Отношение школьников к вич

Обновлено: 05.05.2024

Классный час по профилактике ВИЧ направлен на углубление знаний школьников о ВИЧ/СПИДе, путях передачи ВИЧ, формирование убеждения в том, что соблюдение здорового образа жизни, избегание форм поведения, опасных для жизни и здоровья - эффективная профилактика ВИЧ - инфекции. Мероприятие формирует активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ - инфицированием, а также воспитывает потребность в здоровом образе жизни.

ВложениеРазмер
tseni_zhizn.docx 337.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

На конкурс творческих работ в рамках районной Акции

посвящённый Всемирному дню борьбы со СПИДом

для учащихся 8 – 11 классов

Урвина Татьяна Анатольевна, Шатковский муниципальный район

Адрес: 607717 Нижегородская область, Шатковский район,

с. Смирново, ул. Советская, д. 40

с. Смирново, 2016 год

(1 слайд) Цель: профилактика ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних

- углублять знания школьников о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, путях передачи ВИЧ;

- формировать у школьников убеждения в том, что соблюдение здорового образа жизни, избегание форм поведения, опасных для жизни и здоровья - эффективная профилактика ВИЧ – инфекции;

- формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Форма проведения: круглый стол с элементами тренинга.

Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять все его функции. Здоровье – это отсутствие недугов и болезней. Человек обязан сохранять своё здоровье. К великому сожалению, не все мы бережём своё здоровье и стараемся его сохранить.

Ежегодно 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита человека. Сегодня мы проводим классный час в форме круглого стола с элементами тренинга, посвящённый проблеме ВИЧ/ СПИДа.

Задача: выяснить степень информированности участников по данной проблеме.

Инструкция: все участники выстраиваются в линию, не касаясь друг друга, и закрывают глаза. Ведущий формулирует ряд утверждений. Если участник согласен с утверждением, он делает шаг вперед, если не согласен – шаг назад.

-ВИЧ и СПИД – это одно и тоже.

- ВИЧ не передается через кровососущих насекомых.

- Можно заразиться ВИЧ, если пользоваться общей посудой с ВИЧ- инфицированным.

- По внешнему виду человека нельзя определить, есть ли у него ВИЧ.

- Употребление наркотиков внутривенно – самый распространённый путь передачи ВИЧ.

- Заразиться ВИЧ можно через рукопожатие.

- Чтобы обезопасить себя, можно сделать прививку против ВИЧ.

- ВИЧ поддается полному излечению.

- Есть риск заразиться ВИЧ, испачкавшись чужой кровью (если на теле есть ранки).

- Чтобы избежать инфицирования ВИЧ, нельзя пользоваться чужими бритвами, зубными щётками.

Если учащиеся точно знают информацию, соответствующую утверждениям, они должны остаться в конце на прямой линии.

Но чаще всего, все оказываются в разных местах.

(3 слайд) Правильные ответы:

- ВИЧ и СПИД – это одно и то же (нет)

- ВИЧ не передается через кровососущих насекомых (да)

- ВИЧ можно заразиться, если пользоваться общей посудой с ВИЧ- инфицированным (нет)

- По внешнему виду человека нельзя определить, есть ли у него ВИЧ (да)

- Употребление наркотиков внутривенно – самый распространённый путь передачи ВИЧ (да)

- Заразиться ВИЧ можно через рукопожатие (нет)

- Чтобы обезопасить себя, можно сделать прививку против ВИЧ (нет)

- ВИЧ поддается полному излечению (нет)

- Есть риск заразиться ВИЧ, испачкавшись чужой кровью, если на теле есть ранки (да)

- Нельзя пользоваться чужими бритвами, зубными щётками, чтобы избежать заражения (да)

ВИЧ распространяется с огромной скоростью. Но рискует лишь тот, кто ведёт беспорядочную половую жизнь либо принимает наркотические вещества внутривенно. Другого пути передачи ВИЧ - инфекции нет.

Звучит клубная музыка. Учащиеся обмениваются рукопожатиями.

В конце упражнения обсуждение:

  1. С кем вы не обменялись рукопожатиями?
  2. Почему вы решили, что именно эти люди инфицированы ВИЧ?

(обычно выбор всегда падает на разных людей. Учащиеся начинают находить приметы, по которым они не стали обмениваться рукопожатиями с тем или иным человеком)

(6 слайд) Вирус иммунодефицита человека был открыт в 1981 году. С этого года и проводится Всемирный день борьбы со СПИДом. В день борьбы со СПИДом 2016 года объявлены цели: сократить случаи заражения в 2 раза, сделать общедоступной терапию для заражённых ВИЧ, сократить смертность и список стран, имеющих ограничения по въезду из-за распространенного заболевания на территории.

Из видеоролика мы узнали, что международным символом борьбы со СПИДом является красная лента. Ленточка цвета крови, свернутая петелькой, присутствует на эмблемах всех организаций, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИДа. Этот символ всемирного антиспидовского движения придумал художник Франк Мур в апреле 1991 года. Алая ленточка, приколотая на груди, означает принадлежность к кругу людей, объединившихся вокруг проблемы СПИДа.

■ Ребята, а кто из вас знает, что такое ВИЧ и что такое СПИД? (ответы учащихся) Многие путают эти понятия, подразумевая одно под другим. Как же на самом деле?

(8 слайд) Вот как выглядит клетка, инфицированная ВИЧ.

Выделяют несколько стадий заболевания:

Обследоваться на ВИЧ анонимно можно в областном СПИД – центре г. Нижний Новгород ул. Минина, д. 20Е.

2. После того, как у человека выработались антитела к ВИЧ, у него может появиться небольшое опухание желез, ночная потливость. На этой стадии человек также не чувствует, что болен.

4. Четвертая стадия - повреждение иммунной системы и ослабление сопротивляемости любым вирусным заболеваниям. Если человек заболевает даже самой обычной простудой, ему лечиться гораздо труднее и дольше, чем до заражения.

5. У больного наблюдаются следующие симптомы:

- жар, озноб, обильная ночная потливость, резкая потеря веса;

- опухание желез, хронический сухой кашель с одышкой;

- оппортунистические инфекции (опухоли, туберкулез, пневмония и др.).

6. Последняя стадия ВИЧ – инфекции, когда у больного человека диагностируют одно или несколько оппортунистических заболеваний (раковых опухолей) и количество защитных клеток организма (лейкоцитов) снижается до определенного уровня. (Для сравнения: у здорового человека количество лейкоцитов колеблется от 500 – 700 до 1000; у человека с последней стадией ВИЧ – инфекции, т. е. больного СПИДом это количество снижается до 100 и ниже). Человеку ставят диагноз – СПИД, когда все защитные клетки организма полностью разрушены, больной имеет шанс прожить лишь 18 месяцев.

А теперь немного статистических данных.

(10 слайд) Предлагаю вам познакомиться с показателями распространённости ВИЧ – инфекции по административным территориям Нижегородской области:

Делаем вывод: в Нижегородской области не осталось ни одного района с низким уровнем пораженности ВИЧ – инфекцией.

Шатковский район относится к территориям со средним уровнем пораженности ВИЧ – инфекцией.

Возраст ВИЧ – инфицированных: от 15 – 20 лет до 40 – 50 лет . Большинство ВИЧ- инфированных – население трудоспособного и репродуктивного возраста (30 – 35 лет)

Основным путём распространения ВИЧ – инфекции по – прежнему остаётся употребление наркотиков нестерильным инструментарием (более 50%). На втором месте – половой путь передачи (около 30%). Значительно снизился вертикальный путь передачи (от ВИЧ – инфицированной матери к ребенку), благодаря применению антиретровирусной терапии (менее 2%)

Ваша задача: разбить предложенные действия человека (карточки) на три группы.

Беспорядочные половые связи, поцелуй в губы, рукопожатие, совместное пользование телефоном, внутривенное введение наркотиков, от ВИЧ – инфицированной матери к ребенку, совместное пользование туалетом и ванной, поцелуй в щёку, совместное пользование зубной щёткой, объятия с ВИЧ – инфицированным, пользованием общим бельём или одеждой, нахождение с ВИЧ – инфицированным в одной комнате (Приложение)


Евгения (имя изменено)

12 лет

Со своим статусом я живу с рождения, а лекарства пью с шести лет. Узнала о своем статусе три года назад, когда мне было девять лет.

Сейчас я учусь в шестом классе, помимо школы хожу в художественную школу. В моей группе примерно 16 человек. У нас есть несколько уроков: история — там мы изучаем историю рисования, как оно развивалось, изучаем разных художников. Еще есть урок живописи. Во время него мы срисовываем натюрморты. Еще на одном уроке мы рисуем черно-белым, рисуем птиц, предметы. Получается, тоже натюрморты, только в черно-белом цвете и более реалистично.

Еще у меня есть маленькое хобби — бисероплетение. Им занимаюсь дома. Плету украшения — чаще всего кольца, но иногда еще браслеты и подвески. Например, вчера я четыре часа плела одно украшение — подвеску. Оно не очень сложное, но, так как оно для меня новое, я его плела очень долго. Иногда у меня покупают мои работы. Например, моя сестра недавно у меня заказала три изделия, я ей уже все сделала, отнесла.

Раньше, как я говорила, хотела стать врачом, но сейчас мои интересы поменялись. Сейчас я хочу стать архитектором или дизайнером. Думаю, что художественная школа мне в этом как раз поможет.

Мои близкие знают о моем ВИЧ-статусе: дяди, тети, братья и сестры. Я не знаю, когда о моем статусе узнали родственники, но они меня поддерживают: постоянно спрашивают, взяла ли я таблетки, выпила ли их и так далее. Не знают только друзья. Я не рассказываю, потому что пока время не пришло. Мы дружно и хорошо общаемся, но надо подготовиться к этому, и потом — это еще не точно — расскажу.

Бабушка узнала, что у меня ВИЧ, когда взяла меня к себе. Она ходила к Светлане, узнавала, что можно делать, что нельзя. Какие лекарства надо принимать, как лучше принимать. То есть она все узнавала постепенно и втайне от меня. Вот так вот.

Из-за коронавируса нам нельзя встречаться вживую, мы созваниваемся в зуме. Я редко стала посещать такие группы, потому что у меня телефон не очень хорошо работает. Сегодня был первый раз за полгода, когда я была в группе поддержки.

Петр (имя изменено)

15 лет

Разговор с Петром проходил в присутствии его мамы

Я живу с ВИЧ с рождения. А о статусе мы узнали в шесть лет. Сначала мне рассказали детскую версию, что во мне живет дракон и нужно пить лекарства, чтобы его укротить. А чтобы его контролировать, необходимо сдавать кровь.

Я не помню, в каком возрасте узнал, что это ВИЧ.

Сейчас положительный ВИЧ-статус влияет на мою повседневную жизнь в смысле приема лекарств и прохождения терапии, посещения больниц. На моей обычной жизни ВИЧ никак не сказывается.

Я к этому нормально отношусь, потому что понимаю, что не все спокойно это воспримут. Даже лучшие друзья могут стать врагами, разгласить. Кому я буду доверять, так это своей девушке.

Анастасия

19 лет

Я живу в Самаре, обучаюсь на четвертом курсе кулинарного колледжа. В детстве я хотела стать поваром-кондитером, но я хорошо училась, и мне сказали, что пойти на технолога общественного питания намного круче.

Сейчас у меня первичный активизм идет — я живу с открытым ВИЧ-статусом.

Получать лечение я начала, когда попала в детский дом — в семь лет. Оказалась я там после гибели моих родителей. Они умерли от СПИДа. До этого возраста я жила с ВИЧ и не принимала никаких таблеток — ничего.

Как уже говорила, терапию я начала принимать с семи лет. Есть разные схемы: кто-то пьет три-четыре таблетки два раза в день, а кто-то — один раз в день одну таблетку. Конечно же, удобнее пить один раз в день одну таблетку — это даже психологически намного легче. На данный момент моя схема состоит из трех препаратов один раз в день. Тоже достаточно удобно, ведь прием разовый.

В 12 лет я попала в приемную семью. Там у меня начал формироваться характер, какие-то личные интересы. У нас в семье об этом [о ВИЧ-инфекции] принято говорить, это никак не скрывается. Я не одна в приемной семье с положительным статусом. И мне мама рассказала все более-менее понятно. Но 12 лет все-таки не очень сознательный возраст. Ты понимаешь, что это такое, но, когда есть проблема и ты не сталкиваешься с ней лицом к лицу, не понимаешь, что это проблема. Я жила в своем семейном вакууме, где близкие люди знали и нормально ко мне относились, но я не знала, что будет в обществе, когда об этом узнают.

У меня была какая-то доля осознания, что я не умру, но мне нужно пить таблетки. А более глубокое понимание пришло в 15—16 лет, когда я сама все прошерстила: все способы передачи, что [у людей с положительным статусом] рождаются здоровые дети. Отобрала информацию, которая мне в дальнейшем помогала, держала на плаву. Но как жить в обществе со статусом — эту информацию я не нашла. Это единственная проблема, которая меня всегда мучила, — как бороться с отношением в обществе к ВИЧ-положительным людям.

Я живу с рождения с этим статусом, для меня это просто оскорбительно. Но это был единственный случай, когда мне в лицо так сказали.

Абсолютно все мои мальчики знали о моем статусе. Сейчас тем более. В основном все адекватно реагируют. Я говорила и говорю о своем ВИЧ-статусе до половых отношений, скажем так. И даже если их не было, все равно говорила. Я не встречала ни разу такого, чтобы меня мальчик бросил после того, как я ему сказала о статусе.

Я открыла свой статус для всех только этим летом. Я была удивлена, что к этому [в колледже] нормально отнеслись, никак не отреагировали: ВИЧ и ВИЧ. Я думаю, что нужно со школы просвещать детей. Это нужно, чтобы, если вдруг окажется, что у кого-то в группе ВИЧ, к нему относились нормально, без нападок. Все нужно начинать с малых лет.

Сейчас меня есть блоги в инстаграме и тиктоке . Я завела их, чтобы люди больше знали, что такое ВИЧ. Мой блог не про ВИЧ с точки зрения медицины, а именно про то, как я с этим живу.

Светлана Изамбаева

медицинский психолог, руководительница Благотворительного фонда Светланы Изамбаевой

Если говорить о детях и подростках с ВИЧ-инфекцией, то здесь особое внимание стоит уделить теме стигмы, потому что, как бы мы ни говорили сейчас, что с годами общество к этому относится все проще, тема стигмы никуда не делась.

Есть история стигматизации внутри семьи, когда в семье кто-либо не знает [о том, что у подростка ВИЧ] и ему приходится скрывать, прятаться и не говорить об этом. Чаще всего не знают бабушки и дедушки, папы или отчимы. Или если родители или опекуны мало знают о ВИЧ или не хотят знать, находятся в ситуации отрицания — все это тоже накладывает определенный отпечаток на нашу работу с подростком. Важно работать не только с самим подростком, но и со всей семьей, с каждым из членов этой семьи. Это плановая, долгосрочная и долгоиграющая работа, потому что первое, что надо сделать, — выстроить контакт между родителем и специалистом. Чтобы родитель захотел приходить на наше занятие. Чтобы он понимал необходимость наших занятий.

Что касается детей, чаще всего ребята ходят на групповые занятия, также общаются с ребятами из других городов. Это очень важно, когда они видят похожих на себя людей. Группа поддержки у нас обычно проходит в открытом формате: вместе с ВИЧ-положительными ребятами и школьниками без ВИЧ. Такие группы помогают самим подросткам принять, что они не одни такие со своими сложностями, что у других ребят — без ВИЧ-инфекции — могут быть такие же сложности, такие же таланты. ВИЧ-инфекция делает их особенными в каком-то плане, но есть ситуации, которые являются трудными для всех.

Гузель Замковая

психолог, профориентолог

Вопрос профессионального самоопределения у подростков — это основная психологическая задача этого возраста.

В прошлом году Светлана Изамбаева обратилась ко мне с предложением создать проект помощи с профессиональным определением детям с положительным статусом. Этот проект, который мы запустили совместно с международной биофармацевтической компанией Gilead, — первая ласточка в решении этого вопроса.

Команда волонтеров-профориентологов готова бесплатно проконсультировать каждого подростка и оказать квалифицированную помощь в вопросе выбора профессии. Такой проект реализуется впервые в России. И это важная отправная точка в построении карьеры и социальной адаптации подростков с ВИЧ. Часто они просто не осознают, что для них практически все дороги открыты, независимо от диагноза, поэтому основная цель проекта — познакомить детей с законами и оказать им психологическую поддержку на сложном этапе выбора пути и адаптации к новому этапу жизни.

В рамках этого проекта ребята могут пройти онлайн-тестирование по профориентации, которое определит их интересы и склонности к разным видам деятельности. Это поможет в дальнейшем сделать осознанный выбор профессии. В процессе прохождения тестирования ребята также знакомятся с ключевыми законами РФ, которые определяют их права.

Что такое профессиональное самоопределение и, соответственно, консультация по профориентации? Это работа по выбору подростком профессии с учетом его каких-то индивидуальных психологических характеристик, особенностей жизненных ситуаций, интересов и, безусловно, состояния его здоровья. И здесь ключевым является именно состояние здоровья. Потому что ситуация с подростками с ВИЧ не уникальна. У многих детей, не имеющих такого диагноза, есть какие-то другие отклонения по здоровью, и, естественно, работа с такими детьми ведется точечно, потому что надо учитывать их диагнозы, трудоспособность и в зависимости от этого выстраивать профессиональный путь ребенка. Работа с подростками с ВИЧ практически не отличается от работы с детьми без диагноза. Это те же самые подростки, у них те же самые проблемы и задачи самоопределения. Здесь больше внимания уделяется тому, как общество реагирует на таких детей. Есть определенный список должностей, при трудоустройстве на которые человек должен обязательно пройти медицинское освидетельствование на наличие у него ВИЧ. Это, например, служба в армии, полиции — там есть такие запреты.

На сегодняшний день нет статистики по проблематике трудоустройства людей с ВИЧ. Но, по информации фонда Светланы Изамбаевой, таких ситуаций не возникало. То есть ребята, в принципе, устраиваются на работу. В России существует такой правовой и социально-этический фактор, как тайна диагноза, и если это не должность, где нужно обязательно пройти медицинское освидетельствование, то никто не может требовать это сделать.

Многие дети с ВИЧ выбирают профессии помогающие — психолог, педагог, социальный работник, потому что они сами проходят через эту систему. Они очень много общаются, например, с психологами, и у них строится проекция на свою будущую профессиональную деятельность. И именно на консультациях они начинают понимать, что такая профессия не совсем им подходит по личным критериям. У нас был мальчик, который верил, что хочет быть психологом, а в результате выбрал сферу логистики.

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Публикации по теме

Материалы партнёров

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Беседа с подростками

Т:"Толерантное отношение в больным ВИЧ и СПИД"

Цель: воспитать толерантное отношение к ВИЧ инфицированным и больным СПИДом.

Выяснить осведомленность учеников относительно ВИЧ-инфекции и СПИД

Познакомить учащихся с проблемой ВИЧ-инфекции в области, городе

Познакомить учащихся с факторами риска заболеваний

Разъяснить учащимся принципы толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным

Ход занятия:

Скажите, ребята, а вам жалко одинокого котенка на улице? сейчас мы с вами говорим о таком понятии, как толерантность, т.е обыкновенное проявление доброты. а так ли часто она проявляется по отношению к ВИЧ-инфицированным людям?

В обществе преобладает точка зрения, что в большинстве случаев люди заражаются ВИЧ-инфекцией по своей вине. Но это не всегда так.

Проблемная ситуация

В одном городе, в детском саду был случай, когда с поступил ребенок с ВИЧ-инфекцией. По законодательству, о статусе ребенка должна была знать только мед работник. Но о болезни этого ребенка стало известно всем работникам сада. Началось отчуждение, презрение и оскорбления на почве страха. Семье пришлось сменить место жительства. (пауза для рефлексии).

Экспресс анкетирование

А сейчас я вам хочу предложить заполнить анкету. Анкета заполняется анонимно и останется у вас.

А теперь я немного расскажу о таких понятиях, как ВИЧ и СПИД, а вы во время моего рассказа можете проверять, верно ли вы ответили в анкете.

Что такое ВИЧ и СПИД, это одно и тоже?

Многие люди думают, что ВИЧ и СПИД - это одно и тоже. На самом деле это не так!

ВИЧ - это вирус, поражающий иммунную систему. ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) - это вирус, вызывающий СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). ВИЧ ослабляет иммунную систему до определенного состояния, когда в организме начинают развиваться заболевания, с которыми здоровая иммунная система обычно справляется. Попадая в организм человека, ВИЧ ослабляет иммунную систему. С течением времени ВИЧ разрушает такое количество этих клеток, что организм больше не может защищать себя от некоторых видов рака, вирусов, бактерий, грибков или паразитов.

Диагноз СПИД обычно становиться спустя несколько лет после заражения ВИЧ, когда у человека развиваются одно или несколько очень серьезных заболеваний. Если не лечиться, ВИЧ-инфекция может привести к СПИД. ВИЧ и СПИД - не одно и то же. ВИЧ - это вирус, подавляющий иммунную систему, а СПИД - это комплекс заболеваний, вызывающих у ВИЧ-положительного человека на фоне сниженного иммунитета.

Эпидемическая ситуация в крае, городе Березники

Цель: Наглядная демонстрация, как легко может распространяться ВИЧ, когда люди не задумываются о последствиях своего поведения.

Нужно подготовить одноразовые стаканчики и в них налить воду, а в один налить воду с крахмалом. Под музыку учащиеся переливают друг другу содержимое из стаканчиков. Заканчивается музыка и ведущий говорит, вы сейчас ни о чем не задумываясь, а теперь представим, что в нашей компании был ВИЧ инфицированный, но он об этом не знал, и в результате произошла трагедия, он стал причиной заражения других близких людей. Сейчас я возьму йод и капну в воду, и мы увидим реакцию, если вода стала синей, то этот человек ВИЧ – инфицированный. Но это сейчас только игра.

Существует несколько путей передачи ВИЧ-инфекции:

- незащищенный половой контакт;
- совместное или повторное использование шприцев

- использование нестерильного инструментария для татуировок и пирсинга;
- использование чужих бритвенных принадлежностей, зубных щеток с остатками крови;
- передача вируса от ВИЧ-позитивной матери ребенку

Как ВИЧ не передается?

Люди часто боятся заразиться ВИЧ при обычном бытовом контакте. На самом деле эти страхи утрированы, и общение с ВИЧ-позитивными (или ВИЧ-положительными) людьми в быту безопасно.

ВИЧ не передается:

- при рукопожатии или объятиях;
- через пот или слезы;
- при кашле и чихании;
- при использовании общей посуды или постельного белья;
- при совместном использовании ванны и/или унитаза;
- при совместных занятиях спортом;
- в общественном транспорте;
- при поцелуе / через слюну.

ВИЧ не передается при поцелуе, так как концентрация вируса в слюне недостаточно для инфицирования.

А теперь давайте вернемся к ситуации, с которой я начала свое выступление.

Необходимо придерживаться здорового образа жизни, избегать наколок, порезов и не забывать, что все мы люди. так давайте стараться жить человечно, даруя всем окружающим поддержку, слова одобрения крепкие и уверенные рукопожатия независимо от их статуса.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ОБНИНСКОГО ТЕХНИКУМА

ИАТЭ НИЯУ МИФИ ПО ВОПРОСАМ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА

Татьянченко Наталья Петровна,

кандидат психологических наук, доцент

Цель исследования – определить уровень информированности студентов Обнинского техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ по вопросам ВИЧ/СПИД для разработки дальнейших профилактических мероприятий.

Посредством анонимного анкетирования провести социологическое исследование информированности студентов Обнинского техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Дать оценку знаниям студентов Обнинского техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Методы и методики: анонимное анкетирование (см. Приложение 1).

Ход исследования: 1 декабря 2017 года педагогом-психологом совместно с заместителем начальника по организационно-воспитательной работе Обнинского техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 32 девушки (58%) и 23 юношей (42%), в возрасте от 17 до 22 лет. Общая численность анкетируемых – 55 человек. Анкета состояла из 24 вопросов, ответы на которые должны были прояснить степень информированности респондентов по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Первый вопрос анкеты касался понимания аббревиатуры ВИЧ/СПИД. Так, 57% опрошенных ответили на него верно. 20% студентов не знают разницы этих состояний, отождествляя понятия ВИЧ/СПИД. Остальные 23% и вовсе не смогли ответить на данный вопрос (см. Рис. 1).

Рис. 1. Понимание аббревиатуры ВИЧ/СПИД

Рис. 2. Информированность студентов о лечении ВИЧ-инфекции

Существует три пути передачи ВИЧ-инфекции: половой, через кровь и от матери к ребенку. Проанализировав степень осведомлённости студентов, мы определи, что 80% респондентов знают о риске заражения через кровь, 93% - информированы о половом пути инфицирования и 32,7% – о возможности передачи вируса иммунодефицита от матери к ребенку (см. Рис.3).

Рис. 3. Степень информированности респондентов о путях передачи ВИЧ-инфекции

В большинстве случаев опрошенные называли правильно ситуации, в которых существует риск заражения ВИЧ-инфекцией: общее использование нестерильных шприцов (83,6%), незащищённый половой контакт (94,5%), переливание крови (96,3%), кормление грудью (54,5%). Незначительная часть выборки не отрицают возможности заражения при драке с ВИЧ-инфицированным (12,7%), поцелуе (7%) и уходе за больным СПИДом (5,4%). Отметим, что в представленных случаях риск хоть и минимальный, но всё же существует. В частности, при условии наличия ран на теле или во рту у ВИЧ-инфицированного и человека, взаимодействующего с ним.

Ошибочным является мнение некоторых студентов о том, что ВИЧ-инфекция может передаваться при совместном употреблении продуктов питания и воды (12,7%), разговоре и чихании (1,8%), через укусы насекомых и животных (32,7%), одежду и постельное белье (3,6%), а также в ситуации посещения бани или бассейна (3,6%) (см. Рис. 4).

Рис. 4. Процентное распределение вероятности заражения ВИЧ-инфекций

Анализируя информированность о том, через какой промежуток времени с момента предполагаемого заражения следует проводить обследование на ВИЧ-инфекцию, респонденты продемонстрировали низкие знания. Так, 49% - ошибочно считают, что через несколько дней, 9% - через месяц, 27% - затруднились ответить. Верно ответили лишь 15%, обозначив срок - три месяца (Рис. 5).

Рис. 5. Информированность студентов о сроках проведения обследования

на ВИЧ-инфекцию с момента предполагаемого заражения

Важно отметить, что для получения достоверного результата, тест на антитела к ВИЧ делается дважды, через определенный промежуток времени, а именно через 3 и 6 месяцев с момента предполагаемого заражения.

Оценивая степень угрозы собственного инфицирования, 65% анкетируемых обозначают как низкую, 12% - допускают возможность заражения, 23% - затрудняются ответить (см. Рис. 6).

Рис. 6. Степень угрозы собственного инфицирования

Большинство респондентов (97%) считают, что избежать заражения ВИЧ-инфекцией возможно, в 93% случаях указывая на ведущую роль средств индивидуальной защиты (см. Рис. 7).

Рис. 7. Информированность студентов о способах защиты от ВИЧ-инфекции

Многие из опрошенных хотели бы сдать тест на ВИЧ-инфекцию, но не знают, в какое лечебное учреждение можно обратиться для обследования (см. Рис.8).

Рис. 8. Процентное распределение желающих и не желающих обследоваться на ВИЧ-инфекцию и информированность о месте его проведения

Особого внимания заслуживает проблема толерантного отношения к людям с ВИЧ-инфекцией. Отметим, что причиной заражения может стать нестерильный инструмент при стоматологическом или хирургическом вмешательстве, непроверенная донорская кровь и масса других фактором, которые никак не связаны с аморальным образом жизни или рискованным поведением. Более того, заболевание не передается контактно-бытовым или воздушно-капельным путем. С инфицированным человеком можно общаться, обниматься, держаться за руки, не рискуя заразиться. Тем не менее, 19% опрошенных ответили, что прекратят общаться с ВИЧ-инфицированным соседом или другом, 20% - считают, что ВИЧ-положительных людей нужно изолировать от общества (см. Рис. 9).

Рис. 9. Отношение студентов к ВИЧ-инфицированным

Полученные данные свидетельствуют о том, что некоторые студенты имеют не совсем верное представление о ВИЧ-инфекции, а поэтому в инфицированных людях видят преувеличенную угрозу для себя.

Основными источниками получения информации о проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа для большинства молодых людей являются образовательные учреждения (74%) и СМИ (61%). Реже всего за подобной информацией они обращаются к родителям (25,7%) (см. Рис. 10).

Рис. 10. Источники получения информации о проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа

Большинство из опрошенных не задумывались о ситуации по ВИЧ-инфекции в России, но считают важной для себя информацию по обозначенной проблеме (см. Рис. 11), а поэтому хотели бы принять участие в благотворительных акциях (34%), конференциях (32%), занятиях по формированию толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям (25%) и других мероприятиях (см. Рис. 12).

Рис. 11. Оценка студентами ИАТЭ НИЯУ МИФИ ситуации по ВИЧ-инфекции в России

Рис.12. Процентное распределение мероприятий, посвященных проблеме ВИЧ/СПИД, в которых студенты ВУЗа хотели бы принять участие

Подводя итоги в целом, можно констатировать высокий уровень информированности студентов ИАТЭ НИЯУ МИФИ об аспектах ВИЧ\СПИДа. Однако на данный момент многие не владеют информацией, в какой промежуток времени с момента предполагаемого заражения следует обращаться по поводу обследования на ВИЧ-инфекцию. Кроме того, большинство из опрошенных никогда не сдавали подобный тест по причине незнания, в каком лечебном учреждении Обнинска можно пройти обследование или отсутствия желания это сделать. В связи с этим возникает необходимость повышения уровня информированности студентов ИАТЭ НИЯУ МИФИ о ВИЧ-инфекции и ее последствиях, а также организации воспитательных мероприятий, направленных на социальный аспект этой проблемы и повышение ответственности обучающихся за собственное здоровье.

Как говорить с детьми о ВИЧ: рекомендации международных организаций

В январе ЮНЕСКО выпустила полностью обновленное Международное техническое руководство по половому просвещению – оно должно объяснить подросткам, как заботиться о своем здоровье, уважать права человека и помнить о гендерном равенстве.

Врачи и психологи, которые составляли пособие, советуют с раннего детства говорить с детьми о вреде и пользе интернета, в частности – социальных сетей. Важно объяснить ребенку, что в интернете можно найти, как полезную, так и ложную информацию. В обоих случаях ребенок должен понимать, что всегда есть взрослый, которому он может доверять и с которым можно обсудить любую интересующую его тему.

Что касается ВИЧ, то и тут специалисты призывают говорить с детьми уже до начальной школы:

  • В 5-8 лет стоит рассказать о существовании самой инфекции, о том, что ВИЧ-положительные люди имеют равные права с ВИЧ-отрицательными и могут жить полноценной жизнью. Важно объяснить детям, что сегодняшняя медицина не может избавить человека от этой инфекции, но при правильном наблюдении и приёме лекарств позволяет поддерживать здоровье.
  • В 9-12 лет специалисты рекомендуют объяснить детям, как передается вирус, почему ВИЧ-позитивным людям важно открыто говорить о своем заболевании и обсуждать эту проблему. Стоит объяснить, что ВИЧ – не преграда для отношений, построения семьи и карьеры. Человеку просто необходимо всю жизнь находится под наблюдением врачей, а у лечения могут быть побочные эффекты.
  • С 12-ти лет можно обсудить с подростками мифы, которые они уже могли почерпнуть из интернета или общения с друзьями. Эти стереотипы могут касаться ВИЧ, беременности, расовой или гендерной принадлежности. Дети должны вспомнить, какие случаи дискриминации им встречались. Пособие ЮНЕСКО также объясняет, что каждый должен "защитить человека, который подвергается дискриминации".
  • В старших классах подростки могу сами подготовить рефераты об известных людях, живущих с ВИЧ, активистах, которые борются за права ВИЧ-позитивных, узнать о центрах тестирования и лечения ВИЧ-инфекции в городе или в стране. Подросткам также необходимо рассказать о том, какие анализы на ИППП сегодня существуют, где их можно сдать, какие средства предохранения они должны будут использовать, когда начнут сексуальную жизнь. Старшеклассникам следует понимать и различать, какие средства контрацепции защищают от беременности, а какие – от ИППП. Также необходимо рассказать подростку о необходимости противостоять сексуальному давлению и принуждению.

Сказки – еще один способ начать говорить с детьми о ВИЧ-инфекции. Например, в начале 2018 года отделение ЮНЭЙДС в Китае в честь Дня борьбы с дискриминацией выпустило аудиоверсию популярной детской книги "Самый храбрый мальчик, которого я знаю" (The bravest boy I know). Главные герои книги – Сяо Мина, восьмилетний ВИЧ-позитивный мальчик и его лучший друг Сяо Ли. Авторы книги хотели донести важную мысль о том, что благодаря лечению и поддержке близких у детей, живущих с ВИЧ, может быть нормальное детство.

Татьяна Никонова, автор учебника "Наука секса для подростков"

Журналистка и автор блога о секс-просвете Татьяна Никонова сейчас пишет учебник о половом воспитании для подростков. По ее мнению, ребенку важно понимать, что он может обратиться к родителям за помощью, что у них есть схожая позиция по вопросам секса. Однако, Никонова считает, что секс-просвету должны учить в школе:

"Сегодня ВИЧ-инфекция все чаще распространяется половым путём. Я считаю, что о сексуальной жизни и возможных ее последствиях должны говорить в школе. Родители могут забыть об этом рассказать или и вовсе не знать, как обсудить такую тему. Они могут быть консервативными и считать, что секс – это грязно и ребёнку вовсе не нужно знать об этом. Кроме того, есть дети в детдомах, есть дети мигрантов, которые живут в совершенно другой культуре. Мы не можем рассчитывать, что их родители будут говорить с ними о половом просвещении.

Недостаточно сказать:"Наркотики – зло, аккуратно, можно получить ВИЧ. Дети, не употребляйте наркотики!". Все гораздо сложнее: нужно говорить о вопросах доверия, средствах предохранения. Неправильно сводить тему секса и предохранения лишь к биологической и медицинской частям. Разумеется, ВИЧ – это инфекция, но она не возникает из ниоткуда. Речь идет об ответственном поведении: использовании барьерной контрацепции, регулярной сдаче анализов во взрослом возрасте, договоренностях с партнером.

Сексуальное образование в школах необходимо с самого раннего возраста с постепенным углублением в вопрос. Если мы не объясним маленьким детям, что они имеют право говорить "нет", защищать свое здоровье, то в более взрослом возрасте будет трудно донести до них, почему нужно настаивать на использовании презерватива и почему можно отказываться от небезопасных практик.

Когда мы говорим, что ребенок найдет все ответы в интернете, мы рассчитываем на то, что он поведет себя, как ответственный взрослый: сначала сформулирует правильный запрос, получит необходимую информацию, правильно ее отфильтрует. Нужно бороться не с мифами, а внедрять просвещение и говорить с детьми о том, что их волнует. Ребенок должен знать о методах предохранения еще до того, как он займется сексом: то есть, примерно к 12 годам.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует уже в 15 лет уметь пользоваться средствами контрацепции. Я считаю, что теоретическую информацию необходимо давать гораздо раньше: любого ребенка и в 13 лет может потянуть на эксперименты".

Валерия Федоряк, психолог

Психолог Валерия Федоряк придёрживается иного мнения. По её словам, школа, в её сегодняшнем виде, не может выполнить запрос подростков на информацию о сексе и отношениях – именно родители должны говорить с детьми о профилактике ВИЧ:

"Детей 5-6 лет не интересует секс как таковой, и уж точно не заболевания. Им важнее понять, откуда берутся люди. В большинстве случае о сексе и сопутствующих опасностях (в основном, о незапланированной беременности) начинают говорить лет в 12-13. Однако универсального возраста в этом вопросе нет. Мы должны учитывать интересы и развитие ребенка – у всех это происходит индивидуально.

Здорово, когда родители могут говорить на темы секса свободно и спокойно. Часто им в этом нужна помощь психологов. Было бы здорово, если бы в школе показывали, как пользоваться презервативами, но у нас такой практики нет. Хорошо, если родители могут показать и научить. В идеальном мире презервативы должны быть дома, лежать в доступном для подростка месте, причем так, чтобы не было заметно, как он их оттуда берет – ведь у подростков часто нет денег на презервативы.

Бессмысленно сегодня надеяться на то, что школа что-то расскажет детям. Старшеклассникам дают лишь минимальную информацию – зачастую всё сводится к лозунгам "Любовь и верность – твоя защита". Наивный ребенок будет думать, что если у него один партнер, – то он защищен. Как мы понимаем, это не так.

Раз на школу надежды нет, родителям нужно работать над собой и учиться обсуждать темы секса легко и естественно. В идеальной картине мира, когда у ребенка появляется любой вопрос, он спрашивает у родителей. Даже если у взрослого нет ответа, он может сказать: "Я узнаю, и мы с тобой это обсудим". Самое главное, чтобы родители не только пообещали, но и действительно вернулись к ребенку с ответом".

Кирилл Федоров, психолог, руководитель проекта "Психология за права человека"

Психолог Кирилл Федоров считает, что половое просвещение дома и в школе должны идти рука об руку:

"В 2-4 года нужно рассказать о мужской и женской анатомии и физиологии и в общих чертах обрисовать процесс, благодаря которому ребёнок появился на свет.

В 5-6 лет ВИЧ – вряд ли актуальная тема, но ребенок может спросить, что это – если услышал это слово. В таком случае можно просто объяснить, что существует инфекция, которую могут передать друг другу взрослые люди, но это не делает их опасными для окружающих.

В 10-12 лет важно обговорить физиологические и анатомические изменения, которые скоро начнут происходить в связи с половым созреванием.

В 14-15 уже пора говорить о сексе и его безопасных формах. Конечно, любые возрастные рамки условны и важно ориентироваться на каждого конкретного ребенка.

Если ребенок в начале подросткового периода не задает вопросы сам – родители могут сами проявить инициативу. Важно, чтобы разговор об инфекциях не затмевал спокойное и открытое обсуждение того, что такое секс и почему люди им занимаются. Нужно зафиксировать момент, что секс – это прежде всего процесс, который приносит удовольствие.

Сама по себе тема секса и потенциальных рисков не может травмировать: родители так же объясняют ребенку, что нужно мыть руки, чистить зубы – все это касается здоровья. Другое дело, что в нашей культуре секс и все, что с ним связано, – табу. У родителей есть свои психологические барьеры и иррациональные страхи, которые часто приводят к тому, что они даже с друг другом не могут обсуждать подобные темы.

Часто у взрослых нет корректного представления о ИППП, в том числе и о ВИЧ. Поэтому любое просвещение ребенка должно начинаться с самопросвещения родителя. Не нужно уходить от ответа, стыдить и ругать ребенка за вопросы – именно такие реакции могут напугать, травмировать ребенка и приведут к тому, что он не будет доверять родителям, закроется от них, а в случае необходимости пойдет искать информацию на стороне.

Важно рассказать ребенку о существовании стигматизации ВИЧ-позитивных людей. Никто не рождается с предрассудками – страх возникает из-за некорректной информации о вирусе. Детям следует объяснять, что люди отличаются друг от друга по цвету кожи, вероисповеданию, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, предпочтениям в еде, состоянию здоровья. Ни один из этих параметров не делает человека хуже. ВИЧ-инфекция – всего лишь особенность здоровья, которая не опасна в повседневном общении. Если в окружении родителей есть открытые ВИЧ-положительные люди, не нужно это скрывать от ребенка: пусть он видит, что наличие ВИЧ-инфекции никак не влияет на отношение к человеку.

Просвещение дома не исключает просвещения в школе. Безусловно, в образовательных учреждениях должны быть занятия, на которых рассказывают о безопасном сексе, ИППП, согласии и т.д. Главная задача взрослых – максимально подготовить ребенка к взрослой жизни со всеми ее опасностями. При этом, информирование не должно превращаться в запугивание подростков: важно объяснить, что нужно делать, чтобы избежать всех опасностей".

Читайте также: