Паразитические простейшие значение простейших урок

Обновлено: 23.04.2024

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, создать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.
  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.
  • воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

По содержанию урок комбинированный , проблемно-развивающий; урок повторения и расширения знаний.

  1. Организационный момент :
  2. Приветствие .

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, желтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

Послушайте рассказ . (Идет презентация слайды № 1-11)

- Ребята, послушайте, одну историю. Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит : - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает : - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков?

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Ребята, скажите, можно ли разрешить их спор?

Реализация домашнего задания.

  1. Работа по карточкам для более слабых учащихся ( 3 ученика)
  2. Индивидуальный опрос.
  • Какое строение имеет амеба обыкновенная?

Амеба обитает на дне небольших пресных водоемов. Ее величина 0,5 мм. И не имеет постоянной формы тела, так как лишена плотной оболочки. Она питается бактериями, одноклеточными животными и водорослями, мелкими органическими частицами. Наталкиваясь на добычу, амеба захватывает ее ложноножками и обволакивает со всех сторон. Для переваривания пищи ей требуется от 12 часов до 5 суток.

  • Каковы особенности строения и жизнедеятельности эвглены зеленой?

Эвглена зеленая- очень необычное существо. Ее описание можно встретить в учебниках ботаники и в учебниках зоологии. Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых органическими соединениями. Тело ее вытянутое, длиной около 0,05 мм. Ее передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены, в отличии от растительных клеток, нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку. На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается. Эвглена обладает положительным фототаксисом – ее цитоплазма содержит светочувствительный глазок. В цитоплазме эвглены содержится около 20 хлоропластов, придающих ей зеленый цвет. В хлоропластах находится хлорофилл. На свету эвглена питается как растения – путем фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов, т. е. питается как животное.

  • Каковы особенности строения и жизнедеятельности инфузории- туфельки?

Туфелька – обитатель стоячих водоемов с большим количеством органического материала. Она имеет постоянную, удлиненную форму тела, длина которого достигает 0,1-0,3мм. Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед. Инфузория туфелька отличается от других простейших сложностью внутриклеточной организации. В клетке имеется два ядра: вегетативное, регулирующее процессы питания, движения, выделения, и генеративное , отвечающее за процесс размножения.

Ближе к переднему концу тела инфузории находится углубление- перистом( ротовая воронка), которое ведет в глотку. Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки- бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амебы. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие- порошицу.

  • Давайте, вспомним, как передвигаются представители Простейших. Способы передвижения простейших разнообразны. Наиболее простым является движение за счет изменения формы тела. В этом случае образуются непостоянные органеллы движения, которые получили название ложноножки. Так передвигаются амебы, со скоростью 0,2 мм в минуту.

У эвглены зеленой на переднем конце тела имеется жгутик. Он тянет тело эвглены за собой.

На поверхности тела инфузории- туфельки имеются реснички. Сокращение ресничек приводит тело инфузории в движение. Скорость движения 2,5 мм в секунду.

У инфузории сувойки развиваются особые сократительные волокна. С их помощью сувойка быстро сокращает длинный стебелек.

Термины для игры:

ложноножка, амеба Протей, стигма, реснички, сократительная вакуоль, хлоропласты, порошица, фотосинтез, вегетативное ядро, жгутик.

Работа в группах. Ученики делятся на 2 группы.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Паразитические простейшие. Значение простейших

Цель урока: создать условия для усвоения знаний о паразитических простейших и их опасности для человека.

Задачи:

Образовательная: организовать работу для усвоения знаний о простейших, об их разнообразии и их значении в жизни человека.

Развивающая: способствовать формированию умений проводить определение видовой принадлежности пресноводных простейших; продолжить формирование умений сравнивать и формулировать выводы. Развивать умения выполнять практические задания, работать в парах и самостоятельно.

Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения. Экологическое воспитание.

Методы: словестный, наглядный, практический.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Беседа учителя с учащимися о живых организмах:

1) Какие функции выполняет клетка одноклеточного животного?

2) Какие организмы называют паразитами?

Учитель рассказывает о паразитических простейших и о наиболее опасных и распространенных болезнях, вызываемых ими. Учащиеся фиксируют информацию в виде таблицы:

Паразитические простейшие

Название болезни

Особенности протекания

Распространение

Внедряются в оболочку кишечника и питаются кровью, истощая организм

Мухами и с грязными руками

Живут в крови и спинномозговой жидкости, вызывая слабость, озноб, сонливость

Кровососущая муха цеце

Присасывается к клеткам кишечника, вызывая его расстройство

Грязная еда, руки и предметы

Образуют цисты в мозге, глазах, внутренних органах

В крови уничтожаются эритроциты, больной страдает от малокровия

Поражение органов пищеварительной системы, истощение

Затем учитель рассказывает учащимся о значении простейших. Учащиеся фиксируют информацию в виде схемы:

hello_html_be9f81a.jpg

Далее учащиеся приступают к лабораторной работе.

Лабораторная работа №1

Цель : изучить мел и определить его происхождение.

Оборудование : микроскопы, мел, презентация.

Рассмотрите фотографии мела под микроскопом и с помощью рис. 14 из учебника на стр. 28 найдите части раковин радиолярий и фораминифер.

Зарисуйте увиденное.

hello_html_m5ec98c54.jpg

Сделайте вывод о происхождении мела.

Примерный вариант вывода:

Вывод: мел состоит из остатков скелета простейших радиолярий и фораминивер.

I I. Рефлексия

Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ПРОСТЕЙШИЕ.

РОЛЬ ПРОСТЕЙШИХ В ЭКОСИСТЕМАХ

ЕРОШЕНКО ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА,

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

(ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ)

г. Первомайск

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока .

1. Образовательные:

· сформировать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;

· раскрыть особенности строения паразитических простейших;

· выяснить основные отличия между представителями различных классов.

2. Развивающие :

· развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;

· развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

· развивать логическое мышление.

3. Воспитательные :

· воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

· прививать экологическую культуру учащимся;

· развивать мировоззренческие позиции.

Структура урока: комбинированный; проблемно-развивающий; урок повторения и расширения знаний.

Основные понятия и термины: прокариоты, циста, паразитизм, симбиоз, мутуализм, биомасса;

а нтропонозы - группа инфекционных и паразитарных заболеваний, возбудители которых способны паразитировать в естественных условиях только в организме человека ;

гигиена - это наука об улучшении и сохранении здоровья человека .

I. Актуализация опорных знаний . Задание 1. Закончить предложения:

- Амебы двигаются с помощью . (псевдоподий)

- Фотосинтез у эвглены зеленой происходит в . (хроматофоре)

- У пресноводных простейших продукты обмена и излишки воды выводятся через . (Сократительную вакуоль)

- Способность организмов реагировать на изменения окружающей среды называется . .. (раздражительность)

- Инфузория-туфелька движется с помощью . (ресничек)

- Кислород в цитоплазму поступает через . (поверхность тела)

- У инфузории непереваренные остатки пищи выводятся через . ..(порошицу)

- Переносить неблагоприятные условия простейшие могут с помощью образования . (цисты).

Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой? (Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается).

Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей? (Сократительные вакуоли удаляют избыток воды из организма, при их отсутствии простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления)

Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин? (Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб).

В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька- из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями. (Эти явления – проявление раздражимости – ответной реакции организма на изменение окружающей среды).

Могут ли жить простейшие в песках пустыни? (Не могут, простейшие живут только в жидкой среде- в воде разнообразных водоемов- от морей до капелек болот, в увлажненной почве, внутри растений и животных)

ІІ. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Учителем сообщаются 2 факта.

1)Термиты питаются древесиной, но у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара. Без простейших термиты погибают от голода.

2)С давних времён человек страдает от изнурительной болотной лихорадки (малярии),особенно распространённой в странах с тёплым климатом. Возбудителем этого заболевания является простейший (одноклеточный) паразит, относится к классу споровиков: малярийный плазмодий.

Что же вы заметили? Какой возникает вопрос?

Версии учеников: (Два противоречия. Простейшие – это ПОЛЬЗА или ВРЕД)

В тетрадях записывается тема урока.

ІІІ. Восприятие и усвоение нового материала.

Изучение паразитических видов одноклеточных животных:

Сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере: определить общие признаки простейших.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx 115.02 КБ

Предварительный просмотр:

  • Юрова Александра Леонидовна , учитель биологии, I категории.

Планируемые результаты: учащиеся получают представления о многообразии и жизнедеятельности одноклеточных и их роли в биосфере.

Личностная значимость изучаемого материала для школьников: профилактика малярии и других паразитарных заболеваний– соблюдение гигиенических правил, прививки. Бережное отношение к своему здоровью.

Учитель: В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги”, но мальчика привлекали стеклянные шарики, рассматривая через них предметы, те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе.

Учитель: Мы совершим с вами непродолжительное путешествие в прошлое. Послушаем отрывок из его письма к членам Лондонского королевского общества.

Ученик читает: “… Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки. ” То были одноклеточные животные!

Учитель: Разрешите эти слова А.Левенгука определить эпиграфом нашего урока: “Многообразие простейших. Паразитические простейшие”.

Проверка и закрепление знаний.

Вопросы для проведения фронтальной беседы:

Учитель: А.И.Куприн, (цитата).

Рассказ ученика о малярийном плазмодии

Первая творческая пара

1. Пить только кипяченую воду.
2. Не купаться в водоемах со стоячей, загрязненной водой.
3. Соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки после работы с землей, общения с животными.
4. Делать предупредительные прививки перед поездкой в тропические страны.

Прочитайте стихотворение, найдите в тексте:

  • особенности жизнедеятельности амёбы
  • физиологические особенности амёбы

Амёба обитает в пресных водах,
На самом дне, где илистая муть.
В среде, где очень мало кислорода
Амёба ищет свой особый путь.

Обычные амёбы меньше точки,
Но делятся, однако, и живут.
Притом морские мелкие комочки
И горы меловые создают.

Движение посредством ложноножек
Увидеть можно только в микроскоп:
Течёт в мешочке из мембранной кожи
Густая цитоплазма, как сироп.

В растворе соли клеточка сжималась,
Как будто тельце ощущало боль,
При этом учащенно сокращалась,
Выталкивая жидкость, вакуоль.

Задание 3. Из ватмана изготовлены отдельные органоиды клеток и контуры самих клеток простейших. (Прикрепляются при помощи магнитов или двустороннего скотча).

Из имеющихся макетов составить модели клеток амёбы, инфузории и эвглены.

Предлагаются три задания различного уровня сложности – на выбор. Время выполнения 7-8 минут.

Назвать части организма (клетки) амебы обыкновенной по таблице, у доски (1 – ложноножки, или псевдоподии; 2 – ядро; 3 – пищеварительная вакуоль; 4 – сократительная вакуоль; 5 – цитоплазма).

1. Перечислите изображенных представителей простейших.
2. Какой способ передвижения у амебы? У эвглены?
3. Какие типы питания встречаются среди жгутиковых?
4. Из каких веществ построена раковина саркожгутиконосцев?

1. К какому типу относится инфузории?
2. Перечислите основные признаки инфузорий.
3. Как называются ядра у инфузорий?
4. Какой тип питания свойственен инфузориям?


Видеофрагмент подробно и доступно излагает информацию о паразитических простейших, особенностях строения споровиков в связи с их паразитическим образом жизни. Рассказывает о таком опасном заболевании, как малярия, причинах её возникновения и методах борьбы с ней. Цель урока – узнать больше о разнообразии паразитических простейших, понять какой вред они наносят другим животным и человеку.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Тип Споровики. Паразитические простейшие. Значение простейших"

Тип споровики включает около 2 тыс. видов простейших. Все представители данного типа являются паразитами, что нашло отражение в упрощении строения клетки. Паразитические простейшие – одноклеточные животные, которые живут за счёт других организмов, называемых хозяевами. Свободно существовать в окружающей среде вне хозяина споровики не могут.

Как и все паразитические простейшие, споровики не имеют сократительных вакуолей, у них отсутствуют какие-либо органоиды движения. Пищеварительных вакуолей у них тоже нет, поэтому питание происходит всей поверхностью тела. Другой характерной особенностью споровиков является сложный жизненный цикл со сменой хозяев. Хозяева паразитов – различные позвоночные и беспозвоночные животные (черви, насекомые, млекопитающие), человек.

Обитают споровики в органах пищеварения, выделения, размножения и в крови животных и человека.

Они разрушают ткани хозяина, отравляют организм своими ядовитыми выделениями, вызывают различные заболевания, которые зачастую могут приводить к гибели.

Для человека опасны споровики, которые являются возбудителями малярии. Это малярийный плазмодий. На определённых стадиях своего развития он паразитирует на эритроцитах – красных клетках крови человека. В организме человека развиваются плазмодии трёх видов, которые являются возбудителями самой распространённой трехдневной малярии, четырехдневной малярии и наиболее опасной тропической малярии. Все виды широко распространены в странах с тропическим, субтропическим климатом и экваториальным климатом. Малярийные комары живут в районах, где не бывает низких температур и выпадает много осадков.

Малярийный плазмодий имеет микроскопические размеры, распространяется малярийными комарами. Переносчиками паразита являются только самки, которым для развития яиц необходимо насосать крови. И, как говорилось ранее, у человека вызывает опасное заболевание – малярию.

Рассмотрим жизненный цикл малярийного плазмодия.

В организме комара плазмодии размножаются в его кишечнике и скапливаются в слюнных железах.

При укусе вместе со слюной комара в кровь человека проникают малярийные плазмодии. Попав в кровяное русло, они разносятся по всему телу. В клетках крови они питаются, растут, размножаются, разрушают клетки крови человека, выделяют ядовитые вещества.

После разрушения эритроцита, плазмодии оказываются в крови, и у человека начинается приступ лихорадки – повышается температура, появляются озноб и слабость, мышечные и головные боли. В течение нескольких часов температура повышается до 40 °С. Продолжительность приступа невелика, и через 6 -8 часов температура снижается до нормальной. Прекращение симптомов происходит из-за того, что плазмодии не находятся долго в крови, а проникают в новые эритроциты. Приступы повторяются через каждые два-три дня, и это ведёт к истощению организма.

Малярийных паразитов комар всасывает с кровью зараженного человека.

Всемирной организацией здравоохранения разработаны и реализованы меры борьбы с малярией:

Поэтому теперь от малярии умирает гораздо меньше людей, чем раньше.

К споровикам относится паразит грегарина. Грегарина является внеклеточным паразитом различных беспозвоночных, прежде всего насекомых. Тело этих простейших имеет продолговатую форму или реже округлую форму. На переднем конце тела грегарины имеют структуру с выростами и крючочками, позволяющую паразиту прикрепляться к стенке органа хозяина. Далее следует передний отдел и задний, несущий ядро.

Характерные признаки класса Споровики:

· отсутствуют органоиды движения;

· отсутствуют сократительная и пищеварительная вакуоли;

· постоянная форма тела;

· гетеротрофный тип питания;

· сложный цикл развития.

Кроме споровиков к паразитическим простейшим относятся некоторые представители саркодовых, жгутиковых и инфузорий. Рассмотрим некоторых представителей данных групп.

К паразитическим жгутиковым относятся лямблия, трихомонада, трипаносома.

Лямблии поражают кишечник, печень и половые железы человека. Клетка лямблии похожа на разрезанную пополам грушу, имеет 2 ядра и 8 жгутиков. Она попадает в организм человека в виде цист. Заражение человека происходит при употреблении в пищу плохо вымытых фруктов и овощей, при несоблюдении правил личной гигиены. Заражение лямблиями вызывает заболевание лямблиоз, которое сопровождается кишечными расстройствами.

Значение простейших в природе и жизни человека

Рассмотрим значение простейших. Несмотря на малые размеры тела, простейшие имеют большое значение в природе и жизни человека.

· Они участвуют в круговороте веществ;

· Поедают бактерий, тем самым обеспечивают биологическую очистку водоёмов;

· служат пищей головастикам, малькам рыб и другим водным животным;

· В морях и океанах раковины фораминифер, оседая на дно, образуют горные породы и залежи известняка;

Читайте также: