Организация сестринского процесса при менингококковой инфекции
Обновлено: 27.03.2024
Менингококковая инфекция – острое инфекционное заболевание, антропонозное, при котором поражаются, преимущественно, мягкие оболочки головного мозга, а так же протекает с поражение слизистых оболочек носоглотки (назофарингит) или в виде генерализованной инфекции (менингококковый сепсис, менингококкемия).
Возбудитель – менингококк/диплококк Вексельбаума, имеет бобовидную форму, располагается внутри лейкоцитов парами, неподвижен. Во внешней среде неустойчив, быстро погибает при кипячении, воздействии дезрастворов, УФО. Существуют 6штаммов, в России распространены А,В,С.
Источник – больной человек, бак-носитель.
В организм здорового человека попадает с капельками слизи при кашле, чихании.
Попав в носоглотку, оседают на ней, 2-6недель – здоровое носительство.
1 легкая форма – менингококковый назофарингит.
2 форма: менингоккемия/генерализованная форма; менингоэнцефалит – поражение оболочек и вещества мозга;
Менингококки в период массовой гибели выделяют большое количество эндотоксина и могут вызвать ИТШ. Эндотоксин вызывает повреждение кровеносных сосудов, что может привести к кровоизлиянию в органы и ткани.
Инкубационный период 1-10 дней, чаще 5-7.
В зависимости от формы – разная клиника.
Назофарингит. Температура до38гр., першение в горле, сухой кашель, насморк, симптомы интоксикации, похоже на ОРВИ. Наблюдается гиперемия и отек задней стенки глотки, носа, увеличиваются подчелюстные лимфоузлы.
Менингоккемия: начало острое, температура 40-41, озноб, резкая интоксикация, геморрагическая сыпь. Локализация сыпи – нижняя половины туловища; верхняя половины туловища – крайне тяжелая форма инфекции, могут объединяться в большие пятна розеолезно-папулезного происхождения, ткани некротизируются. Боль, отечность, гиперемия суставов. Кровоизлияния в мозг, легкие, сердце, надпочечники (фульминантная форма менингококка).
Менингит. Температура 40, озноб, сильные головные боли, головокружение, многократная мозговая рвота без тошноты, судороги, нарушение психики (бред, галлюцинации), расстройство глотания, дыхания, речи, зрения. При менингоэнцефалит: + параличи, порезы.
субъективное, объективное обследование: ребенок лежит на боку, с запрокинутой головой – ригидность затылочных мышц; ноги подтянуты к животу.
Брудзинского: при попытке пригнуть голову к грудине, ноги подтягиваются к животу
при надавливании на лонное сочленение, обе ноги подтягиваются к животу
если согнуть одну ногу в колене и подвести к животу, вторая нога самопроизвольно так же сгибается
симптом Кернига: при сгибании ноги в коленном и тазобедренном суставе, разогнуть обратно невозможно
симптом Лисажа: ребенка берут за подмышечные впадины, поднимают вверх и его ноги самопроизвольно подтягиваются к животу
мазки из носа и зева
Госпитализация и больных, и бак-носители.
Антибиотики 5-7дней: ампициллин, эритромицин, оксициклин, ампиокс
полоскать рот хлоргексидином, перманганатом калия
мазки после выписки
Пенициллин в/в, 300-500 ЕД на 1кг массы тела/ левоцитино сукцинат (ампульный левомицетин) 25мг на кг массы тела.
Дезинтоксикационная терапия: реамберин, гемодез, полидез
Форсированный диурез: солевые растворы+мочегонные
Жаропонижающие: парацетамол, ибупрофен, панадол
при наличии признаков ИТШ и отеков мозга – немедленная госпитализация в реанимационное отделение
при судорогах: седуксен, реланиум, диазепам
при нарушении глотания – кормление через зонд
Экстренное извещение в санэпиднадзор, изоляция пациента. В очаге инфекции – карантин на 10суток.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
- Онлайн
формат - Диплом
гособразца - Помощь в трудоустройстве
Описание презентации по отдельным слайдам:
Менингококковая инфекция - антропонозная бактериальная болезнь с воздушно-капельным путем заражения, протекает в разнообразных клинических формах – от бактерионосительства до меннингоэнцефалита и сепсиса.
Этиология: Возбудитель менингококк, под микроскопом имеет вид кофейного или бобового зерна, неподвижен, спор не образует, строгий аэроб. Чувствителен к факторам внешней среды – быстро погибает под действием солнечного света, высушивании, воздействии дезинфицирующих средств. В организме человека размножается как вне клеток, так и внутри клеток, погибая выделяет эндотоксин.
Эпидемиология: Антропоноз, источник – больной острой формой или бактерионоситель. Механизм передачи аэрогенный, воздушно-капельный. Чаще болеют дети, подростки. Сезонность зимне-весенняя. Иммунитет стойкий.
Клиника: Инкубационный период от 2 до 10 дней. Выделяют следующие формы болезни: Локализованные – бактерионосительство, острый назофарингит, пневмония; Генерализованные – менингококковый сепсис, или меннингококцемия, менингит, менингоэнцефалит, смешанная и редкие формы болезни (эндокардит, артрит, иридоциклит).
Клиника: Менингококковый назафарингит характеризуется развитием катарального воспаления слизистой оболочки носа и глотки, увеличением переднешейных лимфатических узлов, умеренно выраженной интоксикации с повышением температуры тела 37,5-38,5ºС. Головная боль, головкружение. Склеры, конъюнктивы инфицированы, слизистая носа отечна. Лёгкая гиперемия миндальных дужек, мягкого неба. Яркая гиперемия и отек задней стенки глотки, часто на ней экссудат.
Клиника: Менингококковый назафарингит
Клиника: Рвота без тошноты, внезапно, не приносящая облегчение, обильная, повторяющаяся. Резко повышена чувствительность к внешним раздражителям (гиперстезии) – свет, звук, запах, прикосновение. С первых часов у большинства больных возникает судороги, нарушение сознания в плоть до потери. Кожа сухая, в первые сутки на ней могут быть экзантема, разеолезно-папулезная, которая быстро исчезает и бесследно, на 3-4 день часто появляется герпес. Тахикардия, пульс слабого наполнения, АД снижено, тоны сердца приглушены, часто аритмия. Язык густо обложен, сухой. Живот втянут, чаще задержка стула, олигоурия.
Клиника: Поражение ЦНС, появление менингиальных симптомов, которые появляются с первого дня и быстро прогрессируют: регидность затылочных мышц – при попытки привести подбородок к грудине, невозможность из-за сопротивления затылочных мышц; симптом Кернига – распрямление, когда нога согнута в тазобедренном суставе, вызывает резкое сопротивление сгибателей голени и усиливает головную боль; симптом Брудзинского: верхний (голову пытаются привести к грудине, сгибаются ноги в коленях); средний (надавлиние кулаком на лобок, ноги сгибаются в коленях); нижний (сгибаем к животу одну ногу, автоматически сгибается вторая); - симптом Менделя: при надавливании на переднюю стенку наружного слухового прохода, резкая болезненность и гримаса, даже в бессознательном состоянии.
Клиника: Клиника менингита обусловлена воспалением мягких оболочек мозговой гиперпродукции спинномозговой жидкости, нарушении оттока.
Клиника: Заболевание осложняется инфекционно-токсическим шоком, синдромом отека-набухания головного мозга, острой надпочечниковой недостаточностью.
Диагностика: Специфическая клиника, бактериологические и серологические методы. Бактериологический метод: бактериологический посев, материалом служат – носоглоточная слизь, кровь, спинномозговая жидкости. Серологические методы: РНГА, ИФА, ПЦР.
Диагностика: кровь больного или спинномозговая жидкость
Диагностика: Справа вид под микроскопом, слева на питательной среде менингикокковый менингит
Диагностика: слева - вид ликвора при менингококковом менингите, справа бактериоскопия из спинномозговой жидкости
Диагностика: Приготовление мазков толстой капли. В препарате (фото справа) видны менингококки, окрашенные в темно-синий цвет (окраска метиленовым синим).
Диагностика: Серологические исследования используются для выявления антител в организме человека, вырабатываемых против антигенов менингококков. Данная методика используется для ретроспективной диагностики и применяется с интервалом от 7 до 12 дней. С целью обнаружения антигенов возбудителя используются реакции агглютинации.
Диагностика: РНГА – реакция непрямой гемоаглютинации
Диагностика: Методика ПЦР(полимеразная цепная реакция) является высокоспецифичной и позволяет выявлять ДНК бактерий, даже если их в исследуемом материале несколько десятков и даже единиц.
Диагностика: В последнее время для выявления специфических антител в крови больного или спинномозговой жидкости стали применяться экспресс-методики: методика иммунофлюоресценции, реакция энзиммеченых антител, реакция преципитации в геле, иммуноэлектрофорез с групповыми преципитирующими антисыворотками, методика встречного иммуноэлектрофореза (ВИЭФ), иммуноферментный анализ (ИФА), радиоиммунологические методы.
Лечение: Назофарингит: Этиотропная терапия. Частое полоскание ротоглотки антисептиком: Фурацилин, Борная кислота. Симптоматические средства. Режим палатный. Обильно, частое, теплое, витаминное питье. Диета № 15. Менингит: Этиотропная терапия. Дезинтоксикационная терапия. Дегидрационная терапия (методом форсированного диуреза). Режим постельный, питание чаще зондовое или парнтеральное. Менингококкемия: Этиотропная терапия: вначале бактериостатики + терапия против ИТШ, когда исчезает угроза шока, назначают бактериолитики. Сердечно-сосудистые средства. Гормональная терапия. Постельный режим.
Профилактика: Вакцины - моно А и дивакцина А+С
Профилактика: Пассивная экстренная иммунизация При выявлении у больного менингококков, серогруппа которых не соответствует вакцинам, контактным лицам вводится нормальный иммуноглобулин в срок не позже 7-и дней от момента выявления первого больного с генерализованной формой заболевания
Уход: Больным локализованными формами в острый период необходимо обеспечить механически, термически, химически щадащую диету, регулярно контролировать полоскание горла антисептическими средствами. Больные генерализованными формами нуждаются в тщательном уходе, направленном на предупреждение аспирации рвотными массами, мацерации кожи и пролежней, гипостатической пневмонии. Необходимо поддерживать строгие асептические условия в области внутрисосудистых катетеров, проводить регулярную смену белья, в особенности случаях нарушения сознания больного, обеспечить правильный режим питания. В помещениях должен соблюдаться комфортный температурный режим, препятствующий переохлаждению пациентов.
Противоэпидемические мероприятия в очаге: 1. Определяется круг контактных лиц и границы очага. 2. В очаге менингококковой инфекции устанавливается карантин сроком на 10 дней. 3. В детских дошкольных учреждениях прекращается прием детей и переводы из группы в группу. 4. Проводится разъяснительная работа среди родителей. Родственникам, ухаживающим за больными детьми, предлагается ношение марлевых повязок.
Противоэпидемические мероприятия в очаге: 5. Члены семьи больного, дети и персонал дошкольных учреждений проходят профилактическое лечение Рифампицином в течение 2-х дней. 6. Контактным лицам в первые 5 — 10 дней проводится экстренная вакцинация вакцинами, антигены которых соответствуют серогруппе менингококков, выявленных у больного. 7. При выявлении у больного менингококков, серогруппа которых не соответствует вакцинам, контактным лицам вводится нормальный иммуноглобулин. 8. За контактными лицами устанавливается медицинское наблюдение. Ежедневно осматривается носоглотка, слизистые оболочки и кожные покровы, измеряется температура тела.
Противоэпидемические мероприятия в очаге: 9. Контактные лица дважды с интервалом в 3 — 7 дней подлежат бактериологическому исследованию. 10. Носители менингококков изолируются. Они проходят курс антибиотикотерапии. 11. Больной с менингококковой инфекцией подлежит выписке из стационара при достижении клинического излечения и только после отрицательного результата бактериологического исследования, произведенного через 3 дня с момента отмены антибиотиков. 12. Лица, ранее перенесшие заболевание (реконвалисценты) допускаются в коллектив при условии получения одного отрицательного результата бактериологического исследования, проведенного через 5 дней после выздоровления. 13. Менингококки весьма чувствительны к факторам внешней среды и дезинфицирующим средствам, из-за чего заключительная дезинфекция в очаге инфекции после изоляции больного не проводится. Ежедневная влажная уборка, частое проветривание помещения, использование УФО и бактерицидных ламп, обеззараживание посуды и игрушек — достаточные меры профилактики
Спасибо за внимание.
Краткое описание документа:
Методические пособие для проведения практического занятия.
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_pm_02_mdk_02.01_tema_13_po_mete_sestrinskaya_pomoshch_pri_grippe_orvi_i_meningokokkovoy_infektsii.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения г. Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Медицинский колледж №1 филиал №4
Для самостоятельной работы студентов
Для практического занятия
На заседании дисциплин
Председатель /Розова Е.В.
Зам.директора по учебной работе / Гусева И.В.
1.Технологическая карта занятия…………………………………………стр. 4-15
2.Часть1 «Контроль исходного уровня теоретический знаний.стр.16-19
3.Часть2 «Противоэпидемические мероприятия в очаге……..стр.20-22
Технология карта занятия
2.курст 3 Семестр 6
3. Тема занятия: Сестринская помощь при гриппе, ОРВИ и менингококковой инфекции
4.Вид занятия: практическое
- Применение новых знаний ,умений ,навыков;
- Повторения и закрепления
Место проведения занятия и время проведения занятия:
МК 1 филиал 4 кабинет №36
8. Мотивация темы:
Проблема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), до сегодняшнего дня остается актуальной. Другие острые вирусные респираторные инфекции (ОРВИ) по-прежнему остаются самыми массовыми и занимают лидирующую позицию в структуре инфекционных заболеваний.
Ежегодно в РФ болеют гриппом и ОРВИ приблизительно 40 млн. человек
По данным ВОЗ ,летальность от гриппа и его осложнений составляет около 6%. В целом, с вирус- ассоциированными респираторными болезнями связанно около 60% случаев смерти . Непосредственной причиной летальных исходов обычно являются тяжелые осложнения : пневмонии , бронхиты, синуситы, энцефалопатии, бронхиальная астма.
Группы высокого риска тяжелого течения заболевания и летального исхода вследствие гриппы являются:
- Дети в возрасте от 1 года
- Пациенты учреждений длительного ухода
- Дети и взрослые с хроническими заболеваниями дыхательной, сосудистой, эндокринной, выделительной систем или гемоглобинопатиями;
- Пациенты с иммунодефицитами различного генеза
- Дети и подростки, длительно принимающие ацетилсалициловую кислоту
- Беременные
- Лица старше 60 лет
- Лица с избыточной массой тела
Общая цель: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего выпускника
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Демонстрация интереса к будущей профессии
Понимание социальной значимости инфекционных заболеваний
ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при инфекционных заболеваниях
Умение дать адекватную оценку эффективности и качества выполнения своих действий
ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при инфекционных заболеваниях
ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
эффективный поиск необходимой информации; умение анализировать найденную информацию
Знать новейшие технологии выполнения лечебно-диагностических , паллиотивных и реабилитационных сестринских мероприятий
ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении лечебно-диагностических, паллиотивных и реабилитационных сестринских мероприятий6
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде , объяснить ему суть вмешательств.
Устанавливать контакт с пациентом / членом его семьи.
Производить оценку исходного уровня знаний пациента о вмешательстве. Представлять информацию в доступной форме для конкретной возрастной или социальной категории. Получать согласие на вмешательство . Контролировать усвоение полученной информации
ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства взаимодействуя с участниками лечебного процесса
Выбирать дистанцию максимального комфорта для взаимодействия с пациентом и его окружающими . Совместно со всеми участниками лечебно – диагностического процесса готовить пациента и участвовать в проведении вмешательств в соответствии с протоколами , принятыми в ЛПУ. Целесообразно и адекватно оснащать рабочее место. Обеспечивать постоянную обратную связь с пациентом в процессе вмешательства .
ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами
Взаимодействовать с медицинскими , социальными и правоохранительными организациями в соответствиями с нормативно правовыми документами
ПК 2.4 Применять медикоментозные средства в соответствии с правилами их использования
Обеспечивать применения годного препарата в соответствии назначения . Информировать об особенностях приемов медикаментозных средств и их воздействия на организм. Владеть методиками введения медикаментозных средств.
ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
Использовать , обрабатывать и хранить аппаратуру согласно инструкции по применению.
Обучать пациента и родственников применению изделий медицинского назначения и ухода за ними.
Обучать пациента и родственников регистрации полученных результатов
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию
Точно, грамотно, полно ,достоверно, конфиденциально Вести утвержденную медицинскую документацию.
Правильно регистрировать и хранить документы.
Конкретные цели (задачи):
С целью формирования выше указанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать:
1. Вопросы этиологии ,эпидемиологии, патогенеза, гриппа и менингококковой инфекции
2. Основные проблемы пациента, возникающие при гриппе и менингококковой инфекции
3. Диагностические исследования
4.Очновные принципы лечения больных механизм действия основных лекарственных препаратов, правила приема, побочные действия
5. Уход за больными с гриппом и менингококковой инфекцией
6.Методы профилактики гриппа и менингококковой инфекцией
7. Санитарно-эпидемический режим и правила сбора эпидемического анамнеза
8.Показание и правила поведения дезинтоксикационой терапии
9.Осебенности подготовки пациента к спинномозговой пункции
10. Правила и сроки вакцинопрофилактики гриппа и менингококковой инфекции
11.Знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях
С целью формирования выше указанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:
1.Брать патологический материал для исследования:
- Мазки из зева на менингококковую инфекцию
- Вводить противогриппозный иммуноглобулин, менингококковый иммуноглобулин
- Выполнять вакцинацию против гриппа , менингококковой инфекции
- Подготовить набор для спинномозговой пункции
- Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
Всем манипуляции на доклинических занятиях проводятся на фантомах!
Развивающие цели: Развивать логическое мышление, память, навыки самостоятельной работы
Воспитательные цели: Воспитывать добросовестное отношение к работе, умение устанавливать контакт с пациентами , его окружением и коллегами в стандартных и не стандартных ситуациях
Менингококковая инфекция – острое инфекционное заболевание, антропонозное, при котором поражаются, преимущественно, мягкие оболочки головного мозга, а так же протекает с поражение слизистых оболочек носоглотки (назофарингит) или в виде генерализованной инфекции (менингококковый сепсис, менингококкемия).
Возбудитель – менингококк/диплококк Вексельбаума, имеет бобовидную форму, располагается внутри лейкоцитов парами, неподвижен. Во внешней среде неустойчив, быстро погибает при кипячении, воздействии дезрастворов, УФО. Существуют 6штаммов, в России распространены А,В,С.
Источник – больной человек, бак-носитель.
В организм здорового человека попадает с капельками слизи при кашле, чихании.
Попав в носоглотку, оседают на ней, 2-6недель – здоровое носительство.
1 легкая форма – менингококковый назофарингит.
2 форма: менингоккемия/генерализованная форма; менингоэнцефалит – поражение оболочек и вещества мозга;
Менингококки в период массовой гибели выделяют большое количество эндотоксина и могут вызвать ИТШ. Эндотоксин вызывает повреждение кровеносных сосудов, что может привести к кровоизлиянию в органы и ткани.
Инкубационный период 1-10 дней, чаще 5-7.
В зависимости от формы – разная клиника.
Назофарингит. Температура до38гр., першение в горле, сухой кашель, насморк, симптомы интоксикации, похоже на ОРВИ. Наблюдается гиперемия и отек задней стенки глотки, носа, увеличиваются подчелюстные лимфоузлы.
Менингоккемия: начало острое, температура 40-41, озноб, резкая интоксикация, геморрагическая сыпь. Локализация сыпи – нижняя половины туловища; верхняя половины туловища – крайне тяжелая форма инфекции, могут объединяться в большие пятна розеолезно-папулезного происхождения, ткани некротизируются. Боль, отечность, гиперемия суставов. Кровоизлияния в мозг, легкие, сердце, надпочечники (фульминантная форма менингококка).
Менингит. Температура 40, озноб, сильные головные боли, головокружение, многократная мозговая рвота без тошноты, судороги, нарушение психики (бред, галлюцинации), расстройство глотания, дыхания, речи, зрения. При менингоэнцефалит: + параличи, порезы.
субъективное, объективное обследование: ребенок лежит на боку, с запрокинутой головой – ригидность затылочных мышц; ноги подтянуты к животу.
Брудзинского: при попытке пригнуть голову к грудине, ноги подтягиваются к животу
при надавливании на лонное сочленение, обе ноги подтягиваются к животу
если согнуть одну ногу в колене и подвести к животу, вторая нога самопроизвольно так же сгибается
симптом Кернига: при сгибании ноги в коленном и тазобедренном суставе, разогнуть обратно невозможно
симптом Лисажа: ребенка берут за подмышечные впадины, поднимают вверх и его ноги самопроизвольно подтягиваются к животу
мазки из носа и зева
Госпитализация и больных, и бак-носители.
Антибиотики 5-7дней: ампициллин, эритромицин, оксициклин, ампиокс
полоскать рот хлоргексидином, перманганатом калия
мазки после выписки
Пенициллин в/в, 300-500 ЕД на 1кг массы тела/ левоцитино сукцинат (ампульный левомицетин) 25мг на кг массы тела.
Дезинтоксикационная терапия: реамберин, гемодез, полидез
Форсированный диурез: солевые растворы+мочегонные
Жаропонижающие: парацетамол, ибупрофен, панадол
при наличии признаков ИТШ и отеков мозга – немедленная госпитализация в реанимационное отделение
при судорогах: седуксен, реланиум, диазепам
при нарушении глотания – кормление через зонд
Экстренное извещение в санэпиднадзор, изоляция пациента. В очаге инфекции – карантин на 10суток.
Менингококковая инфекция: понятие, общие сведения, клинические признаки, методы лабораторной диагностики, осложнения, лечение, противоэпидемические мероприятия.
Цель занятия: Сформировать у студентов знания по особенностям клиники, принципам организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами, профилактике изучаемых заболеваний.
Представлять:
- классификацию менингококковой инфекции, механизм развития заболевания
- причину и эпидемиологию заболевания;
- признаки локализованных, генерализованных и редких форм менингококковой инфекции;
- методы лабораторной и инструментальной диагностики;
- принципы лечения, ухода, профилактики
Определение.
Острое инфекционное заболевание, вызываемое менингококком, характеризующееся разнообразием клиническим форм, от поражения слизистой оболочки носоглотки до генерализации процесса в виде менингококкового сепсиса.
Возбудитель менингококк, неустойчив во внешней среде, вырабатывает сильный эндотоксин.
Эпидемиология.
Источник - больные или носитель менингококка
Механизм передачи - воздушно - капельный
Восприимчивость к заболеванию - низкая
Иммунитет - прочный, пожизненный
Возрастной аспект чаще болеют дети с 1 года до 5 лет
Механизм развития
Менингококк - слизистая зева, носа - назофарингит -
лимфатическим путем - в кровь (менингококкцемия)
до мягких мозговых оболочек (менингит), до вещества головного
Инкубационный период 10 дней.
Назофарингит: головная боль, першение в горле. Болезненность при глотании, кашель, насморк, повышение температуры до 38,5 о , длительность заболевания до 7 дней.
Менингококкцемия - острое начало, септическая лихорадка, резко выраженная интоксикация, геморрагическая звездчатая сыпь чаще на нижних конечностях, реже на руках, туловище, лице. В тяжелых случаях сыпь некротизируется, оставляя после себя рубцы. Отмечается одышка, цианоз. Тахикардия, снижение артериального давления, часто присоединяется пневмония, эндокардит.
Молниеносная форма менингококкцемии сопровождается развитием инфекционно-токсического шока.
острое начало, озноб,
сильная головная боль,
повышенная чувствительность к световым и звуковым раздражителям,
характерная поза (лежит на боку, запрокинув голову, поджав ноги к животу),
судороги, в тяжелых случаях парезы, параличи.
Диагностика.
Мазок из зева и носа на менингококк
Клинический анализ крови
Посев ликвора (пункция) на менингококк
Антибиотики (пенициллин, левомицетин),
гормональные препараты, сердечные гликозиды,
противосудорожные средства, витамины.
Противоэпидемические мероприятия:
Изоляция больного до полного клинического выздоровления
Выявление контактных и наложение карантина 10 дней
Бактериологическое обследование контактных на менингококк
Дезинфекция в очаге не проводится
Профилактика: существует вакцина против менингококка, вакцинируются дети с 1 года
Читайте также: