Паразиты в художественной литературе

Обновлено: 28.03.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Языковые вирусы.

Слова-паразиты.

І. Введение__________________________________________________ 2

ІІ. Основная часть____________________________________________ 4

1.Теоретическое содержание исследования

Определение термина ______________________________ 4

Причины употребления ______________________________ 6

Список литературных слов - паразитов ________________ 7

4) Как слова-паразиты характеризуют человека_____________ 7

5)Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы_________________________________________________ 8

6)Слова-паразиты в художественной литературе____________ 9

2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся

3.Способы избавления от слов-паразитов ___________________ 11

4. Вывод_______________________________________________ 13

ІІІ. Заключение ______________________________________________ 13

Свою работу я хотела бы начать с музыкальной композиции.

Почему такой печальный финал у этой песни? Причина проста. Виной всему слова-паразиты.

Объект исследования: речь учащихся МБОУ СОШ№8 с. Левокумка.

Предмет исследования: употребление слов-паразитов

Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.

Задачи исследования:

Определить, что такое слова-паразиты;

Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов;

Методы исследования:

1. Изучение теоретического материала о словах-паразитах;

2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

4. Устный опрос (видеозапись)

5. Анализ полученных результатов

Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи.

Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.

II . Основная часть.

1.Теоретическое содержание исследования:

1) Определение термина

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена.

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

Если задуматься, что же такое слова-паразиты… Паразит — организм, питающийся за счет другого организма. Слова-паразиты съедают смысл сказанного, они питаются вашей речью. Вспомните, как тяжело слушать человека, когда он сыплет мусорными словами. Попытки понять быстро прекращаются и многие начинают считать количество произнесенных слов-паразитов. Игра увлекательная, но для говорящего вредная. Многие люди хотят избавиться от своих слов-паразитов, а многие даже не осознают, что активно засоряют свою речь.

Как говориться, врага надо знать в лицо. То, что слова-паразиты — это враги современного человека, думаю, понятно.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там. Но весь список мы огласим позже.

2) Причины употребления

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:

Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

Мода на некоторые слова.

3) Список слов-паразитов

Далее я хотела бы познакомить вас со списком наиболее употребляемых слов-паразитов.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

І. Введение__________________________________________________3 – 4

ІІ. Основная часть____________________________________________4 – 10

Теоретическое содержание исследования

Определение термина _____________________­_________4-5

Причины употребления ______________________________5

Список литературных слов- паразитов ________________6

4)Как слова-паразиты характеризуют человека_____________6

5)Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы_________________________________________________6

6)Слова-паразиты в художественной литературе____________7

2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся

6 класса МБОУ СОШ с. Максютово ____________________7-8

3.Способы избавления от слов-паразитов __________________9

ІІІ. Заключение _____________________________________________10

Введение

По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами (сорняками), их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен.

Объект исследования: речь учащихся 6 класса МБОУ СОШ с.Максютово

Предмет исследования: употребление слов-паразитов

Цель исследования: доказать, что учащиеся моего класса достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.

Задачи исследования:

Определить, что такое слова-паразиты;

Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов;

Методы исследования:

1.Изучение теоретического материала о словах-паразитах;

2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

4. Анализ полученных результатов

Новизна работы заключается в представлении некоторыхрекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи

Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи

II. Основная часть

1.Теоретическое содержание исследования

Определение термина

Красивая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают частицы.

2) Причины употребления

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся 6 класса, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:

Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):





СЛОВА-ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, УЧИТЕЛЕЙ НАШЕЙ ШКОЛЫ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся и учителей ООШ№9 слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.

1.установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются;

2.выяснить, что знают учащиеся и учителя школы словах-паразитах, об их функции в речи человека;

3.определить наиболее употребляемые слова-паразиты;

4.выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;

5.дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.

Объект исследования – речь учащихся и учителей ООШ№9

Предмет исследования- слова-паразиты речи учащихся и учителей ООШ№9.

изучение теоретического материала о словах-паразитах,

наблюдения за речью учащихся на уроках и неформальной обстановке;

наблюдение за речью учителей;

устный опрос учащихся данной школы.

База исследования - речь учащихся и учителей ФМБОУ ООШ№9.

Гипотеза- слова-паразиты негативно влияют на восприятие речи собеседника.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала по данной теме. Практическая направленность: предложенные материалы можно использовать при подготовке к урокам русского языка, литературы, истории, обществознания, а также при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

Глава I. Классификация слов-паразитов и причины их употребления

I.1. Слова-паразиты и причины их употребления

Литературный язык предполагает соблюдение языковых норм. Но наша речь должна быть ещё и чистой : соблюдать не только языковые нормы, но этические, нравственные.

Иногда человек хочет протянуть время, не может ответить на заданный вопрос, он произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие, выигрывая для себя время.

Бывают случаи , когда человек волнуется, забывает произносимый текст, тогда появляются слова-паразиты. Это получается как бы неосознанно.

I.2. Классификация речевых паразитов

Слова - паразиты могут быть разными частями речи.

Слова - паразиты как части речи

Группа

Слова – паразиты

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Конечно, наверное, вероятно, кажется

I.3. Способы борьбы со словами - паразитами в научной литературе

______________________________________________________________

Структурная редукция: а) переход на более высокий уровень обобщения (генерализация), упрощение (сокращение) текста.Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).

Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.

Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления. Появлются ненужные в данном случае жесты.

Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов рекомендуют школьникам:

- если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем

излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;

- больше читать художественную литературу;

- внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);

- делать паузы, чтобы собраться с мыслями;

- заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами.

Вывод по главе I

Проанализировав различную литературу, мы сделали вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает. Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:

1. Недостаточный словарный запас ( говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. Мода на некоторые слова.

Глава II. Слова-паразиты в литературе и в нашей речи

II.1.Слова – паразиты в художественной литературе

В результате анализа диалогов участников и слов автора мы пришли к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.

II.2.Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников

В анкетировании принимали участие ученики 5-9 классов(108человек) ООШ№9

Что подростки (100%) употребляют в своей речи слова - паразиты;

- (25%) учащихся стараются бороться со словами паразитами; (75%) не борются. (Приложение 1)

- способы борьбы со словами-паразитами: (50%) учащихся ответили следить за речью; (35%)-читать художественную литературу; (15%)-затруднились ответить. (Приложение№3)

II.2.Исследование употребления слов – паразитов в речи учителей нашей школы

Мы решили выяснить, как слова- паразиты используют в своей речи учителя нашей школы ,наблюдали на уроках за речью наших преподавателей и сделали вывод, что большинство учителей используют в своей речи слова –паразиты.

Учителя признались, что употребляют в своей речи слова-паразиты (56%), все отрицательно относятся к их употреблению в речи(100%) (Приложение 4)

К сожалению, даже признав , что в речи есть слова паразиты не все учителя стараются с ними бороться.(Приложение 6)

II.3. Как избавиться от вредной привычки?

Значит, одним из способов борьбы со словами паразитами можно назвать контроль над своей речью

Понаблюдав за остальными ребятами в классе, и записывая слова – паразиты, которые они произносили на уроках в течение двух дней, мы пришли к выводу, что слабоуспевающие учащиеся употребляют слова- паразиты гораздо чаще, чем сильные ученики .

Вывод по главе II

Заключение

Список литературы

1.Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 744.

2.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007

5.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.

6.Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 1

7.Литературная газета. 2003. № 17. С. 5.

8.Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1994. С. 14, 17.

9.Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004

Используется, когда человек хочет возразить своему собеседнику.

Человек зачастую потерян и не знает что сказать.

Собеседник старается оставить себе места для маневра, он не уверен в собственных действиях и словах и пытается избежать ответственности.

Легкий оттенок сомнения. Ваш собеседник с вами согласен, но не до конца.

Характерное вступление для долгой речи.

Побуждает собеседника включаться в диалог, тем самым заполняя речевые паузы.

Человек пытается настроить вас на доверительный тон. Нравится вам это или нет.

Человек согласен на что-то, но еще не до конца уверен. Люди, часто его использующие, обычно любят, чтобы их подолгу уговаривали.

Любимое слово спорщиков. Если они допускают что-то, то только для того, чтобы в дальнейшем в пух и прах разбить ваши аргументы.

Типично для любителей привлечь к себе внимание.

Одно из любимых выражений неуверенных в себе людей. Многие психологи считают, что чрезмерное употребление этого слова говорит о склонности человека к неврозам и истерии.

Скорее всего, собеседник выскажет вам точку зрения, которую считает единственно верной. Спорить с такими людьми проблематично, поскольку они уверены в своей правоте

Говорит о чрезмерной самоуверенности собеседника. Спорить с ним проблематично, потому что человек уверен, что именно он знает истину.

Характерно для людей, боящихся ответственности. Они будут твердить, что это обстоятельства, а не они виноваты в происходящем

Любят люди эмоциональные, а порой и агрессивные. Этим словом они обозначат ошибку в сказанном вами, и, вероятно, довольно резко.

Характерно для тех, кто не знает, что говорить дальше. Оно не несет особой смысловой нагрузки, если не является указательным, но очень прочно въедается в повседневную речь. Может сигнализировать о том, что беседа наскучила человеку.

Слово для привлечения внимания. К сожалению, быстро становится словом-паразитом и теряет свой первоначальный смысл.

Любят люди неуверенные, боящиеся содержания собственной речи. Они говорят вроде как не всерьез и не желают отвечать за сказанное.

Скорее всего, люди, употребляющие его через раз, плохо контролируют свои эмоции.

Результаты опроса одноклассников

Используете ли Вы слова-паразиты в своей речи

Часто ли слышите в речи окружающих

Как Вы относитесь к словам-паразитам в речи

Какова роль слов-паразитов в речи

Примеры профилактики и устранения причин появления слов-паразитов в речи

Причины появления слов-паразитов в речи

Способы профилактики и избавления от слов-паразитов

Бедный словарный запас

Читайте, пересказывайте, общайтесь, заменяйте

Выступайте, дышите, молчите

Заполнение пауз, необходимость потянуть время для поиска ответа, нужного слова

Молчите, дышите, контролируйте;

читайте, общайтесь, заменяйте

Быстрая спонтанная речь

Контролируйте, заменяйте, общайтесь

Дань моде, эмоциональная окраска речи

Контролируйте, заменяйте, общайтесь, читайте

*Перечень причин и способов не является исчерпывающим, приведен на основании выводов, сформулированных в работе.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Слово – это удивительный феномен. Оно способно вызвать улыбку у самого мрачного по натуре человека и, наоборот, повергнуть в уныние непобедимого, казалось бы, весельчака. Слово может возвысить, очистить душу человека, унизить, оскорбить. Из слов составляются гимны, поднимающие народы на борьбу, из слов же составляются пасквили, возводящие хулу на самые дорогие для нас истины. Сила слова безгранична, если наша речь наполнена смыслом.

Всем мы знаем, что встречают по одежке, а провожают по уму, но при этом обычно забываем, что выразителем нашего интеллекта, прежде всего, является наша речь. Как часто мы не задумываемся над тем, ЧТО и КАК мы говорим! А ведь от этого во многом зависит и впечатление, которое мы производим на собеседников, и их последующее отношение к нам.

Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.

Задачи исследования:

ü рассмотреть группы слов, относящиеся к словам-паразитам;

Объект исследования: речь учащихся 5–11-ых классов школы.

Новизна работы заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления слов-паразитов в речи.

Методы исследования:

ü эмпирические – изучение литературы по теме исследования, анкетирование, рейтинг;

ü теоретические – анализ, сравнение, эксперимент, классификация и обобщение, систематизация;

ü описательный метод.

1.1.Три пласта слов, загрязняющих нашу речь

В нашей речи все чаще стали появляться слова, загрязняющие и делающие непонятной нашу речь, лингвисты делят такие слова на три пласта. В лингвистической литературе мы нашли определение этих пластов. Это жаргон, арго, сленг.

Жаргон – речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений.

Арго – речь социально или профессионально обособленных групп и сообществ. В отличие от жаргона, арго имеет профессиональную прикрепленность. В связи с этим говорят иногда об арго актеров, охотников, музыкантов и т. п. Исторически восходит к речи бродячих торговцев, ремесленников. Строго говоря, арго - язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг, нищих. Арго не составляет самостоятельной системы и сводится к специфическому словоупотреблению в пределах общего языка. Арго взаимодействует с жаргонами, просторечием, образуя специальный лексический пласт - сленг (тусовка, слива, стукач).

Сленг – слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, на которых говорят в повседневной жизни (усечь, попилим, похавать).

В их роли часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные), частица, местоимения, междометия (ну, вот, это, как его и др.), служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания. Но употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в паразитический словесный материал: э-э-э, главной, понимаете ли, основной чертой его, так сказать, характера является, значит, это, его любовь, сами понимаете, к людям.

1.3.Причины употребления

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты – это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

Причины употребления слов-паразитов можно разделить на четыре группы:

1) недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

2) намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3) быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4) мода на некоторые слова.

Наблюдая за употреблением слов-паразитов в речи школьников, отмечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин.

Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать.

Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.

Читайте также: