Отдел надзора за инфекционными

Обновлено: 15.04.2024


* - Обозначены фамилии сотрудников, выполняющие обязанности заведующего отделом на время его отсутствия.

Структурное подразделение

Занимаемая должность

Фамилия, имя, отчество

Телефон

1

2

3

4

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

Черкасова Людмила Васильевна

Заместитель главного врача

Уполномоченный на решение вопросов ГО и ЧС

Пантелеев Герман Юрьевич

Заместитель главного врача

Пчелкина Елена Викторовна

Косьяненко Елена Ивановна

ОТДЕЛ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Спичкин Алексей Васильевич

Планирования и организации деятельности

Шевчук Елена Валерьевна

Кайкова Маргарита Владимировна

Группа гигиенической подготовки и оформления ЛМК

Галета Татьяна Сергеевна

И.о. заведующего отделением организации лабораторных исследований

Филимонова Н адежда В ячеславовка

Соколова Наталья Викторовна

Группа компьютерного обеспечения

Осипов Алексей Кузьмич

ОТДЕЛ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ

Давыденко Оксана Юрьевна

ОТДЕЛ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

З аведующ ий отделом

Макарова Ольга Владимировна

ОТДЕЛ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

Топчиева Татьяна Владимировна

Ширман Яков Шмуэльевич
Шабанова Надежда Сергеевна

Волошенкова Зинаида Михайловна

ОТДЕЛ ГИГИЕНЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Филиппова Галина Богдановна

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Малинчев Илья Александрович

Заведующий отделением гигиены питания

Абросименкова Нина Николаевна

Заведующий отделением исследования воздуха

Осипова Любовь Кузминична

Заведующий отделением исследования воды и почвы

Сурикова Ольга Николаевна

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Темирлиева Роза Османовна

Заведующий отделением санитарной бактериологии

Красикова Анна Николаевна

Заведующий отделением вирусологии

Бурханов Рамазан Амирович

Заведующий отделением эпидемиологической бактериологии

Орловская Ирина Владимировна

БУХГАЛТЕРИЯ

Фомина Наталья Петровна

ВЕДУЩИЙ ЭКОНОМИСТ

Сурикова Елена Юрьевна

ОТДЕЛ КАДРОВ

Глушкова Наталья Васильевна

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Островская Наталья Александровна

ОТДЕЛ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

Воронова Надежда Ивановна

Воронов Василий Игоревич

Структурное подразделение

Занимаемая должность

Фамилия, имя, отчество

Телефон

1

2

3

4

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

Груздева Ольга Александровна

Заместитель главного врача

Преображенская Елена Владимировна

Гарке Наталья Григорьевна

ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ


III. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

9. В соответствии с возложенными задачами Отдел Управления выполняет следующие функции:

9.1. Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

9.2. Осуществляет разработку и проведение мероприятий по предупреждению, ограничению распространения и ликвидации инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе по специфической профилактике инфекционных и паразитарных болезней; контроль за условиями хранения, транспортирования и применением медицинских иммунобиологических препаратов.

9.3. Организует санитарно-эпидемиологические расследования, направленные на установление причин и выявление условий возникновения и распространения вспышек инфекционных и паразитарных заболеваний.

9.4. Организует и проводит совещания, семинары по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

9.5. Осуществляет ведение государственного и отраслевого статистического наблюдения в пределах компетенции Отдела.

9.6. Организует и контролирует деятельность своих территориальных отделов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

9.7. Готовит предложения по:

9.7.1. Ежегодному плану основных организационных мероприятий и показателям деятельности Управления по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела, а также отчеты о своей деятельности.

9.7.2. О подготовке, повышении квалификации и стажировке специалистов Отдела.

9.8. Своевременно рассматривает и готовит ответы на:

запросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органов местного самоуправления, обращения граждан, юридических лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

9.9. Информирует органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, население и средства массовой информации об эпидемиологической ситуации и принимаемых мерах по стабилизации, снижению и ликвидации инфекционных и паразитарных болезней.

Тип документа: Положение

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 19,8 кб

Бланк документа

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяет задачи, функции, полномочия и организацию деятельности отдела организации надзора за инфекционными и паразитарными болезнями (далее - Отдел) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по __________ (далее - Управление).

2. Отдел Управления организован в соответствии с приказом Управления от _______ 200_ года N _____ и является его структурным подразделением.

3. Отдел подчиняется руководителю Управления или заместителю руководителя, курирующему данный раздел работы.

4. Отдел руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ______________, а также настоящим Положением.

5. Положение об Отделе утверждается приказом руководителя Управления (изменения и дополнения в Положение вносятся согласно в том же порядке).

6. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Управления, в том числе его территориальными отделами, федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в _________________".

По поручению руководителя Управления или его заместителя Отдел вправе осуществлять взаимодействие с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти ___________ (субъекта РФ), органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.

7. Деятельность Отдела осуществляется в соответствии с планами работы Управления, а также поручениями руководителя Управления и заместителя руководителя, курирующего работу отдела.

II. ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

8. Основными задачами Отдела являются:

8.1. Осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения __________ (субъекта РФ).

8.2. Профилактика инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.

III. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

9. В соответствии с возложенными задачами Отдел Управления выполняет следующие функции:

9.1. Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

9.2. Осуществляет разработку и проведение мероприятий по предупреждению, ограничению распространения и ликвидации инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе по специфической профилактике инфекционных и паразитарных болезней; контроль за условиями хранения, транспортирования и применением медицинских иммунобиологических препаратов.

9.3. Организует санитарно-эпидемиологические расследования, направленные на установление причин и выявление условий возникновения и распространения вспышек инфекционных и паразитарных заболеваний.

9.4. Организует и проводит совещания, семинары по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

9.5. Осуществляет ведение государственного и отраслевого статистического наблюдения в пределах компетенции Отдела.

9.6. Организует и контролирует деятельность своих территориальных отделов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

9.7. Готовит предложения по:

9.7.1. Ежегодному плану основных организационных мероприятий и показателям деятельности Управления по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела, а также отчеты о своей деятельности.

9.7.2. О подготовке, повышении квалификации и стажировке специалистов Отдела.

9.8. Своевременно рассматривает и готовит ответы на:

запросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органов местного самоуправления, обращения граждан, юридических лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

9.9. Информирует органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, население и средства массовой информации об эпидемиологической ситуации и принимаемых мерах по стабилизации, снижению и ликвидации инфекционных и паразитарных болезней.

IV. ПОЛНОМОЧИЯ ОТДЕЛА

10.1. Через руководство Управления запрашивает в установленном порядке материалы и сведения у других отделов Управления, территориальных отделов и учреждений Управления о предоставлении материалов, необходимых для выполнения задач и функций, возложенных на Отдел.

10.2. Вносит предложения руководству Управления по организации и осуществлению деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела, а также по взаимодействию со специалистами других отделов Управления по выполнению поручений руководства Управления.

10.3. По поручению руководства осуществляет взаимодействие с органами управления здравоохранением, иными органами исполнительной власти ____________ (субъекта РФ) по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.

10.4. Привлекает в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Отдела, научные и иные организации, ученых и специалистов по согласованию с руководителями соответствующих учреждений.

10.5. По согласованию с руководством Управления привлекает для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Отдела, работников отделов Управления и территориальных отделов Управления.

10.6. Запрашивает периодическую специальную литературу и отдельные специальные издания, в том числе в электронном виде, необходимые для обеспечения деятельности Отдела.

10.7. Получает обязательный экземпляр копии нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов Управления, постановлений Главного государственного врача Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.

10.8. Пользуется обновляемыми электронными правовыми базами.

10.9. По поручению руководства Управления производит проверку состояния и организации работы территориальных отделов и организаций Управления, по заданию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека привлекается к проверкам территориальных органов и учреждений Федеральной службы по вопросам осуществления государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

10.10. По поручению руководства Управления участвует в работе коллегиальных и совещательных органов для обсуждения вопросов деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

10.11. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА

11.1. Отдел возглавляет начальник Отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Управления.

11.2. Заместитель начальника Отдела назначается на должность и освобождается от должности руководителем Управления по представлению начальника Отдела.

11.3. В период отсутствия начальника Отдела его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя Управления.

11.4. Специалисты Отдела являются федеральными государственными гражданскими служащими. Их правовой статус, в том числе квалификационные требования, права, обязанности, ответственность определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе регламентирующими вопросы прохождения федеральной государственной гражданской службы, настоящим Положением, должностными регламентами, разрабатываемыми на основании настоящего Положения, а также служебными контрактами.

11.6. Начальник Отдела имеет право:

11.6.1. Вносить в установленном порядке на рассмотрение руководства Управления:

- проекты документов организационно-распорядительного порядка по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

- предложения по вопросам, связанным с оптимизацией и совершенствованием работы Отдела, в том числе по повышению квалификации и совершенствованию знаний и навыков работников Отдела, по пополнению библиотечного фонда Управления литературой, периодическими печатными изданиями;

- предложения о поощрении и дисциплинарных взысканиях работников Отдела;

- предложения о заключении договоров, контрактов и соглашений по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

11.6.2. Согласовывать проекты организационно-распорядительных актов Управления и документов, представляемых в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

12. Возложение на специалистов Отдела обязанностей, не предусмотренных настоящим Положением и не относящихся к компетенции Отдела, не допускается.

13. Начальник Отдела несет ответственность за выполнение возложенных на Отдел задач, надлежащую организацию работы Отдела, своевременное и квалифицированное выполнение заданий и поручений руководства Управления.

14. Специалисты Отдела несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, служебным контрактом и должностным регламентом.

структура эпидемиологического надзор

Структура и содержание эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями.

Главными элементами системы эпидемиологического надзора являются три подсистемы:

3) управленческая (рис. 2).

Информационная подсистема

(верхняя часть рис. 2) должна обеспечить поступление в эпидемиологический отдел территориального центра гигиены и эпидемиологии следующих потоков информации:

а) сведения об инфекционной заболеваемости за ряд прошедших лет;
б) сведения о возбудителях данной инфекции и их биологических свойствах;
в) сведения о санитарно-гигиеническом состоянии территории и эпидемически значимых объектов;
г) сведения о проводимых противоэпидемических мероприятиях и качестве их выполнения.

Ретроспективный эпидемиологический анализ

Информация, поступившая в эпидемиологический отдел, подвергается ретроспективному эпидемиологическому анализу, в ходе которого выявляются группы риска, территории риска и время риска, а также оценивается эффективность проведенных противоэпидемических мероприятий.

Группы риска — это возрастные, профессиональные и иные группы населения, среди которых показатели заболеваемости инфекционной болезнью выше, чем в других группах. При определении групп риска целесообразно использовать как интенсивные, так и экстенсивные показатели заболеваемости. Первые из них свидетельствуют о риске заражения в данной группе населения, вторые — о вкладе данной группы населения в формирование общих показателей заболеваемости.

Территории риска — это административные территории, в пределах которых заболеваемость населения характеризуется более высокими показателями в сравнении с контрольными территориями. В отдельных случаях за территориальную единицу принимают микрорайоны, микроучастки, территории, объединенные общей системой водоснабжения, обеспечения пищевыми продуктами и т.д.

Время риска — это периоды в годовой или многолетней динамике заболеваемости, когда уровни заболезаемости существенно превышают аналогичные показатели в другие временные промежутки.

Под факторами риска понимают причины и условия, способствующие формированию и распространению эпидемического варианта возбудителя, что в конечном итоге прийти к более высокой заболеваемости данной болезнью в группах, во времени и на территориях риска.

При выяснении факторов риска используют все виды информации, указанные ранее, а также дополнительную информацию, характер и объем которой определяются конкретной нозологической формой болезни и потребностями аналитической работы.

Для этих же целей прибегают к использованию приемов формальной логики (методы сходства, различий, сопутствующих изменений, остатков, аналогий, согласования), существенно облегчающих установление причинно-следственных связей между факторами риска и заболеваемостью.

Диагностическая подсистема

На данном этапе ретроспективного эпидемиологического анализа очень важно выявить не только причины и условия, влияющие на заболеваемость, но и вскрыть механизмы их действия на заболеваемость, а также найти среди причин такие переменные, на которые возможно подействовать доступными противоэпидемическими мероприятиями.

Эффективность проведенных противоэпидемических мероприятий оценивается по результатам влияния на динамику инфекционной заболеваемости путем сопоставления их фактической и потенциальной эффективности.

Прогнозирование

Важной задачей ретроспективного эпидемиологического анализа является разработка прогноза развития эпидемического процесса на предстоящий период (чаще всего — на очередной календарный год).

Прогноз, в свою очередь, является тем основанием, исходя из которого формулируется цель эпидемиологического надзора на предстоящий период. Следует предостеречь от произвольного формулирования цели эпидемиологического надзора.

Каким бы заманчивым ни выглядело желание снизить заболеваемость з следующем году, оно останется невыполненным если прогнозируется ее циклический подъем. В данном случае обоснованной и реальной целью может явиться предупреждение массовых вспышек, ограничение сезонных подъемов, влияние на заболеваемость в наиболее выраженных группах риска и т.д.

Управленческая подсистема

Из цели эпидемиологического надзора логически вытекает характер и содержание управленческих решений на проведение противоэпидемических мероприятий в следующем году.

Управленческие решения могут быть оформлены в виде заданий исполнителям противоэпидемических мероприятий или в виде перспективных планов противоэпидемических мероприятий, в реализации которых принимают участие подразделения центра гигиены и эпидемиологии.

Задания исполнителям и планы противоэпидемических мероприятий — это та основа, на которой будет строиться работа по профилактике и борьбе с инфекционной заболеваемостью в течение предстоящего периода (года).

В данном случае важными представляются три вопроса:

1) мероприятия, заложенные в задания и планы, должны вытекать из результатов ретроспективного эпидемиологического анализа заболеваемости, так как только в этом случае обеспечивается их адекватность конкретной эпидемической, ситуации;

2) эти мероприятия должны учитывать фазность развития эпидемического процесса, их активное проведение необходимо приурочить к фазе резервации, что в конечном итоге обеспечит упреждающий характер профилактической работы;

3) необходима постоянная кропотливая работа с исполнителями противоэпидемических мероприятий, что с одной стороны, связано со спецификой и условиями возникновения инфекционной заболеваемости, а с другой, — позволит осуществлять постоянный контроль за качеством проведения противоэпидемических мероприятий, так как они чаще всего проводятся немедицинскими службами и ведомствами, нуждающимися в профессиональных консультациях по противоэпидемическим вопросам.

Таким образом, ретроспективный эпидемиологический анализ инфекционной заболеваемости раскрывает закономерности эпидемического процесса и определяет стратегические направления в противоэпидемической работе.

Эффективность профилактики заболеваемости инфекционными болезнями в значительной мере определяется тем, насколько оперативно и своевременно корригируются перечень, объем и сроки проведения противоэпидемических мероприятий соответственно изменениям эпидемической обстановки.

Оперативный эпидемиологический анализ

Такая коррекция осуществляется на основе результатов оперативного эпидемиологического анализа. При оперативном эпидемиологическом анализе решаются две задачи.

  1. Первая связана со слежением за особенностями действия основных закономерных причин и условий развития эпидемического процесса, природа которых ранее установлена при ретроспективном эпидемиологическом анализе.
  2. Вторая задача состоит в своевременном выявлении дополнительных эпизодических причин активизации эпидемического процесса, расшифровке их природы и механизма действия. Решение обеих задач требует исчерпывающей эпидемиологической информации.

Оперативному эпидемиологическому анализу подвергаются следующие потоки информации (нижняя часть рис. 2):

1) сведения о текущей заболеваемости (за день, пятидневку, неделю, декаду, месяц);
2) изменения социальных и природных факторов, могущих повлиять на инфекционную заболеваемость;
3) сведения, полученные в ходе обследования эпидемических очагов;
4) сведения о качестве выполнения противоэпидемических мероприятий.

Основу информации, на которой строится оперативная оценка эпидемической обстановки, составляют данные о регистрируемой заболеваемости.

Система сбора, обработки и хранения информации для целей оперативного эпидемиологического анализа должна гарантировать непрерывное и своевременное поступление информации о регистрируемой заболеваемости. Этим достигается непрерывное слежение за уровнем, структурой и динамикой инфекционной заболеваемости. В ходе слежения осуществляют сопоставление частоты регистрации отдельных инфекций с нормативным уровнем для данного дня, пятидневки, недели, декады, месяца, а также с данными за аналогичные предшествующие отрезки времени по территории в целом и по отдельным группам населения.

Показатели нормативного уровня вычисляют на основании данных о заболеваемости за предшествующие годы после исключения эпизодических вспышек с достоверно установленными причинами. Нормативные показатели рассчитывают раздельно для лет с высокой и низкой заболеваемостью.

Результаты сопоставления показателей фактической заболеваемости с нормативными уровнями являются основанием для оценки эпидемической ситуации.

Могут быть следующие варианты оценки эпидемической ситуации:

а) отчетливый подъем заболеваемости с превышением верхней границы нормативного уровня;
б) подъем заболеваемости без превышения этой Границы;
в) относительно стационарные колебания заболеваемости в Пределах границ обычного уровня.

Оценив эпидемическую обстановку, приступают к формулированию и проверке гипотез о причинах заболеваемости.

В процессе этой работы, кроме сведений о заболеваемости, используются различные потоки информации, анализ которых позволяет обосновать предположение о причинах и условиях ухудшения эпидемической ситуации. Гипотезу о причинах изменения эпидемической обстановки вначале проверяют аналитически с широким использованием статистических методов. В дальнейшем для подтверждения гипотезы используют материалы эпидемиологического обследования очагов с единичными и множественными случаями заболеваний, а также лабораторные данные обследования больных и исследования объектов внешней среды.

При оперативном эпидемиологическом анализе, как и при ретроспективном, важно раскрыть механизмы влияния эпидемически значимых причин на заболеваемость. В случаях, когда повышения показателей текущей заболеваемости не наблюдается, объектом пристального внимания на этапе оперативного эпидемиологического анализа должны стать группы населения или территории, где в условиях типичной эпидемической ситуации отмечаются более высокие уровни инфекционной заболеваемости.

Обоснованная и подтвержденная гипотеза является основанием для принятия управленческого решения, направленного на нормализацию эпидемической обстановки. При незначительном подъеме заболеваемости управленческое решение обычно состоит в коррекции ранее запланированных противоэпидемических мероприятий. При значительном ухудшении эпидемической обстановки управленческое решение оформляется в виде отдельных оперативных планов противоэпидемических мероприятий.

Ретроспективный эпидемиологический анализ, принятие управленческих решений и организация их исполнения приурочиваются к концу календарного года, а сами решения чаще всего рассчитаны на очередной календарный год.

По мере уточнения информационных материалов и получения сводных данных за истекший год в первом квартале года могут производиться эпидемиолого-диагностические уточнения и коррективы управленческих решений.

На протяжении всего года характер работы определяется результатами оперативного эпидемиологического анализа.

К концу года повторяется ретроспективный эпидемиологический анализ с оценкой качества и эффективности проведенного эпидемиологического надзора в целом и его отдельных элементов. С учетом этого принимаются управленческие решения на очередной календарный год.

Читайте также: