Олимпиада по инфекционным болезням задания

Обновлено: 23.04.2024

Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02.01 Лечебное дело, в два тура.

Первый тур– отборочный – проводится среди студентов всех групп.

Цели и задачи первого тура:

  • выявить студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине
  • продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя: способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы решения задач; оценивать их эффективность и качество.

Задания первого тура включают теоретические вопросы, позволяющие студентам продемонстрировать результаты освоения программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС.

Второй тур – конкурсный – проводится среди студентов, занявших I-III места в первом туре.

Цели и задачи второго тура:

  • определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
  • продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.
ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_vneauditornogo_meropriyatiya_olimpiada_po_mikrobiologii_i_immunologii.docx 33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

ОП. 06. Основы микробиологии и иммунологии

ОП. 09. Основы микробиологии и иммунологии

34.02.01 Сестринское дело

31.02.01 Лечебное дело

Майорова М.Е.__/ _______________

Майорова М.Е., преподаватель высшей квалификационной

Мусиенко А.Б., преподаватель первой квалификационной

Хаустова Л.И., преподаватель высшей квалификационной

Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02.01 Лечебное дело, в два тура.

Первый тур– отборочный – проводится среди студентов всех групп.

Цели и задачи первого тура:

  • выявить студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине
  • продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя: способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы решения задач; оценивать их эффективность и качество.

Задания первого тура включают теоретические вопросы, позволяющие студентам продемонстрировать результаты освоения программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС.

Второй тур – конкурсный – проводится среди студентов, занявших I-III места в первом туре.

Цели и задачи второго тура:

  • определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
  • продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.

Задания первого тура включают теоретические вопросы, а так же задания, включающие задачи, имеющие практическую направленность. Задания второго тура включают решение кроссворда, в котором зашифровано основное свойство патогенных микроорганизмов. Если после его расшифровки у участников будут одинаковые баллы, им предлагается второе (дополнительное) задание – раскрыть это свойство.

При подготовке заданий следует исходить из того, что они должны быть не только более сложными, чем выполняемые в рамках аудиторных занятий, но и интересными, поучительными и творческими. Кроме того, следует учитывать специфику будущей профессиональной деятельности медицинских работников специальностей Сестринское дело и Лечебное дело.

Требования к заданиям:

  • Уровень трудности заданий должен быть разным.
  • Задания должны иметь практическую направленность.
  • Стиль изложения заданий должен содержать элемент занимательности, это делает их запоминающимися и привлекает внимание студентов.
  1. Выявить студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине Основы микробиологии и иммунологии, способствовать развитию их творческого потенциала.
  2. Выяснить, соответствуют ли знания студентов по дисциплине требованиям, предъявляемым ФГОС.
  3. Определить, выработаны ли навыки самостоятельной работы у студентов, а также узнать, есть ли у них стремление к получению новых знаний самостоятельно.
  4. Расширить кругозор и углубить знания по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии и смежным дисциплинам.

Задания первого (отборочного) тура

Споры, кокки, мезосомы, спирохеты, плазмидии, спириллы, капсулы, перитрихи, вибрионы, палочки, аутотрофы.

Инструкция: Определите группу микроорганизмов по описанию:

Задание 3. Инструкция: Выпишите предложение из текста, в котором допущена смысловая ошибка и исправьте ее.

А. Индивидуальный врожденный иммунитет активный, так как обеспечивается передачей антигенов плоду от матери через плаценту (трансплантационный иммунитет). Таким образом, школьник защищен от инфекций, которыми переболела мать.

В. Естественный иммунитет можно создавать активно и пассивно. Активный иммунитет формируется введением готовых сывороток и иммуноглобулинов, т. е. готовых антител. Пассивный иммунитет формируется введением антигенных препаратов, вакцин, анатоксинов.

C. Антитела (иммуноглобулины) – это липиды, которые синтезируются под влиянием антигена и специфически с ним реагируют. Различают шесть классов иммуноглобулинов IgA, IgG, IgМ, IgD, IgE, IgТ.

D. Иммунный ответ осуществляется тромбоцитами, которые, как и все клетки крови, образуются из одного источника — стволовых клеток крови в желтом костном мозге. Стволовые клетки – предшественники иммунокомпетентных – дифференцируются в клетки двух типов — T- и В-клетки. T-клетки осуществляют реакции гуморального иммунитета, а В-клетки - клеточного.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Методическая разработка

олимпиады по учебной дисциплине

Преподаватель микробиологии Иванова О.Н.

Пояснительная записка

При выполнении заданий олимпиады студентам необходимо показать знания по следующим темам:

- морфология, физиология и экология микроорганизмов, методы их изучения,

- основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения,

- основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний,

- частная микробиология (бактериальные кишечные и воздушно-капельные инфекции).

В ходе работы над заданиями олимпиады студент овладевает следующими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

Положение об олимпиаде

студентов по основам микробиологии

и иммунологии

Настоящее положение определяет цель, задачи олимпиады и порядок ее проведения.

Задачами олимпиады являются:

повышение уровня и совершенствование качества профессиональной подготовки студентов;

воспитание здорового успеха конкурентной борьбы и стремление к победе;

Участниками 2 тура становятся студенты, набравшие в 1 туре от 16 до 20 баллов.

В 3 туре принимают участие студенты, набравшие по результатам двух первых туров от 26 до 33 баллов.

Порядок организации и проведение олимпиады.

Олимпиада организуется и проводится в 3 тура.

II тур проводится в два этапа:

Подведение итогов и награждение.

4.1. Оценка работ участников осуществляется по разработанным критериям (приложение 1) .

4.2. Победителем признается участник, набравший наибольшее количество баллов.

4.3. По мере убывания количества баллов присуждаются 2 и 3 места.

4.4. Победители награждаются грамотами

Критерии оценки работ участников олимпиады по основам микробиологии и иммунологии

I тур

При оценке тестовых заданий первого уровня сложности (40 заданий, в 2 вариантах), за каждый правильный ответ участник получает 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 20.

II тур

2 балла – ответ дан полностью, указана фамилия ученого и его вклад в развитие науки.

1 балл – указана только фамилия ученого.

0 баллов – нет ответа.

III тур

За каждый правильный ответ при решении задач 3 тура участник получает 1 балл. В результате, участник максимально за первую задачу может получить 10 баллов и за вторую – соответственно 13 баллов.

Задание с возможными ошибками в высказываниях оценивается по следующим критериям:

2 балла – указаны все возможные в высказывании ошибки, дан правильный ответ.

1 балл – указаны не все ошибки в высказывании, ответ дан не полностью.

0 баллов – нет ответа.

Максимальное количество баллов в 3 туре – 33 (23 балла за ситуационные задачи и 10 баллов – за высказывания).

Тестовые задания для проведения 1 тура олимпиады по основам микробиологии и иммунологии

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Дорохин Владимир Иванович

Учитель биологии МБОУ СОШУИП №3

г. Лабытнанги ЯНАО Тюменской области

Пояснительная записка

Вопросы в форме викторины-30

Вопросы на согласие-несогласие-30

Вопросы для развёрнутого ответа-10

Всего 100 вопросов.

Тематическая олимпиада по биологии

Вирус был открыт в:

Г) Д.И .Ивановский

В состав вируса входит:

Животных и человека поражает:

А) 300 форм вируса

Б) 400 форм вируса

В) 500 форм вируса

Г) 600 форм вируса

Г) Д.И. Ивановский

Бактериофаг был открыт:

А) примитивные бактерии

Б) доклеточные формы

В) древнейшие эукариоты

Г) древнейшие прокариоты

Обязательными компонентами любого вируса являются:

А) нуклеиновые кислоты и липиды

Б) нуклеиновые кислоты и белки

В) нуклеиновые кислоты и полисахариды

Г) белки и полисахариды

А) самостоятельно вне клетки хозяина

Б) только в клетке хозяина

В) обоими способами, вышеперечисленными

Г) вообще не размножаются

Инфекционным началом вируса является*

А) белок его капсида

В) нуклеиновая кислота

Г) липидная мембрана

Синтез вирусного белка осуществляется:

А) на рибосомах клетки хозяина

Б) на собственных рибосомах

В) не на рибосомах

Г) на мезосомах клетки хозяина

А) РНК одноцепочечный

Б) РНК двухцепочечный

В) ДНК одноцепочечный

Г) ДНК двухцепочечный

А) РНК одноцепочечный

Б) РНК двухцепочечный

В) ДНК одноцепочечный

Г) ДНК двухцепочечный

А) РНК одноцепочечный

Б) РНК двухцепочечный

В) ДНК одноцепочечный

Г) ДНК двухцепочечный

А) РНК одноцепочечный

Б) РНК двухцепочечный

В) ДНК одноцепочечный

Г) ДНК двухцепочечный

А) РНК одноцепочечный

Б) РНК двухцепочечный

В) ДНК одноцепочечный

Г) ДНК двухцепочечный

А) РНК одноцепочечный

Б) РНК двухцепочечный

В) ДНК одноцепочечный

Г) ДНК двухцепочечный

А) РНК одноцепочечный

Б) РНК двухцепочечный

В) ДНК одноцепочечный

Г) ДНК двухцепочечный

А) РНК одноцепочечный

Б) РНК двухцепочечный

В) ДНК одноцепочечный

Г) ДНК двухцепочечный

Вирус табачной мозаики:

А) РНК одноцепочечный

Б) РНК двухцепочечный

В) ДНК одноцепочечный

Г) ДНК двухцепочечный

Вирус раневых опухолей растений:

А) РНК одноцепочечный

Б) РНК двухцепочечный

В) ДНК одноцепочечный

Г) ДНК двухцепочечный

Способы размножения вирусов:

А) могут размножаться делением

Б) никогда не могут размножаться делением

В) могут размножаться вегетативно

Г) могут размножаться иным способом

Первая стадия репродукции (размножения) вирусов называется:

Г) синтез вирусных белков

К вирусным заболевания относится:

Б) газовая гангрена

К вирусным заболеваниям относится:

А) паротит (свинка)

К вирусным заболеваниям относится:

А) сибирская язва

Сколько форм вирусов известно в настоящее время:

Вирусы в среднем меньше бактерий в:

А) липидная оболочка

Б) полисахаридная оболочка

В) белковая оболочка

Г) целлюлозная оболочка

Задание №2. Ответьте кратко на поставленные вопросы.

Генетический аппарат вирусов представлен одинаковыми формами нуклеиновых кислот

В целом около 10% инфекционных заболеваний, регистрируемых в настоящее время, вызывают вирусы.

У вируса герпеса и гриппа нет липопротеидной оболочки

Вирусы являются одной из самых распространённых форм существования органической материи на планете по численности: воды мирового океана содержат около 250 миллионов частиц бактериофагов на миллилитр воды. Вирусы играют важную роль в регуляции численности популяций видов живых организмов.

К концу XIX века было известно, что вирусы не способны проходить через фильтры.

Вирус табачной мозаики был кристаллизован первым среди вирусов, что позволило многое узнать о его структуре

Вирусы демонстрируют небольшое количество вариантов организации генома; в этом смысле они менее разнообразны, чем растения, животные, археи и бактерии.

Существуют миллионы различных типов вирусов, они детально описаны

Первый этап (стадия) жизненного цикла вируса - репликация

Многие серьёзные болезни, например, геморрагическая лихорадка Эбола, СПИД, птичий грипп и тяжёлый острый респираторный синдром вызываются вирусами.

Пандемия — это эпидемия всемирного масштаба. Эпидемия испанского гриппа 1918 года, продолжавшаяся до 1919 года, относится к 5 категории пандемий вируса гриппа. Она была вызвана чрезвычайно агрессивным и смертоносным вирусом гриппа A. Его жертвами часто становились здоровые взрослые люди, в отличие от большинства вспышек гриппа, которые поражали в основном детей и подростков, людей старшего поколения и других ослабленных людей. По старым оценкам, испанский грипп унёс 40—50 млн. жизней, а по современным оценкам эта цифра приближается к 100 млн, то есть 5 % тогдашнего населения Земли.

Задания №4. Ответьте на следующие вопросы.

к олимпиаде по биологии

От плазмид (маленьких копий ДНК), либо от бактерий

2)гипотеза клеточного происхождения;

2.Инъекция процесс проникновения вирусных частиц в клетку и высвобождение вирусной нуклеиновой кислоты из белкового капсида (введение в клетку вирусной нуклеиновой кислоты).

3.Репликация молекул вирусной нуклеиновой кислоты 9происходит за счёт нуклеотидов, содержащихся в клетке).

4.Синтез вирусных белков (белков капсида и ферментов) - происходит на рибосомах клетки.

5.Сборка вирусных частиц - осуществляется на синтезированных поражённой клеткой вирусных нуклеиновых кислот и вирусных белков.

1)Половой (со спермой и влагалищным секретом) и гомосексуальных отношениях. При искусственном оплодотворении;

2)Инструментальный (при использовании загрязнённых медицинских инструментов). Один шприц у наркоманов;

3)Серологический (через кровь) при переливании крови, пересадке органов и тканей;

4)Родовой (от матери к ребёнку при родах, при кормлении материнским молоком)

Вирусные болезни человека: бешенство, ветряная оспа, гепатит, грипп, корь, краснуха, некоторые злокачественные (раковые) опухоли, оспа, острые респираторные заболевания (аденовирусные), паротит (свинка), полиомиелит, СПИД, энцефалит, ящур.

Вирусные заболевания растений возникают в результате поражения зеленых насаждений внутриклеточными паразитами-вирусами. Их симптомами является мозаичность, пятнистость листьев, уменьшение размера растений. Вирусные болезни растений (томатов, картофеля и других культур), как правило, передаются с соком больных насаждений сосущими насекомыми, а также через садовые инструменты. Это такие болезни как: хлороз листьев, кольцевой гниль картофеля, крапчатость помидор, мозаика томатов. Кольцевая гниль картофеля поражает клубни. Сразу после заражения на них появляются розовые или бурые пятна и трещины, затем клубень желтеет. При развитии вирусной болезни картофеля, пораженные места темнеют. Постепенно потемнение распространяется на весь клубень. Симптомами хлороза листьев картофеля является морщинистость листьев, появление темно-коричневой окраски у сосудистой системы клубней…. Развитию хлороза листьев способствует большое содержание кальция в почве, что свойственно карбонатным грунтам. В особенно засушливые годы это может привести к вспышке хлороза. Хлороз листьев может вызвать и избыток хлора в почве, поэтому нужно соблюдать дозировку при внесении в грунт хлористого калия или калийной соли. Полосчатая мозаика и веретеновидность клубней картофеля. Эта болезнь картофеля приводит к раннему старению и гибели растения, что ухудшает вкусовые качества клубней и снижает урожайность. Болезнь проявляется на листьях и стеблях в виде продольных полос. Для профилактики заболевания следует использовать только здоровый посадочный материал, а также защищать посадки от насекомых-переносчиков вирусов. Чаще всего данное заболевание встречается у картофеля. У пораженных растений листья располагаются по отношению к стеблю под острым углом и уменьшаются в размерах. Лист становится шероховатым. В профилактических мерах следует использовать только здоровый посадочный материал и использовать для посадки устойчивые сорта. Штриховатость — это вирусная болезнь томатов, поражающая помидоры в открытом и закрытом грунте. Оно проявляется на листьях и плодах растения в виде штрихов и прерывистых пятен. Плоды получаются ребристыми, недозревшими и невкусными. После поражения стриком листья томата отмирают, стебель становится тонким, хрупким и ломким, верхушка растения усыхает…. Мозаика томатов — наиболее распространенный тип вирусного заболевания томата, при котором листья приобретают пеструю расцветку, а на плодах чередуются участки, окрашенные в светло-зеленый и темно-зеленый цвет. Сильное поражение растения вирусом приводит к деформации плодов и потере до 15% урожая…. Вирус мозаики капусты поражает кочанную, цветную капусту и кольраби. Первые признаки заболевания появляются через 4-5 дней после ее высадки в открытый или защищенный грунт. Заболевание проявляется посветлением жилок и появлением темно-зеленого окаймления вокруг них. При сильном поражении листья приобретают морщинистый вид и некрасивую форму, поскольку рост жилок приостанавливается. Иногда на мозаичных листьях заметны мелкие некротические пятна. Помимо листьев мозаика капусты поражает стебли, которые становятся хрупкими и легко ломаются. Мозаика редиса — это вирусное заболевание, поражающее редис, редьку и турнепс. Симптомы заболевания зависят от вида растения. У редиса мозаика проявляется угнетением роста, мозаичностью, сильной деформацией листьев и потемнением жилок. У редьки наблюдается крапчатость листьев, у турнепса — карликовость, а также хлороз и появление некротических пятен… Желтая карликовость обычно поражает лук-шалот, многолетние луки и чеснок. Его возбудителем является вирус. Сильнее всего болезнь проявляется на семенниках. Пораженные растения имеют угнетенный вид: листья желтеют, сворачиваются и опускаются к земле. Цветоносы также желтеют и скручиваются. При рассмотрении цветочных головок и семян хорошо заметно, что они по размеру меньше, чем у здоровых растений. Мозаика гороха существует двух видов мозаики гороха — деформирующая и обыкновенная. Деформирующая мозаика проявляется в виде крапчатости, морщинистости и курчавости листьев. Обыкновенная мозаика приводит к появлению светлых пятен, которые со временем становятся практически прозрачными. Если мозаика поражает здоровые растения, их рост прекращается, а в нижней части стебля образуется розетка из деформированных листьев. На стручках становятся заметны бледные пятна неправильной формы. Горошины имеют ярко-желтую окраску. Инфекция сохраняется в почве, на растительных остатках и семенах, поэтому для посадки нужно использовать только здоровый посадочный материал. Для защиты от мозаики следует изолировать посевы гороха от многолетних бобовых растений и удалять зараженные растения. Переносчиком мозаики гороха является тля, поэтому ее нужно своевременно уничтожать….

По морфологии фаги подразделяются на 6 групп: 1) фаги с длинным отростком, чехол которого сокращается; 2) фаги с длинным отростком, чехол которого не сокращается; 3) фаги с короткими отростками; 4) фаги с аналогом отростка; 5)фаги без отростка; 6) нитевидные фаги.

По специфичности взаимодействия различают следующие бактериофаги: 1) поливалентные – взаимодействуют с родственными видами бактерий; 2) моновалентные – взаимодействуют с бактериями определенного вида; 3) типовые – взаимодействуют с отдельными типами бактерий данного вида. В зависимости от типа взаимодействия различают вирулентные и умеренные бактериофаги.

1)Воздушно-капельным путём при чихании и кашле;

2)Бытовым путём через объятия, рукопожатия, бытовые предметы обихода;

3)при укусах кровососущих насекомых.

1)50-70 0 спирт убивает через несколько секунд;

2)Кипячение убивает мгновенно;

3)Желудочно-кишечный сок убивает пищеварительными ферментами и Н Cl ;

4)Температура 56 0 убивает через 30 минут;

5)Дезинфекционные средства (хлорка и хлорамин) мгновенно;

6)На коже погибает через 20 минут ферментами бактерий, паразитирующими на коже.

Бактериофаги используют при инфекциях при воздействии на организм нижеописанных бактерий.

1)Кишечная палочка (бактериофаги: Колипротейный, Коли, Пиобактериофаг поливалентный, Пиобактериофаг комбинированный, Интести-бактериофаг и их формы в таблетках);

3)Стафилоккок (бактериофаги: Стафилококковый, Интести, Пиобактериофаг поливалентный, Пиобактериофаг комбинированный и их формы в таблетках);

4)Стрептококк (бактериофаги: Стрептококковый жидкий, Пиобактериофаг комбинированный жидкий, Пиополифаг в таблетках);

5)Синегнойная палочка (бактериофаги: Псевдомонас аэругиноза жидкий, Пиобактериофаг комбинированный жидкий, Пиобактериофаг поливалентный очищенный жидкий, Пиополифаг в таблетках, Интести);

6)Клебсиелла пневмонии (бактериофаги: Клебсиелл пневмонии, Клебсиелл поливалентный, Пиобактериофаг поливалентный очищенный жидкий);

7)Протей мирабилис и вульгарис (бактериофаги: Протейный жидкий, Колипротейный жидкий, Колипротеофаг в таблетках, Пиобактериофаг комбинированный жидкий, Пиобактериофаг поливалентный очищенный жидкий, Пиополифаг в таблетках, Интести).

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Министерство здравоохранения Челябинской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

ПМ 0.1ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин

Раздел 2. Проведение диагностических исследований в терапии

Тема 2.3 Диагностика инфекционных болезней

Специальность 31.02.01. Лечебное дело

Разработчик: Панкина Н. А. – преподаватель


2. Организационно-методический блок…………………………………………5

2.4. Межпредметные и внутрипредметные связи……………………………. 10

3. Блок материалов для обучения………………………………………………13

4. Блок заданий для самостоятельной работы студентов на занятии………. 23

4.1. Вопросы для самоподготовки студентов к занятию……………………. 24

4.2. Вопросы для фронтального опроса………………………………………..25

4.4. Ситуационные задачи ……………………………………………………. 35

5. Рейтинг-план практического занятия……………………………………….38

6. Список использованной литературы………………………………………..39

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы заключается в том, что острые кишечные инфекции занимают одно из ведущих мест в инфекционной патологии. В России в последнее время отмечается отчетливая тенденция к росту острых кишечных инфекций

Фельдшер может первым столкнуться с данной патологией и от грамотно проведенных мероприятий во многом зависит прогноз заболевания.

При проведении занятия уделяется внимание самостоятельной работе студентов, а также закреплению полученных знаний.

Организационно-методический блок включает:

- межпредметные и внутирпредметные связи;

Блок материалов для обучения включает:

Блок заданий для организации работы студентов на занятии включает:

- задания для самоподготовки;

- вопросы для фронтального опроса;

Вид занятия : практическое

Тип занятия : урок контроля и проверки знаний, умений и навыков

Время проведения занятия : 180 минут

Место проведения занятия : доклинический кабинет

Цели занятия

1)Обучающая цель : научиться выделять диагностически значимую информацию на этапе сбора анамнеза.

2)Развивающая цель : развивать умения анализировать, правильно обобщить данные и сделать вывод.

3)Воспитательная цель : формировать положительное отношение к изучению дисциплины, побуждать студентов к активности. Стремиться воспитать чувство ответственности, исполнительности, аккуратности, добросовестности

После изучения данной темы студенты должны:

- собирать жалобы, анамнез, эпидемиологический анамнез

- проводить осмотр больных

- описывать характер стула

-интерпретировать данные лабораторного и инструментального исследований

- этиологию брюшного тифа, паратифов А и В

- эпидемиологию брюшного тифа, паратифов А и В

- основные звенья патогенеза

-основные клинические симптомы брюшного тифа, паратифов А и В

-диагностику брюшного тифа, паратифов А и В

Мотивация темы

Заболеваемость брюшным тифом и паратифами А и В в последнее время, по сравнению с началом ХХ века, снизилась более чем в 25 раз, а широкое использование антибиотикотерапии резко уменьшило тяжесть этих заболеваний и летальность от них, изменился и характер последствий: резко уменьшилось число гнойно-септических осложнений, пневмоний, поражений костей и мышц, центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистых расстройств т.д.

Однако снижение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием внешней среды, и в первую очередь ухудшение водоснабжения и канализации, несвоевременное удаление нечистот, может привести и в наши дни к увеличению заболеваемости тифо-паратифами. Поэтому проблема брюшного тифа и паратифов А и Б до сих пор не утратила своего значения, тем более, что в мире нет ни одной страны, где бы эти болезни не встречались то в большей, то в меньшей степени.

Брюшной тиф, паратифы А и В имеют сходные клинические признаки и общие черты эпидемиологии. Увеличение доли больных атипичными и стертыми формами создает трудности в распознавании и дифференциальной диагностике, что в свою очередь приводит к задержке выполнения противоэпидемической работы в очагах.

Кроме того, следует подчеркнуть, что основным источником инфекции при брюшном тифе и паратифах А и В в настоящее время являются не больные, а хронические тифо-паратифозные бактерионосители, лечение которых еще недостаточно разработано.

Задачей повседневной деятельности наряду с профилактическими и противоэпидемическими мерами являются эпидемиологическая настороженность и ранняя диагностика тифо-паратифозных заболеваний .

Фельдшера скорой помощи должны знать этиологию, эпидемиологию, сущность клинических симптомов, принципы лабораторной и инструментальной диагностики данной нозологии. Данное методическое пособие предназначено для проведения практического занятия

1. Методическая разработка занятия

2. Словарь терминов

3. Опорный конспект

6. Тестовые задания

Междисциплинарные связи

ПМ 01 раздел Диагностика внутренних болезней

Основы микробиологии, иммунологии (морфология и физиология бактерий)

Основы латинского языка с медицинской терминологией


Внутридисциплинарные связи

Методы диагностики инфекционных болезней


Этап
занятия


Деятельность преподавателя


Деятельность
студента

Приветствует студентов, проверка присутствующих и готовности к работе.

Подготовка рабочего места к работе. Слушают, записывают тему в дневниках практических занятий

Введение (начальная мотивация)

Знакомит с планом, целями занятия, представляет мотивацию

Слушают и конспектируют

Контроль исходного уровня знаний

устный (индивидуальный 7мин, фронтальный 8 мин);

1)Раздает тестовые задания.

2)Ставит вопросы, указанные в блоке заданий для организации работы студентов на занятии

Слушает ответы, анализирует, корректирует

2) Отвечают на поставленные вопросы, обосновывают ответы.

Самостоятельная работа (решение и разбор ситуационной задачи)

Объясняет методы работы, контролирует работу, отвечает на вопросы.

Проверяет контроль исходного уровня знаний

Выполняют манипуляции по заданиям практического занятия. Работают с раздаточным материалом

Подведение итогов занятия

Подводит итоги занятия, анализирует работу группы, объявляет оценки

Анализирует уровень своих знаний. Принимают к сведению результаты своей работы

Блок материалов для обучения

Словарь терминов

1. Брюшной тиф – это антропонозное инфекционное заболевание с фекально-оральным механизмом передачи, характеризующееся симптомами интоксикации, бактериемией и поражением лимфатического аппарата, особенно подвздошной кишки.

2 . Эпидемиологический диагноз – это выявление предполагаемого источника инфекции, определение механизма и путей передачи инфекции и определение круга контактных лиц.

3. Симптом Падалки - укорочение перкуторного звука в илеоцекальной области.

4. Симптом Филиповича – желтушное окрашивание кожи ладоней и подошв стоп – эндогенная каротиновая гиперхромия кожи, возникающая вследствие того, что нарушается превращение каротина в витамин А как результат поражения печени.

5. Бактерионосительство – выделение микроорганизма в окружающую среду без клинических признаков болезни

6. Антропоноз (лат. anthroponoses; антпропо- + греч. nosos - болезнь)– заболевание при котором источником инфекции является человек.

7. Паратиф – острые инфекционные болезни, сходные по этиологии, эпидемиологии, патогенезу, морфологии и клинике с брюшным тифом.

Опорный конспект

1. Брюшной тиф

Брюшной тиф – это антропонозное инфекционное заболевание с фекально-оральным механизмом передачи, характеризующееся симптомами интоксикации, бактериемией и поражением лимфатического аппарата, особенно подвздошной кишки.

1.1. Этиология, эпидемиология, патогенез

Возбудитель - брюшнотифозная палочка salmonella typhi .

Брюшной тиф относится к группе кишечных инфекций и типичным антропонозам.

Источник инфекции – только человек – больной или бактерионоситель, из организма которого возбудитель брюшного тифа выделяется во внешнюю среду, в основном с испражнениями, реже – с мочой.

Для брюшного тифа характерен фекально-оральный механизм передачи возбудителя, который может осуществляться водным, пищевым и контактно-бытовым путем.

Восприимчивость к брюшному тифу значительная. Наиболее часто заболевают люди в возрасте от 15 до 40 лет.

После перенесенного заболевания вырабатывается стойкий иммунитет, обычно пожизненный, но в последние годы в связи с антибиотикотерапией больных и ее иммунодепрессивным действием, по-видимому, напряженность и длительность приобретенного иммунитета стали меньше, вследствие чего увеличилась частота повторных заболеваний брюшным тифом.

Для брюшного тифа при эпидемическом распространении характерна летнее-осенняя сезонность.

Патогенез брюшного тифа

1. Внедрение возбудителей в организм

2. Развитие лимфаденита

5. Паренхиматозная диффузия возбудителей

6. Выделение возбудителей из организма

7. Формирование иммунитета

8. Восстановление гомеостаза организма

Патоморфология брюшного тифа:

1.(1 нед) – набухание групповых лимфоидных фолликул тонкой кишки

2. (2 нед) – некроз лимфоидных образований

3.отторжение некротических масс и формирование в тонком кишечнике язв

4. (3-4 нед) – период чистых язв

5. (5-6 нед) – заживление язв в кишечнике

1.2. Клиническая картина

Инкубационный период составляет от 3 до 21, чаще 9-14 дней.

Классификация

1. По характеру течения:

типичный;

атипичный (стертый, абортивный, амбулаторный; редко встречающиеся формы: пневмотиф, менинготиф, тифозный гастроэнтерит).

2. По длительности:

острый;

с обострениями и рецидивами.

3. По тяжести течения:

легкий;

средней тяжести;

тяжелый.

4. По наличию осложнений:

неосложненный;

осложненный:

- специфические осложнения (кишечное кровотечение, перфорация кишечника, ИТШ),

- неспецифические (пневмония, эпидемический паротит, холецистит и т.д.). В схеме 1 представлен алгоритм по определению основных осложнений брюшного тифа (паратифа А и В) (Приложение 1)

Основные симптомы и диагностика их развития

Начальный период брюшного тифа характеризуется постепенным или острым развитием интоксикационного синдрома.

При постепенном нарастании симптомов в первые дни больные отмечают повышенную утомляемость, нарастающую слабость, познабливание, усиливающуюся головную боль, ухудшение или отсутствие аппетита.

Температура тела ступенееобразно повышается к 5-7-му дню болезни достигает 39-40 0 С. При остром начале в первые два-три дня все симптомы интоксикации достигают полного развития, т.е. сокращается продолжительность начального периода, следствием чего становятся диагностические ошибки и поздняя госпитализация.

При обследовании в начальном периоде у больных отмечается заторможенность и адинамия, на вопросы отвечают односложно, не сразу.

При осмотре – лицо бледное или слегка гиперемированное, иногда немного пастозное.

Изменения со стороны сердечно-сосудистой системы – относительная брадикардия, артериальная гипотензия.

Изменения со стороны дыхательной системы – может быть кашель или заложенность носа. При аускультации над легкими больных нередко выслушивают жесткое дыхание и рассеянные сухие хрипы – это может свидетельствовать о развитии диффузного бронхита.

Со стороны желудочно-кишечного тракта – язык обычно утолщен, с отпечатками зубов на боковых поверхностях. Спинка языка покрыта массивным серовато-белым налетом, края и кончик свободны от налета, имеют насыщенно-розовый или красный цвет. Зев слегка гиперемирован, иногда наблюдают увеличение и гиперемию миндалин. Живот умеренно вздут. Пальпаторно в правой подвздошной определяют грубое, урчание в слепой кишке, а также урчание и болезненность по ходу терминального отдела подвздошной кишки, свидетельствующее от развитии илеита. Определяют укорочение перкуторного звука в илеоцекальной области (симптом Падалки)., что обусловлено гиперплазией, наличием мезаденита.. Стул с наклонностью к запору. К концу первой недели увеличиваются и становятся доступными пальпации печень и селезенка.

Гемограмма в первые 2-3 дня характеризуется умеренным лейкоцитозом, а с 4-5 дня болезни определяют лейкопению со сдвигом влево; анэозинофилию, относительный лимфоцитоз и тромбоцитопению, СОЭ умеренно увеличена. Эти изменения – следствие специфического воздействия токсинов.

Урограмма : отмечают олигурию, протеинурию, микрогематурию, цилиндрурию.

Период разгара. Этот период характеризуют – нарастание интоксикации и высокая лихорадка, изменения со стороны ЦНС. Больные находятся в состоянии ступора. В тяжелых случаях они не ориентируются в месте и пространстве, плохо узнают окружающих, сонливы днем и не спят ночью – это состояние характеризуют тифозный статус.

На второй неделе могут возникать небольшие изъязвления на передних небных дужках – ангина Дюге. Температура повышена до 39-40 0 С.

У части больных обнаруживается симптом Филиповича.

Изменения со стороны сердечно-сосудистой системы – брадикардия, возникает дикротия пульса, снижается артериальное давление. При аускультации – глухость тонов сердца, на верхушке и основании сердца выслушивают негрубый систолический шум. Внезапная тахикардия может свидетельствовать об осложнениях: кишечном кровотечении, прободении кишечника, коллапсе.

Изменения со стороны дыхательной системы – явления бронхита, возможна и пневмония.

В разгар болезни уменьшается количество мочи. Определяют протеинурию, микрогематурию, цилиндрурию. Возникает бактериурия.

В приложении 2 представлены клинико-морфологические признаки брюшного тифа

Период реконвалесценции . Характеризуется снижением температуры, исчезает головная боль, нормализуется сон, улучшается аппетит, увеличивается диурез.

На схеме 2 представлен алгоритм по диагностике брюшного тифа (паратифа А, паратифа В) среднетяжелой формы (типичный вариант) (Приложение 3).

1.3. Методы диагностики брюшного тифа

I. Неспецифическая диагностика:

· ОАК (нормоцитоз или лейкопения, анэозинофилия и относительный лимфоцитоз).

· ОАМ (альбуминурия, цилиндрурия, микрогематурия)

По показаниям : электролиты, креатинин, мочевина, острофазовые реакции, ЭКГ и др.

II. Специфическая диагностика:

2. Бактериологический метод – основной.

Материал для исследования: кровь (многократно, несколько дней, на высоте пирексии), испражнения, моча, жёлчь, костный мозг, соскоб с розеол, трупный материал.

Абсолютно верифицирующим диагноз методом является гемокультура. Необходимо проводить раннее бактериологическое исследование крови. Выделение копро-, урино- и биликультуры чаще удается на спаде клинических проявлений и в первые 2-3 недели апирексии.

3. Серологические методы (имеют меньшую диагностическую ценность):

· РНГА с эритроцитарными диагностикумами (О, Н, Vi-антигены)

· Антитела к О-, Н- и Vi-антигенам выявляются в сыворотке крови пациентов с 6-8 дня болезни с помощью РНГА. Важны не столько диагностические титры (1:200), сколько их 4-х кратное нарастание в динамике. Для выявления бактерионосителей используют РНГА с Vi-эритроцитарным диагностикумом.

· РА (Реакция Видаля). В этой реакции используют 4 ряда разведений сывороток: с О-, Н-брюшнотифозными диагностикумами, с антигенами паратифа А и В. Возможно перекрестное реагирование с антигенами паратифов А и В за счет общности Аг-строения. Диагностический титр – 1/200 и выше; в парных сыворотках нарастание титра в 4 раза и более.

В последние годы предложены новые высокочувствительные и специфичные иммунологические методы выявления антител и антигенов брюшнотифозных микробов: иммуноферментный анализ (ИФА), реакция встречного иммуноэлектрофореза (ВИЭФ), радиоиммунный анализ (РИА), реакция коагглютинации (РКА), реакция О-агрегатгемагглютинации (О-АГА). Чувствительность этих методов составляет 90—95%, что позволяет использовать их для ранней диагностики.

1.4. Схема диагностического поиска

1-й этап

Цель: выделить диагностически значимую информацию на этапе сбора анамнеза.

Для этого следует:

1. Собрать анализ жалоб больного.

2. Используем сведения о динамике развития заболевания: начало заболевания, характер развития болезни (варианты начального периода, периода разгара)

3. Выяснить по данным эпиданамнеза возможный источник и факторы (пути передачи) инфекции. В зависимости от времени инкубационного периода выяснить возможные контакты, нахождение в местности неблагоприятной по брюшному тифу, какие продукты употреблял. Необходимо выяснить также соблюдение больным правил личной гигиены.

4. Выявить по данным анамнеза жизни наличие перенесенных ранее и хронических заболеваний ЖКТ. Перенесенные в прошлом острые кишечные инфекции (дизентерия, ПТИ). Гельминтозы и заболевания, вызванные простейшими (амебиаз, лямблиоз и т.д.), неинфекционные хронические заболевания ЖКТ (хронические гастриты, энтероколиты, холециститы ит.д.)

2-й этап

Цель : решить вопрос о наличии или отсутствии у больного брюшного тифа.

Для этого следует:

1. Выявить симптомы брюшного тифа, паратифов А и В при объективном обследовании больного.

2. Воспользоваться анализом результатов лабораторного и инструментального обследования больного.

3. Провести дифференциальную диагностику брюшного тифа со сходными по клиническому течению заболеваниями.

1.5 . Дифференциальная диагностика брюшного тифа с некоторыми сходными по клинической симптоматике заболеваниям


Методическая разработка по основам микробиологии и иммунологии для студентов различных отделений медицинских колледжей.

Содержимое разработки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Методическая разработка

олимпиады по учебной дисциплине

Преподаватель микробиологии Иванова О.Н.

Пояснительная записка

Олимпиада проводится в очной форме, в три тура. Студентам необходимо выполнить предложенные задания, опираясь на знания, полученные на лекционных и практических занятиях по основам микробиологии.

При выполнении заданий олимпиады студентам необходимо показать знания по следующим темам:

- морфология, физиология и экология микроорганизмов, методы их изучения,

- основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения,

- основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний,

- частная микробиология ( бактериальные кишечные и воздушно-капельные инфекции).

В ходе работы над заданиями олимпиады студент овладевает следующими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДЕНО

ЦМК Директор ГБПОУ

Положение об олимпиаде

студентов по основам микробиологии

и иммунологии

Настоящее положение определяет цель, задачи олимпиады и порядок ее проведения.

Задачами олимпиады являются:

повышение уровня и совершенствование качества профессиональной подготовки студентов;

воспитание здорового успеха конкурентной борьбы и стремление к победе;

Участниками 2 тура становятся студенты, набравшие в 1 туре от 16 до 20 баллов.

В 3 туре принимают участие студенты, набравшие по результатам двух первых туров от 26 до 33 баллов.

Порядок организации и проведение олимпиады.

Олимпиада организуется и проводится в 3 тура.

II тур проводится в два этапа:

Подведение итогов и награждение.

4.1. Оценка работ участников осуществляется по разработанным критериям (приложение 1) .

4.2. Победителем признается участник, набравший наибольшее количество баллов.

4.3. По мере убывания количества баллов присуждаются 2 и 3 места.

4.4. Победители награждаются грамотами

Критерии оценки работ участников олимпиады по основам микробиологии и иммунологии

I тур

При оценке тестовых заданий первого уровня сложности (40 заданий, в 2 вариантах), за каждый правильный ответ участник получает 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 20.

II тур

2 балла – ответ дан полностью, указана фамилия ученого и его вклад в развитие науки.

1 балл – указана только фамилия ученого.

0 баллов – нет ответа.

III тур

За каждый правильный ответ при решении задач 3 тура участник получает 1 балл. В результате, участник максимально за первую задачу может получить 10 баллов и за вторую – соответственно 13 баллов.

Задание с возможными ошибками в высказываниях оценивается по следующим критериям:

2 балла – указаны все возможные в высказывании ошибки, дан правильный ответ.

1 балл – указаны не все ошибки в высказывании, ответ дан не полностью.

0 баллов – нет ответа.

Максимальное количество баллов в 3 туре – 33 (23 балла за ситуационные задачи и 10 баллов – за высказывания).

Тестовые задания для проведения 1 тура олимпиады по основам микробиологии и иммунологии

Читайте также: