посуда, предметы личной гигиены.

Помните: только внимательное отношение к собственному здоровью, своевременное обращение к врачу поможет избежать тяжелых форм заболевания!

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства здравоохранения РФ от 8 апреля 2019 г. N 15-2/927-07 О порядке приема в образовательные организации детей, не прошедших туберкулинодиагностику


Обзор документа

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 8 апреля 2019 г. N 15-2/927-07 О порядке приема в образовательные организации детей, не прошедших туберкулинодиагностику

Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения по вопросу порядка приема в образовательные организации детей, не прошедших туберкулинодиагностику сообщает следующее.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья. При этом согласно части 3 статьи 17 осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к основным принципам охраны здоровья относится, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению медицинских осмотров,

Так, пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 77-ФЗ определено, что в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки, проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти,

Приказом Минздрава России 21 марта 2017 г. N 124н утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза (далее - Приказ).

Выбор методов для проведения скрининговых обследований населения зависит от нескольких параметров. Основными требованиями при выборе метода являются возможность в короткие сроки обследовать большое количество населения с оптимальным использованием (количественным и качественным) ресурсов.

Согласно Приказу для массового обследования детского населения на туберкулезную инфекцию предлагается использовать кожные пробы с аллергенами туберкулезными: аллерген туберкулезный очищенный в стандартном разведении - детям до 7 лет (включительно), аллерген туберкулезный рекомбинантный в стандартном разведении - детям до 14 лет (включительно), а детям в возрасте 15-17 лет (включительно) аллерген туберкулезный рекомбинантный в стандартном разведении) или рентгенологическое флюорографическое исследование органов грудной клетки (легких).

В случае отказа от проведения тестов с аллергеном туберкулезным очищенным в стандартном разведении или аллергеном туберкулезным рекомбинантным в стандартном разведении тактика обследования определяется врачом-фтизиатром индивидуально в каждом конкретном случае, в том числе на основе соответствующих федеральных клинических рекомендаций, содержащих рекомендации по применению альтернативного теста для выявления туберкулеза - диагностического теста T-SPOT.TB, который может быть проведен в случае отказа родителей от туберкулинодиагностики.

Согласно пункту 18 Приказа по завершении профилактического осмотра в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (историю развития ребенка), на отдельную страницу вносятся объективные данные по результатам проведенных исследований, сведения о наличии контактов с больным туберкулезом, результаты осмотров врачами-специалистами (в случае выявления патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза), заключение об отсутствии (выявлении) патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза,

Пунктом 1.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 60 (далее - Правила), установлены требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения.

Пунктом 1.3 Правил закреплено, что их соблюдение является обязательным для физических и юридических лиц.

Разделом V Правил урегулирован механизм организации раннего выявления туберкулеза у детей. С учетом принципа добровольности получения противотуберкулезной помощи, при отсутствии контакта с туберкулезным больным родители вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что в соответствии с действующим законодательством не ограничивает права ребенка на посещение образовательного учреждения, при условии представления на таких детей заключения врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом (пункт 5.7 Правил).

Отмечаем, что приказом Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 № 441н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, согласно которому справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию.

Подготовка медицинского заключения осуществляется врачом-фтизиатром, проводящим обследование.

Директор Департамента
медицинской помощи детям
и службы родовспоможения
Е.Н. Байбарина

Обзор документа

Для массового обследования детского населения на туберкулезную инфекцию предлагается использовать кожные пробы с туберкулезными аллергенами. Если родители отказываются от таких проб, то тактика обследования определяется врачом-фтизиатром индивидуально в каждом конкретном случае, в т. ч. на основе клинических рекомендаций о применении диагностического теста T-SPOT.TB.

С учетом принципа добровольности получения противотуберкулезной помощи при отсутствии контакта с туберкулезным больным родители вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что не ограничивает права ребенка посещать образовательное учреждение. Однако у врача-фтизиатра нужно получить заключение об отсутствии заболевания туберкулезом.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЁЗОМ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлены результаты исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом, проведенного путем анкетирования участковых медицинских сестер и пациентов диспансера.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Особое внимание было уделено профессиональным обязанностям медицинских сестер, которые, по мнению респондентов, могут проводить занятия в школе.

Введение

В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.

В этих условиях возрастает роль медицинского работника в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время нельзя излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным.

Решению указанных задач может способствовать создание Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни. Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.

Целью обучения является не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к истинному умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.

Одной из важных составных частей лечения туберкулёза является просветительная работа среди пациентов. Медицинский работник находится в постоянном контакте с пациентом и поддерживает его с момента установления диагноза и до завершения лечения. Близкие пациента также нуждаются в поддержке и информации.

С момента установления диагноза пациент должен получить основную информацию о том, что такое туберкулёз и как он распространяется. Больной может быть напуган, и тогда его нужно убедить в том, что туберкулёз излечим. Необходимо рассказать пациенту о курсе лечения и объяснить необходимость приема лекарств под непосредственным наблюдением. Некоторые пациенты могут решить, что принимать препараты каждый день очень обременительно и это пустая трата времени. В этом случае медицинский работник должен разубедить больного.

Основной целью обучения больных туберкулёзом является формирование у пациента сознательного и грамотного отношения к своей болезни. Все пациенты больные туберкулёзом хотят знать о заболевании больше и с огромной заинтересованностью относятся к обучению. Но добиться одного "понимания болезни" у больного, конечно, недостаточно - необходимо выработать у него стойкую мотивацию на выполнение тех правил жизни, которые потребовал туберкулёз. Медицинские работники должны приложить все свои усилия на то, чтобы из " туберкулёзных больных " пациенты стали полноправными союзниками в контроле за своим заболеванием и понимали, что без их участия благоприятного течения туберкулёза добиться невозможно. Для этого следует постоянно подчеркивать идею партнерства и сотрудничества, при котором медицинский персонал и больной работают ВМЕСТЕ над решением вопросов помощи больному.

Для качественного и доступного обучения необходимо создать школу для больных туберкулёзом. Поэтому любое исследование, направленное на изучение возможностей создания подобных школ является актуальным.

Методы

Для решения поставленных цели и задач исследования нами были разработаны специальные анкеты.

Изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом проводилось на базе одного из противотуберкулёзных диспансеров Москвы в период с июня по декабрь 2012 г.

В исследовании участвовали 10 медицинских сестер участковых с разными возрастными и профессиональными особенностями и 10 пациентов диспансера. Им было предложено ответить на вопросы составленной анкеты.

Результаты исследования

Анализ результатов анкетирования, направленный на изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом, показал, что в диспансере есть условия для организации школы для больных туберкулёзом.

1. В диспансере работают опытные участковые медицинские сёстры. Среди них 8 медицинских сестер работаю более 10 лет, 2 медицинских сестры от 5 до 10 лет (рис.1).

Рис. 1 - Стаж работы медицинских сестер.

Имеет высшую квалификационную категорию 8 медицинских сестер участковых, первую – 2 медицинские сестры участковые (рис.2).

Рис 2 - Квалификационные категории участковых медицинских сестер.

2. Все участвовавшие в анкетировании респонденты считают необходимым создание в противотуберкулёзном диспансере школы для больных туберкулёзом.

Все участковые медицинские сестры ответили, что нужна наглядная информация для обучения пациентов. С наглядной информацией пациенты лучше усваивают и запоминают нужную информацию.

30% медицинских сестёр считают, что работать в школе должны участковые сестры. 70% медицинских сестер считают, что работать и обучать в школе пациентов должны специально обученные медицинские сестры, т.к. после окончания базового медицинского училища у сестер недостаточно знаний. Считают, что в школе должны работаь медициснкие сестры, которые знают основы педагогики и психологии.

20% медицинских сестёр считают, что обучение пациентов нужно проводить 2-3 раза в неделю для впервые заболевших. Пациенты впервые заболевшие нуждаются в достоверной широкой информации о заболевании, мерах профилактики. Эта информация нужна в первые дни недели, от этой информации будет зависеть исход выздоровления. 40% медицинских сестёр считают, занятия нужно проводить один раз в неделю для пациентов прошедших курс лечения в стационаре, так как эти пациенты уже получили часть информации в стационаре. 40% медицинских сестра считают, что достаточно один раз в месяц проводить занятия с пациентами (хрониками), для повторения мер профилактики и санитарно-эпидемиологического режима.

Рис. 4 – Как часто нужно проводить занятия с пациентами?

Все медицинские сестры считают, что нужно привлекать родственников к обучению. Респонденты считают, что родственники будут помогать своим близким в лечении и соблюдении санитарно-эпидемиологического режима. Туберкулёз как инфекционное заболевание развивается в социально организованном человеческом обществе, и во многом распространение туберкулеза зависит от организации и благополучия этого общества. Пациент, проживающий в одной квартире с родственниками, подвергает их риску заражению туберкулёзом.

Анализ результатов опроса пациентов показал, что пациентам необходимо обучение.

70% пациентов ответили, что им хотелось бы знать больше о своем заболевании, факторах риска, профилактике и образе жизни от участковой медицинской сестры, т к. пациенты больше общаются с медицинскими сестрами в очагах. 30% пациентов ответили, что информации достаточно.

80% пациентов ответили, что не знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. 20% пациентов ответили, что знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. От соблюдения санитарно-эпидемиологического режима зависит исход выздоровления и благополучие своих родственников. Медицинские сестры объясняют пациентам и их родственникам как правильно обрабатывать плевательницы, предметы личной гигиены, посуды. Пациенты считают. что им необходимы индивидуальные занятия с наглядной информацией. Медицинские сестры диспансеры готовы помогать пациентам, предоставлять им наглядную информацию и проводить занятия.

Таким образом, анализ результатов анкетирования показал:

1. В Противотуберкулёзном диспансере есть условия для создания Школы для больных туберкулёзом.

2. Пациенты нуждаются в обучении и хотят обучаться. Они хотят приобрести знания с помощью наглядной информации для быстрейшего выздоровления.

Выводы

В настоящее время необходимость совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими могут быть не только медицинские вмешательства, но и образовательные технологии. Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.

Проведенный нами теоретический анализ школ здоровья показал, что школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Таким образом, активное развитие Школ здоровья формирует у населения мотивацию к сохранению своего здоровья и повышает их ответственность за свое здоровье, обеспечивает повышение точности выполнения назначений врача. При достижении этих целей Школы обеспечивают высокое качество профилактической помощи населению, что способствует реализации профилактической направленности службы здравоохранения и является основополагающим принципом ее реформирования.

Исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом проводилось с помощью анкетирования по разработанной нами анкете.

Практический анализ возможности открытия школы для больных туберкулёзом показал, что в Противотуберкулёзном диспансере возможно открыть школу для больных туберкулёзом. Пациенты хотят обучаться в школе, а медицинские сестры готовы работать и обучать пациентов.

Список используемых источников

Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Основы медицинской профилактики и реабилитации.- М., АлмМи, 2010. – 125 с.

Гусейнов Г.К. Медицинская сестра противотуберкулезного учреждения. // Медицинская сестра. - 2006. - С.16-17.

Калинина А.М., Олейников В.Г., Олейникова Н.В. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи. - М.: Профилактическая медицина, 2001. - 345 c.

Карачунский М.А. Профилактика туберкулеза. // Медицинская сестра.-2003.- С.-10.

6. Национальное руководство / под ред. М.И. Перельмана.- М.: ГЭОТАР - Медиа. 2007.- 512 с.

7. Перельман М.И., Корякин В.А. Фтизиатрия.- М.: Медицина, 1996.- 320 с.

Читайте также: