Осмотр пациента на педикулез дезинсекционные мероприятия при педикулезе

Обновлено: 24.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Министерство здравоохранение Саратовской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

МДК 04.03. Технология оказания

Учебно-методический комплекс ПМ 04. МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

Автор: Сорокина Оксана Владимировна

Аркадак, 2015г. 59 страниц

Технологическая карта практического занятия

Формирование профессиональных качеств

Содержание теоретического материала

Контрольно-оценочный материал по теме

Критерии оценок по различным видам работы на занятии

Технологическая карта практического занятия

Формирование профессиональных качеств

Содержание теоретического материала

Контрольно- оценочный материал

Критерии оценок по различным видам работы на занятии

Технологическая карта практического занятия

Формирование профессиональных качеств

Содержание теоретического материала

Контрольно оценочный материал

Критерии оценок по различным видам работы на занятии

ПМ 04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) состоит из трех междисциплинарных курсов: МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела, МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала, МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг.

Студентам первого года обучения хочется поскорее увидеть профессиональную деятельность в реальной обстановке. У них возникает естественное желание делать что-то своими руками, осуществлять помощь пациенту. Самым сложным в этот период является не только выполнение манипуляций на фантоме, но и преодоление страха, скованности, неуверенности. В связи с этим используется групповой тренинг:

Результаты обучения с применением деловых игр гораздо выше, чем при использовании традиционных методик преподавания. Метод поэтому и называется активным, что, применяя его, при наименьших затратах труда и времени можно хорошо обучить студентов необходимым умениям и навыкам.

Для достижения поставленных целей на занятиях использованы комплексы методов обучения:

- словесный (рассказ, объяснение, инструктаж);

- наглядный: метод иллюстраций (схем, журналов);

2. Алгоритмический: (работа по набору правил).

3. Самостоятельная работа студентов (с методическими указаниями, отработка манипуляций).

4. Методы активного обучения (решение проблемных и ситуационных задач).

Использованы разнообразные средства обучения:

- информационные (учебник, таблицы, схемы);

- методические (методические указания, контрольные задания);

- технические (ноутбук, проектор).

При изложении учебного материала изучаемых тем сформулированы основные требования к знаниям и умениям студентов, представлены планы занятий, вопросы по теме, этико-деонтологическое обеспечение, алгоритмы выполнения медицинских услуг, контрольные вопросы, глоссарий. При изложении медицинской услуги определены цели, показания, противопоказания, оснащение и алгоритм выполнения.

Изложение материала четко структурировано. Это позволяет рационально организовать обучение студентов при аудиторной работе, а также значительно оптимизирует процесс самоподготовки студентов при внеаудиторной работе. Учебно-методический комплекс помогает активно овладевать профессиональными знаниями, практическими умениями, навыками, а так же профессиональными и общими компетенциями, что является обязательным требованием при подготовке будущих медицинских работников.

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального

Технологическая карта практического занятия № 1

Название ПМ, раздела, МДК:

ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая

медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг

Специальность, группа: сестринское дело, 611.

Тема занятия: Документация приемного отделения

Цели занятия:

Образовательная: формирование знаний, умений и навыков по данной теме.

Тип занятия: практическое.

Студент должен:

Заполнять документацию приемного отделения.

Виды приемного отделения;

Устройство приемного отделения;

Документацию приемного отделения.

Формируемые компетенции:

Уровень освоения: 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

Междисциплинарные связи: истоки - фармакология, основы микробиологии

иммунологии, выход - СД в хирургии, СД в педиатрии, СД в терапии, СД при

Материально-техническое оснащение:

Медицинская документация:

Учебно-методическое оснащение:

Рабочая программа ПМ 04., календарно-тематический план по ПМ.04.

Этапы и хронология занятия (180 минут):

Этапы занятия

Содержание знания

1 . Организационный момент

Отмечаю отсутствующих, уточняю готовность студентов к занятию, обращая внимание на форму одежды.

2. Формулировка темы, ее мотивация

3. Определение целей занятия

Сообщаю цели занятия.

4. Контроль исходного уровня знаний

Задаю вопросы по теме предыдущего занятия.

5. Работа над изучаемым материалом темы

Объясняю новую тему.

6. Отработка практических манипуляций

Тщательно разбираем виды приемного отделения, устройство приемного отделения, документацию приемного отделения.

7. Самостоятельная работа студентов

Студенты работают самостоятельно, отвечают на тестовые задания, а преподаватель контролирует действия студентов, исправляет ошибки и неточности.

8. Закрепление изучаемого материала

Раздаю задание каждому студенту, наблюдаю за работой, проверяю результаты, комментирую ошибки, фиксирую результаты.

9. Итоговый контроль по теме

Задаю вопросы по новой теме.

10. Подведение итогов занятия. Комментарии оценок

Подвожу итог занятия, оцениваю деятельность каждого студента, оцениваю достижение целей занятия. Выставляю оценки в журнал.

11 . Задания на дом

Задаю домашнее задание.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. Двойников С.И., Аббясов И.Х. Сестринское дело: Учебник. - М.: Дрофа, 2008г.

2. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008г.

4. Островская И.В., Широкова Н.В. ОСД: Учебник. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008г.

5. Осипова В.Л. Дезинфекция: Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009г.

6. Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция: Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. - М.:ГЭОТАР - Медиа, 2009г.

7. Сестринское дело и манипуляционная техника: учебник/И.В.Яромич. - 3-е изд. -

Ф.И.О. и подпись преподавателя Сорокина Оксана Владимировна

Характеристика темы

После изучения темы студенты должны знать:

- виды приемного отделения;

- устройство приемного отделения;

- документацию приемного отделения.

После изучения темы студенты должны уметь:

- заполнять документацию приемного отделения.

После изучения темы студенты должны овладеть общими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

После изучения темы студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Формирование профессиональных качеств на занятии по теме: «Документация приемного отделения

Профессиональные качества

Возможность их формирования на различных этапах занятия

1 .Чувство организованности.

3.Интерес к профессии.

5 .Коммуникативные способности

7.Концентрация внимания и наблюдательность.

1 этап - организационный момент

2 этап- определение целей занятия

5 этап – закрепление нового материала

1 этап - проверка внешнего вида

6 этап- подведение итогов занятия

2 этап- мотивация темы

5 этап закрепление нового материала

6 этап подведение итогов занятия

4 этап – работа над изучаемым материалом

5 этап - закрепление нового материала

1 этап - организационный момент

4 этап - работа над изучаемым материалом

5 этап – закрепление нового материала

4 этап - работа над изучаемым материалом

5 этап – закрепление нового материала

5 этап – закрепление нового материала

План занятия

Проводится с целью мобилизовать студентов на работу: отмечаются отсутствующие, проверяется готовность студентов к занятию, особое внимание уделяется внешнему виду и форме одежды.

Формулировка темы, её мотивация.

Раскрывается теоретическая и практическая значимость темы, студентам сообщается план занятия. Студенты записывают тему и план в тетради.

Определение целей занятия

Студентам сообщаются цели занятия с учетом профессиональных и общих компетенции, которые они записывают.

Работа над изучаемым материалом

Объясняется новая тема, с использованием проектора, ноутбука, бланков документации приемного отделения. Весь материал студенты слушают, наблюдают и конспектируют.

5. Закрепление нового материала

С целью углубления знаний по теме каждой группе студентов раздаются задания, в виде ситуационных задач, тестовых заданий. Проводятся ролевые игры. Результаты проявляются, комментируются ошибки и фиксируются полученные результаты.

6. Подведение итогов занятия. Задание на дом.

Повторяются цели занятия, и проводится анализ и степень их достижения. Оценивается степень деятельности бригады и каждого студента в отдельности, оценки выставляются в журнал. Студенты записывают задание на дом, и ориентируются на подготовку к следующему занятию.

Содержание теоретического материала

Основные структурные подразделения стационара – приёмное отделение (приёмный покой), лечебные помещения, административно-хозяйственная часть.

Обслуживание пациентов в стационаре начинается в приёмном отделении. Приёмный покой – важное лечебно-диагностическое отделение, предназначенное для регистрации, приёма, первичного осмотра, антропометрии, санитарно-гигиенической обработки поступивших больных и оказания квалифицированной (неотложной) медицинской помощи. Оттого, насколько профессионально, быстро и организованно действует медицинский персонал этого отделения, в определённой степени зависит успех последующего лечения больного, а при неотложных состояниях – и его жизнь. Каждый поступающий больной должен почувствовать в приёмном отделении заботливое и приветливое к себе отношение. Тогда он проникнется доверием к учреждению, где будет лечиться.

Таким образом, основными функциями приёмного отделения выступают следующие.

• Приём и регистрация больных.

• Врачебный осмотр пациентов.

• Оказание экстренной медицинской помощи.

• Определение отделения стационара для госпитализации больных.

• Санитарно-гигиеническая обработка больных.

• Оформление соответствующей медицинской документации.

Устройство приёмного отделения больницы

Работа приёмного отделения протекает в строгой последовательности:

1) регистрация больных;

2) врачебный осмотр;

3) санитарно-гигиеническая обработка.

В такой же последовательности расположены и помещения приемного отделения. Устройство приёмного отделения больницы зависит от профиля стационара; оно включает в себя, как правило, следующие кабинеты:

• Зал ожидания: в нём находятся больные, не нуждающиеся в постельном режиме, и сопровождающие пациентов лица. Здесь должны стоять стол и достаточное количество стульев. На стенах вывешивают сведения о режиме работы лечебных отделений, часах беседы с лечащим врачом, перечне продуктов, разрешённых для передачи больным.

• Регистратура: в этом помещении проводят регистрацию поступающих больных и оформление необходимой документации.

• Смотровой кабинет (один или несколько): предназначен для врачебного осмотра больных с постановкой предварительного диагноза и определением вида санитарно-гигиенической обработки, антропометрии, термометрии и при необходимости других исследований, например, электрокардиографии (ЭКГ).

• Санпропускник с душевой (ванной), комнатой для переодевания.

• Диагностический кабинет – для больных с неустановленным диагнозом.

• Изолятор – для больных, у которых подозревается инфекционное заболевание.

• Процедурный кабинет – для оказания экстренной помощи.

• Операционная (перевязочная) – для оказания экстренной помощи.

• Кабинет дежурного врача.

• Кабинет заведующего приёмным отделением.

• Помещение для хранения одежды поступивших больных.

В многопрофильных стационарах в приёмном отделении могут быть также и другие кабинеты, например травматологическая, реанимационная, кардиологическая (для больных с инфарктом миокарда) и др.

Приём и регистрация больных

В приёмное отделение больные могут быть доставлены следующими способами.

• Машиной скорой медицинской помощи: при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний.

• По направлению участкового врача в случае неэффективное лечения в амбулаторных условиях, перед проведением экспертизы медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), а так же по направлению военкомата.

• Переводом из других лечебно-профилактических учреждений (по договорённости с администрацией).

В зависимости от способа доставки больного в больницу и его состояния различают три вида госпитализации пациентов:

1) плановая госпитализация;

2) экстренная госпитализация;

Если больного доставляют в приёмное отделение в состоянии средней тяжести и тем более в тяжёлом состоянии, то ещё до регистрации медицинская сестра обязана оказать больному первую (врачебную) медицинскую помощь, срочно пригласить к больному врача и быстро выполнить все врачебные назначения.

Врач приёмного отделения осматривает больного и решает вопрос о необходимости его госпитализации в данное лечебное учреждение. В случае госпитализации медицинская сестра осуществляет регистрацию пациента и оформляет необходимую медицинскую документацию. После регистрации пациента медсестра направляет его в смотровой кабинет для осмотра врачом и выполнения необходимых диагностических и лечебных процедур.

• больной доставлен в больницу по поводу внезапного заболевания, которое возникло у него вне дома;

• больной умер в приёмном отделении.

Документация приемного отделения

Всю медицинскую документацию оформляет сестра приёмного отделения после осмотра пациента врачом и решения о госпитализации пациента или амбулаторного приёма. Медицинская документация отражает всю работу медицинского персонала. Она служит для связи между врачами и медицинскими сестрами, обслуживающими пациентов.

На основании медицинской документации осуществляется контроль за деятельностью медицинских работников, а также всего здравоохранения в целом. Медицинская документация имеет государственное, научное и практическое значение.

Паспортная часть, диагноз направившего учреждения и диагноз, установленный врачами при поступлении пациента записываются в приемном отделении. Врачом приемного отделения заполняется также специально отведенный лист, в котором указываются краткие данные анамнеза и данные обследования пациента в приемном отделении. Остальные записи в карте, включая клинический диагноз, делает лечащий врач.

При выписке или смерти пациента указывается число проведенных койко-дней, причем день поступления и день выбытия считаются за один койко-день.

На основании данных медицинской карты составляется карта, выбывшего из стационара (ф. N 066/у) (Приложение 2), одновременно с записью эпикриза и является статистическим документом.

Журнал учета приема больных (госпитализации) и отказа от госпитализации (форма № 001/у) (Приложение 3)

Журнал служит для регистрации пациентов, поступающих в стационар. Записи в журнале позволяют разрабатывать данные о поступивших пациентах, о частоте и причинах отказов в госпитализации. Журнал ведется в приемном отделении УЗ, один на всю больницу.

В журнал записывается каждый пациент, обратившийся по поводу госпитализации, независимо от того, помещается ли он в стационар или ему отказано в госпитализации.

Графы 13-14 заполняются в приемном отделении на пациентов, имевших направление на госпитализацию, по тем или иным причинам не госпитализированных.

На пациентов, которым отказано в госпитализации, также подробно заполняются графы 4-7, 10. Необходимо точно указать причину отказа в госпитализации и принятые меры (оказана амбулаторная помощь, направлен в другой стационар).

Отказом в госпитализации считаются все случаи, когда пациент, прибывший в стационар с направлением на госпитализацию, не госпитализируется в данном стационаре. Если пациенту по поводу одного и того же заболевания было отказано в госпитализации несколько раз, то каждый отказ в журнале регистрируется отдельно.

Экстренное извещение

(Приложение 4) составляется врачами и средним медицинским персоналом в случае выявления у пациента педикулеза, инфекционного заболевания (подозрения на него), пищевого, острого профессионального отравления, неправильной реакции на прививку, независимо от условий выявления: при обращении за лечением, профилактическом осмотре, обследовании в стационаре на секции и т.д.Служит для информации Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) по месту обнаружения заболевания с целью принятия необходимых противоэпидемических мер.

Алгоритм заполнения

1.Четко и аккуратно заполнить паспортную часть извещения.

2.Диагноз без изменений и искажений переписать из первичного документа, т.е. медицинской карты.

3.Экстренное извещение должно быть доставлено в ЦГиЭ по данной территории в течение 12 часов с момента установления диагноза. При получении экстренного извещения ЦГ и Э организует проведение дезинфекции по месту жительства и работы заболевшего.

Современный человек, у которого есть все условия для комфортного проживания и который располагает массой средств для соблюдения личной гигиены, казалось бы, не должен сталкиваться с таким явлением как педикулез. Но, как ни странно, и в наше время педикулез нередко выявляется, чаще у детей и подростков, вне зависимости от их социального положения в обществе.

Педикулез – распространенное паразитарное заболевание человека, которое вызывают кровососущие насекомые – вши. На человеке могут паразитировать головная, платяная и лобковая вошь, в связи с чем, различают педикулёз головной, платяной и лобковый. Может также возникать смешанный педикулёз – при одновременной инфестации головной и платяной вши. Наиболее распространенным является головной педикулез.

Заразиться вшами можно только при тесном контакте с человеком, больным педикулёзом. Чаще всего это происходит в местах массового скопления людей, а также при использовании общих предметов - расчёсок, головных уборов, одежды, постельных принадлежностей и т.д.

В Курской области статистика регистрируемого педикулеза неуклонно снижается, тем не менее специалисты диагностируют до 700 случаев заражения ежегодно.

Мероприятия, проводимые в детских учреждениях, должны быть направлены на создание санитарно-гигиенических условий, предупреждающих занос и распространение педикулеза. Ответственность за организацию и проведение противопедикулезных мероприятий в организованных коллективах несет администрация учреждения. Осмотры на педикулез проводит медицинский персонал.

В организованный детский коллектив запрещается принимать детей, пораженных педикулезом (вши, гниды). При выявлении медицинскими работниками, педагогами или воспитателями пораженного педикулезом ребенка проводится информирование родителей с рекомендациями по обработке ребенка от педикулеза. Допуск детей в детское дошкольное учреждение или школу осуществляется только после санации от вшей и, главное, от гнид. Родители обязаны своими силами провести обработку ребенка одним из противопедикулезных средств, которое можно приобрести в аптеке. Прочитав внимательно инструкцию, родители должны санировать ребенка, затем показать ребенка врачу, который выдаст справку о возможности посещения детского учреждения.

1. Мероприятия по профилактике педикулеза включает:

- плановые осмотры населения на педикулез;

- обеспечение организованных коллективов (дошкольные образовательные организации, детские дома, дома ребенка, стационарные организации отдыха и оздоровления детей) сменным постельным бельем, средствами личной гигиены, дезинфекционными и моющими средствами;

- оснащение дезинфекционным оборудованием и обеспечение дезинфекционными средствами медицинских организаций, приемников-распределителей, организаций систем социального обеспечения, следственных изоляторов, домов ночного пребывания, мест временного пребывания мигрантов, санитарных пропускников, бань, прачечных.

2. Осмотру на педикулез и чесотку подлежат:

- дети, посещающие дошкольные образовательные организации - ежемесячно;

- учащиеся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций - 4 раза в год;

- учащиеся школ-интернатов, дети, проживающие в детских домах, домах ребенка - в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- дети, выезжающие на отдых в оздоровительные организации - до отъезда;

- дети, находящиеся в детской оздоровительной организации - еженедельно;

- больные, поступающие на стационарное лечение - при поступлении и далее 1 раз в 7 дней;

- лица, находящиеся в организациях системы социального обеспечения - 2 раза в месяц;

- амбулаторные больные - при обращении;

- работники организаций - при проведении диспансеризации и профилактических осмотров.

При выявлении педикулеза у лиц, поступивших в стационар, санитарная обработка проводится в приемном отделении. Вещи больных и специальная одежда персонала, проводившего обработку, помещается в клеенчатый мешок и направляется в дезинфекционную камеру для обеззараживания.

При поступлении детей в дошкольную образовательную организацию проводится осмотр на педикулез и чесотку.

При выявлении детей, пораженных педикулезом, они направляются для санации с отстранением от посещения дошкольной образовательной организации. Прием детей в дошкольные организации после санации допускаются при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза.

При обнаружении педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения организации. Они могут быть допущены в общеобразовательные организации только после завершения комплекса лечебно-профилактических мероприятий с подтверждающей справкой от врача.

За лицами, контактировавшими с больными педикулезом, устанавливается медицинское наблюдение сроком на 1 месяц с проведением осмотров 1 раз в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", при выявлении головного педикулеза обработку следует проводить в соответствии с инструкцией по применению соответствующего педикулезного средства . В очаге головного педикулеза обработка мебели, стен, пола, а также одежды не требуется. Обработке подлежат маты в спортивных залах школ. При выявлении платяных вшей противопедикулезные мероприятия проводятся в очаге, а также в местах осмотра людей и их одежды, помещениях (пол, стулья, кушетки, дверные ручки и другие предметы), транспорте педикулицидными средствами на основе фентиона и малатиона. Для импрегнации тканей используют средства на основе фентиона или малатиона. Показателями эффективности противопедукулезных мероприятий является отсутствие вшей и гнид в сроки наступления необходимого эффекта в соответствии с инструкцией по применению средства.

Чаще всего к распространению педикулеза в организованных детских коллективах приводит нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил. Как правило, это несоблюдение сроков и некачественное проведение плановых профилактических осмотров на педикулез, нарушения санитарно-гигиенического режима в образовательных учреждениях, нарушение порядка информации (сокрытие данных) о выявленных случаях педикулеза медицинскими работниками и администрацией образовательных учреждений.

В преддверии нового учебного года Управление Роспотребнадзора по Курской области обращает внимание руководителей и медицинских работников образовательных организаций на необходимость своевременного выявления и санации очагов педикулеза.


Уровень заболеваемости педикулезом

Педикулез является распространенным паразитарным заболева­нием человека, вызываемым кровососущими насекомыми - вшами. Обозначение названия "педикулез" происходит от латинского названия рода Pediculus, к которому относятся два самостоятельных вида вшей человека: головная (Pediculus capitis de Geer) и платяная (Pediculus corpohsdeGeer).

Среди детей более распространен головной педикулез. Чаще под­вергаются заражению головными вшами дети до 14 лет и преимуще­ственно школьники младших и средних классов. Это можно объяснить ослаблением родительского контроля, а самостоятельно ухаживать за волосами дети и подростки еще не привыкли.

Уровень заболеваемости педикулезом

В последние годы в России регистрируют довольно высокий уровень заболеваемости педикулезом. Предполагается, что это связано с рез­ким расслоением общества, появлением социально незащищенных людей, а также увеличением числа беженцев и переселенцев. Данные ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнад­зора по показателю заболеваемости населения педикулезом, подтверж­дают динамику роста этого заболевания среди всех возрастных групп, особенно в Москве. Кроме того, в России фиксируются периодические подъемы заболеваемости педикулезом, которые возникают через каж­дые 4-5 лет.

Высокий показатель педикулеза в Москве объясняется активным выявлением этого заболевания среди асоциальных граждан при об­работке их в санитарных пропускниках.

Платяной педикулез чаще встречается среди взрослого населения; за последние годы наблюдается рост удельного веса больных платяным и смешанным педикулезом. Значимая доля больных этим видом педикулеза приходится на бездомных.

Инфекционные заболевания как следствие педикулеза

Вши не только вносят дискомфорт в нашу жизнь, но и опасны как переносчики возбудителей инфекционных заболеваний. Среди них -эпидемический сыпной тиф (возбудитель - грамотрицательная непод­вижная риккетсия Rickettsia prowazeki), возвратный тиф (возбудитель -подвижная грамотрицательная анаэробная спирохета Borellia recur-rentis) и волынская лихорадка (возбудитель - Bartonella quintana (Rick­ettsia quintana) - относится к бактериоподобным, грамотрицательным полиморфным микроорганизмам, паразитирующим в организмах че­ловека и вшей. Основным переносчиком возбудителей этих инфекци­онных заболеваний являются платяные вши, однако существует реаль­ная угроза передачи риккетсии и у головных вшей, т. к. в их кишечнике риккетсии сохраняются до 21 дня.

При сыпном эпидемическом тифе и волынской лихорадке возбуди­тель (риккетсии) локализуется в ЖКТ вшей, размножается и выделяется с экскрементами или каплей крови. Человек заражается при попадании выделений инфицированных вшей на слизистые оболочки, в ранки в местах расчесов, повреждений кожи или при раздавливании насекомо­го путем втирания. В экскрементах вшей, попадающих на одежду, рик-кетсии сохраняют жизнеспособность и патогенность до 3 мес и более. При возвратном тифе спирохеты с кровью больного попадают в желудок вшей, а затем в лимфу. Человек инфицируется от зараженных вшей при раздавливании их, занося спирохеты в поверхностные участ­ки кожи при расчесах или на слизистые оболочки.

Возбудители инфекций (эпидемического сыпного и возвратного тифов, волынской лихорадки), переносимые вшами, трансовариально (от самки - потомству) не передаются.

Эпидемический сыпной тиф начинается остро и характеризуется интенсивной головной болью, бессонницей, к 3-4-му дню - высокой температурой до 39-40 °С и обильной розеолезно-петехиальной сыпью на розоватом фоне кожи боковых поверхностей туловища, спины, груди, живота, сгибательных поверхностей рук, бедер.

Возвратный тиф начинается внезапно, с ознобом, температура тела повышается до 39-40 °С. Появляются головная боль, бессонница, рвота, боли в мышцах по ходу нервов, в левом подреберье; печень и селезенка увеличены.

Волынская лихорадка начинается внезапно, с ознобом, повыша­ется температура тела. Возникает сильная головная боль, боли в ногах, пояснице, спине, глазных яблоках. Рано появляется макуло-папулезная сыпь - сначала на туловище, затем на конечностях.

Борьба с педикулезом

    • регулярное мытье тела - не реже 1 раза в 7-10 дней;
    • смену нательного и постельного белья в эти же сроки;
    • регулярную стрижку и ежедневное расчесывание волос головы;
    • систематическую чистку верхнего платья, одежды, постельных принадлежностей и опрятное их содержание;
    • регулярную уборку помещений, содержание в чистоте предметов обстановки.

    Противопедикулезные средства

    Для борьбы с педикулезом в России разработаны и зарегистриро­ваны более 20 педикулицидных средств отечественного и зарубежного производства в разных формах применения. Основное действующее вещество в этих средствах - пиретроиды. Однако в настоящее время отмечается резистентность вшей к пиретроидам. Для предотвращения развития резистентности у вшей целесообразно использовать смеси фосфорорганических соединений (ФОС) с пиретроидами или нетради­ционные инсектициды (органические и растительные масла).

    Для борьбы с платяным педикулезом эффективны средства на основе смеси фентиона (ФОС) с перметрином (перитроид): "Форсайт -антивошь", "Клинч".

    За рубежом для борьбы с головным педикулезом разработаны и широко применяются педикулицидные средства на основе кремний-органического (силиконового) масла ("Нюда"), растительного (анисо­вого) масла ("Паранит") и сложных эфиров - изопропилмиристата ("Фулл Маркс"). НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора подтвердил их высокую эффективность в отношении головных вшей и безопасность применения для населения и рекомендовал для регистрации в Россий­ской Федерации.


    Д. И. Фролова, канд. биол. наук, ведущий научный сотрудник отдела проблем дезинсекции ФГУН НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора, доцент кафедры дезинфектологии МПФ ППО ММ А им. И.М. Сеченова, г. Москва

    Читайте также: