Паразитические растения и животные выполняют в экосистеме роль

Обновлено: 19.04.2024

Паразитизм — форма связи в популяциях, при которой паразит:

Водоем, заселенный разнообразными видами растений и животных, - это

В чем причина смены одного биоценоза другим?

  1. изменение погодных условий
  2. сезонные изменения в природе
  3. колебания численности популяций одного вида
  4. изменение среды обитания живыми организмами

Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из космоса

  1. растениями в процессе фотосинтеза
  2. гнилостными бактериями
  3. клубеньковыми бактериями
  4. организмами гетеротрофами

К каким последствиям в жизни биоценоза могут привести мероприятия по уничтожению комаров?

  1. ухудшению кормовой базы насекомоядных животных
  2. нарушению процесса опыления растений
  3. расширению территории заболоченных участков
  4. увеличению численности насекомых-вредителей

Появление новых паразитов наряду со старыми:

а) положительно влияет на жизнь популяции;

б) стимулирует появление у старых паразитов новых адапта¬ций;

в) приводит к гибели хозяина или сокращению его численно¬сти;

г) не вызывает изменений в популяции.

Растительноядные позвоночные животные в цепи питания играют роль

  1. конечного звена цепи
  2. разрушителей органических веществ
  3. начального звена цепи
  4. потребителей органических веществ

Роль консументов в лесной экосистеме играют:

в) почвенные бактерии;

В биоценозах роль редуцентов выполняют

  1. бактерии и грибы
  2. одноклеточные водоросли
  3. хищные животные
  4. организмы-паразиты

1. Какова роль продуцентов в круговороте веществ?

  1. запасают энергию Солнца в органических веществах
  2. синтезируют минеральные вещества
  3. накапливают воду в вегетативных органах
  4. используют атмосферный азот в фотосинтезе

1. Наиболее продуктивной экосистемой является:

1. Причиной огромного увеличения численности кроликов в Австралии стало:

а) изобилие пищи;

б) отсутствие врагов;

в) сознательный отбор кроликов человеком;

г) доброе отношение человека к кроликам.

Укажите правильную последовательность смены растений на вырубке елового леса при ее зарастании.

Сходство искусственной и естественной экосистем состоит в том, что они

  1. содержат одинаковое число звеньев в цепях питания
  2. имеют одинаковую продуктивность биомассы растений
  3. не могут существовать без участия человека
  4. содержат одинаковые функциональные группы организмов

Наиболее эффективный способ охраны всех видов растений и животных - это

  1. запрет на сборы растений и отстрел животных
  2. отказ от использования видов растений и животных человеком
  3. регуляция численности видов и охрана природных сообществ
  4. создание зоопарков и ботанических садов
  1. Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал.
  1. заселение лишайником
  2. голые скалы
  3. зарастание мхами
  4. формирование травянистого сообщества
  5. образование тонкого слоя почвы

2.Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они

  1. аккумулируют солнечную энергию
  2. потребляют органические вещества
  3. синтезируют органические вещества из неорганических
  4. преобразуют органические вещества
  5. освобождают заключенную в органических веществах энергию
  6. разлагают органические остатки

3.Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).

Оборудование: учебник Л.И.Шурхал, В.А.Самкова. Экология. Живая планета; рабочая тетрадь; раздаточный материал с названиями животных и растений, формирующих определенные цепи питания; рисунки и фотографии растений, птиц, млекопитающих, насекомых и других животных, используемые при построении цепей питания; проектор, компьютер, мультимедийная презентация.

  1. Актуализация знаний.
  2. Изложение нового материала:
  1. Понятие о цепи питания.
  2. Виды цепей питания с их характеристикой.
  3. Сети питания.
  1. Закрепление.
  2. Домашнее задание.

Устная проверка ЗУН:

- Что такое сообщество живых организмов? Приведите примеры природных сообществ;

- Какие группы организмов входят в сообщества?

- Объясните, почему растения в сообществах называют производителями;

- К какой группе относят животных и почему?

- каково значение бактерий и грибов в сообществе?

-Письменная проверка ЗУН .Дидактические карточки.(Приложение№1)

3.Изложение нового материала.

Вступительное слово учителя:

В любом сообществе живых организмов все организмы – и производители, и потребители, и разрушители связаны между собой и зависят друг от друга. Как вы думаете, какие наиболее важные связи устанавливаются между живыми организмами и почему?

Действительно, в ряду экологических связей наиболее важными обычно называют пищевые связи , или цепи питания , так как через них от одного организма к другому передаются вещества и энергия. Какие бывают цепи питания и чем они отличаются, с этим материалом мы познакомимся на сегодняшнем уроке (запись темы урока).

1. Понятие о цепи питания.

Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.

Как высчитаете, какая группа живых организмов превращает световую энергию в пищу?

Правильно, производители. Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями?

Действительно, их поедают травоядные животные, затем плотоядные и хищники. Так образуются пищевые цепи, или цепи питания. Попробуйте сформулировать определение цепи питания.

Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия.

Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?

Дело в том, что при переходе от одного организма к другому большая часть веществ и энергии теряется, рассеивается в виде тепла. Каждое последующее звено получает лишь небольшую часть энергии (правило 10%).

Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами. В зависимости от этого выделяют 3 типа цепей питания: цепи выедания, цепи разложения и паразитические цепи.

2. Виды цепей питания с их характеристикой.

Ученик на доске составляет схему видов цепей питания.

ВЫЕДАНИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ

Слово учителя: давать характеристику цепей питания мы с вами будем по следующему плану:

  1. начальное звено в цепи;
  2. последовательность всех звеньев цепи;
  3. объяснения названия цепи питания;
  4. примеры цепей питания данного вида;
  5. роль в экосистеме.

Для построения примеров цепей питания используется раздаточный материал, который лежит у каждого ученика на парте.(Приложение №2,№3) Оформлять результат работы будем в виде таблицы. В четвертую колонку ребята вносят примеры цепей питания, которые у них получились при работе с раздаточным материалом.

1. Цепи выедания (записываем в первой колонке таблицы).с.88,рис.51

Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания . Правильно, живые растения (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания, то есть, какие организмы будут на втором месте, какие на третьем и т.д.

Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.

Производитель (продуцент) – травоядный потребитель – плотоядный потребитель – хищник .

Слово учителя: для цепей выедания характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, увеличиваются по мере удаления от первого звена.

Давайте построим цепи выедания . Достаньте раздаточный материал из файла. Разложите на парте. Небольшая подсказка: у каждого из вас должно получиться два примера цепи выедания. Одна цепь лесного сообщества, а другая поля. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепи выедания ( самостоятельная работа – 5 минут).

Проверка самостоятельной работы . Проверяются составленные цепи выедания. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят два примера, полученных в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

Примеры цепей выедания, составленных в ходе работы с

желуди – сойка – ястреб-тетеревятник

желуди – желудевый долгоносик – певчий дрозд – ястреб-перепелятник

семена злаков – лесная мышь – сова – лиса

кора и древесина дуба – короед – пестрый дятел – ястреб-перепелятник

трава – заяц – лиса – орел

листья дуба – листорез – славка-черноголовка – ястреб-перепелятник

сок дуба – усач дубовый – соловей – канюк обыкновенный

орехи – белка – канюк обыкновенный

желуди – белка – лесная куница

Злаки – полевка – луговой лунь

Злаки – суслик – лисица – орел

Злаки – полевая мышь – степной хорек – балобан

Трава – полевка – ласка

Злаки – полевка – горностай – пустельга

2. Цепи разложения (запись в первую колонку таблицы).с.90,рис.52

Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания . Правильно, мертвые органические остатки, как растительные, так и животные (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.

Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.

Мертвое вещество (детрит) – организм, питающийся детритом (детритофаг, падальщик) – плотоядный потребитель – хищник.

Давайте построим цепи разложения . Подсказка: у каждого из вас получится пример одной цепи разложения. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепь разложения ( самостоятельная работа – 3 минуты).

Проверка самостоятельной работы . Проверяются составленные цепи разложения. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

Примеры цепей разложения, составленных в ходе работы с

опавшая листва – дождевой червь – черный дрозд – ястреб-перепелятник

опавшая листва – дождевой червь – крот

навоз – жук-навозник – славка – ястреб-перепелятник

опавшая листва – дождевой червь – малиновка – канюк обыкновенный

3. Паразитические цепи (запись в первую колонку таблицы).

Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания . Правильно, живые организмы, и растения, и животные, и грибы (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.

Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.

Живой организм-хозяин – паразит – паразит - паразит.

Слово учителя: для паразитический цепей характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, уменьшаются по мере удаления от первого звена.

Давайте построим паразитическую цепь . Подсказка: у каждого из вас получится пример одной паразитической цепи. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить паразитическую цепь ( самостоятельная работа – 3 минуты).

Проверка самостоятельной работы . Проверяются составленные паразитические цепи. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

1) Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой, с факторами окружающей среды и человеком, а также о путях оптимизации таких отношений называется … (экологией).

2) Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется … (средой обитания).

3) Тремя важнейшими компонентами среды, окружающей человека, являются … (абиотический, биотический и социальный).

4) Экологические факторы делятся на группы … (абиотические, биотические, антропогенные).

5) Важнейшими абиотическими факторами являются … (температура, свет, влажность).

6) Для синиц характерна … среда обитания (наземно-воздушная).

7) Плотность внешней среды большая в … (воде).

8) Способность организмов выдерживать изменения условий жизни называется … (толерантностью).

9) Минимум и максимум воздействия фактора … для организма (губителен).

10) Для организма наиболее благоприятным является … интенсивности фактора (оптимум).

1) Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

2) Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

3) В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

4) Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

5) Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:

а) взаимополезных отношений;

б) полезно-нейтральных отношений;

в) полезно-вредных отношений;

г) взаимовредных отношений.

6) Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

а) не оказывает существенного влияния на хозяина;

б) всегда приводит хозяина к смерти;

в) приносит определенную пользу хозяину;

г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

8) Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:

9) Хищники в природном сообществе:

а) уничтожают популяцию жертв;

б) способствуют росту популяции жертв;

в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;

г) не влияют на численность популяции жертв.

10) Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:

а) основным хозяином;

б) промежуточным хозяином;

Выберите правильные суждения.

1) Внутривидовые отношения – механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.

2) Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.

3) Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.

4) Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.

5) Территориальное поведение у животных – способ регуляции численности популяции.

6) Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.

7) Конкуренция не является формой биотических взаимоотношений.

8) Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.

9) Самоизреживание у елей – это пример межвидовой конкуренции.

10) Примером внутривидовой конкуренции являются взаимоотношения между волками в стае.

Ответ: 1, 2, 3, 5, 10.


4. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯЦИИ

1) Старые особи составляют бульшую долю в популяциях:

а) быстро растущих;

б) находящихся в стабильном состоянии;

в) со сниженной численностью;

г) в которых не наблюдается четкой закономерности роста.

2) Если скорость роста популяции N равна нулю, наблюдается одна из следующих возможностей:

а) популяция увеличивается и ожидается сильная конкуренция за пищу и территорию;

б) популяция увеличивается и ожидается высокая активность паразитов и хищников;

в) популяция уменьшается вследствие накопления мутаций;

г) популяция достигает максимальных размеров.

3) Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:

а) видовое разнообразие;

в) плотность популяции;

г) обилие популяции.

4) Общее число особей популяции, или общая масса особей на определенной территории, – это:

а) индекс численности;

б) обилие популяции;

в) плотность популяции;

г) экологическая пирамида.

5) Соотношение особей популяции по возрастному состоянию на-зывают:

а) средней продолжительностью жизни особей в популяции;

б) возрастным спектром популяции;

в) физиологической плодовитостью;

г) экологической рождаемостью.

6) Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие:

а) из одной генерации (поколения);

б) двух генераций;

в) трех генераций;

г) нескольких генераций и потомков каждой из них.

7) Популяцию характеризуют следующие свойства:

а) рождаемость, смертность;

б) площадь территории;

в) распределение в пространстве;

г) среда обитания, условия жизни.

8) Знания демографических показателей популяции имеет важное практическое значение:

а) в охотничьих хозяйствах;

б) для медико-санитарной службы;

в) в рыболовстве.

9) Возрастная структура популяции:

а) определяется внешними условиями;

б) не зависит от жизненного цикла вида;

в) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;

г) зависит от размеров популяции.

10) Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) одну популяцию одного вида;

б) две популяции одного вида;

в) две популяции двух видов;

г) одну популяцию двух видов.

1) В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:

б) накопления отходов жизнедеятельности;

2) Популяция может увеличивать численность с возрастающей скоростью, то есть экспоненциально:

а) когда ограничена только пища;

б) при освоении новых мест обитания;

в) только в случае отсутствия хищников;

г) только в лабораторных условиях.

3) Численность популяции из года в год остается примерно одинаковой, потому что:

а) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;

б) организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее интенсивно при большей плотности;

в) организмы прекращают размножение, после того как численность популяции превысит средний уровень;

г) смертность и рождаемость примерно одинаковы.

4) Если n – число организмов, t – время, то формула ∆ n /∆ t означает:

а) среднюю скорость изменения числа организмов в расчете на одну особь;

б) среднюю скорость изменения числа организмов во времени;

в) скорость роста популяции в процентах;

г) скорость изменения числа организмов за единицу времени на определенной территории.

5) Колебания численности популяции связаны:

а) с изменением условий жизни (температуры, влажности);

б) с загрязнением окружающей среды;

в) со средой обитания;

г) с уровнем организации организмов.

6) Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

а) связь с другими популяциями;

б) связь между особями популяции;

в) их высокая численность;

г) колебания численности популяций.

7) Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно выросла:

а) из-за благоприятного здесь климата;

б) более снежных зим;

в) более влажного климата;

г) отсутствия врагов этого насекомого.

8) Сохранению популяций и видов промысловых животных способствует:

а) полный запрет на охоту;

б) вселение их в новую экосистему;

в) регуляция численности частичным запретом на охоту;

г) полное уничтожение их врагов.

9) Популяции угрожает гибель, если ее численность:

в) колеблется по сезонам;

г) колеблется по годам.

10) Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв:

в) изменяется по сезонам года;

г) поддерживается на определенном уровне.

1) Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:

2) Примером природной экосистемы служит:

а) пшеничное поле;

3) Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:

б) ее устойчивости;

в) ее закономерного развития;

г) конкуренции видов.

4) Одна из главных причин сокращения разнообразия видов жи-
вотных:

а) колебания численности растительноядных;

б) межвидовая борьба;

в) чрезмерное размножение хищников;

г) разрушение мест обитания животных.

5) Почему дубраву считают биогеоценозом?

а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи;

б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи;

в) особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством;

г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы.

6) Наибольшее число видов характерно для экосистемы:

а) березовой рощи;

б) экваториального леса;

7) Наименьшее число видов входит в биоценоз:

а) тропического леса;

в) широколиственного леса;

8) Ярусное строение фитоценоза:

а) дает растениям возможность более полно использовать ресурсы среды;

б) не имеет никакого значения для растений;

в) связано с ярусным распределением животных в сообществе;

г) приводит к уменьшению видового разнообразия.

9) Основными причинами утраты биологического разнообразия может быть:

а) возрастающее потребление ресурсов;

б) эволюционное старение видов;

в) расселение видов в другие экосистемы.

10) К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:

а) видовой состав, видовое разнообразие;

б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;

в) экологические взаимодействия организмов.

б) консумент I порядка;

в) консумент II порядка;

2) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:

а) поедают растительноядных животных;

б) живут в сходных местообитаниях;

в) имеют примерно одинаковые размеры;

г) имеют разнообразную кормовую базу.

3) Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят:

4) Азотфиксирующие бактерии относятся:

а) к продуцентам;

б) консументам I порядка;

в) консументам II порядка;

5) Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:

а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;

б) на Земле существует огромное разнообразие растений;

в) растения расселились во все среды обитания;

г) численность растений каждого вида очень высокая.

6) Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:

г) сходство с агроценозом.

7) Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические вещества превращаются в органические и дыхание, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу:

а) обмена веществ;

б) круговорота веществ;

в) пищевых связей;

г) территориальных связей.

8) Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует:

б) обмен веществ и энергии;

в) колебание численности популяций;

г) круговорот веществ.

9) Определите правильно составленную пищевую цепь:

а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;

б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;

в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;

г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.

10) Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ:

а) реакции, протекающие в земных недрах;

б) органические вещества тел животных;

в) солнечное излучение;

г) хемосинтезирующие организмы.

1) Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

2) Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

в) остается неизменным;

г) изменяется по синусоидному графику (циклически).

3) Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:

а) экологической пирамидой массы;

б) экологической пирамидой энергии;

в) цепью питания;

4) Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:

5) Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам и от них к редуцентам называют:

а) круговоротом веществ;

б) правилом экологической пирамиды;

в) развитием экосистемы;

г) законом превращения энергии.

6) Перевернутая пирамида численности характерна для:

а) водных экосистем;

б) наземных экосистем;

в) не встречается вообще;

г) почвенных биоценозов.

7) Потери вещества и энергии при переходе с одного трофического уровня на другой составляют:

8) Для каждого следующего уровня пищевой цепи:

а) биомасса организмов значительно больше, чем для предыдущего;

б) биомасса организмов сравнима с биомассой предыдущего уровня;

в) сумма биомасс организмов двух следующих уровней равна биомассе предыдущего;

г) биомасса организмов обычно меньше, чем для предыдущего.

9) Пирамида численности отражает:

а) плотность населения организмов на каждом трофическом уровне;

б) скорость самовозобновления (оборота) организмов;

в) количество биомассы на каждом трофическом уровне.

10) Большое разнообразие видов в экосистеме – основа формирования разнообразных цепей питания, сбалансированного круговорота веществ и …

а) устойчивого развития экосистем;

б) колебания численности популяций;

в) появления новых видов;

г) расселения видов в другие экосистемы.

1) Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники – травянистые растения;

б) лишайники – травянистые растения – мхи;

в) лишайники – мхи – травянистые растения;

г) травянистые растения – мхи – лишайники.

2) В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:

а) смена видового состава растений и животных;

б) уменьшение видового разнообразия организмов;

в) уменьшение биомассы органического вещества;

г) увеличение чистой продукции сообщества.

3) естественная смена одних растительных сообществ другими выражается в том, что:

а) ни один вид не уничтожается полностью другим видом;

б) в экосистеме постоянно происходит колебание численности видов;

в) менее приспособленные виды вытесняются более приспособленными;

г) на смену менее устойчивой экосистеме приходит более устойчивая.

4) Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой?

а) деревья; в) кустарники;

б) лишайники; г) лисицы.

5) Значительные изменения организмами среды обитания в процессе их жизнедеятельности, в результате чего она становится непригодной для их жизни, – это причина:

а) вымирания видов;

б) колебания численности популяций;

в) смены экосистем;

г) биологического прогресса.

6) Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:

а) сезонные изменения в природе;

б) изменения погодных условий;

в) колебания численности популяций одного вида;

г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов.

7) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор:

Нажмите, чтобы узнать подробности

4. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным, а от них к последующим звеньям называется
А) правилом экологической пирамиды
Б) круговоротом веществ
В) колебанием численности популяций
Г) саморегуляцией численности популяций

5. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава → . → волк
А) тигр Б) ястреб В) заяц Г) белка

6. Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение в пищевой цепи, называют пирамидой
А) биоразнообразия Б) численности В) энергии Г) биомассы

7. Определите верно составленную пищевую цепь
А) еж → растение → кузнечик → лягушка
Б) кузнечик → растение → еж → лягушка
В) растение → кузнечик → лягушка → еж
Г) еж → лягушка → кузнечик → растение

8. В круговороте веществ в биосфере плесневые грибы
А) разрушают органические вещества до неорганических
Б) синтезируют белки из неорганических веществ
В) усваивают молекулярный азот
Г) выделяют молекулярный кислород

9. Грибы, включаясь в круговорот веществ в биосфере,
А) разлагают органические вещества
Б) уменьшают запасы неорганического углерода
В) участвуют в первичном синтезе органических веществ
Г) участвуют в накоплении кислорода в атмосфере

10. Бактерии, включаясь в круговорот веществ в биосфере,
А) участвуют в формировании озонового экрана
Б) разлагают органические вещества до неорганических
В) участвуют в образовании известняков
Г) участвуют в нейтрализации радиоактивных веществ почве

11. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят
А) ель обыкновенную Б) лесных мышей
В) таежных клещей Г) почвенных бактерий

12. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль
А) конечного звена Б) начального звена
В) организмов-потребителей Г) организмов-разрушителей

13. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии
А) Лисица → дождевой червь → землеройка → листовой опад
Б) Листовой опад → дождевой червь → землеройка → лисица
В) Землеройка → дождевой червь → листовой опад → лисица
Г) Землеройка → лисица → дождевой червь → листовой опад

14. Минерализация органических соединений почвы осуществляется благодаря деятельности
А) микроорганизмов Б) шляпочных грибов
В) корней растений Г) наземных животных

15. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль
А) производителей органических веществ Б) потребителей органических веществ
В) разрушителей органических веществ Г) разрушителей неорганических веществ

16. Определите правильно составленную пищевую цепь
А) ястреб → синица → личинки насекомых → сосна
Б) сосна → синица → личинки насекомых → ястреб
В) сосна → личинки насекомых → синица → ястреб
Г) личинки насекомых → сосна → синица → ястреб

17. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки → ? → уж → коршун
А) лягушка Б) ёж В) мышь Г) жаворонок

18. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты
А) участвуют в образовании органических веществ из неорганических
Б) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ
В) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию
Г) поглощают углекислый газ и кислород

19. Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере
А) создают органические вещества из минеральных
Б) разлагают органические вещества до минеральных
В) разлагают минеральные вещества
Г) потребляют готовые органические вещества

20. Определите правильно составленную пищевую цепь
А) чайка → окунь → мальки рыб → водоросли
Б) водоросли → чайка → окунь → мальки рыб
В) мальки рыб → водоросли → окунь → чайка
Г) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка

21. На основе анализа текста постройте пищевую цепь, состоящую из организмов, упоминаемых в тексте.

Разнообразие и подсчет общего количества видов существующих сегодня на планете Земля — это непростая задача. Тем не менее большинство специалистов сходится в одном: по крайней мере половина существующих сегодня видов являются паразитами, а по некоторым данным, даже больше.

Этот факт должен заставить о многом задуматься. Если мы перейдем к вопросу о роли паразитов в экосистеме, то она очень масштабна. Паразиты включены в три четверти существующих экологических связей. Поскольку многие из них имеют очень сложные жизненные циклы, они, эксплуатируя хозяев разных трофических уровней, по сути цементируют экосистему, усиливают экологические связи между различными группами. Таким образом, отрицать важность этого компонента не представляется возможным.

Что же делать в такой ситуации ? Для начала советуем почитать эту статью. В данной статье подробно описываются методы борьбы с паразитами. Также рекомендуем обратиться к специалисту. Читать статью >>>

Где обитают паразиты (черви, грибы, бактерии) в организме человека

Паразитизм — форма взаимоотношений между организмами, относящимися к разным видам, где один использует другого в качестве среды обитания и источника пищи.

Роль паразитов

Паразиты оказывают мощное и комплексное влияние на популяции живых существ в экосистеме. Они играют ключевую роль в регулировании экстремальных колебаний численности в популяциях. Уменьшая фертильность, они также препятствуют тому, чтобы некоторые виды стали многочисленными, давая другим организмам шанс процветать.

Тенденция к естественному развитию экосистем в сторону разнообразия иллюстрируется тем фактом, что монокультуры, созданные людьми (например, поля пшеницы или хвойные плантации), часто подвержены паразитарным заболеваниям, и требует много сил, чтобы держать паразитов под контролем. Разнообразные экосистемы гораздо менее уязвимы для разрушительных эпидемий. Присутствие паразитов со временем способствует сохранению биоразнообразия.

Зяблик (Fringilla coelebs) иллюстрируют влияние паразитов на естественный отбор. Чем меньше паразитов у самцов, тем ярче пигменты в его перьях. Почему это имеет значение? Яркие цветные самцы более привлекательны для самок, так как их гены и иммунитет передаются следующему поколению. Это показывает, что паразиты могут фактически улучшить долгосрочное здоровье популяции.

Паразитизм также влияет на движения животных. Мошки, в частности, вынуждают благородных оленей мигрировать на возвышенности, где более хорошие места для выпаса.

Грибы паразиты животных

Пути распространения

От вирусов до клещей, паразиты имеют множество стратегий для распространения с одного хозяина на другого. Вши, например, обычно передаются, когда оба хозяина контактируют между собой. Блохи ползают и прыгают на относительно большие расстояния, а клещи забираются на растения, и ждут, пока проходящий хозяин не зацепит их. Ржавчинные грибы и плесень распространяются с помощью спор, а другие паразитические грибы распространяются при контакте с корнями растений.

Мошка определяет местонахождение своих хозяев, обнаруживая химические сигналы, особенно углекислый газ, выделяемый при дыхании. Бактерия Borrelia burgdorferi, ответственная за болезнь Лайма, живет в кишечнике некоторых клещей и может передаваться другим организмам при укусе зараженного клеща. Это пример того, как паразит может использовать другого паразита в качестве средства передвижения (посредника) для заражения новых хозяев.

Как вступают в отношения паразит и хозяин, механизм взаимодействия

Типы паразитизма

Существует много типов паразитизма, и паразиты могут принадлежать к нескольким классификациям на основе их размера, характеристик и отношений с хозяином.

Облигатный паразитизм

Облигатные паразиты полностью зависят от хозяина, чтобы завершить свой жизненный цикл. Со временем они развились так, что больше не могут существовать без существования хозяина. Это означает, что они, как правило, не причинят серьезного вреда хозяину, поскольку паразиты нуждаются в хозяине, чтобы выжить, чтобы они могли выжить, если только смерть хозяина не необходима для передачи паразита. Облигатный паразитизм можно найти во многих различных типах организмов, таких как растения, животные, грибы, бактерии и вирусы. Глава вши являются обязательными паразитами; если они будут удалены из кожи головы, они скоро умрут.

Факультативный паразитизм

Факультативные паразиты не полагаются на хозяина, чтобы завершить свой жизненный цикл; они могут выжить без хозяина, и только иногда выполняют паразитические действия. Некоторые растения, грибы, животные и микробы могут быть факультативными паразитами. Конкретным примером является вид нематод Strongyloides stercoralis. Это тип круглого червя, который может вызывать стронгилоидоз при заражении людей, но он также может быть обнаружен свободноживущим.

Эктопаразитизм, эндопаразитизм и мезопаразитизм

Эктопаразиты – это паразиты, которые живут за пределами тела хозяина, такие как вши и клещи. Эндопаразиты, такие как нематоды и нематоды, живут внутри хозяина. Мезопаразиты попадают во внешние отверстия хозяина, такие как наружное ухо или клоака.

Макропаразитизм против микропаразитизма

Макропаразиты – это достаточно большие паразиты, чтобы их можно было увидеть невооруженным глазом. Микропаразиты слишком малы, чтобы их можно было увидеть, и их нужно смотреть под микроскопом. Они вообще одноклеточный, такие как простейшие одноклеточные организмы.

Некротрофический и биотрофный

Некротрофические паразиты, также называемые паразитоидами, по существу питаются частью хозяина организм «s ткань пока он не умрет от потери ткани или от потери питательных веществ. Биотрофные паразиты не наносят достаточно серьезного ущерба, чтобы убить их хозяина; им нужно сохранить хозяина живым, потому что он не может выжить в мертвом.

Типы паразитизма

Моногенный и дигенетический

Моногенные паразиты завершают свой жизненный цикл только у одного отдельного хозяина. Дигенетическим паразитам требуется более одного хозяина для завершения своего жизненного цикла. Plasmodium vivax, простейшие, переносящие малярию, являются дигенетическими. Чтобы завершить свой жизненный цикл, он должен быть паразитом как людей, так и комаров.

Epiparasitism

Эпипаразит – это паразит, паразитирующий на другом организме, который также является паразитом. Эпипаразиты также называют гиперпаразитами или вторичными паразитами. Одним из примеров может быть простейший, живущий в блохе, которая живет на собаке.

Социальный паразитизм

Социальные паразиты используют в своих интересах социальных насекомых, таких как муравьи, пчелы и термиты. Они могут использовать мимику для вторжения в улей. Некоторые шмели проникают в ульи других видов пчел, заставляя этот вид выращивать детенышей паразита. Один вид муравьев, Tetramorium inquilinum, является паразитом, который проводит всю свою жизнь за спиной других видов муравьев, по сути делая хозяев своими рабами. Этот вид паразитов получил такие преимущества, как еда и транспорт, но от этой крайней формы паразитизма муравьи стали настолько слабыми, что, если они упадут от своего хозяина, они не смогут ползти обратно и погибнут.

Выводочный паразитизм

Выводочный паразитизм подразумевает воспитание молодняка. Птицы, которые практикуют паразитирование выводков, в том числе коровы и кукушки, откладывают яйца в гнезда другого вида вместо того, чтобы строить свои собственные гнезда. Это форма паразитизма, потому что виды, которые откладывают яйца в других гнездах, получают выгоду (им не нужно тратить энергию на воспитание молодняка), в то время как другим видам наносится вред (им действительно нужно использовать энергию для воспитания молодняка, и это не их генетический материал).

Иногда виды паразитов даже выбивают яйца других видов из гнезда, заставляя хозяина выращивать только детенышей паразита. Выводочный паразитизм также может возникнуть у рыб. Это тип клептопаразитизма, который предполагает прямой или косвенный прием пищи у хозяина; в этом случае пища, которая могла бы быть направлена на виды-хозяева, вместо этого идет на паразитов.

Как аскарида ведет паразитический образ жизни

Примеры паразитизма

Более половины всех организмов на Земле в какой-то момент своего жизненного цикла имеют паразитную фазу, поэтому существует множество примеров паразитизма, помимо уже упомянутых и перечисленных ниже.

В людях

Более 100 различных типов организмов могут паразитировать на людях, включая грибки, пиявки, вшей, клещей, клещей, ленточных червей, простейших, вирусы и гельминты. Гельминты – это черви, которые могут жить в кишечнике и могут достигать метров в длину. Они могут вызвать различные проблемы, такие как недоедание, желтуха, диарея и даже в тяжелых случаях смерть. Однако их можно лечить антипаразитарными препаратами.

Все инфекционные заболевания, в том числе обычная простуда, происходят от организмов, паразитирующих на людях, таких как вирусы и бактерии. Многие из организмов, которые паразитируют на людях, могут также паразитировать на других млекопитающих и птицах.

В растениях

Тля – это маленькие зеленые насекомые, которые паразитируют на растениях, поедая их сок. Многие виды грибов могут также поражать растения и портить пшеницу, фрукты и овощи. Некоторые растения сами паразитируют. У покрытосеменных растений (цветущих растений) паразитизм развивается как минимум в 12 раз и 4100 видов (около 1%) покрытосеменных паразитов. Паразитические растения имеют haustoria, которые представляют собой модифицированные корни, которые соединяются с хозяином растением ксилема и / или флоэма и впитывают его сок и питательные вещества.

Некоторые растения паразитируют как микоризные грибы. Это часто случается, когда вид растения эволюционировал, чтобы больше не производить хлорофилл. Так как он больше не может фотосинтезировать, он должен получать питательные вещества для получения энергии другими способами.

В насекомых

Энтомофаговые паразиты – это насекомые, которые паразитируют на других насекомых. Обычно эти паразиты нападают на личинку или молодых насекомых. Некоторые насекомые откладывают яйца в теле личинки другого вида насекомых; когда яйца выводятся, молодые паразиты убивают и питаются личинкой, получая из нее питательные вещества.

Иногда родительский паразит парализует хозяина, которым потом питаются молодые. Обычно это происходит у ос, таких как Ampulex compressa, чьи молодые питаются парализованными тараканами, которые были ужалены родителем. Другие осы, такие как Ropalidia romandi, прячутся в живот их хозяина, а затем жить там. Они не убивают своего хозяина, но могут изменить его внешний вид и поведение и даже сделать его стерильным. Паразитизм чрезвычайно распространен у насекомых.

Фактически, почти все виды насекомых подвергаются нападению по крайней мере одного типа насекомых-паразитов.

Временные и постоянные паразиты

В рыбе

Есть много организмов, которые паразитируют на рыбе, и иногда разные популяции одного и того же вида рыб, живущих в одном и том же регионе, можно отличить друг от друга, потому что у них разные характерные паразиты. Некоторые паразиты, такие как веслоногие ракообразные (мелкие ракообразные), нематоды и пиявки, прикрепляясь к жабрам рыбы, живут там.

Cymothoa exigua – это изопод (еще один вид мелких ракообразных), паразитирующий на рыбе. Это входит в рот рыбы и в конечном счете разъединяет язык рыбы. Затем сам изопод живет там, где был язык, и становится новым языком. Рыба-хозяин все еще может есть и выжить с изоподой во рту, но она потребляет небольшое количество рыбы. кровь и слизь, живя там. Более чистая рыба, как чистые губки bluestreak, удаляет мертвых кожу и паразитов от другой рыбы, включая крупную хищную рыбу, которая иначе съела бы их.

Рыбные паразиты могут быть опасны для здоровья человека, когда люди едят пищу, содержащую сырую рыбу, такую как суши, потому что паразиты в этой рыбе также могут заражать людей. Тем не менее, заражение при употреблении в пищу сырой рыбы является относительно редким явлением в развитых странах, и некоторые виды сырой рыбы замораживают на ночь, чтобы предотвратить заражение.

Читайте также: