Перечень работ связанных с высоким риском заболеваний инфекционными болезнями

Обновлено: 13.05.2024

Далеко не все знают, что уже более 20 лет в России действует Перечень работ с высоким риском инфекционных заболеваний и обязательных профилактических прививок. Он утверждён постановлением Правительства РФ № 825 от 15.07.1999. В 2021 году его применение в связи с вакцинацией от коронавируса стало особенно актуальным. Из этого материала узнаете, какая работа входит в этот список и как его применять.

Чем руководствоваться

Исчерпывающий список работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, в т. ч. от коронавируса, как было сказано, закреплён постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825.

Интересно, что последняя редакция этого документа была в 2015 году. То его, поправок в связи с ковидом в него не вносили. Видимо потому, что коронавирус и так подпадает под указанный перечень.

На каких работах вакцинация от коронавируса обязательна

Постановление Правительства РФ № 825 от 15.07.1999 закрепило перечень из 12 видов работ:

  • сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
  • лесозаготовка, расчистка и благоустройство леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
  • заготовка, хранение, обработка сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
  • заготовка, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
  • убой скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовка и переработка полученных от него мяса и мясопродуктов;
  • уход за животными и обслуживание животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
  • отлов и содержание безнадзорных животных;
  • обслуживание канализационных сооружений, оборудования и сетей;
  • работы с больными инфекционными заболеваниями;
  • работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний;
  • работы с кровью и биологическими жидкостями человека;
  • образовательная деятельность.

Вакцинация от коронавируса становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или их категорий.

Последствия

Отсутствие прививки в перечисленных случаях влечет отказ в приеме на работу или отстранение от ее выполнения.

Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825
"Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок"

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2014 г.

В соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4736) Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Перечень
работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825)

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2014 г.

1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.

6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.

8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.

9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.

10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.

11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469 пункт 12 изложен в новой редакции

12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г., N 29, ст. 3766

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На территории Омской области постановлением главного санитарного врача Омской области введена обязательная вакцинация для сотрудников ряда отраслей (в организациях должно быть привито не менее 60%). Из смысла данного постановления, в совокупности с другими нормативно-правовыми актами, следует, что в случае, если в указанный в постановлении срок сотрудник не будет привит, его необходимо отстранить от работы.
Какое наказание может быть применено к работодателю в случае, если он не отстранит непривитого сотрудника? Необходимо ли отстранять непривитых сотрудников, если в организации достигнут показатель - привито 60/% сотрудников?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Недопуск непривитого сотрудника к работе не имеет связи с соотношением количества привитых и непривитых работников в организации. Отстранить от работы (не принять на работу) отказавшихся от вакцинации граждан работодатель обязан, только если речь идет о работах, поименованных в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболеваний инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825. К работникам, выполняющим иные виды работ, такие меры применены быть не могут.

Обоснование вывода:
Главным государственным санитарным врачом по Омской области 4 июля 2021 г. принято постановление N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показателям", в соответствии с п. 2.1 которого руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Омской области, в сферах, установленных пунктом 1 данного постановления, предписано в срок до 31.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 26.08.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
Неисполнение работодателем постановления главного государственного санитарного врача об обязательной вакцинации, на наш взгляд, может быть квалифицировано по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина). Если же действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, то квалифицируются они по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ. Однако одним из признаков состава административного правонарушения является виновность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП). Поэтому если работодатель предпримет все необходимые меры по обеспечению вакцинации и информированию работников, он не может быть привлечен к административной ответственности за недостижение указанных в постановлении главного государственного санитарного врача показателей ввиду отказа работников от вакцинации*(1).
Также отметим, привлечение к административной ответственности граждан (работников) за отказ от вакцинации, на наш взгляд, невозможно. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина (ч. 2 ст. 11 Закона N 157-ФЗ). Таким образом, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться.
Трудовой кодекс обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены в том числе другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 76 ТК РФ). Отстранение работников от работы в случаях, не предусмотренных этой статьей, не допускается (определение Тюменского областного суда от 09.07.2018 N 33-3467/2018, определение Иркутского областного суда от 30.07.2015 N 33-6689/2015, определение Приморского краевого суда от 21.07.2014 N 33-6289).
Закон N 157-ФЗ предусматривает, что отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ).
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболеваний инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень). Поэтому, на наш взгляд, отстранить от работы (не принять на работу) отказавшихся от вакцинации граждан работодатель обязан, только если речь идет о работах, поименованных в указанном Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. К работникам, выполняющим иные виды работ, такие меры применены быть не могут. Отметим, в Перечне N 825 работы в сфере досуга не поименованы.
Однако некоторые специалисты Роструда в своих комментариях указывают, что прививка становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной, и отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы (ответ 1, ответ 2 на портале "Онлайнинспекция.РФ").
Таким образом, необходимость отстранения сотрудника от работы в случае отказа от прививки не имеет связи с соотношением количества уже привившихся и не привившихся работников в организации и указанными в постановлении датами: если выполняемая им работа попадает в Перечень и работник подлежит в связи с этим обязательной вакцинации, то при отказе от прививки он должен быть отстранен от работы; если его работы в Перечне нет, то он не может быть отстранен из-за отказа.
Обращаем внимание, что высказанная нами позиция является исключительно нашим экспертным мнением. Не исключено, что контролирующие и судебные органы будут придерживаться иной точки зрения по данному вопросу.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

------------------------------------------------------------------------
*(1) Конкретные меры в рамках обязанности организовать проведение профилактических прививок в постановлениях не названы, поэтому остаются на усмотрение организаций и индивидуальных предпринимателей. По всей видимости, предполагается предоставление работникам, сотрудникам возможности вакцинироваться (освобождение от работы). Кроме того, возможно и введение стимулирующих мер: к примеру, премирование, предоставление дополнительного выходного и т.п. Что касается информационно-разъяснительной работы по вопросам профилактики COVID-I9, она может вестись в устной и письменной формах (раздача/рассылка информационных листков, памяток и так далее) как самим индивидуальным предпринимателем, так и с привлечением специалистов (врачей, сотрудников научно-исследовательских организаций и т.п.). Целесообразно документировать принятые меры по обеспечению вакцинации и информированию работников, а также при отказе гражданина от вакцинации фиксировать этот отказ в письменном виде.

Пандемия новой коронавирусной инфекции, которая уже более полутора лет существует во всем мире, постоянно подталкивает российские власти к поиску новых методов борьбы с ней. Временный локдаун, жесткий масочный режим, социальное дистанцирование, перевод части сотрудников на удаленный режим работы – эти и другие меры позволили держать эпидемиологическую ситуацию под контролем, но оказались недостаточными для полной победы над вирусом.

Правовым, медицинским и политическим аспектам этой и других антиковидных мер была посвящена пресс-конференция на тему: "Нет вакцины – нет зарплаты. Санкции для непривитых становятся неизбежны?". В качестве экспертов выступили член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров, Президент Союза профсоюзов России Дмитрий Галочкин и Президент Союза адвокатов России Игорь Трунов.

Правовой аспект

Правовой аспект обязательной вакцинации и негативных последствий за отказ от нее в настоящее время является наиболее проблематичным. Несмотря на наличие в Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее – Закон № 157-ФЗ) прямой нормы, предусматривающей в числе негативных последствий отсутствия профилактических прививок отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (ч. 2 ст. 5 Закона № 157-ФЗ), существует ряд нерешенных противоречий. На некоторые из них обратил внимание Игорь Трунов. В первую очередь, у эксперта вызывает сомнение законность расширения главным государственным санитарным врачом региона перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации.

  • больными инфекционными заболеваниями;
  • живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний;
  • кровью и биологическими жидкостями человека;
  • осуществлением образовательной деятельности;
  • убоем скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовкой и переработкой полученных от него мяса и мясопродуктов;
  • отловом и содержанием безнадзорных животных;
  • обслуживанием канализационных сооружений, оборудования и сетей и некоторые иные виды работ.

Именно к указанным видам работ применима норма об отказе в приеме на работу или отстранение от работы непривитых сотрудников.

Однако эксперт подчеркнул, что реализованное в региональных постановлениях право главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимать решения (п. 2 ст. 10 Закона № 157-ФЗ) о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям – а профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям – вышло далеко за пределы указанного правительственного перечня. Так, например, в Постановлении Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15 июня 2021 г. № 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" речь идет об обязательной вакцинации против COVID-19 работников торговли, салонов красоты, сфер бытовых услуг, общественного питания, МФЦ, транспорта общего пользования, такси, соцзащиты и соцобслуживания, ЖКХ и т. д. В рассматриваемом контексте пересекаются с перечнем, утвержденным Правительством РФ, только работники сферы образования и частично – здравоохранения.

В связи с этим представитель адвокатуры указал не только на безосновательное расширение перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации – ведь в числе полномочий региональных главных санитарных врачей нет полномочий по подмене Правительства РФ, по изменению или дополнению решений кабинета министров, но и на то, что перечень 1999 года является более профессиональным и проверенным временем.

Что касается недавнего Письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ, в котором приводятся пояснения относительно возможности отстранения работников, подлежащих обязательной вакцинации, от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса, то, по мнению адвоката, оно не только не носит нормативного характера, но и содержит противоречивые тезисы. Например, в одних пунктах говорится о праве работодателя отстранить отказавшегося от прививки сотрудника от работы без сохранения зарплаты (абз. 5 п. 1, п. 6 Письма), а в других – о его обязанности это сделать (п. 5, п. 8 Письма).

В целом Игорь Трунов видит два пути решения указанных проблем – расширение Правительством РФ перечня работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации, либо корректировка решений главных санитарных врачей о введении обязательной вакцинации некоторых категорий работников.

Относительно увольнения с работы за отказ от вакцинации эксперт высказался однозначно – такое действие со стороны работодателя является незаконным, поскольку перечень закрепленных в ч. 1 ст. 77 ТК РФ оснований прекращения трудового договора не содержит такого основания, как увольнение в связи с отказом от профилактических прививок. "Основная работа должна вестись на уровне убеждения, а не отстранения и тем более – увольнения", – подытожил он.

Признавая несовершенство правового обеспечения борьбы с пандемией, участники мероприятия полагают, что было бы более рационально принять федеральный акт, содержащий нормы о мерах борьбы с COVID-19, а не отдавать решение этих важных вопросов на региональный уровень. Так, Дмитрий Галочкин призывает переводить антиковидные решения на уровень актов Правительства РФ и Президента РФ, предусматривая при этом помимо "кнута" также "пряники". А по мнению депутата Госдумы Евгения Фёдорова, законодательного акта более высокого уровня о введении жестких мер борьбы с пандемией нет, поскольку принимаемые меры не могут противоречить Конституции Российской Федерации, а в ней приоритет прав человека доминирует над общим благом общества, то есть персонифицированное доминирует над национальным. "Мы не можем ввести жесткие законы по борьбе за выживание российского народа и государства. Чтобы использовать более жесткие меры в рамках правового поля, нужно иметь правовую систему суверенного типа", – подчеркнул он.

Политический аспект

На политическом аспекте современных мер борьбы с новой коронавирусной инфекцией остановился депутат Госдумы Евгений Фёдоров. Он отметил, что главная проблема России состоит в незавершенности конституционной реформы, которая бы предоставила стране больший суверенитет в решении вопросов, связанных с антиковидными мерами. То есть, чтобы власти могли разрабатывать свою стратегию действий в случае серьезных эпидемий, а не руководствоваться теми методами, которые предписывает ВОЗ. Эксперт напомнил, что в советское время использовался метод карантина – когда выдавались продовольственные пайки по месту нахождения человека и на определенный период полностью прекращалось распространение эпидемии. Депутат уверен, что если бы в самом начале эпидемии Россия ввела хотя бы пограничный карантин (пересечение границы с обязательной двухнедельной самоизоляцией), то заболевание не достигло бы таких масштабов.

"Мы находимся в очень узком коридоре возможностей, вызванном особенностями нашей Конституции РФ и особенностями статуса российской структуры управления", – подчеркнул эксперт, добавив, что слабая позиция РФ с точки зрения проведения своей политики является главной проблемой, требующей решения, потому что она касается не только эпидемии, но и экономики, социальной сферы, уровня жизни. "Надо менять принципы устройства страны, как и предлагал Президент РФ – деофшоризация, изменение принципов Банка России, национализация капитала, национализация судебной системы – на суверенные", – заключил парламентарий.

С тезисом Евгения Фёдорова о том, что более точечно должна быть отработана система госуправления в области потребительских отраслей, с которыми соприкасаются массы людей, согласился и Дмитрий Галочкин. Он считает, что в действиях властей нужна последовательность, потому что "непредсказуемые действия со стороны власти порождают недоверие со стороны людей". Отношение общества к вводимым мерам хорошо иллюстрирует пример с QR-кодами в Москве. "Есть недоверие к органам власти сначала в связи с введением QR-кодов, потом – их отменой. Многие в этой сфере считают себя обманутыми, потому что одни поддались призыву и пошли прививаться, другие этого не сделали, и через какое-то время QR-коды отменили", – отметил эксперт, добавив, что многие из тех, кого введение QR-кодов стимулировало сделать прививку, не пойдут прививаться вторым компонентом вакцины.

Немаловажным здесь является и контроль за пропагандой, отлаженная информационная работа – управление этими процессами тоже требует повышенной эффективности. А в целом необходимы логичные и последовательные действия с подробным разъяснением для людей, уверен Президент Союза профсоюзов России.

Медицинский аспект

Что касается медицинского аспекта, то эксперты единогласно признают важность вакцинации. Евгений Фёдоров считает, что нужно поднять уровень вакцинации до европейских показателей. "Это вопрос национальной безопасности. Общественный здравый смысл должен быть", – заключил эксперт. Но необходима разумная политика без избыточных требований – возможно, не всех работников необходимо подвергать обязательному медицинскому контролю, включая вакцинацию, а только часть из них, которая непосредственно работает с людьми.

"Я считаю, что эпидемия надолго – пока мы не найдем метод защиты нашего народа, то есть введение карантина или поднятие уровня вакцинации, чтобы он сработал как механизм обеспечения безопасности народа и государства", – подытожил парламентарий. При этом права на вакцинацию должны быть реализованы на 100%, а если возникает ситуация с нехваткой вакцины, из-за которой работник не успевает к назначенному сроку привиться, то вопрос безопасности услуги, оказываемой таким работником, должен быть выше вопроса трудовых прав работника.

В свою очередь, Игорь Трунов предложил организовать горячую линию, где бы врачи-эпидемиологи, инфекционисты давали профессиональные ответы гражданам по вакцинации. Это предотвратит ситуацию, когда врачи, не являющиеся специалистами в области вакцинации, дают непрофессиональные комментарии по поводу прививок или критикуют своих коллег-медиков. "Такие советы в рамках этического поведения должны наказываться", – считает эксперт. Между тем, профессиональные врачи тоже должны нести ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности. Но в целом медицинская информация, касающаяся вируса, вакцин и т. д. должна быть общедоступной. Кроме того, он призвал использовать опыт прошлых лет – например, посмотреть действовавший в дореволюционный период карантинный кодекс, в котором имеются ответы на многие вопросы, накопившиеся в том числе и за период текущей пандемии.

В ходе конференции Дмитрий Галочкин обратил внимание на неразумность призывов к отказу от вакцинации и призвал подумать над мерами борьбы с такими призывами. А Евгений Фёдоров сравнил призывы к отказу от вакцинации против COVID-19 с призывами к суициду. "Наряду с запретом пропаганды курения и алкоголя должен быть запрет пропаганды против своего здоровья, включая прививочную кампанию", – заметил депутат.

Что касается вакцинации детей, то здесь мнения экспертов едины – дети должны будут делать соответствующую прививку, иначе они могут быть ограничены в возможности зачисления в образовательные учреждения. Евгений Фёдоров напомнил, что с самого рождения детям делают прививки – против вирусного гепатита В, туберкулеза, пневмококковой инфекции, дифтерии, коклюша, столбняка и т. д. "По 15 вакцин у каждого человека, который сейчас живет в нашем государстве. И если человек отказывается от 16-ой, это не здравый смысл, это пропаганда", – уверен он.

Стоит признать, что федеральные власти знают об обсуждаемых на мероприятии проблемах и пытаются предпринимать шаги по их решению. В частности, на сегодняшнем заседании президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что ситуация с коронавирусом по-прежнему остается напряженной. Он признал, что на сегодняшний день самым эффективным способом защиты от COVID-19 остается вакцинация. И несмотря на то что в целом по стране за последнее время ее темпы выросли почти вдвое, ситуация по регионам различается. "Очень важно рассказывать людям о необходимости сделать прививку, о том, какие препараты есть в наличии, отвечать на интересующие вопросы, чтобы у них не оставалось сомнений", – подчеркнул Председатель Правительства РФ.

Декретированные контингенты - это должностные лица и работники организаций, деятельность кото­рых связана с производством, хранением, транспор­тировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - работники эпидемиологически значимых профессий) (ст. 36 ФЗ № 52).

В целях предупреждения возникновения и распростра­нения инфекционных заболеваний, массовых неинфек­ционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий (в том чис­ле эпидемиологически значимых), производств и орга­низаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительный, при поступлении на работу, и периодические профилактические медицин­ские осмотры (далее - медицинские осмотры), сведения о которых вносятся в личную медицинскую книжку работ­ника (ст. 34 ФЗ № 52).

Что влечет за собой отказ от проведения прививок?

Каков перечень этих работ?

Перечень работ, выполнение которых связано с вы­соким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливает уполномоченный Правитель­ством Российской Федерации федеральный орган испол­нительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федера­ции от 15.07.1999 № 825 (далее - постановление № 825) ут­вержден перечень работ, выполнять которые сотрудники без прививок не могут. Речь идет о следующих категориях работников:

  • работники медицинских организаций, работающие с больными инфекционными заболеваниями, живыми куль­турами возбудителей инфекционных заболеваний, кровью и биологическими жидкостями человека;
  • работники образовательных учреждений всех типов и видов;
  • работники по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.

Для этих категорий работников профилактические при­вивки в рамках национального календаря профилактиче­ских прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям обязательны. Сведения о них вносят в личную медицинскую книжку.

С учетом того, что работники эпидемиологически значимых профессий в группе риска по распространению инфекционных заболеваний среди населения, им насто­ятельно рекомендуется проведение прививок с внесени­ем сведений в личную медицинскую книжку, даже если их деятельность не входит в перечень работ, включенных в постановление № 825.

Перечень необходимых профилактических прививок.

Против кори прививки проводят взрослым в возрас­те до 35 лет включительно. Иммунизация против кори осуществляется дву­кратно. Лицам, не болевшим, не привитым и не имеющим сведений о прививках против кори, проводится вакцина­ция, а затем вторая прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3 месяцев. Лицам, имеющим одну прививку, осу­ществляется еще одна прививка (ревакцинация) с интерва­лом не менее 3 месяцев.

Против краснухи иммунизация проводится женщинам в возрасте от 18 до 25 лет включительно. Иммунизация про­тив краснухи осуществляется двукратно. Женщинам, не бо­левшим, не привитым и не имеющим сведений о прививках против краснухи, проводится вакцинация, а затем вторая прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3 меся­цев. Женщинам, имеющим одну прививку, осуществляется еще одна прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3 месяцев.

У лиц с неизвестным прививочным анамнезом против кори и краснухи с целью решения вопроса о прививках воз­можно проведение серологических исследований. Резуль­таты серологического исследования вносят в медицинскую документацию с указанием уровня антител. Напомним, что в личную медицинскую книжку вносится только результат, соответствующий положительному уровню и освобождаю­щий от проведения прививки.

Против дифтерии иммунизации подлежат лица без ограничения возраста. Лицам, привитым против дифте­рии (имеющим не менее двух прививок), прививки про­водят каждые 10 лет с момента последней ревакцинации. Лицам, которые ранее не были привиты против дифтерии, осуществляется полный курс, состоящий из трех приви­вок: две в цикле вакцинации, проведенные с интервалом в 1,5 месяца, и последующая ревакцинация через 6-9 меся­цев после законченной вакцинации. Последующие ревакцинации проводятся через 10 лет от последней ревакци­нации.

Против вирусного гепатита В прививки проводят взрослым в возрасте от 18 до 55 лет, не привитым ранее. Иммунизация состоит из трех прививок по схеме 0-1-6 (первая доза - в момент начала вакцинации, вторая доза - через месяц после первой прививки, третья доза - через 6 месяцев от начала вакцинации).

Против гриппа прививки проводят взрослым, рабо­тающим по отдельным профессиям и должностям, - ра­ботникам медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы. Иммунизация против гриппа осуществляется ежегодно в предэпидемический по гриппу период. Оптимальное время проведения при­вивок против гриппа - сентябрь-ноябрь.

Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н утвержден календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в соответствии с которым осуществляются профилактические прививки отдельным категориям граждан.

Против брюшного тифа прививки проводят лицам, за­нятым в сфере коммунального благоустройства (работни­ки, обслуживающие канализационные сети, сооружения и оборудование, а также сотрудники организаций, осу­ществляющих санитарную очистку населенных мест, сбор, транспортировку и утилизацию бытовых отходов), лицам, работающим с живыми культурами возбудителей брюш­ного тифа. Иммунизация осуществляется однократно.

Против вирусного гепатита А прививают лиц, подвер­женных профессиональному риску заражения, - медицин­ских работников, работников сферы обслуживания населения, занятых на предприятиях пищевой промышленности, а также работников, обслуживающих водопроводные и ка­нализационные сооружения, оборудование и сети.

Иммунизация против вирусного гепатита А осуществ­ляется не привитым и не болевшим ранее данной инфек­цией, двукратно с интервалом 6-12 месяцев.

Против шигеллезов (дизентерия Зонне) прививают работников медицинских организаций (их структурных подразделений) инфекционного профиля, лиц, занятых в сфере общественного питания и коммунального благо­устройства.

Где можно сделать прививки и как их делают - платно или бесплатно?

В соответствии с ст. 5 Закона об иммунопрофилактике граждане имеют право на бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь про­филактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муни­ципальных организациях здравоохранения.

Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок (против дифтерии, кори, краснухи, вирусного гепатита В, гриппа, работающим по отдельным профессиям и должностям) осуществля­ется на бесплатной основе - вакцина закупается за счет средств, поступающих из федерального бюджета - в меди­цинских учреждениях по месту прикрепления населения.

Кто имеет право делать прививки и о чем обязаны проинформировать прививаемого?

Профилактические прививки проводятся гражданам в государственных, муниципальных или частных органи­зациях здравоохранения либо гражданами, занимающи­мися частной медицинской практикой, при наличии ли­цензии на медицинскую деятельность.

Читайте также: