От чего умер шуберт от сифилиса

Обновлено: 19.04.2024

Когда и где умер Франц Шуберт, в каком возрасте, причина смерти?

Когда и где был похоронен композитор?


Знаменитый австрийский композитор Франц Шуберт страдал сифилисом - по тем временам это заболевание было не редкостью. Он не был женат и вёл свободный образ жизни, с застольями и женщинами. Был у него и близкий друг, поэт Шобер, с которым они даже одно время делили жильё, и с которым его лечил один и тот же врач.


В конце 1822 года у композитора появились первые признаки сифилиса. В конце 1823-го его на два месяца помещают в больницу, после чего его состояние улучшается.

Две эксгумации праха композитора при его перезахоронении позволили учёным установить, что от сифилиса он смог излечиться, и сделано это было при помощи хлорида ртути - сулемы - единственного в то время препарата, которым лечили сифилис.

Позже Шуберт заболевает брюшным тифом, который и стал, по официальной версии, причиной его смерти. Однако существует предположение, что настоящей причиной могло быть отравление той самой ртутью.

Однажды, а именно 31 октября 1828 года Шуберт внезапно почувствовал отвращение к пище, его тошнило и рвало. Он слёг.


19 ноября 1828 года композитора не стало. Это произошло в его родной Вене. Ему было неполных 32 года.

По последнему желанию Шуберта похоронили на Вергинском кладбище вблизи могилы умершего годом ранее Людвига Бетховена, которого Шуберт боготворил. Через 60 лет прах обоих перезахоронят на Центральном кладбище Вены.

default

Инфекция вела охоту за Францем Шубертом, австрийским композитором начала XIX века, в течение последних шести лет его жизни.

1822 год. 25-летний композитор завершает свою знаменитую, так и не исполненную при его жизни "Неоконченную симфонию". В конце этого же года появляются первые симптомы сифилиса.

Распространенность венерических заболеваний во времена Шуберта была достаточно велика. В самой Вене насчитывалось около десяти тысяч девушек древнейшей профессии. Неудивительно, что свободный и даже разгульный образ жизни Шуберта наряду с его пристрастием к спиртному и неразборчивыми связями с женщинами имели свои пагубные последствия. В это же самое время заболел и его близкий друг, поэт Шобер. Считалось, что именно Шобер втянул Шуберта в любовные похождения. К Шоберу Шуберт испытывал особую привязанность, в чем можно убедиться в многочисленных письмах. Если принять во внимание гомосексуальные наклонности композитора наряду с одновременным заболеванием сифилисом двух друзей, то вполне можно допустить сексуальную связь между ними. Примечательно, что во время своей болезни Шуберт пытался еще больше сблизиться со своим другом и поселился даже у него на квартире, где их лечил один и тот же врач.

В тайну своей болезни Шуберт посвятил лишь брата Фердинанда и своего близкого друга Анзельма Хюттенбренера, брата одного из своих врачей. Хюттенбренер вел дневник, который сжег после смерти композитора, но "реабилитировал" себя тем, что сохранил партитуру "Неоконченной симфонии" Шуберта, о существовании которой не знало в течение десятилетий даже большинство друзей и родных композитора.

Осенью 1823 года состояние ухудшилось, и Шуберт был помещен во Всеобщую больницу Вены, где провел около двух месяцев. В связи с появившимися высыпаниями на волосистой части головы Шуберту пришлось сбрить свои волосы и носить парик до тех пор, пока не отрасли новые. Удивительно, но именно в это время, будучи в таком состоянии, Шуберт заканчивает свой знаменитый цикл песен "Прекрасная мельничиха". Он пел о любви бедного мельника, находясь под прессингом совершенно других мыслей и чувств.

В январе-феврале 1824 года самочувствие композитора можно было расценивать как относительно хорошее. Один из его друзей пишет Шоберу: "Это было в день рождения Шуберта. У Крон мы устроили праздник, и, как всегда, все сильно напились. Даже сильно опьянев, я мог видеть, каким был каждый. Шуберт спал. Выглядит он намного лучше, весел. Почти всегда голоден. Сочиняет квартеты, немецкие песни и много вариаций". Улучшение возникло благодаря лечению ртутью - единственному в то время и довольно эффективному способу лечения сифилиса. Сейчас ученые с уверенностью утверждают, что Шуберту удалось полностью излечиться от сифилиса. Это стало известно благодаря двум эксгумациям останков композитора при перенесении его праха на центральное венское кладбище.

"Дорогой Шобер, - пишет он, - я болен. Уже 11 дней ничего не ем и не пью и, шатаясь от усталости, перехожу от кресла к кровати и обратно. Если я что-нибудь съем, то сразу же вырву все это". Утомляемость и сильная слабость достигли такой степени, что композитор не мог уже передвигаться по комнате. Трудно себе представить, что в эти тяжелые дни Шуберт занимался правкой песенного цикла "Зимний путь".

шуберт умер сифилиса

композитор Франц Шуберт

В течение всей жизни и достаточно долго после смерти Франц Шуберт был олицетворением не понятого гения, так и не добившегося признания. Его музыкой восхищались только друзья и близкие, а большинство произведений обнаружено и опубликовано много лет спустя после его безвременной смерти.

Разочарованный, вечно нуждающийся Шуберт создавал божественную музыку. Будучи не очень счастливым, оставаясь одиноким и чувствуя себя изолированным от всего мира, он писал дивную, наполненную свежестью музыку. Так кем же был этот невысокий, близорукий, проживший недолгую жизнь скиталец, названный при рождении Францем Питером Шубертом?

Младший из сыновей

Семья Шубертов родом из австрийской Силезии. Отец композитора перебрался в Вену и через время стал директором школы в пригороде Лихтенталя. Он женился на девушке из своей деревни, которая работала поварихой. Средств в семье не хватало, хотя нельзя сказать, что они жили в нищете. В браке родилось 14 детей, из которых только пятеро выжили. Самым младшим из сыновей был Франц Питер Шуберт.

композитор Франц Шуберт

Он родился 31 января 1797 года. Первые пять лет Шуберт провел дома. С ранних лет мальчик проявлял любовь к музыке. Маленький Франц обожал общество столярного подмастерья, с которым часто посещал мастерскую по изготовлению фортепиано. Там юный Шуберт самостоятельно учился играть, опираясь только на природное чутье. Если вспомнить великих гениев-самоучек, Шуберта можно назвать самым уникальным. Когда он в 7 лет впервые начал заниматься с учителем, выяснилось, что юный пианист уже владеет всеми основами игры на фортепиано. Мальчик также обладал очень красивым голосом. Руководитель хора в Лихтентале Микаэл Холзер признал, что никогда у него не было такого ученика.

Дар юного Франца Шуберта

Определенно, гений искусства посетил мальчика в момент рождения. Возможно, только талант юного Моцарта можно поставить выше.

В 11 лет Шуберт пел соло в церковном приходе Лихтенталя, играл соло на скрипке. Отец показал талантливого сына в Императорской капелле. В 1808 году его послушали два придворных мастера – Сальери и Эйблер. Результат превзошел все ожидания – Шуберта приняли в императорский хор.

Являясь довольно неплохим скрипачом, он стал членом небольшого школьного оркестра, который практически ежедневно играл инструментальную музыку великих авторов, симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Благодаря своему умению играть на разных инструментах, а также преданности музыке, Шуберт вскоре получил повышение – пост первой скрипки. Он также должен был дирижировать оркестром, если отсутствовал главный дирижер.

Непреодолимое желание

Его музыка стремилась выйти наружу, но он держал свои порывы в секрете. Все же было очень трудно сопротивляться импульсу сочинять. Мысли потоками охватывали Франца, и у него никогда не было достаточно нотной бумаги, чтобы записать все, что рвалось наружу.

композитор Антонио Сальери

Антонио Сальери – учитель и покровитель Шуберта

Почти всю жизнь Шуберт прожил, если не в нужде, то с ограниченными средствами, но особенно остро он всегда испытывал недостаток нотной бумаги. Уже в 13 лет он писал невероятно много: сонаты, мессы, песни, оперы, симфонии… К сожалению, только некоторые из этих ранних работ увидели свет.

Не состоявшийся брак Шуберта

композитор Франц Шуберт

1813 год считается завершающим периодом раннего творчества. В связи с переходным возрастом начал ломаться голос, и Франц больше не мог петь в придворной капелле. Император разрешил ему остаться в школе, но юный гений больше не хотел учиться. Он вернулся домой и по настоянию отца стал помощником учителя в его школе. Ему выпало работать в классе для самых маленьких, с детьми, которые еще ничего не умеют и быстро все забывают. Это было невыносимо для юного гения. Он часто выходил из себя, поправляя учеников пинками и шлепками. Несмотря на его отчаянные старания, им были всегда недовольны.

В этот период Шуберт познакомился с Терезой Гром. Дочь мануфактурщика, мягко говоря, не была красавицей – белесая, с выцветшими, как у многих блондинок бровями, со следами перенесенной оспы на лице. Она пела в церковном хоре, и как только музыка начинала звучать – Тереза преображалась из дурнушки в приметную девушку, озаренную внутренним светом. Шуберт не смог остаться равнодушным и в 1814 году решил жениться. Однако материальные затруднения помешали ему завести семью. Шуберт с грошовой зарплатой школьного учителя не устроил мать Терезы, а та, в свою очередь, не смогла пойти против родительской воли. Поплакав, она вышла замуж за кондитера.

Конец рутине

композитор Франц Шуберт - учитель в школе

Посвятив всего себя нудной работе, Шуберт ни на мгновение не переставал работать над тем, что было дано ему с рождения. Его производительность как композитора просто поражает. 1815 считается самым продуктивным годом в жизни Шуберта. Он написал более 100 песен, полдюжины опер и оперетт, несколько симфоний, церковную музыку и так далее. В это время он много работал с Сальери. Сейчас трудно даже себе представить, как и где он находил время сочинять. Многие песни, написанные в этот период, стали лучшими в его творчестве, что еще удивительнее, так это то, что он писал иногда по 5-8 песен в день.

Три года прошли в бесконечном самонаказании и беспрецедентном самоотвержении и, наконец, Шуберт решился освободиться от связывающей его должности. И даже, если для этого нужно было покинуть Вену, поссориться с отцом, он был готов на все.

друг композитора Шуберта Франц фон Шобер

Франц фон Шобер – лучший друг Шуберта

Новые знакомые Франца

В декабре 1815 года было принято решение присоединить к обычной школе в Лейбахе музыкальную. Открыли должность учителя с мизерной, всего 500 венских флоринов, зарплатой. Шуберт подает заявку, и хотя на была подкреплена очень весомой рекомендацией от Сальери, на должность назначили другого, и план побега из дома рухнул. Однако помощь пришла, откуда не ждали.

Студент Шобер, рожденный в Швеции и приехавший в Германию, был так поражен песнями Шуберта, что решил во что бы то ни стало познакомиться с автором. Увидев, как поглощенный работой помощника учителя, композитор исправляет ошибки маленьких учеников, Шобер решил избавить юного гения от ненавистного замкнутого круга повседневных обязанностей и предложил занять одну из комнат квартиры, которую снимал. Так и поступили, а через какое-то время Шуберт съехался с поэтом Майрхофером, многие стихи которого потом положил на музыку. Так началась дружба и интеллектуальное общение между двумя талантами. В этой дружбе был и третий, не мене важный – Иоганн Фогль, известный исполнитель венских опер.

Шуберт становится знаменитым

оперный певец Иоганн Михаэль Фогль

Иоганн Михаэль Фогль

Песни Франца все больше и больше привлекали певца, и однажды он пришел к нему без приглашения и просмотрел его работы. Дружба Шуберта с Фоглем оказала огромное влияние на молодого композитора. Фогль помогал ему в выборе поэм для песен, декламировал стихи с выражением, чтобы музыка, написанная Шубертом, максимально подчеркнула идеи, выраженные в стихах. Шуберт приходил к Фоглю утром, и они или сочиняли вместе, или корректировали уже написанное. Шуберт очень полагался на мнение друга, и принимал большинство его замечаний.

То, что не все замечания улучшили работы композитора, видно из рукописей некоторых песен, написанных Шубертом. Молодой и увлеченный гений не всегда улавливает вкус и потребности публики, а вот практикующий исполнитель обычно лучше понимает ее требования. Иоган Фогль был не совсем тем корректором, в котором нуждался гений, но с другой стороны, он стал тем, кто сделал Шуберта известным.

Вена – королевство фортепиано

Франц Шуберт аккомпанирует на фортепиано

Естественное распространение популярности музыки Шуберта проходило через музыкальные круги, которые были открыты для него. Вена заслужила репутацию центра музыкального мира. В каждом доме фортепиано было незаменимой частью вечерних собраний, на которых было много музыки, танцев, чтения и дискуссий. Шуберт был одним из самых известных и желанных гостей на собраниях Бидермейеровской Вены.

Боязнь завтрашнего дня

Годом позже все, что происходило в жизни композитора, ясно отразилось в его записях и очевидно демонстрировало все признаки депрессии, все сильнее и сильнее поглощающей Шуберта. Разбитые надежды (особенно связанные с его операми), беспросветная нищета, плохое здоровье, одиночество, боль и разочарование в любви – все это приводило в отчаяние.

Но самым удивительным было то, что эта депрессия совсем не отразилась на его работоспособности. Он не прекращает писать музыку, создавая шедевр за шедевром.

Конец пути Франца Шуберта

Иногда его мучили головные боли, но совсем не предвещали ничего серьезного. К сентябрю 1828 года Шуберт чувствовал постоянное головокружение. Доктора советовали спокойный образ жизни и проводить больше времени на свежем воздухе.

комната, в которой умер композитор Франц Шуберт

комната, в которой Франц Шуберт умер

3 ноября он преодолел пешком большое расстояние, чтобы послушать Латинский реквием, написанный его братом, последнее произведение, услышанное Шубертом. Вернувшись домой, после 3-часовой прогулки, он жаловался на изнеможение. Сифилис, которым был заражен композитор уже 6 лет, перешел в последнюю стадию. Обстоятельства заражения доподлинно не известны. Его лечили ртутью, что, скорее всего, и было причиной головокружений и головных болей.

Состояние композитора ухудшалось драматически. Его сознание стало терять связь с реальностью. Однажды он стал требовать, чтобы ему позволили уйти из комнаты, где находился, потому что не понимает, где он и почему он здесь.

Франц Шуберт скончался 19 ноября 1828 года, не дожив до своего 32-летия. Его похоронили недалеко от Бетховена, перед которым он преклонялся всю свою короткую жизнь.

Франц Шуберт трагически рано покинул этот мир, оставив ему неоценимое наследие. Он создал удивительную музыку, трогающую проявлением чувств и согревающую душу. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат – только три.

памятник композитору Францу Шуберту

ФАКТЫ

Восхитительное сопрано и мастерство владения скрипкой не мог забыть никто, кто хотя бы однажды слышал Франца Шуберта.

По праздникам Франц обожал ходить в театр. Больше всего ему нравились оперы Вайгля, Черубини, Глюка. В результате мальчик сам начал писать оперы.



Сифилис — бич Европы со времён возвращения Колумба из Америки. Им болели так часто и так многие, что можно было говорить о слабо тлеющей эпидемии с отдельными яркими вспышками. Удивительно ли, что многие знаменитости жили с сифилисом или умерли от него? Гораздо интереснее, что болезнь, похоже, повлияла на их характер, а может, и на характер их творчества.

Надо сказать, самая разрушительная форма у болезни была в пятнадцатом веке — настолько разрушительная, что сифилитики напоминали прокажённых, только умирали куда быстрее. Так произошёл естественный отбор, и среди следующих поколений уже встречалось немало людей, которые относительно спокойно жили с хроническим сифилисом, не распадаясь на глазах на части.

Относительно спокойно, поскольку он затрагивал суставы (как у Воланда в знаменитом романе Булгакова), поражал мозг (вызывая эротоманию, снижение критичности мышления, бредовые идеи), вызывал тремор или глухоту. Одни сгорали от сифилиса за несколько лет, другие жили с ним до глубокой старости, разнося болезнь дальше. К слову, основными разносчицами сифилиса считались проститутки, хотя фактически наравне с ними шли их клиенты, которые спокойно шли от проституток домой, заражали жён, совращали или насиловали служанок, передавая им болезнь, и зачинали больных уже в утробе детей.

Самый знаменитый сифилитик — Ги де Мопассан

Мопассан был одержим эротоманией всю жизнь. Он мог на спор вызвать у себя стойкое возбуждение за несколько секунд, одной силой мысли, и проводил много часов в борделях. Болезни Ги спокойно выносил за пределы борделя: ему мало было соитий как таковых, ему хотелось укладывать женщин в свою постель, как можно больше женщин. Он был на этой идее помешан.

Мопассан на картине Мане.

Нелеченный сифилис привёл у ещё молодого писателя к хроническим головным болям, неврозам, спазмам сосудов, проблемам с сердцем. Он обращался ко многим врачам, но те или предполагали нервное заболевание, или злоупотребление курением, пока один опытный доктор не понял в чём дело. Известие о болезни не остановило Мопассана. Он спокойно продолжал заражать женщин.

В двадцать семь лет всё некогда очень волосатое тело писателя покрылось проплешинами, а один глаз почти потерял зрение. Он начал терять нить разговора или рассуждений. Его одолевали галлюцинации. В таком состоянии он дожил до сорока трёх лет и написал почти все свои произведения — болезнь и страдания словно подстёгивали его разум и талант. Он умер в сумасшедшем доме. Последние дни жизни Мопассан ползал по своей палате на четвереньках, как животное.

Ги де Мопассан.

Самый неожиданный сифилитик — Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр был известен своей скромностью в отношении женщин (при полном равнодушии к мужчинам), так что многих изумляет тот факт, что он всю долгую жизнь был болен сифилисом. Считается, что он привёз его из своего единственного бурного романа в Италии. Но есть и более конспиративная версия: что он заразился им нарочно, чтобы понять природу сифилитического безумия.

В своё время Шопенгауэр прославился очень экстравагантной теорией о том, как должен бы выглядеть брак. Он считал, что в браке на одну женщину должно приходиться два мужа — так, мол, разумнее всего. Также он считал, что, когда детей у женщины быть больше не может, брак необходимо расторгнуть. Удивительно ли, что дамы, которым в то время не было возможности прокормить себя самим, сочли его идеи женоненавистническими? Да он, в общем-то, и не скрывал, что после поездки в Италию женщин не очень любит.

Возможно, Шопенгауэр стал дурно относиться к женщинам, поняв, что заразился сифилисом.

Самый весёлый сифилитик — Анри Тулуз-Лотрек

В юности, как известно, знаменитый, но тогда только будущий ещё художник повредил ноги и перестал расти, оставшись ростом около полутора метров. Возможно, именно это помешало ему жениться и определило круг его общения с женщинами: Анри постоянно вращался среди проституток и проституированных танцовщиц. Он также известен был своим остроумием и неунывающим характером.

Похороны скандального художника прошли под стать всей его жизни. Повозкой с гробом заправлял отец Анри. Он был пьян, и ему показалось, что лошади идут слишком медленно. Тулуз-Лотрек старший стал их подстёгивать, и в результате похоронный процессии пришлось буквально бежать за гробом к кладбищу.

Фотография художника за работой.

Самый легендарный сифилитик — Иван Грозный

Долгое время считалось, что царя отравили, и он медленно и долго умирал от яда. И действительно, в останках Грозного современные учёные нашли немало ртути. Вот только ртуть была не слишком популярна как яд — её чаще использовали как лекарство. В том числе от сифилиса.

Как известно, в середине жизни Иван Грозный был крайне невоздержан, совершил множество групповых изнасилований совместно со своими опричниками и, по слухам, с отдельными опричниками тоже забавлялся. Похоже, от кого-то из них он и подхватил сифилис, или напрямую, или во время преступных забав с москвичками.

Известно, что перед смертью у царя распухла печень, выпали волосы с головы и из бороды, мучили страшные боли в спине. Предполагают, что он также страдал галлюцинациями, ему являлись убиенные им. Всё это — симптомы застарелого сифилиса. Кстати, большое количество ртути нашли и в останках его якобы убитого им сына. Считается, что сын разделил с отцом немало любовниц и, возможно, любовников и тоже мог быть заражён.

Ивана Грозного в старости принято изображать бородатым. Зря.

Самая счастливая из сифилитиков — Флоренс Дженкинс Фостер

Флоренс Фостер вошла в историю как самая плохая оперная певица. В юности у неё был замечательный музыкальный слух, но она неудачно вышла замуж и получила от мужа сифилис. Болезнь лечили ртутью, которая повредила слух, но, очевидно, не вылечили — на голове у Фостер не было волос, а поведение стало отличаться экстравагантностью.

У Фостер исчезла всякая критичность мышления, так что собственное пение — весьма и весьма далёкое от стандартов оперного — ей казалось идеальным, и она спокойно выступала с ним, не смущаясь смешками в зале. Кроме того, на выступления она сочиняла очень необычные наряды, впрочем, в пределах общих приличий. В результате Фостер всегда чувствовала себя звездой и законодательницей мод. Она прожила долгую жизнь и умерла, успев исполнить свою мечту — дать большой концерт в Карнеги-Холл.

Флоренс считала себя неотразимой и держалась очень кокетливо.

Надо сказать, что у Фостер был свой круг друзей, которые очень уважительно к ней относились, несмотря ни на что. Дело в том, что она спонсировала начинающих музыкантов и композиторов, играющих и сочиняющих академическую музыку. С салона Флоренс началась карьера многих из них, пусть и не самых знаменитых.

default

Инфекция вела охоту за Францем Шубертом, австрийским композитором начала XIX века, в течение последних шести лет его жизни.

1822 год. 25-летний композитор завершает свою знаменитую, так и не исполненную при его жизни "Неоконченную симфонию". В конце этого же года появляются первые симптомы сифилиса.

Распространенность венерических заболеваний во времена Шуберта была достаточно велика. В самой Вене насчитывалось около десяти тысяч девушек древнейшей профессии. Неудивительно, что свободный и даже разгульный образ жизни Шуберта наряду с его пристрастием к спиртному и неразборчивыми связями с женщинами имели свои пагубные последствия. В это же самое время заболел и его близкий друг, поэт Шобер. Считалось, что именно Шобер втянул Шуберта в любовные похождения. К Шоберу Шуберт испытывал особую привязанность, в чем можно убедиться в многочисленных письмах. Если принять во внимание гомосексуальные наклонности композитора наряду с одновременным заболеванием сифилисом двух друзей, то вполне можно допустить сексуальную связь между ними. Примечательно, что во время своей болезни Шуберт пытался еще больше сблизиться со своим другом и поселился даже у него на квартире, где их лечил один и тот же врач.

В тайну своей болезни Шуберт посвятил лишь брата Фердинанда и своего близкого друга Анзельма Хюттенбренера, брата одного из своих врачей. Хюттенбренер вел дневник, который сжег после смерти композитора, но "реабилитировал" себя тем, что сохранил партитуру "Неоконченной симфонии" Шуберта, о существовании которой не знало в течение десятилетий даже большинство друзей и родных композитора.

Осенью 1823 года состояние ухудшилось, и Шуберт был помещен во Всеобщую больницу Вены, где провел около двух месяцев. В связи с появившимися высыпаниями на волосистой части головы Шуберту пришлось сбрить свои волосы и носить парик до тех пор, пока не отрасли новые. Удивительно, но именно в это время, будучи в таком состоянии, Шуберт заканчивает свой знаменитый цикл песен "Прекрасная мельничиха". Он пел о любви бедного мельника, находясь под прессингом совершенно других мыслей и чувств.

В январе-феврале 1824 года самочувствие композитора можно было расценивать как относительно хорошее. Один из его друзей пишет Шоберу: "Это было в день рождения Шуберта. У Крон мы устроили праздник, и, как всегда, все сильно напились. Даже сильно опьянев, я мог видеть, каким был каждый. Шуберт спал. Выглядит он намного лучше, весел. Почти всегда голоден. Сочиняет квартеты, немецкие песни и много вариаций". Улучшение возникло благодаря лечению ртутью - единственному в то время и довольно эффективному способу лечения сифилиса. Сейчас ученые с уверенностью утверждают, что Шуберту удалось полностью излечиться от сифилиса. Это стало известно благодаря двум эксгумациям останков композитора при перенесении его праха на центральное венское кладбище.

"Дорогой Шобер, - пишет он, - я болен. Уже 11 дней ничего не ем и не пью и, шатаясь от усталости, перехожу от кресла к кровати и обратно. Если я что-нибудь съем, то сразу же вырву все это". Утомляемость и сильная слабость достигли такой степени, что композитор не мог уже передвигаться по комнате. Трудно себе представить, что в эти тяжелые дни Шуберт занимался правкой песенного цикла "Зимний путь".

Читайте также: