Организация работы с детьми по профилактике вич

Обновлено: 28.03.2024

В Республике Беларусь количество ВИЧ-инфицированных исчисляется тысячами и это лишь вершина айсберга. С каждым днем эта цифра растет. Учёные установили, что на каждый выявленный случай ВИЧ-инфекции приходится около 2-3 нераспознанных случаев. ВИЧ-инфекция поражает наиболее трудоспособную часть населения, оказывая влияние на демографические показатели (снижение рождаемости, повышение смертности).

От ВИЧ-инфекции умирают молодые родители, оставляя сиротами своих малолетних детей, забота о которых ложится на государство.

Из-за непонимания неизбежности трагического исхода болезни, ВИЧ-инфицированные женщины рожают детей, обрекая их на страдание.

ВИЧ-инфицированные и больные СПИД люди нуждаются в обеспечении лекарствами, часть которых предоставляется бесплатно, что также требует немалых экономических затрат. Значительные средства выделяются и на организацию лабораторных исследований и диагностику ВИЧ-инфекции.

Между обществом в целом, отдельными гражданами и ВИЧ-инфицированными, зачастую возникают сложные взаимоотношения.

Ввиду того, что специфические средства профилактики и лечение ВИЧ-инфекции отсутствуют, важнейшей мерой предупреждения распространения ВИЧ на территории Республики Беларусь является просвещение населения.

При осознанном отношении к своему здоровью и поведению распространение ВИЧ может быть существенно ограничено, а среди некоторых групп населения и прекращено.

Профилактика - единственное доступное и достаточно эффективное средство, которое мы можем использовать в широких масштабах, и которое может помочь населению противостоять этой болезни.

Проблема ВИЧ/СПИД остается актуальной и для Гомельской области в целом. Дети и подростки в учреждениях образования получают знания, необходимые для дальнейшей успешной жизни. В их числе должны быть и навыки безопасного поведения, позволяющего защитить себя и близких от ВИЧ-инфекции.
В настоящее время профилактика — это единственный способ ограничить распространение вируса иммунодефицита человека.
Знание путей передачи ВИЧ-инфекции поможет избежать рискованного поведения и сохранить здоровье.

Оптимально правильная организация работы в учреждении образования по ВИЧ-профилактике поможет не только избежать проблем со здоровьем, но и решить ряд других, очень важных задач в воспитании подрастающего поколения.

Отделы образования, спорта и туризма

  1. Приказом по отделу назначается ответственный работник по вопросам организации работы по профилактике ВИЧ/СПИД.
  2. В должностные инструкции вносятся обязанности по данному

3. Разрабатывается план (программа) мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИД на календарный год, либо как раздел общего плана работы отдела. В плане определяются конкретные сроки проведения мероприятий, вносятся отметки об исполнении.

4. Формируется подборка информационно-просветительских материалов по проблеме ВИЧ/СПИД, в том числе с нормативной базой (государственная и региональная программы профилактики ВИЧ-инфекции, приказы, распоряжения, решения вышестоящих органов и пр.).

5. Формируется подборка материалов по данной проблеме, наработанных в отделе, сценариев информационно-образовательных мероприятий, в том числе материалов единых информационных дней.

6. Организуется переписка с подведомственными учреждениями, сохраняются все документы по данной проблеме, направляемые в учреждения образования для организации работы.

7. В рамках подготовки ответственных (кураторов) по данному направлению работы организуется проведение обучающих семинаров, совещаний для классных руководителей, заместителей по учебной, воспитательной работе. Обязательно наличие программ данных мероприятий, списков присутствующих.

11. Осуществляется контроль за организацией работы по профилактике ВИЧ/СПИД с законными представителями обучающихся: приглашение на родительские собрания, конференции медицинских работников, работа с письмом-обращением к родителям, иные мероприятия.

12. Разработка методической службой отдела информационных материалов (название, тираж).

13. Обобщается и транслируется эффективный опыт работы отдельных педагогических работников, членов администрации, учреждений образования в целом по профилактике ВИЧ/СПИД.

14. На заседании совета отдела заслушивается состояние работы по реализации Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции в части выполнения годового плана работы – не реже 1 раза в год с анализом данной работы и принятием необходимых решений.

15. Обеспечивается ежеквартальный анализ проведенных мероприятий, оценка их эффективности с учетом финансовых затрат и представление в зональный (районный) центр гигиены и эпидемиологии отчета об исполнении Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции в подведомственных учреждениях образования.

16. Обеспечивается проведение обобщения работы за календарный год с выводами и задачами на предстоящий год.

Учреждения общего среднего образования

  1. Приказом по учреждению назначается ответственный из числа членов администрации по вопросам организации работы по профилактике ВИЧ/СПИД.
  2. В должностные инструкции вносятся обязанности по данному

3. Формируется подборка информационно-просветительских материалов, собственных наработок по проблеме ВИЧ/СПИД.

5. Организуется обучение педагогических работников через проведение семинаров и совещаний, тематических методических объединений, разрабатываются программы данных мероприятий, составляются списки присутствующих.

6. Обеспечивается проведение работы с учащимися:

а) во время учебного процесса конкретно определяются формы предоставления (доведения) учащимся информации о ВИЧ/СПИД, учитывается количество часов и название предметов, на которых они освещались;

б) при проведении воспитательных мероприятий (в том числе, в шестой школьный день, при организации работы школьных оздоровительных лагерей) также определяются формы предоставления (доведения) учащимся информации о ВИЧ/СПИД.

7. Проводится изучение степени информированности по вопросам ВИЧ/СПИД среди учащихся старших классов (анкетирование, выборочные опросы, тестирование) в начале и в конце учебного года. Анализ полученных результатов, заслушивается на родительских собраниях, либо размещается на информационных стендах, полученные данные учитываются при дальнейшем проведении информационной работы по проблеме ВИЧ.

8. Обеспечивается наличие информационно-просветительской и тематической литературы, наглядной информации в библиотеке, медпунктах (если они есть), на информационных стендах.

10. Принимается участие в организации и проведении мероприятий в рамках Всемирного дня профилактики ВИЧ/СПИД, дня памяти жертв СПИДа.

11. Организовывается работа с родителями по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД.

12. При проведении информационной работы применяются различные формы, внедряются интерактивные методики, формируется волонтерское движение среди учащихся школы.

13. Организовывается освещение мероприятий в средствах массовой информации

14. Обеспечивается составление отчетов о выполнении плана работы в части реализации мероприятий государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции с анализом проведенных мероприятий, оценкой их эффективности с учетом финансовых затрат.

15. Обобщается и транслируется эффективный опыт работы педагогов-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, специалистов социально-педагогической и психологической службы по профилактике ВИЧ/СПИД.

16. Итоги работы анализируются ежегодно на административных совещаниях (у директора, заместителя по воспитательной работе), не реже одного раза в два года – на педсовете.

Библиотеки учреждений образования

1. Назначается лицо, ответственное за планирование и выполнение работы, с внесением дополнений в функциональные обязанности (если в штате более одного человека).

2. Обеспечивается наличие тематической литературы, наглядной информации, постоянно действующей полки (выставки), каталогов, проведение выставок, конференций и других форм информационной работы для различных категорий читателей.

3. Организуется проведение информационных мероприятий для читателей, в том числе в рамках проведения профилактики ВИЧ/СПИД, дня памяти жертв СПИДа.

4. Осуществляется разработка сценарных материалов для информационных мероприятий.

5. Осуществляется подбор литературы для проведения внеклассных мероприятий.

6. Осуществ ляется информирование членов трудового коллектива о поступлении новых изданий, наличии статей в периодических изданиях, на интернет-порталах по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД.

7. Организуется учет проведенных мероприятий с анализом за год и определением задач на предстоящий период.

Официальные сайты, содержащие информацию по ЗОЖ и профилактике ВИЧ-инфекции

ч.1. Профилактика ВИЧ-инфекции среди обучающихся I, II, III ступени обучения учреждений общего среднего образования;

ч.2. Профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Организация и формы профилактической работы с ВИЧ-инфекциями

Материал для классного руководителя

Профилактика ВИЧ- инфекции- это комплексное понятие, включающее как предупреждение распространения ВИЧ- инфекции половым, инъекционным и перинатальным путем, так и предупреждение перехода ВИЧ-инфекции в терминальную стадию у людей, инфицированных этим вирусом. Основную часть профилактической работы составляют так называемые "поведенческие вмешательства", т.е.просвещение, обучение, поддержка, направленные на снижение индивидуального риска заражения.

Основной принцип профилактики - это доступ к достоверной информации, средствам индивидуальной защиты и условиям изменения поведения независимо от образа жизни, пола, национальности и других обстоятельств.

1 Организация профилактических программ.

Любую профилактическую программу необходимо реализовывать в виде целостной программы действий.

Перед планированием программы необходимо ответить на несколько вопросов:

Кто является целевой группой программы?

Какие есть особенности у целевой группы?

Какие конкретные результаты ожидаются от программы?

Каковы сроки выполнения программы и получения результатов?

Каковы материальные и человеческие ресурсы программы?

Программы состоят из нескольких мероприятий, объединенных общей целью. В программу могут входить следующие мероприятия:

Единовременные массовые акции;

Раздача средств предохранения;

Практически все программы по профилактике ВИЧ/СПИДа, нацеленные на изменение опасного поведения, имеют общие черты.

В них присутствуют следующие характеристики:

Целевой группе дают возможность менять свое поведение постепенно, шаг за шагом

Целевой группе предоставляются ресурсы, которые могут способствовать изменению поведения (консультации, обследование на ВИЧ- инфекцию, контакты молодежных общественных организаций и др.)

Раздаточные информационные материалы

Программы будут малоэффективны, если они:

Содержат неконкретные, неоднозначные или неприменимые в реальной жизни призывы;

Используют преимущественно односторонний дидактический подход (лекция, раздача информации);

Основаны на чувстве страха и стыда, используют репрессивные меры. Страх чаще исполняет роль индикатора опасности, а не мотив к действию. Он сковывает, а не дает возможность думать и выбирать.

Программа по профилактике ВИЧ- инфекции и наркомании делает основной упор на создание возможностей свободного доступа молодежи к достоверной информации о проблемах ВИЧ/СПИДа, наркомании; упор на принципы равного обучения, уважение каждой личности и стремление в профилактической деятельности видеть не массы людей, а конкретного человека, которому мы можем помочь уменьшить жизненные трудности и поддержать его в минуты личного выбора.

2 Формы профилактической работы

Форм профилактической работы существует множество.

Одноразовые акции - такие как, благотворительный концерт или телемарафон привлекают внимание общества к проблеме, дают возможность известным, популярным и обладающим властью людям выразить свое отношение к ней. Успешно проведенные акции помогают привлечь средства для борьбы с эпидемией. Но реально изменить повседневное поведение людей такие акции не в состоянии.

Необходима долгосрочная и целенаправленная профилактическая работа.

В профилактической работе важно использовать систему профилактических форм и методов. Необходимо учитывать особенности профилактической работы и следовать правилам, которые позволят повысить эффективность проводимой работы.

Формы профилактической работы

Большое количество участников;

Возможность привлечь внимание общественности;

Может сильно затронуть эмоции участников;

Возможность собрать средства;

Повысить имидж организации.

Единичность и не связанность с дальнейшей профилактической деятельностью;

Информационная неготовность в области ВИЧ/СПИДа всех ведущих и организаторов мероприятия;

Плохая адаптированность мероприятия поставленной профилактической цели;

Невозможность оценить эффективность результата профилактической работы на уровне конкретного человека.

Раздача информационных материалов и средств защиты;

Связь мероприятия с последующей серией дел, не обязательно массового характера.

Единичные или серия групповых занятий с участниками от 15 до 25 чел. Используются различные формы работы с группой

Позволяет создать атмосферу доверия;

Дает возможность открыто обсуждать волнующие вопросы;

Позволяет создать контакт с каждым участником;

Позволяет начать вырабатывать навыки нового поведения.

Требует большой затраты сил от ведущих;

Требует высокой профессиональной готовности ведущих семинара- тренинга;

Принудительный характер семинаров (запрос от учителей, но не от самих подростков)

Предварительного создание первичного интереса участников к обсуждаемой проблеме- показ фильма, чтение интервью людей с ВИЧ- инфекцией;

Чередование лекционных, игровых, практических и дискуссионных методов работы с группой;

Свобода и конфиденциальность в вопросах и ответах для клиентов;

Конкретность и подробность получаемой клиентом информации; возможность постоянной информационной поддержки.

Необходимость постоянного информирования населения о работе телефона;

Обращение клиентов часто требует не только информационной, но и психологической помощи;

Темы четко конкретизированы, но телефонисты имеют более широкую подготовку;

Организована система информирования населения о работе телефона;

Раздача информационных материалов и средств предохранения

Распространение информационных профилактических материалов и средств предохранения среди целевой группы стихийно или в связи с каким-либо профилактическим мероприятием.

Охват большого количества людей;

Доступность информации и средств предохранения.

Часто пренебрежительное отношение людей к материалам, на информацию не обращается достаточного внимания;

Пассивное восприятие информации

Если распространение материалов сопровождает какое-либо другое профилактическое мероприятие, расширяющее объем информации или затрагивающее эмоции участников;

Если материалы сделаны с учетом особенностей целевой группы, оригинально, привлекательно.

Индивидуальная беседа обратившегося человека с какой- либо проблемой с подготовленным специалистом;

Дает возможность обратившемуся высказать свою проблему, обсудить ее со специалистом и совместно найти возможные пути решения или преодоления ситуации;

Требуется серьезная, профессиональная подготовка специалистов.

Объединение людей, связанных общими проблемами для совместного их решения и оказания поддержки друг другу в индивидуальной жизни

Помогает людям почувствовать, что они не изолированы и не останутся наедине со своими проблемами;

Помочь обмениваться идеями, возможностями о путях решения проблем;

Обеспечивает основу для проведения членами группы различных мероприятий

Закрытость группы для людей, которые не связаны подобными же проблемами.

3 Формы работы с группой.

Лекция (5% усвоения).

Наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Но лекция ставит своих участников в пассивную позицию слушателя.

Чтение (10% усвоения).

Хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Можно почитать о том, как пользоваться презервативом, и никогда его не использовать. Чтобы повысить эффективность этого метода необходимо предложить донести до слушателей прочитанную информацию и желательно обсудить на тренинге.

Использование аудио-визуальных средств (20%усвоения)

Просмотр и прослушивание талантливого произведения замечательный способ для эмоционального переживания информации.

Использование наглядных пособий (30% усвоения).

Используя наглядные пособия, ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для тренинга могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты и т.д.

Мозговой штурм – хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Этот метод хорош тем, что помогает демократически и ненавязчиво обсуждать многие проблемы. Он так же помогает определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы. Собранная информация может служить основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий.

Коллективные задания - этот вид обучения представляет собой поиск выход из предлагаемой ситуации. Примеры составляются таким образом, чтобы группа получила информацию, а затем попыталась разобраться, дать оценку тому или иному персонажу, подумать и предложить альтернативы его действиям.

Обучение практикой действия (70% усвоения)

Это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию и навыки, полученные на тренинге.

Ролевые игры – это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненны ситуаций. Роевая игры – это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники тренинга. Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать, и не бояться, что его поведение будет глупым.

Это обмен мнениями. Даже если во время дискуссии стороны не достигли единодушия, все же такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. Дискуссия повышает интерес к обсуждаемой теме, позволяет участникам прояснить собственную позицию, увидеть многообразие других мнений и проблему с различных сторон.

Мозговой штурм (генератор идей).

Способ быстрого включения всех членов группы в работу путем свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.

Показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

Разработать и использовать новые стратегии поведения;

Отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.

Этапы мозгового штурма

Ведущий предлагает тему мозгового штурма

Участникам предлагается высказывать любые идеи по предложенной теме. Сразу оговаривается, что принимаются любые высказывания, без критики.

Все высказывания, предложения и идеи записываются на ватман или доску.

В процессе обсуждения группа совместно сортирует идеи по сходству, смысловому содержанию, определяет самое главное и формулирует дальнейшие цели работы.

Необходимо соблюдать следующие условия проведения:

Принятие всех идей, которые высказываются. Необходимо придерживаться правила безоценочности. Все мнения ценны.

Ведущий должен внимательно фиксировать все предложения, высказываемые группой.

Когда ведущий переходит к этапу группировки и формированию идей, необходимо спрашивать участников, согласны ли они с такой формулировкой, или необходимо уточнить.

Выступление в роли обучающего (90% усвоения)

Хочешь выучить и понять сам – объясни другому.

4 Подходы к организации профилактической работы.

4.1 Интерактивный подход

Интерактивность подразумевает под собой следующие особенности передачи информации:

Взаимонаправленность передачи информации от ведущего к группе и от группы к ведущему.

Взаимообмен информацией между участниками группы.

Одинаковую степень участия каждого члена группы и равнозначность вклада каждого в решение поставленной задачи, а также одинаковую значимость мнения каждого.

Использование информации не только привнесенной из вне, но и информации, накопленной членами группы в ходе их жизненного опыта.

А главное – возможность, не получить готовый ответ, а активно искать и самостоятельно найти его.

Существует множество интерактивных методик от дискуссий до ролевых игр, от экспериментов, до социального действия и волонтерского движения. Все они направленны на то, чтобы выработать такое поведение у подростка, которое он считал бы правильным, приемлемым для себя и знал, как его реализовать.

Интерактивный подход позволяет:

Развивать участников группы

Развивать умение отстаивать свое мнение

Распространить уже имеющийся позитивный опыт в группе

Учесть все мнения и откорректировать или развить их

Сделать все перечисленное силами самой группы и каждого конкретного ее участника

Научить думать, выбирать и применять позитивное и противостоять негативному

4.2 Игровые методы обучения:

Игра – это именно то, что без вреда для собственного авторитета и здоровья позволяет применить любые маски в различных ситуациях.

Многие игры позволяют смоделировать ситуации из реальной жизни, отработать навыки на практике, узнать, что думают другие. Игра один из немногих способов разрушить стереотип обучения, максимально интересна при отработке практических навыков.

Интерес, польза и эффективность при игровом подходе - это аксиома.

Игра наиболее приближена к реальной жизненной ситуации, за счет этого игра более интересна, чем просто рассказ о ситуации.

В игру, как правило, вовлечено наибольшее количество чувств, а, следовательно, выше усвоение информации.

Игра более доказательна и демонстративна в случае неочевидных или спорных выводов.

Игра - один из самых интерактивных видов деятельности, где результат зависит не столько от организующего игру, сколько от участвующих в ней.

Игра развивает прогностические и логические способности.

Условия - задания, правила, по которым должны играть, оговариваются заранее и выполняются неукоснительно.

Интрига - те трудности, которые создаются в условиях. Могут быть искусственно созданные затруднения, которые надо преодолеть, загадки, соперники.

Результат - должен быть достижимым при равных возможностях, но риск выполнения задания должен быть обязательно.

Каждый тренер стремиться адаптировать игры к конкретным условиям. Умение ведущего подбирать, применять и создавать игры - основа для хорошего занятия. Проведение игры - это не игра. Главное чувство меры. Не ограничивайтесь только проведением игр, даже если все они соответствуют теме занятия. Чередуйте информацию, игры, обсуждения, демонстрации фильмов. Внимательно следите, все ли поняли правила игры и причину ее проведения.

4.3 Парное преподавание.

Парное преподавание при проведении профилактических занятий имеет ряд неоспоримых преимуществ, таких как:

Больше уверенности в собственных силах, так как есть, кому поддержать;

Возможность взаимного контроля и коррекции информации, взаимной поддержки, передачи друг другу знаний и обмена опытом. За счет этого повышается уровень качества преподавания;

Высокая интенсивность и динамичность занятий. Пока один говорит, другой готовится к следующему упражнению или контролирует ситуацию;

Возможность избежать доминирования одного взгляда, одного мнения, что помогает обучающимся легче сформулировать свое мнение или выбрать из уже имеющихся;

Внимания ведущих хватает не на всех;

Если преподаватели разного пола, они смогу привлекать внимание участников группы обоих полов, избежать мужской/женской предвзятости в освещении вопросов взаимоотношении полов, семьи;

Все это позволяет занятиям проходить нестандартно, более насыщенно, весело и интересно.

4.4 Ассоциативный подход

Сутью ассоциативного подхода является формирование эмоционального восприятия, за счет чего увеличивается объем запоминаемой информации. Происходит перенос обобщенной информации в область личных переживаний и, таким образом, изменяется отношение человека и, следовательно, это может изменить его поведение. Ассоциативный подход не предполагает полного погружения в проблему и не заставляет переживать состояние слишком глубоко.

Основная цель ассоциативного подхода – закрепить в памяти с помощью ассоциаций необходимую информацию и добиться восстановления и применения ее в нужный момент.

Так же ассоциативный подход рассчитывает не только на осознанное восприятие, но и на бессознательные образы.

Список литературы:

Лечение и помощь при ВИЧ/СПИДе. Клинические протоколы для Европейского региона ВОЗ. Под ред.: Ерамовой И., Матича С., Мюнз М. ВОЗ, Копенгаген, 2007.- 552 с.

Национальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой в ходе 26-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, июнь 2001. Отчетный период: январь 2006 года – декабрь 2007 года. – Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ. ЮНЭЙДС, 2008. – 56 с.

Покровский В.В., Ладная Н.Н., Соколова Е.В., Буравцова Е.В. ВИЧ-инфекция. Информационный бюллетень. – М:ФНМЦ по профилактике и борьбе со СПИДом, 2010.

Покровский В.В. ВИЧ/СПИД в России: ситуация и прогноз // Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2008. – № 3. – С. 4 – 7.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Практ ические материалы

для работы с учащимися и их родителями по проблеме ВИЧ/СПИД

Младшие школьники.

СПИД – это тяжелая болезнь, от которой страдают и дети, и взрослые во всем мире. СПИД вызывает и вирусом. Вирус – это очень маленький организм, который способен вызвать разные заболевания, в том числе и СПИД.

Вирус передается от человека к человеку через кровь, поэтому этой болезнью чаще всего болеют взрослые. СПИД – это неизлечимая болезнь, от нее умирают. Ученые еще не создали таблеток, лекарств для лечения, поэтому чтобы не заразиться, надо заниматься профилактикой. Профилактика – это правила поведения, которые помогут избежать заболевания. Надо соблюдать правило личной гигиены: чистить зубы личной щеткой и ни с кем ею не обмениваться. Гуляя на улице, не поднимать и не прикасаться к выброшенным иглам, лезвиям, шприцам и другим колющим и режущим предметам, так как они могут быть заражены вирусом.

Вы можете заразиться от больного ребенка вирусом СПИДа через капельки крови и ранки на коже. Поэтому, если вы видите, что у вашего друга (больного СПИДом) течет кровь, сразу же позовите взрослых. Ребенок не может заразиться, просто находясь рядом с больным СПИДом, который может быть его другом. Можно спокойно давать ему свои книжки, ручки, тетрадки, мяч, сидеть с ним за одной партой, купаться в бассейне и ездить в одном транспорте. Не надо бояться детей, которые заболели СПИДом. Об этом надо рассказывать другим.

Если вы играете друг с другом, то не деритесь, не кусайтесь, не царапайтесь, так как ваш друг может быть болен и через капельки крови и ранки на коже может передать заболевание вам. В случае, когда вы видите, что у человека, вашего друга течет кровь сразу же позовите взрослого и не вытирайте ее сами.

Примерная тематика классных и информационных часов по профилактике ВИЧ/СПИДА.

СПИД. Что это такое?

ВИЧ-вирус медленного действия.

Пути передачи вируса.

ВИЧ-инфекция и дети.

Цель: закрепить знания о мерах личной гигиены, которые могут обезопасить детей от заражения ВИЧ-инфекции.

Место проведения: игровая площадка учреждения образования.

Подростков развращает информация в СМИ. Они влияют на формирование понятий девичьей чести и мужского достоинства. Что происходит?

У молодых людей отсутствуют нравственные идеалы, плохое семейное воспитание, равнодушие родителей к досугу своих детей, неумение найти общий язык в период становления девочки как женщины, мальчика как мужчины.

Чтобы вырастить из ребенка достойного человека, прекрасного семьянина, важное значение следует придавать нравственному воспитанию, составной частью которого является половое воспитание. Учитывая возрастные особенности детской сексуальности, становления и развития психики, сознания, морали, половое воспитание необходимо проводить с самого раннего возраста.

Говоря о половом воспитании неизменной остается истина:

главные воспитатели – родители; главное средство – их личный пример. Необходимо, чтобы ребенок с первых лет своей жизни видел их любовь, уважение друг к другу. Потом эта теплая атмосфера в семье поможет ребенку довериться своим родителям в самых интимных моментах, все неясные вопросы выяснить у них, а не на улице.

Половое воспитание подростков и молодежи должно:

воспитывать самооценку и уважение к себе;

сделать доступной информацию, которая им интересна;

помочь правильно оценить разные ситуации;

показать, к каким результатом может привести безответственное поведение;

содействовать развитию ответственности за свое здоровье, здоровье близких им людей, будущих детей;

развивать такие качества характера, которые понадобятся им во взаимоотношениях с родителями, друзьями, будущими партнерами.

На протяжении последних лет в нашей стране растет количество ВИЧ-инфицированных женщин, что в свою очередь приводит к увеличению количества детей, рожденных от таких мам. Риск рождения инфицированного ребенка составляет 25-40%, при своевременном принятии профилактических мер ВИЧ инфицированная женщина может родить здорового ребенка.

В сложившейся ситуации необходимо осознать свою ответственность за собственное здоровье. Исключение добрачных связей и полный отказ от употребления наркотических средств – залог здоровья и предотвращения заражения ВИЧ инфекции.

Азбука СПИДа

Каждый должен знать, что предохранить себя от заражения СПИДом можно, если:

избегать случайных половых связей, а также половых контактов с гомосексуалистами, наркоманами, людьми, ведущими беспорядочную половую жизнь;

риск заражения СПИДом повышается с количеством половых партнеров, применение презервативов уменьшает риск заражения;

избегать применение уже использованных шприцев, пользоваться индивидуальными шприцами; кипячение стеклянных шприцев убивает вирус;

женщинам, инфицированным ВИЧ, применять контрацептивы или прерывать беременность;

при переливании крови, либо при получении препаратов, произведенных из донорский крови, требовать справку о проверке на ВИЧ; запишите номер партии крови, указанной на пробирке;

инструменты в зубоврачебных кабинетах, в салонах красоты должны стерилизоваться; вирус иммунодефицита человека гибнет при температуре 56ºС через 20 минут.

Тематика воспитательных мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИДа

Информационные тематические часы:

ВИЧ – инфекция и дети;

ВИЧ – инфекция и женщины;

ВИЧ – инфекция в тюрьмах;

ВИЧ – инфекция и спорт, и др.

Практические разработки педагогов по проблеме ВИЧ/СПИДа рекомендованные к использованию

Цель: обобщить полученные знания по проблеме ВИЧ/СПИД; дать возможность высказать каждому участнику свое мнение в решении данной проблемы.

Оборудование: плакаты с информацией о проблеме, доска, мел, бумага на каждого ученика.

Алгоритм проведения задания

Объявляется проблема (накануне проведено анкетирование, анализ показал проблему).

Ваши действия, если бы:

рядом оказался ВИЧ – инфицированный человек?

ваш друг оказался ВИЧ – инфицированным?

кто-то из родителей заражен вирусом СПИДа?

Участники творческого задания должны закончить предложенные предложения.

Доска делится на две половины.

В конце задания, каждому участнику дается возможность высказаться в целом об увиденном и услышанном. Анализируются, подводятся итоги. Результаты творческого задания можно озвучить на родительском собрании, и услышать мнение родителей.

Педагогическое просвещение родителей по проблеме профилактики ВИЧ/СПИДа.

Трудно переоценить роль и место родителей - мамы, папы, бабушки и дедушки в жизни ребенка.

Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми в подростковом возрасте выходят на первое место. Иногда дети стараются решать проблему, советоваться со сверстниками. Вместо этого смело можно обращаться к родителям, которые точно также заинтересованы в том, чтобы их ребенок вырос счастливым, развитым, активным и деятельным, и просто хорошим человеком.

Поэтому основным методом работы с родителями можно назвать сотрудничество.

Мы живем в эпоху, полную противоречий, изменений атмосферы в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Именно в этот период очень важно правильно организовать работу с родителями: необходимо составить программу или план конкретных действий по профилактической работе, поставить цель, определить задачи и разработать пути их решения.

Нужно помнить, что успех образования по вопросам профилактики ВИЧ-инфекций в значительной степени зависит от способностей лица, предоставляющего информацию. Организуя работу с родителями в разной форме, педагог должен обладать коммуникативными навыками, быть хорошо осведомленным в вопросах ВИЧ/СПИД.

Накануне проведения встречи педагог может провести анкетирование среди детей по выдвигаемой проблеме. Сформулировать вопросы для обсуждения, вычленить основную волнующую часть.

Для повышения активности родителей им можно предложить для обсуждения одну-две критические, острые ситуации в данной сфере деятельности. Для иллюстрации тех или иных мнений, положений и фактов целесообразно использовать соответствующие кино- и телефрагменты, фотодокументы, материалы из газет, журналов, графики, диаграммы.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Профилактическая работа в школе по предупреждению распространения ВИЧ –инфекции и употребления ПАВ

Педагог-психолог МБОУ ШСОШ № 10

Тарханян Эмма Жирайровна

Важным фактором злоупотребления ПАВ, следовательно, и распространения ВИЧ-инфекции, является снижение у большинства детей нравственной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Вместе с тем наркомания – это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями – (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни), и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно, если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен.

1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.

2. Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхваливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема алкоголя и наркотиков.

3. Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти экстремальной ситуации.

4. Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека.

5. Демонстративный протест.

Включенный в сложную систему социальных, экономических, семейных отношений подросток испытывает действие самых различных факторов, которые могут, как способствовать, так и препятствовать развитию вредных привычек. Чтобы адекватно строить профилактическую работу, необходимо представлять себе в целом ситуацию, в которой находится подросток, и уже затем выбирать те звенья, на которые можно реально воздействовать.

Существуют также факторы, которые удерживают подростков от употребления наркотиков даже в самой неблагоприятной обстановке.

К таким защитным факторам относятся:

1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.

2. Привязанность к своим близким.

3. Возможность активного участия в значимой деятельности.

4. Успешность в овладении знаниями и умениями.

5. Признание и одобрение со стороны окружающих.

Формирование ценностей, альтернативных ПАВ, обращение к ресурсам личности подростка - вот та область, где усилие педагогов и психологов могут принести наиболее ощутимые результаты.

Семья сегодня стала наиболее слабым и уязвимым звеном в системе мер по созданию у детей жизненной среды, надежно защищенной от наркотиков, алкоголя, табака.

Практически все родители, столкнувшиеся с проблемой потребления ПАВ, оказываются застигнутыми врасплох. Существующая кризисная социальная ситуация привела к разрушению системы ценностей, норм морали и поведения, что привело к таким негативным явлениям, как наркотики, ВИЧ-инфекция. Одной из причин оказалась некомпетентность в данном вопросе, сказывается низкий уровень информированности населения, а также порой искаженность сведений о ПАВ.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации профилактической системы, целью которой является: создание условий для формиро вания у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотиче ских веществ, ведения здорового образа жизни.

Профилактическая работа включает в себя три компонента

Научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ, о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит. В ходе лекции по профилактике ВИЧ/СПИДа могут быть освещены такие проблемы, как история распространения эпидемии, гипотезы возникновения болезни, пути передачи вируса, отличие ВИЧ от СПИДа, меры предохранения, опыт сохранения здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни и т. д.

2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска, психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Профилактическая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Профилактическая работа с родителями:

- Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей;

- Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.

2. Профилактическая работа с детьми:

Во время проведения занятий с подростками по профилактике зависимости от ПАВ мы решаем двойную задачу.

С одной стороны, на занятиях развиваются недостающие им навыки, обсуждаются важные проблемы: общения, отношения с людьми, проблемы конфликтов и стрессов.

С другой стороны, в ходе занятий вырабатывается целый комплекс навыков, необходимых для противодействия давлению сверстников, действию рекламы, с тем, чтобы подростки могли принимать решения о неупотреблении алкоголя и других психо-активных веществ на основе объективной информации и умения правильно оценивать последствия своих действий.

Занятия основаны на уважении личности человека, его прав. При этом происходит обучение социально-психологическим навыкам и навыкам здорового образа жизни. Занятия можно проводить в разных формах: тренинги, игры , викторины, анкетирование, тестирование.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Неумение детей себя занять соответственно своим желаниям и потребностям, испытываемое ими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональные состояния, возникающее желание забыться, "отключиться" от трудноразрешимых проблем нередко служат содержанием того душевного состояния, которое маскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ.

Взрослые практикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а также стремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственными представлениями о том, что "пригодится в будущем".

Очень важно, чтобы родители обращали внимание на факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек, работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продажи спиртных напитков, лекарств и т.п.).

Кроме того, большое значение в профилактике злоупотребления ПАВ имеет установление с ребенком доверительных отношений, благоприятного психологического климата в семье.

Читайте также: