Переход некоторых насекомых к паразитическому образу жизни это пример

Обновлено: 24.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Цель урока: Организовать деятельность учащихся для рассмотрения основны х направлени й эволюционного процесса и выяви явления соотношения направлений эволюции по А.Н.Северцову .

Образовательные :

Способствовать формированию поняти я биологический прогресс ;

Способствовать формированию поняти я биологический регресс;

О характеризовать три основных направления эволюции, позволяющие организмам достичь биологического прогресса ;

Убедить учащихся в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Развивающие:

Формирование умений решать поставленные задачи, обобщать и систематизировать изученный материал.

Формирование умений оперировать с понятиями, формулировать вопросы – суждения, выявлять противоречия, строить умозаключения

Обеспечить овладение специальными умениями: устанавливать причинно-следственные связи при характеристики макроэволюции, работать с текстами, анализировать, сравнивать, формулировать выводы.

Воспитательные:

Формирование знаний о взаимосвязи всего живого на земле.

Формирование диалектического мировоззрения через выявление доказательств эволюции в природе, установления связей между всеми живыми организмами.

Формирование знаний и убеждений учащихся об ответственности человека за сохранение видового разнообразия.

Тип урока: Урок освоения новых знаний .

Вид урока: мультимедийная лекция с элементами беседы

Методы и приемы обучения: Словесно, частично поисковые.

Средства обучения:

Учебник по биологии 11 класс С.С. Маглыш, А.Е. Каревский , 2010 год

Организационный момент : приветствие, проверка отсутствующих

Ориентировочно – мотивационный этап

Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся(проверка домашнего задания)

Дать определение следующим понятиям:

Онтогенез – индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти.

Филогенез – это это процесс исторического развития живой природы и отдельных групп составляющих ее организмов .

Макроэволюция – эволюционные преобразования на уровне систематических единиц выше вида (род, семейство, отряд и т. д.)

Палеонтология наук а изучающая ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени

Атавизмы признаки появляющиеся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченные в процессе эволюции.

Ископаемые переходные формы вымершие организмы, сочетающие в себе признаки более древних и эволюционно более молодых групп .

Филогенетический ряд последовательность ископаемых форм, отражающее историческое развитие современных видов.

Гомологичные органы образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза, но выполняющие разные функции и утратившие внешнее сходство .

Аналогичные органы не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции и обладающие внешним сходством.

Рудимент - недоразвитые органы, утратившие свое основное значение в ходе эволюции.

Мы очень часто сталкиваемся с понятиями прогресс и регресс в истории, экономике и в других науках. Понятия прогрессивного и регрессивного пути развития применимы и к биологии, в частности к развитию биологического вида . Сегодня мы с вами познакомимся с основными направлениями эволюции. Рассмотрим основные пути осуществления биологического прогресса.

Операционно познавательный этап

Освоение нового материала

Поисковая беседа, работа с учебным пособием стр. 131-137, заполнение схем и таблицы.

Развитие живой природы шло от низших форм к высшим, от простого к сложному и имело прогрессивный характер. Наряду с этим происходило приспособление видов к конкретным условиям жизни, осуществлялась их специализация. Например, строение и поведение дятла способствуют добыванию им насекомых из-под коры деревьев. Черепахи, змеи, кроты также имеют многочисленные приспособления к своеобразной жизненной обстановке.

Для понимания исторического развития органического мира важно определить главные линии эволюции. В разработку проблемы направлений эволюции значительный вклад внесли крупные советские ученые А. Н. Северцов, И. И. Шмальгаузен. Они установили, что главные направления эволюции составляют ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации.

Ароморфоз представляет собой такие эволюционные изменения, которые ведут к общему подъему организации, повышают интенсивность жизнедеятельности, но не является узкими приспособлениями к резко ограниченным условиям существования .

Ароморфоз дает значительные преимущества в борьбе за существование и делает возможным переход в новую среду обитания, способствует повышению выживаемости и снижению смертности в популяции. При высокой рождаемости и низкой смертности численность особей в популяции возрастает, расширяется ее ареал, образуются новые популяции, ускоряется формирование новых видов, т. е. происходит биологический прогресс. Так, усложнение строения древних земноводных по сравнению с рыбами способствовало вступлению земноводных на путь биологического прогресса.

Идиоадаптация. Идиоадаптация представляет собой мелкие эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды обитания (частные приспособления). В противоположность ароморфозу идиоадаптация не сопровождается изменениями основных черт организации, общим подъемом ее уровня и интенсивности жизнедеятельности организмов. Например, в засушливые и жаркие периоды у некоторых земноводных на основе наследственных изменений в процессе борьбы за существование и естественного отбора выработались частные приспособления к определенным и ограниченным местообитаниям – в болотах и топях. Никакого повышения уровня организации у земноводных при этом не произошло. Современные амфибии – лягушки, тритоны – хорошо приспособлены к условиям существования в мелких водоемах и сильно увлажненных местах суши.

Приспособления придонных рыб – камбаловых, скатов к жизни на дне (уплощение тела, окраска под цвет грунта) представляют собой типичные примеры идиоадаптации.
Защитная окраска дает хороший пример приспособления животных к определенным условиям существования, не связанного с павышением организации.

Примерами идиоадаптации у растений могут служить многообразные приспособления цветка к перекрестному опылению ветром и насекомыми, приспособлении плодов и семян к рассеиванию, приспособления листьев к уменьшению испарения.

Обычно мелкие систематические группы – виды, роды, семейства – в процессе эволюции возникают путем идиоадаптации . Идиоадаптация также приводит к увеличению численности вида, расширению ареала, ускорению видообразования, т. е. к биологическому прогрессу.

hello_html_6c18c477.jpg

Рис. 18. Примеры идиоадаптации

Общая дегенерация. Дегенерация представляет собой эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации. Они обычно сопровождаются исчезновением ряда органов, потерявших свое биологическое значение.

Дегенерация часто связана с переходом к сидячему или паразитическому образу жизни. Упрощение организации обычно сопровождается возникновением различных приспособлений к специфическим условиям жизни. У свиного цепня, лентеца широкого и других червей – паразитов человека – нет кишечника, слабо развита нервная система, почти отсутствует способность к самостоятельному передвижению. Наряду с упрощением организации эти животные обладают присосками и крючками, при помощи которых держатся на стенках кишечника своего хозяина. Они имеют также сильно развитые органы размножения и отличаются огромной плодовитостью, что обеспечивает сохранение вида и рост его численности.

Повилика, паразитирующая на клевере, хмеле и других растениях, лишена главного органа листа, а вместо корней у нее образуются на стебле присоски, которыми она высасывает питательные вещества из растения-хозяина. Следовательно, общая дегенерация не исключает процветания вида. Многие группы паразитов, как мы это только что видели на примере ленточных червей, процветают, хотя организация их претерпевает значительное упрощение. Значит, и дегенерация может приводить к биологическому прогрессу.

Таким образом, биологический прогресс достигается тремя способами: ароморфозом, идиоадаптацией, дегенерацией.

Многие современные виды охвачены биологическим прогрессом. Еще сто лет назад граница распространения зайца-русака на севере доходила до линии Ленинград Казань, а к востоку – до реки Урал. В настоящее время он распространился на севере до Средней Карелии и на востоке – до Омска. Сейчас известно около 20 его подвидов. Нематоды (круглые черви), среди которых много паразитов растений, животных и человека, заселяют в настоящее время всю почву, моря, океаны и пресные водоемы.

В природе, однако, наблюдается и биологический регресс. Он характеризуется чертами, противоположными биологическому прогрессу: уменьшением числа особей; сужением ареала; уменьшением числа видов, популяций. В итоге он часто ведет к вымиранию видов.

Из многочисленных ветвей древнейших земноводных остались только те, которые повели к образованию современных классов земноводных и пресмыкающихся. Исчезли древние папоротникообразные и многие другие группы растений и животных.

С появлением человека причины биологического прогресса и биологического регресса часто связаны с изменениями, которые он вносит в ландшафты Земли, нарушая связи живых существ со средой, сложившиеся в процессе эволюции.

Деятельность человека является мощным фактором биологического прогресса одних видов, нередко вредных для него, и биологического регресса других, нужных и полезных ему. Вспомните появление многих видов насекомых, устойчивых к ядохимикатам, болезнетворных микробов, устойчивых против лекарств, бурное развитие сине-зеленых водорослей в сточных водах. Виной всему этому деятельность человека. При посевах и посадках он вторгается в живую природу, уничтожает на больших массивах великое многообразие диких популяций, заменяя их немногими искусственными.

Усиленное истребление человеком многих видов ведет их к биологическому регрессу. Биологический регресс всегда грозит вымиранием. Вот почему мероприятиями по охране природы важно не только сдерживать, но и предупреждать его. В хозяйственной деятельности и в медицине человеку необходимо учитывать биологический прогресс и биологический регресс.

Александр Николаевич Северцев, Иван Иванович Шмальгаузен – разработали учение об основных направлениях эволюции

1. увеличение количества особей

2. расширение ареала данного вида

3. увеличение количества подчиненных

1. уменьшение количества особей,

2. сужение ареала обитания видов вида,

3. сокращение количества подчиненных

Общая причина биологического прогресса – результат успеха биологической группы в борьбе за существование

Общая причина биологического регресса - отставание в темпах эволюции группы от скорости изменений внешней среды.

Сравнительная характеристика основных направлений биологического прогресса

Катаморфозы (морфофизиологический регресс)

Какими приспособлениями сопровождается

Усложнение строения и функций, не являющиеся приспособлениями к условиям среды,

носят общий характер

Частные приспособления к специфическим условиям среды

Возникновение приспособлений к более простым условиям жизни

Изменение уровня организации

Уровень осуществления эволюции

Выход в другую адаптивную зону

В пределах одной адаптивной зоны

Возможно как в пределах одной зоны, так и с переходом в другую зону

Уровень возникающих таксономических различий

Таксоны невысокого ранга – семейство, род, вид. Приводит к увеличению видового разнообразия

Таксоны невысокого ранга – семейство, род, вид.

Пучки поперечно-полосатых мышц, челюсти позвоночных

На уровне класса :

Четырехкамерное сердце, теплокровность,

Совершенствование головного мозга

Покровительственная окраска, ласты морских млекопитающих, видоизменение вегетативных органов, соответствие цветков организмам опылителям

Утрата корней и листьев растениями-паразитами, исчезновение органов чувств, пищеварительной системы, плотных покровов у животных паразитов, появление присосок и крючков, высокая плодовитость.

Соотношение различных путей эволюции. Пути эволюции крупных систематических групп (например, типов и классов) очень сложны. В процессе филогенеза происходила смена одного пути эволюции другим.

В эволюции различных групп живых организмов ароморфоз происходит значительно реже, чем идиоадаптация, – он знаменует новый этап в развитии органического мира.

Новые, более высокоорганизованные группы возникают путем ароморфоза и при этом часто переходят в новую среду обитания (например, выход животных на сушу). Далее эволюция продолжается уже путем идиоадаптации, иногда дегенерации .

hello_html_17405b97.jpg

Рис. 19. Схема соотношений между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией (по А. Н. Северцову)
Каждый ароморфоз открывает новые возможности для идиоадаптации, которая обеспечивает более полное заселение среды благодаря захвату в ней различных местообитаний без повышения уровня организации.

Закрепление

(Фронтальный опрос + тест)

Переход некоторых насекомых к паразитическому образу жизни -

1)биологического прогресса 3) модификационной изменчивости

2)регресса 4) идиоадаптации

Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:

1)биологического регресса 2)дегенерации

3)биологического прогресса 4)ароморфоза

Дегенерация:

1)всегда приводит к вымиранию вида

2)никогда не приводит к биологическому прогрессу

3)может приводить к биологическому прогрессу

4)ведет к усложнению общей организации

Какие из указанных критериев являются критериями вида?

Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:

1)отсутствие специализированной кровеносной системы у кишечнополостных

2)отсутствие зрения у обитателей пещер

3)редукция органов чувств у паразитических червей

4)отсутствие хвоста у лягушки

5)превращение листьев кактуса в колючки

6)утрата кишечника ленточными червями

Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу?

1. Назовите основные направления эволюции.

2. Что представляет собой ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация?

3. Какие направления эволюции ведут к биологическому прогрессу, биологическому регрессу? 4. Приведите примеры биологического прогресса и биологического регресса.

5.Какими путями может достигаться биологический прогресс? Охарактеризуйте эти пути.

Оценочно-рефлексивный этап

Учащимся раздается бумага, им предлагается нарисовать грустный или радостный смайлик в зависимости от настроения на уроке, а так же пометить что понравилось или не понравилось на уроке.

1)получение модификационных изменений

2)выведение новых пород и сортов

4)направленные изменения окружающей среды

2. Одним из важнейших критериев возникновения нового вида является:

1)изолированность двух групп организмов

2)родство с предками

3)приспособленность к условиям среды

4)генетический барьер между организмами

3. Естественный отбор действует эффективнее в условиях:

1)однообразного генофонда популяции

2)стабильного возрастного состава

3)разнообразного генофонда популяции

4. Переход некоторых насекомых к паразитическому образу жизни -

1)биологического прогресса 3) модификационной изменчивости

2)регресса 4) идиоадаптации

5. Быстрее всего эволюционирует популяция животных, если:

1)ее особи не мутируют

2)особи не покидают популяцию

3)ее численность велика

4)в ней большая концентрация гетерозиготных особей

6. Примером идиоадаптации является:

1)разнообразная окраска яиц у птиц

2)возникновение пятипалой конечности у земноводных

3)отсутствие кровеносной системы у аскарид

4)появление второго круга кровообращения

7. Элементарным фактором эволюции является:

1)модификационная изменчивость 2)мутационный процесс

3) хищничество 4) антропогенный фактор

8.Ошибочным представлением об эволюции является убежденность в:

1)наследовании полезных, вредных и безразличных признаков

2)наследовании только полезных признаков

3)сохранении естественным отбором полезных в определенных условиях признаков

4)том, что на развитие признака влияют условия среды

9. Минимальной эволюционирующей единицей является:

1) сообщество 2)вид 3) особь 4)популяция

10. Наиболее благоприятным условием для развития популяции можно считать:

1)резкое увеличение численности 2)снижение численности

3)повышение гетерозиготности 4)снижение гетерозиготности

11. Тот факт, что некоторые виды, не скрещивающиеся в природе, дают потомство в неволе, согласуется с положением теории Ч. Дарвина о:

1)борьбе за существование

2)неограниченной возможности размножения

3)выживании наиболее приспособленных особей

4)постепенном расхождении в признаках между особями

12. Креационизм — это теория, признающая:

1)сотворение мира 2)биохимическую эволюцию жизни

3)самозарождение 4)занесение жизни из космоса в виде спор

13. Основной труд Чарльза Дарвина называется:

14. Какое из утверждений точно отражает биологический смысл возникновения адаптации:

1)выживают и размножаются наиболее сильные особи

2)выживают и размножаются наиболее приспособленные особи

3)выживают самые плодовитые виды

4)выживают и процветают самые высокоорганизованные виды

15. Примером ароморфоза является:

1)возникновение полового размножения у кишечнополостных

2)превращение пятипалой конечности в ласты у кита

3)возникновение жала у пчел

4)исчезновение пищеварительной системы у некоторых паразитических червей

16. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

1)имеют сходное строение

2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды

3)обитают на общей территории

4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности

17. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

Пути и направления эволюции. 1 Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГОУ СОШ №405 Москва. 2012 г.

Направления эволюции живых организмов Биологический прогресс Биологический регресс

Биологический прогресс Увеличение численности Расширение ареала Образование новых видов, родов и др. таксонов. Приводит к многообразию видов Биологический регресс Уменьшение численности Сужение ареала Нет видообразования. Не появляются др. таксоны. Приводит к вымиранию видов

Исчезнувшие виды. Шерстистый носорог, саблезубый тигр

Виды истребленные человеком. Мамонты

Виды истребленные человеком. Странствующий голубь

Виды истребленные человеком. Дронд

Виды истребленные человеком. Моа

Виды находящиеся на пути биологического регресса, исчезающие виды Крупные хищные – Млекопитающие, Птицы, Пресмыкающиеся Крупные копытные, рыбы Многие Змеи, Земноводные, Ракообразные, Бабочки, Жуки

Виды находящиеся в состоянии биологической стабильности Кистеперые рыбы Головоногие моллюски (Наутилус) Семейные насекомые Паразитические черви и другие паразиты Крысы, грызуны Круглые черви

Живые ископаемые (мечехвост, гинкго, неопилина, наутилус, лингула, хвощи, плауны )

Живые ископаемые кистеперые рыбы, гаттерии

Виды находящиеся на пути биологического прогресса ………… .. ……………… .. Человек разумный ………………………………… ..

Направления эволюции Биологический прогресс Биологический регресс Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

Биологический прогресс достигается за счет ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций

Ароморфоз - (от греч. airo – "поднимаю" и morphosis – "образец", "форма"), морфофизиологический прогресс Ароморфозы – это такие крупные эволюционные преобразования которые приводят к подъему на новую более высокую ступень развития в строении и функциях организмов. Появляются новые: классы, типы, отделы, царства.

Крупнейшие ароморфозы * Появление ядра * Митоз * Фотосинтез * Половой процесс * Мейоз * Многоклеточность * Появление тканей * Появление органов и систем органов

Ароморфозы растений: Половой процесс, фотосинтез, многоклеточность. Появление тканей и вегетативных органов. Появление семян. Появление генеративных органов цветка и плодов. (Двойное оплодотворение)

Ароморфозы млекопитающих: Шерстяной покров, железы в коже. Зубы находят в ячейках, дифференцированы,две смены зубов. Выкармливание детенышей молоком. Плацента, живорождение. Постоянная температура тела. (впервые - у птиц) Прогресс в развитии головного мозга. Диафрагма.

Ароморфозы открывают новые возможности в использовании внешних условий среды (освоение новых, прежде недоступных источников питания и новых местообитаний, способов размножения и распространения). Например: У животных и растений -освоение суши, независимость от водной среды при размножении. Опыление при помощи ветра

Идея о возможных путях достижения биологического прогресса в процессе эволюции была разработана российским ученым–эволюционистом А.Н.Северцовым (1866 – 1936) в 1925 г.

Арогенез — процесс преобразования организации, ведущий к ароморфозу.

Идиоадаптация (от греч. ídios — свой, своеобразный, особый) и адаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм

Идиоадаптации приводят к появлению приспособленностей. Идиоадаптации характерны для отрядов, семейств, родов и видов.

Виды Идиоадаптации * вид первый - по форме (палочник, обтекаемая форма у водных животных) * вид второй - по окраске а)покровная окраска (ящерицы, "линьки" -зайцы) б)предупредительная окраска (красные насекомые, муха жужелица) * вид третий - по размножению (подбрасываемые кукушкой яиц в чужие гнёзда, забота о питомцах) * вид четвёртый - по передвижению (перепонки водоплавающих птиц, моржи, тюлени)(воздушные мешки, трубчатые кости и киль у птиц) * вид пятый - приспособления к условиям окружающей среды (подкожный жир, линька и т.д.)

Аллогенез (греч. allos — иной, другой и греч. genesis — развитие) — эволюционное направление, сопровождающееся приобретением идиоадаптаций или алломорфозов

Дегенерация - это упрощение уровня организации. Она выражается в утрате органов и систем органов. Например при переходе к паразитизму.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Пути и направления эволюции. 2 Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГОУ СОШ №405 Москва. 2012 г.

А1. Переход некоторых насекомых к паразитическому образу жизни - это пример: 1)биологического прогресса 3) модификационной изменчивости 2)регресса 4) идиоадаптации А2. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером : 1)биологического регресса 2)дегенерации 3)биологического прогресса 4)ароморфоза А3. Дегенерация : 1)всегда приводит к вымиранию вида 2)никогда не приводит к биологическому прогрессу 3)может приводить к биологическому прогрессу 4)ведет к усложнению общей организации В 1 . Какие из указанных критериев являются критериями вида? A)Генетический Б)Биоценотический B)Клеточный Г)Популяционный Д)Географический Е)Морфологический В2. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию : 1)отсутствие специализированной кровеносной системы у кишечнополостных 2)отсутствие зрения у обитателей пещер 3)редукция органов чувств у паразитических червей 4)отсутствие хвоста у лягушки 5)превращение листьев кактуса в колючки 6)утрата кишечника ленточными червями С1: Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу?

А 1 : 2 А 2 : 1 А 3 : 3 В 1 : А, Д, Е В 2 : 1,2,3,6 С 1 : Элементы ответа 1) Обедняется экологическое разнообразие среды в связи с сокращением ареала. 2) Возникает нежелательное близкородственное скрещивание. 3) Усиливается конкуренция с другими видами и внутри вида.

Вывод: появление новых органов; появление новых тканей; освоение новых сред жизни или местообитания;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для интерактивной доски "Умножение обыкновенных дробей" 6 класс

Презентация для интерактивной доски "Умножение обыкновенных дробей" 6 класс.Данная презентация может быть использована для закрепления материала по теме "Умножение обыкновенных дробей.".

Презентация для интерактивной доски "Деление обыкновенных дробей" 6 класс

Презентация для интерактивной доски "Деление обыкновенных дробей".6 класс.Данную презентацию можно использовать на уроках закрепления и повторения материала.

Имажинизм: особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе в двух частях)

презентация разбита на две части только для удобства скачивания материала, изначально это было единое целое, тем не менее презентацию можно использовать и отдельными частями, например, по темам .


Презентация для интерактивной доски по теме "Спорт" 7 класс

Презентация направлена на закрепление лексики по теме :"Sport" .


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Подцарство Одноклеточные" 5-7 класс (В трёх частях)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Одноклеточные" 5-7 класс (В трёх частях).


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Тип Хордовые. Бесчерепные. Ланцетник.". 7 класс (В двух частях)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Тип Хордовые. Бесчерепные. Ланцетник.". 7 класс (В двух частях).


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Вид, его критерии и структура" (В девяти частях)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Вид, его критерии и структура" (В девяти частях).

1) числу хромосом; 2) фенотипу; 3) генофонду; 4) генетическому коду.


192. Примером межвидовой борьбы за существование служат
отношения между:

1) взрослой
лягушкой и головастиком;

2) бабочкой
капустницей и ее гусеницей;

3) дроздом
певчим и дроздом рябинником;

4) волками одной
стаи.


192. Каков характер взаимоотношений организмов разных видов,
нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах?

1) хищник –
жертва; 2) паразит – хозяин; 3) конкуренция; 4) взаимопомощь.


193. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят:

1) злаки,
осоки;
3) мышевидных грызунов;

2) бактерии и
грибы; 4)
растительноядных насекомых.


194. К глобальным изменениям в биосфере может привести:

1) увеличение
численности отдельных видов;

2) опустынивание
территорий

3) выпадение
обильных осадков;

4) смена одного
сообщества другим.


195. Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК,
если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа?

1) 40%; 2) 45%;
3) 80%; 4) 90%

196. В селекции растений чистые линии получают путем:

1) перекрестного
опыления; 3)
Экспериментального мутагенеза;

2)
самоопыление; 4) межвидовой гибридизации.


197. Генетический код определяет принцип записи информации
о:

1)
последовательности аминокислот в молекуле белка;

2) транспорте
и-РНК в клетке;

3) расположении
глюкозы в молекуле крахмала;

4) числе рибосом
на эндоплазматической сети.


198. Многообразие видов вьюрков на Галапагоских остров –
иллюстрация:

1)
дивергенция; 2) полиплоидии; 3) конвергенция; 4) ароморфоза.


199. Биосфера – открытая система, так как она:

1) состоит из множества
разнообразных экосистем;

2) оказывается под
влиянием антропогенного фактора;

3) включает все
сферы земли;

4) постоянно
использует солнечную энергию.

200. Ярусное расположение растений в лесу служит
приспособлением к:

1) перекрестному
опылению; 3) использованию энергии
света;

2) защите от
ветра; 4)
использованию энергии света.


201. Естественный отбор действует эффективнее в условиях:

1) однообразного
генофонда популяции; 3) разнообразного
генофонда популяции;

2) стабильного
возрастного состава; 4) отсутствия
мутаций


202. Переход некоторых насекомых к паразитическому образу
жизни – это пример:

1) биологического
прогресса; 3) модификационной
изменчивости;

2) регресса; 4) идиоадаптации


203. Не способны к размножению

1) митохондрии; 3) ядро;

2) хлоропласты; 4) аппарат Гольджи


204. Чаще всего приспособительный характер носит:

1) изменение
генотипа; 3) изменение генома;

2) перестройка
хромосом; 4) возникновение
модификаций.

kiyashok93pamaaj

192) 2; Генотип — это совокупность всей генетической информации, а фенотип — совокупность внешних признаков, по которым каждый отдельно взятый листок может отличаться.

192) 3; Это единственный из всех вариантов теста, в котором представлены два разных вида.

193) 2; Редуценты — это специфические организмы, чаще всего грибы или бактерии, которые разрушают утратившие жизнеспособность части живых существ, превращая их преимущественно в различные неорганические соединения.

194) 2; Все остальные указанные в тесте изменения в биосфере происходят с достаточной регулярностью и особым образом не влияют на её общую картину.

195) 1; Согласно принципу комплементарности нуклеиновых кислот аденин всегда комплементарен тимину, а цитозин всегда комплементарен гуанину, и наоборот. Кроме данных четырёх нуклеиновых кислот в состав ДНК не могут входить никакие другие. Соответственно, если в цепочке 10% аденина, то в ней автоматически есть и 10% тимина. Оставшийся процент (80%) необходимо поровну разделить между цитозином и гуанином.

196) 2; Чистые линии растений характеризуются наличием стойких признаков, полностью передающихся каждому следующему поколению от родителей. В селекции растений получение чистых линий возможно только путём самоопыления.

198) 1; Дивергенция — это эволюционное явление, в результате которого помещенные в различные условия виды в ходе неодинаково направленного естественного отбора начинают проявлять различный набор внешних свойств и поведенческих реакций.

199) 4; Понятие открытой системы подразумевает постоянное использование энергии извне. Для биосферы такой энергией является в первую очередь солнечная.

200) 3,4; Ярусное расположение растений в лесах позволяет не только наиболее эффективно использовать и распределять энергию света, но также регулирует использование других ресурсов — почвы, воды и питательных веществ.

201) 2; Естественный отбор плохо применим по отношению к видам, большая часть взрослых или молодых особей которого вымерла, поскольку подобные условия уменьшают вероятность успешного выживания последних и со временем резко ограничивают возможность размножения первых. В связи с этим необходимым условием его адекватной работы является именно стабильность возрастного состава.

202) 3; Модификационная изменчивость подразумевает изменения фенотипа в ответ на различные условия окружающей среды, но не изменение генотипа. Идиоадаптация — изменение как генотипа, так и фенотипа. Регресс сопровождается снижением популяции вида, ограничением его ареала обитания, словом вымиранием вида. Биологический прогресс — сопровождается расширением занимаемых видом территорий, общей его численностью, повышением потенциала к выживанию. Если в условиях отсутствия какой-либо другой возможной формы выживания насекомое начинает вести паразитический образ жизни — это никак не влияет на его генотип, соответственно правильный ответ — модификационная изменчивость.

203) 4; Все органеллы, указанные в тесте, кроме аппарата Гольджи, имеют в своей структуре молекулы ДНК, что позволяет им размножаться.

204) 4; Остальные изменения генетического материала, предлагаемые в тесте, приводят к значительным изменениям в фенотипе будущих потомков вида, подвергшегося таким изменениям, которые зачастую носят негативный характер.

Читайте также: