Паразитический характер этого фамусовского общества

Обновлено: 27.03.2024

Сочинение — Фамусовское общество в комедии Горе от ума. Русский язык

Это и есть Фамусовское общество – минувший век. К нему относятся: богатый, знатный барин Фамусов Павел Афанасьевич, а также его близкие, такие как, супруги Горичи, князь и княжна Тугоуховские, полковник Скалозуб, старуха Хлёстова. Их объединяют общий взгляд на жизнь, общий интерес – богатство. Люди в чинах являются идеальными для фамусовского круга личностей. Они безжалостные крепостники. Для них считается нормальным торговать людьми.

Итак, люди фамусовского круга корыстолюбивы и очень эгоистичны, жаждут власти. Они тратят все свое время, развлекаясь на балах, званых ужинах, светских мероприятиях. Во время этого они сплетничают, наговаривают, лицемерят.

У фамусовского общества есть основная и единственная цель в жизни – это продвижение в карьере. Собственно поэтому Фамусов нахваливает Скалозуба, считает его лучшим перед другими. А Чацкого наоборот презирает, хоть и замечает в нем отличный потенциал для карьеры.

Таким образом, комедия Грибоедова демонстрирует нам уклад жизни и нравов русского общества, его разных культурных слоев со старыми консервативными взглядами и новыми революционными идеями.

Вариант 2

Бессмертная комедия великого писателя Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” раскрывает множество остросоциальных конфликтов того времени. Одной из главных тем, на фоне которой разворачивается весь конфликт, является столкновение нынешнего и минувшего веков. Если нынешний век представлен прогрессивным новатором Чацким, который прославляет идеалы свободы и всеобщего равенства, то в качестве века минувшего выступает так называемое Фамусовское общество, состоящее из нескольких людей дворянских кровей. Какие идеалы оно прославляет и существует ли сейчас?

Фамусовское общество можно назвать ярыми консерваторами, защищающими идеалы настоящих эксплуататоров и рабовладельцев, имеющих при себе тысячи крепостных крестьян. Их взгляды на многие вопросы в точности передают дух того времени, когда права человека ничего не стоили. Основу жизни участников общества Фамусова составляют праздники, азартные игры и огромное количество иных развлечений. Они не признают работу и постоянно ищут поводы для отлынивания от собственных обязанностей. Достаточно лишь вспомнить распорядок рабочей недели самого Фамусова. Он работает 2-3 часа, затем отправляется на обеды в лучших ресторанах, а потом идёт на похороны по приглашению.

Отдельно стоит отметить отношение этих консерваторов к образованию. Им важно лишь его наличие, а не качество. Они готовы увеличить количество учителей, которые не обладают навыками преподавания. Последствия такого обучения можно увидеть на примере Скалозуба, который может поддерживать беседы только на военную тематику. Данная личность представляет собой классическую персону, получившую высокую должность не за собственные заслуги.

Безразличие Фамусовского общества к обычному человеку замечается сразу же после прочтения первого действия. Фамусов не проявляет никакого уважения к своему слуге Петрушке. Но беспредел достигает своего пика на балу. Госпожа Хлестова привела с собой Арапку, которую держала на поводке. Она приравнивает людей из низкого сословия к животным, не видя никакой разницы.

Безусловно, Фамусовское общество существует в современном мире, но уже не в таких масштабах. Его представители продолжают продвигать неправильные приоритеты в жизни. Но либеральное и продвинутое общество должно противодействовать таким людям, чтобы достичь всеобщего равенства во всём мире.

Фамусовское общество

Сочинение 4

Главный герой — чиновник Фамусов, он богат. Читатель следит за его поведением на работе, с наукой он буквально враждует; считает, что она помеха для умного общества. Наблюдая за действиями Фамусова, всплывает полная картина всего его окружения, с кем он общается. Барин живёт среди народа, которые лишь купаются в своём богатстве и их интересует свой внешний вид. Вот и все их занятия.

В фамусовском обществе жив принцип: угождать людям. Они слепо подражают людям иностранного происхождения. А Чацкий, имея чуткое сердце, любовь к Отчизне и наукам, горел желанием полностью отдаваться настоящим делам, а не людям, с которыми у него происходили постоянные разногласия. Так что он совершенно не подходил под людей такого ума и уехал от всего чуждого из Москвы.

Сам Фамусов и его окружение были настоящими фанатиками своего статуса и огромной кучи денег. Они считали, что люди, не имеющие чин — никто, что в них нет ничего человеческого. На самом же деле получается наоборот. Гуляя на балах, проводя время беспутно, читатель сталкивается с их сплетнями, жестокостью, глупостью. Даже их работа проходит впустую.

Всё эти проблемы крепостных талантливо раскрыл в своём произведении Грибоедов. Точно и с иронией. Читать произведение очень увлекательно. Тем более эти проблемы живы и до сих пор.

В этой статье представлено описание фамусовского общества в комедии "Горе от ума" Грибоедова: характеристика московского общества и его типичных представителей.

Фамусовское общество в комедии "Горе от ума" Грибоедова

"Комедия "Горе от ума" прежде всего замечательна, как художественная картина русского общества двадцатых годов нынешнего столетия, представленная в целом ряде живых типов, между которыми Фамусов является, так сказать, центральной фигурой.

По своему общественному положению Фамусов - богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Он представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и тому подобных предметах. Так же смотрел на службу и Фамусов, и поэтому он боится, чтобы не накопилось много бумаг, говоря Молчалину:

Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах, о чем он приказывает своему лакею Петрушке записывать в календарь, серьезно думая, что занят весьма важным делом.

В службе Фамусов на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными - вот те средства, которые он совершенно искренно рекомендует каждому молодому человеку, желающему служить.

Идеалом Фамусова в этом случае является его покойный дядя Максим Петрович, серьезный и надменный екатерининский вельможа, который ради того только, чтобы подслужиться, "сгибался в перегиб" и который на одном из придворных собраний, вызвав улыбку императрицы своими нечаянным падением, чтобы угодить ей, нарочно свалился два раза, забывая и старческие годы, и надменность своего нрава.

Искательство и низкопоклонство настолько вошли в плоть и кровь Фамусова, чтобы он не может понять безнравственности подобных средств и называет Чацкого карбонарием, то есть бунтовщиком, опасным человеком, за то, что тот отнесся к ним с насмешкой. Фамусов держит Молчалина за его деловитость, но вообще окружает себя на службе родственниками, о чем откровенно признается Скалозубу:

". При мне служа́щие чужие очень редки; // Всё больше сестрины, свояченицы детки; // Один Молчалин мне не свой, // И то затем, что деловой. // Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, // Ну как не порадеть родному человечку. "

Общество, представленное в комедии, называет себя образованным. Таким же считает себя и Фамусов, как один из видных его членов. Но в кружке московского барина под образованием разумеют один лишь внешний лоск, а вовсе не то, что делает человека развитым в умственном и нравственном отношении.

Фамусов в сущности враг просвещения: науку он считает главной причиной того, что в его время развелось много безумных людей, дел и мнений, видит в чтении один лишь вред и потому с полною откровенностью предлагает для пресечения зла собрать все книги и сжечь.

Вследствие отсутствия в Фамусове истинного образования в нем развилось ложное понятие о достоинствах человека вообще: он дорожит не нравственными качествами людей, а их знатностью и богатством, умением и сноровкой приобретать высокое положение в свете; он не считает унизительным для чести человека самое постыдное раболепство.

Мнимая образованность Фамусова, его понятия о нравственности лучше всего выражаются в его отношениях к дочери. Как отец, Фамусов заботится о воспитании Софьи, но эта заботливость является у него не вследствие глубокого сознания важности самого дела, а единственно потому, что этого требует свет. На образование он смотрит с одной внешней стороны: подобно всем московским отцам того времени, он хлопочем, главным образом, о том, чтобы, как выразился Чацкий:

Свои родительские обязанности Фамусов старается показать и в заботливости о замужестве дочери; но и здесь обнаруживает те же ложные понятия, которые господствовали во всем светском обществе тогдашней Москвы:

". Вот, например, у нас уж исстари ведется, // Что по отцу и сыну честь; // Будь плохенький, да если наберется // Душ тысячки две родовых, – // Тот и жених. "

"Кто беден, тот тебе не пара", замечает Фамусов Софье, когда та рассказывает сон. Ему решительно все равно, что Софья ненавидит полковника Скалозуба, он прочит его в женихи, потому что выбор этот будет вполне одобрен светом.

Мнения последнего у Фамусова стоят на первом плане: увидив Софью наедине с Чацким, он возмущается не самим поступком, а единственно тем, что о нем узнает княгиня Марья Алексеевна, как видно, считавшаяся первой сплетницей в Москве.

Комизм характера Фамусова заключается в том, что воспитанный во лжи своего общественного положения, он действует добродушно, от чистого сердца, убежденный в превосходстве своей философии, и не понимает вреда, который творит вокруг себя своим образом действий.

К центральной фигуре Фамусова примыкает целый ряд других, в которых комедия осмеивает различные недостатки русской жизни.

По своим понятиям и развитию все лица, составляющие кружок Фамусова, более или менее сходны друг с другом, но как характеры каждая из фигур отличается особыми качествами, представляет отдельный тип, прекрасно олицетворяющий ту или иную черту русского общества.

Самым лучшим выразителем и последователем служебной политики Фамусова является подчиненный ему чиновник Молчалин. Низкопоклонничество и беззастенчивая лесть, доведенная до пошлости и гадливости - вот главнейшие черты Молчалина. В откровенной беседе с Лизой он сам признается в том, что:

И Молчалин старается беспрекословно применять к делу отцовское наставление: не чувствуя никакого расположения к Софье, он ухаживает за ней только потому, что она дочь его начальника; гладит собачку Хлестовой, играет с этой старухой в карты в надежде на то, что при случае она замолвит за него словечко близким ей влиятельным особам.

Кроме лести в Молчалине представлена еще одна комическая черта: он отказывается иметь свои собственные суждения о предметах, мотивируя это тем, что молод и в небольших чинах, и глупо гордится двумя своими талантами: умеренностью и аккуратностью. Одним словом, Молчалин - это типический представитель того разряда глупых, но практически ловких дельцов и плутов, которые ради личного интереса и расчета способны на всякую низость.

Не умнее Молчалина и полковник Скалозуб, этот, по выражению Лизы:

И действительно, глупость - особенно выдающаяся черта Скалозуба. Он может говорить только о службе, о мундирах, выпушках, погончиках и петличках и совершенно не понимает насмешки Чацкого на счет пристрастия москвичей к блеску военного мундира, серьезно думая, что тот защищает армию.

Фамусов в одном месте комедии говорит:

". Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; // Дверь отперта для званых и незваных, // Особенно из иностранных; // Хоть честный человек, хоть нет, // Для нас равнёхонько, про всех готов обед. "

И в самом деле, на вечер к нему съезжаются люди разнообразных положений, взглядов и профессий, люди, образующие собою замечательную галерею всевозможнейших отступлений от нормальной духовной жизни. . Грибоедов изображает Горича, Загорецкого, Репетилова и других.

то есть человек совершенно опустившийся, потерявший всякую энергию и самостоятельность, поступающий и даже мыслящий так, как хочет его супруга.

Для Загорецкого не существует понятия о чести о благородстве; он, например, ничуть не смущается, когда Горич рекомендует его как плута, сплетника и шулера. Комизм характера Загорецкого выражается, между прочим, и в том еще, что в беседе с Репетиловым . он выставляет себя ужасным либералом, много пострадавшим за прямоту и смелость своих мнений и взглядов.

В фигуре Загорецкого есть нечто сходное с гоголевским Хлестаковым: подобно последнему, он представляет собой ходячую ложь, при чем он, также как и Хлестаков, лжет искренне, с некоторой горячностью.

Другие черты московского общества олицетворяются Грибоедовым в фигуре Репетилова. . Репетилов - кутила и болтун. Болтая всякий вздор о самом себе, он завирается. В беседе с Чацким Репетилов признается, что принадлежит к какому-то "секретнейшему союзу", в котором, по его словам, принимает участие "сок умной молодежи".

Но из его речей не видно, в чем выражается ум членов его кружка; напротив, все эти Воркуловы, Удушьев и т.д. такие же пустые люди, как и сам Репетилов, схватившие только верхушки европейского образования, люди в сущности невежественные, шумящие на собраниях в английском клубе и без умолку болтающие о Байроне. <. >Репетилов хорошо олицетворяет собою этих деятелей.

Таковы главные из мужских типов в комедии Грибоедова, прекрасно олицетворяющие собой те комические черты русской жизни.

Ложные понятия о воспитании и образовании и полнейшее отсутствие разумных идеалов, без которых жизнь обращается в пустое времяпровождение, полное мелочных интересов, отразились и на женской половине московского общества, представленного в комедии Грибоедова.

Перед нами, как живые, рельефно и тонко обрисованные типы московских дам и девиц, во многом унаследовавших традиции прошлого века. <. >На самом деле и дамы, и девицы, представленные в комедии, решительно не обнаруживают чего-то особенного в умственном отношении.

Маменьки заняты сплетнями, пересудами или житейскими расчетами в роде, например, ловли богатых женихов для своих дочерей, а дочери, которых Фамусов называет благовоспитанными, всецело погружены в модные наряды.

Характерна, например, Хлестова, свояченица Фамусова. Самоуверенность ее суждений, ухаживание за ней Молчалина показывают, что эта особа занимает видное место в обществе, тем не менее главное ее занятие - это сплетня. Хлестова глубоко чтит свои дворянские привилегии, но выражает их, между прочим, тем, что крепостных людей ставит на одну доску с животными:

Княгиня Тугоуховская ездит по балам, чтобы ловить женихов для своих шести дочерей. Завидев Чацкого, она приказывает глухому мужу звать его к себе на вечер, но когда узнает, что Чацкий не богат и не камер-юнкер, то кричит:

Весьма типична графиня бабушка. Это еле дышащая, ветхая, глухая старушка. тем не менее она приезжает к Фамусову на вечер ради своей внучки, старой девы, которая, однако, потеряла уже надежду иметь жениха и находит утешение только в том, что вымещает свою злобу на знакомых девицах помоложе ее.

Светская пустота в соединении с приторной сентиментальностью прекрасно олицетворяются в личности Натальи Дмитриевны Горич. По наружности это очень добрая и милая особа; она внимательна к своему мужу, заботится о его здоровье, умоляет его отойти подальше от двери, чтобы не простудиться, и называет его не иначе как "мой прелестный муж". В действительности Наталья Дмитриевна воплощенное лицемерие: она помыкает своим мужем, заставляет его ради собственного удовольствия дежурить за полночь, пускаться по команде в пляс и мало того, ставит его даже ниже лакея.

Все указанные выше женские типы относятся к разряду второстепенных, главным же лицом, героиней всего произведения является дочь Фамусова Софья. Многие черты этого характера объясняются с одной стороны ненормальным воспитанием, которое получали девицы в то время, с другой - дурным примером среды, в которой им приходилось жить.

Французские книжки сентиментального направления, фортепиано, танцы и стихи - вот какого рода предметы полагались в основу женского образования в те времена. Отцы и матери не могли или . не находили досуга сами заниматься воспитанием своих дочерей и всю заботу об этом возлагали на наемных гувернанток, которых прекрасно характеризует . мадам Розье. Само собой разумеется, что подобного рода воспитание не могло иметь хорошего влияния.

. Софья, хотя она далеко выше и по уму и сердцу других женщин своего круга, должна была подвергнуться влиянию тех же условий жизни. Лишившись матери и находясь на попечении отца, который тяготился взрослой дочерью. Софья воспитывается под надзором наемной француженки, не имевшей, разумеется, никакого призвания в педагогической деятельности.

Единственным средством для умственного развития Софьи были сентиментальные французские романы, из которых она и почерпала свои воззрения на жизнь и людей; но эти романы не давали ей никаких положительных знаний, ни учились ее мыслить, а, напротив. возбуждали праздную мечтательность.

. Вот ее выбор падает на Молчалина. Увлекшись им, Софья в своей слепоте не замечает вовсе, насколько нравственно низок любимый ею человек; напротив, она находится в нем большие достоинства, которые ей нравятся: застенчивость, робость, редкое смирение. <. >Софья, без сомнения, ошиблась в своей любви. Заблуждения Софьи - это плоды влияния окружающей ее среды, где. господствовали ложь и отсутствие всякого намека на идеи и убеждения. По природе своей Софья стоит неизмеримо выше других женщин.

Наивны, без сомнения, ее отношения к Молчалину, но в любви ее к этому человеку много искренности. Ей нельзя также отказать и в уме, по крайней мере, она менее, чем другие, конфузится от речей Чацкого, нередко весьма находчиво и ловко возражает на его сарказмы.

. Таким образом. комедия Грибоедова дает нам картину жизни и нравов русского общества, его, так сказать, культурных слоев. Если исключить Софью и Чацкого. то все остальные лица представляют . толпу людей, в среде которой царит полное непонимание честности и благородства и жизнь которых вертится на одном лишь стремлении к удовлетворению мелкого, пошлого эгоизма."

Это было описание фамусовского общества в комедии "Горе от ума" Грибоедова, характеристика типичных представителей московского общества.

Характеристика Фамусова в комедии "Горе от ума", образ, описание в цитатах

Господин Фамусов живет в Москве и служит управляющим в казенном месте, то есть в государственном учреждении. Судя по всему, занимает довольно высокий пост, и у него много дел:

По словам Фамусова, он работает без отдыха, как угорелый:

"Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.

По должности, по службе хлопотня. " (Фамусов о себе, действие I явление 2)

Господин Фамусов злоупотребляет служебным положением, то есть продвигает по службе своих родственников и по возможности выдает им награды, судя по всему, не взирая на их профессиональные качества:

Павел Афанасьевич признается, что устроил к себе на работу разных родственников, так что среди его подчиненных почти нет чужих людей:

Судя по всему, Фамусов является небедным человеком. Он ищет для своей дочери Софьи богатого жениха с чином и наградами:

Павел Афанасьевич Фамусов был другом отца главного героя Александра Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, Фамусов воспитывал мальчика у себя в доме:

Господин Фамусов является баловником, ветреным мужчиной, по словам его служанки Лизы. Фамусов в тайне от всех пристает к Лизе, но девушка не отвечает ему взаимностью:

"Как суетится! что за прыть. " (Чацкий о Фамусове, который суетится в связи с визитом Скалозуба, действие II явление 4)

Судя по всему, Фамусов имеет привычку ругать своих слуг. Например, он называет своих слуг в целом "ослами", а швейцара Фильку "чурбаном" и "ленивой тетерей":

Павель Афанасьевич умеет льстить и угождать нужным людям. Например, он льстит полковнику Скалозубу, так как надеется выдать за него замуж свою дочь Софью:

Он будущему тестю равный. " (Чацкий описывает идеального жениха для Софьи, который будет обладать теми же качествами, что и Фамусов, действие IV явление 14)

"Низкопоклонник! тесть. " (Фамусов перечисляет слова, которыми его обозвал Чацкий, действие IV явление 15)

Господина Фамусова волнует общественное мнение. Ему важно, что о нем говорят люди, в частности княгиня Марья Алексеевна:

Критика о Фамусове из комедии "Горе от ума"

"Не всем же людям быть гениями и блестящего ума. В больших обществах большинство, где бы то ни было, состоит из фамусовых в том или другом роде, с теми или другими закалами и оттенками.

Да если пошло на то, чем так глуп и безобразен Фамусов? По видимому, он человек дюжинный, старого покроя, но добряк и не лишен некоторого благоразумия и человеческих сочувствий.

Посмотрите, например, как после долгой разлуки встречает он Чацкого. <. >Тут есть и дружеский привет и очень естественное любопытство. Вольно же Чацкому отвечать на все это колкостями, дразнить старика, оскорблять привычки и предания его. Фамусов, как и все пожилые и отживающие люди, любит, может быть, и с пристрастием, свое минувшее, в виду настоящего, которое не могут они назвать вполне своим. Это естественно и неминуемо.

". Что такое Фамусов у Грибоедова? Олицетворенный тип столбового барина, додремливающего спокойно праздную свою жизнь, под шляпой с плюмажем, в ожидании камергерского ключа за форелями и вистом. Москва, подобно кунсткамере, богата сими любопытными отрывками блаженной старины.

Их отличительное свойство состоит в флегматической недвижимости, считающейся доселе как бы одной из наследственных привилегий столбового дворянства. Всякое малейшее напряжение, всякая тень работы кажется уничижением для их гордой лености. Это оканчивается тем, что сии почтенные представители нашей аристократии, вступая в пятый класс, разучаются совершенно думать и даже чувствовать.

Единственным признаком жизненности остается в них суетливая привязанность к паркетным преданиям и брюзгливое ожесточение против всех нововведений. Таков именно Фамусов Грибоедова. " (Н. И. Надеждин, "Литературная критика", 1972 г.)

Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии "Горе от ума" Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.

В своей комедии “Горе от ума” Грибоедов прямо противопоставляет Чацкого всем остальным (без исключения) персонажам. Противостоит главному герою общество Фамусова и его окружения: Молчалин, Скалозуб, Репетилов и прочие. В их обществе царит внешний лоск, но это великолепие — броское, яркое, материальное — скрывает рядом с собой страшную моральную нищету. Такие, как Фамусов или Скалозуб, имели по нескольку десятков крепостных крестьян, готовых тешить их барскую праздность.

В этот период модно было внешнее французское воспитание, внешнее усвоение французской культуры. В этом обществе смесь “французского с нижегородским” наблюдается не только в разговоре. Среди членов фамусовского общества наблюдались и самые дикие крепостнические проявления, ведь они имели полную власть над людьми.

Занятия их заключались “в пирах и мотовстве”, в балах, обедах, ужинах и танцах. Представители фамусовского общества — дворяне. Они, опора трона, зная это, стараются не пропустить в свое общество представителей других сословий, которые бы затмили их значение в государстве. В их общество могут попасть только такие Молчалииы, ученики Фамусова, которые будут льстить, “сгибаться в перегиб” и т.д.

Эти люди ценят такие качества в человеке, потому что и сами они таковы.

Идеалы Фамусова — Кузьма Петрович или Максим Петрович, который “не то на серебре, не то на золоте едал, сто человек к услугам, век при дворе”.

. Благодаря их идеалам, им свойствен формальный, бюрократический подход к их обязанностям, только бы стать “не хуже других”, только бы любой ценой выбиться в люди. В их .сознании цель оправдывает средства — и если унижением можно достичь цели, стоит унизиться.

. Идеалы Скалозубов, аракчеевских офицеров, заключаются в том, что им “только бы досталось в генералы”. Вспомните, с каким цинизмом говорится о том, каким методом хорошо бы добиться повышения.

На все проявления какой-то свободной мысли, чувства они хотят дать “фельдфебеля в Вольтеры”, задушить все крепкой палочной дисциплиной. Однако Молчалины, “блаженствующие на свете”, еще более страшны: это представители “молодого” поколения, перенявшие все самые плохие черты у старших и добавившие ко всему тому еще “умеренность и аккуратность”.

Их идеалы: “и награжденья брать и весело пожить”. Причем к идеалу своему они стремятся через покровительство какой-нибудь Татьяны Юрьевны. С это-то силой и будут бороться в дальнейшем Чацкие.

Представители фамусовского общества борются со всеми новшествами, которые могут поколебать их теперешнее положение в обществе.

Они хотят “собрать все книги бы да сжечь”, и не только книги, но и все передовое, новое, что мешает на их пути.

Читайте также: