Пациент с 38 лет поступил в инфекционную больницу с диагнозом острая дизентерия средней тяжести

Обновлено: 17.04.2024

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Дизентерия: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

Определение

Дизентерия (бактериальная дизентерия, шигеллёз) – инфекционное заболевание, характеризующееся воспалительными изменениями в кишечнике, возбудителем которого является бактерия рода Shigella.

Заразиться дизентерией можно в любом возрасте, но заболевание наиболее опасно для детей младше пяти лет и ослабленных пожилых людей.

После перенесенной инфекции стойкий иммунитет не формируется, поэтому в течение жизни бывают повторные случаи заболевания.

Причины появления дизентерии

Самый частый путь передачи инфекции - контактно-бытовой (через загрязненные предметы обихода, дверные ручки, грязные руки). Распространителями дизентерии могут быть и насекомые-переносчики, например, мухи и тараканы. Вспышки дизентерии возникают в условиях скученности людей при несоблюдении гигиенических мер безопасности. Попав на продукты питания, бактерии быстро размножаются в них при комнатной температуре. Особенно опасны в этом отношении молочные продукты, а также мясо, рыба, фруктовые компоты и кисели.

Возбудители дизентерии могут долго сохраняться во внешней среде, в высушенном и замороженном состоянии остаются жизнеспособными до четырех месяцев. В воде шигеллы могут жить 2-3 недели, с чем связан еще один возможный путь заражения – водный (при питье сырой воды, купании в загрязненных водоемах). Однако кипячение воды приводит к мгновенной гибели бактерии. Также для возбудителя дизентерии губительны прямые солнечные лучи и большинство дезинфицирующих средств.

Вода.jpg

Попадая в организм, бактерии легко проходят через желудок и начинают размножаться в толстом кишечнике.

От других патогенных микроорганизмов, вызывающих кишечные инфекции, шигеллы отличаются крайне высокой контагиозностью (заразностью) и способностью вырабатывать мощный экзотоксин - токсин Шиги, поражающий одновременно кишечник и нервные ткани организма.

Классификация заболевания

По тяжести течения:

  • легкая,
  • среднетяжелая,
  • тяжелая.
  • типичная,
  • атипичная:
    • стертая форма,
    • бессимптомная форма,
    • бактерионосительство.
    • колитическая (наиболее распространенная);
    • гастроэнтероколитическая,
    • гастроэнтеритическая.
    • острая (до 1 мес.),
    • затяжная (до 3 мес.),
    • хроническая (более 3 мес.).

    Инкубационный период дизентерии (время от момента заражения до возникновения первых симптомов болезни) обычно продолжается 1-3 дня, в некоторых случаях - до недели. Для типичной формы болезни характерно острое начало: повышение температуры тела, озноб или чувств жара, головная боль. Затем присоединяются тошнота и рвота, приступообразные боли внизу либо в левой части живота.

    Стертая форма шигеллёза наблюдается у 10% заболевших. Она характеризуется удовлетворительным самочувствием пациента, незначительной болью в животе, нормальной температурой тела. Как правило, заболевшие не обращаются за медицинской помощью и выздоравливают за 2-3 дня.

    При бактерионосительстве больной выделяет бактерии с калом, а признаки заболевания отсутствуют.

    Бессимптомная форма дизентерии похожа на бактерионосительство. Разница заключается в том, что в крови человека при бессимптомном течении заболевания наблюдается рост количества специфических антител, что говорит о наличии инфекционного процесса в организме.

    Больные стертой и бессимптомной формой дизентерии, а также бактерионосители представляют наибольшую эпидемическую опасность, так как чаще других становятся источниками заражения окружающих.

    Попадая в кровь, дизентерийный токсин вызывает симптомы интоксикации (высокую температуру, слабость, тошноту) и угнетает симпатическую нервную систему. Этим объясняется снижение артериального давления, отсутствие аппетита, апатия, учащение или урежение пульса, возможные перебои в работе сердца (экстрасистолия). В тяжелых ситуациях развивается инфекционно-токсический шок.

    Тяжесть течения дизентерии определяют по степени выраженности интоксикации, обезвоживания и изменений в кишечнике.

    При легком течении заболевания температура тела не поднимается выше 37,5-38°С, отмечаются умеренные боли в животе, стул до 10 раз в сутки. Как правило, через 2-3 дня от начала заболевания наступает значимое улучшение.

    При тяжелой форме наблюдаются лихорадка выше 39°С, сильная слабость, обезвоживание из-за очень частого стула, мучительные боли в животе.

    К группе риска по тяжести течения дизентерии относятся дети до 2 лет, лица старше 50 лет, истощенные люди, а также пациенты с быстро развивающимся обезвоживанием и высокой лихорадкой в начале заболевания.

    Длительность течения неосложненного шигеллёза не превышает 5-10 дней. Во время выздоровления нарушенная работа органов полностью восстанавливается.

    Диагностика дизентерии

    Для правильной постановки диагноза важен опрос пациента, сбор эпидемиологического анамнеза (контакты с больными людьми, употребление пищи или воды, опасных в отношении кишечных инфекций, купание в природных водоемах, путешествия). Заподозрить дизентерию позволяет сочетание у больного интоксикационного синдрома (повышенной температуры тела, общей слабости, головной боли) и колитического синдрома (режущей боли внизу живота, болезненности живота при пальпации, тенезм, ложных позывов к дефекации, кашицеобразного необильного стула с примесями слизи и крови).

    Наиболее информативным для диагностики шигеллёза считается выявление бактерий в кале при помощи посева на патогенную кишечную флору.

    Определение этиологии ОКИЗ (острого кишечного инфекционного заболевания) и выбор рациональной антибиотикотерапии. Рациональная терапия дизентерии основана на идентификации её возбудителя - бактерий рода Shigella. Шигеллы (по имени японского учёного К. Шиги) грамотрицательные неподвижные .

    Пациент С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом: острая дизентерия, средней тяжести. При сестринском обследовании мед.сестра получила следующую информацию: жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частота стула 9 раз), повышение температуры, слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. В контакт вступает хорошо, боится заразить свою семью.

    Объективно: температура 37,8 о С, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм рт. ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, горячие на ощупь нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул: неоформленный слизистый. Диурез в норме.

    Задания

    1. а) Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; б) сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента; в) составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

    2. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии.

    3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

    Эталон ответа

    1. На­ру­шен­ные по­треб­но­сти: есть, пить, вы­де­лять, ра­бо­тать, об­щать­ся, под­дер­жи­вать нор­маль­ную тем­пе­ра­ту­ру те­ла.

    Проблемы пациента: боли в животе, лихорадка, частый жидкий стул со слизью, беспокойство по поводу здоровья членов семьи, дефицит знаний, умений.

    Приоритетная проблема: жидкий стул со слизью.

    1. Мед. сестра ознакомит пациента с правилами поведения в боксе (палате).

    Адаптация пациента к новым условиям

    2. Выделит индивидуальный горшок (судно), предупредит о необходимости показывать стул мед. работнику.

    Для сбора материала на анализы, контроля за выделениями (качество, количество), текущей дезинфекции

    3. Объяснит, как ухаживать за анусом, проверит понял ли ее пациент (проверит наличие у больного мыла, вазелина).

    Предупреждение осложнений, устранение дискомфорта

    4. Обеспечит прием жидкости, расскажет как ее принимать (скорость, объем) с учетом назначений врача и состояния пациента.

    Борьба с интоксикацией и обезвоживанием

    5. Расскажет о диете и объяснит ее значение.

    Удовлетворение потребностей в питании в соответствие с физиологическими возможностями

    6. Расскажет о наблюдении мед. работниками за контактировавшими с больным родными.

    Устранить беспокойство родного

    7. Продолжит наблюдение с отметкой в температурном листе за выделениями, температурой, внешним видом, состоянием, поведением больного.

    Предупреждение развития осложнений, коррекция лечения врачом

    8. Выполнит назначения врача: возьмет материал для анализов (кал, моча), принесет лекарства и объяснит правила приема.

    Уточнение диагноза. Предупреждение осложнений, побочных, действий лекарств. Эффективность лечения

    9. Обеспечит смену белья по мере его загрязнения. Проконтролирует проведение текущей дезинфекции.

    Соблюдение инфекционной безопасности

    Примечание: план мероприятий мед. сестра согласовывает с врачом.

    2. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить ему сущность проведения личной гигиены. Студент демонстрирует правильно выбранную методику объяснения важности и необходимости проведения процедуры ректороманоскопии.

    3. Студент демонстрирует технику взятия кала на бактериологическое исследование на фантоме.

    1. Укажите длительность течения хронической формы дизентерии:

    2. Определите тактику участкового врача при обнаружении в кале шигелл Флекснера у повара:

    амбулаторное лечение на дому

    +госпитализация в инфекционную больницу

    повторный анализ кала в амбулаторных условиях

    назначение нитрофурановых препаратов

    3. Укажите методы патогенетической терапии острой дизентерии колитической формы:

    +дезинтоксикация, купирование колитического синдрома

    регидротация, купирование ДВС-синдрома

    купирование колитического синдрома, дегидротация

    4. Источником инфекция при дизентерии могут быть:

    5. Больная В., заболела остро после возвращения с пикника. Температура с ознобом повысилась до 39,2°С, головная боль, однократ­ная рвота, пропал аппетит, периодически беспокоила тошнота, ноющие боли вверху живота. Затем появились схваткообразные боли в животе, частый жидкий стул, вначале каловый, обильный, со 2 дня болезни скудный с примесью слизи и крови. Отмечены тенезмы, ложные позывы. Появилась сухость во рту. При осмотре выявлена болезненная и спазмированная сигмовидная кишка. Температура 38,5°С, ЧСС 92 в мин. АД 105/75 мм рт.ст. Олигурия.

    Какое лечение следует назначить больной?

    6. При внеплановом обследовании у повара из кала выделена Shigella Flexneri. Определите дальнейшую тактику:

    +госпитализация в инфекционную больницу по эпидемиологическим показаниям

    с учетом легкой степени тяжести лечения на дому

    промывание желудка, при улучшении самочувствия лечения на дому

    госпитализация в инфекционную больницу по клиническим показаниям

    назначения антибиотиков и обследование в амбулаторных условиях

    7. Пациент С., 38 лет, поступил с диагнозом: острая дизентерия, средней тяжести. Жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частота стула 9 раз), повышение температуры, слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. Объективно: температура 37,8 о С, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм рт. ст. Кожные покровы чистые, влажные, горячие на ощупь нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул: неоформленный слизистый. Какой лечение необходимо назначить больному?

    8. После перенесенной острой дизентерии диспансерному наблюдению подлежат:

    только больные перенесшие тяжелое течение

    больные хронической формой

    дети и подростки

    9. Боли в животе при дизентерии

    постоянные, ноющего характера

    появляются только после акта дефекации

    +cхваткообразные, усиливаются перед актом дефекации

    давящие, иррадиирущие в правую лопатку

    10. Для дизентерии характерен стул

    обильный, водянистый, зловонный, со слизью

    жидкий, пенистый, желтого цвета

    +скудный, бескаловый, слизисто-кровянистый

    11. Назовите симптомы, характерные для сальмонеллеза гастроинтестинальной формы:

    температура, боли в животе, обильный жидкий стул, жажда, снижение тургора кожи

    боли в эпигастрии, рвота, водянистый стул, жажда, тахикардия

    водянистый стул без патологических примесей, рвота, отсутствие боли в животе, тахикардия, жажда

    обильный жидкий стул, рвота, сигма спазмирована, брадикардия, жажда

    +температура, рвота, боли в животе, стул с примесью зелени, жажда, тахикардия

    12. Клинические проявления гастроэнтеритической формы сальмонеллеза:

    +острое развитие заболевания, повышение температуры тела до 39 0 С, повторная рвота, диффузные боли по всему животу, обильный водянистый жидкий стул без слизи и крови, судороги икроножных мышц, снижение диуреза, гипотония

    острое начало, повышение температуры тела до 38,5-39 0 С, рвота 3-4 раза, схваткообразные боли в животе в преимущественной локализацией в левой подвздошной области, частый обильный жидкий стул с примесью крови и слизи

    острое начало, нормальная температура тела, частая рвота, частый обильный водянистый стул без слизи и крови, судороги в икроножных мышцах, выраженная сухость слизистых, снижение эластичности кожи, олигурия

    острое начало, повышение температуры тела до 39 0 С, схваткообразные боли в левой половине живота, частый жидкий скудный слизисто-кровянистый стул, ложные позывы на дефекацию

    острое начало, интоксикация, сильные головные боли, рвота, не приносящая облегчение, температура тела 39,5 0 С

    13. Больной Ш., 20 лет, студент, живет в общежитии. Внезапно появилась тошнота, головокружение, температура тела повысилась до 39° С, многократный обильный стул энтеритного характера, после чего температура вдруг упала до 35° С. Чувство резкой слабости, холодный пот. Объективно: пульс не прощупывается, давление резко упало. Тахикардия до 120 уд/мин.

    Какое осложнение развилось у больного?

    острая печеночная недостаточность;

    острая почечная недостаточность.

    14. Лихорадка, рвота, жидкий стул, возникшие после употребления сырого утиного яйца определяют картину

    15.Больному выставлен диагноз острая дизентерия колитическая форма, легкой степени тяжести. Выяснено, что он работает официантом. Определите дальнейшую в отношении больного тактику:

    +госпитализация в инфекционную больницу по эпидемиологическим показаниям

    с учетом легкой степени тяжести лечения на дому

    промывание желудка, при улучшении самочувствия лечения на дому

    госпитализация в инфекционную больницу по клиническим показаниям

    назначения антибиотиков и обследование в амбулаторных условиях

    В отделении больной сделали промывание желудка, после чего ей стало легче. Однако, жидкий стул продолжался, появились кратковременные судороги икроножных мышц, через 2 часа – температура 38,5°С, состояние средней тяжести. Больная бледная, цианоз губ, пульс 102 в мин., слабого наполнения. АД 90/60 мм рт.ст. Язык обложен белым налетом, сухой, жажда. Живот мягкий, слегка болезненный в эпигастральной области и в области пупка, усиленное урчание. Симптомов раздражения брюшины нет. С утра не мочилась. Менингеальных знаков нет. Судороги мышц стали чаще и продолжительнее. Стул обильный, зеленый.

    Определите дальнейшую тактику:

    17.Больной З., 25 лет, мастер холодильных установок молокозавода. Жалуется на высокую температуру (38,2 0 С), озноб, слабость, схавткообразные боли внизу живота, жидкий стул со слизью и кровью до 10 раз в сутки. Объективно – кожные покровы и слизистые бледно-розового цвета. Тоны сердца ясные деятельность ритмичная. Пульс 92 в мин., удовлетворительных свойств. Над легкими дыхание везикулярное. Язык суховат, обложен белым налетом. Живот мягкий, болезненный по ходу толстого кишечника. Стул в виде ректального плевка.

    Каков наиболее вероятный диагноз?

    18.Заболевание, возникшее через 12 часов после употребления сырого утиного яйца, сопровождающееся резкой интоксикацией, высокой температурой, болями в животе, рвотой, частым жидким стулом зеленоватого цвета с небольшим количеством слизи и очень неприятным запахом, клинико-эпидемиологически должно быть расценено, как:

    19.Больная 48 лет, осмотрена врачом терапевтом на 2-ой день болезни. Жалобы на схваткообразные боли в животе, тошноту, головную боль, жидкий стул до 25 раз в сутки, ложные позывы. При осмотре: температура тела 39,5° С, АД – 90/60 мм рт.ст., пульс – 120 ударов в минуту. При пальпации – боль в левой подвздошной области, сигмовидная кишка уплотнена. Стул бескаловый слизисто-кровянистый. Какие признаки острой дизентерии указывают на необходимость госпитализации в инфекционный стационар?

    болезненность сигмовидной кишки.

    20.Больной К. заболел остро через 12 ч после употребления в пищу мясного холодца. Почувствовал выраженную общую слабость, озноб, режущие боли в подложечной области, тошноту. Вскоре возникла рвота, появился понос. Рвота сопровождалась головокружением. Рвотные массы содержали съеденную пищу, затем — примесь желчи. Дефекация возникала каждый час, стул жидкий, обильный.

    Температура тела 39,5°С. Лицо гиперемировано, цианоз губ, пальцев рук. Пульс 120 ударов в 1 мин, слабого наполнения, ритмичный. АД 90/80 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены. Число дыханий — 28 в 1 мин. Язык густо обложен коричневым налетом, сухой. Живот несколько втянут, при пальпации выражена болезненность в эпигастрии, около пупка и в правой подвздошной области, отчетливое урчание. Испражнения жидкой консистенции, обильные, зловонные, окрашены в зеленый цвет.

    Пациент С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом: острая дизентерия, средней тяжести. При сестринском обследовании мед.сестра получила следующую информацию: жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частота стула 9 раз), повышение температуры, слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. В контакт вступает хорошо, боится заразить свою семью.

    Объективно: температура 37,8 о С, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм рт. ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, горячие на ощупь нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул: неоформленный слизистый. Диурез в норме.

    Задания

    1. а) Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; б) сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента; в) составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

    2. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии.

    3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

    Эталон ответа

    1. На­ру­шен­ные по­треб­но­сти: есть, пить, вы­де­лять, ра­бо­тать, об­щать­ся, под­дер­жи­вать нор­маль­ную тем­пе­ра­ту­ру те­ла.

    Проблемы пациента: боли в животе, лихорадка, частый жидкий стул со слизью, беспокойство по поводу здоровья членов семьи, дефицит знаний, умений.

    Приоритетная проблема: жидкий стул со слизью.

    1. Мед. сестра ознакомит пациента с правилами поведения в боксе (палате).

    Адаптация пациента к новым условиям

    2. Выделит индивидуальный горшок (судно), предупредит о необходимости показывать стул мед. работнику.

    Для сбора материала на анализы, контроля за выделениями (качество, количество), текущей дезинфекции

    3. Объяснит, как ухаживать за анусом, проверит понял ли ее пациент (проверит наличие у больного мыла, вазелина).

    Предупреждение осложнений, устранение дискомфорта

    4. Обеспечит прием жидкости, расскажет как ее принимать (скорость, объем) с учетом назначений врача и состояния пациента.

    Борьба с интоксикацией и обезвоживанием

    5. Расскажет о диете и объяснит ее значение.

    Удовлетворение потребностей в питании в соответствие с физиологическими возможностями

    6. Расскажет о наблюдении мед. работниками за контактировавшими с больным родными.

    Устранить беспокойство родного

    7. Продолжит наблюдение с отметкой в температурном листе за выделениями, температурой, внешним видом, состоянием, поведением больного.

    Предупреждение развития осложнений, коррекция лечения врачом

    8. Выполнит назначения врача: возьмет материал для анализов (кал, моча), принесет лекарства и объяснит правила приема.

    Уточнение диагноза. Предупреждение осложнений, побочных, действий лекарств. Эффективность лечения

    9. Обеспечит смену белья по мере его загрязнения. Проконтролирует проведение текущей дезинфекции.

    Соблюдение инфекционной безопасности

    Примечание: план мероприятий мед. сестра согласовывает с врачом.

    2. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить ему сущность проведения личной гигиены. Студент демонстрирует правильно выбранную методику объяснения важности и необходимости проведения процедуры ректороманоскопии.

    3. Студент демонстрирует технику взятия кала на бактериологическое исследование на фантоме.

    Что такое дизентерия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Александрова Павла Андреевича, инфекциониста со стажем в 14 лет.

    Над статьей доктора Александрова Павла Андреевича работали литературный редактор Маргарита Тихонова , научный редактор Сергей Федосов

    Александров Павел Андреевич, инфекционист, гепатолог, паразитолог, детский инфекционист - Санкт-Петербург

    Определение болезни. Причины заболевания

    Шигеллёзы, или дизентерия — это группа острых/хронических заболеваний, вызываемых бактериями рода Шигелла, которые поражают желудочно-кишечный тракт (преимущественно дистальный отдел толстой кишки). Манифестные формы (клиническая картина) дизентерии: синдром общей инфекционной интоксикации, синдром поражения желудочно-кишечного тракта (дистальный колит), синдром обезвоживания. При отсутствии адекватного лечения приводит к серьёзным осложнениям и хронизации.

    Шигеллёзы

    Возбудитель дизентерии

    семейство — кишечные бактерии (Enterobacteriaceae)

    род — Шигелла (Shigella)

    виды — 4 основных:

    • Dysenteriae (серовары — шигелла Григорьева-Шига, Штутцера-Шмитца, Ларджа-Сакса);
    • Flexneri (Флекснера);
    • Boydii (Боудии);
    • Sonnei (Зонне).

    Являются факультативно-анаэробными (способны существовать как при наличии, так и при отсутствии кислорода), граммотрицательными, неподвижными палочками. Хорошо растут на обычных питательных средах.

    Бактерии Шигелла

    Имеют О-антиген (серологическая специфичность) и К-антиген (оболочечная структура). Клеточная стенка частично состоит из эндотоксина (липополисахарида), высвобождающегося при гибели микроорганизма. Бактерии вида Shigella Dysenteriae серовара Григорьева-Шига продуцируют высокоактивный цитотоксин, который нарушает синтез белка рибосомами клеток кишечного эпителия. Цитотоксин в совокупности с энтеротоксином (усиливающим секрецию жидкости и солей в просвет кишки) и нейротоксином (оказывающим нейротоксическое действие на сплетения Ауэрбаха) образует экзотоксином — токсин, выделяемый в процессе жизнедеятельности шигелл (Цитотоксин + энтеротоксин + нейротоксин = экзотоксин). Также у данной группы микроорганизмов происходит выделение гемолизинов — веществ, разрушающих эндотелий капилляров и вызывающий ишемию в тканях кишечника).

    Факторы патогенности шигелл (механизм приспособления бактерий):

    • адгезия (прикрепление к слизистой оболочке кишечника);
    • инвазия (проникновение в эпителиальные клетки слизистой оболочки толстого кишечника);
    • токсинообразование;
    • внутриклеточное размножение.

    Тинкториальные свойства (особенности микроорганизмов при окрашивании): быстро изменяют чувствительность к антибактериальным препаратам. Характерна высокая выживаемость во внешней среде (в воде, почве и пище при комнатной температуре сохраняются до 14 дней, в канализационных стоках — до 30 дней, при благоприятных условиях могут быть жизнеспособны до 4 месяцев). Способны к размножению в пищевых продуктах. При воздействии УФО (ультрафиолетового облучения) погибают за 10 минут, в 1% феноле — за 30 минут, при кипячении — мгновенно.

    Интересная особенность: чем выше ферментативная активность возбудителя дизентерии, тем ниже вирулентность (минимальная доза возбудителя, способная заразить человека) и наоборот. [3] [6]

    Эпидемиология

    Антропоноз (повсеместное распространение).

    Источник инфекции — человек (больной, носитель и лица с субклинической формой заболевания).

    Минимальная инфицирующая доза для бактерии Григорьева-Шига — 10 микробных тел в 1 грамме вещества, для Флекснера — 10 2 бактерий, для Зонне — от 10 7 .

    Длительное время в РФ превалировали случаи заражения, вызванные шигеллой Флекснера 2а, однако в настоящее время ввиду широкого развития туризма длительного преобладания какой-либо формы нет.

    Механизм передачи — фекально-оральный (пищевой, водный, контактно-бытовой), из них преимущественно:

    • Григорьева-Шига (контактно-бытовой путь);
    • Зонне (с молоком и молочными продуктами);
    • Флекснера (водный путь);
    • Дизентериа (пищевой путь).

    Причины развития дизентерии

    Наибольшую опасность представляют работники питания и водоснабжения. Больные заразны с начала болезни (конца инкубационного периода) и до трёх недель болезни.

    Иммунитет непродолжителен и моноспецифичен (вырабатывается только к одному серотипу, который вызвал заболевание). [1] [4] [5]

    При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

    Симптомы дизентерии

    Инкубационный период — от 1 до 7 дней.

    Начало заболевания острое (развитие основных синдромов наблюдается в первые сутки заболевания), характерна лихорадка постоянного типа.

    Читайте также: