Оценка состояния противоинфекционного иммунитета

Обновлено: 14.05.2024

1.Обследуемый учащийся поднимается на ступеньку, а затем спускается с нее. Темп восхождения на ступеньку постоянный и равняется 30 циклам в 1 минуту. Высота ступеньки 40 см для девушек и 45 см для юношей.

2.Каждый цикл состоит из 4 шагов: первый – левая нога встает на ступеньку, второй – правая нога поднимается на ступеньку, третий – левая нога спускается со ступеньки, четвертый – правая нога спускается со ступеньки.

3. Время восхождения 4 минуты. Если обследуемый из-за усталости начинает отставать о заданного ритма, то через 15-20 с тестирование прекращают и фиксируют фактическое время в секундах. Обследование прекращают и при появлении признаков чрезмерного утомления: бледности лица, спотыкании и т.п.

4. После завершения работы учащийся садится на стул и через 1 мин в течение 30 с подсчитывается пульс

5.Вычисляют индекс теста (ИТ) по формуле:

ИТ= Т*100/F*5,5, где Т – время восхождения на ступеньку в секундах; F – пульс за 30 сек

6.Физическая подготовленность оценивается по значениям полученного ИТ

Лабораторная работа №3

Оценка состояния противоинфекционного иммунитета

Цель работы: воспитывать культуру здоровья

1.Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частоте и тяжести перенесенных в течение года простудных заболеваний (ОРЗ). Если вы в течение года ни разу не болели, то можете оценить сопротивляемость своего организма инфекциям в 100 баллов.

2.При утвердительном ответе на следующие вопросы вычитайте из 100 баллов числа, указанные в правом столбике таблицы

Вычесть из 100 баллов

1.Сколько раз в течение года вы болелипростудными или вирусными заболеваниями?

2.Долго ли продолжается ОРЗ? Да

3. Переходили ОРЗ в бронхит или пневмонию? Да

4. Бывает ли у вас аллергия? Да

3.Подведите итоги, сложив полученные после вычитания цифры

4.Сделайте вывод о причинах, которые ослабляют противоинфекционный иммунитет

Лабораторная работа №4

Реакция ССС на физическую нагрузку

Цель работы: изучение приспособляемости организма к воздействиям внешней среды по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы

1.Сосчитайте пульс в состоянии покоя в положении сидя за 10 сек (ЧП1). Частоту пульса лучше определять по пульсации лучевой артерии, которая находится в области запястья

2.В течение 90 ссделайте 20 наклонов вниз с опусканием рук.

3.Сосчитайте пульс в положение сидя сразу после выполнения наклонов за 10 с (ЧП2).

4. Сосчитайте пульс в положении сидя через 1 мин после выполнения наклонов за 10 с (ЧП3).

5. Рассчитайте показатель реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (ПР).

ПР=ЧП1+ЧП2+ ЧП3 – 33/10

6. Оцените результаты, сравнивая с таблицей

Показатель реакции ССС на физическую нагрузку

Сердце в прекрасном состоянии

Сердце в хорошем состоянии

Сердце в среднем состоянии

Сердце в посредственном состоянии

Следует обратиться к врачу

Лабораторная работа №5.

Определение стрессоустойчивости сердечно - сосудистой системы.

Цель работы: изучение стрессоустойчивости ССС

1.Подсчитайте пульс сидя в спокойном состоянии за 10 с (ЧП1)

Для испытуемых нужно придумать другие числа.

3. Сразу после выполнения заданий сосчитать пульс за 10 с (ЧП2)

2. Рассчитать показатель реакции ССС (ПР) по формуле ПР=ЧП2- ЧП1

5. Подвести итоги. Если ПР больше, чем 1,3, то ССС обладает низкой стрессоустойчивостью.

Лабораторная работа №6.

Влияние холода на частоту дыхательных движений.

Цель работы: изучить изменение частоты дыхательных движений под действием внешних условий

1.Подсчитайте в течение 1 минуты частоту дыхательных движений

2. Опустите руку в воду (температура воды 4-50С)

3. Повторно подсчитайте изменившуюся частоту дыхательных движений. Как изменилось дыхание?

4. Объясните рефлекс. В чем заключается его биологический смысл?

Лабораторная работа №7

Реакция организма на изменение температуры окружающей среды

Цель работы: изучение проявления множественных реакций организма на согревание и охлаждение тела

1.Контрольные измерения при оптимальной температуре окружающей среды. Пульс подсчитывают каждые 2 мин. Температуру тела определяют при помощи медицинского термометра в полости рта каждые 5 мин. Температуру кожи измеряют через 3 мин электрическим термометром на лбу, тыльной стороне руки и кончиках пальцев. Потоотделение и окраску кожи фиксируют, наблюдая за лицом и руками испытуемого.

2. Испытуемого помещают в такие условия, чтобы ему было холодно. Например, сажают около вентилятора или открытой форточки. Проводят необходимые измерение, пока показатели не станут стабильными.

3. Испытуемого тепло одевают. Записывают результаты измерений, пока не наступит отчетливо наблюдаемая реакция потоотделения.

Откладывают на одном графике разным цветом все показатели: полученные данные – по вертикали, а время – по горизонтали

Лабораторная работа №8

Развитие утомления

Цель работы: наблюдение за развитием утомления

1.В течение 2 мин устно решайте примеры и записывайте ответы в тетрадь (в начале урока – из первой карточки, в конце – из второй)

3. Результаты сравните и сделайте вывод о развитии утомления

Лабораторная работа №9.

Оценка температурного режима помещений.

Цель работы: учиться оценивать воздействие условий окружающей среды

2.Измерить температуру у пола и потолка, у стены с окнами и у противоположной. (разница не должна превышать 20С)

3. Измерить температуру пола. (Нижняя допустимая температура пола – 17-180С. Оптимальная температура пола: деревянного – 24-250С, бетонного – 270С, мраморного – 290С).

4. Сделать вывод о том, являются ли температура в помещении оптимальным фактором, влияющим на работоспособность.

Лабораторная работа №10.

Определение некоторых свойств нервной системы, лежащих в основе деления на типы ВНД.

Цель работы: изучить отдельные свойства нервных процессов

1.Альбомный лист (формата А4) делят на 6 равных прямоугольников

2. Перед началом работы ручка или карандаш устанавливаются перед первым прямоугольником

3. По команде испытуемые выставляют максимальное количество точек в каждом прямоугольнике так, чтобы они не накладывались друг на друга. Общее время эксперимента – 30 с, по 5 с на каждый сектор.

4. после выполнения работы подсчитывается количество в каждом прямоугольнике и строят график. По оси ОУ откладывают количество точек, а по оси ОХ – последовательно номер прямоугольника по порядку выполнения задания.

5. Для того, чтобы не ошибиться в оценке результатов, лучше сделать работу несколько раз.

6. Подведение итогов.

А, По результатам теппинг-теста можно судить о подвижности нервных процессов при отсутствии дефекта кисти ли лучезапястного сустава. Если число точек в прямоугольнике колеблется от 25 до 35 – у испытуемого средняя подвижность нервных процессов, ниже 25 – низкая подвижность, выше 35 – высокая.

Лабораторная работа №11.

Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

Цель работы: изучить изменения в деятельности внутренних органов и систем в зависимости от времени суток

1.В выходной день или во время каникул начиная со времени пробуждения и до отхода ко сну через каждые 1-2 ч в одном и том же положении тела (лучше сидя) определите у себя температуру тела и частоту пульса

1.Обследуемый учащийся поднимается на ступеньку, а затем спускается с нее. Темп восхождения на ступеньку постоянный и равняется 30 циклам в 1 минуту. Высота ступеньки 40 см для девушек и 45 см для юношей.

2.Каждый цикл состоит из 4 шагов: первый – левая нога встает на ступеньку, второй – правая нога поднимается на ступеньку, третий – левая нога спускается со ступеньки, четвертый – правая нога спускается со ступеньки.

3. Время восхождения 4 минуты. Если обследуемый из-за усталости начинает отставать о заданного ритма, то через 15-20 с тестирование прекращают и фиксируют фактическое время в секундах. Обследование прекращают и при появлении признаков чрезмерного утомления: бледности лица, спотыкании и т.п.

4. После завершения работы учащийся садится на стул и через 1 мин в течение 30 с подсчитывается пульс

5.Вычисляют индекс теста (ИТ) по формуле:

ИТ= Т*100/F*5,5, где Т – время восхождения на ступеньку в секундах; F – пульс за 30 сек

6.Физическая подготовленность оценивается по значениям полученного ИТ

Лабораторная работа №3

Оценка состояния противоинфекционного иммунитета

Цель работы: воспитывать культуру здоровья

1.Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частоте и тяжести перенесенных в течение года простудных заболеваний (ОРЗ). Если вы в течение года ни разу не болели, то можете оценить сопротивляемость своего организма инфекциям в 100 баллов.

2.При утвердительном ответе на следующие вопросы вычитайте из 100 баллов числа, указанные в правом столбике таблицы

Вычесть из 100 баллов

1.Сколько раз в течение года вы болелипростудными или вирусными заболеваниями?

2.Долго ли продолжается ОРЗ? Да

3. Переходили ОРЗ в бронхит или пневмонию? Да

4. Бывает ли у вас аллергия? Да

3.Подведите итоги, сложив полученные после вычитания цифры

4.Сделайте вывод о причинах, которые ослабляют противоинфекционный иммунитет

Лабораторная работа №4

Реакция ССС на физическую нагрузку

Цель работы: изучение приспособляемости организма к воздействиям внешней среды по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы

1.Сосчитайте пульс в состоянии покоя в положении сидя за 10 сек (ЧП1). Частоту пульса лучше определять по пульсации лучевой артерии, которая находится в области запястья

2.В течение 90 ссделайте 20 наклонов вниз с опусканием рук.

3.Сосчитайте пульс в положение сидя сразу после выполнения наклонов за 10 с (ЧП2).

4. Сосчитайте пульс в положении сидя через 1 мин после выполнения наклонов за 10 с (ЧП3).

5. Рассчитайте показатель реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (ПР).

ПР=ЧП1+ЧП2+ ЧП3 – 33/10

6. Оцените результаты, сравнивая с таблицей

Показатель реакции ССС на физическую нагрузку

Сердце в прекрасном состоянии

Сердце в хорошем состоянии

Сердце в среднем состоянии

Сердце в посредственном состоянии

Следует обратиться к врачу

Лабораторная работа №5.

Определение стрессоустойчивости сердечно - сосудистой системы.

Цель работы: изучение стрессоустойчивости ССС

1.Подсчитайте пульс сидя в спокойном состоянии за 10 с (ЧП1)

Для испытуемых нужно придумать другие числа.

3. Сразу после выполнения заданий сосчитать пульс за 10 с (ЧП2)

2. Рассчитать показатель реакции ССС (ПР) по формуле ПР=ЧП2- ЧП1

5. Подвести итоги. Если ПР больше, чем 1,3, то ССС обладает низкой стрессоустойчивостью.

Лабораторная работа №6.

Влияние холода на частоту дыхательных движений.

Цель работы: изучить изменение частоты дыхательных движений под действием внешних условий

1.Подсчитайте в течение 1 минуты частоту дыхательных движений

2. Опустите руку в воду (температура воды 4-50С)

3. Повторно подсчитайте изменившуюся частоту дыхательных движений. Как изменилось дыхание?

4. Объясните рефлекс. В чем заключается его биологический смысл?

Лабораторная работа №7

Реакция организма на изменение температуры окружающей среды

Цель работы: изучение проявления множественных реакций организма на согревание и охлаждение тела

1.Контрольные измерения при оптимальной температуре окружающей среды. Пульс подсчитывают каждые 2 мин. Температуру тела определяют при помощи медицинского термометра в полости рта каждые 5 мин. Температуру кожи измеряют через 3 мин электрическим термометром на лбу, тыльной стороне руки и кончиках пальцев. Потоотделение и окраску кожи фиксируют, наблюдая за лицом и руками испытуемого.

2. Испытуемого помещают в такие условия, чтобы ему было холодно. Например, сажают около вентилятора или открытой форточки. Проводят необходимые измерение, пока показатели не станут стабильными.

3. Испытуемого тепло одевают. Записывают результаты измерений, пока не наступит отчетливо наблюдаемая реакция потоотделения.

Откладывают на одном графике разным цветом все показатели: полученные данные – по вертикали, а время – по горизонтали

Лабораторная работа №8

Развитие утомления

Цель работы: наблюдение за развитием утомления

1.В течение 2 мин устно решайте примеры и записывайте ответы в тетрадь (в начале урока – из первой карточки, в конце – из второй)

3. Результаты сравните и сделайте вывод о развитии утомления

Лабораторная работа №9.

Оценка температурного режима помещений.

Цель работы: учиться оценивать воздействие условий окружающей среды

2.Измерить температуру у пола и потолка, у стены с окнами и у противоположной. (разница не должна превышать 20С)

3. Измерить температуру пола. (Нижняя допустимая температура пола – 17-180С. Оптимальная температура пола: деревянного – 24-250С, бетонного – 270С, мраморного – 290С).

4. Сделать вывод о том, являются ли температура в помещении оптимальным фактором, влияющим на работоспособность.

Лабораторная работа №10.

Определение некоторых свойств нервной системы, лежащих в основе деления на типы ВНД.

Цель работы: изучить отдельные свойства нервных процессов

1.Альбомный лист (формата А4) делят на 6 равных прямоугольников

2. Перед началом работы ручка или карандаш устанавливаются перед первым прямоугольником

3. По команде испытуемые выставляют максимальное количество точек в каждом прямоугольнике так, чтобы они не накладывались друг на друга. Общее время эксперимента – 30 с, по 5 с на каждый сектор.

4. после выполнения работы подсчитывается количество в каждом прямоугольнике и строят график. По оси ОУ откладывают количество точек, а по оси ОХ – последовательно номер прямоугольника по порядку выполнения задания.

5. Для того, чтобы не ошибиться в оценке результатов, лучше сделать работу несколько раз.

6. Подведение итогов.

А, По результатам теппинг-теста можно судить о подвижности нервных процессов при отсутствии дефекта кисти ли лучезапястного сустава. Если число точек в прямоугольнике колеблется от 25 до 35 – у испытуемого средняя подвижность нервных процессов, ниже 25 – низкая подвижность, выше 35 – высокая.

Лабораторная работа №11.

Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

Цель работы: изучить изменения в деятельности внутренних органов и систем в зависимости от времени суток

1.В выходной день или во время каникул начиная со времени пробуждения и до отхода ко сну через каждые 1-2 ч в одном и том же положении тела (лучше сидя) определите у себя температуру тела и частоту пульса

Дефекты иммунной системы можно заподозрить при повторных респираторных инфекциях, при наличии хронических воспалительных и аутоиммунных заболевания, грибковых и паразитарных инфекциях. Обследования иммунитета проводят в помощь и при аллергических заболеваниях, тяжелых распространенных заболеваний, требующих неотложной помощи, в контроле иммуномодулирующей терапии, для выявления первичного или вторичного иммунодефицита, перед и после трансплантации органов, при онкологических заболеваниях.

Помимо поражения вирусом иммунодефицита человека, вторичный иммунодефицит развивается после объемных оперативных вмешательств, обширных, тяжелых инфекций, на фоне терапии иммуноподавляющими или сильными противовоспалительными препаратами.

Клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой

Клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой позволяет выявить множество заболеваний. Он отражает состояние гемопоэза – созревания и роста клеток крови в костном мозге. О состоянии иммунной системы говорят уровни белых клеток крови – лейкоцитов и лейкоцитарная формула. Наблюдение за лейкоцитарной формулой в динамике заболевания позволит выявить осложнения, распространение инфекции по организму, реакцию на лечение.

При бактериальных инфекциях можно увидеть повышение лейкоцитов и нейтрофилов с появлением их молодых форм в крови.

При вирусных инфекциях, наоборот, лейкоциты снижаются, а в лейкоцитарной формуле преобладают лимфоциты.

Преобладание тех или иных популяций в лейкоцитарной формуле помогает в диагностике причины воспаления. Например, при определенных инфекциях (например, инфекционный мононуклеоз) нарастают измененные моноциты, а при аллергических и паразитарных заболеваниях – эозинофилы.

Наличие совсем юных клеток (бластов) в крови признак чрезмерной активации костного мозга, а низкий уровень лейкоцитов и нейтрофилов без воспаления – его угнетения.

Лимфоциты, иммунофенотипирование

Выделяют разные популяции лимфоцитов, которые играют ключевую роль в направлении иммунного ответа – клеточный или гуморальный. Определение иммунного фенотипа лимфоцита возможно в специальном исследовании методом проточной цитофлюориметрии. Фенотип лимфоцитов зависит от особых рецепторов на их поверхности – кластеров дифференцировки CD. Наличие того или иного рецептора свидетельствует о принадлежности клетки к определенной популяции лимфоцитов.





ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОТИВОИНФЕКЦИОННОГО ИММУНИТЕТА УЧАЩИХСЯ 7 В КЛАССА


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Степень изученности проблемы

Актуальность исследования. Иммунитет сегодня играет важную роль в жизни человека. Почему? Да потому что никому не хочется болеть. Болеть плохо во всех отношениях. Любая болезнь подрывает жизненные силы организма, а они нам так нужны. К сожалению, не все понимают важность поддержания иммунитета и здоровья в организме человека. Повышение иммунитета очень важно сейчас для каждого человека. Актуальность повышения иммунитета сейчас на пике интереса у граждан. Желание поддерживать иммунитет и быть здоровыми людьми иногда звучит в социальной рекламе. Но, к сожалению, большинство рекламы призывает не жалеть свой организм и заливать туда различные гадости, типа алкогольных напитков, сигарет и другой отравляющей нас субстанции.

Степень изученности проблемы. Все многоклеточные организмы подвергаются постоянным атакам со стороны микробов, вирусов, паразитов. Первым барьером на пути нападающих оказывается кожа и слизистые оболочки. Вторым барьером становятся элементы внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа.

Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называют иммунитетом.

Иммунитет – это невосприимчивость, сопротивляемость организма инфекциям и инвазиям чужеродных организмов, а так же воздействию чужеродных веществ, обладающих антигенными свойствами. Иммунные реакции возникают и на собственные клетки организма, изменённые в антигенном отношении.

1. Неспецифический иммунитет,осуществляемый лейкоцитами путем фагоцитоза, открытого И.И. Мечниковым.

Фагоцитоз – активное поглощение микроорганизмов фагоцитирующими клетками с их последующей инактивацией и перевариванием. Фагоцитоз – самый древний вид защиты, унаследованный нами в ходе эволюции. Существует 2 основных вида клеток, способных фагоцитировать – нейтрофильные гранулоциты (микрофаги) макрофаги/моноциты.

2.Специфический иммунитет. Организм способен распознать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти и чужеродные клетки и вещества. Специфическая иммунологическая реактивность заключается в способности организма распознавать, обезвредить и элиминировать инфекционные агенты.

Роль иммунитета точно организована, соединена и увязана с работой иных совокупностей, она особенна и определенна, одновременно всеобъемлюща и весьма разнообразна по тем или иным способам проявления.

3. Противоинфекционный иммунитет представляет собой приобретенный иммунитет против конкретного возбудителя инфекционного заболевания, индуцированный им и направленный на его элиминацию. По происхождению противоинфекционный иммунитет является природным и классифицируется на естественный и искусственно-созданный. Естественный (пассивный) приобретается пассивно: антитела от матери во время внутриутробного развития передаются плоду через плаценту. Антитела передаются против возбудителей тех болезней, которыми мать переболела или против которых была иммунизирована.

Естественный иммунитет может быть подразделен на видовой,наследственный и приобретённый.

Наследственный иммунитет – некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие.

Приобретенный – иммунитет, приобретенный в результате перенесенного заболевания или же полученный грудным ребенком с молоком матери.

Искусственный иммунитет может быть только приобретенным. Он активный, когда вводится вакцина и организм сам вырабатывает антитела, или пассивный, когда человеку вводят лечебную сыворотку, содержащую уже готовые антитела.

Каждая болезнь ведет к выраженному усилению согласованности составляющих иммунитета, а излечение – к стандартизации. При перманентных болезнях, иначе, исчезновение проявлений болезни влечет за собой превышение многократно согласованности защитных звеньев, а осложнение – к значительному снижению. Понятно, обострение болезни обуславливает срыв действенной работы защитных сил организма.

Длительность постинфекционного иммунитета зависит от свойств возбудителя, инфицирующей дозы, состояния иммунной системы, генотипа, возраста и других факторов. Иммунитет может быть кратковременным, например, при гриппе, дизентерии. Достаточно продолжительным – при риккетсиозе, лептоспирозе. Пожизненным – при кори, коклюше, полиомиелите, дифтерии, краснухе, гепатите А.

Иммунитет служит для защиты от болезнетворных микробов.

Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749-1823 гг.). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели спой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную рану мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус оспы.

Таким образом, изобретение вакцины послужило необходимым фактором для укрепления иммунитета человека и позволило добиться большей сопротивляемости организма к болезнетворным бактериям.

Цель исследования заключается в оценке состояния противоинфекционного иммунитета учащихся 7 В класса и разработке рекомендаций по его повышению.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач:

- выявление причин, которые ослабляют противоинфекционный иммунитет;

- выработка рекомендаций по повышению противоинфекционного иммунитета;

- воспитание культуры здоровья.

Процедура исследования:

1. Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частоте и тяжести переносимых в течение года простудных заболеваний (ОРЗ). Если учащийся в течение года ни разу не болел, то можете оценить сопротивляемость данного организма инфекциям в 100 баллов.

2. При утвердительном ответе на следующие вопросы необходимо вычесть из 100 баллов числа, указанные в правом столбце табл.1.

3. Подвести итоги, сложив полученные результаты (табл. 2, рис. 1).

4. Сделать вывод о причинах, ослабляющих противоинфекционный иммунитет и выработать рекомендации (табл. 3).

Критерии для оценки состояния противоинфекционного иммунитета

Вопросы

Вычесть из 100%

1. Сколько раз в течение года вы болели простудными или вирусными заболеваниями?

1 раз – 10%; 2-3 раза – 25%; 4-5 раз – 40%; более 5 раз – 60%

2. Долго ли продолжаются ОРЗ?

если нет – 0%; если да – 10%

3. Переходили ОРЗ в бронхит или в пневмонию?

если нет – 0%; если да – 15%

4. Бывает у вас аллергия?

если нет – 0%; если да – 15%

В процессе исследования было проведено анкетирование среди одноклассников, в котором приняли участие 20 чел., 6 отсутствовали. Результаты представлены на рис. 1 и в табл.2.

Читайте также: