Открытый урок по инфекционным заболеваниям

Обновлено: 11.05.2024

Основные задачи данного урока СБО: Познакомить обучающихся с видами инфекционных заболеваний, источниками передачи и вооружить знаниями, необходимыми для укрепления здоровья.

ВложениеРазмер
infektsionnye_zabolevaniya._profilaktika.docx 47.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока СБО в 10 классе

" Инфекционные заболевания. Причины возникновения. Профилактические меры"

1. Познакомить обучающихся с видами инфекционных заболеваний, источниками передачи.

2.Закрепить имеющиеся знания по личной гигиене и продолжить познания в области медицины.

1.Формировать умение делать небольшие выступления, умение сравнивать, анализировать и обобщать;

2.Вооружить учащихся знаниями, необходимыми для укрепления здоровья.

1. Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков,

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Power Point, словарные слова, кроссворды, карандаши.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о личной гигиене. Что это такое? (Уход за собой).

Слайд 1: Закрепление пройденного материала: Я предлагаю вам небольшой тест по этой теме. Вам нужно закончить фразу.

1. Ежедневный душ поможет очистить кожу от ….

А) От пыли и пота

Б) От соли и пищи

А) Перед едой и туалетом

Б) Перед игрой и занятиями спортом

3. Ухаживая за ногтями их нужно …..

А) Полировать и покрывать лаком

Б) Мыть и стричь

А) После каждого приема пищи

Б) Два раза в день

5. Чистота тела – это первая защита от ….

Б) Животных и насекомых

Что происходит с теми, кто не ухаживает за собой? (болеют)

Вступительное слово учителя

Слайд 2: Мы часто говорим о заразных болезнях.

В медицине такие болезни называют инфекционными.

Слайд 3: В переводе с латинского, слово инфекция означает — заражение )

Инфекционные заболевания - это заболевания, которые возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибка).

Слайд 5: В передаче возбудителей участвуют несколько основных факторов: воздух, вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, живые переносчики.
Как вы думаете, как по воздуху могут распространяться болезни?

Воздух служит фактором передачи, так называемой капельной инфекции. В воздух возбудители попадают с каплями слизи при чихании, кашле и разговоре, а затем оседают на окружающие предметы. После высыхания капель слизи и мокроты возбудители попадают в пыль и проникают с вдыхаемым воздухом в организм здорового человека.

Что нужно делать в таком случае?

Что можете сказать о воде, как передаче возбудителей?

В воду возбудители попадают различными путями: при спуске в водоемы сточных вод канализации, с талыми и дождевыми водами, при неправильном устройстве и содержании колодцев, попадании в воду трупов грызунов. Передача инфекции происходит при питье зараженной воды, при использовании ее в хозяйственных нуждах, купании.

Как защититься от таких инфекций

Как можно заразиться через продукты?

Передача возбудителей через пищевые продукты имеет большое значение, т.к. в них возбудитель не только сохраняется, но и размножается. В пищу возбудители попадают через грязные руки больного или носителя инфекции, через мух, грызунов, через мясо, молоко и другие продукты от больного животного, при неправильной перевозке, хранении и приготовлении пищевых продуктов.

В почве, также живут возбудители. Они попадают с выделениями человека и животных, с различными отбросами. Почва является местом обитания и размножения паразитов. Из почвы возбудители попадают на пищевые продукты, в воду и различные объекты в окружении человека.

Ну, и конечно, насекомые, животные, птицы, которые также могут быть переносчиками разных инфекций.

Слайд 6: Поэтому по локализации возбудителя в организме человека, путям передачи и способам его выделения во внешнюю среду выделяют 5 групп инфекционных болезней.

Слайд 7: Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный путь распространения). Заражение здорового человека происходит при попадании заразных частиц слизи в дыхательные пути

Слайд 8: Это грипп, коклюш, корь, ветряная оспа.

Слайд 9: Кишечные инфекции. Возбудитель живет в кишечнике и выделяется во внешнюю среду с испражнениями, они способны вызвать заболевание здорового человека в том случае, если попали в его организм через рот вместе с пищевыми продуктами, водой, либо занесены грязными руками. Иначе говоря, для кишечных инфекций характерен фекально-оральный механизм передачи.

Слайд 10: Такими являются: холера, дизентерия, сальмонеллёз.

Слайд 11: Кровяные инфекции делятся на 2 группы:

- когда передача возбудителя происходит через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.). Возбудители проникают в кровь при укусе блохами, комарами, вшами, клещами.

Слайд 12: Кровяные инфекции , когда заражение происходит при инъекциях, переливании крови. Это ВИЧ-инфекция, гепатит В и С.

Г епатит С - это инфекционное заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита С , который попадает в кровь человека.

Источник инфекции больной человек или вирусоноситель.
Заражение вирусом гепатита С возможно в следующих ситуациях:
- при использовании наркоманами одного шприца для внутривенного введения наркотических веществ;
- при выполнении пирсинга и татуировок инструментами, загрязненными кровью больного или носителя инфекции;
- при совместном использовании бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток;
- при переливании препаратов крови

- половой путь передачи

- передача инфекции от инфицированной матери к плоду (инфицирование происходит при родах )

Слайд 13: Инфекции наружных покровов распространяются контактным путем, заражение происходит через кожу или слизистые оболочки

Слайд 14: Это герпес, ветряная оспа, лишай, сибирская язва, столбняк).

Слайд 15: Переносчиками инфекций являются также дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или тесном контакте с больным животным. Одним из них является БЕШЕНСТВО.

Из истории – Эпидемия

Слайд 16: Случается так, что инфекционные болезни широко распространяются среди людей, значительно превышают свой уровень на данной территории. Возникает повальная болезнь или эпидемия.

Слайд 17: Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.

Слайд 18: Релаксация:

Давайте и мы попробуем предупредить болезни, которые нас окружают. А для этого проведем небольшой точечный массаж.

2. Парные точки по краям крыльев носа.

3.Парные точки в височных ямках.

4. Парные точки в областях козелка уха.

Важным в предохранении от инфекционных заболеваний является постоянное соблюдение профилактических мер предупреждения заражения или проще сказать профилактика заболеваний

Слайд 19: Профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболевания.

Сегодня вы много узнали об инфекционных болезнях, способах их передачи. А теперь попробуйте сами выделить из материала урока, что же не нужно или наоборот нужно делать, чтобы не заразиться инфекционными болезнями.

- Соблюдение гигиенических и санитарных норм (мытье рук перед едой и после туалета; тепловая обработка пищевых продуктов, кипячение воды).

- Уничтожение насекомых и грызунов, больных животных.

- Соблюдение этических норм. (половые контакты)

- Вакцинация населения (прививки)

И еще одну меру профилактики вы выделите из стихотворения.

Заболел один мальчишка,

А затем другой за ним,

В нашем классе почему-то

У друзей температура,

Пьют лекарства разные,

И меня к ним не пускают –

Все боятся, что инфекция

Только я не опасаюсь,

Потому что закаляюсь:

Ноги мою холодной водой,

Пью витамины, хожу босиком.

Если ж говорить серьезно,

Заразиться все же можно.

Какие меры профилактики вы услышали? (карантин)

Слайд 20: Что такое карантин?

Это комплекс мероприятий, предотвращающих распространение инфекции:

- изоляция уже заболевших людей.

- тщательная дезинфекция(обработка) места жительства.

- выявление контактов с больными.

- Какие болезни называются инфекционными?

- Чем они вызываются?

А теперь свои знания вы покажите, отгадав кроссворд

  1. Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.
  2. Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.
  3. Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.
  4. Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.
  5. Вирусное заболевание, поражающее печень.
  6. Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.
  7. Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.

Если затрудняетесь ответить, можно использовать слова для справок:

Ботулизм, Дизентерия, Чесотка, Прививка, Эпидемия, Гепатит, Дезинфекция.

Ответы: 1.Дезинтерия. 2.Ботулизм. 3. Дезинфекция. 4. Прививка. 5.Гепатит. 6.Эпидемия. 7. Чесотка.

Итог урока: На какую серьезную тему мы с вами сегодня поговорили?

Я желаю вам крепкого здоровья! А чтобы оно было, давайте по очереди продолжим фразу: Я не заболею инфекционными заболеваниями, потому что буду… или потому что не буду …. Выполнять меры профилактики.

1.Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.

2.Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.

3.Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.

4.Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.

5.Вирусное заболевание, поражающее печень.

6.Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.

7.Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.

Слова для справок:

Ботулизм, Дизентерия, Чесотка, Прививка, Эпидемия, Гепатит, Дезинфекция.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


урок-исследование по ОБЖ "Инфекционное заболевание. Грипп".

В данной работе содержится конспект урока и презентация.



СБО 9 класс. Инфекционные заболевания. Меры предупреждения.

Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний об инфекционных заболеваниях и мерах их предупрежденияЗадачи:· образовательные: .


Конспект урока по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."

Конспект урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Паукообразные. Строение жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефалита. Меры профилактики". Включа.

конспект урока в 3 классе по математике на тему: "Меры времени 1 ч, 1 сутки"

Цель: Систематизировать и расширить знания детей об измерении времени.Задачи: Образовательные: Формирование умений ориентироваться во времени, научить Коррекционно- развивающие: способствовать развити.


Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Инфекционные заболевания. Причины возникновения и профилактика инфекционных заболеваний", 9 класс

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке.


презентация урока по ОБЖ в 7 классе "Инфекционные заболевания"

Технологическая карта урока по ОБЖ в 7 классе "Инфекционные заболевания".

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Методическая разработка открытого урока

Разработал : Н.В.Пожарицкая

преподаватель биологии и химии

Тема 1.3. Инфекционные пищевые заболевания.

Урок № 1.3.1. Общие понятия об инфекционных заболеваниях.

образовательная : ознакомить обучающихся с общими понятиями об инфекционных заболеваниях ; определить, кто или что отвечает за заражение этими заболеваниями;

развивающая: развить определения собственной жизненной позиции;

воспитательная: воспитывать духовность личности.

Тип урока: УОНМ

Форма проведения: лекция с элементами беседы, использованием ИКТ

Вид контроля: письменно

Оборудование к уроку : учебник. рабочие тетради, канцелярские принадлежности, компьютер, проектор, слайды презентации.

Основные понятия : инфекция, инфекционные заболевания, механизм передачи, инкубационный период, пандемия, эпидемия

1.Организационный момент

1.1. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Актуализация новых знаний

1.Понятие инфекции и инфекционных заболеваний, их классификация.

2. Механизмы передачи, признаки и периоды развития болезни .

3. Сведения об эпидемиях, пандемиях и карантине.

4.Понятие иммунитета.

1.Понятие инфекции и инфекционных заболеваний,

их классификация

Инфекция – это проникновение и размножение в организме болезнетворных микроорганизмов, которое приводит к развитию инфекционного заболевания, бактерионосительству или гибели организмов. (слайд 3)

Инфекция, а точнее, процесс, обозначаемый этим термином, лежит в основе существования особого рода болезней – инфекционных.

Инфекционные болезни – это группа болезней, вызываемых специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, простейшими, грибами, которые , проникая в организм человека (иногда с пищей), вступают в контакт с клетками и тканями организма. (слайд 4)

Тяжесть течения болезни, клинические особенности и исход болезни в большой степени зависит от состояния организма человека, его физиологических особенностей, иммунной системы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят. (слайд 5)

Из предыдущих тем вы знаете, что микроорганизмы делятся на виды (слайд 6)

Виды микроорганизмов

Не патогенные

Условно – патогенные

не вызывают заболевания

могут вызывать инфекцию

вызывают инфекционные заболевания

Рассмотрим классификацию основных инфекционных болезней человека(слайд 7)

Различают 4 вида:

1. Кишечная инфекция – к которой относятся вирусный гепатит А, дизентерия, холера, ботулизм и др.

2. Инфекция дыхательных путей - к которой относятся грипп, корь, краснуха, туберкулез и др.

3. Кровяные инфекции – сыпной тиф, чума, желтая лихорадка и т.д.

4. Инфекция наружных покровов – сап, ящур, венерические заболевания, сибирская язва и др.

По этиологическому признаку все инфекции можно разделить на: (слайд 10)

2. Механизмы передачи, признаки и периоды развития болезни

Механизм передачи инфекции неодинаков при различных заболеваниях (слайд 11)

Механизмы передачи инфекции

От больного к здоровому

От здорового , но бациллоносителя к здоровому.

Пути передачи инфекции могут быть разными:

1. Фекально-оральный (через рот), который характерен для кишечных инфекций ( дизентерия, брюшной тиф , холера, эпидемический гепатит (инфекционная желтуха, болезнь Боткина), сальмонеллез ); (слайд 12)

2. Воздушно-капельный, приводящий к развитию инфекций дыхательных путей ( грипп, ветряная оспа, менингококковая инфекция, коклюш, скарлатина, корь, дифтерия, туберкулез ); (слайд 13)

3. Гемоконтактный (кровяной), возможен такой механизм передачи при попадании зараженной возбудителем крови в кровь здорового человека. Есть 3 пути передачи инфекции:(слайд 14)

- гемотрансфузионный путь – связан с переливанием крови и ее компонентов, медицинскими манипуляциями, сопровождающимися повреждением кожи и слизистых при недостаточной стерилизации инструментария. Также встречаются случаи заражения при недоброкачественной обработке инструментов в парикмахерских, салонах татуировок (вирусные гепатиты В, С, ВИЧ, СПИД).

- вертикальный путь – заражение плода от крови матери через плаценту (трансплацентарный путь), или во время родов (ВИЧ, СПИД, вирусные гепатиты).

- трансмиссивный путь – реализуется через укусы кровососущих насекомых (малярия при укусах комаров, клещевой боррелиоз – укусы клещей, лейшманиоз – москиты, возвратный тиф - вши); СПИД, ВИЧ, вирусные гепатиты, лейшманиозы, малярия, боррелиоз

4. Контактный, реализуется при контакте восприимчивого организма с источником инфекции. Контакт может быть прямым и опосредованным, в зависимости от этого есть такие пути передачи инфекции:(слайд 15)

- половой путь – является разновидностью прямого контактного пути передачи инфекции, заражение возможно при контакте слизистых половых органов (сифилис, гонорея, вирусный гепатит В и С, ВИЧ СПИД).

- контактно-бытовой путь – опосредованный контактный путь передачи инфекции, инфицирование происходит посредством попадания микроорганизмов на предметы обихода и быта (полотенце, обувь при микозах).

Запишем определения некоторых понятий: (слайд16)

Бациллоноситель – человек, в организме которого присутствует патогенный микроб. (Человек при этом здоров, но является носителям и распространителем инфекционного заболевания)

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

9 класс Медицина

Тема: Инфекционные заболевания.

Цель: Дать представление об инфекционных заболеваниях и мерах по их предупреждению.

образовательные:

- познакомить учащихся с основными инфекционными заболеваниями и механизмами их передачи.

- научить мерам профилактики основных распространенных заболеваний.

коррекционно - развивающие:

- расширять словарный запас через включение в речь новых слов;

- развивать познавательную активность

- корригировать произвольное внимание, зрительное восприятие через выполнение упражнений.

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и соблюдению правил личной гигиены.

Оборудование: ПК, презентация, таблица для заполнения, карточки с заданиями на закрепление,

Словарь: инфекция, иммунитет,

Методы обучения:

словесные (рассказ, беседа);

наглядные (демонстрация презентации);

практические (самостоятельная работа обучающихся)

Межпредметные связи: биология, письмо, чтение

1. Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся. Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся.

1 слайд – картинка улыбка

2. Повторение пройденного материала.

Что делает труд? (кормит) Ильнар

Где можно получить профессию? Ильдар

После окончания училища, что вы получите? (диплом) Гульназира

Кто такой работник? Иремель

Кто такой работодатель? Илья

Нужны ли какие-нибудь документы при приеме на работу? Динара

Карточка №1. Выбери, какие документы нужны для устройства на работу:

- заявление о приеме на работу,

- свидетельство о браке

- квитанции об оплате за коммунальные услуги

- документ об образовании,

- страховое пенсионное свидетельство,

Документы необходимые для поступления на работу:

Поменяйтесь карточками и проверим.

I . Организационный момент

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, мы выполним еще одно задание. Из этих буквенных рядов найти слова.

Рам санаторий екдж поликлиника мтгв

Заболевание коруш стоматолог пруезп

Паргшв рецепт адзкл педиатр оажтьеву

Пвн температура кдпкзаи стационар узж

Зачитать полученные слова, сравнить со слайдом

Каким общим разделом можно объединить данные слова (Медицинская помощь)

Сегодня мы продолжим расширять знания, полученные по данной теме в предыдущие годы обучения.

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, если составите правильно слова. Вам необходимо зачеркнуть через одну начиная со второй буквы в каждом слове.

И л н о ф к е щ к д ц в и л о п н р н а ы у е з у а л б е о т л в е д в г а и н ы и д я

Тема урока: Инфекционные заболевания. (запись числа и темы урока)

Цель нашего урока: Познакомиться с инфекционными заболеваниями и узнать о мерах их профилактики.

Чтобы достигнуть цели на уроке нам необходимо решить ряд задач.

Узнать какие бывают инфекционные заболевания.

Каким путем они передаются.

Какие меры профилактики необходимо соблюдать

IV . Знакомство с новой темой.

Что же это такое инфекционные заболевания?

болезнь зараза больница врач вирус грипп заражение лечение боль укол таблетки лекарства болеть кашель бактерии лечить больной заболевание ВИЧ микробы доктор прививка карантин простуда кровь человек рана чума палата температура СПИД грязь ангина эпидемия инфекционный корь вакцина занести ветрянка ОРЗ.

Словарная работа :

Обратите внимание на правописание слова, на ударение в слове, хоровое чтение.

В переводе с латинского, слово инфекция означает заражение.

Знакомство с новой темой с использованием презентации. Учащиеся по ходу изучения темы заполняют таблицу.

холера, брюшной тиф, ботулизм, дизентерия

Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи)

Клещевой энцефалит, малярия, чума

Через укусы животных, насекомых

Инфекции дыхательных путей

Грипп, ангина, оспа, туберкулез

Инфекции наружных покровов

Чесотка, сибирская язва, трахома, столбняк

группа Кишечные инфекции

Покупая маринованные грибочки у бабушек на улице, питаясь просроченными консервами, отправляясь в путешествие или просто забывая помыть перед едой руки и фрукты-овощи, мы рискуем подцепить кишечную инфекцию. В лучшем случае, это грозит многочасовым просиживанием в уборной. В худшем — инфекционной больницей и даже смертью. Кишечные инфекции — это целая группа заразных заболеваний, которые в первую очередь повреждают пищеварительный тракт. Заражение происходит при попадании возбудителя инфекции через рот, как правило, при употреблении зараженных пищевых продуктов и воды. Всего таких заболеваний более 30. Из них самое безобидное — так называемое пищевое отравление, а самые опасные — холера, брюшной тиф, ботулизм, дизентерия и т.д.

Распространение кишечных инфекций среди детей и взрослых осуществляется тремя путями: с пищей, с водой, контактно-бытовым путем.

- Каким же образом происходит заражение организма?

- Заражение может происходить при употреблении пищи, зараженной во время кулинарной обработки, её хранения, мытья или раздачи, особенно продуктами, не подвергающимися тепловой обработке.

В воду возбудители попадают различными путями: при спуске в водоемы сточных вод канализации, с талыми и дождевыми водами, при неправильном устройстве и содержании колодцев, попадании в воду трупов грызунов. Передача инфекции происходит при питье зараженной воды, при использовании ее в хозяйственных нуждах, купании. В пищу возбудители попадают через грязные руки больного или носителя инфекции, через мух, грызунов, через мясо, молоко и другие продукты от больного животного, при неправильной перевозке, хранении и приготовлении пищевых продуктов.

Кровяные инфекции делятся на 2 группы

когда передача возбудителя происходит через переносчиков - комары, блохи, клещи, инфекция проникают в кровь при укусе.

Кровяные инфекции, когда заражение происходит при инъекциях, переливании крови. Это ВИЧ-инфекция, гепатит В и С.

Гепатит С - это инфекционное заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита С, который попадает в кровь человека.

Заражение возможно в следующих ситуациях:

- при использовании наркоманами одного шприца для внутривенного введения наркотических веществ;

- при выполнении пирсинга и татуировок инструментами, загрязненными кровью больного или носителя инфекции;

- при совместном использовании бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток;

- при переливании препаратов крови

- половой путь передачи

- передача инфекции от инфицированной матери к плоду (инфицирование происходит при родах)

Инфекции дыхательных путей

Это грипп, коклюш, корь, ветряная оспа.

Пути передачи воздушно-капельный путь распространения. Заражение здорового человека происходит при попадании заразных частиц слизи в дыхательные пути.

Как вы думаете, как по воздуху могут распространяться болезни?

Воздух служит фактором передачи, так называемой капельной инфекции. В воздух возбудители попадают с каплями слизи при чихании, кашле и разговоре, а затем оседают на окружающие предметы. После высыхания капель слизи и мокроты возбудители попадают в пыль и проникают с вдыхаемым воздухом в организм здорового человека.

Физминутка:

Согласны ли вы с формулой Гиппократа:

Давайте и мы попробуем предупредить болезни, которые нас окружают. А для этого проведем небольшой точечный массаж.

2. Парные точки по краям крыльев носа.

3.Парные точки в височных ямках.

4. Парные точки в областях козелка уха.

4 Инфекции наружных покровов

Инфекции наружных покровов распространяются контактным путем, заражение происходит через кожу или слизистые оболочки

Это герпес, ветряная оспа, лишай, сибирская язва).

Переносчиками инфекций являются также дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или тесном контакте с больным животным. Одним из них является БЕШЕНСТВО. Самая распространённая инфекция наружных покровов это чесотка.

Чесотка – это заболевание кожи, вызываемое клещом-паразитом, Sarcoptes scabiei. Передается оно через контакт с кожей больного или при использовании его личных вещей. В редких случаях заражение происходит через поручни транспорта и другие предметы в общественных местах.

Признаки инфекционных болезней:

• Разбитость в теле

• Выделения из носа

Для того чтобы не болеть, что же нужно делать?

Профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболевания.

Сегодня вы много узнали об инфекционных болезнях, способах их передачи. А теперь попробуйте сами выделить из материала урока, что же не нужно или наоборот нужно делать, чтобы не заразиться инфекционными болезнями.

1. Соблюдение гигиенических норм (мытье рук перед едой и после туалета; тепловая обработка пищевых продуктов, кипячение воды).

2. Уничтожение насекомых и грызунов, больных животных.

3. Соблюдение этических норм (половые контакты)

4. Вакцинация населения (прививки)

V Закрепление изученного

Работа с таблицей, самопроверка по слайдам.

Задание: Прочитай, расставь стрелки в нужном направлении.

VI Подведение итогов.

Какова была цель нашего урока?

Достигли мы ее на уроке?

А для чего нам необходимы эти знания, где вы их сможете применить?

- Ребята теперь вы знаете о том, что такое инфекционные заболевания, как они передаются, как предупредить их.

- Но мало знать, надо проводить профилактические меры.

- Они должны стать привычкой. Привычкой быть здоровыми. Потому, что жить здоровым - здорово!

- Кто должен заботиться о твоем здоровье?

- Как мы должны относиться к своему здоровью?

В завершении нашего урока я хочу подарить вам памятки-правила, которые помогут вам сохранить здоровье.

Мыть руки перед едой, после пребывания на улице, в транспорте, после посещения туалета, работ с землей, общения с животными, больными людьми.

Во время вспышек инфекционных заболеваний носить марлевую повязку, укреплять иммунитет, заранее делать прививки.

Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи.

Не вступать в контакты с малознакомыми людьми.

Игра-энергизатор

Я желаю вам крепкого здоровья! А чтобы оно было, давайте по очереди продолжим фразу: Я не заболею инфекционными заболеваниями, потому что буду… или потому что не буду …. На слайде

Тема. Источники возбудителей инфекционных заболеваний. Меры профилактики. Эпидемии.

Цель: изучить разнообразие инфекционных заболеваний, выявить источники передачи возбудителей, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи: 1)формировать понятия: возбудителей инфекционных заболеваний, профилактика, эпидемия, иммунитет, бациллоноситель

2) воспитывать научное мировоззрение, коммуникативность, толерантность;

3) развивать умения и навыки: сравнивать, работать с дополнительными источниками информации, выделять гланое, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

I .Объявление темы постановка, задач

Сегодня мы поговорим еще об одном факторе, влияющим на наше здоровье, работоспособность, хорошее настроение, желание творить и радоваться жизни. Речь пойдет о следующих оргнизмах, которые врываются в нашу жизнь, вносят изменения в наши планы..

Посмотрите на этот список, что вы можете о них сказать?

- бацилла Люффнера, которая является причиной развития дифтерии;

- сальмонелла, которая вызывает развитие сальмонеллеза;

-бацилла антрацис, которая является причиной сибирской язвы;

- бледная трепонему, которая вызывает сифилис;

- гонококки, которые являются пусковым моментом для возникновения гонореи.

Итак, тема нашего урока …..

II. Актуализация опорных знаний.

К какому царству живого мира относятся эти организмы? Чем отличаются Вирусы и Микроорганизмы? Какие заболевания они вызывают?

. III. Изучение новых знаний, умений и навыков

Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью , то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.

- Какие виды иммунитета вы знаете? (врожденный, приобретенный)

- Что входит в иммунную систему?

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунитетом называют способность человека бороться с инфекционными заболеваниями. К инфекционным заболеваниям относят болезни, причиной возникновения которых являются различные микроорганизмы,грибы, вирусы, паразитические черви, насекомые.

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода , то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота. (рот, кожа и т. д.)

На сегодняшний день медикам известны около 1200 различных инфекций, в той или иной мере опасных, поскольку не все они изучены до конца и не от всех из них существует средство спасения. Есть такие инфекционные заболевания, причины возникновения которых не совсем ясны, а лечение осложнено тем, что лекарства от болезни еще не были созданы.

Пути передачи инфекции.

Инфекционые болезни делятся на четыре группы в зависимости от места локализации инфекции, грибка, вируса или паразита:

- кишечные инфекции
- инфекции кожных покровов и слизистых оболочек
- инфекции дыхательных путей
- инфекции крови.
Возбудитель кишечных инфекций (дизентерия, холера, брюшной тиф, инфекционные гепатиты, ботулизм) выделяется во внешнюю среду с фекалиями, рвотными массами. В организмы здоровых людей возбудитель кишечных инфекций попадает с зараженной водой и пищей, с немытыми руками или при помощи мух.

Возбудитель инфекций дыхательных путей (коклюш, дифтерия, корь, ОРВИ ) выделяется во внешнюю среду при кашле, при отхождении мокроты, при чихании и просто с выдыхаемым воздухом.

Возбудитель инфекций крови (лейшманиоз, флеботомная лихорадка, малярия, энцефалит (клещевой и комариный), чума, лихорадка, тиф) обитает в крови членистоногих. Здоровый человек заражается при укусах членистоногих: клещей, комаров, слепней, блох, вшей, мух, мошек и мокрец.

Возбудитель инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки. Здоровый человек заражается данными инфекциями при половых контактах с больными людьми, при бытовых контактах (использование полотенец и постельных принадлежностей, белья), при ослюнении и укусах зараженных животных, при ссадинах и царапинах, и попадании на поврежденные участки кожи зараженной почвы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

2. Развивать умение избегать инфекционных заболеваний

3. Закрепить имеющиеся знания по профилактике инфекционных заболеваний

Открытый урок по ОБЖ (10 класс)

Тема: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

Разработчик: Преподаватель-организатор ОБЖ Грудянкин В.А.

Тип урока: Комбинированный

Сформировать представление о инфекционных заболеваниях и их развитии, об иммунной системе и профилактике заболеваний

Задачи урока:

1. Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков,

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

2. Развивать умение избегать инфекционных заболеваний

3. Закрепить имеющиеся знания по профилактике инфекционных заболеваний

Средства наглядности: презентация к уроку и тесты.

Организационный момент 2 мин.

Фронтальный опрос обучающихся по ранее

изученному материалу 5 мин.

Изучение нового материала 20 мин.

Первичное закрепление 5 мин.

Обобщение и систематизация знаний 1 мин.

Закрепление материала 4 мин.

Подведение итогов занятия 2 мин.

Домашнее задание 1 мин.

Учитель: Адля того, чтобы понять, как вы усвоили предыдущую тему, я задам несколько вопросов:

1. Что присваивается юношам на медицинской комиссии при начальной постановке на воинский учет? (Категории годности)

2. Какие категории годности подлежат призыву? (А и Б)
3. Назовите основные мероприятия, проводимые в ВС РФ по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих.
4. Какие вы знаете мероприятия, проводимые в воинской части, по закаливанию военнослужащих?

Учитель: Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока.
Сегодня у нас тема урока: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА.

Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями:

Учитель: Как вы думаете, каковапричина возникновения инфекционной болезни?

Ученик:Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Учитель: Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей.

Рассмотрим основные пути передачи инфекции и их характеристику (слайд 3).


Существует так же классификация основных инфекционных болезней(слайд 4).

Инфекционные заболевания, которыми болеет только человек, передаются от человека к человеку (антропозы)

Инфекционные заболевания, общие для животных и человека

Кишечные инфекции

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, полиомиелит, холера, паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллёз, сальмонеллёз

Инфекции дыхательных путей

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, орнитоз

Кровяные инфекции

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф

Блошиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, жёлтая лихорадка, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, туляремия, чума

Инфекции наружных покровов

Вирусный гепатит В, вирусный гепатит С, вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур

Учитель:Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный, период основных проявлений (разгара) болезни и период угасания симптомов болезни (выздоровление) (слайд 5).

Инкубационный период это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определённые пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь чётких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период – выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Учитель: Эпидемия - массовое распространениеинфекционных заболеваний,значительно превосходящееобычный уровеньзаболеваемости. (слайд 6)

Пандемия - эпидемия, охватывающаянесколько странили материков. (слайд 7)

Профилактика инфекционных заболеваний

Профилактика инфекционных болезней – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска. Эти мероприятия бывают общими (повышение материального благосостояния людей, улучшение медицинского обеспечения и обслуживания, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрана окружающей среды и др.) и специальными (медико-санитарные, гигиенические и противоэпидемические).(слайд 8)

Специальные мероприятия – противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия направленные на предупреждение, уменьшение размеров и последствий эпидемий.(слайд 9)

Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведётся регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулёзом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллёзом, бруцеллёзом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам.(слайд 10)

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый.(слайд 11)

Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации 1 .

Приобретённый иммунитет по наследству не передаётся. Он вырабатывается лишь к определённому микроорганизму, попавшему в организм или введённому в него. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет.

Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго – годами или десятками лет. Так, после кори остаётся пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например, при гриппе, активно приобретённый иммунитет сохраняется относительно недолго – в течение 1-2 лет.

Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно – путём введения в организм антител 2 (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретённый иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время – в течение 3-4 недель.

Общие понятия об иммунной системе

Иммунная система это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма.(слайд 12)

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим – селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.(слайд 13)

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом, или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды – токсины. Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, в учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции – лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы – антитела.

Учитель: Для закрепления полученных знаний, я предлагаю вам ответить на 10 несложных вопросов. (тест)

Учитель: Итак, в завершение урока меня волнует вопрос, чему же мы сегодня учились? (Следует ответ учеников.)
– Что нового вы узнали? (Ответ учеников.)
– Замечательно. А что мы ещё с вами не сделали? (Следуют ответы: не записали домашнее задание; не выставили оценки за урок.)
– Правильно! Итак, оценки за урок: (выставляются оценки за урок).
– И теперь мы записываем

Домашнее задание: Заполнить таблицу: 1 ряд – грипп, сибирская язва, ящур, 2ряд – скарлатина, чума, сальмонеллез, 3 ряд – дизентерия, краснуха, гонорея. Повторить конспект и выучить определения.
– Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

Читайте также: