Описание картины ян вермеер молочница описание

Обновлено: 05.05.2024

На первый взгляд абсолютно простая бытовая сцена. Молодая женщина наливает из кувшина молоко в глиняный горшочек. О чем тут рассказывать? Стоит ли даже рисовать такое? Другие бы на это не обратили бы и внимания. Другие. Но не Ян Вермеер.

Только гений мог создать картину, которая более 360 лет приводит в восторг всех, кто на неё внимательно смотрит.

Перед нами молодая женщина в белом чепце. Падающий от окна свет слева направо освещает лицо горничной, показывая его простые, немного расплывшиеся черты, как свидетельство ее низкого статуса.

И это так. Ведь само название картины указывает на положение женщины. Она молочница. Во времена Вермеера обязанности молочницы были ограничены сферой внутри дома. Она должна была заботиться о молочных продуктах в общем, об их хранении, приготовлении творога, масла, сыра, очистке молочной посуды, приготовлении цедильного холста, содержании в чистоте кладовых, защите продуктов от насекомых (с помощью воскурений мирты, ладана, зверобоя). Производство молока играло существенную роль в экономике страны, и к этому продукту относились с почти религиозным поклонением.

Женщина привыкла к труду. Стоит обратить внимание на её руки.

Трудовые сильные руки с коротко подстриженными ногтями. Но как же нежно они держат кувшин с молоком и бережно наливает молоко, стараясь не пролить ни капли. Такая осторожность указывает на то, что молочнице нужно налить в тару точное количество молока. И это указывает на то, что она придерживается какого-то ведомого ей рецепта.

На столе перед женщиной стоит корзинка с хлебом, а рядом уже наломанный на кусочки хлеб.

Не хлебный ли пудинг готовит женщина? Ведь для правильного приготовления необходимо точно выдерживать пропорции продуктов.

Вермеер с большой любовью изобразил женщину. Чего только стоит использование в изображении её одежды большого количества краски синего цвета. Для этого Вермеер использовал самый ценный в его время пигмент — ультрамарин. И он его потратил не только на передник молочницы, но и на скатерть и стоящий на столе кувшинчик.

Когда говорят о картинах Вермеера, всегда упоминают, что мастер не только портретов, но и мелких деталей, что он изображает на полотнах. Давайте посмотрим на них и узнаем, что они говорят о жизни во времена художника.

На заднем плане в углу рядом с окном можно увидеть два предмета, висящих на гвоздике.

Один из них - это плетенная корзина, с которой, скорее всего, ходили за покупками. С какой тщательной проработкой выписано переплетение. Видно, что она уже не новая Художник показал на ней потертости от длительного пользования.

Рядом с ней блестящее медное ведерко необычной формы. Предмет, видимо, дорогой, за котором хорошо ухаживают. Вон как хорошо начищена. Прямо сверкает.

В том же углу над корзиной висит нечто в рамке.

Это какая-то картина, которую разглядеть невозможно. Можно было бы предположить, что это зеркало. Но слишком высоко оно висит.

А вот за окном в этом помещении ухаживают не очень хорошо.

Оно, если приглядеться, даже разбито в одном месте. А еще в другом месте стекло уже готово выпасть.

Ракурс, с которого написана картина, не дает возможности выглянуть в окно. Поэтому и не скажешь сразу в какое время года происходит событие, изображенное на картине.

А рассмотрев картину в целом, можно с уверенностью заявить, что все происходит в холодное время года. Возможно даже зимой.

На этот предмет сразу и не обращаешь внимания. Он стоит внизу картины и не бросается в глаза

Какой-то деревянный ящик с дырявой крышкой. И это грелка для ног, абсолютно необходимый предмет для холодного времени года. Внутри ящичка горшок. В него насыпали горячие угли и тепло через дырки вверху обогревало ноги.

Вроде бы все крупные предметы на картине мы рассмотрели. Но Ян Вермеер - мастер деталей. И без них не обошлось на этой картине.

Если посмотреть на полотно, то видно, что молочница изображена на фоне белой стены. Белой да не совсем белой. На ней можно рассмотреть и гвоздики, и следы от этих гвоздиков.

Потрясающие детали шедевральной картины!

А чего только стоит совсем уже неприметная деталь - плитка в самом низу картины, спрятанная за грелкой для ног.

Низ стены обшит делфтской плиткой. Это как подпись художника. Ведь именно в Делфте жил и работал Вермеер. Эти мелкие детали прописаны с такой тщательностью, что можно рассмотреть рисунки на них.

Вот вам и банальная бытовая картинка. А ведь сколько много она рассказала.


Сегодня Йоханнес Вермеер (Ян Вермеер ван Делфт) принадлежит к числу передовых гениев кисти. Трудно поверить, что этот выдающийся художник жил в постоянной нищете, а после смерти его работы были забыты на двести лет.

Некоторые сведения о детстве и юности

Жизнь после свадьбы

У Вермеера была очень большая семья – одиннадцать (или, может быть, даже пятнадцать) детей, некоторые из которых умерли в раннем детстве. Известно, что в 1667, 1669 и 1673 годах состоялись похороны детей Вермеера. После смерти художника появляется информация вначале о восьми несовершеннолетних детях, затем – о десяти. (Мария, Элизабет, Корнелия, Алейдис, Беатрис, Йоханнес, Гертруд, Франциск, Катарина и Игнатий). Чтобы прокормить их, художник помимо живописи занимался и другими профессиями. Возможно, он управлял таверной своего отца, и почти наверняка, как и он, занимался продажей картин. Он также был их оценщиком. В 1672 году вместе с другими художниками (включая Ханса Джордаенса из Дельфта) назначен экспертом и проводил экспертизы картин, приписываемых Микеланджело, Тициану и Рафаэлю. Тогда он заявил, что это никчемные подделки, а не работы великих художников. Скорее всего, живописец Вермеер писал для конкретной аудитории, а не для свободного рынка. Одним из таких меценатов был Хендрик Ван Буйтен – пекарь и Якоб Диссий – типограф, которому в 1682 году принадлежало 19 произведений Вермеера.

Известно, что около 1660 года Вермеер все еще жил со своей женой и детьми в доме тещи, много раз предоставлявшей ему займы. В декабре 1653 года Вермеер стал членом гильдии св. Луки, объединяющую художников и скульпторов. Судя по всему, был уважаемым человеком, поскольку его выбрали председателем (деканом) гильдии. Помимо своих произведений, продавал картины других мастеров. Но способностей к торговле не имел, поэтому жил в бедности до конца своих дней. Не стоит обманываться жемчугом, серебряными бокалами и великолепными коврами на картинах – художники в тот период жили в очень тяжелых условиях. Экономическая ситуация была неблагоприятной, кроме того Нидерланды были втянуты в войну, которая привела к краху экономики и голоду.

Основные темы произведений

Стиль барокко доминировал в Европе. Мифологические, религиозные, исторические сцены, преувеличенные декорации, определенная театральность позы – это были постоянные элементы живописи. Нидерланды, словно одинокий остров в океане этого великолепия. Для Яна не подходит ни барочная, ни голландская живопись. Он писал то, что по эстетическим критериям того времени не заслуживало внимания, например сцены из жизни горожан. Живописец увековечил на своих полотнах молочниц, кружевниц, жанровые сцены (люди в тавернах).

Уникальность художника

Ян Делфтский обладал необычным даром мировой гармонии, неуловимым для равнодушных глаз. Жар бытия в его картинах создается благодаря особому, столь необычному для голландцев, художественному видению классической композиции и палитре. Часто мастер использует точечные техники, нанося краску тонкими кисточками. Что уникально в его работе, так это необычайное чувство света, игру которого художник мастерски использовал.

Картины

Наиболее известные произведения (название и описание):

Живописец, выросший в патрицианской среде Делфты, не был очень плодовитым художником – оставил около 36 картин (достоверность 5 не доказана). Писал в среднем два или три полотна в год. Однако картины Вермеера дышат великой поэзией и совершенством, романтическим видением мира и в то же время обладают уникальным мастерством и реализмом.

Как бы оно ни называлось, из 36 полотен Вермеера это – самое известное и самое потрясающее своей композиционной простотой. Более того, выделяющееся из всей голландской живописи.

Ян Вермеер – “художник без фотошопа”, в самом прекрасном смысле

Каждая работа мастера проста и вместе с тем значительна. В каждой – загадка, предложение домыслить сюжет.

“Молочница” – не просто картина, но фотография типичных Нидерландов тех времен. Молоко, сыр и хлеб – основа рациона голландцев. Служанки-молочницы готовили творог, масло, сметану, содержали в чистоте посуду для их приготовления.

На полотне – она: пышущая здоровьем и излучающая стать, юная молочница. Аккуратный белый чепчик, струйка молока, белая стена даже не пытаются слиться в единый фон под талантливой кистью художника.

Грубая ткань одежд отлажена по фигуре. В фартуке и скатерти на столе играют ультрамариновые блики. Вообще синий для Вермеера – цвет особенный, обожаемый. И, похоже, в манящем образе молочницы он играет не последнюю роль.

Количество предметов в композиции можно пересчитать по пальцам, но каждый – максимально функционален в реалиях того сюжета: кувшины, корзинки с продуктами, маленькая угольная печка.

На полотне застыло “священнодейство”: аккуратно, но уверенно из кувшина льется тонкая нить молока. Дневной солнечный свет неброско подчеркивает свежесть домашнего хлеба на столе.

Молочница – воплощение мадонны: открытое, простое и прекрасное лицо; поза, вкупе с наклоном головы передает чувство собственного достоинства.

Фигура не зря так контрастирует со стеной: ее очертания художник выделил тончайшей белой линией. Рентген картины также выявил интересную вещь: стена позади изначально не была пустой. Там висело что-то вроде картины или карты. Вероятно, Вермеер решил не перегружать сюжет, либо посчитал чистую стену более удачным фоном для женской фигуры.

До попадания в государственный музей Амстердама, картина была куплена в 1669 году за очень приличную цену – 175 флоринов.

В домашнем хозяйстве того времени существовало различие в прислуге по ее принадлежности и функциям. В противоположность скотницам, область деятельности которых распространялась на хлев, обязанности молочницы были ограничены сферой внутри дома. Она должна была заботиться о молочных продуктах в общем, об их хранении, приготовлении творога, масла, сыра, очистке молочной посуды, приготовлении цедильного холста, содержании в чистоте кладовых, защите продуктов от насекомых (с помощью воскурений мирты, ладана, зверобоя). Производство молока играло существенную роль в экономике страны, и к этому продукту относились с почти религиозным поклонением.

Чепец девушки и наливаемое молоко – одного цвета. Лицо прописано охрой, коричневой и белой краской, цветовые пятна не смешаны. Цвета более простые, мазок более крупный, чем в других его работах. По технике живописи она скорее напоминает работы Коро. На стене первоначально была карта, но Вермеер отказался от этой детали, считая, что подобный объект роскоши не будет соответствовать изображенной фигуре.

Белая, покрытая трещинами стена, плинтус из изразцов, корзина на стене – обстановка скорее напоминает кухню. На полу стоит грелка для ног – деревянная коробка с прорезями, в которую помещали горшок с углями. На изразцах – купидон с луком и шагающий человек с палкой. Фигура девушки освещена светом из окна в левой части картины.

Но Вермеер, подчеркивая ее фигуру, дополняет освещение – там, где свет из окна падает на девушку, она выделяется на фоне более темной стены, а слева, где лежит тень, она ярко выделяется на фоне ярко освещенной стены. Желая усилить этот эффект, мастер обвел левый контур фигуры белой линией.

Разбросанный на столе натюрморт помещен Вермеером в полосу наиболее яркого освещения: свет играет отблесками на ноздреватых кусках хлеба, на лежащей в коричнево-желтой корзине шершавой булке, на гладкой и блестящей поверхности кувшинов, на медленно стекающем густом молоке. Яркие краски кажутся чистыми, но в действительности они обладают сложными, необычайно точно найденными оттенками, с безошибочностью гения решает Вермеер сложные живописные задачи.

Так, он помещает рядом три предмета, отличающиеся по фактуре и окрашенные в различные оттенки белого: измятое полотно чепца, пористая штукатурка стены и голубоватые изразцы по ее нижнему краю. Сотни градаций цвета, не теряя собственного качества, в тенях становятся темнее, а это означает, что у дельфтского мастера тени цветные - они и являются одним из главных достоинств его живописи.

Английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: "Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею". В 60-е годы XX века утвердилась совершенно иная точка зрения, и теперь акценты были смещены, наоборот, от "чистой живописи" к "живописи идей".

В свое время однофигурная жанровая композиция была, по мнению Б. де Монкони, недостойна высокой оплаты. Но если для французского дворянства произведения Вермеера Дельфтского были своего рода "уродцами", то для зажиточной дельфтской буржуазии они были подобны драгоценным жемчужинам. К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина "Служанка с кувшином молока", находящаяся сейчас в амстердамском Рейксмузеуме (картина имеет и другие названия - "Кухарка", "Молочница").

Читайте также: