Обучение детей находящихся на лечении в туберкулезной больнице

Обновлено: 15.04.2024

Специфика работы в школе такова, что учебный процесс осуществляется без отрыва от лечебно-профилактических мероприятий ГБУЗ ОКПТД стационар №5 филиал для детей по лечению всех форм туберкулеза, точнее можно сказать, что процесс лечения обучения и воспитания идут параллельно. И работа с детьми, находящимися на длительном лечении имеет ряд специфических особенностей. Дети различные по состоянию здоровья, срок пребывания в нашей школе от 3-х месяцев до года и более, с различным уровнем подготовки (дети обучались в общеобразовательных школах, гимназиях, а также в школах с особыми образовательными нуждами) некоторые дети вообще по независящим от них причинам не посещали школу.

На момент поступления в школу, дети в большей массе находятся в стрессовом психоэмоциональном состоянии: оторванность от дома, семьи, пребывание в условиях больницы, новый детский коллектив, новые учителя и воспитатели, другие требования к организации учебного процесса. Дети замыкаются, снижается уровень познавательной деятельности, уровень мотивации учебной деятельности, неустойчивость эмоциональной сферы, повышенный уровень тревожности, сниженная потребность в общении. Очень сложная задача помочь ребенку преодолеть это состояние. Поверить в себя и свои силы. Это достигается созданием благоприятного психологического климата, где немаловажную роль играет социальный педагог. В данном образовательном учреждении я работаю с сентября 2004 года и, учитывая, специфику нашего учреждения, я определила круг целей и задач, скорректировала направления деятельности, которые смогли бы способствовать раскрепощению ребенка, повысили уровень его познавательной активности, учебной мотивации, одним словом нивелировали стрессогенный фактор в учебно-воспитательном процессе.

Цели деятельности социального педагога в нашей школе это:

  1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка в условиях длительного лечения.
  2. Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в условиях стационара.
  3. Защита ребенка в его жизненном пространстве.
  4. Организация тесного взаимодействия педагогического и медицинского персонала для улучшения условий пребывания детей в стационаре.

Задачи:

  1. Формирование у ребенка, поступившего в стационар навыки общения, помощь в адаптации к новой среде.
  2. Повышение правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей или лиц их заменяющих.
  3. Организация консультативной работы.
  4. Социально-педагогическая профилактика укрепления и охраны здоровья, щадящая корректировка индивидуальных качеств и контактов ребенка в условиях длительного лечения.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение детей с туберкулезной интоксикацией.

Направления деятельности социального педагога в нашей школе:

  1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
  2. Социально-педагогическая защита прав ребенка.
  3. Социально-педагогическое консультирование.
  4. Содействие педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка
  5. Организационно-методическая деятельность
  6. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация
  7. Фандрайзинг.

В процессе работы социального педагога по направлению социально-педагогического исследования для выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов в личных беседах выявляется проблемное поле, интересы и склонности учащихся, уровень их социальной защищенности. С учащимися проводятся различные виды анкетирования: уточнение уровня социального благополучия, оценка жизненных целей ребенка, диагностика познавательных интересов, потребностей, склонностей, выявление предпочтительных занятий учащихся во внеурочное время, диагностика личности подростка и ее социальных связей, результаты анкетирования анализируются и доводятся до сведения классных кураторов и воспитателей.

Социальные характеристики

1. Состав семьи __________________________________________________
2. Семья: полная, неполная, опекун, сирота. Многодетная______детей
3. Жилищно-бытовые условия: отдельная кв. с уд., без уд, частный дом, общежитие, барак, съемная кв, закрытые детские учреждения.
4. Социальное положение: рабочие, служащие, предприниматели, фермеры, неквалиф. труд, военные, безработные, инвалиды.
5. Особенности учебной деятельности__________________________________
6. Положение в классном коллективе___________________________________
7.Отношение к общественно-полезному труду____________________________
8.Направленность интересов:__________________________________________
5. Доход семьи ______________________________________________________
6.Уровень социального благополучия семьи______________________________
7. Поведение ребенка в школе__________________________________________
8. Внешкольное общение ребенка_______________________________________
Уровень самооценки личности:_________________________________________
Вредные привычки (их характер)________________________________________
10.Эмоциональные отношения родителей с детьми________________________
Инвалидность по туберкулезу (иная)_____________________________________
Рекомендации _________________________________________________

Сведения, почерпнутые из этого показателя, помогают школьному куратору и воспитателю наладить контакт с ребенком, по возможности раскрыть его творческие способности. Проводится выявление социального статуса учащихся, при чем, по данным нашего учреждения растет процент заболеваемости туберкулезом в семьях, где неплохой достаток, а то и вовсе семья в финансовом отношении благополучная.

Сравнительная характеристика социального статуса учащихся


Следует отметить тот факт, что наличие в нашей школе детей из разных образовательных учреждений положительно влияет на общий психоэмоциональный фон. Дети учатся быть терпимыми друг другу и взаимно обогащают друг друга.

Среди наиболее важных проблем наших учащихся выделяются:

  1. Морально-психологический фон учреждений (семей), откуда пребывают дети.
  2. Школьная мотивация.
  3. Отношение к здоровью.
  4. Взаимопонимание и адаптация детей к новым условиям.

Специфика нашей школы состоит еще и в том, что это учреждение, где состав детей постоянно обновляется, поэтому социальный педагог взаимодействует не только с родителями, или лицами их заменяющими, педагогическими работниками, но и с медицинским персоналом, педагогами учреждений из которых пребывают дети. Так как одна часть учащихся нашей школы это воспитанники детских домов и коррекционных интернатов, другая – из неблагополучных, неполных семей, то работа с родителями включает в себя следующие направления:

  1. Социально-правовое консультирование.
  2. Пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков.
  3. Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье.

В направлении правового воспитания школьников хорошо организована совместная работа с инспектором ОПДН Кировского района, направленная на взаимодействие социального педагога и инспектора ОПДН, профилактику правонарушений среди подростков. Совместно с инспектором ОПДН были разработаны планы взаимодействия по проведению бесед и консультаций для школьников. Поскольку состав детей в нашей школе непостоянен, работа с инспектором носит консультативный, разъяснительный характер. Для профилактики асоциального поведения, охраны жизни и здоровья учащихся проводятся беседы с учащимися.


Социальный педагог и педагогический коллектив школы строит тесные отношения со всеми субъектами микросоциума, включая обучающихся, их семьи, различных социальных партнеров.

Благодаря расширению социальных партнеров нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы: повышение качества образования, формирования социального интеллекта и субъектности школьника

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 “О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении”


Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 “О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении”

В рамках выработки системного подхода к обеспечению конституционного права на получение образования детьми, находящимися на лечении в стационаре медицинских организаций, осуществляющих стационарное лечение, оздоровление, Минобрнауки России направляет разъяснения, разработанные совместно с Минздравом России, по указанному вопросу для использования в работе.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Разъяснения
по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно.

В рамках межведомственного взаимодействия по вопросу выработки системного подхода к обеспечению конституционного права на получение образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, Минздрав России разработало разъяснения терминов:

Согласно части 5 статьи 41 Закона обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, может быть организовано, в том числе, в медицинских организациях на основании заключения медицинской организации и обращения в письменной форме родителей (законных представителей) обучающегося.

Согласно разъяснениям Рособрнадзора в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, об организации государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) обучающихся, переехавших в период ГИА из одного субъекта Российской Федерации в другой, в том числе для прохождения длительного лечения в медицинской организации, осуществляющей стационарное лечение, оздоровление, (письмо от 13 мая 2014 г. № 02-377) обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении, имеют право на прохождение ГИА и получение аттестата об основном общем или среднем общем образовании в медицинской организации, осуществляющей стационарное лечение, оздоровление.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, нуждающихся в длительном лечении и получающих общее образование в медицинских организациях, осуществляющих стационарное лечение, оздоровление, в указанных организациях должны быть созданы специальные условия для получения образования (статья 79 Закона).

Реализация права на общее образование обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Вопрос о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, должен быть урегулирован нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Для организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, прохождения ГИД в медицинской организации, осуществляющей стационарное лечение, оздоровление, необходимо:

заключение медицинской организации о проведении лечения или медицинской реабилитации продолжительностью более 21 дня в медицинской организации (включая дневной стационар);

заявление в письменной форме родителей (законных представителей) на имя руководителя медицинской организации, в которой будет находиться на длительном лечении их ребенок, с просьбой организовать его обучение.

Законодательством в сфере образования предусмотрены два варианта организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении:

1) обучение на базе специализированного структурного образовательного подразделения организации, осуществляющей лечение, оздоровление.

В соответствии с нормами статьи 31 Закона к организациям, осуществляющим обучение, относятся, в том числе, организации, осуществляющие лечение, оздоровление.

Указанные организации вправе осуществлять образовательную деятельность, в том числе по основным общеобразовательным программам, создав в своей структуре специализированое структурное образовательное подразделение (части 3, 6 статьи 31 Закона).

Создавать специализированые структурные образовательные подразделения в медицинских организациях, осуществляющих стационарное лечение, оздоровление, и организовывать в них образовательный процесс рекомендуется на уровне федеральных, республиканских, краевых, областных; организаций, осуществляющих лечение, оздоровление.

2) обучение в медицинской организации организацией, осуществляющей образовательную деятельность, н расположенной территориально наиболее близко к медицинской организации.

В этом случае отношения между медицинской организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, регулируются договором. При этом лицензию на осуществление образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, необходимо переоформить в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы лицензирования образовательной деятельности, включив в нее адрес осуществления образовательной деятельности (адрес медицинской организации).

Реализация образовательных программ при любом из вышеназванных вариантов получения образования, обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, возможна в различных формах: очной, очно-заочной, сетевой, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных программ.

Рекомендуем до 1 сентября 2015 г. приняв исчерпывающие меры по организации взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и проработке алгоритма организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении.

Директор Департамента
в сфере защиты прав детей
Е.А. Сильянов

Обзор документа

Разъясняется вопрос обеспечения конституционного права на получение образования детьми, нуждающимися в длительном лечении.

Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, может быть организовано, в том числе, в медицинских организациях на основании заключения медорганизации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучающегося.

У обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, есть 2 варианта организации образования. Во-первых, обучение на базе специализированного структурного образовательного подразделения организации, осуществляющей лечение. Во-вторых, обучение в медучреждении организацией, осуществляющей образовательную деятельность наиболее близко к нему. Получение образования возможно в очной, очно-заочной и сетевой формах, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных программ.

Обучающиеся, переехавшие в период ГИА из одного региона в другой, в том числе для прохождения длительного лечения в медицинской организации, имеют право на прохождение ГИА и получение аттестата об основном или среднем общем образовании в медорганизации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Вероятно, не случайно проблема физического и психического здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день особо актуальна, оздоровление становится одной из главных социальных проблем, т. к. в "группу риска" попадают, прежде всего, дети. Если просмотреть распределение детей по группам здоровья, то можно увидеть такую картину, что абсолютно здоровых детей практически не осталось. А так как дошкольные учреждения являются первой ступенью общественного воспитания, то на нас возлагаются как воспитательно-образовательные, так и оздоровительно- профилактические задачи.

На территории Чувашии реализуется программа ВОЗ от 2005 года. "Профилактика, диагностика и лечение туберкулеза и ВИЧ-инфицированных" под финансированием Всемирного банка реконструкции и развития. Мы, опираясь на эту программу, совместно с тубдиспансером занимаемся предупреждением развития туберкулеза у детей, т.к. туберкулез - социальное зло во всем мире. Заболеваемость туберкулезом не уменьшается и число детей, состоящих на учете у фтизиатров с первичным инфицированием, возрастает. В условиях увеличения количества тубинфицированных детей актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи таким детям.

  • повышения процента больных туберкулезом взрослых, имеющих первичную устойчивость ко всем противотуберкулезным антибиотикам;
  • с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих снижение общей сопротивляемости организма.

Общеизвестно, что инфицированность туберкулёзной палочкой снижает общую сопротивляемость организма ребёнка к воздействию любых внешних факторов, а также обостряет имеющиеся отклонения состояния здоровья ребенка.

Наш детский сад открыт с 1988 года как санаторный, а с 2009 года переименован в детский сад присмотра и оздоровления для детей с туберкулезной интоксикацией. Имеет 12 возрастных групп, где воспитываются около 160 детей, в возрасте от 1,5 до 7 лет. Детский сад комплектуется из числа детей, состоящих на учете у фтизиатров детского отделения противотуберкулезного диспансера. Воспитываются дети с различными хроническими заболеваниями: с виражом туберкулиновых проб, гиперергической р. Манту, тубинфицированием и тубконтактные. Дети поступают и выписываются из детского сада по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. Дети приходят из разных детских садов, т.е. из разных "образовательных ситуаций" - программ, традиций и требований воспитателей. В основном дети приходят в наш детский сад только на один год, в течение которого по-прежнему болеют, т.е. "выпадают" из системы обучения.

В первую половину дня - наиболее эффективное время для проведения обучающих занятий, однако-нам приходится "делить" с обязательными лечебно-профилактическими и оздоровительными процедурами, что еще и еще сокращает возможности образовательной работы.

Анализ направляемых к нам детей за 3 года показывает, что увеличивается общее количество поступающих детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, а также увеличивается поступление детей из очагов контакта, имеющих гиперергическую Р.Манту. Растет число детей с виражом с гиперергией. Остается достаточным число детей из неполных и социально неблагополучных семей. И большинство детей, посещающих наше учреждение, в сочетании с основными заболеваниями, имеют сопутствующие заболевания: это лор-патологии, патологии ЦНС, заболевания органов дыхания и т.д.

В ДОУ созданы благоприятные условия для проведения полноценной лечебно-оздоровительной и коррекционно-педагогической работы. Детский сад имеет все необходимое оборудование для полноценной работы медицинских специалистов ДОУ. В учреждении имеются: физкультурный и музыкальный залы, кабинеты: лечебно-восстановительный, ЛФК, массажный, логопедический, психологический, медицинский, изолятор, методический, экологическая комната, фитобар, спортивная площадка, комната по ОБЖ.

Воспитательно-коррекционную работу осуществляют: учитель-логопед, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, инструктор по ЛФК, старший воспитатель и 27 воспитателей. 60% педагогического коллектива имеют высшее педагогическое образование, 62,5% имеют высшую и первую квалификационные категории. Высокий образовательный ценз, достаточная специальная подготовка педагогических и медицинских кадров позволяет нам в условиях интенсивного психолого-медико-педагогического процесса сохранять целостность педагогических воздействий на ребенка, добиваться эффективности в работе, обеспечивая непрерывность образования детей разного возраста.

Лечебная работа, которую проводят врач-фтизиопедиатр и медсестра, направлена на профилактику туберкулеза у детей, коррекции отклонений в состоянии здоровья детей, контроль за питанием, закаливающими мероприятиями, санитарно-эпидемиологическим состоянием и т. д.

Свою работу мы планируем на основе комплексной оценки состояния здоровья ребенка при поступлении в детский сад и в последующем динамическом наблюдении за ним врачом - фтизиопедиатром, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателями групп.

Практика показала, что решить поставленные задачи возможно только совместными усилиями ДОУ и семьи. Поскольку пребывание в нашем саду ограничивается определенным сроком, нам необходимо осуществить за короткий промежуток времени комплексный подход к воспитанию детей, обеспечивающийся полнотой взаимосвязью лечебных мероприятий и педагогическим процессом. И при этом необходим тесный контакт всех заинтересованных сторон: педагогов, медиков и родителей. В связи с чем, сотрудничество мы рассматриваем как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.

Специфика образовательного процесса в учреждении направлена на реабилитацию воспитанников с туберкулезной интоксикацией и реализацию образовательных программ. Реализуя основные задачи укрепления здоровья формирования здорового образа жизни - мы выделяем главную задачу - это лечение и оздоровление воспитанников с туберкулезной интоксикацией.

Приоритетным значением в реабилитации детей с туберкулезной инфекцией является объем получаемой медицинской помощи. Учитывая длительность химиопрофилактического лечения от туберкулеза, мы пришли к выводу, что нам необходима программа, которая бы решала проблему создания комплекса медико-психолого-педагогических услуг для детей с туберкулезной интоксикацией, целью которой является укрепление здоровья и своевременная профилактика туберкулеза у детей из группы риска, долечивание детей с малыми формами туберкулеза и остаточными изменениями после перенесенного туберкулеза через внедрения новых форм работы.

Разработанную нами программу комплексного медико-психолого-педагогического подхода к реабилитации детей с туберкулезной интоксикацией составляют три блока: лечебно-оздоровительный, коррекционно-педагогический и социальный.

1. Лечебно-оздоровительный блок.

Работа в этом блоке ведется в двух направлениях:

Направления Содержание деятельности
Лечебно-профилактическое Химиопрофилактика

I направление - контролируемая химиопрофилактика, проводимая медицинским персоналом. Это специфический метод профилактики туберкулеза антибиотиками в сочетании с витаминами В6. Химиопрофилактика как основной метод лечения туберкулеза назначается детям из "групп риска" на срок от 3 до 5 месяцев. В детском саду созданы благоприятные условия для проведения качественной химиопрофилактики и предупреждения развития локального туберкулеза у детей с остаточными изменениями после перенесенного заболевания.

II направление - физкультурно-оздоровительная работа, проводимая совместно с педагогами ДОУ, строится на основе диагноза основного и сопутствующего заболевания, группы здоровья и индивидуального плана оздоровления. Каждый ребенок имеет лист здоровья с рекомендациями специалистов.

Для закрепления результатов химиопрофилактики и создания защитных сил организма наиболее эффективными оказались следующие неспецифические методы оздоровления: ЛФК с применением дыхательного тренажера, ароматерапия, ультратонотерапия, СУ-ДЖОК терапия, соллюкс, лечебный массаж, стопотерапия, физиотерапия, витаминотерапия, сухое обтирание, массаж по Уманской, УГГ с дыхательными упражнениями, корригирующая гимнастика, фитоаэрация с лекарственными травами и чесночно-луковым настоем, фито и щелочные ингаляции, лампа Чижевского и другие.

2. Коррекционный блок. Он включает логопедическое, психологическое и педагогическое направления.

Направления Содержание деятельности
Психологическое Создание психологического микроклимата в детском саду и семье
Диагностика
Психокоррекция
Логопедическое Диагностика
Преодоление недоразвития речи, фонематического слуха
Развитие связной речи и лексикограмматических категорий
Педагогическое Развитие личности ребенка
Создание предметно-развивающей среды
Проведение коррекционной работы по рекомендациям специалистов

Эта работа осуществляется при условии комплексного взаимодействия всех специалистов. На основе клинической характеристики ребенка, составленной врачом-фтизиопедиатром, специалисты намечают комплекс необходимых коррекционных и воспитательных мероприятий с детьми туберкулезной инфекцией на период х/п и после х/п. Воспитательно-образовательная работа в группах строится по результатам заключительного диагноза основного и сопутствующего заболевания, с выведением группы здоровья врачом - фтизиопедиатром, т.е. с учетом карты индивидуального сопровождения ребенка, которая воплощается педагогами на период пребывания ребенка в д/саду. (Приложение 1)

Нами разработана модель взаимодействия специалистов при индивидуальном сопровождении ребенка, которая дает нам комплексно осуществить лечебно-профилактическую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми с туберкулезной интоксикацией.

В цепочке взаимодействия медиков, педагогов, специалистов по осуществлению коррекционной работы нельзя обойтись без его ключевого звена-семьи. Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком - средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

3. Работа с семьей. Блок имеет три направления:

Направления Содержание деятельности
Индивидуальное Реализация индивидуальных и коррекционно-развивающих программ помощи собственному ребенку
Дифференцированное Вовлечение родителей в процесс реабилитации детей в зависимости от тяжести заболеваний
Массовое Участие родителей в совместной деятельности по достижению общей цели детского сада

Наш лозунг в работе с родителями: "Никто, кроме самого человека, не может устранить причину его болезни". Наряду с традиционными формами работы с родителями, мы дифференцированно подходим к семьям "группы риска", для чего в дошкольном учреждении создана медико-психолого-педагогическая служба, где родители могут получить квалифицированную консультацию и помощь специалистов.

Эффективным направлением работы с родителями являются индивидуальные и подгрупповые консультации, дни открытых дверей, занятия - практикумы, на которых родители обучаются таким приемам и методам оздоровления детей, как корригирующая гимнастика, массаж по Уманской, дыхательная гимнастика, закаливание, гимнастика пробуждения, а также знакомятся с лечебно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся в детском саду, и нетрадиционными методами оздоровления детей (фито-ароматерапия, галотерапия, сухое обтирание варежкой, само и взаимомассаж и др).

Опыт свидетельствует: занятия -практикумы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех, а взаимодействие всего коллектива детского сада с семьей обеспечивает достойный уровень укрепления здоровья детей, а значит, снижение заболеваемости.

  • нет случаев перехода виража в формы локального туберкулеза;
  • нет роста туберкулиновой чувствительности на фоне химиопрофилактики;
  • почти в 100% химиопрофилактика дает улучшение по результатам р. Манту.

Мы убеждены, что только системный подход к проблеме восстановления здоровья и физического развития дошкольников на основе единства медицины и педагогики в сотрудничестве с семьей позволяет повысить эффективность оздоровительной и коррекционно-педагогической работы.

От больницы до ЕГЭ: что такое госпитальные школы и как они помогают жить тяжелобольным детям - слайд

Когда ребенок попадает на длительное лечение в больницу или хоспис, кажется, что теперь все внимание приковано к его здоровью, а иногда — борьбе за жизнь. Консилиумы, химиотерапия, сборы на сложные операции — и бесконечное лежание в кровати, рядом с безутешными родными. Разве есть в такой тяжелой ситуации место просмотру кино, общению с друзьями, хобби и тем более учебе по школьной программе?

Первые госпитальные педагоги — сестры милосердия

Первая детская больница появилась в 1804 году в Париже, до этого дети и на коротком, и на длительном лечении лежали в одних учреждениях со взрослыми. Затем детские больницы стали появляться по всему миру, в том числе в России; их открывали на деньги меценатов. Как и в учреждениях для взрослых, за больными там ухаживали сестры милосердия. По сути, они и стали первыми госпитальными педагогами.


Вместо зубрежки математики или латыни женщины, как могли, занимались развитием детей, например, читали им рассказы, сказки. В то время верили: личность формируется в детстве, и это время нельзя упустить, поэтому даже в больнице надо продолжать видеть в ребенка человека, а не только пациента.

Не отстать от школьной программы

В Советском союзе сестер милосердия заменили приходящие школьные учителя. Смысл обучения в стране, нацеленной на пятилетки, перевыполнение планов и ликвидацию безграмотности, тоже стал другим: продолжать зубрежку теории и решение задачек, чтобы, вернувшись в коллектив (если получится), не попасть в позорные ряды отстающих.

К концу XX века идеологическая подоплека отошла на второй план, но организация процесса осталась прежней. Педагоги отрабатывали смену в школе и шли к ученикам, находящимся на длительном лечении, в больницы — чаще всего туберкулезные — или домой. Давать через силу (для обоих) хотя бы какие-то знания и ставить галочку, что ребенок не полностью выключен из школьной жизни.

HOPE — значит надежда

В конце XX века стало понятно: учить детей в больницах надо по-другому, нужны другие методики и инструменты, иначе все утомительно и бесполезно. В 1988 году по инициативе педиатра Павла Корнхаузера, при содействии ЮНЕСКО и ВОЗ, в Словении состоялся первый европейский конгресс для госпитальных педагогов. Так возникла Европейская ассоциация госпитальных школ — Hospital Organisation of Pedagogues in Europe (HOPE).


Ценность новых госпитальных школ подтверждают и исследования. 85 процентов учеников госпитальных школ рассказали о своих стремлениях и мечтах. И только двое из десяти пациентов, оставшихся в больнице без учебы, говорили о планах на будущее.

Как учат тяжелобольных детей в современной России

Без хлорки и жалости

Атмосфера — наверное, ключевое, что удивляет в госпитальной школе. Здесь не блестят мертвенно-белым кафелем стены, не чувствуется запаха хлорки, не бродят тенями худенькие бритые наголо дети, вызывающие щемящее чувство жалости и отчаяния.

В залах и кабинетах с яркими стенами и суперсовременным оборудованием кипит жизнь. Девочки в косынках собираются на концерт в холле, юноша в очках сидит напротив учительницы с планшетом и разбирает задания ЕГЭ, а несколько детей выходят из радиостудии — в компании известного радиоведущего. На экране у входа расписание занятий: ребенок может сам выбрать, чем ему заняться сегодня.

Хотя основные предметы (на каждый по 30 минут) и оценки никто не отменял: все-таки это государственный проект, а не экспериментальная школа Саммерхилл. К детям, которые не встают с кровати, педагоги приходят в палату. Но как только пациенты чувствуют себя лучше, они присоединяются к остальным.


Все по-взрослому: инфраструктура продумана так, что после игры-обучения можно получить сертификат, подтверждающий наличие soft skills, а особенно успешные проекты — в будущем воплотить в жизнь. И, пожалуй, для детей это самое важное: иметь возможность оставить что-то после себя, даже если скоро уйдешь.


Не буду обманывать: новый ребенок в больнице, особенно с негативным опытом в обычной школе, вряд ли будет радоваться одному факту, что и здесь придется учиться. И здесь нашим педагогам надо стараться, заслуживать доверие, часто отходить от методик, даже самых передовых, чтобы придумать что-то свое. Так было с одной девочкой, которая лежала в изолированном боксе. Она ушла в такое минорное состояние, когда не хочется вообще ничего, какая тут учеба.

Мы пытались понять: ну как же достучаться до нее? И вдруг кто-то из коллег предложил ей внести туда Lego-конструктор и просто поставить его там, в боксе. Мы его обработали, стерилизовали, внесли в бокс — и заметили, что ребенок им заинтересовался. Тогда педагоги стали включаться, причем большой дисциплинарной командой.


Сперва пятиклассница начала строить какую-то травку, деревья — появился повод поговорить о биологии. Так мы „нанизывали“ на Lego методику работы с этим конкретным ребенком. На академические успехи, конечно, не ориентировались, главное — чтобы ожила.

Госпитальная педагогика для неизлечимо больных детей дает возможность оставить воспоминания не о тяжелых днях, с болезненными и неприятными процедурами, а о моментах, когда ребенок улыбается, когда он в действии. Многие дети, которые уходили в статус паллиативных, просили продолжать с ними заниматься, пока у них есть силы. И даже сдавали экзамены.

Читайте также: