Педикулез психосоматика луиза хей

Обновлено: 28.03.2024

Головокружение — один из наиболее часто встречающихся симптомов в неврологической и общесоматической практике. Жалобы на головокружение занимают третье место после жалоб на головную боль и боли в спине. Необходимо прежде всего помнить, что головокру

Головокружение — один из наиболее часто встречающихся симптомов в неврологической и общесоматической практике. Жалобы на головокружение занимают третье место после жалоб на головную боль и боли в спине. Необходимо прежде всего помнить, что головокружение всего лишь симптом, а не самостоятельное заболевание. Оно может быть проявлением различных страданий — сердечно-сосудистых, эндокринных, психических, заболеваний позвоночника, головного мозга и т. д., всего около 80 различных нозологических форм. Определение причин возникновения головокружения и его лечение требуют мультидисциплинарного подхода, а порой и применения сложной аппаратуры. В связи с этими объективными трудностями правильный диагноз и адекватное лечение получают не более 20% пациентов [1].

Рис. 1. Наиболее частые причины головокружения

Причиной психогенного головокружения может служить любое психическое заболевание, но наиболее часто — тревожные расстройства.

Диагностика психогенного головокружения

Под психогенным головокружением понимают неопределенные ощущения, описываемые как головокружения, которые наиболее часто возникают при невротических, связанных со стрессом, расстройствах.

Диагностика психогенного головокружения включает два последовательных и обязательных этапа.

Первый этап — негативная диагностика, направленная на исключение всех других возможных причин головокружения:

  • поражение вестибулярной системы на любом уровне;
  • соматических и неврологических заболеваний, сопровождающихся липотимией;
  • неврологических заболеваний, сопровождающихся нарушением ходьбы и равновесия.

Для этого необходимо тщательное обследование больного, в ряде случаев с привлечением специалистов отоневрологов, кардиологов, гематологов и др., а также проведением тщательного параклинического исследования.

Психогенное головокружение всегда носит несистемный характер. Пациент описывает любые ощущения, кроме вращения: туман в голове, неустойчивость, страх упасть и другие.

Второй этап — позитивная диагностика невротических расстройств, связанных со стрессом.

Среди эмоциональных нарушений наиболее частой причиной головокружения являются тревожные или тревожно-депрессивные расстройства. Именно частота тревоги, которая является самым распространенным эмоциональным нарушением и наблюдается в популяции в 30%, определяет высокую представленность психогенного головокружения.

Рис. 2. Клинические проявления тревожных расстройств

Рис. 3. Клинические проявления тревожных расстройств

Чисто тревожные нарушения в клинической практике встречаются относительно редко. В большинстве случаев — у 70% пациентов тревожные расстройства сочетаются с депрессивными. Психические симптомы тревоги и депрессии во многом сходны и перекрывают друг друга. Коморбидность двух наиболее распространенных психических нарушений определяется общими биохимическими корнями — в патогенезе обеих состояний обсуждается роль серотонина. Высокая эффективность как трициклических антидепрессантов (ТЦА), так и некоторых селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) как при тревоге, так и депрессии является подтверждением наличия у серотонина как анксиолитического, так и антидепрессантного действия. Наконец, при длительном существовании тревожных нарушений у пациента неизбежно развивается ощущение полного духовного паралича, развивается депрессия. Появление депрессии сопровождается такими симптомами, как хроническое болевое расстройство, снижение массы тела, нарушение сна, и другими, что может усиливать симптомы тревоги. Таким образом, развивается порочный круг: длительное существование тревоги обуславливает развитие депрессии, депрессия усиливает симптомы тревоги. Высокая частота коморбидности тревоги и депрессии учитывается в последних классификациях — выделена особая подгруппа в рамках тревожных состояний — смешанное тревожно-депрессивное расстройство.

Согласно МКБ-10 выделяют четыре типа тревожных расстройств: тревожные расстройства (генерализованное тревожное расстройство, смешанное тревожно-депрессивное расстройство, паническое расстройство); фобические тревожные состояния (простые фобии, социальная фобия, агорафобия); обсессивно-компульсивное расстройство; реакции на стрессовый раздражитель (простое реактивное расстройство, постстрессорное реактивное тревожное расстройство).

Пациент с генерализованной тревогой, обращаясь к врачу-неврологу, редко сообщает о психических симптомах, а, как правило, предъявляет массу соматических (вегетативных) жалоб, где головокружение может быть ведущим симптомом, или активно предъявляет единственную жалобу на головокружение. Это происходит потому, что больного более всего настораживает ощущение головокружения, возникают мысли об инсульте или другом тяжелом заболевании головного мозга, психические расстройства — страх, нарушение концентрации внимания, раздражительность, настороженность и т. д. расцениваются как реакция на тяжелый, в настоящее время не выявленный недуг. В других случаях психические расстройства выражены слабо, а в клинической картине действительно преобладает головокружение. Особенно часто последний вариант встречается в тех случаях, когда тревожные расстройства возникают у пациентов с вестибулопатией врожденного характера. Такие люди имеют несовершенный вестибулярный аппарат с самого детства. Это проявляется в их плохой переносимости транспорта (укачивании), плохой переносимости высоты, качелей и каруселей. У взрослого эти симптомы менее актуальны, с годами происходит тренировка веcтибулярного аппарата и компенсация вестибулярных нарушений, однако при возникновении тревоги могут возникать различные ощущения — неустойчивость, туман в голове и др., которые трактуются ими как головокружения.

Одной из важнейших особенностей психогенного головокружения является сочетание с расстройствами в других системах, так как соматические проявления тревоги всегда полисистемны (рис. 4). Умение врача увидеть помимо жалоб на головокружение закономерно сопровождающие его расстройства в других системах, позволяет понять его клиническую сущность и определить психосоматический (вегетативный) характер [7]. Так, например, головокружение при генерализованном тревожном расстройстве нередко связано с усилением дыхания (гипервентиляционный синдром), при котором, вследствие избыточного насыщения крови кислородом и гипокапнии, может развиваться предобморочное состояние, парестезии, мышечные спазмы или крампии, кардиалгии, связанные с повышением тонуса грудных мышц в результате повышения нервно-мышечной возбудимости, тахикардия и т. д. Для выявления полисистемности необходимо активно расспросить пациента о наличии других жалоб и расстройств помимо головокружения.

Особым видом фобии является фобическое постуральное головокружение. Оно описывается больными как неустойчивость в форме приступов (секунды или минуты) или ощущения иллюзорного нарушения устойчивости тела длительностью в доли секунды и может возникать спонтанно, но чаще связано с особыми перцептивными стимулами (преодоление мостика, лестницы, пустого пространства) [2].

Наиболее демонстративным является психогенное головокружение у пациентов, страдающих агорафобией. В домашней обстановке в окружении родственников или медицинском учреждении пациент может не испытывать головокружения или оно выражено слабо (обслуживает себя, выполняет без труда домашнюю работу). Неврологическое обследование не выявляет у такого пациента никаких нарушений ходьбы и равновесия при проведении специальных проб. При удалении от дома, особенно в транспорте, в метро, возникает головокружение, нарушение походки, неустойчивость, удушье, боли в сердце, тахикардия, тошнота и др.

Во всех перечисленных случаях головокружение является симптомом, проявлением того или иного вида тревожного расстройства.

Таким образом, можно выделить следующие клинические особенности психогенного головокружения:

Психогенное головокружение, возникающее вслед за доброкачественным пароксизмальным головокружением

Доброкачественное пароксизмальное головокружение (ДПГ) является наиболее частым видом головокружения. Его причиной является купулолитиаз — образование в полукружных каналах внутреннего уха отложений (детрита), которые раздражают при своем перемещении рецепторы и вызывают сильное вестибулярное головокружение. При перемене положения тела, нередко при вставании с постели или при поворотах головы пациент испытывает ощущение сильного вращения, длящееся от нескольких секунд до минуты и сопровождающееся тошнотой, рвотой и другими вегетативными симптомами. Для диагностики ДПГ используют пробу Холлпайка. Пациент поворачивает голову на 30 градусов в сторону и перемещается из вертикального положения в горизонтальное с слегка запрокинутой головой назад. При этом у него возникает выраженное системное головокружение и нистагм. Заболевание является доброкачественным, однако склонно к рецидивам. Для его лечения используют специальные позиционные приемы Эпли, задачей которых является механическое удалений детрита из заднего полукружного канала внутреннего уха, после чего головокружение прекращается.

Приступ ДПГ всегда тяжело переживается пациентом, может повторяться при поворотах головы, приковывает его к постели, заставляет принимать вынужденное положение. Несомненно, ДПГ является стрессогенным фактором, сопровождается страхом и может провоцировать у эмоционально лабильной личности реактивное тревожное расстройство. В некоторых случаях тревожное расстройство, развивающееся вслед за ДПГ, имеет ятрогенный характер. Зачастую врачи пациентам с ДПГ ставят неверный диагноз острого нарушения мозгового кровообращения в вертебро-базилярной системе, госпитализируют, проводят массивные курсы сосудистой терапии, убеждая тем самым пациента в тяжести его состояния и наличии фатального заболевания. В таких нередких случаях у пациента возникает тревожное расстройство как реакция на тяжелое неврологическое заболевание. Головокружение становится несистемным (неустойчивость, страх падения, туман в голове и др.), приобретает постоянное течение, периодически усиливаясь. В таких случаях особенно важным является как негативная, так и позитивная диагностика психогенного головокружения. Обязательным является проведение пробы Холлпайка. Нужно также помнить, что острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) в вертебро-базилярной системе кроме головокружения обязательно сопровождаются другими признаками поражения ствола головного мозга: глазодвигательными, бульбарными, чувствительными и другими расстройствами.

Лечение психогенного головокружения

При лечении психогенного головокружения используют комплексную терапию, сочетающую как нелекарственные, так и лекарственные методы лечения [7].

Нелекарственные методы лечения включают:

1) вестибулярную гимнастику, направленную на тренировку и снижение возбудимости вестибулярного аппарата;
2) дыхательную гимнастику: переход на брюшной тип дыхания, при котором выдох превосходит в два раза вдох по длительности. Подобные дыхательные упражнения уменьшают гипервентиляционные расстройства, коморбидные психогенному головокружению. Для купирования выраженных гипервентиляционных нарушений, при гипервентиляционном кризе, можно рекомендовать дыхание в бумажный или целлофановый пакет;
3) наиболее результативным методом лечения является психотерапия.

1) Приоритет в лечении психогенного головокружения имеет психотропная терапия.

Выраженную эффективность в отношении психогенного головокружения, развивающегося в рамках генерализованного тревожного расстройства, показал препарат Атаракс (гидроксизин). Атаракс является блокатором Н1-гистаминовых рецепторов. Он обладает выраженным противотревожным, антигистаминовым, противозудным и противорвотным действием. В исследовании, проведенном на нашей кафедре проф. Соловьевой А. Д., было показано, что у пациентов с синдромом вегетативной дистонии, являющимся основным неврологическим проявлением генерализованного тревожного расстройства, жалобы на головокружения и липотимические (предобморочные) состояния уменьшались почти на 80%.

В качестве дополнительной терапии используют препарат Бетагистин, который уменьшает возбудимость вестибулярного аппарата и эффективен при всех видах головокружения, в том числе психогенном.

Эффективность Бетасерка была проверена у пациентов с психогенным головокружением с помощью специальной компьютерной программы, разработанной сотрудниками института медико-биологических проблем проф. Корниловой Л. Н. с соавторами. В совместном с нашей кафедрой исследовании [6] было показано, что препарат объективно улучшает вестибулярную реактивность и состояние окуломоторной системы (рис. 5). Катамнестическое исследование выявило, что эффективность Бетасерка носила временный характер, поэтому его следует длительно использовать при данном виде головокружения как средство дополнительной терапии, особенно в тех случаях, когда головокружение развивается у лиц с врожденной вестибулопатией и выступает в качестве ведущего соматического симптома.

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Е. Г. Филатова, доктор медицинских наук, профессор
ФППОВ ММА им. И. М. Сеченова, Москва

Рис. 4. Полисистемность соматических проявлений тревоги

Рис. 5. Эффективность Бетасерка при лечении психогенного головокружения

Детский педикулез в наше время – явление достаточно распространенное. Даже дети из благополучных семей сталкиваются с этой проблемой достаточно часто. Хотя бытует мнение, что причина педикулеза у детей – это антисанитария и бедность. Это – заблуждение.

Среди причин педикулеза у детей выделяется стресс. То есть речь идет о том, что, если у ребенка появляются вши после каждого пережитого им стресса – переживания по поводу ссоры в садике, школе, конфликт родителей или срыв поездки на море – речь идет как раз о педикулезе как систематическом заболевании.

После пережитого нервного срыва ребенок начинает чесаться, и родители с ужасом обнаруживают у него вши. Особенно, недоумение вызывает тот факт, что малыш все это время не контактировал с одногодками и, соответственно, принести с улицы нежелательных насекомых не мог. Многие родители, прочитавшие эту статью, поддержат вышеизложенную теорию практическим опытом.

Но если рассматривать классические причины появления вшей у ребенка, то их несколько:

1. В школах или, особенно, в садиках подхватить ребенку вшей вообще ничего не стоит. Стоит лишь близко подойти к носителю вшей, и они тут же перебегают на другого ребенка. Чем ближе дети контактируют друг с другом, тем большая вероятность принести ребенку домой вшей. Примечательно, что в средней полосе и старшей школе эпидемию педикулеза остановить легче. Дети постарше уже начинают разграничивать собственное пространство и держат дистанцию со сверстниками.

2. В многодетных семьях следить за чистотой каждого ребенка очень сложно – ведь дети очень активные и постоянно норовят выпачкаться. А первоначальной причиной педикулеза у детей как раз является грязь. Поэтому у многодетных родителей уходит больше сил и внимания, чтобы следить за чистоплотностью детей. Иногда это не получается не потому, что мама или папа безалаберные, а потому, что плохое материальное положение обязывает удалять больше времени работе, а не детям.

3. Все детские стационары сейчас прибывает на государственном обеспечении, соответственно состояние этих стационаров оставляет желать лучшего. И даже если вы попали с ребенком в стационар и взяли свое постельное белье, нет гарантии, что в одной палате с вами не поселят ребенка с вшами. Поэтому, пребывание в стационаре может послужить достаточной причиной чтобы ребенок нахватался вшей.

4. Как уже говорилось более подробно выше, стресс также может служить появление вшей у детей.

Избавление от педикулеза.

Для избавления от вшей в голове или других местах, существует два варианта: прибегнуть к народной медицине или приобрести препарат от этих вредных насекомых.

Среди народных методов распространенными являются:

· Подсолнечное масло с керосином.

Практикуя избавление от вшей с помощью народных средств, не забывайте о технике безопасности и о том, насколько некоторые компоненты могут негативно повлиять на волосы и кожу. Особенно, если речь идет о детях. Поэтому, строго выдерживайте временной интервал компрессов и тщательно смывайте водой.

Если говорить о медицинских препаратах, с помощью которых можно достичь полного избавления от вшей, то сейчас на них нет никаких ограничений, да и выбор тоже есть. Для того, чтобы определиться, какой из препаратов вашему ребенку может подойти, сходите на консультацию к дерматологу.

Психосоматика педикулеза.

Ни для кого не секрет, что болезни могут иметь видимые причины – физиологические, и более глубокие, идущие от наших мыслей – психосоматические. Можно возразить, мол эту теорию нельзя применить по отношению к детям. Особенно, когда речь идет о таком понятии, как психосоматика вшей. Ведь дети чаще всего страдают от этих паразитов.

Но и на этот тезис есть вполне реальный аргумент – дети перенимают привычки, мышление и мировоззрение своих родителей. Маленькие дети очень зависят от своих родителей.

Как раз можно выделить две основные психосоматические причины появления вшей:

· Привычка принимать все близко к сердцу, чрезмерная переживательность.

Как первая, так и вторая причины обычно рассматриваются в контексте с поведением и мышлением человека в принцип, принимающего все близко к сердцу, более серьезной угрозой может быть инфаркт миокарда. А вши скорей как досадное приложение.

Но если у ребенка часто появляются вши, необходимо обратить внимание, какие события этому предшествовали и какие эмоции испытывал при этом ребенок. В дальнейшем это поможет вам избежать хлопот с выведением паразитов, а малыш будет чувствовать себя комфортно в окружении близких и сверстников.

Интересные факты

Вши отдают предпочтение людям, которые часто моют волосы, так как у них кожа на голове чистая и вшам легче сосать кровь

Психологическое и физиологическое состояния человека тесно взаимосвязаны между собой, изучение данной взаимосвязи осуществляется наукой психосоматикой, которая представляет собой отрасль медицинской психологии. Современные врачи считают, что развитие разных болезней происходит в результате действия психологических факторов. Развитие остеохондроза может происходить в результате действия психологических причин.

При лечении пациентов, у которых диагностирован остеохондроз, психосоматические причины следует рассматривать в сочетании с физиологическими факторами для получения положительного результата. реабилитологи Юсуповской больницы уделяют особое состояние психологическому благополучию пациентов, обратившихся в клинику неврологии с признаками остеохондроза.

Остеохондроз: психосоматика заболевания

Остеохондроз: психосоматические причины

Остеохондроз, психосоматика которого в настоящее время активно изучается, является хроническим заболеванием, которое поражает межпозвоночные диски. Вызывать патологический процесс могут чрезмерные физические нагрузки, травмы, малоподвижный образ жизни, нарушения обмена веществ. Если отсутствуют данные источники болезни и традиционные терапевтические мероприятия не дают ожидаемого результата, то ухудшение физического состояния может быть связано с психологическими причинами.

Психологи выделяют следующие факторы, которые способствуют развитию остеохондроза позвоночника:

Ученые в области психосоматики считают, что развитие шейного остеохондроза связано с тем, что неуверенный человек держит голову низко, тем самым разрушая хрящевые ткани. Уверенный и целеустремленный человек высоко поднимает голову, тем самым нагрузка на шею, которая соединяет мыслящую и действующую части, снижается.

Остеохондроз грудного отдела наиболее распространен среди тех, кто испытывает чувство вины в связи с событиями, произошедшими в прошлом. Люди, которые не могут простить себе какую-либо ошибку, подавляют эмоции, чтобы не испытывать страдания.

Психологические причины в нижнем отделе позвоночника заключаются в насилии, в результате которого сформировалась психологическая травма, чувство одиночества. Человек, подвергшийся сексуальному насилию, считает, что он не достоин наслаждения и счастья. Причиной поясничного остеохондроза также может являться излишняя забота о финансах.

В многопрофильной Юсуповской больнице с пациентами работают опытные врачи-неврологи, терапевты, реабилитологи, психологи, которые решают проблемы пациента в комплексе.

Симптомы остеохондроза позвоночника

Боли в позвоночнике, которые не поддаются терапии, свидетельствуют о психосоматической составляющей. Физиологическими признаками остеохондроза являются: боли, головокружения, онемение конечностей, снижение остроты зрения, прострелы.

Признаками психологического аспекта остеохондроза являются:

  • нарушения сна;
  • депрессивное состояние;
  • повышенная тревожность;
  • несоответствие локализации болезненных ощущений и данных диагностики;
  • конфликты с коллегами и членами семьи.

Если в ходе обследования пациента специалисты Юсуповской больницы выявляют признаки психических расстройств, то для больного разрабатывается программа коррекции, основывающаяся на эффективных методиках.

Диагностика и лечение остеохондроза в Юсуповской больнице

Если в ходе обследования у пациента выявляется остеохондроз, психосоматика которого ярко выражена, то специалисты Юсуповской больницы сочетают мероприятия традиционного лечения и психотерапии. Междисциплинарное сотрудничество, реализуемое в многопрофильной Юсуповской больнице, способствует лечению как основного заболевания, так и сопутствующих проблем.

При своевременном лечении остеохондроза прогноз является благоприятным, так как специалисты Юсуповской больницы используют эффективные достижения медицины. Лечение остеохондроза в Юсуповской больнице проводится после комплексного обследования с использованием высокотехнологичного оборудования.

Если Вас беспокоят признаки остеохондроза или психологических расстройств, обратитесь к специалистам Юсуповской больницы, которые выявят имеющиеся нарушения и заболевания. Посетить специалиста возможно в удобное время без очередей и ожидания, для этого необходимо предварительно записаться на прием по телефону: Юсуповской больницы.

Лечебная диета №1 по Певзнеру рекомендуется людям с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки в период выздоровления после резкого обострения, а также при обострении этих заболеваний. Эта же диета назначается при обострении хронического гастрита с сохраненной или повышенной секрецией, а также в период обострения после острого гастрита.

Особенности питания.

Главная особенность лечебного стола №1 – это умеренность химического, механического и термического воздействия на желудочно-кишечный тракт. В рационе ограничивают продукты, которые сильно возбуждают секрецию желудка, раздражают его слизистую оболочку, трудно или долго перевариваются. Основная часть пищи готовится в протертом, жидком или кашеобразном виде, её варят в воде или на пару. Блюда можно запекать, но без корочки. Рыбу и негрубые сорта мяса можно подавать куском. Слишком холодные и очень горячие блюда из рациона исключают. Соль ограничивают. Также ограничивают блюда, содержащие много клетчатки. Пищу рекомендуется принимать маленькими порциями, достаточно часто – пять-шесть раз в день. Соблюдая такую диету, уменьшается воспаление, язвы заживают быстрее и легче, приходит в норму секреторная и двигательная функции желудка.

Химический состав и энергетическая ценность.

Белки – 90-100 г (60% животные), жиры – 100 г (30% растительные), углеводы – 400-420 г, поваренная соль – 10-12 г, свободная жидкость – 1.5 л. Калорийность диеты – 2800-3000 ккал.

Хлебные изделия

Белый пшеничный хлеб из муки высшего и 1-го сорта вчерашней выпечки или подсушенный, сухой бисквит, белые сухари, несдобное печенье. Один-два раза в неделю разрешаются выпеченные несдобные булочки, печеные пирожки с яблоком, джемом, ватрушка с творогом.

Ржаной хлеб и любой свежий хлеб, изделия из сдобного и слоеного теста.

Молоко и молочные продукты

Цельное, сухое или сгущённое молоко, сливки, свежий некислый творог, некислый кефир, простокваша. Неострые, несолёные сорта сыра в тёртом виде, причём изредка. Можно приготовить творожные блюда: запеченные сырники, суфле, ленивые вареники, пудинги.

Острые, солёные, твёрдые сорта сыра, молочные продукты с высокой кислотностью. Сметану разрешается употреблять в ограниченном количестве.

Супы

Супы на овощном отваре, из протёртых и хорошо разваренных круп, суп-пюре из варёных овощей (кроме капусты), молочный суп с мелкой вермишелью. Можно заправлять первые блюда сливочным маслом, яично-молочной смесью, сливками.

Супы из крепких мясных и рыбных бульонов, грибные и крепкие овощные отвары, щи, борщ, окрошка.

Мясо и мясные блюда

Нежирные сорта мяса, без сухожилий, фасций, кожи птиц. Полезными будут паровые блюда из говядины, молодой нежирной баранины и обрезной свинины, кур, индейки, мяса нежирной телятины, цыплят, кролика. Котлеты, биточки, зразы готовятся на пару. Бефстроганов делается из вареного мяса. Разрешается также отварные язык и печень.

Жирные и жилистые сорта мяса и птиц, утку, гуся, мясные консервы, любые копчёности.

Рыба и рыбные блюда

Нежирные сорта рыбы, без кожи, приготовленные куском или в виде котлетной массы. Рыба должна вариться в воде или на пару.

Жирная, солёная рыба, рыбные консервы.

Крупы и макаронные изделия

Крупа манная, гречневая, овсяная, рис. Каши из этих круп варят на молоке или воде. Вермишель или макароны разрешаются мелко рубленные, в отварном виде.

Крупа перловая, ячневая, кукурузная, пшено, бобовые.

Овощи

Картофель, морковь, свекла, цветная капуста. В ограниченном количестве допускается зелёный горошек. Овощи нужно варить на пару или в воде. Овощные блюда должны быть в протёртом виде, например, пюре, суфле, паровые пудинги. Непротёртыми можно употреблять ранние тыкву и кабачки. В супы разрешается добавлять мелко шинкованный укроп. Спелые некислые томаты также могут присутствовать в рационе, но не более 100 г.

Белокочанная капуста, репа, редька, щавель, шпинат, лук, огурцы. Все солёные, квашеные и маринованные овощи. Грибы, овощные закусочные консервы.

Яйца и блюда из яиц

Яйца всмятку, омлет на пару, но ограниченно – не более двух штук в сутки.

Яйца вкрутую и жареные.

Жиры

Несолёное сливочное масло, рафинированные растительные масла, добавляемые в блюда.

Закуски

Салаты из отварных овощей, мяса, рыбы отварной язык, паштет из печени. В небольшом количестве допускаются также колбаса докторская, молочная, диетическая; заливная рыба на овощном отваре; икра осетровых, изредка вымоченная нежирная сельдь.

Любые острые и солёные закуски, консервы, копчёности.

Ягоды и фрукты

Сладкие сорта зрелых фруктов и ягод, ягоды из компотов. Ягоды и фрукты в протёртом, варёном и печёном виде, желе, муссы, кисели.

Кислые, недостаточно спелые фрукты и ягоды, непротёртые сухофрукты.

Сладости

Сахар, мёд, пастила, зефир, некислое варенье.

Шоколад и мороженое.

Напитки

Некрепкий чай, чай с молоком или сливками, слабое какао с молоком или сливками, слабые соки из фруктов и ягод, отвар шиповника.

Все газированные напитки, квас, чёрный кофе.

Два типа лечебного стола №1.

Есть два типа лечебного стола №1, которые обозначают соответственно №1а и №1б. Стол №1а рекомендуют в самые первые дни обострения указанных выше заболеваний, то есть в первых трёх-восьми дней лечения. При соблюдении этой диеты даже из разрешённых продуктов, указанных выше, желательно исключить овощи, закуски, кисло-молочные продукты, сыр и сметану, так как они могут сильно раздражать органы пищеварения. После того. Как острая стадия болезни минует, рекомендуется стол №1б, при котором запреты диеты №1а снимаются.

Примерное меню на день диеты №1.

  • Первый завтрак: паровой омлет из двух яиц или два яйца всмятку, стакан молока или некрепкий чай с молоком.
  • Второй завтрак: молоко или фруктовый кисель.
  • Обед: Молочный овсяной слизистый суп, куриное или рыбное паровое суфле, фруктовый кисель или фруктовое желе.
  • Полдник: отвар шиповника.
  • Ужин: протёртая молочная рисовая или овсяная каша, молоко или фруктовый кисель.
  • На ночь: молоко.

Медицинская диета назначается только лечащим врачом, который полностью владеет информацией об истории болезни конкретного пациента.

Одна из самых серьезных диагностических проблем - психосоматические заболевания. Их выявлению и лечению у детей был посвящен мастер-класс Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной неврологической конференции. Мы задали спикерам ряд вопросов.

Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.

В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.

Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.

Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).

Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.

ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?

ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?

Леонид Семенович Чутко

Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.

ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?

На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.

ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?

Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.

Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.

ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?

У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.

ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?

Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.

Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.

При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.

К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.

ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?

Да, еще 1982 году К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала задержку психического развития соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (врожденные и приобретенные пороки соматической сферы, например, сердца, эндокринопатии, хронические инфекции, аллергические состояния). В клинике у таких пациентов преобладают астенические проявления с истощаемостью по гипостеническому типу, эмоциональная лабильность, нарушения концентрации и распределения внимания, а также задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Он обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. В МКБ-10 данный вид патологии представлен в разделе F8 -Расстройства психологического (психического) развития, а также в разделе F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Более того, показано, что до 5% случаев умственной отсталости (F70-F79) могут быть обусловлены влиянием метаболические (эндокринных) нарушений.

ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?

Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.

ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?

Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.

ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?

Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.

ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?

Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.

Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.

Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.

ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?

Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.

ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?

Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.

Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).

Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.

Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.

Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.

ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?

Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.

Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).

Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).

Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).

Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).

ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?

В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.

Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?

Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.

Читайте также: