Педикулез главный санитарный врач

Обновлено: 18.04.2024

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по педикулезу и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установила, что педикулез остается одним из самых распространенных из паразитарных заболеваний.

На протяжении последних десяти лет на территории Российской Федерации отмечаются высокие уровни пораженности населения педикулезом, которые не имеют тенденции к снижению.

Ежегодно в Российской Федерации регистрируются до 300 тысяч случаев педикулеза, из которых более 75% выявляется в санитарных пропускниках, 15% - при госпитализации больных в медицинские организации, 7% - в общеобразовательных организациях, 1% - в дошкольных организациях, 2% - в детских домах, домах инвалидов.

В Российской Федерации пораженность головным педикулезом среди учащихся общеобразовательных организаций в среднем по стране составила 0,1%, среди воспитанников дошкольных организаций - 0,03%, среди отдыхающих в оздоровительных учреждениях - 0,1%, среди проживающих в детских домах - 0,08%, в домах инвалидов - 0,01%.

Амурской (49,7%), Архангельской (11,6%), Волгоградской (34,5%), Курской (22,7%), Магаданской (27,3%), Московской (13,2%), Вологодской (6,6%), Курганской (4,4%), Нижегородской (15,5%), Новгородской (34,1%), Ростовской (2,6%) областях, Карачаево-Черкесской Республике (499,7%), республиках Адыгея (13,8%), Татарстан (8,1%), Бурятия (36,4%), Хакасия (5,0%), Саха (Якутия) (92,8%), Ингушетия (5,8%), Камчатском крае (55,9%), Чукотском автономном округе (15,4%), городах Москве (11,6%) и Санкт-Петербурге (3,9%). На долю городских жителей пришлось 94% (241294 случая) заболеваний.

В 2014 году отмечен рост заболеваемости педикулезом и среди детского населения на 2,7%. Всего заболело 56115 детей до 17 лет (показатель 203,6 на 100 тысяч населения).

Наиболее высокие уровни заболеваемости педикулезом имеют место в городах Москва (1616,1 на 100 тысяч населения) и Санкт-Петербург (248,2 на 100 тысяч населения), что связано прежде всего с наличием большого числа мигрантов, лиц без определенного места жительства, среди которых отмечается высокий уровень пораженности педикулезом, в том числе платяным.

Ежегодно в Российской Федерации подвергаются осмотру свыше 500 тысяч лиц без определенного места жительства, при этом выявляется более 7 тысяч человек, зараженных головными вшами, и более 170 тысяч - платяными.

Вместе с тем, в 2014 году не проводились осмотры на педикулез лиц без определенного места жительства в 28 субъектах Российской Федерации: в Забайкальском, Камчатском краях, Ханты-Мансийском, Ненецком, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, республиках Алтай, Дагестан, Калмыкия, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Удмуртской, Еврейской автономной области, Брянской, Белгородской, Воронежской, Костромской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ульяновской областях.

В связи с высоким уровнем пораженности платяным педикулезом лиц без определенного места жительства в Российской Федерации сохраняются реальные предпосылки для ухудшения эпидемиологической обстановки по заболеваемости эпидемическим сыпным тифом, случаи которого не регистрировались с 1998 года.

Несмотря на отсутствие регистрации случаев заболевания эпидемическим сыпным тифом, регистрировались случаи болезни Брилля (рецидивной формы эпидемического сыпного тифа) в Тульской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Нижегородской, Воронежской областях, Хабаровском крае и городе Москве.

По данным Росстата в регионах функционирует 5841 санитарный пропускник, в том числе 85% (4993) - в лечебно-профилактических организациях и 13% (697) - в других организациях.

Несмотря на повсеместную проблему педикулеза среди лиц без определенного места жительства, вопрос о финансировании обработки вышеуказанного контингента за счет средств бюджетов бюджетной системы решен только в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе городах Москве и Санкт-Петербурге.

В субъектах Российской Федерации медленно решаются вопросы обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций, оснащенность которыми составляет 82%. Только в 4 субъектах Российской Федерации: Еврейской автономной области, Республике Алтай, Липецкой и Сахалинской областях все медицинские организации оснащены дезкамерными блоками.

В 31 субъекте Российской Федерации показатель обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций ниже среднероссийского: Забайкальском (62%), Камчатском (72%), Приморском (77%), Ставропольском (70%), Хабаровском краях (69%), Ненецком (30%), Ямало-Ненецком (55%), Ханты-Мансийском (76%), Чукотском автономных округах (67%), Карачаево-Черкесской (48%), Чеченской республиках (40%), республиках Адыгея (77%), Дагестан (72%), Ингушетия (50%), Калмыкия (70%), Коми (77%), Тыва (52%), Саха (Якутия) (77%), Владимирской (77%), Волгоградской (72%), Воронежской (77%), Иркутской (74%), Костромской (79%), Курской (73%), Мурманской (70%), Пензенской (76%), Псковской (77%), Ростовской (72%), Свердловской областях (77%), городах Москве (69%) и Санкт-Петербурге (76%).

В 4 субъектах Российской Федерации: республиках Дагестан, Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Чукотском автономном округе более 30% дезкамерных блоков медицинских организаций не пригодны к работе.

В медицинских организациях выявлены нарушения: при обращении в медицинские организации не все пациенты осматриваются на педикулез, осуществляется допуск детей после перенесенного педикулеза в детские организации без контрольного осмотра, несвоевременно передаются экстренные извещения, не организован полный учет длительно лихорадящих больных и их обследование на сыпной тиф, отмечаются нарушения режима работы дезинфекционных камер при проведении обработок в очагах педикулеза.

Таким образом, на территории Российской Федерации сохраняются реальные предпосылки ухудшения эпидемической обстановки по сыпному тифу, что обусловлено высоким уровнем пораженности населения педикулезом, в том числе платяным, и недостаточной эффективностью проводимых профилактических мероприятий.

1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовать:

1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос об усилении мер по профилактике сыпного тифа и эффективности проводимых мероприятий по предупреждению педикулеза.

1.2. Предусмотреть выделение финансовых средств на реализацию комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике сыпного тифа и педикулеза, в том числе на оборудование дезинфекционными камерами санитарных пропускников, предназначенных для санитарной обработки лиц без определенного места жительства.

1.3. Рассмотреть вопрос об организации санитарной обработки лиц, занимающихся бродяжничеством, с проведением камерной дезинфекции вещей.

2. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

2.1. Обеспечить медицинские организации иммунобиологическими препаратами для диагностики сыпного тифа в целях проведения обязательного лабораторного обследования на сыпной тиф больных с повышенной температурой пять и более дней, лиц, обратившихся за медицинской помощью, пораженных платяным и смешанным педикулезом.

2.2. Организовать своевременное и эффективное проведение плановых осмотров на педикулез населения в учреждениях социального обеспечения, детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, в оздоровительных организациях, а также перед заездом детей в оздоровительные организации и при формировании организованных групп детей для оздоровления за пределами субъекта.

2.3. Обеспечить качественное проведение осмотра на педикулез в медицинских организациях, акцентируя внимание на проведение осмотров в амбулаторно-поликлинической сети.

2.4. Обеспечить санитарные пропускники средствами для дезинсекции помещений и противопедикулезными средствами, проведение санитарной обработки лиц, пораженных педикулезом, с камерной обработкой нательного белья.

2.5. Обеспечить своевременную передачу заявок специализированным организациям на проведение мероприятий по заключительной дезинфекции в очагах платяного педикулеза, группового (5 и более случаев) головного педикулеза в организованных коллективах, сыпного тифа, болезни Брилля. В домашних очагах (благоустроенных квартирах, домах) головного педикулеза возможно проведение дезинсекционных мероприятий силами самих граждан с использованием разрешенных в быту педикулицидных средств, с обязательным инструктажем и последующим контролем со стороны медицинской организации.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту:

3.1. Обеспечить контроль:

3.1.1. За реализацией мероприятий по предупреждению педикулеза в соответствии с требованиями санитарных правил 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации".

3.1.2. За организацией и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий по сыпному тифу и педикулезу в лечебно-профилактических, детских общеобразовательных организациях, а также перед отправкой детей в детские оздоровительные организации.

3.1.3. За своевременностью и эффективностью плановых осмотров на педикулез в организованных коллективах.

3.1.4. За оснащенностью дезинфекционным оборудованием, обеспеченностью средствами для дезинсекции и педикулицидами лечебно-профилактических организаций, приемников-распределителей, учреждений социального обеспечения.

3.1.5. За дезинфекционными мероприятиями в очагах педикулеза.

3.2. Обеспечить своевременное проведение эпидемиологического расследования каждого случая выявления платяного или группового головного педикулеза (5 и более случаев) в организованных коллективах.

3.3. Представлять в Роспотребнадзор карты эпидемиологического расследования на каждый случай сыпного тифа и болезни Брилля.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

4.1. Провести анализ эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в субъектах Российской Федерации, по предупреждению эпидемического сыпного тифа и педикулеза.

4.3. Организовать подготовку медицинских работников лечебно-профилактических организаций по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения, профилактики сыпного тифа, болезни Брилля.

4.4. Принять меры по активизации разъяснительной работы с населением о профилактике педикулеза с использованием средств массовой информации.

5. Директору ФБУН "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Роспотребнадзора (Н.В. Шестопалову) осуществлять консультативную, методическую помощь по вопросам борьбы с педикулезом.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.

от 22 августа 2014 года N 50

(с изменениями на 29 декабря 2015 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 сентября 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне - до 1 сентября 2021 года.

Дополнительно см. ярлык "Примечания".

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1), ст.5498; 2007 N 1 (ч.1), ст.21, ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40 ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст.3069; N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст.6165; 2014, N 26 (ч.1), ст.3366, ст.3377 и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" (приложение).

в Министерстве юстиции

12 ноября 2014 года,

регистрационный N 34659

Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.3215-14

(с изменениями на 29 декабря 2015 года)

В настоящих Санитарно-эпидемиологических правилх и нормативах учтены:

I. Область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний.

1.3. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Общие положения

2.1. В целях предупреждения возникновения и распространения паразитарных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля, по проведению медицинских осмотров, гигиеническому воспитанию и обучению населения.

2.2. Санитарная охрана территории Российской Федерации по предупреждению завоза паразитарных болезней из других стран осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора

3.1. Мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - эпидемиологический надзор) за паразитарными болезнями включают непрерывное наблюдение должностными лицами уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за эпидемическим процессом с целью оценки ситуации в популяции людей и в объектах окружающей среды, разработку и корректировку санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих предупреждение возникновения, распространения паразитарных болезней среди населения и формирование эпидемических очагов с групповой заболеваемостью.

3.2. Мероприятия эпидемиологического надзора за паразитарными болезнями включают:

- постоянную оценку масштабов, характера распространенности и социально-экономической значимости паразитарных болезней;

- выявление тенденций эпидемического процесса;

- выявление регионов, областей, населенных пунктов с высоким уровнем заболеваемости и риском заражения;

- выявление причин и условий, определяющих уровень и структуру заболеваемости паразитарными болезнями на территории; контроль и обоснованную оценку масштабов их распространенности;

- оценку качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- планирование последовательности мероприятий и сроков их реализации;

- разработку прогнозов эпидемиологической ситуации.

3.3. Основным инструментом эпидемиологического надзора является эпидемиологическая диагностика.

Эпидемиологическая диагностика осуществляется помощью ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости.

3.4. Многолетний ретроспективный эпидемиологический анализ проводится не менее чем за последние 5 лет и предусматривает:

- анализ многолетней динамики заболеваемости (пораженности);

- анализ заболеваемости по территориям;

- анализ заболеваемости по возрастным группам, полу, контингентам населения;

- анализ эпидемических очагов паразитарных болезней по конкретным нозологическим формам;

- анализ по факторам риска с учетом источников и факторов передачи паразитоза;

- анализ лабораторной диагностики паразитозов;

- выводы и предложения по разработке профилактических мероприятий.

Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости паразитозами должен проводиться ежегодно.

3.5. Оперативный эпидемиологический анализ проводится в условии эпидемического подъема заболеваемости или регистрации эпидемических очагов групповой заболеваемости. Эпидемиологический анализ включает постоянное наблюдение за динамикой заболеваемости с учетом определенного этиологического агента, оценку санитарно-эпидемиологической ситуации, формулирование предварительного и окончательного эпидемиологического диагноза с установлением причин и условий подъема заболеваемости или формирования эпидемического очага.

3.6. По эпидемическим показаниям (внепланово) должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, принимается решение о кратности и объеме лабораторных исследований почвы, сточных вод и их осадков, вод поверхностных водоёмов, которые используются для целей рекреации и в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, вод плавательных бассейнов, питьевой воды на различных этапах водоподготовки.

IV. Выявление, регистрация и учет паразитарных болезней

4.1. Выявление больных и лиц с подозрением на паразитозы осуществляется медицинскими организациями при всех видах оказания медицинской помощи.

Обследованию на гельминтозы и кишечные протозоозы подлежат: дети, посещающие детские дошкольные образовательные организации; персонал детских дошкольных образовательных организаций; школьники младших классов, дети, подростки, декретированные и приравненные к ним группы населения при диспансеризации и профилактических осмотрах; дети, подростки по эпидемическим показаниям; дети и подростки, оформляющиеся в детские дошкольные и другие образовательные организации, приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в оздоровительные организации, в детские отделения больниц; дети всех возрастов детских организаций закрытого типа и круглогодичного пребывания, больные детских и взрослых поликлиник и больниц, лица, общавшиеся с больными.

4.2. Отбор биологических проб для исследования на паразитозы проводится медицинскими работниками медицинских организаций, образовательных и иных организаций.

4.3. Доставка биологического материала в лабораторию производится в герметичных контейнерах, обеспечивающих его сохранность и безопасность транспортировки.

4.4. Лабораторные исследования на выявление возбудителей паразитозов осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на выполнение работ с микроорганизмами III-IV групп патогенности.

4.5. Организация и проведение плановых обследований детей, посещающих дошкольные, школьные образовательные организации и другие детские организации, обеспечивается руководителями таких организаций.

4.6. В целях ежегодного планового обследования детей на паразитозы руководителями образовательных организаций совместно с медицинскими организациями (государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения) разрабатывается график отбора и доставки проб биологического материала на исследование.

4.7. О каждом случае паразитозов медицинские работники медицинских организаций (государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения) в течение 12 часов направляют экстренное извещение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.8. При выявлении лиц, пораженных паразитозами, должностными лицами уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится эпидемиологическое расследование с заполнением карты эпидемиологического расследования случая паразитарного заболевания.

4.9. В случае изменения или уточнения диагноза медицинские работники медицинских организаций сообщают по телефону, а затем в течение 12 часов направляют экстренное извещение в письменной форме об изменении или уточнении диагноза в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.10. Каждый случай паразитарных заболеваний подлежит регистрации и учету в журнале учета инфекционных заболеваний по месту их выявления.

4.11. Инвазированные подлежат лечению в амбулаторных или стационарных условиях на основании их информированного добровольного согласия и с учетом права на отказ от медицинского вмешательства.

4.12. В целях активного выявления и предупреждения распространения паразитарных болезней проводятся плановые профилактические обследования должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - декретированные группы населения).

4.13. При угрозе возникновения и распространения паразитарных заболеваний должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдают гражданам и юридическим лицам предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе в рамках лабораторного обследования и медицинского наблюдения и выполнения работ по дезинфекции, дезинвазии, дезинсекции и дератизации.

4.14. Организация и проведение плановых и по эпидемическим показаниям обследований декретированных групп населения на наличие паразитарных болезней обеспечивается руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями по месту их работу.

4.15. Все выявленные инвазированные лица обеспечиваются диспансерным наблюдением в соответствующих медицинских организациях.

4.16. На каждого инвазированного заполняется форма диспансерного наблюдения.

4.17. Снятие с диспансерного учёта осуществляется после проведения лечения и получения отрицательных результатов лабораторного исследования биологического материала.

4.18. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность регистрации и учета случаев паразитозов, а также оперативное и полное информирование о них несет руководитель медицинской организации по месту выявления больного.

V. Требования к мероприятиям по профилактике отдельных групп паразитарных болезней

5. Мероприятия по профилактике малярии.

5.1. Сбор и анализ данных о местных или завозных случаях малярии осуществляется медицинскими организациями и органами, уполномоченными осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор.

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 сентября 2015 года N 60

Об усилении мероприятий, направленных на профилактику эпидемического сыпного тифа и педикулеза в Российской Федерации

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю.Попова, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по педикулезу и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установила, что педикулез остается одним из самых распространенных из паразитарных заболеваний.

На протяжении последних десяти лет на территории Российской Федерации отмечаются высокие уровни пораженности населения педикулезом, которые не имеют тенденции к снижению.

Ежегодно в Российской Федерации регистрируются до 300 тысяч случаев педикулеза, из которых более 75% выявляется в санитарных пропускниках, 15% - при госпитализации больных в медицинские организации, 7% - в общеобразовательных организациях, 1% - в дошкольных организациях, 2% - в детских домах, домах инвалидов.

В Российской Федерации пораженность головным педикулезом среди учащихся общеобразовательных организаций в среднем по стране составила 0,1%, среди воспитанников дошкольных организаций - 0,03%, среди отдыхающих в оздоровительных учреждениях - 0,1%, среди проживающих в детских домах - 0,08%, в домах инвалидов - 0,01%.

Амурской (49,7%), Архангельской (11,6%), Волгоградской (34,5%), Курской (22,7%), Магаданской (27,3%), Московской (13,2%), Вологодской (6,6%), Курганской (4,4%), Нижегородской (15,5%), Новгородской (34,1%), Ростовской (2,6%) областях, Карачаево-Черкесской Республике (499,7%), республиках Адыгея (13,8%), Татарстан (8,1%), Бурятия (36,4%), Хакасия (5,0%), Саха (Якутия) (92,8%), Ингушетия (5,8%), Камчатском крае (55,9%), Чукотском автономном округе (15,4%), городах Москве (11,6%) и Санкт-Петербурге (3,9%). На долю городских жителей пришлось 94% (241294 случая) заболеваний.

В 2014 году отмечен рост заболеваемости педикулезом и среди детского населения на 2,7%. Всего заболело 56115 детей до 17 лет (показатель 203,6 на 100 тысяч населения).

Наиболее высокие уровни заболеваемости педикулезом имеют место в городах Москва (1616,1 на 100 тысяч населения) и Санкт-Петербург (248,2 на 100 тысяч населения), что связано прежде всего с наличием большого числа мигрантов, лиц без определенного места жительства среди которых отмечается высокий уровень пораженности педикулезом, в том числе платяным.

Ежегодно в Российской Федерации подвергаются осмотру свыше 500 тысяч лиц без определенного места жительства, при этом выявляется более 7 тысяч человек зараженных головными вшами и более 170 тысяч платяными.

Вместе с тем, в 2014 году не проводились осмотры на педикулез лиц без определенного места жительства в 28 субъектах Российской Федерации: в Забайкальском, Камчатском краях, Ханты-Мансийском, Ненецком, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, республиках Алтай, Дагестан, Калмыкия, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Удмуртской, Еврейской автономной области, Брянской, Белгородской, Воронежской, Костромской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ульяновской областях.

В связи с высоким уровнем пораженности платяным педикулезом лиц без определенного места жительства в Российской Федерации сохраняются реальные предпосылки для ухудшения эпидемиологической обстановки по заболеваемости эпидемическим сыпным тифом, случаи которого не регистрировались с 1998 года.

Несмотря на отсутствие регистрации случаев заболевания эпидемическим сыпным тифом, регистрировались случаи болезни Брилля (рецидивной формы эпидемического сыпного тифа) в Тульской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Нижегородской, Воронежской областях, Хабаровском крае и городе Москве.

По данным Росстата в регионах функционирует 5841 санитарный пропускник, в том числе 85% (4993) - в лечебно-профилактических организациях и 13% (697) - в других организациях.

Несмотря на повсеместную проблему педикулеза среди лиц без определенного места жительства, вопрос о финансировании обработки вышеуказанного контингента за счет средств бюджетов бюджетной системы решен только в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе городах Москве и Санкт-Петербурге.

В субъектах Российской Федерации медленно решаются вопросы обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций, оснащенность которыми составляет 82%. Только в 4 субъектах Российской Федерации: Еврейской автономной области, Республике Алтай, Липецкой и Сахалинской областях все медицинские организации оснащены дезкамерными блоками.

В 31 субъекте Российской Федерации показатель обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций ниже среднероссийского: Забайкальском (62%), Камчатском (72%), Приморском (77%), Ставропольском (70%), Хабаровском краях (69%), Ненецком (30%), Ямало-Ненецком (55%), Ханты-Мансийском (76%), Чукотском автономных округах (67%), Карачаево-Черкесской (48%), Чеченской республиках (40%), республиках Адыгея (77%), Дагестан (72%), Ингушетия (50%), Калмыкия (70%), Коми (77%), Тыва (52%), Саха (Якутия) (77%), Владимирской (77%), Волгоградской (72%), Воронежской (77%), Иркутской (74%), Костромской (79%), Курской (73%), Мурманской (70%), Пензенской (76%), Псковской (77%), Ростовской (72%), Свердловской областях (77%), городах Москве (69%) и Санкт-Петербурге (76%).

В 4 субъектах Российской Федерации: республиках Дагестан, Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Чукотском автономном округе более 30% дезкамерных блоков медицинских организаций непригодны к работе.

В медицинских организациях выявлены нарушения: при обращении в медицинские организации не все пациенты осматриваются на педикулез, осуществляется допуск детей после перенесенного педикулеза в детские организации без контрольного осмотра, несвоевременно передаются экстренные извещения, не организован полный учет длительно лихорадящих больных и их обследование на сыпной тиф, отмечаются нарушения режима работы дезинфекционных камер при проведении обработок в очагах педикулеза.

Таким образом, на территории Российской Федерации сохраняются реальные предпосылки ухудшения эпидемической обстановки по сыпному тифу, что обусловлено высоким уровнем пораженности населения педикулезом, в том числе платяным, и недостаточной эффективностью проводимых профилактических мероприятий.

1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовать:

1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос об усилении мер по профилактике сыпного тифа и эффективности проводимых мероприятий по предупреждению педикулеза.

1.2. Предусмотреть выделение финансовых средств на реализацию комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике сыпного тифа и педикулеза, в том числе на оборудование дезинфекционными камерами санитарных пропускников, предназначенных для санитарной обработки лиц без определенного места жительства.

1.3. Рассмотреть вопрос об организации санитарной обработки лиц, занимающихся бродяжничеством, с проведением камерной дезинфекции вещей.

2. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

2.1. Обеспечить медицинские организации иммунобиологическими препаратами для диагностики сыпного тифа в целях проведения обязательного лабораторного обследования на сыпной тиф больных, с повышенной температурой пять и более дней, лиц, обратившихся за медицинской помощью, пораженных платяным и смешанным педикулезом.

2.2. Организовать своевременное и эффективное проведение плановых осмотров на педикулез населения в учреждениях социального обеспечения, детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, в оздоровительных организациях, а также перед заездом детей в оздоровительные организации и при формировании организованных групп детей для оздоровления за пределами субъекта.

2.3. Обеспечить качественное проведение осмотра на педикулез в медицинских организациях, акцентируя внимание на проведение осмотров в амбулаторно-поликлинической сети.

2.4. Обеспечить санитарные пропускники средствами для дезинсекции помещений и противопедикулезными средствами, проведение санитарной обработки лиц, пораженных педикулезом с камерной обработкой нательного белья.

2.5. Обеспечить своевременную передачу заявок специализированным организациям на проведение мероприятий по заключительной дезинфекции в очагах платяного педикулеза, группового (5 и более случаев) головного педикулеза в организованных коллективах, сыпного тифа, болезни Брилля. В домашних очагах (благоустроенных квартирах, домах) головного педикулеза возможно проведение дезинсекционных мероприятий силами самих граждан с использованием разрешенных в быту педикулицидных средств, с обязательным инструктажем и последующим контролем со стороны медицинской организации.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту:

3.1. Обеспечить контроль:

3.1.2. За организацией и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий по сыпному тифу и педикулезу в лечебно-профилактических, детских общеобразовательных организациях, а также перед отправкой детей в детские оздоровительные организации.

3.1.3. За своевременностью и эффективностью плановых осмотров на педикулез в организованных коллективах.

3.1.4. За оснащенностью дезинфекционным оборудованием, обеспеченностью средствами для дезинсекции и педикулицидами лечебно-профилактических организаций, приемников-распределителей, учреждений социального обеспечения.

3.1.5. За дезинфекционными мероприятиями в очагах педикулеза.

3.2. Обеспечить своевременное проведение эпидемиологического расследования каждого случая выявления платяного или группового головного педикулеза (5 и более случаев) в организованных коллективах.

3.3. Представлять в Роспотребнадзор карты эпидемиологического расследования на каждый случай сыпного тифа и болезни Брилля.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

4.1. Провести анализ эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в субъектах Российской Федерации по предупреждению эпидемического сыпного тифа и педикулеза.

4.3. Организовать подготовку медицинских работников лечебно-профилактических организаций по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения, профилактики сыпного тифа, болезни Брилля.

4.4. Принять меры по активизации разъяснительной работы с населением о профилактике педикулеза с использованием средств массовой информации.

5. Директору ФБУН "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Роспотребнадзора (Н.В.Шестопалову) осуществлять консультативную, методическую помощь по вопросам борьбы с педикулезом.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В.Брагину.

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по педикулезу и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установила, что педикулез остается одним из самых распространенных из паразитарных заболеваний.

На протяжении последних десяти лет на территории Российской Федерации отмечаются высокие уровни пораженности населения педикулезом, которые не имеют тенденции к снижению.

Ежегодно в Российской Федерации регистрируются до 300 тысяч случаев педикулеза, из которых более 75% выявляется в санитарных пропускниках, 15% - при госпитализации больных в медицинские организации, 7% - в общеобразовательных организациях, 1% - в дошкольных организациях, 2% - в детских домах, домах инвалидов.

В Российской Федерации пораженность головным педикулезом среди учащихся общеобразовательных организаций в среднем по стране составила 0,1%, среди воспитанников дошкольных организаций - 0,03%, среди отдыхающих в оздоровительных учреждениях - 0,1%, среди проживающих в детских домах- 0,08%, в домах инвалидов - 0,01%.

Амурской (49,7%), Архангельской (11,6%), Волгоградской (34,5%), Курской (22,7%), Магаданской (27,3%), Московской (13,2%), Вологодской (6,6%), Курганской (4,4%), Нижегородской (15,5%), Новгородской (34,1%), Ростовской (2,6%) областях, Карачаево-Черкесской Республике (499,7%), республиках Адыгея (13,8%), Татарстан (8,1%), Бурятия (36,4%), Хакасия (5,0%), Саха (Якутия) (92,8%), Ингушетия (5,8%), Камчатском крае (55,9%), Чукотском автономном округе (15,4%), городах Москве (11,6%) и Санкт-Петербурге (3,9%). На долю городских жителей пришлось 94% (241294 случая) заболеваний.

В 2014 году отмечен рост заболеваемости педикулезом и среди детского населения на 2,7%. Всего заболело 56115 детей до 17 лет (показатель 203,6 на 100 тысяч населения).

Наиболее высокие уровни заболеваемости педикулезом имеют место в городах Москва (1616,1 на 100 тысяч населения) и Санкт- Петербург (248,2 на 100 тысяч населения), что связано прежде всего с наличием большого числа мигрантов, лиц без определенного места жительства среди которых отмечается высокий уровень пораженности педикулезом, в том числе платяным.

Ежегодно в Российской Федерации подвергаются осмотру свыше 500 тысяч лиц без определенного места жительства, при этом выявляется более 7 тысяч человек зараженных головными вшами и более 170 тысяч платяными.

Вместе с тем, в 2014 году не проводились осмотры на педикулез лиц без определенного места жительства в 28 субъектах Российской Федерации: в Забайкальском, Камчатском краях, Ханты-Мансийском, Ненецком, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, республиках Алтай, Дагестан, Калмыкия, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Удмуртской, Еврейской автономной области, Брянской, Белгородской, Воронежской, Костромской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ульяновской областях.

В связи с высоким уровнем пораженности платяным педикулезом лиц без определенного места жительства в Российской Федерации сохраняются реальные предпосылки для ухудшения эпидемиологической обстановки по заболеваемости эпидемическим сыпным тифом, случаи которого не регистрировались с 1998 года.

Несмотря на отсутствие регистрации случаев заболевания эпидемическим сыпным тифом, регистрировались случаи болезни Брилля (рецидивной формы эпидемического сыпного тифа) в Тульской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Нижегородской, Воронежской областях, Хабаровском крае и городе Москве.

По данным Росстата в регионах функционирует 5841 санитарный пропускник, в том числе 85% (4993) - в лечебно-профилактических организациях и 13% (697) - в других организациях.

Несмотря на повсеместную проблему педикулеза среди лиц без определенного места жительства, вопрос о финансировании обработки вышеуказанного контингента за счет средств бюджетов бюджетной системы решен только в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе городах Москве и Санкт-Петербурге.

В субъектах Российской Федерации медленно решаются вопросы обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций, оснащенность которыми составляет 82%. Только в 4 субъектах Российской Федерации: Еврейской автономной области, Республике Алтай, Липецкой и Сахалинской областях все медицинские организации оснащены дезкамерными блоками.

В 31 субъекте Российской Федерации показатель обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций ниже среднероссийского: Забайкальском (62%), Камчатском (72%), Приморском (77%), Ставропольском (70%), Хабаровском краях (69%), Ненецком (30%), Ямало-Ненецком (55%), Ханты-Мансийском (76%), Чукотском автономных округах (67%), Карачаево-Черкесской (48%), Чеченской республиках (40%), республиках Адыгея (77%), Дагестан (72%), Ингушетия (50%), Калмыкия (70%), Коми (77%), Тыва (52%), Саха (Якутия) (77%), Владимирской (77%), Волгоградской (72%), Воронежской (77%), Иркутской (74%), Костромской (79%), Курской (73%), Мурманской (70%), Пензенской (76%), Псковской (77%), Ростовской (72%), Свердловской областях (77%), городах Москве (69%) и Санкт-Петербурге (76%).

В 4 субъектах Российской Федерации: республиках Дагестан, Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Чукотском автономном округе более 30% дезкамерных блоков медицинских организаций непригодны к работе.

В медицинских организациях выявлены нарушения: при обращении в медицинские организации не все пациенты осматриваются на педикулез, осуществляется допуск детей после перенесенного педикулеза в детские организации без контрольного осмотра, несвоевременно передаются экстренные извещения, не организован полный учет длительно лихорадящих больных и их обследование на сыпной тиф, отмечаются нарушения режима работы дезинфекционных камер при проведении обработок в очагах педикулеза.

Таким образом, на территории Российской Федерации сохраняются реальные предпосылки ухудшения эпидемической обстановки по сыпному тифу, что обусловлено высоким уровнем пораженности населения педикулезом, в том числе платяным, и недостаточной эффективностью проводимых профилактических мероприятий.

1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовать:

1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос об усилении мер по профилактике сыпного тифа и эффективности проводимых мероприятий по предупреждению педикулеза.

1.2. Предусмотреть выделение финансовых средств на реализацию комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике сыпного тифа и педикулеза, в том числе на оборудование дезинфекционными камерами санитарных пропускников, предназначенных для санитарной обработки лиц без определенного места жительства.

1.3. Рассмотреть вопрос об организации санитарной обработки лиц, занимающихся бродяжничеством, с проведением камерной дезинфекции вещей.

2. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

2.1. Обеспечить медицинские организации иммунобиологическими препаратами для диагностики сыпного тифа в целях проведения обязательного лабораторного обследования на сыпной тиф больных, с повышенной температурой пять и более дней, лиц, обратившихся за медицинской помощью, пораженных платяным и смешанным педикулезом.

2.2. Организовать своевременное и эффективное проведение плановых осмотров на педикулез населения в учреждениях социального обеспечения, детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, в оздоровительных организациях, а также перед заездом детей в оздоровительные организации и при формировании организованных групп детей для оздоровления за пределами субъекта.

2.3. Обеспечить качественное проведение осмотра на педикулез в медицинских организациях, акцентируя внимание на проведение осмотров в амбулаторно-поликлинической сети.

2.4. Обеспечить санитарные пропускники средствами для дезинсекции помещений и противопедикулезными средствами, проведение санитарной обработки лиц, пораженных педикулезом с камерной обработкой нательного белья.

2.5. Обеспечить своевременную передачу заявок специализированным организациям на проведение мероприятий по заключительной дезинфекции в очагах платяного педикулеза, группового (5 и более случаев) головного педикулеза в организованных коллективах, сыпного тифа, болезни Брилля. В домашних очагах (благоустроенных квартирах, домах) головного педикулеза возможно проведение дезинсекционных мероприятий силами самих граждан с использованием разрешенных в быту педикулицидных средств, с обязательным инструктажем и последующим контролем со стороны медицинской организации.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту:

3.1. Обеспечить контроль:

3.1.1. За реализацией мероприятий по предупреждению педикулеза в соответствии с требованиями санитарных правил 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации".

3.1.2. За организацией и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий по сыпному тифу и педикулезу в лечебно-профилактических, детских общеобразовательных организациях, а также перед отправкой детей в детские оздоровительные организации.

3.1.3. За своевременностью и эффективностью плановых осмотров на педикулез в организованных коллективах.

3.1.4. За оснащенностью дезинфекционным оборудованием, обеспеченностью средствами для дезинсекции и педикулицидами лечебно-профилактических организаций, приемников-распределителей, учреждений социального обеспечения.

3.1.5. За дезинфекционными мероприятиями в очагах педикулеза.

3.2. Обеспечить своевременное проведение эпидемиологического расследования каждого случая выявления платяного или группового головного педикулеза (5 и более случаев) в организованных коллективах.

3.3. Представлять в Роспотребнадзор карты эпидемиологического расследования на каждый случай сыпного тифа и болезни Брилля.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

4.1. Провести анализ эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в субъектах Российской Федерации по предупреждению эпидемического сыпного тифа и педикулеза.

4.3. Организовать подготовку медицинских работников лечебно-профилактических организаций по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения, профилактики сыпного тифа, болезни Брилля.

4.4. Принять меры по активизации разъяснительной работы с населением о профилактике педикулеза с использованием средств массовой информации.

5. Директору ФБУН "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Роспотребнадзора (Н.В. Шестопалову) осуществлять консультативную, методическую помощь по вопросам борьбы с педикулезом.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.

Регистрационный N 39589

Проанализирована эпидемиологическая ситуация по педикулезу.

Он остается одним из самых распространенных паразитарных заболеваний. Ежегодно в России регистрируются до 300 тыс. случаев педикулеза. Из них более 75% выявляется в санитарных пропускниках, 15% - при госпитализации больных в медучреждения, 7% - в школах, 1% - в детсадах, 2% - в детских домах, домах инвалидов.

Сохраняются реальные предпосылки ухудшения эпидемической обстановки по сыпному тифу. Это обусловлено высоким уровнем пораженности населения педикулезом, в том числе платяным, и недостаточной эффективностью проводимых профилактических мероприятий.

Даны соответствующие рекомендации и поручения.

В частности, руководители управлений Роспотребнадзора должны обеспечить контроль за своевременностью и эффективностью плановых осмотров на педикулез в организованных коллективах. В Службу необходимо направлять карты эпидемиологического расследования на каждый случай сыпного тифа и болезни Брилля.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2015 г. N 60 "Об усилении мероприятий, направленных на профилактику эпидемического сыпного тифа и педикулеза в Российской Федерации"

Регистрационный N 39589

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала эпидемиологическую ситуацию и мероприятия, направленные на профилактику сыпного тифа и педикулеза в Российской Федерации в 2017 году и сообщает следующее.

Последние случаи заболевания эпидемическим сыпным тифом в Российской Федерации регистрировались в 1998 году, болезни Брилля - в 2013 году.

В настоящее время актуальной проблемой как для Российской Федерации, так и других стран независимо от уровня экономического развития, остается педикулез.

Динамика заболеваемости педикулезом в Российской Федерации за последнее десятилетие не имеет тенденции к снижению.

Вместе с тем, по сравнению с предыдущим годом отмечается снижение заболеваемости педикулезом на 7% среди детского населения.

У детей до 1 года выявлено 63 случая педикулеза (3,31 на 100 тысяч населения) в 34 субъектах страны, от 1 до 2 лет - 779 случаев (20,22 на 100 тысяч населения) в 79 субъектах Российской Федерации.

Максимальная заболеваемость педикулезом среди детей приходится на возраст от 3 до 6 лет (8600 случаев, показатель 118,64 на 100 тысяч населения).

В 7 субъектах Российской Федерации показатели заболеваемости педикулезом (на 100 тысяч населения) существенно превышают среднероссийский показатель: в Камчатском крае (157,52), Ненецком автономном округе (243,8), Архангельской (154,7), Сахалинской (163,14), Томской областях (160,32), городах Москве (950,77) и Санкт-Петербурге (193,41).

Следует отметить, что по данным формы N 27 "Сведения о дезинфекционной деятельности за 2017 год" число осмотров на педикулез в 2017 году снизилось на 14,3% по сравнению с 2016 годом и составило 310815865. Как и в предыдущие годы, подавляющее большинство осмотров осуществляется медицинскими организациями.

В структуре осмотров на педикулез 65,7% осмотров осуществляется при госпитализации больных в медицинские организации, 28,2% - в образовательных организациях, 2,6% - в оздоровительных организациях, 1,2% - в детских домах и домах интернатах и 0,2% осмотров приходится на санитарные пропускники, осуществляющие обработку лиц без определенного места жительства, 1,7% - в других организациях.

Пораженность головным педикулезом среди детей, посещающих общеобразовательные организации, в среднем по стране составила 0,03% (в 2016 году - 0,04%). Показатель выше среднероссийского отмечается в Хабаровском крае (0,07%), Ненецком автономном округе (0,21%), республиках Калмыкия (0,08%), Крым (0,07%), Ингушетия (0,14%), Коми (0,08%), Архангельской (0,15%), Амурской (0,08%), Вологодской (0,06%), Волгоградской (0,2%), Иркутской (0,14%), Калининградской (0,08%), Калужской (0,29%), Новгородской (0,04%), Орловской (0,05%), Ростовской (0,04%), Томской (0,14%), Ярославской (0,11%), областях, г.Санкт-Петербурге (0,08%).

Пораженность головным педикулезом среди отдыхающих в оздоровительных организациях составила 0,02% (в 2016 году - 0,03%), среди проживающих в домах интернатах для престарелых и инвалидов и детских домах - по 0,02%" (в 2016 году - 0,02%).

Пораженность головным педикулезом выше среднероссийского показателя по стране среди отдыхающих в оздоровительных организациях отмечается в Республике Крым (0,35%), Астраханской (0,04%), Иркутской (0,04%), Томской (0,09%) областях, Еврейской автономной области (0,06%) в городе Санкт-Петербурге (0,05%).

Среди проживающих в домах интернатах для престарелых и инвалидов показатель выше среднероссийского - в Амурской (0,08%), Брянской (0,03%), Иркутской (0,07%), Новосибирской (4,08%) областях.

Самый высокий уровень пораженности (16,6%) педикулезом, в том числе платяным и смешанным, отмечается среди лиц без определенного места жительства (далее - бомж).

По данным формы N 27 "Сведения о дезинфекционной деятельности за 2017 год" ежегодно в Российской Федерации подвергаются осмотру свыше 600 тысяч лиц бомж, при этом выявляется около 200 тысяч пораженных различными видами педикулеза (головным, платяным, смешанным).

В 2017 году пораженность лиц бомж смешанным педикулезом составила 20,5% (в 2016 году - 25,4%), головным педикулезом - 0,37% (в 2016 году - 0,22%) и платяным педикулезом - 0,12% (в 2016 году - 0,12%).

Не проводились осмотры на педикулез лиц без определенного места жительства в 16 субъектах Российской Федерации: в Хабаровском крае, Ненецком, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, республиках Дагестан, Ингушетия, Крым, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской республиках, Белгородской, Воронежской, Иркутской, Тверской областях.

В субъектах Российской Федерации функционирует 6400 (в 2016 году - 6376) санитарных пропускников, в том числе 5436 (в 2016 году - 5405) в медицинских организациях и 908 (в 2016 году - 891) в других организациях.

В организациях подведомственных Роспотребнадзору действует 56 (в 2016 году - 80) санитарных пропускников в 28 субъектах Российской Федерации (республиках Дагестан, Коми, Крым, Саха, Кабардино-Балкарской, Чувашской республиках, Амурской, Архангельской, Брянской, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Ленинградской, Магаданской, Московской, Мурманской, Рязанской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Челябинской, Ульяновской областях).

В субъектах Российской Федерации недостаточно активно решаются вопросы обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций, оснащенность которыми составляет 84,7% (в 2016 году - 83,9%). Только в 8 субъектах страны Республике Алтай, Калужской, Тульской, Новгородской, Омской, Сахалинской областях, г.Севастополе обеспеченность дезкамерными блоками составляет 100%.

В 36 субъектах Российской Федерации показатель обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций ниже среднероссийского: в Алтайском (69,38%), Красноярском (75,5%), Камчатском (74,36%), Хабаровском (74,24%) краях, Ненецком (12,5%), Ямало-Ненецком (64,86%) Чукотском (50%) автономных округах, республиках Адыгея (77,7%), Бурятия (79,17%), Ингушетия (50%), Калмыкия (63,6%), Коми (71,08%), Тыва (56%), Хакасия (77,5%), Карачаево-Черкесской (31,8%), Чеченской (50%), Удмуртской (77,27%) республиках, Белгородской (60,5%), Брянской (83,3%), Ивановской (80,6%), Иркутской (73,58%), Кировской (81,1%), Костромской (78,6%), Курской (73,7%), Московской (81,1%), Нижегородской (82%), Орловской (82,0%), Пензенской (68,8%), Псковской (75%), Ростовской (76,8%), Смоленской (78,43%), Томской (71,6%), Ульяновской (83,3%), Ярославской (45,77%) областях, Еврейской автономной области (80%), городе Санкт-Петербург (76,9%).

Анализ представленных материалов показал, что в 2017 году в большинстве субъектов Российской Федерации проведена определенная работа в целях улучшения ситуации по педикулезу.

В большинстве субъектов Российской Федерации в рамках выполнения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2015 N 60 "Об усилении мероприятий, направленных на профилактику сыпного тифа и педикулеза в Российской Федерации" проведены заседания санитарно-противоэпидемических комиссий об усилении мероприятий по профилактике сыпного тифа и педикулеза.

В период подготовки летней оздоровительной компании специалисты управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации приняли участие в семинарах с руководителями летних оздоровительных организаций по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных болезней, в том числе педикулеза.

Так, в Амурской области в целях усиления надзора по вопросу профилактики заболеваемости педикулезом детей в оздоровительных учреждениях организованы дополнительные медицинские осмотры детей на сборных пунктах перед отправкой их в оздоровительные учреждения за пределы Амурской области.

В Ростовской области для предотвращения заносов педикулеза в общеобразовательные учреждения после каникул на территориях области организованы одномоментные осмотры всех учащихся в первые дни занятий. В 2017 году в пяти школах выявлено от 3 до 7 человек, пораженных педикулезом, что позволило своевременно провести санацию и не допустить массового распространения педикулеза среди учащихся. С целью раннего выявления больных сыпным тифом на базе лабораторий медицинских организаций и филиалов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" проводятся обследования длительно температурящих больных и лиц, пораженных платяным и смешанным педикулезом при обращении за медицинской помощью. Лаборатории, выполняющие исследования на сыпной тиф, обеспечены необходимым количеством эритроцитарного сыпнотифозного диагностикума.

Во исполнение требований СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий в субъектах Российской Федерации за выявленные нарушения должностные лица привлекались к административной ответственности в виде штрафов. Так, в Томской области составлены протоколы об административных правонарушениях на сумму 106,5 тысяч рублей, в Архангельской области - на 60 тысяч рублей, в Забайкальском крае - 87,3 тысяч рублей, в городе Санкт-Петербурге - 1102,0 тысяч рублей.

В субъектах Российской Федерации вопросы профилактики педикулеза регулярно освещаются в средствах массовой информации (СМИ), вопросы профилактики педикулеза включены в программу гигиенического воспитания декретированных контингентов. В Забайкальском крае на базе ГОУ СПО "Читинский медицинский колледж" организовано проведение специальной профессиональной 3-х месячной подготовки медицинских дезинфекторов, не имеющих медицинского образования. В Липецкой области информация по профилактике педикулеза размещалась в областных и местных СМИ, в сети ИНТЕРНЕТ, состоялись выступления на радио, телевидении, прокат видеороликов, оформлены санбюллетени, распространены информационные полиграфические материалы (памятки, брошюры, буклеты), подготовлены пресс-релизы.

1. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

1.1. Принять дополнительные меры по своевременному и эффективному проведению плановых осмотров на педикулез населения в учреждениях социального обеспечения, детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, в оздоровительных организациях, а также перед заездом детей в оздоровительные организации и при формировании организованных групп детей для оздоровления за пределами субъекта.

1.2. Обеспечить своевременную передачу заявок специализированным организациям на проведение мероприятий по заключительной дезинфекции в очагах платяного педикулеза и группового головного педикулеза (2 и более случаев), сыпного тифа, болезни Брилля.

1.3. Принять меры к обеспечению дезкамерными блоками медицинских организаций.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации усилить контроль за:

2.3. Своевременностью и эффективностью плановых осмотров на педикулез в организованных коллективах.

2.4. За дезинфекционными мероприятиями в очагах педикулеза.

2.5. За своевременным проведением эпидемиологического расследования каждого случая выявления платяного или группового головного педикулеза.

2.6. Своевременным (не позднее одного месяца с момента регистрации случая) предоставлением карт эпидемиологического расследования случаев сыпного тифа и болезни Брилля в Роспотребнадзор.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

3.1. Провести анализ эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в субъектах Российской Федерации по предупреждению эпидемического сыпного тифа и педикулеза.

3.2. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос о состоянии заболеваемости населения педикулезом и эффективности проводимых профилактических мероприятий.

3.3. Обеспечить подготовку медицинских работников медицинских организаций по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения, профилактики сыпного тифа, болезни Брилля.

3.4. Принять меры по усилению работы, направленной на гигиеническое воспитание населения по профилактике педикулеза с использованием каналов СМИ.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Ненецкому, Ямало-Ненецкому, Чукотскому автономным округам, республикам Дагестан, Ингушетия, Крым, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской республикам, Белгородской, Воронежской, Иркутской, Тверской областям обеспечить контроль за проведением осмотров на педикулез лиц без определенного места жительства.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Алтайскому, Красноярскому, Камчатскому, Хабаровскому краям, Ненецкому, Ямало-Ненецкому, Чукотскому автономным округам, республикам Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Удмуртской республикам, Белгородской, Брянской, Ивановской, Иркутской, Кировской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Смоленской, Томской, Ульяновской, Ярославской областям, Еврейской автономной области, городу Санкт-Петербург совместно с руководителями органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать принять меры по обеспеченности дезкамерными блоками медицинских организаций.

Информацию о проделанной работе представить в Роспотребнадзор в срок до 25.01.2019.

Читайте также: