Отбор проб песка на гельминты из песочницы

Обновлено: 17.04.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Игры в песочницах помогают в развитии интеллекта ребенка. Во время игры с песком у ребенка развивается координация движений и новые для него тактильные ощущения, формируется и совершенствуется мелкая моторика пальцев. Но загрязненные песочницы сильно влияют на здоровье детей. Существует значительное количество заболеваний, при которых человек может заражаться от собак и кошек, особенно бродячих и бездомных. Много родителей обеспокоено состоянием песочницы. Она всё – таки находиться во дворе, и мало ли какой мусор и грязь может в неё попасть.

Согласно правилам благоустройства г. Набережные Челны, песок на детских площадках должен меняться два раза в год и отвечать санитарно – гигиеническим требованиям.

Мы проживаем в 37 комплексе г. Набережные Челны, постоянно ходим гулять с младшими сестренками на детские площадки. Нам стало интересно, соответствует ли качество песка на этих площадках нормам, поэтому изучение данной темы является для нас актуальным.

Цель работы: оценить экологическое состояние песка на детских песочницах 37 комплекса г. Набережные Челны.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

сделать обзор литературы по данной проблеме;

определить влияние загрязненного песка на здоровье детей;

определить содержание тяжелых металлов в песке, сравнить с санитарно – гигиеническими нормами;

предложить правила безопасного использования песка на детских площадках.

Объект исследования: детские площадки 37 комплекса.

Предмет исследования: песок детских площадок.

При написании работы были использованы следующие методы:

При определении содержания химических элементов в песке была использована экологическая мини – экспресс лаборатория фирмы Кристмас+.

Теоретическая часть

Обзор литературы

Что такое песок, представить может каждый. С научной точки зрения это всё же сыпучий материал неорганического происхождения, состоящий из множества мелких песчинок или фракций, осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород [5]. Песок получается из маленьких частичек минералов, входящих в состав горных пород, поэтому в песке можно обнаружить различные минералы. В основном в песке находят кварц (вещество — диоксид кремния или SiO 2), так как он прочный и его много в природе. Иногда песок на 99% состоит из кварца. Из других минералов в песке имеется полевой шпат, кальциты, слюда, железная руда, а также в небольших количествах гранат, турмалин и топаз.

Песок для детских песочниц подразделяется на две основные категории: Мелкая фракция: используется для мест, на которых играют маленькие дети. Такой песок отличается следующими характеристиками: мягкий, рыхлый, безопасен для маленьких и нежных рук, идеально подходит для лепки. Крупная фракция: чаще всего такой песок используется для детей старшего возраста. На таком материале удобно играть в подвижные игры, бегать, прыгать и ходить.

Содержание химических элементов в песке (особенно тяжелых металлов) не должно превышать санитарно – гигиенические нормы, иначе это может сильно отразиться на здоровье детей[4].

2. Влияние экологического состояния песка на здоровье детей

Экологическое состояние песка может сильно повлиять на здоровье детей. Наличие крупного мусора, экскрементов животных, повышенное содержание химических элементов (особенно тяжелых металлов), может привести к серьезным нарушениям здоровья, а именно - таблица 1.

Влияние превышения содержания химических элементов в песке на здоровье людей

Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа

Nature protection. Soils. Methods for sampling and preparation of soil for chemical, bacteriological, helmintological analysis

Дата введения 2019-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией "Некоммерческое партнерство Координационно-информационный центр государств - участников СНГ по сближению регуляторных практик" (Ассоциация "НП КИЦ СНГ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. N 52)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

Институт стандартизации Молдовы

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 апреля 2018 г. N 202-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 17.4.4.02-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2019 г.

ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год; поправка, опубликованная в ИУС N 10, 2021 год

Поправки внесены изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на случаи общего и локального загрязнения почв, происшедшего в результате аварийных розливов и просыпки токсичных материалов, аварийных залповых выбросов вредных и токсичных веществ, разрывов канализационных коллекторов, разрушения дамб и обваловок шламонакопителей и в других аварийных ситуациях для установления факта наличия загрязнения.

Настоящий стандарт устанавливает методы отбора и подготовки проб почвы естественного и нарушенного сложения для химического, бактериологического и гельминтологического анализа.

Настоящий стандарт предназначен для контроля общего и локального загрязнения почв в районах воздействия промышленных, сельскохозяйственных, хозяйственно-бытовых и транспортных источников загрязнения, при оценке качественного состояния почв, а также при контроле состояния плодородного слоя, предназначенного для землевания малопродуктивных угодий и при осуществлении государственного экологического надзора.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 17.4.2.01-81 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния

ГОСТ 17.4.2.02-83 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей пригодности нарушенного плодородного слоя почв для землевания

ГОСТ 17.4.3.01-83 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб

ГОСТ OIML R 76-1-2011 Государственная система обеспечения единства измерений. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания

ГОСТ 892-89 Калька бумажная. Технические условия

ГОСТ 1341-97 Пергамент растительный. Технические условия

ГОСТ 1625-2016 Формалин технический. Технические условия

ГОСТ 3251-91 Клеенка подкладная резинотканевая. Технические условия

ГОСТ 4233-77 Реактивы. Натрий хлористый. Технические условия

ГОСТ 5180-2015 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 6613-86 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия

ГОСТ 8273-75 Бумага оберточная. Технические условия

ГОСТ 9147-80 Посуда и оборудование лабораторные фарфоровые. Технические условия

ГОСТ 12302-2013 Пакеты из полимерных пленок и комбинированных материалов. Общие технические условия

ГОСТ 16317-87 Приборы холодильные электрические бытовые. Общие технические условия

ГОСТ 18300-87* Спирт этиловый ректификованный технический. Технические условия

ГОСТ 19126-2007 Инструменты медицинские металлические. Общие технические условия

ГОСТ 19596-87 Лопаты. Технические условия

ГОСТ 23707-95 Инструмент мелкий для обработки почвы. Технические условия

ГОСТ 25336-82 Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ 30090-93 Мешки и мешочные ткани. Общие технические условия

ГОСТ 33781-2016 Упаковка потребительская из картона, бумаги и комбинированных материалов. Общие технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Аппаратура, материалы, реактивы

Ножи почвенные по ГОСТ 23707.

Ножи из полиэтилена или полистирола по технической документации.

Буры почвенные по технической документации.

Холодильник, поддерживающий температуру от 4°C до 6°C по ГОСТ 16317.

Холодильники-сумки по технической документации.

Весы лабораторные общего назначения с предельной нагрузкой 200 и 1000 г по ГОСТ OIML R 76-1.

Кюветы эмалированные по технической документации.

Кристаллизаторы стеклянные по ГОСТ 25336.

Сита почвенные с сеткой 0,25; 0,5; 1; 3 мм по ГОСТ 6613.

Спиртовки лабораторные стеклянные по ГОСТ 25336.

Ступки и пестики фарфоровые по ГОСТ 9147.

Ступки и пестики яшмовые, агатовые или из плавленого корунда по технической документации.

Флаконы или банки стеклянные широкогорлые с притертыми пробками вместимостью 300, 500, 800, 1000 см по технической документации.

Банки или коробки из пищевого полиэтилена или полистирола по технической документации.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По данным Всемирной Организации Здравоохранения причиной каждой третьей смерти на планете являются паразитарные заболевания, по оценкам специалистов 8 из 10 дошкольников в нашей стране заражены червями-паразитами. Но симптомы заражения явно проявляются только у каждого третьего ребенка. Очень часто ни дети, ни их родители не знают признаков заражения гельминтами, способов защиты от гельминтозов и доступных средств их профилактики.(7)

В структуре инфекционных заболеваний кишечные гельминтозы находятся на третьем месте. Согласно оценке Всемирного банка, экономический ущерб от кишечных гельминтозов занимает четвертое место среди ущерба, наносимого всеми болезнями и травмами. В РФ ежегодно на гельминтозы обследуются более 10 млн. человек, 83% зараженных гельминтами составляют дети в возрасте до 14 лет. У детей встречаются более 15 видов гельминтов, из них наиболее распространенными являются энтеробиоз, лямблиоз, аскаридоз, токсокароз и др.

Актуальность нашей работы заключается в том, что гельминтозы – прежде всего детская проблема, ведь у ребенка защитные барьеры организма еще не сформировались. Именно поэтому действие гельминтов может вызвать самые серьезные последствия, вплоть до замедления умственного и физического развития. Практическая работа в рамках нашего проекта показала, что возможность заражения гельминтами в песочницах нашего микрорайона очень высокая, поэтому мы считаем, что необходимо обратить внимание родителей, воспитателей и учащихся младших классов на эту проблему. Возможность заражения гельминтами в песочницах нашего микрорайона впервые была выявлена учащимися нашей школы еще в 2009-2010 учебном году. Многое было сделано по профилактике гельминтозов, но сейчас мы вновь возвращаемся к этой теме, потому что она стала опять актуальной для нашего микрорайона и требует внимания родителей, воспитателей и жителей микрорайона.

Паразитические черви и их личинки на медицинском языке называются гельминтами. Многие их разновидности давно известны науке. Но годы исследований лишь доказали, что докопаться до истины и обнаружить гельминтоз (заболевание, вызываемое глистами) бывает довольно сложно.

Хотя методы современной диагностики позволяют выявлять все формы гельминтозов, часто случаи заражения так и остаются нераскрытыми. Обычно у человека даже не возникает мысли, что его атаковали глисты. Ведь симптомы этого заболевания - слабость, ухудшение аппетита, депрессия, головные боли, аллергические реакции - сбивают с толку даже врачей.(6)

Цель проектной работы: выявить возможность заражения детей гельминтозами в песочницах нашего микрорайона и ознакомить с результатами исследований родителей воспитанников детского сада, учащихся младших классов и их родителей, учителей, а так же жителей микрорайона.

Перед нами стояли следующие задачи: изучить отдельные методики выявления и подсчета яиц гельминтов во внешней среде; провести наблюдения; собрать статистические данные по результатам наблюдений в микрорайоне; разработать информационные листки для воспитанников детского сада, их родителей и воспитателей; выработать рекомендации по профилактике заражения гельминтозами, подготовить выступление по результатам исследований для учащихся младших классов и родительском собрании в детском саду №27.

Основная часть

1.1 Кто же они, организмы, вызывающие гельминтозы?

Паразиты (от греч. parasitos - нахлебник, тунеядец) – это низшие организмы, живущие внутри или снаружи другого организма (хозяина) и питающиеся за его счет. Они съедают все самое лучшее – витамины, микроэлементы, необходимые нам биологически активные вещества.(6)

В зависимости от реализации цикла развития червей и путей распространения, выделяют три группы паразитов: контактные гельминты, геогельминты и биогельминты. Наиболее просто обстоит дело с контактными гельминтами. Для них характерно выделение зрелых или почти зрелых яиц, которые непосредственно заразны для человека. Человек заражается через предметы обихода и грязные руки, которые исполняют роль факторов передачи. К этой группе, например, относится энтеробиоз.
Возбудители, относящиеся к группе геогельминтов, характеризуются прямым циклом развития, без промежуточных хозяев. Роль механических переносчиков играют животные (они не нужны для развития гельминтов). Паразиты этой группы выделяют незрелые яйца, которые определенную часть развития должны пройти в почве. Достигнув инвазионной (заразной) стадии, паразиты попадают в организм человека различными путями. К этой группе гельминтов относится, например, аскаридоз и ряд других.
Наиболее сложный цикл развития у биогельминтов. Их возбудители, покинув организм человека, должны пройти часть цикла развития в другом хозяине (клещи, моллюски). И лишь после этого они окажутся в состоянии заразить здорового человека. Непосредственное заражение от больного в этой ситуации невозможно, так как гельминт попадает в организм здорового человека на иной стадии развития, принципиально отличающейся от той, на которой он первоначально выделился из организма больного. Жизненный цикл некоторых видов биогельминтов проходит со сменой до четырех хозяев.(4)

Имеет ли какое-то значение для обыкновенного человека классификация гельминтозов? Безусловно, имеет. Согласитесь с тем, что теперь Вы сами можете предполагать, какие условия необходимы для успешного существования паразитических червей и, соответственно, где, когда и как следует избегать вероятной встречи с ними.

Наиболее распространенными гельминтами человека являются геогельминты. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире аскаридозом ежегодно заражается около 1,2 млрд. человек. (7)

Среди всех глистов принято различать кишечных и внекишечных гельминтов. Как видно из названия, последние живут вне кишечника - в мышцах, легких, печени. С током крови они могут попасть в любой уголок организма и обосноваться там.

Самые распространенные - так называемые круглые черви. Большую долю всех гельминтозов вызывают два вида кишечных глистов - аскариды (взрослые особи достигают в длину 20-25 сантиметров) и острицы (червячки с заостренными концами длиной 3-7 миллиметров). Более редки случаи вторжения плоских и ленточных червей.(5)

1.2 Как можно заразиться?

Чаще всего заражение гельминтами происходит после заглатывания инвазионных, то есть в меру созревших яиц глистов. В тропических странах переносчиками заболевания бывают насекомые (москиты, клещи).

Ребенок может заразиться где угодно - дома, на прогулке, в детском саду. Самые частые виновники инфицирования - это грязные руки, немытые фрукты, контакт с уличной одеждой и обувью, пол в прихожей, общение с бродячими собаками и кошками, игра на земле или в песочнице.

Непосредственно от человека к человеку передаются только яйца остриц и карликового цепня. Яйца остальных гельминтов для дозревания должны обязательно попасть в подходящую среду - почву или воду. Иногда перед вторжением в организм человека им необходимо проникнуть в "промежуточного хозяина".

Итак, черви- паразиты попадают к нам в организм через:

плохо помытые фрукты и овощи;

деньги, игрушки, ковры, белье, пыль;

при купании в водоемах;

при употреблении воды из непроверенных источников (на даче, в деревне, на природе);

при употреблении в пищу домашнего сала с прожилками мяса, малосоленой рыбы из пресных водоемов, шашлыка из свинины и т. д.

Еще одна причина попадания в нас паразитов – это фекалии животных, они высыхают, и ветер поднимает их в воздух и разносит, а мы этим дышим. Здоровый образ жизни и наша чистоплотность здесь не поможет. (7)

Самое широкое распространение гельминтозов наблюдается в азиатских и африканских странах, особенно это касается круглых, плоских и ленточных червей.

Но, оказывается, существует и реальная угроза заражения и в обычной детской песочнице, что нам и удалось установить при проведении наблюдений за песочницами нашего микрорайона и анализа песка в песочницах по методу Фюллеборна.

1.3 Какой вред организму наносят гельминты.

После некоторого времени сосуществования человека и глистов происходит интоксикация - постепенное отравление организма продуктами их жизнедеятельности. Повышается утомляемость, ухудшается или, напротив, усиливается аппетит, появляются головные боли. У детей наблюдается замедление умственного и физического развития.

Так как глисты чаще всего обживают кишечник, именно с него начинаются многие проблемы. Нарушается работа кишечника, он не справляется с всасыванием витаминов. Может появиться дисбактериоз, который проявляется в виде болей в животе, поносов, запоров, тошноты и рвоты.

Повышение чувствительности к аллергенам - тоже результат бурной жизнедеятельности глистов. Последствия могут быть очень печальными - от кожных высыпаний до бронхиальной астмы. Врачи-аллергологи утверждают, что больше половины всех аллергических реакций - это результат существующего или когда-то пережитого гельминтоза. (5)

Гельминты делают все, чтобы расчистить путь своим сородичам. Они отрицательно влияют на защитные силы организма, что приводит к снижению иммунитета (и кишечника, и всего организма в целом).

Чаще всего о заражении можно догадаться по косвенным признакам. Если вы заметили какие-то изменения в поведении и самочувствии ребенка, в своем самочувствии - надо обязательно пройти полное лабораторное обследование на выявление глистов. Вам предстоит сдать анализ кала на яйца глистов либо соскоб на энтеробиоз - заболевание, которое вызывают острицы. Быть может, придется сделать несколько анализов, ведь это очень субъективный метод диагностики. Дело в том, что глисты, как любые живые организмы, проходят определенные периоды развития: молодость, половозрелость и старость. Чтобы обнаружить их яйца, надо уловить тот момент, когда они начнут размножаться, а это далеко не всегда удается. Например, острицы, ведущие ночной образ жизни, часто бывают просто неуловимы. Ведь соскоб в клинике делается днем. Из-за подобных сложностей в диагностике врач имеет право назначить противоглистную терапию, опираясь только на косвенные признаки. Тем более если есть характерные изменения самочувствия. Большинство препаратов, действующих губительно на глистов, не вызывают побочных действий.(5) Как и при любом заболевании не стоит самостоятельно заниматься лечением. Нужно понимать, что для окончательной победы над гельминтами нужна целая терапевтическая программа.

Собственные исследования.

2.1 Анкетирование участников исследования.

Мы решили выяснить знают ли жители нашего микрорайона о воздействии паразитов на организм и меры защиты от них. Было проведено анкетирование, в котором приняло участие 89 респондентов. Им было предложено ответить на 6 вопросов:

1. Моете ли вы руки перед едой? (да; нет; иногда)

2. Моете ли вы руки после посещения туалетной комнаты? (да; нет; иногда)

3.Моете ли вы руки после разговора по мобильному телефону? (да; нет; иногда)

4.Знаете ли вы пути попадания червей-паразитов в организм человека? (да; нет)

Читайте также: