Отравление при зарядке аккумуляторов

Обновлено: 18.04.2024

При зарядке Аккумулятора выделяется водород и пары самой серной кислоты. Водород на запах не ощущается, но очень взрывоопасный. Пары серной кислоты очень вредны как для организма так и для всего живого. Но до маразма доходить не стоит - при соблюдении техники безопасности раз в квартал это не смертельно. Лучше заряжать при включенной принудительной вытяжке. Кроме того имейте ввиду что сильное газовыделение происходит при превышении напряжения заряда свяше 14.5-15В, что кроме газовыделения может привести к разогреву электролита что может привести к осыпанию активной массы и тогда аккумулятор потеряет свою рабочую емкость. Следите за температурой электролита - она не должна превышать 36 градусов т. е на ощупь аккумулятор должен быть чуть прохладнее руки. И еще - рекомендуемый ток заряда аккумулятора - 1/10 или 1/20 (что лучше) от емкости аккумулятора. Т. е. если емкость аккумулятора 60 Ач то ток заряда должен быть соответственно 6 А на протяжении 10 часов или 3 А на протяжении 20 часов. И с ограничением по напряжению 14.5В в результате вы не получите и сильного газовыделения и не разрушите аккумулятор. И еще - заряжать аккумулятор имеет смысл только после прогрева электролита до плюсовой (лучше +20 - +30 градусов) . Никогда не пытайтесь заряжать аккумулятор в замерзшем состоянии т. к. заряд будет восприниматься минимально, а закипятить его при этом вполне реально, но бестолково. Если приносите АКБ с мороза то для ускорения прогрева можете поставить его в тазик с бортами глубиной на пару тройку см ниже чем высота аккумулятора, ставите тазик в ванну, пускаете тонкой струйкой горячую воду в тазик так чтоб поверх АКБ вода не попадала а циркулировала в тазике. В результате через пару часов АКБ будет прогрет и готов к зарядке. Конечто перед такими ваннами желательно с каким-нибудь моющим средством отмыть от него накопленную грязь, масло и выплеснувшиеся подтеки кислоты но без фанатизма - чтоб внутрь АКБ моющее средство и вода не попали.

Опасность может быть от электролита - попадание на кожу, глаза. Выделяющийся водород при определенных условиях зарядки взрывоопасен. Проветривание комнаты и осторожное обращение - минимум опасности. Часто сам заряжал на подоконнике. Подробно в ссылке.

вредно даже очень
работал обслуживал акб так была комната для заряда с вентиляцией давали молоко ну и тд вынеси на балкон

Про молоко правильно - оно нейтрализует щелочи, кислоты и яды. Если закипел электролит дома, надо пить жидкость, среди прочего молоко. Плохо, что на морозе не заряжается нормально (даже портится немного), а дома опасно. Хорошо тем, у кого гараж какой-нибудь отапливаемый или подвал. У меня долго заряжался в подвале, теще домой принесла, типа могут украсть (хотя 4 года никто не тронул), поставил дома, чтобы не спорить . именно в эту ночь электролит перегрелся почему-то. "Закон бутерброда", именно в это время когда дома, в подвале ничего не случалось. Я сквозь сон какой-то странный запах чувствовал (как будто яйца старые варят долго), думал это сон, теща вскочила, проблевалась (у нее астма), выставили на балкон срочно. Потом я просто со второго этажа выкинул, чтобы повторно не вонять дома. Когда долетел до газона - взорвался. Это час ночи, на радость соседям. Я бегом в мешок это и на помойку, в специальный ящик для таких вещей. Пока возился, наглотался гадости, ощущение как будто наелся красного перца, чеснока и лука. Молоко гасит немного. Ожога легких вроде никто не получил. Теща проветривала и мыла все. Когда все обошлось, то "забавно" и "есть что вспомнить", но вообще могло хуже кончиться. Буду делать это только в подвале - украдут так украдут, здоровье дороже. А "цена вопроса"? 60-70 еуро новый аккумулятор, раз зимой надо купить. Или не полениться, в сентябре, пока есть, купить в два раза дороже, "зимний", помощнее. Китайцы, засранцы, заполонили рынок аккумуляторами, которые полтора года еле держат, а раньше по 6 лет минимум служили. P.S. "Ученик" - это зачет. Я уже забыл когда меня так называли последний раз.

водород в чистом виде конечно просто горючий газ. но смесь водорода с кислородом Очень взрывоопасна.! Что касается попадания кислоты на кожу. то серную кислоту трудно смыть. Берите соду пищевую .потом под сильную струю воды мыло и так повторяйте несколько раз. одежда сгорит даже если вы ее протрете тампоном. вода высохнет концентрация кислоты возрастет. и все будет в дырках. Только стирать и долго полоскать


Каждый владелец автомобиля сталкивается с периодической необходимостью частичной или полной зарядки автомобильного аккумулятора. Обычно, для удобства, это проделывается в гараже. Но как быть, если гараж далеко, а машина с севшим аккумулятором возле дома? Или возьмем, к примеру, зимнее время года, когда аккумулятор желательно не оставлять в холодном гараже, особенно если зимой приходится выезжать из гаража очень редко, а аккумулятор требуется периодически подзаряжать? Вот и приходится переносить его в свою квартиру и там включать на зарядку.

Опасность подзарядки автомобильного аккумулятора в жилом помещении

Но так ли безопасно заряжать автомобильный аккумулятор дома?

Оказывается, очень опасно. Когда Вы подключаете аккумулятор к зарядному устройству, в аккумуляторе начинается химическая реакция с выделением в окружающую среду определенных газообразных химических компонентов. Так в Вашу квартиру попадают такие вещества как водород, стибин, мышьяк, сернистый газ, хлор и многие другие.

Как сказывается их присутствие в квартире на самочувствии находящихся в ней людей, можно даже не говорить. Концентрация в воздухе этих веществ вызывает у людей головную боль, тошноту, головокружения, упадок сил, происходит медленное отравление организма. Помимо активного воздействия на находящихся в квартире людей, эти вещества осаждаются на стенах, мебели, предметах обихода и продолжают свое отравляющее воздействие на протяжении еще длительного времени. А теперь представьте, что Вы заряжаете аккумулятор в квартире каждый месяц. Концентрация канцерогенов постепенно увеличивается и уже по-настоящему серьезно может повлиять на здоровье окружающих.

Помимо вреда здоровью, существует и опасность возгорания выделяющегося при реакции водорода. Сам водород не опасен, но при реакции с кислородом, находящимся в квартире, он может воспламениться в любую минуту при возникновении рядом с аккумулятором открытого огня.

Также необходимо помнить и о серной кислоте, присутствующей в аккумуляторе. При ее попадании на предметы окружающей обстановки или выплескивании ее на пол, что весьма вероятно при большом зарядном токе, произойдет в лучшем случае повреждение пола или интерьера, а в худшем — возможно самовозгорание кислоты.

Как видите, доводов более, чем достаточно. Если Вы вынуждены подзаряжать автомобильный аккумулятор — найдите для этого какое-нибудь подходящее место, например, подвал, но не делайте этого в квартире.

Иногда автолюбители сталкиваются с необходимостью зарядки аккумулятора. Это можно сделать в гараже или в специализированном сервисном центре. Но может случиться такая ситуация, что автомобиль стоит под домом, а до гаража далеко, и сервис не работает. В таком случае возникает вопрос: можно ли заряжать аккумулятор дома? Как сделать это правильно и какие опасности при этом возникают?

Можно ли заряжать дома.

Заряжать аккумулятор дома не рекомендуется по следующим причинам: опасность возгорания и взрыва, при зарядке выделяются вредные для человека вещества, высокая вероятность расплескивания кислоты. Поэтому пополнять заряд батареи в квартире стоит только в крайнем случае, лучше всего на балконе. При этом помещение должно быть проветриваемым и теплым. Кроме этого, нужно быть аккуратным и соблюдать правила техники безопасности.

Вредно ли заряжать аккумулятор от машины дома

Сравнительно недавно появились аккумуляторы, которые можно безопасно заряжать даже в квартире. Это гелевые АКБ и AGM . В гелевых батареях электролит находится в желеобразном состоянии, поэтому он не испаряется и не закипает. В AGM аккумуляторах используется наполнитель из стекловолокна, пропитанного электролитом. Поэтому заряжать такие АКБ дома относительно безопасно.

Опасность и возможные последствия

Заряжать АКБ дома опасно. Давайте подробно разберемся, какие риски существуют.

Сейчас в интернете можно найти видео, на которых демонстрируется взрыв аккумулятора. Чаще всего взрываются наиболее распространенные батареи – свинцово-кислотные. Чтобы этого избежать, нужно понять, почему это происходит.

Взрыв водорода при зарядке автомобильного аккумулятора.

При зарядке выделяются различные химические вещества. Наиболее вредными из них являются диоксид серы ( SO 2) или, как его еще называют, сернистый газ. При отравлении данным веществом появляется головокружение, тошнота, слабость. При первых симптомах интоксикации следует покинуть помещение. Также диоксид серы способен накапливаться на поверхности стен, мебели и других вещей. Поэтому он может отравлять всех, кто живет в данной квартире.

В состав электролита входит серная кислота, поэтому обслуживание АКБ и его зарядка опасны. При попадании раствора на кожу возникает ожог, если он попадет в глаза, могут возникнуть серьезные проблемы со зрением. При зарядке обслуживаемого аккумулятора пробки банок нужно держать открытыми. Поэтому при закипании электролита его брызги будут разлетаться и могут быть очень опасны как для людей, так и для вещей, находящихся рядом.

Как правильно и безопасно зарядить аккумулятор в жилом помещении?

Чтобы уменьшить риски при зарядке аккумулятора, нужно заряжать его правильно, соблюдая меры предосторожности. Перед тем как приступать к зарядке, необходимо изучить инструкцию, прилагаемую к зарядному устройству , и действовать согласно рекомендациям. Последовательность действий такая: ЗУ подсоединяется к клеммам батарей, после этого зарядка подключается к электропитанию.

Подключение клемм

Если зарядное устройство может работать с различными типами АКБ, то перед включением его в сеть требуется выбрать режим работы:

  • WET – для свинцово-кислотного аккумулятора;
  • AG M – для накопителей энергии с наполнителем из стекловолокна;
  • GEL – для гелиевых батарей.

После этого важно правильно выставить силу тока. Для батарей WET она должна быть не больше 10% от емкости, то есть для АКБ на 60 А/ч она не должна превышать 6 А. В этом случае зарядка будет длиться 10 часов. Для батарей GEL и AGM ток не более 25%.

Внимание! Зарядку батарей рекомендуется проводить при минимальном токе. Несмотря на то что время зарядки будет больше, это позволит избежать сульфитации пластин и закипания электролита, а также поможет увеличить срок службы накопителя.

Для примера рассмотрим такой случай: накопитель энергии на 60 А/ч заряжен наполовину. Его нужно пополнить на 30 А/ч. В зависимости от тока для этого понадобится:

  1. Ток 3 А. 30 / 3 = 10 часов.
  2. Ток 1 А. 30 / 1 = 30 часов.

Иногда может возникнуть ситуация, когда нет времени ждать, пока батарея зарядится. В таком случае можно использовать функцию быстрого заряда, если она предусмотрена в зарядном устройстве. В этом режиме ток выше, поэтому зарядка происходит быстрее.

Вредно ли заряжать аккумулятор от машины дома

Важно! Функция быстрого заряда негативно сказывается на долговечности аккумулятора, поэтому пользоваться ей можно только в крайних случаях и как можно реже.

У многих современных ЗУ имеется дисплей, на который выводятся ошибки. Перечислим наиболее часто встречающиеся проблемы, которые могут возникнуть при зарядке:

ОшибкаЧто делать
Короткое замыканиеВыключить ЗУ. Проверить правильность подсоединения зарядного устройства. Произвести осмотр клемм.
Сульфация пластин выше допустимойАКБ вышел из строя и ремонту не подлежит
Большой уровень саморазрядаБатарея нуждается в замене, ремонт невозможен

Теперь давайте рассмотрим ошибки, которые часто допускают автолюбители при зарядке:

  1. Недалеко от аккумулятора, стоящего на зарядке, есть источник огня. Это может стать причиной возгорания или взрыва.
  2. Пробки банок не сняты. Что является причиной повышения давления внутри АКБ и может привести к разгерметизации корпуса.
  3. Нарушение порядка подключения зарядного устройства. Сначала нужно подсоединить клеммы и только потом можно включать ЗУ в электрическую сеть.
  4. Слишком большой ток зарядки.

Теперь вы знаете, какие существуют риски при зарядке АКБ дома и как их избежать. А также, как заряжать автомобильный аккумулятор в квартире правильно и безопасно.

Автомобилисты довольно часто сталкиваются с ситуациями, когда батарея сильно разряжается, и её заряда уже не хватает для запуска двигателя.

Глубокий разряд аккумулятора авто

Обычно в таких ситуациях выход один. Это снять АКБ, поставить её на зарядку, после чего вернуться к привычному режиму эксплуатации.

Но случается и так, что при разрядке батарею восстановить уже не получается. АКБ никак не реагирует на подключение к зарядному устройству, а при запуске от ПЗУ или бустера генератор не обеспечивает зарядку.

Тут нужно знать о том, что же такое глубокий разряд, чем он опасен, и как реанимировать аккумулятор.

Почему не стоит доводить АКБ до состояния глубокого разряда

Разряд аккумуляторной батареи является вполне естественным и нормальным явлением. Ведь АКБ и созданы для того, чтобы накапливать энергию, отдавать её, а затем снова накапливать. И так циклично. То есть аккумуляторы являются многозарядными устройствами. Здесь не нужно менять АКБ всякий раз, когда она отдала заряд. Ведь она его восполняет.

Но конструкция современных аккумуляторов далека от совершенства. У неё есть ряд проблем и требований:

  • не допускается перезарядка, поскольку это провоцирует осыпание пластин;
  • крайне нежелательно довольно батарею до глубокого разряда;
  • всегда важно поддерживать правильную плотность электролита;
  • рабочая жидкость должна находиться на стабильном уровне;
  • избегать замыкания банок и пр.

То, сколько сможет ещё проработать батарея, если возник глубокий разряд автомобильного аккумулятора, во многом зависит от самой АКБ, её текущего состояния и оперативности реанимационных действий.

Прежде чем узнать, что делать в такой ситуации, необходимо уточнить причину такой высокой опасности глубокого (полного) разряда стартерной батареи.

В кислотных АКБ содержится электролит, обладающий определённой плотностью. Электролит представлен в виде смеси из серной кислоты и дистиллированной воды.

Глубокий разряд аккумулятора

Когда батарея разряжается, кислота постепенно начинает оседать на положительных свинцовых пластинах в виде соли. И чем разряд сильнее, тем активнее и объёмнее оказываются эти отложения. Плотность падает, существенно отличаясь от нормы.

Оптимальным показателем плотности принято считать 1,27 г/см³.

Глубокий разряд можно охарактеризовать как минимальный порог разряда АКБ, ниже которого опускаться уже попросту некуда. Если батарея посажена в ноль, внутри протекает химический процесс, стимулирующий оседание солей на поверхностях. Чтобы удалить отложения, необходимо при первой же возможности подключить АКБ к зарядному устройству. Или позволить начать заряжаться от генератора автомобиля.

Тем самым плотность нормализуется, кристаллы солей разрушаются, и работоспособность аккумулятора восстанавливается.

Казалось бы, при глубоком разряде можно просто подключить АКБ к зарядному устройству, и всё нормализуется. Это распространённое заблуждение.

При нулевом заряде плотность солей настолько увеличивается, что при последующей зарядке они уже не разрушаются, а прочно оседают на поверхностях пластин.

То есть свинцовая пластина практически полностью покрывается твёрдым солевым слоем. А поскольку зарядка батареи происходит за счёт взаимодействия свинца и электролита, то в такой ситуации АКБ заряжаться уже не будет.

Накапливать заряд такой аккумулятор уже не способен.

При каждом глубоком разряде АКБ теряет 2–3% своей ёмкости, которая уже не восстанавливается.

Из-за этого, когда аккумулятор переживает порядка 10 полных разрядов, на 30% ёмкости уже рассчитывать не приходится. При таких потерях накопленного заряда не хватит, чтобы запустить двигатель.

Глубоким считается разряд до 10,5–11 В. Именно этот порог считается критическим, когда активно начинает протекать процесс сульфатации. То есть начинает появляться осадок в виде кристаллов солей.

Возможна ли реанимация

Потенциально можно реанимировать АКБ, у которой произошёл действительно глубокий разряд, и продолжить её эксплуатацию на благо автомобиля.

Для этого применяют разного рода методы и приборы.

Многое зависит от того, насколько сильным оказался разряд, как долго батарея находилась в таком состоянии, и сколько полных разрядов источник питания пережил до этого.

Глубокий разряд губителен именно для свинцово-кислотных аккумуляторов, где в качестве рабочей среды используется жидкий электролит.

Производители обычно указывают в технической документации количество глубоких разрядов, которые может пережить тот или иной жидкостный свинцово-кислотный стартерный аккумулятор.

Обычно фигурируют цифры в диапазоне 15–20 циклов. Но в действительности даже 10 циклов достаточно, чтобы зимой аккумуляторная батарея уже не смогла выполнить свои функции.

Потому совет предельно простой.

Старайтесь не допускать глубоких разрядов. Каждый из них ведёт к потере 3% ёмкости, восстановить которую уже не получится.

А есть и такие батареи, которые вовсе не боятся подобных ситуаций.

Какие АКБ не боятся глубокого разряда

Именно в их случае потеря заряда не будет критичной, и после зарядки АКБ смогут нормально функционировать ещё не один год.

Эти аккумуляторные батареи не боятся разрядки, поскольку здесь электролит используется не в жидком агрегатном состоянии, а в виде геля (GEL), либо в виде запечатанной в матах из стекловолокна жидкости.

Именно из-за этого соли практически не могут оседать на поверхностях пластин. Но и здесь полностью избавиться от возможной сульфатации не удалось. Просто количество циклов заряда–разряда, при котором сульфатация реально даёт о себе знать, увеличено в несколько раз.

Методы восстановления

Теперь непосредственно к вопросу о том, что делать при глубоком разряде аккумулятора автомобиля.

Первым делом важно понимать, что сульфатация, то есть процесс образования отложений на пластинах, протекает не только в случае полного разряда. Сульфатация менее активная, но всё равно протекает, если АКБ находится в полуразряженном состоянии. Из-за этого крайне важно поддерживать напряжение на уровне 12,7 В, а плотность не опускать ниже 1,27 г/см³.

Если же полной разрядки избежать не удалось, нужно выбрать способ, как зарядить аккумулятор своего автомобиля после потенциально губительного глубокого разряда.

Всего можно выделить несколько вариантов, как вывести батарею из подобного состояния, к которому привела сильная разрядка:

  • механическая очистка;
  • химическое восстановление;
  • КТЦ;
  • с помощью дистиллированной воды;
  • переполюсовка;
  • с использованием десульфатора.

Каждый вариант реанимации заслуживает отдельного внимания.

Механическая очистка

У некоторых автомобилистов возникает идея после глубокого разряда АКБ, которую не удаётся зарядить, попытаться очистить аккумулятор от автомобиля физическим способом.

Смысл метода заключается в том, чтобы слить электролит, вырезать элементы пластикового корпуса и извлечь поражённые пластины из батареи.

Механическая очистка аккумулятора

Далее все пластины и полости между ними промываются дистиллированной водой, очищаются специальными составами. Затем остаётся только восстановить герметичность корпуса, залить свежий электролит и поставить АКБ на зарядку.

Пластины очень чувствительные, а потому требует предельно аккуратного обращения. Из-за этого путём физической очистки восстановить АКБ очень сложно.

Есть умельцы, которым удавалось разрезать корпус и собрать его. Но как именно себя поведёт после такого аккумулятор – загадка.

Химический метод

Прежде чем начать заряжать аккумулятор, его можно попытаться восстановить после глубокого разряда химическим методом.

Химическая очистка аккумулятора

Для этого применяются специальные составы, функция которых заключается в растворении кристаллов солей. Смысл идеи заключается в следующем:

  • батарея полностью разряжается нагрузкой;
  • сливается весь электролит;
  • внутренности промываются качественной дистиллированной водой;
  • в очищенные банки АКБ заливается автохимия;
  • происходит активный процесс кипения и образования газов;
  • залитый раствор сливается;
  • повторно выполняется промывка дистиллятом;
  • если пластины не очистились полностью, ещё раз заливается очищающая химия;
  • батарея промывается;
  • вливается свежий электролит;
  • АКБ ставится на зарядку.

Метод более эффективный и безопасный. Но тоже работает не всегда.

После глубокого разряда автомобильный аккумулятор может не реагировать на обычный процесс зарядки. Это может толкнуть водителя к идее провести КТЦ, то есть контрольно-тренировочный цикл.

Метод достаточно действенный, но на его реализацию уходит много времени.

КТЦ аккумулятора авто

Смысл КТЦ заключается в том, чтобы несколько раз полностью разрядить и зарядить аккумуляторную батарею. Изначально зарядка выполняется током до 10% от номинальной (паспортной) ёмкости, после чего подключается нагрузка, а АКБ разряжается до напряжения на клеммах около 10,2 В. И так нужно повторить несколько раз.

Чем медленнее АКБ будет разряжаться под нагрузкой, тем лучше она функционирует. А потому восстановление идёт.

КТЦ считается оптимальным вариантом для реанимации старых обслуживаемых АКБ и необслуживаемых батарей.

Дистиллированная вода

Ещё один метод десульфатации, который может проводиться без специальной химии. Здесь потребуется только дистиллированная вода.

Её заливают в батарею вместо электролита, и подключают к зарядному устройству. На ЗУ выбирается напряжение зарядки 14 В.

Дистиллированная вода

Важно при этом поддерживать слабое бурление воды в банках, регулируя параметры напряжения.

В процессе восстановления потребуется несколько раз слить воду и залить свежий дистиллят. Основной недостаток метода в том, что в некоторых случаях на полноценную реанимацию уходит около 3–4 недель.

По завершении растворения солей, АКБ ещё раз промывается, после чего заливается электролит и проводится стандартная процедура зарядки.

Переполюсовка

Самый крайний вариант, который используется лишь в том случае, когда все остальные методы не помогают.

Переполюсовка для аккумулятора

Смысл переполюсовки предельно простой. АКБ соединяется с зарядным устройством, но только плюс идёт на минус, а минус соединяется с плюсом.

При подаче минуса на плюсовую клемму аккумулятора осадок на пластинах начинает разрушаться.

Фактически здесь есть 2 варианта полученного результата. Либо АКБ удастся восстановить, либо же батарея окончательно выйдет из строя.

Десульфаторы

Или же применяют десульфататоры. Так называют специальные устройства, которые предназначены для борьбы с последствиями сульфатации в аккумуляторных батареях.

Сейчас также выпускают современные зарядные устройства, у которых имеется режим десульфатации.

Достаточно следовать инструкциям производителя.

Десульфаторы для аккумулятора

Проблема лишь в том, что стоимость таких устройств примерно равна цене очень неплохого нового аккумулятора. И есть ли смысл тратить деньги на десульфатор, если проще купить новую батарею.

Глубокий разряд губителен для автомобильных аккумуляторов. Да, АКБ способны выдержать некоторое количество циклов разряда–заряда, но их ресурс ограничен и постоянно снижается. Потому самым правильным решением будет следить за характеристиками и поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии.

Необходимость в дозарядке аккумуляторной автомобилей батареи возникает достаточно часто. Это обусловлено городскими условиями эксплуатации, когда на машине совершаются непродолжительные поездки.

Заряжать аккумулятор авто дома

Хотя в теории компенсировать утраченную ёмкость АКБ должен генератор, в реальных условиях этого не удаётся добиться. Потому возникает необходимость использования зарядных устройств.

Далеко не у всех в распоряжении есть собственный гараж. Из-за этого автомобиль обычно находится во дворе, под окнами квартиры, на стоянке. Если возникла необходимость зарядить АКБ, сделать это прямо на улице вряд ли получится, поскольку зарядное устройство требует подключения к сети на 220 В. И тут возникает логичная идея отнести батарею в дом или квартиру, где и провести зарядку.

Только не все знают, можно ли заряжать автомобильные аккумуляторы дома и в чём потенциальная опасность такого решения.

Почему заряжать АКБ в жилых помещениях опасно

Следует более детально изучить вопрос о том, можно ли на самом деле заряжать автомобильный аккумулятор в квартире или в частном доме. Принципиальной разницы здесь нет, поскольку речь идёт о помещениях внутри здания.

Современные стартерные АКБ являются одной из разновидностей свинцово-кислотного аккумулятора. То есть в их основе лежит набор из свинцовых пластин с различным покрытием, а также жидкая среда, состоящая из серной кислоты и дистиллированной воды.

Это вызывает закономерный интерес: можно ли на самом деле заряжать аккумулятор в жилой комнате дома. Тут не особо важно, будет это дом или квартира. В обоих случаях подразумевается комната, в которой находятся люди. Логично спросить, окажется ли потенциально вредный аккумулятор действительно опасным для здоровья или жизни человека. Или, если зарядить АКБ, ничего страшного не произойдёт, это банальные выдумки.

Можно выделить несколько основных причин, почему заряжать автомобильный аккумулятор в доме или квартире на самом деле нельзя:

  • возгорание водорода;
  • выделение вредных газов;
  • кислота.

Заряжать аккумулятор авто в квартире

Теперь про каждый пункт отдельно. Это даст понять, насколько вредно и опасно на самом деле заряжать аккумулятор у себя дома.

Водород

Есть множество примеров и рассказов о том, как при зарядке взрывались аккумуляторные батареи.

Наиболее предрасположенными к взрывам являются классические обслуживаемые свинцово-кислотные АКБ, где электролит представлен в виде прозрачной жидкости.

Электролит состоит из серной кислоты и дистиллированной воды, которые смешиваются между собой в пропорциях около 1 к 3. Пока АКБ не зарядится полностью, ничего с рабочей жидкостью происходить не будет. Но если заряд продолжает поступать, хотя батарея уже зарядилась, начнётся процесс кипения.

Электролит кипит не из-за нагрева до 100 градусов Цельсия. Закипание – лишь условное название, поскольку по факту происходит электролиз из-за воздействия тока на жидкость. Это провоцирует распад воды на водород и кислород, что и влечёт за собой выделение пузырьков.

Внешне это напоминает кипение воды, хотя в действительности закипание электролита возможно уже при 40–45 градусах Цельсия.

Если говорить о том, можно ли заряжать аккумулятор у себя дома, важно понимать, что выделяющийся из АКБ газ является крайне взрывоопасным.

Потому одна из главных причин, почему в помещениях зарядку проводить не рекомендуется, это именно вероятность возгорания водорода.

Водород может воспламениться даже от незначительной искры или раскалённой лампы, включенной в комнате.

Чем дольше электролит бурлит, тем больше газа выделяется. Повышая концентрацию, взрывоопасность смеси увеличивается. Минимальная искра провоцирует возгорание газа, а за ним следует взрыв.

Вредный для здоровья газ

Решив зарядить АКБ дома, не стоит забывать про выделение вредных для здоровья, а иногда и для жизни, газов при зарядке.

При зарядке аккумуляторов выделяются испарения электролита в виде сернистого газа. Увеличение концентрации может спровоцировать головокружение, головные боли, приступы тошноты и общую слабость.

Вредный для здоровья газ

Действительно, очень опасно находиться в помещении, где заряжается АКБ. Здесь обязательным условием будет наличие эффективной принудительной вентиляции либо просто хорошего проветривания.

Если сернистый газ начал выделяться и человек почувствовал недомогание, следует незамедлительно покинуть помещение, постараться открыть все окна и двери, что позволит вредным испарениям выветриться.

При первой же возможности отключите зарядное устройство, чтобы прекратить процесс дальнейшего выделения газа.

Если нарушить технологию зарядки, сернистый газ будет выделяться как из обслуживаемых, так и необслуживаемых аккумуляторных батарей.

Казалось бы, если необслуживаемые АКБ полностью герметичные, как здесь может выделяться вредный газ? Всё просто. Конструкцией предусмотрен специальный предохранительный клапан. Он необходим для того, чтобы в корпусе не образовывалось избыточное давление. Этот клапан сброса и будет источником выделяющегося сернистого газа.

Опасности удастся избежать, если выбрать хорошо проветриваемое помещение, а также не допускать перезаряда.

Кислота

Не стоит забывать и о вероятности выплёскивания опасной кислоты при неаккуратном обращении с аккумуляторной свинцово-кислотной батареей.

АКБ требуют постоянного ухода и периодической дозарядки. Если на улице тепло, заняться обслуживанием можно и на открытом воздухе. Речь идёт о доливке дистиллированной воды, очистке клемм от окислов, замеров рабочих параметров мультиметром и пр.

Но когда на улице мороз, заниматься обслуживанием на открытом воздухе как минимум некомфортно. Плюс заряжать АКБ при отрицательных температурах и вовсе опасно.

При сильном разряде и низкой температуре электролит может замёрзнуть. При подключении такой АКБ к зарядному устройству есть высокая вероятность замыкания, разрыва корпуса батареи и травмирования людей, расположенных поблизости.

Помимо выделяющихся газов, важно не забывать об опасности самого электролита. Несмотря на то, что серная кислота разбавлена водой, концентрация кислоты всё равно очень высокая. Потому при проливании рабочей жидкости можно столкнуться с различными последствиями:

  • если электролит окажется на коже, это спровоцирует появление серьёзных ожогов;
  • попадание жидкости в глаза может частично или полностью лишить человека зрения;
  • пролив электролит на одежду или какие-то предметы, можно их испортить.

Заряжать аккумулятор авто

Прежде чем брать в руки аккумулятор, чтобы перенести его из машины в дом или наоборот, обязательно нужно надеть перчатки, защитную одежду, использовать специальные очки.

Нет уверенности в том, что старая АКБ не имеет на своём корпусе повреждений. А ведь через них может выделяться кислота. Даже непродолжительный контакт рук автомобилиста с кислотой потенциально влечёт за собой серьёзные последствия.

Как выбрать место для зарядки

Зарядка АКБ в домашних условиях потенциально опасна. Да, если придерживаться всех правил и быть предельно внимательным, ни о каких взрывах или ожогах переживать не придётся.

Но лучше всего перестраховаться. Для этого:

  • под аккумулятор, заряжаемый дома, подложите устойчивый к кислоте материал, чтобы не испортить напольное покрытие;
  • внимательно изучите руководство по эксплуатации и определите оптимальные условия для зарядки АКБ, подавая соответствующее напряжение, ток заряда и пр.;
  • отдавайте предпочтение современным автоматическим зарядным устройствам, которые сами прекратят подачу заряда по завершении процесса;
  • чтобы избежать разрыва корпуса, перед началом зарядки открутите немного, но не до конца пробки на всех банках обслуживаемого аккумулятора;
  • в качестве помещения для зарядки лучше использовать сравнительно безопасное место, такое как балкон или лоджия;
  • перед началом зарядки следует обеспечить постоянный приток свежего воздуха и его циркуляцию.

Разместив АКБ на балконе или в лоджии, откройте окна. Самому автомобилисту, как и членам его семьи, рекомендуется минимизировать нахождение в том помещении, где заряжается батарея. Но нельзя забывать периодически подходить, чтобы контролировать процесс и своевременно отключить зарядное устройство.

А вот жилые комнаты для таких задач как зарядка АКБ лучше не использовать. Это делается в крайнем случае. И только при условии, что комната хорошо проветривается (открыты окна или работает вытяжка), а внутри никто не находится.

Какие АКБ безопасно заряжать дома

Если акцентировать внимание на безопасности, то зарядка АКБ в домашних условиях будет не самой лучшей идеей. Предпочтительнее выбрать какое-то более безопасное место.

Вопрос ещё и в том, распространяются ли эти ограничения на все разновидности автомобильных аккумуляторных батарей, или существуют исключения.

Эксперты сходятся во мнении, что АКБ, изготовленные по современным технологиям, будут безопасными и безвредными, даже если их заряжать в доме или в квартире.

Это касается аккумуляторов, изготовленных по технологиям AGM и GEL.

AGM батареи не используют привычный жидкий электролит, поскольку жидкость заключена в специальные стекловолоконные маты. А гелевые батареи представлены в виде АКБ с гелеобразным электролитом. В обоих случаях состав не может закипеть, а потому и испарения исключены.

Но и тут необходимо строго придерживаться установленных производителем рекомендаций и инструкций по зарядке. Для них подходят исключительно автоматические зарядные устройства, функционал которых предусматривает работу с AGM и GEL аккумуляторами.

По возможности старайтесь избегать зарядки в жилых помещениях. Оптимально для таких целей использовать гараж либо балкон.

Читайте также: