Отряд насекомых таблица 7 класс вши

Обновлено: 24.04.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Отряды Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки, Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы; характеристика отрядов по плану: строение и количество крыльев, тип ротового аппарата, тип превращения.

Актуализация знаний

Составьте общую характеристику класса.

Отличие от других членистоногих

Форма и размер тела

Значение для человека:

Чем различаются насекомые разных отрядов?

Напишите, какой ротовой аппарат имеет:

Укажите, расположение каких органов насекомых связано с такими отделами тела, как:

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

ТАРАКАНОВЫЕ, ПРЯМОКРЫЛЫЕ, УХОВЕРТКИ, ПОДЕНКИ

Почему человек преследует тараканов, но не обращает внимания на поденок?

Таракановые — в основном ночные животные, днем отдыхающие в различных укромных, малодоступных местах (рис. 47). Они любят влагу и тепло: чем суше и прохладнее климат, тем их меньше. Вели­чина их разная — от 2 мм до 12 см. Среди примерно 3,5 тыс. видов, живущих сейчас, лишь б обитают в жилище человека. К таракано­вым относят очень древних насекомых, причем все они раньше мог­ли летать. Похолодание климата привело к тому, что многие виды погибли, а некоторые утратили способность к полету, освоив новые места обитания, например в квартирах людей.

В жилье человека встречаются и рыжий и черный тарака­ны. Рыжий длиной 10—13 мм, а черный— 18—30 мм. Тараканы обоих видов загрязняют и портят продукты, разносят возбудителей дизентерии, тифа, холеры, туберкулеза, а также яйца паразитиче­ских червей, споры грибков.

Тараканы всеядны, едят растительную пищу, в том числе дре­весину, в домашних условиях могут повреждать бумагу, переплеты книг, изделия из кожи. Ротовой аппарат грызущий. Бегают тарака­ны довольно быстро — до 70 см в секунду.

Развитие без полного превращения. Личинки похожи на взрос­лых насекомых, растут во время линек. Живут приблизительно год- пол тора.


К прямокрылым относят кузнечиков, кобылок, сверчков, медведок и других представителей (рис. 48). Их насчитывают более 20 тыс. видов. Распространены прямокрылые от Полярного круга до тропиков. Характерные особенности — большие, приспособленные для прыжков задние ноги и вытянутые прямые узкие передние кры­лья, превращенные в надкрылья и защищающие веерообразные зад­ние крылья. Тело удлиненное, ротовой аппарат грызущий. Большие глаза и усики, короткие или длинные. Прямокрылые издают разно­образные звуковые сигналы, по которым их легко отличать. Слухо­вой аппарат у кузнечиков расположен на голенях передних ног; у саранчи — по бокам первого сегмента брюшка.

Самки прямокрылых имеют на брюшке яйцеклад. Яйца откла­дывают в землю, на поверхность растений или внутрь органов расте­ний.

Развитие без полного превращения. Личинки похожи на взрос­лых насекомых. Некоторые прямокрылые питаются только другими насекомыми или растительной и животной пищей

Кузнечики, хорошо знакомые всем насекомые, обитают в лес­ных, лесостепных, степных и полупустынных районах нашей страны. Наибольшее их число встречается в тропических и субтропических странах.


Сверчки бывают черного, соломенно-палевого, бурого цве-
та. Сверчки живут в земляных норках или под камнями.

Ведут в основном ночной образ жизни. Питаются обычно растительной пищей. Стрекотание сверчков происходит, как и у кузнечиков, за счет трения
передних крыльев друг о друга.

Сверчки охраняют свою территорию, отгоняя от нее других
сверчков. Зимуют сверчки в вырытых норках глубиной до 70 см,
некоторые виды зимуют в муравейниках.



Медведки ведут подземный образ жизни. Они велико­лепно приспособлены для копания передними конечностями, легко создают сложные подземные системы ходов. Они отлично плавают, ныряют и даже летают (ночью). Под землей двигаются как вперед, так и назад. Медведки вредят огородным растениям, повреждая их корневую систему. Селятся в основном на лугах и в огородах, любят поймы рек.

Их известно более 1700 видов, но у нас в стране — около 20. Большинство видов приурочено к тропическим странам.


Уховертки ведут скрытый об раз жизни, активны ночью, днем -прячутся под камнями, корой деревьев, в других укромных местах. Питаются мертвыми и живыми растениями, грибками, водорослями, насекомыми. Часто вредят растениям, поедая листья, побеги, цветки и незрелые семена

Уховертки откладывают яйца кучками в земляные ходы осе­нью и весной. Самка зимует вместе с отложенными ею яйцами и охраняет их. Развитие с неполным превращением. Уховертки мо­гут летать, особенно интенсивно во время размножения.


Поденки распространены почти по всему земному шару. Взрос­лые особи имеют прозрачные нежные крылья, а на конце брюшка 2—3 тонкие хвостовые нити (рис. 52). Во взрослом состоянии они живут один или несколько дней, за что и получили это название. Взрослые особи не питаются, их задача — спариться и оставить по­томство. Яйца откладываются в воду, личинки развиваются там же.


Личинки поденок встречаются в быстрых ручьях и реках, в стоячих водоемах. Они роются в иле, ползают или прикрепляются к подводным предметам, питаются отмершими растениями и живот­ными, есть хищники. Личиночное состояние длится 2—3 года. В это время они чувствительны к загрязнению водоема и, если химиче­ских веществ много, резко сокращается число личинок. Выход из воды бывает массовым. Личинки служат хорошей пищей для рыб. Известно около 1500 видов. Размеры от 1 до 6 см.

Тараканы не переносят холода: при -5 °С погибают через 30 мин, а при -7 °С — через 1 мин.

Тараканы — очень древние насекомые: известны их ископае­мые предки, жившие 300—400 млн лет назад.

Саранча служит излюбленным видом пищи не только для плотоядных, но даже и для растительноядных животных. Овцы, лошади, антилопы, слоны поедают ее в больших коли­чествах

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конспект урока по биологии

Тема урока: Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки

Цели урока: раскрыть характерные признаки отрядов насекомых: Жуков, Стрекоз, Вшей, Клопов.

-обучающие: сформировать у учащихся знания об основных признаках жуков, стрекоз, клопов, вшей; показать связь между внешним строением насекомого и средой обитания; определить их роль в природе и жизни человека.

-развивающие: развитие речи, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развитие интеллектуальных способностей учащихся; развитие познавательной активности.

-воспитательные: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера, формирование аккуратности, внимательности.

Тип урока : урок изучения нового материала

На прошлом уроке мы приступили к изучению отрядов насекомых. Какие отряды насекомых мы рассмотрели на прошлом уроке?

Отвечают: На прошлом уроке мы познакомились с отрядами насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях строения Таракановых.

Отвечают:Тараканы освоили все континенты, кроме Северного полюса. Питаются всем, вплоть до хозяйственного мыла, ротовой аппарат грызущего типа, на спине имеется пара крыльев, но летать тараканы не умеют, т. к. утратили эту способность в ходе эволюции.

Какую роль тараканы играют в природе и жизни человека?

Отвечают: Тараканы являются пищей для других животных, а также переносят различные заболевания и яйца паразитических червей.

Каковы характерные особенности отряда насекомых Прямокрылые? Назовите основных представителей этого отряда.

Отвечают: Основными представителями прямокрылых являются разные виды кузнечиков, саранча, сверчки. Характерные особенности прямокрылых: наличие двух пар прямых крыльев, грызущий ротовой аппарат, передвигаются прямокрылые скачками или перелетами, органы слуха расположены на голени передних ног. Развитие прямокрылых осуществляется без превращения.

Почему и как стрекочут кузнечики?

Отвечают: Стрекотание характерно только для самцов кузнечиков для привлечения внимания самок. Звук образуется за счет трения верхних крыльев друг о друга.

Расскажите характерные особенности уховерток?

Сегодня мы продолжаем знакомиться с отрядами насекомых и сегодня рассмотрим такие отряды насекомых: Жуки, Стрекозы, Вши, Клопы.

Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

Изучить характерные особенности данных отрядов, выявить роль представителей этих насекомых в природе и жизни человека.

Изучение нового материала

тема урока: Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки

Первый отряд насекомых, который мы сегодня рассмотрим – отряд Стрекозы .

Что такое фасеточные глаза и какое зрение характерно для таких глаз?

Отвечают: фасеточные глаза – это сложные глаза, состоящие из простых глаз. Для фасеточных глаз характерно мозаичное зрение.

Много стрекоз можно увидеть около водоемов, в которых развиваются их личинки. Летают стрекозы в теплую безветренную погоду. Питаются насекомыми, которых ловят налету, т.е. стрекозы хищники.

Следующий отряд насекомых – Вши.

Какие характерные особенности встречаются у вшей?

Отвечают: Вши, приспособившись к паразитическому образу жизни утратили крылья, ротовой аппарат колюще-сосущий, обитают в волосяном покрове млекопитающих и на одежде человека, питаются кровью млекопитающих.

Ч то такое гнида?

Отвечают: Гнида – это яйцо вши с личинкой внутри.

Самка способна отложить за всю свою жизнь до 300 штук яиц.

Развитее вшей осуществляется без превращения, личинки отличаются от взрослой особи только по размеру.

Ходьба на месте, выше ноги!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно.

Мы коленки поднимаем,

Шаг на месте выполняем.

От души мы подтянулись,

И на место вновь вернулись!

Отдохнули, а теперь работаем дальше.

Следующий отряд – Жуки или Жесткокрылые

Как вы думаете, почему их называют жесткокрылые?

Отвечают: Потому что верхние крылья жуков, твердые и выполняют защитную функцию

Правильно, верхние крылья называются надкрыльями и выполняют не только защитную функцию, но и участвуют в полете, создавая подъемную силу.

Приведите примеры жуков.

Отвечают: Божья коровка, майский жук, скарабей, колорадский жук, бронзовик, жук-олень и другие.

Сейчас у себя в тетради записываем по два любых примера жуков.

Развитее жуков протекает с полным превращением. Ротовой аппарат грызущего типа, жесткокрылые освоили все среды обитания.

Сейчас положите ручки, немного послушаем о некоторых видах жуков.

Колорадский жук . Название этому листоеду присвоено потому, что вред от него был впервые отмечен в США в штате Колорадо. В Европу был завезен через французские порты во время первой мировой войны. Быстрому распространению способствовали самостоятельные перелеты, а также его перевозка вместе с картофелем различными видами транспорта. Высокая плодовитость и высокая адаптация к разным условиям позволили быстро распространиться жуку повсеместно, тем более в наших условия он не имеет естественных врагов. Самка может отложить 400-800 яиц, за лето дать 2-3 поколения. Потомство одной самки к концу лета может достигнуть несколько миллионов экземпляров.

Следующий отряд насекомых, который мы сегодня рассмотрим – Клопы или Полужесткокрылые.

У вас на столах есть желтые карточки, в которых дается информация о клопах. Сейчас 5 минут работаем с картами и параллельно заполняем таблицу.

Назовите основных представителей отряда Клопы.

Отвечают: Разные виды клопов, водомерки, гладыш, водяной скорпион.

Назовите характерные особенности полужескокрылых?

Отвечают: передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, отсюда и название отряда. Ротовой аппарат колюще-сосущего типа, некоторые представители выделяют неприятный запах для защиты.

Чем питаются клопы?

Отвечают: Клопы питаются соком растений или кровью млекопитающих.

Сегодня мы рассмотрели отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Вы заполняли таблицу. Сейчас я проверю, насколько вы усвоили материал.

Почему стрекозы летают над прудами, озерами, реками?

Сколько пар крыльев у жуков? Почему их называют жесткокрылыми?

Кто такие вши? Чем они опасны для человека?

Почему клопы неприятно пахнут?

Маска особый орган личинки стрекозы, необходимый для захватывания пищи и прикрепленный к нижней стороне головы.

Потому что откладывают яйца в водоемы или на водную растительность.

У жуков две пары крыльев, верхние твердые и называются надкрыльями. Наличие твердых надкрыльев дало второе название этому отряду – Жесткокрылые.

Вши – это паразиты, обитающие на кожных покровах человека. Вши могут переносить различных возбудителей заболеваний, например возбудителей чумы.

Многие клопы имеют неприятный запах, потому что он отпугивает их врагов , т. е. запах клопов – это средство защиты.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: прочитать параграф 17 в учебнике.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конспект урока по биологии

Учитель химии и биологии: Попова Елизавета Сергеевна

Учебник: Латюшин В.В. Биология. Животные 7кл. / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – М.: Дрофа, 2011. – 302 с.

Тема урока: Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки

Цели урока: раскрыть характерные признаки отрядов насекомых: Жуков, Стрекоз, Вшей, Клопов.

-обучающие: сформировать у учащихся знания об основных признаках жуков, стрекоз, клопов, вшей; показать связь между внешним строением насекомого и средой обитания; определить их роль в природе и жизни человека.

-развивающие: развитие речи, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развитие интеллектуальных способностей учащихся; развитие познавательной активности.

-воспитательные: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера, формирование аккуратности, внимательности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, ПК

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дети садятся за столы.

Дежурный информирует о наличии отсутствующих.

На прошлом уроке мы приступили к изучению отрядов насекомых. Какие отряды насекомых мы рассмотрели на прошлом уроке?

Расскажите, пожалуйста, об особенностях строения Таракановых.

Какую роль тараканы играют в природе и жизни человека?

Хорошо. Каковы характерные особенности отряда насекомых Прямокрылые? Назовите основных представителей этого отряда.

Почему и как стрекочут кузнечики?

Расскажите характерные особенности уховерток?

Молодцы. Сегодня мы продолжаем знакомиться с отрядами насекомых и сегодня рассмотрим такие отряды насекомых: Жуки, Стрекозы, Вши, Клопы.

Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

Отвечают: На прошлом уроке мы познакомились с отрядами насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Отвечают:Тараканы освоили все континенты, кроме Северного полюса. Питаются всем, вплоть до хозяйственного мыла, ротовой аппарат грызущего типа, на спине имеется пара крыльев, но летать тараканы не умеют, т. к. утратили эту способность в ходе эволюции.

Отвечают: Тараканы являются пищей для других животных, а также переносят различные заболевания и яйца паразитических червей.

Отвечают: Основными представителями прямокрылых являются разные виды кузнечиков, саранча, сверчки. Характерные особенности прямокрылых: наличие двух пар прямых крыльев, грызущий ротовой аппарат, передвигаются прямокрылые скачками или перелетами, органы слуха расположены на голени передних ног. Развитие прямокрылых осуществляется без превращения.

Отвечают: Стрекотание характерно только для самцов кузнечиков для привлечения внимания самок. Звук образуется за счет трения верхних крыльев друг о друга.

Изучить характерные особенности данных отрядов, выявить роль представителей этих насекомых в природе и жизни человека.

Изучение нового материала

Записываем тему, число:

тема урока: Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки

число: 27 октября 2014 года

Первый отряд насекомых, который мы сегодня рассмотрим – отряд Стрекозы (слайд 3).

Что такое фасеточные глаза и какое зрение характерно для таких глаз?

Много стрекоз можно увидеть около водоемов, в которых развиваются их личинки. Летают стрекозы в теплую безветренную погоду. Питаются насекомыми, которых ловят налету, т.е. стрекозы хищники.

Следующий отряд насекомых – Вши (слайд 7).

Какие характерные особенности встречаются у вшей?

Ч то такое гнида? (слайд 8)

Самка способна отложить за всю свою жизнь до 300 штук яиц.

Развитее вшей осуществляется без превращения (слайд 9), личинки отличаются от взрослой особи только по размеру.

Вы наверно устали, давайте немного отдохнем.

Я вам буду рассказывать стихотворение с элементами физкультуры, а вы повторяйте за мной. Встаем!

Ходьба на месте, выше ноги!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно.

Мы коленки поднимаем,

Шаг на месте выполняем.

От души мы подтянулись,

И на место вновь вернулись!

Отдохнули, а теперь работаем дальше.

Следующий отряд – Жуки или Жесткокрылые (слайд 10)

Как вы думаете, почему их называют жесткокрылые?

Правильно, верхние крылья называются надкрыльями и выполняют не только защитную функцию, но и участвуют в полете, создавая подъемную силу.

Приведите примеры жуков.

Сейчас у себя в тетради записываем по два любых примера жуков.

Развитее жуков протекает с полным превращением (слайд 12). Ротовой аппарат грызущего типа, жесткокрылые освоили все среды обитания.

Сейчас положите ручки, немного послушаем о некоторых видах жуков.

Колорадский жук (слайд 14). Название этому листоеду присвоено потому, что вред от него был впервые отмечен в США в штате Колорадо. В Европу был завезен через французские порты во время первой мировой войны. Быстрому распространению способствовали самостоятельные перелеты, а также его перевозка вместе с картофелем различными видами транспорта. Высокая плодовитость и высокая адаптация к разным условиям позволили быстро распространиться жуку повсеместно, тем более в наших условия он не имеет естественных врагов. Самка может отложить 400-800 яиц, за лето дать 2-3 поколения. Потомство одной самки к концу лета может достигнуть несколько миллионов экземпляров.

Следующий отряд насекомых, который мы сегодня рассмотрим – Клопы или Полужесткокрылые (слайд 15).

У вас на столах есть желтые карточки, в которых дается информация о клопах. Сейчас 5 минут работаем с картами и параллельно заполняем таблицу.

Отряды Насекомых Стрекозы, Жуки, Вши

Ротовой аппарата : грызущий Особенности жизни и поведения:

Ротовой аппарата : грызущий Особенности жизни и поведения:

Ротовой аппарата :
грызущий
Особенности жизни и поведения:
Древний отряд насекомых (300 млн.лет),
Имеют особый аппарат для захвата пищи – маска
Скорость полета стрекозы – до 96 км/ч;
Значение:
Поедают комаров и их личинок, а также мелких насекомых

Отряд: Вши - развитие

Отряд: Вши - развитие

Отряд: Вши - развитие

Отряд: Вши - развитие С неполным превращением

Отряд: Вши - развитие С неполным превращением

Отряд: Вши - развитие

С неполным превращением

Количество крыльев: Нет Представители: 200 видов

Количество крыльев: Нет Представители: 200 видов

Количество крыльев:
Нет
Представители:
200 видов
Ротовой аппарата :
Колюще - сосущий

Особенности жизни и поведения:

Особенности жизни и поведения:

Особенности жизни и поведения:
Паразиты, крылья редуцированы, размножаются каждый месяц
Значение:
Переносчики опасных инфекционных заболеваний - брюшной тиф.

Отряд: Жуки ( жёсткокрылые ) - развитие

Отряд: Жуки ( жёсткокрылые ) - развитие

Отряд: Жуки ( жёсткокрылые ) - развитие

С полным превращением

Отряд Жуки ( жёсткокрылые ) 4

Отряд Жуки ( жёсткокрылые ) 4

Отряд Жуки ( жёсткокрылые )

Дровосек титан Отряд: Жуки ( жёсткокрылые )

Дровосек титан Отряд: Жуки ( жёсткокрылые )

Отряд: Жуки ( жёсткокрылые )

Жук–перокрылка (чуть крупнее инфузории)

Ротовой аппарата : Грызущий Особенности жизни и поведения:

Ротовой аппарата : Грызущий Особенности жизни и поведения:

Ротовой аппарата :
Грызущий
Особенности жизни и поведения:
Самый большой по численности видов отряд насекомых, не все жуки умеют летать
Значение:
- Вредители с/х
- хищники поедают других насекомых

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

, Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы; характеристика отрядов по плану: строение и количество крыльев, тип ротового аппарата, тип превращения

Актуализация знаний

Установите соответствие между насекомым и характерным для него типом развития.

Типы развития

А) развитие с неполным превращением Б) развитие с полным превращением

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

СТРЕКОЗЫ, ВШИ, ЖУКИ, клопы

С какими насекомыми из этих отрядов вам приходилось встречаться?

Почему у стрекоз такие большие глаза?

Стрекозы имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное. На перед­нем конце располагается крупная голова с большими сложными гла­зами. Стрекозы — хорошие летуны. У них две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками

Все стрекозы — дневные хищные насекомые. В полете они кормятся комарами и другими мелкими насекомыми. Ротовой аппарат стрекоз — грызущий.


Стрекозы откладывают яйца в воду или на водные растения.
Развитие без превращения. Личинки развиваются 1—3 года, ведут
хищный образ жизни, питаясь личинками поденок, комаров, другими беспозвоночными.

У крупных стрекоз личинки нападают на головастиков и мальков рыб. Для захвата добычи у личинок имеется особый орган — маска.

Известно более 3 тыс. видов стрекоз. Отпечатки этих насекомых
найдены в породах каменноугольного периода (300 млн лет назад).
Размах крыльев у вымерших стрекоз достигал 90 см. Ныне живу-
щие особи значительно мельче — не более 17 см в размахе крыльев,

а у мелких — до 2 см.

Мир Стрекоз-Sky Hunters-The World of the Dragonfly(Viasat Nature)

Вши — наружные паразиты млекопитающих. У них сосущая ротовая система. Вместе со слюной выделяются вещества, препятствующие свертыванию крови. Крыльев у вшей нет, они их утратили в результате перехода к паразитическому образу жизни.

Конечности цепкие, сильные, с их помощью вши прикрепляют­ся к волосам или к волокнам одежды. Известно около 250 видов этих насекомых, величиной от 0,4 до 6 мм. Размножаются яйцами, кото­рые называются гнидами.


Цикл развития у вши без п ревращения, он длится 3 недели. Вши переносят возбудителей различных заболеваний, наиболее опас­ные из которых — сыпной и возвратный тиф.

Местом обитания человеческих вшей обычно являются покры­тые волосами участки тела и одежда. Мерой профилактики и борьбы со вшами является соблюдение чистоты тела и одежды. Для устране­ния этих паразитов используют специальные средства, продающие­ся в аптеках.

Нательная вошь

Жуки, или Жесткокрылые, — самый большой отряд насекомых, объединяющий более 350 тыс. видов. В России известно око­ло 20 тыс. видов жуков. Первая пара крыльев у жесткокрылых пре­вратилась в жесткие надкрылья (отсюда и название отряда). Вто­рая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета.Не все жуки умеют летать, но надкрылья есть у всех. Окраска тела может быть яркой, защитной, черной или бурой. Многие виды имеют выросты на голове или надкрыльях.

На голове жука располагаются сложные глаза, усики, грызу­щие ротовые органы с парой сильных челюстей.

Жуки откладывают яйца, из которых выходят личинки, веду­щие разнообразный образ жизни. Некоторые обитают на листьях растений, другие — на поверхности почвы, третьи — в почве , четвертые — в воде, пятые — в тканях растений и других местообитаниях. Личинки очень разнообразны по форме и окраске.

Жуки освоили все среды жизни, но особенно много среди них наземных
видов. Они обитают в лесах и на лугах, в пустынях и болотах, в долинах, горах
и водоемах.


Пища жуков весьма разнообразна: листья, корни, кора, древесина, навоз,
продуктовые запасы, разлагающиеся органические остатки и многое другое.

Многие жуки имеют весьма интересные приспособления для за­щиты от врагов. Это и покровительственная окраска, и отпугивающие врагов ядовитые вещества (жуки-бомбардиры) или едкая жидкость, выстреливаемая во врага (божья коровка, колорадский жук), и мни­мая смерть (замирание).

Значение жуков. Большую пользу человеку в борьбе с вредите­лями садов и огородов приносят хищные жуки, например жужели­цы. Жуки-красотелы помогают в борьбе с непарным шелкопря­дом, вредящим лесу.

Отряд Жуки или Жесткокрылые

Жуки-могильщики и трупоеды закапывают мертвых мел­ких животных и, питаясь разложившимися останками, способству­ют очищению почвы от трупов, накоплению перегноя в ней.

Жуки-навозники, скарабеи выполняют функцию санитаров, зарывая навоз в почву.

Божьи коровки приносят большую пользу хозяйству челове­ка, уничтожая и во взрослом, и в личиночном состояниях вредите­лей растений: тлю, червеца, белокрылку, паутинных клещиков.

Вредят рыбоводству жуки-плавунцы: они и их личинки напа­дают на мальков рыб.

Майские жуки, или хрущи, вредят огородным, почвенным и лесным растениям, объедая их корни.

Хлебные жуки, или кузьки, повреждают зерна злаков: ржи, ячменя, пшеницы.

Жуки-бронзовки объедают цветки различных растений.

Жуки-щелкуны и их личинки (проволочники) вредят культурным растениям,
повреждая их подземные части.

Личинки жуков-дровосеков, или усачей, — опасные вредители леса.

Жуки-листоеды — активные вредители сельского и лесного ХОЗЯЙСТВ.

Слоники, или долгоносики, также майского вредят садам огородам, лесам.

Оценивая тех или иных жуков как полезных или вредных для человека, нельзя забывать, что все жуки необходимы природе, она сама компенсирует их вред и регулирует их численность.

Самый большой жук в России обитает в Уссурийске

Клопов, или полужесткокрылых, по числу видов примерно в 10 раз меньше, чем жуков, но они также встречаются всюду на земном шаре. Свое второе название (полужесткокрылые) отряд получил за то, что передние крылья клопов только наполови­ну состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев — перепонча­тая и имеет жилкование.

У клопов колюще-сосущий ротовой аппарат. Пищей им служит сок растений или кровь животных. Слюна, попадающая в ранку на теле животного, препятствует свертыванию крови (как у вшей).

Клопы различны по величине: от 1 мм до 10 см. Они часто ярко окрашены, что делает их очень заметными. Такие клопы имеют паху­чие железы, выделяющие жидкость с резким запахом. Многие клопы, например гладыши, плавты, имеют маскирующую окраску. У них нет пахучих желез, но укус может быть весьма болезнен для человека.


Клопы откладывают от нескольких десятков до 200 яиц. Некоторые клопы заботятся о потомстве. Развитие клопов происходит без превращения

Многие клопы имеют смешанное питание, но большинство рас­тительноядны. Наружных паразитов животных немного.

Клопы-черепашки вредят зерновым культурам. Пасущиеся на крестоцветных клопы вредят растениям этого семейства, произ­растающим на огородах и в садах.

Постельные клопы — паразиты человека, зверей и птиц (рис. 61). Длина их тела 4,5—6,5 мм. Они распространены повсеме­стно, быстро бегают (до 1,25 м в 1 мин), не летают. Ведут ночной образ жизни, днем прячась в различных укрытиях, там же отклады­вают яйца. Скорость развития зависит от температуры.

Взрослые клопы могут голодать полгода и более, личинки — год, полтора года. Обычно клоп питается один раз в неделю, в жар­кое время года — чаще.

Помимо наземных клопов есть клопы водяные (рис. 60), оби­тающие на поверхности (водомерки) и в толще (плавты, гладыши, гребляки, водные скорпионы).

Как кусают постельные клопы

Водомерки скользят по поверхности воды, как на коньках, — этому способствует жировая капелька на конце ноги. Пищу эти кло­пы находят тут же, в поверхностной пленке воды. Зимуют на суше. Представители одного рода водомерок обитают в открытых морях и океанах.

Водяные клопы-гладыши обитают в толще воды, но часто всплывают на поверхность для дыхания атмосферным воздухом. Те­ло их обтекаемое, гладкое. Задние ноги, как весла, обеспечивают быстрые движения и ловлю добычи, так как эти клопы — хищники. Плавают они спиной вниз. По ночам могут перелетать из одного водоема в другой.

Клоп Водяной скорпион, Пиявки, Клоп-водомерка

Некоторые стрекозы могут развивать в полете скорость до 100 и даже до 150 км/ч. Поймав довольно крупное насекомое, стрекоза, не снижая скорости, может его съесть на лету. Личинка жука-могильщика растет очень быстро: за 7 ч она удваивает свою массу.

Водомерка за счет только одного гребного движения средними ножками проплывает 100 см.

Самостоятельная работа

1.Ответить на вопросы

1.Почему много стрекоз встречается у водоемов?

2.Каких жуков, встречающихся в вашей местности, вы знаете?

3.В чем различие между жуками и клопами?

4.Приведите примеры предостерегающей и покровительственной ок­раски у известных вам клопов.

2.Установите соответствие между животным и таксономической едини­цей, к которой оно принадлежит.

Читайте также: