Особенности сестринского процесса при острых кишечных инфекциях

Обновлено: 28.03.2024

Сестринский процесс при кишечных инфекциях. П одготовила студентка 43 группы Акименко Виктория Преподаватель: Абрамова И.В.

Кишечные инфекции - это группа инфекционных болезней, при которых наблюдается преимущественное поражение кишечника. Возбудителями кишечных инфекций являются различные виды бактерий и вирусов . Кишечная инфекция – достаточно серьезная проблема, которая чревата снижением иммунитета и крайне плохим самочувствием больного. Многочисленные возбудители кишечной инфекции ( шигеллы , сальмонеллы , эшерихии , стафилококки , клебсиеллы, протей, кампилобактерии , синегнойная палочка, ротавирусы , энтеровирусы , аденовирусы, а также амебы, лямблии, грибки) особенно опасны в летний период, когда из-за жары люди особенно восприимчивы к разного рода болезням.

Возбудителями кишечных инфекций являются: Бактерии : сальмонеллы, шигеллы , стафилококки, холерный вибрион. Вирусы : энтеровирусы , ротавирусы . Общей чертой кишечных инфекций является способность к выработке энтеротоксинов . Все бактерии и вирусы в силу достаточной устойчивости к факторам внешней среды имеют повсеместное распространение . Все возбудители кишечных инфекций имеют свою специфическую антигенную структуру.

Источниками кишечных инфекций являются: животные и птицы Резервуарами кишечных инфекций являются: человек ; животные и птицы Восприимчивый организм к кишечным инфекциям: человек

Механизм передачи кишечных инфекций: фекально-оральный . Пути передачи кишечных инфекций: пищевой , алиментарный; водный ; контактно-бытовой . Возбудители и их токсины попадают в организм через рот и поступают в желудочно-кишечный тракт. Достигая нужного отдела кишечника, возбудители внедряются в слизистую оболочку, вызывая развитие воспалительной реакции. Вследствие этого возникает выраженная диарея и рвота, которые приводят к быстрому развитию дегидратации, деминерализации, гиповолемии и так далее.

При пищевых инфекциях инкубационный период не бывает продолжительным. В типичных случаях его продолжительность составляет от нескольких часов до суток, и лишь в отдельных случаях инкубационный период может укорачиваться до 30 минут (при стафилококковых токсикоинфекциях ) или удлиняться (свыше 24 ч). Независимо от этиологии клинические проявления при пищевых инфекциях в целом носят однотипный характер. Заболевания начинаются внезапно, появляются признаки развития интоксикации, гастроэнтерита и обезвоживания организма. Больные с пищевыми инфекциями отмечают: внезапное появление слабости; недомогание; чувство дискомфорта в животе, которое через короткое время сменяется схваткообразными болями. одновременно появляются тошнота,; многократная рвота; жидкий водянистый стул (до 10-15 и более раз в сутки). Стул чаще имеет неприятный запах и не содержит патологических примесей в виде слизи и крови. Интоксикация характеризуется: появлением озноба; повышением температуры до 39?С; головной боли.

Острый период при пищевых инфекциях обычно продолжается в течение 12-36 ч., но может удлиняться и до нескольких дней. В зависимости от тяжести заболевания при объективном обследовании у больных выявляются: бледность кожных покровов; акроцианоз ; тахикардия; снижение артериального давления. При наличии обезвоживания организма у больных могут отмечаться: судороги; анурия ; коллапс ; шок .

Диагностика Лабораторные методы исследования: общий анализ крови . кровь на серологическое исследование: наличие антител. общий анализ мочи. общий анализ кала: неоформленный кал (диарея или дегтеобразный); наличие белка или крови, соединительной ткани, жира, остатков пищи, лейкоцитов, мышечных волокон. кал на бактериологическое исследование: возбудитель инфекции; бактериологическое исследование рвотных масс: возбудитель инфекции; бактериологическое исследование промывных вод желудка: возбудитель инфекции.

Профилактика бязательное тщательное мытье рук с мылом перед приготовлением, приемом пищи и после посящения туалета; воду для питья употреблять кипяченную, бутилированную или из питьевого фонтанчика с системой доочистки водопроводной воды; овощи и фрукты, в том числе цитрусовые и бананы употреблять только после мытья их чистой водой и ошпаривания кипятком; разливное молоко употреблять после кипячения ; скоропортящиеся продукты сохранять в холодильниках в пределах допустимых сроков хранения; обязательны соблюдение чистоты в жилище, частое проветривание, ежедневное проведение влажной уборки; купаться в открытых водоемах в летний период года можно только в специально отведенных местах; на вокзалах, в аэропортах, местах массового отдыха при питье бутилированной, газированной воды использовать только одноразовые стаканчики.

Сестринский процесс 1. Изолировать больного до клинического выздоровления + отрицательных результатов бакобследования (в случае положительных предварительных результатов обследования на кишечную группу) Обеспечивается профилактика распространения инфекции 2. Организовать хлорный режим при контакте с больным Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, могут долго сохраняться на предметах, что делает возможным передачу инфекции через предметы, третье лицо 3. Следить за регулярным проветриванием помещения, проведени -ем влажных уборок не менее 2 раз в день Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде. Обеспечивается чистота воздуха 4. Обеззараживать испражнения больного Механизм передачи ОКИ фекально-оральный

5. Организовать проведение оральной регидратации Восполняются потери солей и жидкости. Предупреждается повторное развитие эксикоза 6. Обеспечить лечебное питание (дозированное питание, щадящей пищей с постепенным переходом к физиологической норме и рациональному питанию к 5-7 дню.) Уменьшается нагрузка на ЖКТ, следовательно, создаются условия для регенерации слизистой оболочки кишечника результатом чего является ликвидация диспепсических явлений. 7. Уделить внимание гигиеническому уходу за кожей в слизистыми оболочками Предупреждается появление опрелостей из-за частого жидкого стула, развитие стоматитов, конъюнктивитов из-за

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы

Д ИСЦИПЛИНА: СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060109 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

СЕСМЕСТР VI

hello_html_76396d30.jpg

Москва 2013

на методическое пособие преподавателя Бесединой Т.П.

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Специальность: 060109 Сестринское дело 51

Рецензируемый материал методического пособия включает цели обучения, задание, время проведения, критерии оценок и образец выполнения задания.

Цели обучения сформированы на языке умений, задания однозначны для восприятия, реальны для учебного процесса. Все это поможет сформировать профессиональное, добросовестное отношение к больному ребенку и поможет медицинской сестре проводить профилактику ОКИ у детей.

Методическое пособие составлено так, что все вопросы противоэпидемических мероприятий ОКИ у детей наглядны и просты для восприятия и запоминания.

Правильно составленная студентами схема противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ, поможет закрепить материал данной темы, в частности важный раздел о профилактике ОКИ у детей и будет способствовать правильному формированию профессиональных навыков.

Рецензент: Заместитель директора по производственному обучению

преподаватель сестринского дела

при инфекционных болезнях

( высшая квалификационная категория )

_______________Н.И. Павлова

на методическое пособие преподавателя Бесединой Т.П.

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Вид работы: составление схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острых кишечных инфекций у детей.

Специальность: 060109 Сестринское дело 51

Рецензируемый материал методического пособия включает: инструкцию для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, задание, образец выполнения задания, критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы.

В пособии указаны цели самостоятельной работы студентов по данной теме, время, отведенное на внеаудиторную самостоятельную работу.

Тема методического пособия актуальна и необходима медицинской сестре при проведении профилактики острых кишечных инфекций у детей.

Учитывая все сказанное, рекомендую материал данного пособия для изучения студентам медицинских училищ, а также медицинским сестрам детских лечебно – профилактических учреждений для повышения их квалификации.

Рецензент: Заместитель главного врача детской

поликлиники №12 ЮАО г. Москвы.

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для специальности 060109.51 Сестринское дело и на основании рабочей программы по сестринскому делу в педиатрии.

Заместитель директора по

учебной работе

Протокол №3

Епишина Е.В.

Председатель ЦМК №5

_________________

Рытова Т.Н.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Беседина Т.П. - преподаватель Сестринского дела в педиатрии

Медицинское училище №4

(высшая квалификационная категория)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

ПавловаН.И. –преподаватель Сестринского дела при инфекционных

(высшая квалификационная категория)

Гущина О.А. – заместитель главного врача по лечебной

части детской поликлиники №12 ЮАО

(высшая квалификационная категория)

Острые кишечные инфекции (ОКИ ) занимают одно из ведущих мест в инфекционной патологии детского возраста. По данным ВОЗ в мире ежегодно болеют ОКИ более 1 миллиарда человек, из которых 65- 70 % составляют дети в возрасте до 5 лет . В нашей стране в последние годы отмечается отчетливая тенденция к росту заболеваемости ОКИ ( в 2010 году заболеваемость дизентерией возросла на 26% , сальмонеллезом на 34% ) .

Все ОКИ вызываются фекально-оральным путем, нельзя исключить водный и контактный путь. Все кишечные инфекции независимо от этиологии клинически проявляются в той или иной мере кишечным токсикозом, чаще всего у детей токсикозом с эксикозом.

Важное значение для профилактики ОКИ у детей играет проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекций.

Мотивацией к изучению данной темы является получение знаний по проведению противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ (сальмонеллеза, дизентерии, колиинфекции), которые позволят своевременно локолизовать кишечные инфекции у детей и не допустить эпидемической вспышки, этому должна научиться будущая медицинская сестра.

Уверена, что Вы хорошо овладели сестринским процессом при сальмонеллезе, дизентерии, колиинфекции у детей и сможете успешно выполнить самостоятельную внеаудиторную работу по данной теме.

Предлагаю Вам составить схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ у детей. Она поможет снизить риск заражения, сохранить здоровье и качество жизни.

hello_html_m16e0d06f.jpg

Уважаемый студент!

Основными целями самостоятельной внеаудиторной работы студентов являются:

Развить инициативу и индивидуальное творчество

Закрепить навыки работы с энциклопедической, справочной, специальной литературой, периодической медицинской печатью;

Закрепить навыки работы с компьютером;

Узнать много нового и понять, какие проблемы и почему возникли у Вас при изучении данной темы;

При исследовании данной темы у Вас, несомненно, появится интерес к чтению научной и специальной литературы.

Конкретная цель самостоятельной внеаудиторной работы:

после выполнения задания студент

должен знать:

Особенности этиологии, эпидемиологии, клиники, лабораторной диагностики ОКИ ;

Профилактику ОКИ ;

Схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ

должен уметь:

Составить схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острой кишечной инфекции;

Рассказать на языке доступном языке пациенту об особенностях эпидемиологии, клиники ОКИ ;

Взять биологический материал для лабораторного исследования при ОКИ ;

Перечислить основные меры профилактики ОКИ

Место выполнения задания : Вы можете выполнять задание в библиотеке училища или в домашних условиях.

Время, отведенное на самостоятельную внеаудиторную работу – 3 часа .

Для составления схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ Вам необходимо прочитать литературу, которую Вы можете найти в библиотеке училища.

Рекомендуемая литература :

Обратите внимание на особенности ОКИ у детей раннего возраста

Приступайте к заполнению схемы, выписывая основные положения из литературных источников .

При составлении схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острой кишечной инфекции Вам необходимо отметить следующие моменты:

I . Мероприятия в отношении источника

Решить вопрос о месте изоляции больного – инфекционная больница или домашние условия;

Заполнить карту экстренного извещения в ЦГСЭН, предварительно послав телефонограмму;

Указать каким транспортом осуществляется госпитализация в инфекционную больницу.

II . Мероприятия в отношении пресечения путей передачи возбудителя

Указать вид дезинфекции при изоляции источника на дому;

Указать вид дезинфекции при изоляции источника в инфекционную больницу;

Указать, кто проводит дезинфекцию в семейном очаге и в государственных учреждениях (школа, детский сад, интернат и т.д.)

III. Мероприятия в отношении контактных

Определить круг контактных;

Заполнить на контактных необходимую документацию (лист наблюдения за контактными, патронажный лист по наблюдению за здоровьем и т.д.);

Установить за контактными медицинское наблюдение с указанием срока и ежедневных мероприятий;

В учреждениях на срок медицинского наблюдения наложить карантин;

Провести забор биологического материала у контактных;

Провести среди контактных санитарно – просветительную работу;

При необходимости провести экстренную профилактику;

При необходимости собрать сведения о профилактических прививках.

IV . Условия выписки из стационара и диспансерное наблюдение за переболевшими ОКИ.

Общий объем схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ должен составлять 5-6 страниц машинописного текста, при желании к ним могут быть оформлены приложения, иллюстрации, таблицы, схемы.

Оформите схему противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ

(дизентерии, сальмонеллеза, колиинфекции) согласно требованиям:

Противоэпидемические мероприятия в очаге ОКИ могут быть написаны от руки или напечатаны на формате А – 4, шрифтом 13-14, на одной стороне листа и представлены в сброшюрованном виде;

Оформление работы, схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ производится в следующем порядке:

- титульный лист (смотри образец титульного листа)

- основная часть

- список литературы

- приложения

и каждая часть начинается с новой страницы;

Каждая страница нумеруется в середине верхнего поля, счет нумерации ведётся с титульного листа, на котором цифры не проставляются;

При выполнении работы соблюдаются размеры полей: левое – 25мм, правое – 10мм, верхнее и нижнее по 20мм.;

Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом, в конце заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.

Если у Вас возникнут затруднения при составлении схемы противоэпидемических мероприятий в очаге острых кишечных инфекций, Вы можете обратиться за консультацией к преподавателю.

Желаю успеха!


1. Двойников С.И., Жилина Л.С. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ - инфекции и эпидемиологии: Учебное пособие. - М.: АНМИ, 2012. - 284 с.

2. Детские болезни: Учебник /Под ред. А.А. Баранова и Г.А. Лыскиной/. - М.: Медицина, 2010. год 529 - 535 с.

3. Ищенко О.Ю., Савощенко И.В. Оценка эффективности деятельности нефрологического отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения [Журнал] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - М.: Медицина, 2014 г. - № 1. С. 29-32.

По данным ВОЗ ведущее место в патологии детского возраста занимают острые кишечные инфекции (ОКИ). Каждую минуту от них в мире погибает 10 детей, часть из которых умирают от некачественного ухода и ежегодно регистрируется в мире до 1,2 млрд. кишечных заболеваний. Поэтому от эффективности организации работы при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями средним медицинским персоналом при своевременной постановки диагноза зависит исход заболевания.

Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов сестринской деятельности при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  1. Определить и охарактеризовать основные виды острых кишечных инфекций у детей;
  2. Изучить особенности ухода и наблюдения за детьми с ОКИ.
  3. Систематизировать основные принципы работы медицинских сестер отделения воздушно-капельных инфекций ДИБ города Краснодара.
  4. Проанкетировать родителей этих детей на предмет знаний особенностей ухода у данной категории пациентов.
  5. Исследовать мнение медицинских сестер о необходимости создания памятки по уходу за детьми с ОКИ.
  6. Сделать выводы и предложения по теме исследования.

Исследование показало, что в ЦРБ продолжает увеличиваться количество исследований на возбудителей острых кишечных инфекций в 1,3 раза или на 33%, по сравнению с 2011 годом.

Из проведенных лабораторных исследований по количеству выделенных культур неизменными лидерами остаются сальмонеллы и различные энтеропатогенные кишечные палочки, которые представлены. Как видно, в общее количество выделенных патогенных микроорганизмов изменилось не значительно, увеличение было лишь на 3,5%. В динамике рост превалирует у ЭТЭ и ЭИЭ. Особенно их количество сильно увеличились в 2012 году на 114% по сравнению с 2011 г. И сальмонеллез в 2014 г. примерно на 42,1%, кампилобактерии – на 216,7% по сравнению с 2011 г.

Как видно из приведённых данных большинство составляют Salm. гр. D 82%, 80% и 67% за три года.

Серологическая группа D оказалась доминирующей и была представлена только одним серологическим вариантом – Salmonella enteritidis. Частоту регистрации сальмонеллеза, в группе детей можно объяснить тесным общением детей этой возрастной группы в организованных коллективах и их низкой самоорганизацией. Заболевание протекает в локальной форме гастроэнтерита, ведущий синдром - диарейный.

Для проведения эмпирического исследования были выбраны два отделения инфекционное и педиатрическое. Мощность инфекционного отделения для взрослых -10 коек, а для детей -20, в педиатрическом отделении – 25 коек. Полученные данные говорят о большом потоке больных в данных отделениях. При этом показатель работы койки во взрослом инфекционном отделении соответствует норме, а показатель в детском и педиатрическом отделении – выше. Что говорит о повышенной нагрузке на мед. персонал и можно объяснить нехваткой коек для данного контингента пациентов.

Укомплектованность инфекционного отделения средним медперсоналом составляет 55%, младшим медперсоналом составляет 51,8%. Укомплектованность средним медперсоналом педиатрического отделения составляет 84%, младшим медицинским персоналом 91,3%. Укомплектованность врачами составляет 80,9%. В структуре преобладают высшая и первая категории, что показывает высокий профессионализм мед. персонала и значит высокое качество предоставляемых услуг.

С целью изучения проблем пациентов детского инфекционного отделения было проведено сплошное исследование на базе Усть-Лабинской РЦБ родителей детей находящихся в детском и инфекционном отделении. В анкетировании (анонимно) приняли участие n= 30 родителей детей.

Большинство детей респондентов, лежащих в отделениях, соответствуют возрасту от 1 года до трёх – 56,7% и дети первого года – 36,7%. По составу семьи: у 18 человек семья полная – 60%, остальных воспитывали один родитель или опекун. По условиям жилья: большинство 16 семей – 53,3% проживают в отдельной квартире остальные в коммунальной или общей квартире.

Проблему с тошнотой и рвотой имеют большинство детей 30 человек, из них 28 человек имеют сопутствующую лихорадку и 37 диарею. При этом страх и слабость испытывают 23 человека. Большинство 21 испытывают дискомфорт.

Опрошенные – 90%, удовлетворены ухо­дом и мед. помощью которую им предоставляют в отделение. Этот показатель так же говорит о хорошем качестве предоставляемых услуг.

Проблему связанные со стрессом, дефицитом знаний о заболеваемости, и уходом за ребенком отметили большинство – 26 человек.

В результате проведённого исследования полученные следующие результаты:

Анализ двадцати современных источников литературы выявил, что в настоящее время заболеваемость кишечными инфекциями в России остается достаточно высокой. Острые кишечные инфекции занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости, особенно среди пациентов детского возраста.

Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями влияют на сестринский процесс в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо - физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.

Систематизация основных принципов работы медицинских сестер отделения, проведённое исследование проблем пациентов с острыми кишечными инфекциями путем анкетирования родителей, мнения медицинских сестер позволило выявить, что основными особенностями сестринского ухода у детей с острыми кишечными инфекциями являются:

  • строгое выполнение врачебных назначений;
  • необходимая подготовка к лабораторным и инструментальным методам исследования;
  • разъяснение и убеждение в необходимости проведения исследований;
  • соблюдения всех врачебных назначений и динамическое наблюдение за ребенком;
  • соблюдение санитарно-противоэпидеми­ческого режима в отделении: обеспечение инфекционной безопасности для родителей, персонала пациентов;
  • оценка состояния ребенка при каждом контрольном посещении и поддержание его положительного эмоционального состояния;
  • установление с ребенком и его родителями доверительных отношений;
  • поддержка родителей на всех стадиях развития заболевания
  • восполнение дефицита знаний родителей о причинах заболевания, факторах риска, особенностях течения и др.
  • обучение родителей приемам профилактики кишечных инфекций формирование здоровых привычек не только ребенка, но и всей семьи.

Для улучшения качества оказываемой сестринской помощи необходимо ввести в штатное расписание отделения острых кишечных инфекций 4,5 ставки медицинской сестры процедурного кабинета.

Обеспечить отделение перфузорами для проведения инфузионной терапии с целью дозированного введения инфузионных растворов и соблюдения скорости инфузии.

Создать методические рекомендации с актуальными результатами исследований по проблеме ухода за пациентами детского возраста в инфекционном отделении.

Молодых Екатерина Борисовна

Острые кишечные инфекции являются достаточно распространенной патологией у детей в различных возрастных группах.

Дети особенно чувствительны к воздействию инфекционных возбудителей, чем и обусловлено быстрое развитие основных проявлений заболевания – резкое повышение температуры тела, повторная рвота, жидкий стул, отказ от еды, что практически в течение нескольких часов приводит к обезвоживанию организма вследствие потери воды и солей, нарастанию интоксикации, прогрессирующему ухудшению состояния малыша.

В такой ситуации крайне необходимо своевременно и оперативно обеспечить весь комплекс мероприятий по уходу за ребенком.

Даже однократная рвота является основанием для отмены кормления. Если же рвота повторяется, кормления отменяют на 4-8 часов: все это время ребенок нуждается в непрерывном обеспечении жидкостью для восполнения ее потерь и поддержания нормальной работы внутренних органов.

Чем и как поить ребенка? Для детей первых месяцев жизни в первую очередь – это кипяченная вода, солесодержащие растворы (регидрон, цитроглюкосолан), детский чай. Более старшим детям можно давать, кроме этого, отвар овощей, фруктов (морковь, яблоко) без добавления сахара, минеральную воду без газа и свежезаваренный слабый слегка подслащенный чай. Количество зависит также от возраста: детям первого года жизни следует давать по 50-60 мл. в час, от одного до трех лет – 80-90 мл. в час, более старшим – 100-120 мл. в час.

Крайне важно помнить, что вся предлагаемая жидкость должна бы комфортной температуры, подогретой до 30-35 градусов, кроме того, ребенка необходимо поить дробно, т.е. давать пить понемногу, по 1-2-3 чайные ложки через каждые 5-10 минут, контролируя его состояние – наличие тошноты, позывов на рвоту, общее самочувствие. Все это время ведется тщательный учет выпитой жидкости и количества мочи, для чего детей младшего возраста следует на время оставить без подгузника. Или же, если есть такая возможность, взвешивать его подгузник не реже, чем каждые два часа.

Если в течение 4-6 часов рвота не повторяется, ребенок достаточно активен, выпил весь объем жидкости и его температура не превышает 38 градусов, можно попробовать начать кормление. Чем кормить? Для грудных детей, находящихся на естественном вскармливании, лучшим питанием в этот период, безусловно, является материнское молоко. Малыша нужно прикладывать к груди не реже, чем через каждые два часа, можно чаще. Если ребенок достаточно активно сосет грудь, с каждым последующим кормлением он получает все большую порцию молока, что позволит постепенно увеличить перерывы между кормлениями до 3-3,5 часов. Блюда прикорма в первые сутки болезни лучше не давать.

При отсутствии грудного молока, кормления после перерыва начинают с привычного для ребенка, соответствующего его возрасту питания. Это может быть адаптированная молочная смесь, в т.ч. кисломолочная или безлактозная. Объем первого после перерыва кормления составляет не более половины обычного, который малыш усваивал до болезни.

Если аппетит ребенка восстанавливается, то можно постепенно, в течение 6-8 часов довести объем кормления до двух третей обычного. Недостающее количество жидкости продолжаем давать в перерывах между кормлениями. На второй день, если состояние ребенка улучшилось, кроме смесей, можно дать ему кашу, соответствующую его возрасту, но не более половины обычного объема. Детям старше одного года, на второй день болезни в случае улучающегося самочувствия и отсутствия рвоты можно предложить овощное пюре из картофеля и моркови или тыквы. Начиная с трех-пяти чайных ложек в день, можно в два приема. По-прежнему необходимо контролировать: сколько жидкости ребенок усваивает в течение суток, учитывая абсолютно все питание и питье.

Если заболевание ребенка сопровождается повышенной температурой тела (более 38 градусов), возникает необходимость приема жаропонижающих препаратов. При наличии упорной рвоты предпочтение следует отдавать, безусловно, лекарственным препаратам в виде свечей с содержанием парацетомола (эффералган, цефекон) в соответствующей возрасту дозе. Если же рвота повторяется не более 1-2 раз, ребенку можно дать препарат нурофен. В случае, если температура тела не превышает 38 градусов, лучше обойтись без жаропонижающих. В течение суток жаропонижающие можно применять не более 3-х раз. Если температура остается высокой, то необходимо дополнительно проконсультироваться с врачом, наблюдающим ребенка.

При острых кишечных инфекциях воспаление слизистой ведет к резкому нарушению всасывания воды и ускоренной эвакуации содержимого кишечника. В результате чего возникает диарея. Потери воды и соли со стулом могут быть столь интенсивными, что их бывает сложно компенсировать путем приема жидкости. Ребенок просто не в состоянии выпить и усвоить объем, в 2-2,5 раза превышающий привычные порции питания и питья. Для уменьшения потерь воды и солей следует дать больному энтеросорбент (смекта или зостерин ультра) дробно в 4-6 приемов в течение дня. Все лечебные мероприятия должны проводится под наблюдением и контролем врача. О малейших изменениях состояния ребенка необходимо своевременно сообщить своему педиатру, так как в случае тяжелого течения заболевания и при нарушении предписанного режима, состояние ребенка может ухудшиться и возможно потребуется госпитализация.

Не следует самостоятельно без разрешения врача давать ребенку антибиотики, противодиарейные и противорвотные препараты. Все необходимое лечение должно быть индивидуальным, обоснованным и современным. Ограничения в диете необходимо соблюдать на протяжении 5-7 дней, при тяжелых формах – до 10 дней. Переход к привычному для малыша рациону должен быть постепенным, с учетом всех рекомендаций вашего педиатра.

Выполнение назначений врача, ваша забота, терпение и внимание к любым изменениям в течение болезни – верный путь к скорейшему выздоровлению ребенка.









Современные методы лечения





Острая кишечная инфекция

Кишечные инфекции – одно из самых распространенных заболеваний в мире.


Острые кишечные инфекции (ОКИ) – группа острых инфекционных заболеваний человека, вызываемых различными инфекционными агентами (преимущественно бактериями), с алиментарным механизмом заражения, проявляющиеся лихорадкой и кишечным синдромом с возможным развитием обезвоживания и тяжелым течением в детской возрастной группе и у пожилых людей.

Заболеваемость кишечными инфекциями в мире, и в частности в России, достаточно высока. Ежегодно на планете заболевают более 500 млн. человек. Показатель заболеваемости в России доходит до 400 и более случаев на 100 тыс. населения.

Причины кишечных инфекций

Пищеварительный тракт состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника (включающего 12-типерстную кишку, тощую кишку, подвздошную кишку), толстого кишечника. В слюне ротовой полости присутствует вещество – лизоцим, обладающее бактериостатическим действием. Это первый защитный барьер. Слизистая оболочка желудка имеет железы, вырабатывающиежелудочный сок (состоящий из соляной кислоты и пепсина). Соляная кислота является вторым барьером для патогенных микроорганизмов, который могут в нем погибнуть (однако это происходит не всегда). Слизистая тонкого кишечника покрыта многочисленными ворсинками, участвующими в пристеночном пищеварении, выполняющими защитную и транспортную функции. Кроме того, слизистая кишечника содержит секреторный иммуноглобулин – IgA, играющий роль в иммунитете организма человека.

Микрофлора, населяющая кишечник, делится на облигатную (обязательную для присутствия в кишечнике), к которой относятся бифидобактерии, лактобактерии, кишечные палочки, бактероиды, фузобактерии, пептококки. Облигатная флора составляет 95-98% от всех представителей. Функция облигатной флоры – защитная за счет конкурентного присутствия и участие в процессах пищеварения. Другая группа микроорганизмов, населяющих кишечник, называется факультативной (добавочной) флорой, к которой относятся стафилококки, грибы, условно-патогенные микроорганизмы (клебсиеллы, стрептококки, протей, синегнойная палочка, клостридии и другие). Добавочная флора также может участвовать в процессе пищеварения за счет выработки определенных ферментов, однако условно-патогенная при определенном росте может вызвать развитие кишечного синдрома. Вся остальная флора, попадающая извне, называется патогенной и вызывает острую кишечную инфекцию.

Какие возбудители могут явиться причиной острой кишечной инфекции?

Выделяют несколько видов кишечных инфекций в зависимости от этиологии:

  1. Кишечная инфекция бактериальная: cальмонеллез (Salmonellae enteritidis et spp.), дизентерия (Shigellae sonnae et spp.), иерсиниоз (Iersiniae spp.), эшерихиоз (Esherihiae coli энтероинвазивные штаммы), кампилобактериоз (энтерит, вызванный Campylobacter), острая кишечная инфекция, вызванная синегнойной палочкой (Pseudomonas aeruginosa), клостридиями (Clostridium), клебсиеллами (Klebsiellae), протеем (Proteus spp.), стафилококковое пищевое отравление (Staphilococcus spp.), брюшной тиф (Salmonellae typhi), холера (Vibrio cholerae), ботулизм (отравление ботулотоксином) и прочие.
  2. ОКИ вирусной этиологии (ротавирусы, вирусы группы Норфолк, энтеровирусы, коронавирусы, аденовирусы, реовирусы).
  3. Грибковые кишечные инфекции (чаще грибы рода Candida).
  4. Протозойные кишечные инфекции (лямблиоз, амебиаз).

Причины возникновения кишечных инфекций


Источник инфекции – больной клинически выраженной или стертой формой кишечной инфекции, а также носитель. Заразный период с момента возникновения первых симптомов болезни и весь период симптомов, а при вирусной инфекции – до 2х недель после выздоровления. Больные выделяют возбудителей в окружающую среду с испражнениями, рвотными массами, реже с мочой.

Механизм заражения – алиментарный (то есть через рот). Пути инфицирования – фекально-оральный (пищевой или водный), бытовой, а при некоторых вирусных инфекциях – воздушно-капельный. Большинство возбудителей острой кишечной инфекции высокоустойчивы во внешней среде, хорошо сохраняют свои патогенные свойства на холоде (в холодильнике, например). Факторы передачи – пищевые продукты (вода, молоко, яйца, торты, мясо в зависимости от вида кишечной инфекции), предметы обихода (посуда, полотенца, грязные руки, игрушки, дверные ручки), купание в открытых водоемах. Основное место в распространении инфекции отводится соблюдению или не соблюдению норм личной гигиены (мытье рук после туалета, ухода за больным, перед едой, дезинфекция предметов обихода, выделение личной посуды и полотенца заболевшему, сокращение контактов до минимума).

Восприимчивость к кишечным инфекциям всеобщая независимо от возраста и пола. Наиболее восприимчивы к кишечным патогенам – дети и лица преклонного возраста, лица с заболеваниями желудка и кишечника, люди, страдающие алкоголизмом.

Иммунитет после перенесенной инфекции нестойкий, строго типоспецифический.

Общие симптомы острых кишечных инфекций

Инкубационный период (с момента попадания возбудителя до появления первых признаков болезни) длится от 6 часов до 2х суток, реже дольше.

Для практически любой кишечной инфекции характерно развитие 2х основных синдромов, но в различной степени выраженности:

  1. Инфекционно-токсического синдрома (ИТС), который проявляется температурой от субфебрильных цифр (37? и выше) до фебрильной лихорадки (38° и выше). При некоторых инфекциях температуры нет совсем (например, холера), также отсутствие температуры или небольшой кратковременный подъем характерен для пищевого отравления (стафилококкового, например). Температура может сопровождаться симптомами интоксикации (слабость, головокружение, ломота в теле, подташнивание, иногда на фоне высокой температуры рвота). Часто инфекционно-токсический синдом является началом острой кишечной инфекции, длится от нескольких часов до суток, реже дольше.
  2. Кишечного синдрома. Проявления кишечного синдрома могут быть разными, но есть схожесть симптоматики. Этот синдром может проявляться в виде синдрома гастрита, гастроэнтерита, энтерита, гастроэнтероколита, энтероколита, колита.

Синдром гастрита характеризуется появлением болей в области желудка (эпигастрии), постоянной тошноты, рвоты после приема пищи и питья воды, причем ее может вызвать даже глоток жидкости. Рвота может быть многократной, приносящей недолговременное облегчение. Возможно разжижение стула и в течение короткого промежутка времени, иногда однократно.

Синдром гастроэнтерита сопровождается болями в животе в области желудка и околопупочной области, рвотой, появлением частого стула сначала кашицеобразного характера, а затем с водянистым компонентом. В зависимости от причины возникновения в стуле может меняться цвет (зеленоватый при сальмонеллезе, светло-коричневый при эшерихиозе, к примеру), а также появляться слизь, непереваренные остатки пищи.

Синдром энтерита характеризуется появлением только нарушений стула в виде частого водянистого стула. Частота зависит от вида возбудителя и степени инфицирующей дозы его, попавшей к конкретному больному.

Синдром гастроэнтероколита проявляется и рвотой, и частым жидким стулом, боли в животе становятся разлитого характера и практически постоянными, акты дефекации становятся болезненными, не приносящими облегчения, нередко примеси крови и слизи в стуле. Некоторые акты дефекации со скудным слизистым отделяемым.

Синдром энтероколита характеризуется только выраженным болевым синдромом по всему периметру живота, частым стулом вперемешку со скудным отделяемым.

Синдром колита проявляется боями в нижних отделах живота, преимущественно слева, акты дефекации болезненные, содержимое скудное с примесью слизи и крови, ложные позывы на стул, отсутствие облегчения в конце дефекации.

Такие синдромы как гастроэнтерит, гастроэнтероколит и энтероколит характерны для сальмонеллеза, энтероколит и колит – для дизентерии, эшерихиозы сопровождаются развитием гастроэнтерита, энтерит – ведущий синдром холеры, синдром гастрита может сопровождать пищевое отравление, однако это может быть и гастроэнтерит, вирусные кишечные инфекции протекают чаще в виде гастроэнтеритов.

Осложнения острых кишечных инфекций

  1. Дегидратация (обезвоживание) – патологическая потеря воды и солей неестественным путем (рвота, жидкий стул). Выделяют 4 степени обезвоженности у взрослых: - 1 степень (компенсированная) – потеря массы тела до 3% от исходной; 2 степень (переходная) – потеря массы тела 4-6% от исходной; 3 степень (субкомпенсированная) – 7-9% от исходной; 4 степень (декмпенчированная) – более 10% потери массы тела от исходной. Помимо снижения веса беспокоит сухость кожи и слизистых, жажда, снижение эластичности кожи, нарушения гемодинамики (учащение пульса, снижение АД).
  2. Одно из проявлений молниеносной дегидратации: дегидратационный шок с возможным летальным исходом. Имеет место глубокое обезвоживание и расстройства гемодинамики (критическое падение артериального давления).
  3. Инфекционно-токсический шок: возникает на фоне высокой температуры, чаще в начале болезни и сопровождается высокой токсинемией (высокой концентрацией токсинов бактерий в крови), серьезными нарушениями гемодинамики и возможным летальным исходом.
  4. Пневмония (воспаление легких).
  5. Острая почечная недостаточность.

Не секрет, что появление частого жидкого стула для большинства людей – не повод для обращения к врачу. Большинство стараются различными препаратами и методами остановить диарею и восстановить нарушенное состояние здоровья. Вместе с тем, простая (как кажется на первый взгляд) кишечная инфекция может обернуться серьезной проблемой с длительной потерей трудоспособности.

Симптомы, с которыми нужно обратиться к врачу незамедлительно:

  1. ранний детский возраст (до 3х лет) и дошкольный возраст ребенка;
  2. лица преклонного возраста (старше 65 лет);
  3. частый жидкий стул более 5 раз в сутки у взрослого;
  4. многократная рвота;
  5. высокая лихорадка с диареей и рвотой;
  6. кровь в стуле;
  7. схваткообразные боли в животе любой локализации;
  8. выраженная слабость и жажда;
  9. наличие хронических сопутствующих болезней.

Что нельзя категорически делать при подозрении на острую кишечную инфекцию:

Если появился частый жидкий стул, сопровождаемой болями в животе и температурой, то:

  1. Нельзя применять болеутоляющие лекарственные средства. В случае скрытых симптомов какой-либо хирургической патологии (холецистит, аппендицит, кишечная непроходимость и другие) снятие болевого синдрома может затруднить постановку диагноза и отложить оказание своевременной специализированной помощи.
  2. Нельзя самостоятельно применять закрепляющие средства (вяжущие) – такие как иммодиум или лоперамид, лопедиум и другие. При острой кишечной инфекции основная масса токсинов возбудителей концентрируется в кишечнике, и применение таких препаратов способствует их накоплению, что усугубит состояние пациента. Течение кишечной инфекции будет благоприятным при своевременном опорожнении содержимого кишечника вместе с токсинами патогенов.
  3. Нельзя делать самостоятельно клизмы, особенно с горячей водой.
  4. Нельзя применять греющие процедуры на живот (грелка с горячей водой, например), что безусловно способствует усилению воспалительного процесса, что усугубит состояние пациента.
  5. При наличии симптомов острой кишечной инфекции и подозрении на хирургическую патологию нельзя медлить и пытаться лечить подручными средствами (народные, гомеопатические и другие). Последствия промедления с обращением за медицинской помощью могут быть очень печальными.

Профилактика острой кишечной инфекции сводится к следующим мероприятиям:

Читайте также: