Определите происхождение болезней приведенных в списке малярия

Обновлено: 27.03.2024

Малярия относится к числу самых распространенных инфекций по всему миру. Особо восприимчивы к заболеванию дети до 5 лет и беременные женщины [1]. Заражение происходит через укус комара, который выполняет роль переносчика возбудителя – малярийных плазмодий. Наиболее опасной считается тропическая малярия, вызываемая паразитом Plasmodium falciparum.

Для заболевания характерны периодическое повышение температуры, увеличение печени и селезенки, снижение уровня гемоглобина. Первые симптомы обычно выражены слабо, поэтому инфекция чаще всего диагностируется на поздней стадии, когда уже развилось тяжелое поражение. В связи с этим борьба с малярией основана на своевременном выявлении и эффективном лечении инфекции. Для профилактики применяют инсектициды для уничтожения переносчиков и вакцины против возбудителей.

Как происходит заражение

Ученым, изучающим малярию, не сразу удалось выяснить, что это за болезнь, и как происходит инфицирование.

  • трехдневная малярия (Plasmodium vivax);
  • малярия овале (Plasmodium ovale);
  • четырехдневная малярия (Plasmodium malaria);
  • тропическая малярия (Plasmodium falciparum).

При тропической малярии, которую вызывает Plasmodium falciparum, зараженные эритроциты прилипают к внутренней оболочке кровеносных сосудов (эндотелию), что вызывает их закупорку и ишемию – нарушение работы или тяжелое повреждение тканей и органов из-за местного снижения кровообращения. Больше всего страдают головной мозг, легкие, почки и желудочно-кишечный тракт.

Симптомы малярии

Признаки проявляются в основном через 10-14 дней после заражения. В условиях умеренного климата или при сильном иммунитете латентный период (без клинического проявления) занимает от одного до трех месяцев.

Малярия может начинаться с общего недомогания – лихорадки, озноба, головной боли. Эти симптомы могут длиться несколько месяцев. По мере прогрессирования заболевания появляются боли в суставах, кровь в моче, желтуха, признаки ишемии (судороги, кома, кровоизлияния в глаза) и нарушения работы внутренних органов (почечная и печеночная недостаточность, нефрит, нефроз, увеличение печени и селезенки).

У детей наблюдаются одышка, бледность или синюшность кожи, возбуждение на фоне сниженной физической активности, бессонница или частые пробуждения, судороги.

Заражение плода приводит к самопроизвольному аборту, мертворождению, рождению детей со сниженным весом или с врожденной инфекцией.

Диагностика малярии

Главная задача при сборе анамнеза и первичном осмотре пациента – распознать признаки инфекции, установить риск заражения и его источник.

    , в частности гематокрит (процент содержания эритроцитов в крови) и лейкоцитарная формула (позволяет установить наличие острой или хронической инфекции);
  • световая микроскопия крови: толстый мазок для выявления плазмодий в эритроцитах и тонкий мазок для определения вида паразита;
  • иммунологический анализ (экспресс-тест): работает по принципу выявления в крови особых белков – малярийных антигенов;
  • серологический анализ выявляет антинуклеарные антитела к паразиту, что позволяет установить не только текущую, но и перенесенную инфекцию;
  • метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) применяется, если предыдущие анализы на малярию не подтвердили диагноз. Точность выявления инфекции с помощью ПЦР составляет 95%.

Лечение малярии

При подозрении на малярийную инфекцию терапию можно начать без подтверждения диагноза, если пациент проживает на территории с высоким риском заражения или вернулся из поездки в такую страну, а также в случае невозможности провести лабораторные исследования.

После подтверждения диагноза лечение направлено на прерывание жизненного цикла паразита в организме, предотвращение тяжелых осложнений у пациента и смертельного исхода. Конкретный терапевтический подход зависит от выявленного возбудителя и стадии инфекции, а также индивидуальных особенностей пациента (хронические или сопутствующие заболевания, состояние иммунитета, у женщин наличие беременности, отсутствие ответа на антималярийные препараты).

Для достижения максимального эффекта применяют комбинированную терапию. Основные лекарства от малярии включают производные артемизинина, хинин или его производное хлорхинин в сочетании с примахином. При четырехдневной малярии примахин не назначают из-за устойчивости ее возбудителя к этому препарату. Тяжелая тропическая малярия поддается лечению артесунатом, артеметером и хинином, а при их недоступности – хинидином для инъекций под контролем ЭКГ. Осложнения заболевания лечатся согласно общепринятым схемам.

Для предотвращения рецидивов и при чувствительности возбудителя пациенту после выписки назначают длительный прием примахина.

Профилактика малярии

На сегодняшний день существуют широкие возможности для путешествий, включая страны с повышенным риском заражения малярией. В поездки часто отправляются наиболее подверженные заболеванию категории людей: дети и беременные женщины. В связи с этим целесообразно обеспечить путешественникам консультацию у специалистов перед отъездом для повышения информированности населения.

  • специальные защитные сетки от комаров на окнах, дверях и вокруг кровати;
  • спреи на основе инсектицидов для обработки одежды, палаток, инвентаря;
  • спреи на основе антимоскитных репеллентов непосредственно на открытых участках кожи;
  • ношение специальной одежды с длинными рукавами и штанинами, особенно в часы активности комаров [2].

Перспективным направлением в борьбе против инфекции считается разработка прививки от малярии. Несмотря на то, что она не исключает риск заражения, ее применение значительно снижает заболеваемость. Вакцина RTS, S (Mosquirix) считается самой эффективной на сегодняшний день, сокращая вероятность заражения тропической малярией в среднем на 50% [3].


Задание 7 № 6

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) ветряная оспа

2) синдром Дауна

3) инфаркт миокарда

Приобретённое заболевание

Неинфекционное

Приобретённое заболевание

Неинфекционное

Передается по наследству: синдром Дауна. Инфекционные заболевания: ветряная оспа, дизентерия, малярия. Неинфекционное: инфаркт миокарда.

Ответ: наследственное — 2, инфекционное — 145, неинфекционное — 3.


Задание 7 № 945

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

Глистные инвазииВирусная инфекцияНеинфекционное заболевание

Глистная инвазия – это большая группа болезней, связанная с проникновением паразитических червей в организм человека.

Неинфекционные заболевания — известные также как хронические болезни, не передаются от человека человеку. Они имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют.

Вирусные инфекции – большая группа заболеваний, причиной которых служит вирус.

Ответ: Глистные инвазии — 13, вирусная инфекция — 4, неинфекционное заболевание — 25.


Задание 7 № 946

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

Инфекционные заболевания — группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, вирусов.

Неинфекционные заболевания — известные также как хронические болезни, не передаются от человека человеку. Они имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют.

Ответ: Бактериологические — 13, вирусные — 4, неинфекционное заболевание — 25.


Задание 7 № 947

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

5) куриная слепота

Инфекционные заболевания — группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, вирусов.

Неинфекционные заболевания — известные также как хронические болезни, не передаются от человека человеку. Они имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют.

Наследственные заболевания – это болезни, появление и развитие которых связано со сложными нарушениями в наследственном аппарате клеток, передаваемых через гаметы (репродуктивные клетки). Обусловлено возникновение таких недугов нарушениями в процессах хранения, реализации и передачи генетической информации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендовано Министерством образования. Активная подготовка с заданиями и решениями.

2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Российской Федерации

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.


Перечень таксонов:
1) класс Двудольные
2) империя Неклеточные
3) надцарство Прокариоты
4) царство Растения
5) подцарство Многоклеточные
6) отдел Цветковые
Запишите номера выбранных таксонов.

ОТВЕТ

Все существующие на нашей планете растения объединяют в одно царство, которое называется Растения.

Растения делятся на два подцарства – высшие и низшие.

К низшим растениям относят водоросли.

А высшие растения делятся на Споровые и Семенные. К споровым относят отделы Мхи, Хвощи, Плауны и Папоротники. А к семенным – отдел Голосеменные и отдел Покрытосеменные (Цветковые).

Голосеменные растения не имеют травянистых форм, а так как мы видим, что данные нам растения точно не деревья и не кустарники, то они относятся к отделу Цветковые (такой же вывод можно было сделать и по наличию цветков и плодов).

Капуста огородная – растение семейства Крестоцветные (Капустные), горох посевной принадлежит к семейству Бобовые, а картофель из семейства Паслёновые. Растения этих семейств принадлежат к классу Двудольные.

Таким образом, правильными ответами являются пункты 1, 4, 6.

Эти растения не относят к империи Неклеточные, т.к. они имеют клеточное строение, т.е. состоят из клеток. Их не относят к надцарству Прокариоты, так как прокариоты – организмы, не имеющие ядра в клетке, а у растений ядро есть. Они не относятся к подцарству Многоклеточные, так как в систематике растений есть подцарства Высшие и Низшие, а подцарства Многоклеточны0е вообще нет.

2. Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
фотографии.


2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.
ОТВЕТ

Ответ на 1 вопрос: 312 Ответ на 2 вопрос: чем больше поверхность тела теплокровного животного, тем интенсивнее идёт отдача тепла. Этому способствуют большие уши.

Ответить на 1 вопрос совсем не трудно. Стоит учесть, что требуется расставить животных, начиная с самого северного, а по правилу Аллена у северных животных выступающие части тела меньше. Значит, мы должны расставить животных, начиная с того, которое имеет самые маленькие уши.

Уменьшение у животных выступающих частей тела приводит к уменьшению поверхности тела, а следовательно, к уменьшению теплоотдачи. Это помогает животным, обитающим в холодных условиях, экономить тепло. На этом должен основываться ответ на 2 вопрос.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи.
В каждую ячейку запишите
название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов: кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.


ОТВЕТ

1. растения – кузнечики – лягушки – змеи – орёл

4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?


ОТВЕТ

Искусственный отбор,
ИЛИ мутационная изменчивость,
ИЛИ наследственная изменчивость

5. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у – скорость химической реакции (в усл. ед.)).


Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

ОТВЕТ

Скорость химических реакций будет снижаться (падать)

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Наука, изучающая данный уровень

Пропущенные элементы:
1) ДНК
2) анатомия
3) организменный
4) хлоропласт
5) молекулярно-генетический
6) цитология

ОТВЕТ

Наука, изучающая данный уровень

7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.


2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

ОТВЕТ

2. поражение кровеносных сосудов,
ИЛИ развитие атеросклероза,
ИЛИ ишемическая болезнь сердца

8. Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

ОТВЕТ 34

9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть
записано несколько номеров.

Список болезней человека:
1) ветряная оспа
2) синдром Дауна
3) инфаркт миокарда
4) дизентерия
5) малярия

ОТВЕТ

10. медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.

Фрагмент родословного древа семьи


Используя предложенную схему, определите:
1) данный признак доминантный или рецессивный;
2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

ОТВЕТ

2. признак не сцеплен с полом

ОТВЕТ

Мать – Аа; отец – аа; дочь – аа

12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте
данные таблицы и ответьте на вопросы.


1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери.



* Примечание.
Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

ОТВЕТ

Ответ на 1 вопрос: да
Ответ на 2 вопрос: нет
Ответ на 3 вопрос: в результате одновременного нахождения в кровяном русле матери, при переливании, одноименных антигенов А ребёнка и антител α (матери) произойдёт склеивание эритроцитов, что может привести к смерти матери

13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%.
Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

ОТВЕТ 40%


1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется?

2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

ОТВЕТ

2. энергетического обмена,
ИЛИ процесса дыхания,
ИЛИ биологического окисления

15. Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи
последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.

Таблица генетического кода


ОТВЕТ

1) каждой аминокислоте соответствует сочетание из трёх нуклеотидов
(триплетов, кодонов);
2) кодирование аминокислоты серин (Сер) может произойти с
помощью одного из следующих кодонов (триплетов): ТЦТ, ТЦЦ,
ТЦА, ТЦГ, АГТ, АГЦ

16. На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет назад.


Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда) животных.


Эра: ______________________________________________________________
Период:___________________________________________________________
Возможный предок:_________________________________________________

ОТВЕТ

Эра: мезозойская эра;
Период: юрский период;
Возможный предок: древние пресмыкающиеся, ИЛИ
пресмыкающиеся, ИЛИ рептилии, ИЛИ динозавры

ВАРИАНТ 2

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.


Перечень таксонов:
1) царство Растения
2) класс Папоротниковидные
3) класс Моховидные
4) отдел Папоротникообразные
5) отдел Голосеменные
6) подцарство Низшие растения

Запишите номера выбранных таксонов.

ОТВЕТ

На рисунках изображены растения (есть органы растений – листья, стебли); класс Па­по­рот­ни­ко­вид­ные отдел Па­по­рот­ни­ко­об­раз­ные – Папоротникообразные имеют корни и побеги (стебли с листьями), размножаются спорами.

2. Закон лимитирующего фактора гласит, что наиболее важным для выживания вида является тот фактор, который больше отклоняется от оптимальных для него значений. Факторы, которые сдерживают развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями, называют лимитирующими (ограничивающими).


На рисунках изображены различные природные экосистемы. Расположите эти экосистемы в той последовательности, в которой значение лимитирующего фактора (недостаток тепла) снижается.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены экосистемы.

2. Наглядной иллюстрацией закона лимитирующего фактора является бочка Либиха. Что на рисунке символизирует лимитирующий фактор?


ОТВЕТ

2.1: 231
2.2: ко­рот­кая доска сим­во­ли­зи­ру­ет ли­ми­ти­ру­ю­щий фак­тор; её длина опре­де­ля­ет уро­вень, до ко­то­ро­го бочку можно на­пол­нить, причём длина дру­гих досок уже не имеет зна­че­ния

2.1. На рисунках изображены природные зоны: 1 — степь; 2 — тундра; 3 — широколиственный лес.
По условию задания зна­че­ние ли­ми­ти­ру­ю­ще­го фак­то­ра (не­до­ста­ток тепла) сни­жа­ет­ся, т.е. среднегодовая температура повышается: тундра→ широколиственный лес →степь

2.2. Существуют разные формулировки этого закона. Но суть закона минимума (или закона ограничивающего фактора) можно сформулировать так:
Жизнь организма зависит от множества факторов. Но, наиболее значимым в каждый момент времени является тот фактор, который наиболее уязвим.
Иными словами, если в организме какой-то из факторов существенно отклоняется от нормы, то именно этот фактор в данный момент времени является наиболее значимым, наиболее критическим для выживания организма.
Важно понимать, что для одного и того же организма в разное время такими критически важными (или по-другому лимитирующими) факторами могут совершенно разные факторы.
В этой полусломанной бочке – лимитирующим фактором является высота доски. Очевидно, что вода будет переливаться через самую маленькую доску в бочке. В этом случае нам уже будет не важной высота остальных досок – все равно бочку наполнить будет нельзя.
Наименьшая доска – это и есть тот самый фактор, который наиболее отклонился от нормального значения.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: ласка, листовой опад, крот, дождевой червь.

ОТВЕТ

1. листовой опад→дождевой червь→крот→ласка

Детритные пищевые цепи (цепи разложения) — пищевые цепи, которые начинаются с детрита – отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных. Гетеротрофные организмы, питающиеся непосредственно детритом, называются детритофагами. Далее следуют консументы (вторчные потребители)

Количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу, в 10 раз меньшую. Это правило известно как правило Линдемана, или правило 10 процентов.

При расчете массы и энергии снизу вверх – убираем по одному нулю при переходе на каждый уровень, а если движемся сверху вниз – добавляем по одному нулю.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ВПР-биология 11 кл., для учителя.docx

Вариант 1 (с ответами для учителя)

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

hello_html_m1edf840f.jpg

1) подцарство Одноклеточные

3) отряд Перепончатокрылые

4) отряд Чешуекрылые

5) класс Насекомые

6) над царство Эукариоты

Запишите номера выбранных таксонов.

Скрыть ответ

356 (цифры могут быть приведены в любом порядке)

Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т. д.

Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трех близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

hello_html_m67aeb3f6.jpg

1. Запишите соответствующую последовательность цифр

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.

Скрыть ответ

Ответ на первый вопрос — 123

Ответ на второй вопрос — Выступающие части тела, в данном случае — уши, уменьшаются с целью сокращения теплоотдачи и предотвращения потери тепла.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.

Перечень организмов: яблоневая моль, ястреб, почвенный червь, яблоня, синица.

hello_html_f19c91b.jpg

Скрыть ответ

3.1. Яблоня, яблоневая моль, синица, ястреб, почвенный червь

Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображенных организмов?

hello_html_m7a97ee04.jpg

Скрыть ответ

ИЛИ наследственная изменчивость,

ИЛИ мутационная изменчивость

Изучите показатели таблицы, которые отражают количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты над уровнем моря.

Высота над уровнем моря

Количество эритроцитов, 1 мм 3

Определите, какая существует зависимость между высотой над уровнем моря и количеством эритроцитов в крови человека.

Скрыть ответ

прямая пропорциональная зависимость (чем выше над уровнем моря, тем больше эритроцитов в крови)

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Наука, изучающая данный уровень

1) молекулярная биология

5) взаимодействие клеток между собой

Скрыть ответ

Витамин D обладает способностью регулировать фосфорно-кальциевый обмен, а также обеспечивает всасывание кальция и фосфора в тонкой кишке, реабсорбцию фосфора в почечных канальцах и транспорт кальция из крови в костную ткань. Суточная потребность в данном витамине составляет 9-10 мкг.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте, сколько грамм омлета из 2 яиц и 200 г молока содержат в себе суточную норму данного витамина.

Источники витамина D

2. К какому заболеванию может привести нехватка витамина D?

Скрыть ответ

На приёме у терапевта пациент жалуется на повышенную возбудимость, учащённый пульс, пучеглазие, дрожание рук, потливость, снижение массы тела при хорошем аппетите, перепады настроения. Какой диагноз поставит врач? К какому специалисту отправит пациента для уточнения диагноза? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

1) бронзовая болезнь

2) базедова болезнь

3) нарушение белкового обмена

Скрыть ответ

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

3) базедова болезнь

Скрыть ответ

В генетике человека используется генеалогический метод, основанный на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака. При составлении родословной используют специальные символы. Изучите фрагмент родословного древа семьи, у некоторых членов которой проявляется признак, выделенный на рисунке черным цветом.

hello_html_b120ce2.jpg

Используя предложенную схему, определите:

1) признак доминантный или рецессивный

2) признак сцеплен или не сцеплен с Х-хромосомой

Скрыть ответ

10.1. доминантный признак

10.2. Не сцеплен с Х-хромосомой

Скрыть ответ

мать — Аа, отец — аа, ребёнок — Аа

Был сделан анализ крови ребенка и его матери. У ребенка она оказалась 11(A), а у матери — 1(0). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.

hello_html_7509dbf1.jpg

1. Может ли отцом ребенка быть мужчина с IV(AB) группой крови?

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребенок быть донором крови для своей матери.

Правила переливания крови:

hello_html_6fa8517c.jpg

* Примечание.

Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.

Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

Скрыть ответ

Ответ на первый вопрос — да

Ответ на второй вопрос — нет

Ответ на третий вопрос — При одновременном нахождении в кровяном русле матери агглютинина а и антигена А происходит склеивание эритроцитов, что может привести к смерти матери.

При изучении нуклеотидного состава фрагмента молекулы ДНК растения было установлено, что в пробе доля адениловых нуклеотидов составляет 15%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с гуанином.

Скрыть ответ

hello_html_1e6a70fb.jpg

1. Как называется органоид эукариотической клетки, изображенный на рисунке?

2. Нарушение какого процесса произойдет в клетке в случае повреждений данных органоидов?

Скрыть ответ

Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.

Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты фенилаланин (Фен) объясните следующее свойство генетического кода: код избыточен.

Таблица генетического кода (иРНК)

hello_html_mb7abff4.jpg

Скрыть ответ

1) Избыточность — это свойство генетического кода, когда одной аминокислоте соответствует несколько нуклеотидов, или от 1 до 6 нуклеотидов.

2) Аминокислота Фен кодируется несколькими триплетами: УУУ, УУЦ.

На рисунке представлены зародыши различных классов позвоночных животных.

hello_html_m1469a5ee.jpg

1) Какой метод изучения эволюции отражает приведенный рисунок?

2) Какой закон был сформулирован при изучении строения эмбрионов разных классов позвоночных животных?

Скрыть ответ

Ответ на первый вопрос — эмбриологический

Ответ на второй вопрос — закон зародышевого сходства

Выбранный для просмотра документ впр биология 11 кл.-учащимся.docx

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

hello_html_m1edf840f.jpg

1) подцарство Одноклеточные

3) отряд Перепончатокрылые

4) отряд Чешуекрылые

5) класс Насекомые

6) над царство Эукариоты

Запишите номера выбранных таксонов.

Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т. д.

Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трех близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

hello_html_m67aeb3f6.jpg

1. Запишите соответствующую последовательность цифр

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.

Перечень организмов: яблоневая моль, ястреб, почвенный червь, яблоня, синица.

hello_html_f19c91b.jpg

Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображенных организмов?

hello_html_m7a97ee04.jpg

Изучите показатели таблицы, которые отражают количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты над уровнем моря.

Высота над уровнем моря

Количество эритроцитов, 1 мм 3

Определите, какая существует зависимость между высотой над уровнем моря и количеством эритроцитов в крови человека.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Наука, изучающая данный уровень

1) молекулярная биология

5) взаимодействие клеток между собой

Витамин D обладает способностью регулировать фосфорно-кальциевый обмен, а также обеспечивает всасывание кальция и фосфора в тонкой кишке, реабсорбцию фосфора в почечных канальцах и транспорт кальция из крови в костную ткань. Суточная потребность в данном витамине составляет 9-10 мкг.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте, сколько грамм омлета из 2 яиц и 200 г молока содержат в себе суточную норму данного витамина.

Источники витамина D

2. К какому заболеванию может привести нехватка витамина D?

На приёме у терапевта пациент жалуется на повышенную возбудимость, учащённый пульс, пучеглазие, дрожание рук, потливость, снижение массы тела при хорошем аппетите, перепады настроения. Какой диагноз поставит врач? К какому специалисту отправит пациента для уточнения диагноза? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

1) бронзовая болезнь

2) базедова болезнь

3) нарушение белкового обмена

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

3) базедова болезнь

В генетике человека используется генеалогический метод, основанный на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака. При составлении родословной используют специальные символы. Изучите фрагмент родословного древа семьи, у некоторых членов которой проявляется признак, выделенный на рисунке черным цветом.

hello_html_b120ce2.jpg

Используя предложенную схему, определите:

1) признак доминантный или рецессивный

2) признак сцеплен или не сцеплен с Х-хромосомой

Был сделан анализ крови ребенка и его матери. У ребенка она оказалась 11(A), а у матери — 1(0). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.

hello_html_7509dbf1.jpg

1. Может ли отцом ребенка быть мужчина с IV(AB) группой крови?

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребенок быть донором крови для своей матери.

Правила переливания крови:

hello_html_6fa8517c.jpg

* Примечание.

Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.

Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

При изучении нуклеотидного состава фрагмента молекулы ДНК растения было установлено, что в пробе доля адениловых нуклеотидов составляет 15%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с гуанином.

hello_html_1e6a70fb.jpg

1. Как называется органоид эукариотической клетки, изображенный на рисунке?

2. Нарушение какого процесса произойдет в клетке в случае повреждений данных органоидов?

Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.

Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты фенилаланин (Фен) объясните следующее свойство генетического кода: код избыточен.

Таблица генетического кода (иРНК)

hello_html_mb7abff4.jpg

На рисунке представлены зародыши различных классов позвоночных животных.

hello_html_m1469a5ee.jpg

1) Какой метод изучения эволюции отражает приведенный рисунок?

2) Какой закон был сформулирован при изучении строения эмбрионов разных классов позвоночных животных?

Читайте также: