Перелет при инфекционном заболевании

Обновлено: 27.03.2024

Эта трагическая история произошла буквально на днях. Пятнадцатилетняя дочь британского миллионера, основателя сети игрушек Wow Toys Надима Эднан-Лаперуза, скончалась после того, как ей стало плохо на борту самолета Лондон – Ницца.

По-видимому, анафилактический шок был вызван семенами кунжута в бутерброде, который девушка съела в кафе аэропорта. К несчастью, не помог противошоковый препарат, который отец ввел ей в самолете и в больнице Ниццы девушка скончалась.

А недавно социальные сети облетел рассказ о том, как во время авиарейса одной из пассажирок стало плохо: женщина страдала сахарным диабетом, и после того, как самолет набрал высоту, с ней случился приступ гипогликемии, то есть резкое падение содержания сахара в крови. Если срочно не повысить сахар, это может привести к коме и в условиях самолета закончиться трагедией.

К счастью, во втором случае стараниями грамотных пассажиров все закончилось благополучно, но эти две истории ярко демонстрируют тот факт, что пациенты с хроническими заболеваниями далеко не всегда осведомлены о рисках, таящихся в авиаперелетах.

В каких случаях лучше отказаться от путешествия, а в каких нужно хорошо подготовиться к нему и соблюдать определенные правила, – этого мы чаще всего не знаем.

Попробуем хотя бы отчасти восполнить этот пробел.

Физика и физиология

Большинство авиалайнеров летают на высоте примерно 10 000 метров. Это означает, что происходит снижение атмосферного давления и парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. Во время полета в отдельные короткие промежутки времени уровень насыщения крови кислородом может упасть до 90%.

Для здорового человека это не проблема, но для тех, кто страдает сердечно-сосудистыми и респираторными заболеваниями, а также анемией, такая разница может оказаться весьма чувствительной.

Кроме того, снижение давления может приводить к расширению внутренних газов, что весьма рискованно для тех, кто недавно перенес полостную операцию или операцию на глазах.

Сердечно-сосудистые заболевания

Это весьма широкая группа болезней, и далеко не все являются противопоказанием к полету. Есть, однако, проблемы, при которых эксперты считают перелет строго противопоказанным, если только речь не идет о специальном медицинском самолете, оборудованном для перевозки больных в угрожающих состояниях.

Вот эти противопоказания:

  • инфаркт миокарда за 4-6 недель до полета;
  • нестабилизированная стенокардия;
  • застойная сердечная недостаточность;
  • неконтролируемая гипертензия;
  • коронарное шунтирование за 10 дней до полета;
  • приступ цереброваскулярной недостаточности за 3 дня до полета;
  • неконтролируемая аритмия;
  • тяжелые заболевания сердечного клапана;
  • чрескожные вмешательства (например, ангиопластика) за 5 дней до полета.

Пациенту с менее серьезным сердечно-сосудистым заболеванием, но страдающему от приступов гипоксии, следует убедиться в том, что авиакомпания, услугами которой он собирается воспользоваться, обеспечивает необходимый запас кислорода на борту самолета для экстренных случаев.

Необходимо предупредить компанию заранее, что такого рода помощь пассажиру может потребоваться во время полета.

Гипертонику следует посоветоваться с врачом, как подготовиться к полету, какие именно препараты следует иметь с собой на борту.

Глубокий тромбоз вен

Эта одна из самых серьезных проблем при длительных перелетах.

По данным Всемирной организации здравоохранения, риск тромбоэмболии (то есть острой закупорки кровеносного сосуда тромбом, оторвавшимся от места своего образования на стенке сосуда и попавшим в циркулирующую кровь) увеличивается вдвое после перелета, длящегося более 4 часов.

Риск еще повышается при более длительных полетах, а также, сели человек с глубоким тромбозом вен в течение короткого периода времени совершает несколько перелетов.

Связано это осложнение не с физическими параметрами среды на борту авиалайнера, а с тем, что в течение длительного времени пассажир вынужден находиться практически обездвиженным, в неудобном сидячем состоянии, которое очень плохо влияет на систему коагуляции крови.

Такие факторы, как ожирение либо очень высокий рост, использование некоторых гормональных препаратов, отклонение от нормальных показателей протромбина в крови, еще более повышают риск тромбоэмболии после перелета.

Другими факторами риска тромбоэмболии являются недавно перенесенная операция, травма или хирургия на нижних конечностях, семейная история глубокого тромбоза вен, возраст после 40 лет, применение оральных контрацептивов.

Что делать, если вы страдаете от глубокого тромбоза вен, но собираетесь путешествовать самолетом:

  • пейте достаточно жидкости;
  • насколько возможно часто меняйте положение ног;
  • старайтесь время от времени разминать ноги, встаньте со своего места и пройдитесь по салону;
  • избегайте алкоголя;
  • воспользуйтесь компрессионными чулками;
  • посоветуйтесь с врачом, выясните, есть ли для вас необходимость принять перед полетом антикоагулянты.

Для людей, не стесненных в средствах, есть еще один хороший способ снизить риск тромбоэмболии – лететь бизнес-классом, где пространство позволяет расположиться удобнее, без нарушения циркуляции крови.

Респираторные заболевания

При тяжелых респираторных заболеваниях, связанных с постоянной одышкой и гипоксией, следует выбрать иной способ путешествия.

Нельзя летать при острых респираторных инфекциях и пневмониях.

Абсолютным противопоказанием к авиапутешествию является пневмоторакс (наличие воздуха в плевральной полости между грудной стенкой и легким, обусловленное раной грудной стенки или легкого с повреждением одной из веточек бронха).

После того, как пневмоторакс полностью устранен, нужно подождать как минимум две недели, прежде чем предпринимать перелет.

Астма не является противопоказанием, но только если состояние пациента стабильно. В ситуации обострения лететь не рекомендуется. И в любом случае человеку, страдающему астмой, необходимо иметь при себе небулайзер с тем препаратом, который ему подходит.

Кроме того, нужно иметь в виду аллергическую природу астмы и принимать меры предосторожности, предписанные аллергикам.

Аллергия

Самая серьезная опасность при аллергии – это анафилактический шок, что и случилось с дочкой британского миллионера, о которой мы рассказывали выше. Как правило, те, кто склонен к такой острой реакции, имеют при себе мини-аптечку скорой помощи, но это совсем не отменяет вызова медицинской бригады скорой помощи, что невозможно сделать на борту самолета.

Как правило, большие международные авиакомпании дают возможность пассажиру заранее заказать особый ланч на борту самолета, с учетом своих индивидуальных непереносимостей.

Безопаснее, однако, перед авиаперелетом, особенно длительным, не перекусывать в кафе или ресторанах, а плотно поесть дома и взять с собой надежные проверенные бутерброды или фрукты. Очень печально, что папа пятнадцатилетней девочки пренебрег этим правилом.

Беременность

Беременным женщинам не следует предпринимать авиапутешествие на сроке от 36 недель гестации. При близнецовой или осложненной беременности – от 32 недель. Нельзя летать при установленном риске преждевременных родов (например, если ими закончилась предыдущая беременность).

Кроме того, важно учесть, что беременность является фактором повышенного риска глубокого тромбоза вен, а значит, длительных перелетов лучше не предпринимать на любом сроке.

При наличии у беременной женщины каких-либо хронических заболеваний, следует проконсультироваться с врачом и принять решение о том, стоит ли путешествовать самолетом, с учетом профессионального мнения врача.

Анемия

Анемия – это состояние организма человека, характеризующееся пониженной концентрацией гемоглобина в единице объема крови. Не являясь самостоятельным заболеванием, анемия, тем не менее, может быть серьезным препятствием для воздушного путешествия.

При уровне гемоглобина в крови ниже 75 г/л, высок риск гипоксии, и такому пассажиру может потребоваться во время полета кислород.

Важно, однако, учесть и причины анемии. Если пациент – хроник, то его организм более или менее адаптирован к существованию с таким уровнем гемоглобина. Это несколько повышает шансы того, что перелет обойдется без эксцессов. Но если человек сравнительно недавно перенес сильное кровотечение и показатели крови еще не восстановились до нормы, то лучше авиапутешествие отложить, либо предпочесть другой вид транспорта.

При серповидноклеточной анемии важно, насколько стабильным является состояние пациента на данном этапе. Если за 10 дней до намечающегося путешествия больной перенес обострение, то лететь можно лишь в авиалайнере той компании, которая гарантирует наличие запасов кислорода на борту.

Ухо-горло-нос

При отоларингологических проблемах следует посоветоваться с врачом. Синусит, полипы, недавно перенесенные операции могут быть противопоказанием к авиапутешествию, но во многих случаях врач может заключить, что для конкретного пациента особого риска перелет не влечет.

А вот что является строгим противопоказанием к перелету, так это острые состояния: инфекция среднего уха, истечение жидкости из него, недавно перенесенная операция на ухе.

После инвазивных вмешательств

Нельзя летать в течение 10 дней после полостной операции, 7 дней после операции на головном мозге, 2-6 недель после интраокулярных инъекций газа во время глазных операций.

Не рекомендуется предпринимать перелет ранее, чем через 24 часа после колоноскопии или других процедур, при которых некоторое количество воздуха проникает в кишечник.

Не следует садиться в самолет ранее, чем через 24 часа после лапароскопии.

В случаях наложения гипса не следует совершать короткий перелет ранее, чем через 24 часа, а длинный нужно отложить как минимум на 48 часов.

И, наконец, сахарный диабет

Человеку с диабетом не страшен авиаперелет, если он хорошо информирован о том, что представляет собой его заболевание и какие правила нужно соблюдать для того, чтобы избежать резких отклонений от нормы уровня сахара в крови.

По сути, все можно свести к регулярному приему инсулина (при диабете 1 типа) и других прописанных врачом препаратов и регулярному приему пищи.

В наше время далеко не все авиалинии предлагают питание на борту, а время полета может затянуться. Кроме того, из-за турбулентности покормить пассажиров могут позже, чем намечено. В силу этих причин пассажиру с диабетом очень важно иметь в ручной клади перекус, включая что-нибудь сладкое на случай гипогликемии.

Конечно же, важно иметь при себе необходимый запас инсулина, причем, в разных формах, так как если, например, сломается дозатор, у пассажира будет другой способ ввести себе препарат.

Важно иметь при себе и глюкометр, чтобы в случае ухудшения состояния, проверить уровень сахара в крови.

И еще. При полете с запада на восток, сутки становятся короче и при длительном полете они могут сократиться на несколько часов. В результате суточная доза инсулина может оказаться меньше. И наоборот, при полете с востока на запад продолжительность суток увеличивается и, соответственно, суточная доза инсулина окажется больше. Это необходимо учесть, упаковывая необходимый запас в ручную кладь.

В общем, летайте на здоровье, но помните: в том, что касается вашего физического состояния, безопасность на борту – забота не только экипажа, но и ваша собственная.

Источник:

Воздушные перелеты могут быть серьезным испытанием для здоровья. Но при каких заболеваниях и почему стоит отказаться от полета?

Почему могут быть запреты на авиаперелеты?

Чтобы проще понять, кому полет может быть опасен, начнем с того, какие факторы могут навредить. Потенциально опасное воздействие при перелетах на организм оказывают:

  • Малоподвижность в течение нескольких часов – мы долго и неподвижно сидим, что увеличивает риск тромбоза, застоя крови и других нарушений кровообращения в ногах.
  • Перепады давления при взлете и посадке – в лучшем случае заложит уши.
  • Пониженное атмосферное давление – приводит к ухудшению поступления кислорода и кислородному голоданию.
  • Сухость воздуха в самолете – пересыхает кожа, слизистые.
  • Стресс – переживания приводят к выбросу гормонов стресса, учащению сердцебиения, подъему давления.

И кому же нужна осторожность?

Лучше не лететь!

Отказать в посадке на борт могут при:

  • Инвалидности и передвижении пассажира на инвалидном кресле. Большинство авиакомпаний готово взять только одного пассажира на рейс из-за ограниченного места для коляски, поэтому стоит уточнить этот момент при выборе билета. Кстати о трудовой дискриминации инвалидов мы рассказывали здесь .
  • Значительном избыточном весе – пассажиру предлагается купить билеты на 2 соседних места, чтобы не нарушать личное пространство других.
  • Острой вирусной инфекции с явными признаками.
  • Беременности со сроком от 36 недель (срок может быть разным в разных авиакомпаниях).

О выборе другого средства для путешествий стоит подумать пациентам с заболеваниями:

  • Кровообращения: тромбозы глубоких вен и тромбофлебит.
  • Бронхиальная астма в стадии обострения, пневмония.
  • Легочная гипертензия.
  • Инфаркт или инсульт, перенесенные менее 1-1,5 месяца назад.
  • Хирургическая операция, сделанная до 3-х недель назад.

Как насчет беременных? Специалисты рекомендуют не летать со срока 36 недель (при одноплодной беременности) и 32 недели (при многоплодных беременностях), а большинство авиакомпании имеет свои ограничения. Для перелета на разрешенном, но уже большом сроке, стоит с 28 недели взять справку от врача с указанием срока и отсутствием противопоказаний.

Можно, но осторожно

Ситуации, когда полет может навредить:

  • Синуситы, гаймориты, заболевания и травмы внутреннего и среднего уха, люди, совершавшие подводное погружением менее 12 часов назад.
  • Гипертония и сердечные заболевания, наличие кардиостимулятора.
  • Анемия – повышает риск гипоксии из-за снижения количества кислорода в воздухе на высоте.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Заболевания органов дыхания с одышкой.
  • Психические заболевания и фобии.
  • Повышенная или замедленная свертываемость крови.

Могут быть и другие заболевания, при которых перелет лучше отложить или отменить совсем. Проконсультируйтесь с лечащим врачом, если здоровье не идеально.

Что же делать – отказаться от перелета и отпуска?

Нет, если нет серьезных противопоказаний и рисков. В остальных случаях стоит лучше подготовиться. И вот на что обратить внимание:

  • Возьмите с собой лекарства на случай обострения и для быстрой помощи в отпуск и в ручную кладь в самолет. Сердечные таблетки, сосудосуживающие препараты – то, что принимаете дома.
  • Выпейте кислородный коктейль перед полетом и поинтересуйтесь у бортпроводников есть ли на борту ингалятор или кислородная подушка – так можно избежать гипоксии при сердечно-сосудистых заболеваниях.
  • Выпейте седативных препаратов, чтобы меньше переживать.
  • При проблемах с сосудами старайтесь делать гимнастику для ног сидя (перекаты ног на носочки, вращения стопой), периодически ходите по салону, наденьте компрессионный трикотаж и постарайтесь выбрать место около прохода, чтобы можно было вытянуть ноги в полете.

Пример упражнений для перелета

  • Пейте больше жидкости (но не алкоголь), чтобы избежать обезвоживания.
  • Планируйте перелет не раньше, чем через 12 часов после погружения с аквалангом или через сутки, если их было несколько.
  • По возможности замените контактные линзы очками в перелете – из-за сухости воздуха с линзами может быть некомфортно.
  • Предупредите стюардессу или попутчиков, если стало нехорошо и скажите о своем заболевании, на случай потери сознания.
  • Проконсультируйтесь с лечащим врачом , какие еще меры стоит предпринять перед поездкой.

А как вы переносите перелеты? С чем возникают сложности, как справляетесь? Расскажите в комментариях!

Кстати, недавно мы рассказывали о том, на что обратить внимание в отпуске при сердечных заболеваниях. Публикация здесь .

Главное

  • Давление на борту пассажирского самолета аналогично давлению на высоте 0-2 100 метров над уровнем моря и зависит от типа воздушного судна и фактической высоты полета. Содержание кислорода в воздухе пассажирского салона составляет 21%, но по мере увеличения барометрический высоты его альвеолярное парциальное давление снижается.
  • Парциальное давление кислорода в артериальной крови (pO2) здорового человека на уровне моря составляет приблизительно 13 кПа, а на высоте 2 100 м - около 8 кПа. Симптомы гипоксии появляются только на высоте более 3 000 м, когда артериальное парциальное давление кислорода падает ниже 7 кПа. На высоте 0 метров над уровнем моря сатурация гемоглобина кислородом составляет 98%, 2 100 м - 92%, 3 000 м - 87%.
  • Пассажирский салон заполняется рециркулируемым воздухом, смена которого происходит 6-12 раз за час. Воздух очень сухой (относительная влажность - 10-20%) во время полета.
  • Изменение давления в пассажирском салоне вызывает изменения давления в закрытых полостях тела при невозможности уравнивания. Наиболее часто жалобы возникают у пассажиров с инфекциями или аллергическими заболеваниями среднего уха или придаточных пазух носа.

Заболевания и состояния, представляющие ограничения для авиаперелетов

  • При бронировании билета авиакомпанию или туроператора уведомляют о наличии любого из нижеуказанных состояний. В связи с этим при перелетах самолетами зарубежных авиакомпаний заполняют Стандартную медицинскую информационную форму для авиаперелетов MEDIF. При перелетах бортами российских авиалиний для бронирования необходимо согласовать с перевозчиком транспортировку определенных категорий больных (на носилках, лишенных зрения, с ограниченной подвижностью и т.д.); при этом пассажир обязан самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом, исходя из состояния своего здоровья. (
  • Недавно перенесенный инфаркт миокарда
  • Недавно перенесенные расстройства мозгового кровообращения
  • Недавно перенесенные травмы
  • Недавно перенесенные хирургические операции
  • Наличие симптомов ишемической болезни сердца
  • Хронические болезни легких
  • Необходимость кислородотерапии
  • Психозы
  • Заразные болезни (туберкулез, дифтерия)
  • Анемия (Hb
  • Ветряная оспа в везикулярной фазе в связи с риском заражения; в фазе сухих корочек авиаперелеты разрешены.

Члены команды не могут оказывать особую помощь отдельным пассажирам, так как они несут ответственность за безопасность всех присутствующих на борту. Они обучены оказанию первой помощи, но не уполномочены делать инъекции или вводить лекарственные препараты другим образом. Кроме того, они не могут принимать от пассажиров медикаменты на хранение на время полета.

Другие заболевания и состояния, требующие соблюдения мер предосторожности

Стенокардия легкого течения

  • Авиаперелеты не противопоказаны, если пациент способен проходить 100 метров по ровной поверхности или подниматься по ступенькам.

Снижение газообмена в легких

  • Если рО2 на высоте 0 метров над уровнем моря не превышает 9 кПа, пациенту во время длительного перелета необходим дополнительный кислород.
  • О заболевании сообщают при бронировании билета, требуется сопровождение
  • Бронируя билет, при наличии возможности заранее заказывают специальное питание. Инсулинозависимые лица провозят шприцы, иглы и лекарственные препараты в ручной клади. Расписание приема пищи и лекарств во время длительных полетов должно обсуждаться с врачом пациента, в обязанности которого это входит. См. "Режим введения инъекций при пересечении часовых поясов" в статье "Инсулинотерапия при диабете 1 типа".
  • Пассажиры с загипсованной ногой могут не поместиться в кресле; при посадке и высадке пациент должен находиться в сидячем положении и иметь возможность застегнуть ремни безопасности. Конечность не должна быть в проходе. Может понадобиться инвалидное кресло.
  • Рекомендуется избегать авиаперелетов в течение 2-4 недель после операции.
  • В разных авиакомпаниях мира установлены разные условия допуска беременных к авиаперелету. Более подробную информацию можно получить на веб-сайтах авиаперевозчиков или у туроператоров. Что касается России, то, например, в российской авиакомпании S7 беременным женщинам при регистрации в аэропорту необходимо предоставить медицинское заключение от лечебного учреждения об отсутствии противопоказаний к авиаперелету и заполнить Декларацию об освобождении авиакомпании от ответственности. Поэтому перед полетом необходимо уточнить информацию на сайте авиаперевозчика.
  • Всемирная организация здравоохранения не рекомендует пользоваться воздушным транспортом беременным женщинам, если: беременность более 36 недель, а при многоплодной беременности — более 32 недель, отмечая, что эти вопросы должны решаться на индивидуальной основе. Форму медицинских заключений (справки) можно найти на веб-сайтах авиакомпаний или туроператоров.
  • Всемирная организация здравоохранения не рекомендует пользоваться воздушным транспортом здоровому новорожденному в период менее 48 часов жизни.

Первая медицинская помощь

Для оказания первой помощи при острых состояниях, возникших во время полета, на борту имеется медицинский кислород (не у всех авиакомпаний), аптечка первой помощи, набор врача, оборудование для внутривенных инфузий и защитные комплекты на случай инфекционной болезни.

На крупных воздушных судах имеется дефибриллятор на случай сердечной аритмии, экипаж обучен его применению (в РФ дефибриллятор не входит к комплект медицинского оборудования на пассажирских самолетах).

Нарушения кровообращения при длительных авиаперелетах

При длительном нахождении в сидячем положении в ногах застаивается жидкость, что приводит к развитию отеков.

При неподвижности повышается риск тромбоза вен нижних конечностей: рекомендованы упражнения для ног или (по возможности) ходьба по салону каждые 1-2 часа. Пассажиры должны быть ознакомлены с техникой выполнения упражнений.

Симптомы со стороны ушей

Узкая евстахиева труба соединяет среднее ухо с носоглоткой и далее - с внешней средой. При простуде или, например, аллергии во время авиаперелета функционирование евстахиевой трубы может быть нарушено, что препятствует выравниванию наружного давления с давлением в среднем ухе; возможна боль в ухе, и даже развитие среднего отита.

Оборудование для оказания первой помощи на борту

Комплектация зависит от авиакомпании и типа воздушного судна

Аптечка первой помощи

  • Состав аптечки
    • Перевязочные материалы
    • Ожоговые повязки
    • Большие и малые раневые повязки
    • Лейкопластырь, булавки, ножницы
    • Клейкие повязки
    • Антисептическое средство для очистки ран
    • Клейкие повязки для закрытия ран
    • Реанимационная маска (одноразовая)
    • Анальгезирующее средство
    • Противорвотное средство
    • Противоотечный назальный спрей/капли
    • Бронходилататор (ингаляционный)
    • Антацидное средство
    • Противодиарейное средство
    • Справочник по оказанию первой помощи
    • Дешифратор световых сигналов земля/воздух
    • Одноразовые перчатки
    • Мешок для отходов
    • Форма отчета о происшествии

    Медицинский комплект для оказания неотложной помощи

    • Состав аптечки
      • Прибор для измерения АД
      • Стетоскоп
      • Шприцы и иглы
      • Трубка для интубации трахеи
      • Жгут
      • Одноразовые перчатки
      • Коробка для использованных игл
      • Мочевые катетеры и анестезирующий гель
      • Оборудование для родовспоможения
      • Кислородные маски и реанимационная сумка
      • Коронарный вазодилататор
      • Спазмолитическое средство (инъекционное)
      • Adrenalini hydrochloridum (адреналин) 1:1 000 и 1:10 000 (инъекционный)
      • Кортикостероидный препарат (инъекционный)
      • Сильный анальгетик (инъекционный)
      • Диуретик (инъекционный)
      • Антигистаминное средство (таблетки и инъекционное)
      • Седативное/противоэпилептическое средство (таблетированное/инъекционное/ректальные суппозитории)
      • Препараты для лечения гипогликемии (инъекционные)
      • Противорвотное средство (инъекционное)
      • Atropinum (атропин) (инъекционный)
      • Противоаритмическое средство
      • Бронходилататор (инъекционный и ингаляционный)
      • Перечень лекарственных препаратов, их показания и инструкции по дозировке (на родном /английском языке)

      Нормативные документы

      Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 05.10.2017) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"

      Запрет на полёт от врача могут получить те, кому по состоянию здоровья совсем нельзя летать на самолёте, или есть какие-либо ограничения. Перелёт на самолёте, к сожалению, доступен не всем, и иногда безопаснее воспользоваться услугами другого вида транспорта. В отдельных случаях авиаперелёт может сказаться на безопасности окружающих пассажиров, о чём заранее должен побеспокоиться авиаперевозчик.

      Как авиаперелет влияет на организм человека?

      За скорость передвижения приходится заплатить не только наличными, но и собственным комфортом, состоянием организма. Даже здоровый человек может почувствовать недомогание, взлетая, находясь в воздухе или уже после посадки.

      Полёты влияют на:

      При каких болезнях летать на самолете противопоказано?

      Даже здоровые люди испытывают трудности при перелёте, а пассажиры с отклонениями в физическом состоянии зачастую очень рискуют, садясь в самолёт. При некоторых состояниях существует запрет на полёты.

      С данными заболеваниями людям нельзя летать на самолете даже с сопровождением:

      • заболевания сосудов: тромбозы глубоких вен, высокое внутричерепное давление, тромбофлебит;
      • заболевания дыхательных органов: астма в стадии обострения, пневмония, лёгочная гипертензия и другие;
      • инфекционные заболевания крови, лёгких, желудка, кожи в стадии обострения. Этот пункт — забота не столько о самом пациенте, сколько об окружающих пассажирах. Многие острые инфекции легко передаются воздушно-капельным путём. В условиях замкнутого пространства самолёта обязательно произойдёт заражение;
      • психиатрические болезни, при которых пассажир может начать непредсказуемо вести себя в салоне лайнера и представлять угрозу окружающим и себе.

      Список тех, кому нельзя летать, дополняется беременными женщинами на сроке после 36 недель, младенцами меньше трёх дней от роду. Эти группы лиц допускаются только на борт спасательного самолёта и только в сопровождении врачей. Для полёта необходимы серьёзные медицинские показания.

      Можно ли летать при беременности

      Заболевания, при которых нужно соблюдать особую осторожность

      Списка болезней, ставящих полёт под вопросом, нет. Любые патологические состояния кровеносной системы, сердца, органов дыхания и перенесённые инфекции требуют предварительной консультации с врачом.

      Нельзя летать людям, перенёсшим хирургическое вмешательство в грудную клетку или пневмоторакс менее чем три недели назад. Даже если прошло больше трёх недель, лучше заранее поговорить с врачом и получить одобрение на полёт.

      Тем, кто погружался с аквалангом, перед полётом нужно выждать как минимум сутки, чтобы лёгкие оправились от полученной нагрузки.

      Если будущий пассажир недавно перенёс инфекцию, он должен пройти карантин от нескольких дней до нескольких недель после выздоровления, прежде чем садиться на борт самолёта.

      Можно ли летать на самолете после инсульта?

      Консультация специалиста обязательна тем, кто перенёс в прошлом хотя бы один инсульт. Срок давности случая — 5 лет и меньше. Полёт может спровоцировать возвращение патологического состояния и поставить под угрозу жизнь пассажира. Тем, у кого последний инсульт произошёл больше 5 лет назад, и никаких проблем с сосудами за этот период не возникало, летать разрешено без консультаций.

      Можно ли гипертоникам летать на самолёте?

      Диагностированная гипертония не считается прямым противопоказанием к полёту. Лучше проконсультироваться у кардиолога, а также запастись необходимыми препаратами, снижающими давление. Если в анамнезе есть инфаркт миокарда, жизнеугрожающие состояния сосудов, лучше перед покупкой билетов пройти обследование сердца и сосудов, чтобы оценить их работоспособность и риски.

      Подготовиться к полёту следует тем, кто часто испытывает:

      • мигрени;
      • одышку;
      • спазмы сосудов и тахикардию;
      • стенокардию;
      • проблемы со свёртываемостью крови.

      Набор высоты, длительная обездвиженность и спуск могут спровоцировать приступ. Тем же, кто, кроме высокого давления, не имеет больше никаких сопутствующих болезней, полёт разрешён.

      Можно ли после инсульта летать на самолете

      Аэрофобия

      Следует отличать настоящую фобию от дискомфорта при полете. Страхи, связанные с полётом, действиями экипажа и наземных диспетчеров, погодными условиями и прочими моментами, поддаются контролю. Если человеку предстоит лететь, а он боится, стоит воспользоваться разными способами: пообщаться с психологом, поговорить с друзьями, взять с собой на борт талисман, выпить успокоительное, попытаться расставить приоритеты и так далее.

      Аэрофобия, клаустрофобия — неконтролируемые состояния психики, при которых полёт или запрещён, или разрешён только с сопровождением. Тем, кто не может совладать со страхом высоты, замкнутого пространства и самолётов, рекомендуется выбрать другой способ передвижения.

      Потенциальные проблемы со здоровьем во время полета

      Зная специфику путешествий по воздуху, можно предугадать возможные проблемы и подготовиться к ним заранее.

      • обезвоживание — частый спутник длительных перелётов. Чтобы избежать дискомфорта кожи, воспользуйтесь перед полётом кремом. Тетрациклиновая мазь в нос не только избавит от сухости слизистой, но и защитит от бактерий соседних пассажиров. Если есть возможность, наденьте вместо контактных линз очки, чтобы не нагружать оболочку глаз;
      • проблемы с кровообращением. Сюда можно отнести проявления настораживающих симптомов: боль в ногах, их отёчность, онемение конечностей, носовые кровотечения, сильные головокружения, боль в ушах;
      • проблемы с дыханием: внезапная одышка, головокружения, ощущение нехватки воздуха, панические атаки и так далее;
      • психологические проблемы: агрессия, страх, тремор и другие неврологические проявления стресса.

      Если вы предполагаете, что в полёте могут возникнуть проблемы, лучше не отправляться в путешествие без сопровождения. Если сидящий рядом человек имеет медицинское образование — это прекрасно. Но можно просто объяснить сопутешественнику, как оказать помощь прямо на борту при возникновении нестандартной ситуации, и она, скорее всего, не возникнет. Спокойствие — главный козырь в борьбе с патологическими состояниями при перелёте.

      Можно лиМеицинское сопровождение в самолете

      Как подготовиться к перелету, если лететь необходимо?


      Состояние здоровья — важный пункт при организации полетов. Ведь человек с серьезными противопоказаниями может просто скончаться в самолете. А люди с вирусными и бактериальными инфекциями, когда они заразные, могут посадить на больничный весь рейс. Поэтому состоянию здоровья пассажира уделяется особое внимание.

      Официальные требования

      В числе основных запретов на перелет называют обычно три явных состояния:

      • Инвалидность. В одном самолете не может сразу разместиться несколько человек с ограниченными возможностями, например, с колясками и т. д.: тут стоит заранее уточнять при бронировании, нет ли других особенных пассажиров, купивших билеты раньше.
      • Вирусная инфекция. Могут потребовать справку от врача о том, что вы не заразны.
      • Избыточный вес. Здесь авиаперевозчик может потребовать выкупить два места сразу.

      Также есть риск остаться за бортом и у беременных. Следует изучать внутренние правила перевозчика по данному вопросу: некоторые запрещают полеты с 7-8 месяца, другие и вовсе перекрывают доступ практически на все время.


      Для кого опасно

      Есть ряд заболеваний, с которыми врачи советуют летать осторожно. Ведь есть риск заработать серьезные осложнения. Так, в списке самых распространенных проблем, с которыми не стоит рисковать, сердечно-сосудистые заболевания. В числе противопоказаний к перелетам в данном случае называют:

      • Инфаркт, состоявшийся за 4-6 недель до полета;
      • Стенокардия нестабилизированная;
      • Сердечная недостаточность с застойными явлениями;
      • Гипертензия, не поддающаяся контролю;
      • Проведенное за 10 дней до полета коронарное шунтирование;
      • Аритмия неконтролируемого характера;
      • Заболевания сердечного клапана.

      При наличии таких диагнозов человека можно перевозить только в специально оборудованных медицинских самолетах. Тем же, у кого сердечные патологии попроще, стоит все же предварительно убедиться, что на борту есть запас кислорода для экстренных случаев. Уведомить авиакомпанию о потенциальной необходимости такого оборудования следует заранее.


      Еще одно опасное состояние — тромбоз вен. Он может оказаться достаточно серьезной проблемой при длительных перелетах. Как отмечает ВОЗ, риск закупорки сосудов оторвавшимся тромбом увеличивается вдвое после перелета, длящегося дольше 4 часов.

      Респираторные патологии также особо опасны при полетах. Особенно если речь идет о патологиях, связанных с одышкой. Так, нельзя лететь при ОРВИ и пневмонии. Аккуратнее стоит быть астматикам: при обострении заболевания от перелетов лучше отказаться.

      Аккуратнее стоит быть и людям с аллергией. Во-первых, есть риск анафилактического шока. Во-вторых, следует заранее побеспокоиться о своем питании, заказав специальное меню. Ну и, конечно же, следует держать при себе мини-аптечку, в которой будут все средства для экстренного снятия приступа.

      Еще одна проблема для перелетов — анемия. При таком состоянии в крови человека снижается количество гемоглобина. При уровне его ниже 75 г/л возрастает риск развития гипоксии. В этом случае пассажиру будет требоваться кислород в полете. Воздержаться от полетов стоит тем, кто недавно перенес сильное кровотечение, после которого показатели крови еще не пришли в норму.

      Со стороны ЛОР-врача также могут быть свои противопоказания к перелетам. Синуситы, гаймориты, полипы в носу нежелательны для авиапутешественников. Но все же при должной подготовке и с наличием всех необходимых лекарств летать с ними вполне возможно. А вот отит, да еще и с перфорацией, когда из уха вытекает жидкость, — это крайне опасная ситуация для полета.


      Спасение на борту

      Все самолеты превентивно обеспечивают специальными средствами, которые позволят спасти жизнь человеку. Так, на борту, согласно пунктам положения правил перелетов, имеется комплект первой помощи. В нем обязательно должны быть такие средства, как:

      • Болеутоляющее;
      • Противорвотное;
      • Средство от диареи;
      • Антигистаминные препараты;
      • Капли для носа;
      • Антациды;
      • Бинты и пластыри;
      • Градусник;
      • Маска для реанимации.

      В самолетах более крупных, рассчитанных на большое количество пассажиров, — не менее 250 — в аптечке также могут лежать шприцы, капельницы, катетеры, стетоскоп и тонометр. На борту могут при необходимости даже принять роды: для этого есть все необходимые инструменты, включая зажим для пуповины.

      Читайте также: