Описание отравления в литературе
Обновлено: 06.05.2024
Перевод этой книги на русский язык — событие. Его выполнил прекрасный нейрохирург Алексей Кащеев. Он же написал предисловие, которое я рекомендую прочитать всем, кого интересует, что такое доказательная медицина; когда мы должны верить врачам и когда не должны.
С другой стороны — автор уделяет много внимания истории промышленной химии, в которой хватает весьма грустных событий. Приведу пример: в XIX веке на обойных фабриках применялись красочные пигменты на основе мышьяка. Обои привлекали красивыми узорами и пользовались большой популярностью, только вот работницы массово умирали. Современники не понимали, в чем дело. Похожие случаи происходили еще в середине XX века.
Во-первых, книга интересна тем, что здесь рассматривается проблема яда и еды: незнакомая пища всегда опасна. Когда началась эпоха Великих географических открытий, в рацион европейцев попала масса новых продуктов, которые непонятно было, как употреблять, в каком виде, каком количестве. Пример, который всем знаком: при Петре I насильственно внедряли картофель, забыв объяснить крестьянам, какая часть растения съедобна. В результате люди пытались есть не клубни, а плоды, которые содержат синильную кислоту. Конечно, случаи отравлений повлияли на слухи, что Петр I — царь-антихрист, который специально травит народ.
Во-вторых, Маккинис также разбирает историю промышленности: когда в XIX возникала индустрия — заводы, фабрики, — техника безопасности сильно отставала от применяемых технологий. Отсюда применение ядовитых субстанций в косметике, красках и т. д.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
- Онлайн
формат - Диплом
гособразца - Помощь в трудоустройстве
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цели проекта: 1.Показать межпредметную связь науки химии с литературой. 2.Раскрыть химические явления и химические ошибки в литературных произведениях. 3.Реализовать связь литературы с практикой на уроках химии и в повседневной жизнью.
Задачи проекта: 1. Проанализировать художественные произведения известных писателей и поэтов. 2. Описать химические процессы в фрагментах художественных произведений с помощью химических реакций,указать допущенные автором химические ошибки. 3. Показать практическое применение литературных произведений на уроках химии.
Современная методика обучения химии включает различные методические приемы, направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, - использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных качеств учащихся, может оказать художественная литература, которая способствует так же осуществлению межпредметной связи. Методика использования художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть различными – найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, осуществить цепочку превращений и т.д.
Фрагменты литературных произведений могут быть увлекательным началом или формой введения в тему, источником новых знаний, иллюстрацией и доказательством излагаемых фактов, а также применяться как исследовательская задача при изучении основополагающих теоретических понятий химии.
В этом отрывке А.Н.Толстой называет некоторые виды взрывчатых веществ и рассказывает, как получают одно из них – тетрил: 1. Бензол смешивают с азотной кислотой и под действием температуры получают нитробензол: C6H6 + HNO3 = C6H5NO2 = H2O 2. Из нитробензола путём прибавления водорода получают анилин: C6H5NO2 + 6H = C6H5NH2 + 2H2O 3. Из анилина, прибавляя к нему древесный спирт (метиловый спирт), получают диметиланилин: C6H5NH2 + CH3OH = C6H3(CH3)2NH2 + H2O 4. Смешивая диметиланилин с азотной кислотой получают ТЕТРИЛ: C6H3(CH3)2NH2 + 3HNO3 = 3H2O + C6(CH3)2(NO2)3NH2
Юрий Поликарпович Кузнецов, русский поэт XX-XXI вв. (11 февраля 1941г.- 17 ноября 2003г.) Трясся Крым двадцать восьмого года, И восстало море на дыбы. Испуская к ужасу народа, Огненные серные столбы. Всё прошло. Опять гуляет пена, Но с тех пор всё выше и плотней Сумрачная серная геенна Подступила к днищам кораблей… ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА: 2Н2S + O2 → 2Н2O + 2S 2Н2S + 3O2 → 2Н2O + 2SО2
При горении угля в печи происходит химическая реакция: С + О2 = СО2 +402 кДж. Но если трубу закрыть раньше того, как угли прогорят, то в печи скапливается избыток углекислого газа, который взаимодействует с еще раскаленными углями. СО2 + С = 2СО – 160 кДж. При закрытой трубе угарный газ проникает в помещение. При вдыхании он попадает в кровь человека и образует с гемоглобином стойкое соединение.
Изучая свойства соединений мышьяка, нужно обратить внимание на их чрезвычайную токсичность. В этом помогут исторические данные о смерти Наполеона. Официальная версия гласила, что Наполеон умер от рака желудка. Но спустя 150 лет после кончины Наполеона шведский врач, химик и историк Стен Форсхувуд, используя достижения современной науки, раскрыл тайну гибели императора, собрав неопровержимые улики, свидетельствующие о том, что было совершено преднамеренное убийство. Анализ волос Наполеона показал, что в них содержание мышьяка в 13 раз больше обычного. Врач пришёл к заключению, что Наполеон был отравлен триоксидом димышьяка As2O3, который подмешивали к пище в малых дозах. Кроме того, оказалось, что и обои в апартаментах бывшего императора носили в себе смертоносное вещество.
Как объяснить данное явление и какое применение оно находит в технике? Ветка или гвоздь выполняют в данном случае роль затравки, на которую нарастают кристаллы из насыщенного раствора. Кристаллизация – процесс образования кристаллов из раствора, расплава, а иногда из газовой фазы. На нем основывается производство искусственных кристаллов технического и ювелирного назначения. В наибольших масштабах производятся искусственные кристаллы кварца. Синтетический кварц получают из речного песка. Сырье помещают в автоклав, который затем заполняют концентрированным раствором соды. Аппарат закрывают крышкой, к которой подвешены затравочные тонкие пластины из природного или синтетического монокристалла кварца.
При повышенных температуре и давлении в автоклаве образуется насыщенный и даже перенасыщенный раствор кремнезема, и из него на затравку постепенно нарастают все новые и новые порции оксида кремния. Подобным же образом выращивают другие искусственные минералы: корунд, карборунд, криолит, фианиты, слюды и т. д. Кристаллизация помогает также выделить отдельные вещества из смесей. Например, из сильвинита KCl * NaCl получают хлорид калия при охлаждении насыщенного раствора. Хлориды калия и натрия кристаллизуются при разных температурах, в результате хлорид кальция кристаллизуется, а хлорид натрия остается в растворе. На этом процессе основано производство калийных удобрений
Ахматова Анна Андреевна 23 июня 1889-5 марта 1966 -- В строках А.Ахматовой упоминается явление коррозии металлов: На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. (Ахматова А. Лирика.) ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА: 2Cu+ O2= 2CuO 2CO + CO2 + H2O = (CuOH)2CO3
Позеленение меди – это так называемая патина. Патина представляет собой более или менее прочную окрашенную пленку, образующуюся на поверхности металла в результате его сложного, многостадийного взаимодействия с кислотами, солями и газами, содержащимися в атмосфере или в земле и воде. Образование патины – это не что иное, как коррозия меди, из которой изготовлен рукомойник. Главная причина начала коррозионных процессов – соли, растворенные в воде, в особенности хлорид натрия. Под действием кислорода, углекислого газа и кислот они постепенно превращаются в другие соединения. Если предположить, что корродирующий агент – хлорид натрия, то в присутствии воды на воздухе образуется бледно-зеленый атакамит CuCl * 3Cu (OH)2. последний при определенной концентрации углекислого газа постепенно переходит в темно-зеленый малахит CuCO3*Cu(OH)2. На чистой меди плотная зеленая патина образуется с большим трудом, и она служит несомненным доказательством того, что медный рукомойник уже очень старый.
4Al + 3O2 = 2Al2O3
…В озон превращается воздух… Л.Лавренёв В озон превращается не воздух, а кислород. Уравнение химической реакции: 3О2 = 2О3 (при электрическом разряде). -задание с нахождением химической ошибки.
Выводы: 1. Благодаря тесной связи с другими науками, наука химия может стать увлекательным источником теоретических и практических знаний. 2.Фрагменты литературных произведений тренируют внимание, аналитическое мышление и формируют навыки исследовательской деятельности.
Спасибо за внимание.
Краткое описание документа:
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Для всех учеников 1-11 классов
и дошкольников - Интересные задания
по 16 предметам
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дистанционные курсы для педагогов
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Пищевые отравления – острые (реже хронические) заболевания, возникающие в результате употребления пищи, значительно обсемененной условно-патогенными видами микроорганизмов или содержащей токсичные для организма вещества микробной и немикробной природы.
Инфекционные микроорганизмы или их токсины могут загрязнять пищу в любой момент переработки или производства, в случае нарушений санитарных норм и правил.Загрязнение может также произойти дома, если пища неправильно обработана, приготовлена или неправильно хранилась.
Причиной развития пищевых отравлений часто становится нарушение правил личной гигиены.
Какие бывают пищевые отравления?
Выделяют 3 группы пищевых отравлений:
- микробные (вызванные бактериями, их токсинами, грибами)
- немикробные (ядовитыми грибами и растениями, ядовитыми продуктами животного происхождения, химическими соединениями)
- неустановленной этиологии (связь с питанием доказана, но что конкретно вызвало отравление - неизвестно).
Причинами пищевых отравлений могут быть химические соединения, накопившиеся в продукте в результате неблагоприятной экологической ситуации, нарушения технологии производства.
Любые пищевые отравления всегда связаны с употреблением пищи. Как правило, виновником отравления сразу нескольких людей становится один продукт.
Симптомы пищевого отравления, которые могут начаться в течение нескольких часов после употребления загрязненной пищи, часто включают тошноту, рвоту или диарею, боли в животе, лихорадку. Чаще всего пищевое отравление проходит в легкой форме и не требует серьезного лечения. Но некоторым людям медицинская помощь потребуется. В первую очередь это дети младшего возраста (до 5 лет), люди старшего возраста, а также люди с ослабленной иммунной системой.
Что можете сделать Вы, чтобы снизить риск отравления?
Для того чтобы снизить риск пищевого отравления, особенно в жаркую погоду, необходимо соблюдать правила безопасного потребления пищи:
Очень часто вынужденные жизненные обстоятельства вдохновляли писателей на создание подлинно литературных шедевров. Такими обстоятельствами часто были эпидемии различных болезней: холеры, чумы, тифа, малярии и т.д. Однако эти болезни не только не вызывали у авторов творческий кризис, а, наоборот, подстегивали их воображение и будили фантазию.
Перед Вами некоторые произведения русской литературы, которые своим существованием, сюжетными поворотами и художественными образами во многом обязаны различным эпидемиям.
Александр Грибоедов
(1824 год)
В апреле 1818 года Александра Грибоедова назначили секретарем русской миссии в Персии. С тех пор он стал кочевать по Востоку - жил и работал в Тифлисе, Тегеране, Тебризе. А его спутниками стали эпидемии тифа, холеры, чумы, которые то и дело вспыхивали на фронтах Кавказской войны среди военных и раненых. В 1819 году Грибоедов попал в карантин в крепости Ананури.
«Вползываем в странноприимную хату, где действительно очень странно принимают. Холод, спрашиваем дров. Нет, а кругом лес.
Над своей самой известной комедией он начал работать в 1822 году в Тифлисе. Грибоедов тогда стал чиновником дипломатической части генерала Алексея Ермолова. Вечерами придумывал характеры, написал первые два действия пьесы. Но в конце года снова разбушевалась эпидемия, от которой умер верный слуга писателя Амлих.
«Это было время Рамазана, и после, с тех пор налегла на меня необъяснимая мрачность. Алексей Петрович смеялся, другие тоже, и напрасно. Пожалей обо мне, добрый мой друг! Помяни Амлиха, верного моего спутника в течение 15 лет. Его уже нет на свете. Потом Щербатов приехал из Персии и страдал у меня на руках; вышел я на несколько часов, вернулся, его уже в гроб клали. Кого ещё скосит смерть из приятелей и знакомых? А весною, конечно, привлечется сюда cholera morbus, которую с прошлого года зимний холод остановил на нашей границе.
Александр Грибоедов – Вильгельму Кюхельбекеру. Конец января 1823 года.
За пять месяцев до трагической смерти в январе 1828 года Грибоедов тяжело переболел малярией – очередная эпидемия чуть не сорвала его женитьбу на Нине Чавчавадзе.
Александр Грибоедов – Ивану Паскевичу. 23 августа 1828 года.
Михаил Булгаков
(1925-1926 годы)
Вслед за Мировой войной последовала Гражданская. Смерть приходила не только с оружием в руках врагов соотечественников, но и от многочисленных инфекций – холеры, малярии, чумы, скарлатины, оспы, дизентерии. Самой опасной стала эпидемия тифа – Булгаков и сам переболел им во Владикавказе.
Николай Гоголь
(1842 год)
Гоголь занимался сочинением в основном за границей, где провел (с перерывами) около 12 лет. В июне 1835 года писатель доехал на пароходе до германского Любека. Оттуда через Гамбург, Ахен, Майнц, Франкфурт и Баден-Баден перебрался в Швейцарию, где провел всю осень.
Николай Гоголь - Василию Жуковскому. 12 ноября 1836 года.
Николай Гоголь - Василию Жуковскому. 19 ноября 1836 года.
С марта по июнь 1837 года Гоголь всё-таки жил в Риме. Летом снова выехал в Баден-Баден на лечебные воды. А когда захотел вернуться в Италию, там опять разыгралась холера.
Николай Гоголь - Николаю Смирнову. 3 сентября 1837 года.
Николай Лесков
(1880 год)
Антон Чехов
(1895 год)
С апреля по декабрь 1890 года Антон Чехов совершил невероятное путешествие: стартовав из Москвы, он преодолел путь через Ярославль, Екатеринбург, Тюмень, Томск, Красноярск, Иркутск, Благовещенск до Сахалина, а потом вернулся обратно через Гонконг, Сингапур, Коломбо, Порт-Саид, Одессу. Эпидемия настигла его в середине пути.
Антон Чехов - Алексею Суворину. 11 сентября 1890 года.
Вернувшись домой, Чехов занялся оформлением своих путевых впечатлений и собранных статистических материалов. Но холера догнала его и в России. В начале 1892 года Чехов купил имение Мелихово в Серпуховском уезде недалеко от Москвы. И в тот же год ему, как практикующему врачу, пришлось организовать для своей округи противохолерный участок для предупреждения эпидемии.
Антон Чехов – Николаю Лейкину, 4 августа 1893 года.
Александр Куприн
(1898 год)
В России конца XIX – начала XX веков малярия была очень распространенной в тех местах, где есть болота и выпадает много осадков. Рядом с болотом как раз и живет героиня со своей бабушкой. Лихорадка же становится одним из значимых образов всего произведения – метафорой болезненных, обреченных отношений между персонажами.
Александр Грин
(1925 год)
Борис Пастернак
(1957 год)
История, как и художественная литература, способны преподать людям жизненные уроки, если они оказываются способными воспринять их, сделать выводы и изменить себя, свою жизнь, своё отношение друг к другу и тем жизненным обстоятельствам, в которых они находятся. Вот и сейчас пандемия коронавируса преподает всем нам новый урок. Как и какими мы выйдем из этой ситуации, сможем ли сделать правильные выводы, покажет время. Ведь возможно уже сейчас кто-то задумался над новым сюжетом, а может быть уже и приступил к работе над новым романом о жизни в этот непростой период.
Криворожская судебно-медицинская экспертиза (начальник Днепропетровского областного бюро А.X. Ревская) и кафедра судебной медицины (зав. — проф. А.М. Гамбург) Киевского института усовершенствования врачей
Поступила в редакцию 18/VI 1958 г.
Случай отравления прозерином / Кандибур Р.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1958. — №4. — С. 52-53.
библиографическое описание:
Случай отравления прозерином / Кандибур Р.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1958. — №4. — С. 52-53.
код для вставки на форум:
Прозерин является лекарственным средством, угнетающим активность холинэстеразы и препятствующим разрушению ацетилхолина. Он повышает тонус парасимпатической нервной системы.
Применяется прозерин в глазной клинике, в акушерской практике, при заболеваниях нервной системы с двигательными расстройствами, миастении и др., а также в хирургической практике при операциях на сердце и магистральных сосудах, причем вливанию препарата предшествует внутривенное введение его антидота — атропина. Наибольшая разовая доза прозерина для подкожного введения 0,0005 г, для приема внутрь —0,015 г.
Мы не нашли в литературе описаний отравления прозерином. Поэтому встретившийся в нашей практике случай, как нам кажется, представляет интерес.
Женщина 32 лет была доставлена в больницу 10/XI 1957 г. в тяжелом состоянии по поводу бронхопневмонии и токсикоза беременности сроком около 4 месяцев.
При поступлении больная бледна, адинамична; отмечаются кашель с мокротой. В легких прослушиваются множественные сухие и влажные хрипы. При перкуссии определяется легочный звук. Тоны сердца приглушены, пульс 100 ударов в минуту, ритмичный, при температуре, не превышавшей 36°. Со стороны других внутренних органов патологических изменений не отмечено. В крови 11/XI: Hb 10,3 г%, эр. 3 740 000, л. 13 600, п. 7%, с. 75%, лимф. 14%, мои. 4%. Моча нормальна.
Назначены бромиды, глюкоза, инсулин, пенициллин, стрептомицин, поддерживающие сердечную деятельность средства и др.
Состояние больной быстро улучшалось, и уже на 4-й день пребывания в стационаре у нее прекратилась рвота, появился аппетит, нормализовался сон. В этот день (14/XI), в 18 часов 30 минут, по предписанию врача дежурная сестра ввела больной внутривенно якобы 20 мл 40% раствора глюкозы и 1 мл 5% раствора витамина Вь Спустя 15 минут состояние больной резко ухудшилось. Она стала беспокойной, кричала от болей в животе, жаловалась на сильное головокружение. Склеры были инъецированы, зрачки сужены, лицо и кожные покровы бледны, покрыты холодным потом. Появилась обильная рвота. Пульс 50—60 ударов в минуту. Болевая чувствительность понизилась. При пальпации живота определялась болезненность в левой его половине.
В 19 часов 30 минут появились клонические судороги, больная перестала отвечать на вопросы, исчезла реакция зрачков на свет. Артериальное давление 120/70 мм. Дыхание стало аритмичным, с отдельными глубокими вдохами, сопровождающимися свистом. В легких везикулярное дыхание с удлиненными вдохами.
Как выяснилось при расследовании, сестра вместо 1 мл 5% витамина B1 по ошибке ввела больной внутривенно вместе с глюкозой 1 мл раствора прозерина 1 : 2000.
Больная повторно получила атропин, кардиамин и другие препараты. К 22 часам состояние ее улучшилось. Она начала произносить отдельные слова. Кожные покровы порозовели, зрачки немного расширились, но еще плохо реагировали на свет. Судороги ослабли и охватывали только небольшие группы мышц. Пульс стал 80 ударов в минуту, наполнение его улучшилось. Тоны сердца более ясные. Исчезла инспираторная одышка, дыхание приобрело нормальный ритм. Боли в животе прекратились.
15/XI состояние больной средней тяжести. Отмечались бледность кожных покровов, адинамия, птоз век, сужение зрачков и слабая их реакция на свет. Появилась тахикардия—100 ударов в минуту. Наблюдались частая рвота, редкие тонические судороги, болезненность живота при пальпации.
В дальнейшем наступило улучшение, и 30/XI больная была выписана для амбулаторного лечения.
Хотя доза прозерина не превышала терапевтическую, введение его внутривенно даже в таком количестве (без предшествующего вливания противоядия) привело к отравлению, протекавшему с типичной клинической картиной.
похожие статьи
Случай неблагоприятного исхода в практике абдоминальной хирургии / Баринов Е.Х., Волкова Е.В., Осипова И.В., Черкалина Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 19-20.
Оценка возможности образования повреждений при проведении реанимационных мероприятий / Бадяев В.В., Шульга И.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 15-17.
Читайте также: