Описание отравления в литературе

Обновлено: 06.05.2024

История отравлений: власть и яды от Античности до наших дней

Poison: An Illustrated History Paperback

История шарлатанства: краткий обзор худших способов лечения с древности до наших дней

Перевод этой книги на русский язык — событие. Его выполнил прекрасный нейрохирург Алексей Кащеев. Он же написал предисловие, которое я рекомендую прочитать всем, кого интересует, что такое доказательная медицина; когда мы должны верить врачам и когда не должны.

The Elements of Murder: A History of Poison

С другой стороны — автор уделяет много внимания истории промышленной химии, в которой хватает весьма грустных событий. Приведу пример: в XIX веке на обойных фабриках применялись красочные пигменты на основе мышьяка. Обои привлекали красивыми узорами и пользовались большой популярностью, только вот работницы массово умирали. Современники не понимали, в чем дело. Похожие случаи происходили еще в середине XX века.

Тихие убийцы. Всемирная история ядов и отравителей

Во-первых, книга интересна тем, что здесь рассматривается проблема яда и еды: незнакомая пища всегда опасна. Когда началась эпоха Великих географических открытий, в рацион европейцев попала масса новых продуктов, которые непонятно было, как употреблять, в каком виде, каком количестве. Пример, который всем знаком: при Петре I насильственно внедряли картофель, забыв объяснить крестьянам, какая часть растения съедобна. В результате люди пытались есть не клубни, а плоды, которые содержат синильную кислоту. Конечно, случаи отравлений повлияли на слухи, что Петр I — царь-антихрист, который специально травит народ.

Во-вторых, Маккинис также разбирает историю промышленности: когда в XIX возникала индустрия — заводы, фабрики, — техника безопасности сильно отставала от применяемых технологий. Отсюда применение ядовитых субстанций в косметике, красках и т. д.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели проекта: 1.Показать межпредметную связь науки химии с литературой. 2.Рас.

Цели проекта: 1.Показать межпредметную связь науки химии с литературой. 2.Раскрыть химические явления и химические ошибки в литературных произведениях. 3.Реализовать связь литературы с практикой на уроках химии и в повседневной жизнью.

Задачи проекта: 1. Проанализировать художественные произведения известных пис.

Задачи проекта: 1. Проанализировать художественные произведения известных писателей и поэтов. 2. Описать химические процессы в фрагментах художественных произведений с помощью химических реакций,указать допущенные автором химические ошибки. 3. Показать практическое применение литературных произведений на уроках химии.

Современная методика обучения химии включает различные методические приемы, н.

Современная методика обучения химии включает различные методические приемы, направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, - использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных качеств учащихся, может оказать художественная литература, которая способствует так же осуществлению межпредметной связи. Методика использования художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть различными – найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, осуществить цепочку превращений и т.д.

Фрагменты литературных произведений могут быть увлекательным началом или форм.

Фрагменты литературных произведений могут быть увлекательным началом или формой введения в тему, источником новых знаний, иллюстрацией и доказательством излагаемых фактов, а также применяться как исследовательская задача при изучении основополагающих теоретических понятий химии.

В этом отрывке А.Н.Толстой называет некоторые виды взрывчатых веществ и расс.

В этом отрывке А.Н.Толстой называет некоторые виды взрывчатых веществ и рассказывает, как получают одно из них – тетрил: 1. Бензол смешивают с азотной кислотой и под действием температуры получают нитробензол: C6H6 + HNO3 = C6H5NO2 = H2O 2. Из нитробензола путём прибавления водорода получают анилин: C6H5NO2 + 6H = C6H5NH2 + 2H2O 3. Из анилина, прибавляя к нему древесный спирт (метиловый спирт), получают диметиланилин: C6H5NH2 + CH3OH = C6H3(CH3)2NH2 + H2O 4. Смешивая диметиланилин с азотной кислотой получают ТЕТРИЛ: C6H3(CH3)2NH2 + 3HNO3 = 3H2O + C6(CH3)2(NO2)3NH2

Юрий Поликарпович Кузнецов, русский поэт XX-XXI вв. (11 февраля 1941г.- 17 н.

Юрий Поликарпович Кузнецов, русский поэт XX-XXI вв. (11 февраля 1941г.- 17 ноября 2003г.) Трясся Крым двадцать восьмого года, И восстало море на дыбы. Испуская к ужасу народа, Огненные серные столбы. Всё прошло. Опять гуляет пена, Но с тех пор всё выше и плотней Сумрачная серная геенна Подступила к днищам кораблей… ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА: 2Н2S + O2 → 2Н2O + 2S 2Н2S + 3O2 → 2Н2O + 2SО2

-Изучая свойства оксидов углерода, можно использовать отрывок из сказки «Моро.

А я затем в окошки стучусь, -- отвечал Мороз Иванович,-- чтоб не забывали пе.

При горении угля в печи происходит химическая реакция: С + О2 = СО2 +402 кДж.

При горении угля в печи происходит химическая реакция: С + О2 = СО2 +402 кДж. Но если трубу закрыть раньше того, как угли прогорят, то в печи скапливается избыток углекислого газа, который взаимодействует с еще раскаленными углями. СО2 + С = 2СО – 160 кДж. При закрытой трубе угарный газ проникает в помещение. При вдыхании он попадает в кровь человека и образует с гемоглобином стойкое соединение.

-- Изучая свойства глюкозы, можно обратиться к отрывку из романа В.Пикуля «Не.

Изучая свойства соединений мышьяка, нужно обратить внимание на их чрезвычайн.

Изучая свойства соединений мышьяка, нужно обратить внимание на их чрезвычайную токсичность. В этом помогут исторические данные о смерти Наполеона. Официальная версия гласила, что Наполеон умер от рака желудка. Но спустя 150 лет после кончины Наполеона шведский врач, химик и историк Стен Форсхувуд, используя достижения современной науки, раскрыл тайну гибели императора, собрав неопровержимые улики, свидетельствующие о том, что было совершено преднамеренное убийство. Анализ волос Наполеона показал, что в них содержание мышьяка в 13 раз больше обычного. Врач пришёл к заключению, что Наполеон был отравлен триоксидом димышьяка As2O3, который подмешивали к пище в малых дозах. Кроме того, оказалось, что и обои в апартаментах бывшего императора носили в себе смертоносное вещество.


«…она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в у.

-изучая процесс кристаллизации, можно воспользовавшись отрывком из повести К.

Как объяснить данное явление и какое применение оно находит в технике? Ветка.

Как объяснить данное явление и какое применение оно находит в технике? Ветка или гвоздь выполняют в данном случае роль затравки, на которую нарастают кристаллы из насыщенного раствора. Кристаллизация – процесс образования кристаллов из раствора, расплава, а иногда из газовой фазы. На нем основывается производство искусственных кристаллов технического и ювелирного назначения. В наибольших масштабах производятся искусственные кристаллы кварца. Синтетический кварц получают из речного песка. Сырье помещают в автоклав, который затем заполняют концентрированным раствором соды. Аппарат закрывают крышкой, к которой подвешены затравочные тонкие пластины из природного или синтетического монокристалла кварца.

При повышенных температуре и давлении в автоклаве образуется насыщенный и даж.

При повышенных температуре и давлении в автоклаве образуется насыщенный и даже перенасыщенный раствор кремнезема, и из него на затравку постепенно нарастают все новые и новые порции оксида кремния. Подобным же образом выращивают другие искусственные минералы: корунд, карборунд, криолит, фианиты, слюды и т. д. Кристаллизация помогает также выделить отдельные вещества из смесей. Например, из сильвинита KCl * NaCl получают хлорид калия при охлаждении насыщенного раствора. Хлориды калия и натрия кристаллизуются при разных температурах, в результате хлорид кальция кристаллизуется, а хлорид натрия остается в растворе. На этом процессе основано производство калийных удобрений

Ахматова Анна Андреевна 23 июня 1889-5 марта 1966 -- В строках А.Ахматовой уп.

Ахматова Анна Андреевна 23 июня 1889-5 марта 1966 -- В строках А.Ахматовой упоминается явление коррозии металлов: На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. (Ахматова А. Лирика.) ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА: 2Cu+ O2= 2CuO 2CO + CO2 + H2O = (CuOH)2CO3

Позеленение меди – это так называемая патина. Патина представляет собой боле.

Позеленение меди – это так называемая патина. Патина представляет собой более или менее прочную окрашенную пленку, образующуюся на поверхности металла в результате его сложного, многостадийного взаимодействия с кислотами, солями и газами, содержащимися в атмосфере или в земле и воде. Образование патины – это не что иное, как коррозия меди, из которой изготовлен рукомойник. Главная причина начала коррозионных процессов – соли, растворенные в воде, в особенности хлорид натрия. Под действием кислорода, углекислого газа и кислот они постепенно превращаются в другие соединения. Если предположить, что корродирующий агент – хлорид натрия, то в присутствии воды на воздухе образуется бледно-зеленый атакамит CuCl * 3Cu (OH)2. последний при определенной концентрации углекислого газа постепенно переходит в темно-зеленый малахит CuCO3*Cu(OH)2. На чистой меди плотная зеленая патина образуется с большим трудом, и она служит несомненным доказательством того, что медный рукомойник уже очень старый.

 4Al + 3O2 = 2Al2O3

4Al + 3O2 = 2Al2O3

…В озон превращается воздух… Л.Лавренёв В озон превращается не воздух, а кис.

…В озон превращается воздух… Л.Лавренёв В озон превращается не воздух, а кислород. Уравнение химической реакции: 3О2 = 2О3 (при электрическом разряде). -задание с нахождением химической ошибки.

Выводы: 1. Благодаря тесной связи с другими науками, наука химия может стать.

Выводы: 1. Благодаря тесной связи с другими науками, наука химия может стать увлекательным источником теоретических и практических знаний. 2.Фрагменты литературных произведений тренируют внимание, аналитическое мышление и формируют навыки исследовательской деятельности.

Использованные источники литературы: 1. Роман А.Н.Толстого« Гиперболоид инжен.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для всех учеников 1-11 классов
    и дошкольников
  • Интересные задания
    по 16 предметам

Дети

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022


Пищевые отравления – острые (реже хронические) заболевания, возникающие в результате употребления пищи, значительно обсемененной условно-патогенными видами микроорганизмов или содержащей токсичные для организма вещества микробной и немикробной природы.

Инфекционные микроорганизмы или их токсины могут загрязнять пищу в любой момент переработки или производства, в случае нарушений санитарных норм и правил.Загрязнение может также произойти дома, если пища неправильно обработана, приготовлена или неправильно хранилась.

Причиной развития пищевых отравлений часто становится нарушение правил личной гигиены.

Какие бывают пищевые отравления?

Выделяют 3 группы пищевых отравлений:

  • микробные (вызванные бактериями, их токсинами, грибами)
  • немикробные (ядовитыми грибами и растениями, ядовитыми продуктами животного происхождения, химическими соединениями)
  • неустановленной этиологии (связь с питанием доказана, но что конкретно вызвало отравление - неизвестно).

Причинами пищевых отравлений могут быть химические соединения, накопившиеся в продукте в результате неблагоприятной экологической ситуации, нарушения технологии производства.

Любые пищевые отравления всегда связаны с употреблением пищи. Как правило, виновником отравления сразу нескольких людей становится один продукт.

Симптомы пищевого отравления, которые могут начаться в течение нескольких часов после употребления загрязненной пищи, часто включают тошноту, рвоту или диарею, боли в животе, лихорадку. Чаще всего пищевое отравление проходит в легкой форме и не требует серьезного лечения. Но некоторым людям медицинская помощь потребуется. В первую очередь это дети младшего возраста (до 5 лет), люди старшего возраста, а также люди с ослабленной иммунной системой.

Что можете сделать Вы, чтобы снизить риск отравления?

Для того чтобы снизить риск пищевого отравления, особенно в жаркую погоду, необходимо соблюдать правила безопасного потребления пищи:


Очень часто вынужденные жизненные обстоятельства вдохновляли писателей на создание подлинно литературных шедевров. Такими обстоятельствами часто были эпидемии различных болезней: холеры, чумы, тифа, малярии и т.д. Однако эти болезни не только не вызывали у авторов творческий кризис, а, наоборот, подстегивали их воображение и будили фантазию.

Перед Вами некоторые произведения русской литературы, которые своим существованием, сюжетными поворотами и художественными образами во многом обязаны различным эпидемиям.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/629/629748445f4c552dfab5e15dea4f85fc.jpg

Александр Грибоедов

(1824 год)

В апреле 1818 года Александра Грибоедова назначили секретарем русской миссии в Персии. С тех пор он стал кочевать по Востоку - жил и работал в Тифлисе, Тегеране, Тебризе. А его спутниками стали эпидемии тифа, холеры, чумы, которые то и дело вспыхивали на фронтах Кавказской войны среди военных и раненых. В 1819 году Грибоедов попал в карантин в крепости Ананури.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/93c/93c66d795dddbaa76b2e7131b17a126d.jpg

«Вползываем в странноприимную хату, где действительно очень странно принимают. Холод, спрашиваем дров. Нет, а кругом лес.

Над своей самой известной комедией он начал работать в 1822 году в Тифлисе. Грибоедов тогда стал чиновником дипломатической части генерала Алексея Ермолова. Вечерами придумывал характеры, написал первые два действия пьесы. Но в конце года снова разбушевалась эпидемия, от которой умер верный слуга писателя Амлих.

«Это было время Рамазана, и после, с тех пор налегла на меня необъяснимая мрачность. Алексей Петрович смеялся, другие тоже, и напрасно. Пожалей обо мне, добрый мой друг! Помяни Амлиха, верного моего спутника в течение 15 лет. Его уже нет на свете. Потом Щербатов приехал из Персии и страдал у меня на руках; вышел я на несколько часов, вернулся, его уже в гроб клали. Кого ещё скосит смерть из приятелей и знакомых? А весною, конечно, привлечется сюда cholera morbus, которую с прошлого года зимний холод остановил на нашей границе.

Александр Грибоедов – Вильгельму Кюхельбекеру. Конец января 1823 года.

За пять месяцев до трагической смерти в январе 1828 года Грибоедов тяжело переболел малярией – очередная эпидемия чуть не сорвала его женитьбу на Нине Чавчавадзе.

Александр Грибоедов – Ивану Паскевичу. 23 августа 1828 года.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/715/7157d0ea781f11bd7aed3d2fa9d4df4e.jpg

Михаил Булгаков

(1925-1926 годы)

Вслед за Мировой войной последовала Гражданская. Смерть приходила не только с оружием в руках врагов соотечественников, но и от многочисленных инфекций – холеры, малярии, чумы, скарлатины, оспы, дизентерии. Самой опасной стала эпидемия тифа – Булгаков и сам переболел им во Владикавказе.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/b2a/b2a5df61577d6fecc1c99ae76048d416.jpg

Николай Гоголь

(1842 год)

Гоголь занимался сочинением в основном за границей, где провел (с перерывами) около 12 лет. В июне 1835 года писатель доехал на пароходе до германского Любека. Оттуда через Гамбург, Ахен, Майнц, Франкфурт и Баден-Баден перебрался в Швейцарию, где провел всю осень.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/e51/e517d52c464d17da1f9c0bbbdfd3a50f.jpg

Николай Гоголь - Василию Жуковскому. 12 ноября 1836 года.

Николай Гоголь - Василию Жуковскому. 19 ноября 1836 года.

С марта по июнь 1837 года Гоголь всё-таки жил в Риме. Летом снова выехал в Баден-Баден на лечебные воды. А когда захотел вернуться в Италию, там опять разыгралась холера.

Николай Гоголь - Николаю Смирнову. 3 сентября 1837 года.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/b20/b20b0d54ab9b8e5a37894e22cf042c35.jpg

Николай Лесков

(1880 год)

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/560/560d86d579c7e62414c5c9b5556138ea.jpg

Антон Чехов

(1895 год)

С апреля по декабрь 1890 года Антон Чехов совершил невероятное путешествие: стартовав из Москвы, он преодолел путь через Ярославль, Екатеринбург, Тюмень, Томск, Красноярск, Иркутск, Благовещенск до Сахалина, а потом вернулся обратно через Гонконг, Сингапур, Коломбо, Порт-Саид, Одессу. Эпидемия настигла его в середине пути.

Антон Чехов - Алексею Суворину. 11 сентября 1890 года.

Вернувшись домой, Чехов занялся оформлением своих путевых впечатлений и собранных статистических материалов. Но холера догнала его и в России. В начале 1892 года Чехов купил имение Мелихово в Серпуховском уезде недалеко от Москвы. И в тот же год ему, как практикующему врачу, пришлось организовать для своей округи противохолерный участок для предупреждения эпидемии.

Антон Чехов – Николаю Лейкину, 4 августа 1893 года.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/f6b/f6b4c5ee3abfca6d9576cfd8bc1b7fce.jpg

Александр Куприн

(1898 год)

В России конца XIX – начала XX веков малярия была очень распространенной в тех местах, где есть болота и выпадает много осадков. Рядом с болотом как раз и живет героиня со своей бабушкой. Лихорадка же становится одним из значимых образов всего произведения – метафорой болезненных, обреченных отношений между персонажами.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/c20/c20bf310fe30a5489040dbde4308b480.jpg

Александр Грин

(1925 год)

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/bee/bee2ba8ce7a99ff05ce6852134917065.jpg

Борис Пастернак

(1957 год)

История, как и художественная литература, способны преподать людям жизненные уроки, если они оказываются способными воспринять их, сделать выводы и изменить себя, свою жизнь, своё отношение друг к другу и тем жизненным обстоятельствам, в которых они находятся. Вот и сейчас пандемия коронавируса преподает всем нам новый урок. Как и какими мы выйдем из этой ситуации, сможем ли сделать правильные выводы, покажет время. Ведь возможно уже сейчас кто-то задумался над новым сюжетом, а может быть уже и приступил к работе над новым романом о жизни в этот непростой период.

Кандибур Р.И. Случай отравления прозерином

Криворожская судебно-медицинская экспертиза (начальник Днепропетровского областного бюро А.X. Ревская) и кафедра судебной медицины (зав. — проф. А.М. Гамбург) Киевского института усовершенствования врачей

Поступила в редакцию 18/VI 1958 г.

Случай отравления прозерином / Кандибур Р.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1958. — №4. — С. 52-53.

библиографическое описание:
Случай отравления прозерином / Кандибур Р.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1958. — №4. — С. 52-53.

код для вставки на форум:

Прозерин является лекарственным средством, угнетающим активность холинэстеразы и препятствующим разрушению ацетилхолина. Он повышает тонус парасимпатической нервной системы.

Применяется прозерин в глазной клинике, в акушерской практике, при заболеваниях нервной системы с двигательными расстройствами, миастении и др., а также в хирургической практике при операциях на сердце и магистральных сосудах, причем вливанию препарата предшествует внутривенное введение его антидота — атропина. Наибольшая разовая доза прозерина для подкожного введения 0,0005 г, для приема внутрь —0,015 г.

Мы не нашли в литературе описаний отравления прозерином. Поэтому встретившийся в нашей практике случай, как нам кажется, представляет интерес.

Женщина 32 лет была доставлена в больницу 10/XI 1957 г. в тяжелом состоянии по поводу бронхопневмонии и токсикоза беременности сроком около 4 месяцев.

При поступлении больная бледна, адинамична; отмечаются кашель с мокротой. В легких прослушиваются множественные сухие и влажные хрипы. При перкуссии определяется легочный звук. Тоны сердца приглушены, пульс 100 ударов в минуту, ритмичный, при температуре, не превышавшей 36°. Со стороны других внутренних органов патологических изменений не отмечено. В крови 11/XI: Hb 10,3 г%, эр. 3 740 000, л. 13 600, п. 7%, с. 75%, лимф. 14%, мои. 4%. Моча нормальна.

Назначены бромиды, глюкоза, инсулин, пенициллин, стрептомицин, поддерживающие сердечную деятельность средства и др.

Состояние больной быстро улучшалось, и уже на 4-й день пребывания в стационаре у нее прекратилась рвота, появился аппетит, нормализовался сон. В этот день (14/XI), в 18 часов 30 минут, по предписанию врача дежурная сестра ввела больной внутривенно якобы 20 мл 40% раствора глюкозы и 1 мл 5% раствора витамина Вь Спустя 15 минут состояние больной резко ухудшилось. Она стала беспокойной, кричала от болей в животе, жаловалась на сильное головокружение. Склеры были инъецированы, зрачки сужены, лицо и кожные покровы бледны, покрыты холодным потом. Появилась обильная рвота. Пульс 50—60 ударов в минуту. Болевая чувствительность понизилась. При пальпации живота определялась болезненность в левой его половине.

В 19 часов 30 минут появились клонические судороги, больная перестала отвечать на вопросы, исчезла реакция зрачков на свет. Артериальное давление 120/70 мм. Дыхание стало аритмичным, с отдельными глубокими вдохами, сопровождающимися свистом. В легких везикулярное дыхание с удлиненными вдохами.

Как выяснилось при расследовании, сестра вместо 1 мл 5% витамина B1 по ошибке ввела больной внутривенно вместе с глюкозой 1 мл раствора прозерина 1 : 2000.

Больная повторно получила атропин, кардиамин и другие препараты. К 22 часам состояние ее улучшилось. Она начала произносить отдельные слова. Кожные покровы порозовели, зрачки немного расширились, но еще плохо реагировали на свет. Судороги ослабли и охватывали только небольшие группы мышц. Пульс стал 80 ударов в минуту, наполнение его улучшилось. Тоны сердца более ясные. Исчезла инспираторная одышка, дыхание приобрело нормальный ритм. Боли в животе прекратились.

15/XI состояние больной средней тяжести. Отмечались бледность кожных покровов, адинамия, птоз век, сужение зрачков и слабая их реакция на свет. Появилась тахикардия—100 ударов в минуту. Наблюдались частая рвота, редкие тонические судороги, болезненность живота при пальпации.

В дальнейшем наступило улучшение, и 30/XI больная была выписана для амбулаторного лечения.

Хотя доза прозерина не превышала терапевтическую, введение его внутривенно даже в таком количестве (без предшествующего вливания противоядия) привело к отравлению, протекавшему с типичной клинической картиной.

похожие статьи

Случай неблагоприятного исхода в практике абдоминальной хирургии / Баринов Е.Х., Волкова Е.В., Осипова И.В., Черкалина Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 19-20.

Оценка возможности образования повреждений при проведении реанимационных мероприятий / Бадяев В.В., Шульга И.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 15-17.

Читайте также: