Первая научная концепция распространения инфекционных болезней создана

Обновлено: 17.04.2024

В конце XV – начале XVI в. всю Европу охватила эпидемия сифилиса. В начале XVI столетия о нем написали Парацельс, Г Фалопий и другие ученые. По морским и сухопутным торговым путям сифилис распространился за пределами Европейского континента. Публичные бани, которые широко рекомендовались в то время в гигиенических и лечебных целях, в связи с эпидемией сифилиса были закрыты.

Причины этой мощной эпидемии еще недостаточно изучены. Одни ученые полагают, что сифилис был завезен в Европу после открытия Америки. В качестве доказательства приводится описание (1537 г.) испанского врача Диаса де Ислы, который лечил прибывших с о. Гаити людей из экипажа Колумба. По мнению большинства других ученых, сифилис уже существовал у народов Европы с древнейших времен. Доказательством этой версии служат описания античных авторов, средневековых врачей и результаты археологических раскопок могильников в разных районах Европы и Азии. По всей вероятности, сифилис издавна существовал в Европе, Азии и Америке, а внезапная эпидемия конца XV – начала XVI столетия в Европе была обусловлена длительными войнами, массовыми передвижениями людей, а возможно, и появлением нового штамма возбудителя, завезенного с Американского континента.

В то же время в Америку в процессе конкисты были завезены новые, неизвестные там ранее болезни. Среди них оспа – оспа. Эта печальная страница истории континента становится еще более трагической в связи с тем, что конкистадоры использовали инфицированную оспой одежду в целях истребления непокорных аборигенов. В этой жестокой бактериологической войне погибли миллионы коренных жителей, многие районы Америки совершенно обезлюдели.

Смертность от оспы в то время была чрезвычайно высокой. До введения оспопрививания по методу Э.Дженнера (1796 г.) только в Европе ежегодно оспой заболевало около 10 млн человек, их которых умирало от 25 до 40%.

Причины эпидемий в Средние века становились непонятны. Огромные размеры приносимых ими бедствий и беспомощность человека вызывали величайшее смятение и суеверный ужас.

Деятельность врачей великой эпохи Возрождения отражена в талантливых произведениях искусства, которые сегодня принадлежат к бесценным сокровищам мировой культуры. Представленные на них сюжеты и сцены врачевания весьма связаны с уриноскопией (лат. urinoscopia; от лат. Urina – моча и греч. skopeo – смотрю). Этот метод наряду с опросом и осмотром, был во времена Фрокастро одним из важнейших средств обследования больного в Западной Европе.

В то время еще не было (и не могло быть) научно обоснованных методов изучения причин заболеваний и способов борьбы с повальным болезнями, - их возбудители оставались тогда невидимыми и неизвестными, а наука о них еще только зарождалась. Достойными представителями этого научного направления стали впоследствии Д.С. Самойлович и Э. Дженнер, Л. Пастер и И.И. Мечников.

Открытие возбудителей инфекционных заболеваний, начавшееся в конце XIX в., и их научное изучение привели в наши дни к цивилизации многих инфекционных болезней в масштабах государств, регионов, континентов, а порой и всего Земного шара. Ярким примером тому является ликвидация оспы на нашей планете по программе, предложенной делегацией СССР на XI Ассамблее Всемирной организации здравоохранения в 1958 г. и осуществленной к концу 1970-х гг. совместными усилиями народов стран мира.

История эпидемий в эпоху Возрождения характеризуется двумя факторами: с одной стороны, намечается некоторое ослабление "старых" болезней – проказы и чумы, а с другой – появляются новые болезни (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф). До введения оспопрививания по методу Э. Дженнера (1796) только в Европе ежегодно оспой заболевало около 10 млн человек, из которых умирало от 25 до 40%. В целях истребления аборигенов конкистадоры распространяли среди них зараженную одежду. В этой жестокой бактериологической войне погибли миллионы коренных жителей; многие районы Америки совершенно обезлюдели.

Причины эпидемий в средние века еще не были известны. Огромные размеры приносимых ими бедствий и беспомощность человека вызывали величайшее смятение и суеверный ужас. Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракасторо – итальянским ученым – врачом, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся представителей эпохи Возрождения

Согласно его учению, существуют три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Введенный им термин инфекция означал "внедрение", "проникновение", "порчу". От него произошло название "инфекционные болезни", введенное впоследствии немецким врачом К. Гуфеландом. Термин дезинфекция также предложен Фракасторо. Однако во времена Фракасторо еще не могло быть действенных, научно обоснованных методов борьбы с повальными болезнями, их возбудители оставались тогда невидимыми и неизвестными, а наука о них еще только зарождалась. Ее достойными представителями стали впоследствии Д. С. Самойлович и Э. Дженнер, Л. Пастер и И. И. Мечников.

Открытие возбудителей инфекционных заболеваний, начавшееся в конце прошлого века, и их научное изучение в наши дни привели к ликвидации многих инфекционных болезней в масштабах государств, регионов, континентов, а порой и всего земного шара. Ярким примером тому является ликвидация оспы на нашей планете по программе, предложенной делегацией СССР на XI Ассамблее Всемирной организации здравоохранения в 1958 г. и осуществленная в 80-х годах совместными усилиями народов всех стран мира.

Послетекстовые задания

1.История эпидемий в эпоху Возрождения.

2.Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней.


Профилактика зародилась в связи с попытками эмпирического поиска средств предохранения от болезней и несчастных случаев в виде элементов индивидуальной и личной гигиены. Возникновение общественной профилактики связано с развитием государства и обязанностей его органов и учреждений по осуществлению предохранительных мер в первую очередь от массовых заболеваний населения.

Вплоть до XVIII–XIXвв. профилактическая медицина, по сути, была эмпирической, т.е. ее рекомендации не были научно обоснованы. Многолетний опыт медицины свидетельствует о том, что люди научились предупреждать болезни раньше, чем становились ясными причины и механизмы ихразвития. Так, Э.Дженкер произвел прививки против оспы в 1796г. – более чем за 100лет до открытия возбудителя этой болезни. Или другой пример: люди умели предупредитьразвитие цинги (например, употреблением квашеной капусты в рационе морских экспедиций) задолго до открытия витамина С, дефицит которого является причинойразвития данной болезни. Вэпоху Возрождения усилилась профилактическая направленность медицины. Накопленный опыт явился поводом к созданию профилактической медицины, основанной на достижениях фундаментальной науки. Вчастности, Ф.Бэкон считал укрепление здоровья, искоренение болезни, продление жизни человека основными задачами медицины.

Впроизведениях X–XIIIвв. (Иллариона Киевского, Нестора, Владимира Мономаха и др.) упоминаются сведения о лечебной диететике, почерпнутых из народной медицины восточных славян, например, назначение сырой печени трески – при куриной слепоте, или витаминосодержащих овощей и ягод (хрен, редька, лук, морошка и др.) – при цинге. Вдревнерусском врачевании большое значение придавали предупреждению болезней.

В периодразвитого капитализма, под влиянием общественности, революционных движений, достижений науки, раскрывшей причины массовых инфекционных заболеваний, возникает потребность в организации общественного здравоохранения, общественной гигиены и учения о профилактике (как его главной проблемы). Вдореволюционной России идеи профилактикиразделяли лучшие врачи. Наразвитие профилактической медицины большое влияние оказывала передовая общественная мысль. Гигиенические предписания и представления о приоритете профилактических мер в известной степени отражали передовые идеи А.Н.Радищева, М.В.Ломоносова, А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева. Воснове влияния подобных идей на дальнейшее становление общественной профилактики находилосьразвитие взглядов о взаимосвязях и единстве организма человека и окружающей среды, соотношении биологического и социального, первостепенной роли социальных факторов, социальной обусловленности здоровья.

Эмпирические изыскания, обобщение опыта народной медицины, догадок и предположений уступили место профилактической медицине как естественнонаучному направлению. Гигиеническая наука стала опираться на данные физиологического эксперимента, микробиологии, патологии, физики, химии и других естественных наук. Одновременно все большее влияние получали идеи общественной гигиены, учение о первостепенной роли социальной среды для здоровья населения и его охраны. ВXVIIIвеке, особенно во второй половине, в России насчитывалось значительное количество медиков. Многие из них оставили заметный след во врачебной науке, создав труды по анатомии, физиологии, практической медицине. Некоторые из этих трудов навсегда стали достоянием медицинской науки. Для уяснения главных этаповразвития учения о внутренних болезнях в России нет необходимости останавливаться наразборе всего, что было достигнуто в этой области знания – достаточно познакомиться с творческими достижениями наиболее видных представителей науки.

Выдающиеся деятели отечественной медицины М.Я.Мудров, Г.А.Захарьин, А.А.Остроумов, Н.И.Пирогов, С.П.Боткин и другие в своих трудах большое внимание обращали на роль профилактики в борьбе с болезнями. История достойно оценила эту славную плеяду корифеев русской клинической медицины, создавшую самобытное прогрессивное направление в отечественной науке и вразвитии мировой профилактической медицины. Матвей Яковлевич Мудров – профессор Московского университета, виднейший представитель терапии первой половины XIXв. считал первой обязанностью врача наблюдение за здоровыми людьми для ранней диагностики и предупреждения заболеваний.

Первая городская общественная санитарная организация в России возникла в Москве. ВСанкт-Петербурге в связи с угрозой эпидемии холеры в феврале 1867г. Городской думой была образована исполнительная городская санитарная комиссия. До 1879г. санитарный надзор в городе находился в ведении городовых врачей. Вэтом же году была организована Временная комиссия общественного здравия в связи с угрозой Вятлянской чумы. Эта комиссия продолжала работать и впоследующие годы: 1879–1881гг. – в связи с эпидемиями тифа и оспы, 1881–1883гг. – с эпидемиями дифтерии и скарлатины. В1881г. в Санкт-Петербурге был составлен проект организации врачебно-санитарного надзора для борьбы с эпидемиями силами сверхштатных городовых врачей, а в 1884г. в ведение Городской думы перешло врачебно-санитарное дело со сверхштатными городовыми врачами.

Вг.Перми в 1872г. положено начало первой земской санитарной организации в России. Вгубернском земстве введена должность губернского санитарного врача, на которую был приглашен опытный земский врач Иван Иванович Моллесон, ставший одним из идеологов профилактического направления в земской медицине.

Учёные А.П.Доброславин и Ф.Ф.Эрисман явились выразителями прогрессивных идей русской общественной мысли 60-хгодов в гигиене. Их деятельность была связана с деятельностью первых земских и городских санитарных учреждений, а также Общества русских врачей в память Н.И.Пирогова. Они были руководителями выполненных земскими санитарными врачами исследований, посвященных медико-топографическому описаниюразличных городов и районов России, благоустройству населенных мест, водоснабжению, статистике заболеваемости населения.

Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко с первых дней советской власти проводил титаническую организаторскую работу по обеспечению санитарного благополучия страны,разрабатывал важнейшие законодательные документы по вопросам профилактической медицины.

Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей:

–единые принципы организации и централизация системы здравоохранения;

–равная доступность здравоохранения для всех граждан;

–первоочередное внимание детству и материнству;

–единство профилактики и лечения;

–ликвидация социальных основ болезней;

–привлечение общественности к делу здравоохранения.

Николай Семашко создал образцовую систему, которую заимствовали многие страны мира. Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт – участковая поликлиника – районная больница – областная больница – специализированные институты.

Для борьбы с профессиональными заболеваниями на предприятиях с вредными условиями труда создавались медсанчасти, которые должны были контролировать условия труда и здоровье работников. Там же создавались профилактории, своеобразные санатории на рабочем месте. Впоследствии медсанчасти появились практически на всех крупных предприятиях.

Профилактика понималась Семашко и вузком, и вшироком смысле. Вузком – как санитарные мероприятия, в широком – как оздоровление, предупреждение и профилактика болезней. Задача каждого врача и всей системы медицинских учреждений, как считал Семашко, состояла не только в том, чтобы вылечить, но чтобы предупредить болезнь, которая рассматривалась как следствие неблагоприятных социальных условий и неправильного образа жизни. Всвязи с этим особое внимание уделялось таким социальным болезням, как венерические, туберкулез и алкоголизм. Для этого была создана система соответствующих диспансеров, которые должны были не только лечить, но и отслеживать условия жизни больных, информируя власти о несоответствии этих условий санитарным нормам и о потенциальной угрозе, которую больные могут представлять для окружающих.

Важной мерой профилактики, по мнению Николая Семашко, были вакцинация, которая впервые приняла общенародный характер и помогла изживанию многих заразных болезней, и санитарно-гигиеническая пропаганда, которой уделялось огромное внимание как одному из средств предупреждения эпидемий и формирования здорового образа жизни. Поначалу к пропаганде привлекались многие выдающиеся поэты и художники, а также широкие слои общественности.

В стройную систему оздоровления, профилактики и здравоохранения естественным образом включались дома отдыха и санатории. Санатории, пребывание в которых входило в лечебный процесс, были подчинены Наркомздраву, а дома отдыха – профсоюзам, то есть общественности, или, говоря современным языком, гражданскому обществу, которое должно было следить за оздоровлением трудящихся.

Вмарте 1919года в принятой на 8съезде РКП(б) Программе партии предпосылкой решения задач в области охраны и укрепления здоровья трудящихся было определено профилактическое направление – проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждениеразвития заболеваний.

В этот период партия поставила задачи профилактики:

1.Решительное проведение широких санитарных мероприятий в интересах трудящихся:

а)оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды, воздуха);

б)организация мер, предупреждающихразвитие и распространение заразных болезней;

в)создание санитарного законодательства.

2.Борьба с социальными болезнями (туберкулезом, венерическими болезнями, алкоголизмом).

3.Обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной и лекарственной помощи.

В1926–1940гг. основным методом лечебно-профилактической помощи провозглашается диспансеризация. Одним из первых диспансерный метод стал внедряться в Московском здравоохранении. Активно он применялся в Ленинграде, Киеве и других крупных городах. Опыт диспансеризации этихлет имел положительное значение: диспансерный метод вышел за рамки социальных болезней.

Как секретарь Всероссийской Лиги борьбы с туберкулезом, З.П.Соловьев уделял большое внимание санитарному просвещению и профилактике в борьбе с туберкулезом в России. Призывал в своих печатных работах к проведению массовых кампаний, в частности, в сельской местности, по борьбе с этой тяжелой болезнью. Вгоды Гражданской войны много делает для организации борьбы с эпидемиями тифа и холеры. Развертывается большая санитарно-просветительная работа в воинских частях, в госпиталях, среди гражданского населения.

Генеральной линией в охране общественного здоровья населения в годы войны являлась профилактическая направленность здравоохранения. Целью данной работы стало обобщение и систематизация опыта профилактической работы гражданского здравоохранения периода Великой Отечественной войны 1941–1945гг. Вгоды Великой Отечественной войны, не смотря на огромные трудности экономического характера, шел интенсивный процесс усиления и совершенствования профилактической работы, профилактика обогатилась новыми формами и методами.

Лечебно-профилактическая доктрина,разработанная в годы войны, включала целый ряд профилактических мер. Одной из основных проблем военного времени была профилактика раневой инфекции. Широкое применение получил метод первичной хирургической обработки ран. Раннее хирургическое вмешательство, удаление омертвевших тканей, наложение вторичного шва были важнейшими профилактическими мерами, предотвращавшими возникновение инфекции в ране.

Профилактика авитаминозов в армии и на фронте в условиях военного времени стала одной из проблем научных исследований крупных советских ученых. Внаучных учрежденияхразрабатывались технологии изготовления витаминов и методика их применения, изыскивались новые источники сырья. Вноябре 1942г. НКЗ СССР принял решение об ускоренном выпуске синтетической аскорбиновой кислоты и доведении норм выработки в 1943г. до трех тонн, или 150мл человеко-доз в год, рекомендовал изготовление витаминов из местного сырья (хвоя, шиповник и др.). Учёный Ф.Г.Кротков сделал много дляразвития военной и радиационной гигиены. Во время Великой Отечественной войны в качестве главного гигиениста Советской Армии руководил санитарно-гигиеническим обеспечением. Он сформулировал основные правила санитарного благополучия войск, профилактики авитаминозов у военнослужащих. Одной из ярких страниц, вписанных Ф.Г.Кротковым в развитие отечественной и мировой гигиенической науки, является научное обоснование гигиенического нормирования факторов окружающей и производственной среды. Он выступил в защиту необходимостиразработки предельно допустимых концентраций (ПДК) и уровней факторов окружающей среды.

Широко и действенно метод ЛФК применяли в госпиталях. Важной социально-экономической задачей, имеющей оборонное значение, была охрана труда и здоровья рабочих. Вусловиях начавшейся войны медико-санитарные части стали основной организационной формой медицинского обеспечения здоровья рабочих оборонной промышленности. Приказ НКЗ СССР №393 от 29июля 1941г. обязывал органы здравоохранения на местах организовать медсанчасти на всех предприятиях оборонной промышленности. Вгоды Великой Отечественной войны эта система профилактического обслуживания рабочих получила широкоеразвитие и организационное закрепление. Медико-санитарная часть как комплекс стационарных, поликлинических отделений, пунктов здравоохранения, диетических столовых с методическим центром для профилакториев именно в годы войны была включена в номенклатуру учреждений здравоохранения. Впериод Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства (1941–1952гг.) была создана эффективная система санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, охватывающих войска и гражданское население страны. Во всех республиках Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении предусмотрено осуществление гигиенического воспитания граждан в системе социально- экономических и медико-санитарных мер, направленных на охрану здоровья населения СССР.

Профилактическое направление, государственный, общественный характер медицины, планирование здравоохранения и другие принципы, воплощённые на практике в СССР и других социалистических странах, нашли растущее международное признание.

В задачи санитарного просвещения входят распространение гигиенических и медицинских знаний средиразличных групп населения, выработка навыков здорового образа жизни, антиалкогольная пропаганда. Согласно приказу министра здравоохранения СССР от 19.V.1964г., каждый врач и средний медработник ежемесячно обязаны выделять 4часа из своего рабочего времени для санитарно-просветительской работы.

Министр здравоохранения СССР, акад. Е.И.Чазов, в 14.03.1988г. подписал приказ о создании Всесоюзного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава СССР, основной задачей которого сталаразработка и внедрение научно-обоснованных методов выявления и профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний (НИЗ).

С1января 1989г. служба санитарного просвещения реорганизована в службу санитарного просвещения – в центры здоровья. Целью деятельности службы формирования здорового образа жизни является повышение уровня санитарной культуры населения, проведение оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и активного долголетия.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармоническогоразвития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Укажите один верный вариант ответа

1.Общие чертыразвития врачевания в странах Древнего мира всё, кроме:

а)изобретение письменности (с4–3-го тысячелетий дон.э.) и создание первых текстов медицинского содержания (с конца 3-готысячелетия дон.э.)

б)формирование двух направлений лечебной деятельности: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях

в)развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических)

г)подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах)

д)формирование гистологии как науки

2.Содержание принципа профилактической медицины советской России – всё, кроме:

б)внедрение платной медицины

в)создание профильных НИИ

г)борьба с эпидемиями. Ликвидация особо опасных инфекций (чума, холера, малярия и др.).

3.Назовите принципы отечественного здравоохранения,разработанные под руководством Н.А.Семашко:

а)государственный характер, плановость, профилактическое направление, санитарное просвещение и гигиеническое воспитание; единство медицинской науки и практики

Истоки эпидемиологии уходят в глубокую древность, так как эпиде­мии тяжелых заразных болезней человека были на протяжении всей исто­рии и всегда наносили существенный ущерб здоровью населения нашей планеты.

Эпидемиология (греч. epidemiologia; от epidemia — массовое заболевание и logos — учение) — наука о причинах и законах массового распространения инфекционных болезней, методах их профилактики и ликвидации.

Борьба со смертоносными эпидемиями осуществлялась с незапамятных времен только эмпирически (конечно, на уровне знаний каждой эпохи). И по существу развитие эпидемиологии стало возможно только в начале XX столетия, в результате становле­ния микробиологии как науки, когда впервые были выделены причин­ные агенты — возбудители различных заразных болезней человека, что и дозволило разработать научно обоснованные меры профилактики против некоторых из них.

Как всякая другая наука, эпидемиология имела свои вы­раженные, нередко поворотные этапы своего развития, кото­рые были естественным следствием развития смежных научных дисциплин и появления новых фактов о природе каждого из этих массовых заболеваний.

Добактериологический период (до последней четверти XIX века)

На вопрос: когда, где и почему "начались" инфекции, точный и простой ответ дать невозможно. И эпидемиология как наука не "началась" в строго определенный исторический момент, она постоянно вырастала из отдельных фактов, наблюдений, формировалась и видоизменялась вместе с создающим ее человеком.

Казалось бы, что у того первобытного примитивного человеческого общества, которое еще даже не возделывало землю и не приручало живот­ных, не должно и не могло быть тех заразных болезней, которые мы наблюдаем сейчас. В то же время палеонтологические исследования, уносящие нас вглубь тысячелетий, подтверждают, что некоторые хорошо изученные теперь инфекции (полиомиелит) были известны и в древней­шие времена.

Еще со времен Гиппократа предметом изучения науки об эпидемиях (эпидемиологии) были массовые заболевания, распространенные в человеческом обществе, именно в общест­ве, а не среди отдельных лиц. Уже одно это обстоятельство существенно отличало и отличает эпидемиологию от всех иных смежных биологических и медицинских наук, как, например, клиника заболевания, микробиология, иммунология, парази­тология и др., которые не только возникли, но и оформились как науки значительно позже, чем эпидемиология. Причем объектом исследования являются отдельные индивидуумы (больные) или же отдельные факторы и компоненты, опреде­ляющие природу заболевания, но не причины развития мас­совых явлений (эпидемий) в человеческом обществе. Именно последнее обстоятельство не только было причиной самостоя­тельного развития эпидемиологии как науки, но и определило специфичность эпидемиологического метода исследования, преимущественно ему свойственного.

Таким обра­зом, предметной областью эпидемиологии в отличие от предметной области клинической медицины с самого начала ее формирования была заболеваемость, а не болезнь.

В начальном периоде становления эпидемиологии послед­няя пользовалась методом наблюдения, сопоставления наблю­даемых явлений и сравнительным анализом полученных дан­ных, т. е. установлением связей между наблюдаемыми явле­ниями.

Гиппократ делал безошибочные эпидемиологические за­ключения, пользуясь одной лишь гениальной наблюдательно­стью, которая не только не потеряла своего значения в наши дни, а, наоборот, стала ведущим направлением современной эпидемиологии (global epidcmiological Servians).

Еще в древности были замечены две осо­бенности массовых болезней: с одной стороны, склонность к повальному распространению среди людей, с другой — связь заболеваний с определенными местностями (территориями). Эти до известной степени противоположные тенденции в раз­витии эпидемий заразных болезней явились основанием для двух гипотез об их природе — контагиозной и миазматиче­ской, которые длительное время существовали, пока не были открыты возбудители заразных болезней, и тем самым были заложены научные основы для изучения их эпидемиологии.

Этот взгляд нашел отражение в древних письменностях Египта, Китая, Индии (Ведды, законы Ману), Иудеи (книга Левит), в которых для борьбы с распространением заразных болезней рекомендовались меры по изоляции больных (на­пример, изгнание прокаженных из общества), простейшие ме­ры дезинфекции и др.

Понятие о контагии более определенно выражено в трудах древнейших греческих и римских ученых Гиппократа, Лукреция, Цельсия. В середине века эти идеи нашли отражение в трудах Ибн-Сина (Авиценна), Фракастро, Сиденгама.

Конституциональная гипотезу развил в своих трудах английский врач Самдешема (1627- 1689).

В России в добактериологическую эру гипоте­зу живой природы возбудителей заразных болезней обосновал и защищал выдающийся эпидемиолог Д. С. Самойлович(1724—1810). Он считается основоположником русской эпидемиологии.

Гипотеза о живой природе возбудителей заразных болез­ней окончательно утвердилась и стала подлинно научной теорией после великих открытий Пастера, И. И. Мечникова, Коха, с именами которых связано начало бактериологической эры учения о заразных болезнях.

Несколько иначе происходило развитие миазматической гипотезы. Эта гипотеза отражала еще в древности установлен­ные факты связи некоторых инфекционных заболеваний с определенными местными условиями. Так, холера была изве­стна в Индии с незапамятных времен под названием mame mori (большой мор), в Иране под названием abe morde (вод­ная смерть), в то же время в Европе она, по-видимому, не появлялась до XIX века, если не считать возможных заболе­ваний холерой в войсках Александра Македонского во время его попыток завоевать Индию.

В трудах ученых средних веков наряду с учением о кон­тагии нередко проводится мысль о локально миазматических влияниях как причинах заразных болезней. Наибольшее раз­витие эта теория получила в XIX веке в трудах Петтенкоффера, объяснявшего разный уровень заболеваемости населения особенностями почвы, высотой стояния грунтовых вод и дру­гими особенностями местности.

Взгляды Петтенкоффера были опровергнуты развитием микробиологии как несостоятельные и не могли, естественно, возродиться. Однако известная доля истины в них была и заключалась в том, что открытие возбудителя заразной болезни еще не дает понимания закономерностей распространения эпидемий.

Таким образом, начальный период развития эпидемиологии характеризовался развитием и совершенство­ванием метода наблюдения, что и позволило в определенной степени ограничить массовые заболевания (в том периоде в основном заразные) от других спорадических и не связанных единой цепью заболеваний, на основании чего и были созданы теоретические основы учения об эпидемиях.

Это обстоятельст­во способствовало разработке более или менее рациональных, хотя и эмпирических, мер борьбы с эпидемиями. Хорошо из­вестно, что уже в этом периоде была установлена связь ки­шечных заболеваний с водой и продуктами питания, чумы— с грызунами, малярии — с комарами и т. д.

Уже в этом пе­риоде были установлены и разработаны меры общей и част­ной профилактики некоторых заразных болезней человека.

Например, метод специфической профилактики оспы по Дженнеру. До вве­дения оспопрививания по методу Э.Дженнера только в Европе оспой еже­годно заболевало около 10 млн человек, из которых умирало от 25 до 40 %.

Родоначальником эпидемиологического метода в со­временном его понимании иногда называют английского врача Сноу, ко­торый в предбактериологический период вскрыл истинные механизмы распространения холеры в Лондоне на основе исключительно сопоставления патогенеза инфекции и условий ее распространения, а также сопоставления особенностей распределения заболеваний с теми условиями, в которых они возникают. Им впервые было сформулировано положение о контролях при проведении эпидемиологических исследований. Джон Сноу навсегда вошёл в историю медицины и как пионер-эпидемиолог. Именно он был первым врачом, который заявил о распространении холеры водным путём.

Первые десятилетия бактериологического периода (конец XIX века – начало XX века)

Сам факт получения чистых культур микроорга­низмов - этиологических агентов заразных болезней человека, возможность дифференцировки различных клинических про­явлений одной и той же нозологической формы заболевания, раскрытие возможности постановки в биологических экспери­ментах на животных, наконец, зарождение теории иммунотерапии - создали научно обоснованную базу развития эпидемио­логии и в первую очередь проблемы специфической профи­лактики заразных болезней человека.

Развитие эпидемиоло­гии в этом периоде связано с успехами бактериологии (Л. Пастер, И.И.Мечников, Р.Кох), иммунологии (И.И.Мечников, П.Эрлих), вирусо­логии (Д.И.Ивановский) и других медико-биологических дисциплин, а также в связи с начавшимися социально-гигиеническими исследованиями.

В этом периоде эпидемиология прочно встала на путь научного развития, а успех эпидемиологии в борьбе и профилактике инфекционных болезней поставил эту науку на первое место среди наук гигиенических, целью которых является охрана здоровья человечества и общества, и сделал ее основной на­укой — предупредительной медициной (М. Кандау).

Эпидемиологические исследования позволили установить, что распространение заразных болезней человека, помимо ря­да биологических факторов, зависит от условий жизни людей и прежде всего от общественно-экономических условий.

Эпидемиология этого времени в России

В учебных медицинских заведениях (начало XIX века) на первых этапах дифферен­циации медицинской науки, теоретический курс эпидемиологии преподавался в органической связи с клинической медициной. Практические же аспекты профилактики в течение длительного времени (до второй половины XIX века) преподавались в самостоятельном курсе медицинской полиции. Это объяснялось тем, что рекомендации того времени по профилактике эпидемий сводились к тем или иным гигиеническим мероприятиям, проведение которых могло быть осуществлено лишь администрацией.

Затем курс медицинской полиции был переименован в курс гигиены и медицинской полиции. А в конце 60-х - начале 70-х годов XIX века на медицинском факультете Московскою университета и в Петербург­ской военной медико-хирургической академии были открыты самостоятельные кафедры гигиены, программы преподавания на которых включали преимущественно вопросы эпидемиологии. Первые заведующие кафедр гигиены Ф. Ф. Эрисман (Москва) и С. П. Добрословин (Петербург) были в рав­ной степени гигиенистами и эпидемиологами.

Дифферен­циация гигиены и эпидемиологии способствовали бактериоло­гические открытия последней четверти XIX века. Благодаря работам Л. Пастера, Р. Коха, П. Мечникова. П. Эрлиха, Д. И. Ивановского, Н. Ф. Га­малеи инфекционная природа эпидемических болез­ней стала уже не гипотезой, а фактом.

Период возрождения и развития эпидемиологии на новой научной основе (начало второй четверти XX века до настоящего времени)

Возрождение эпидемиологии на новой теоретической и методической ос­нове происходило на базе синтеза достижений новых медицинских наук в ин­тересах объяснения причин и условий возникновения и распространения эпидемий и обоснования мер профилактики.

Такое возрождение относится к концу первой – второй четверти XX века и связано с именами Д. К. Заболотного (1866 -1929), Л. В. Громашевского (1887-1980), В. А. Башенина (1882-1978), Е. Н. Павловского (1884-1980) .

Выдающееся значение имели исследования Тарасевича, Е. И. Мзрциновского, , Г. Ф. Вогралика, В. А. Башенина, М. Н. Соловьева, К. И. Скрябина. За ру­бежом много ценного в развитие эпидемиологии внесли Topley, Stallibrass, Lavergne и др.

Открытие возбудителей ряда инфекционных заболеваний сделало возможным научно обоснованное их изучение и ликвидацию в масштабах го­сударств, регионов, континентов, а порой и всего Земного шара (например, ликвидация оспы).

Третий период развития эпидемиологии тесней­шим образом связан с научно-технической революцией в области естествознания в целом и биологии в частности. Сущность заключается в том, что еще сравнительно недавно сложные биологические явления природы, к которым могут быть отнесены и инфекционные заболевания, вследствие слабого развития некоторых точных наук с трудом поддавались объективному изучению. Эпиде­миологам часто приходилось ограничиваться добросовестным описанием отдельных фактов и зримо наблюдаемых явлений, редко удавалось научно обоснованно выявлять все связующие их закономерности, которые в основном строились или на эм­пирических наблюдениях, или результатах научного экспе­римента, теоретического объяснения которому еще не было.

Развитие вирусологии, генетики микроорганизмов, молекулярной биологии, биохимии возбу­дителей и биохимии вирулентности организмов и др. способст­вовало развитию эпидемиологии, призванной раскрывать причины такого сложного социально-биологического явления, как массовые заболевания в человеческом обществе. Этим и объ­ясняется, что современная эпидемиология является весьма широкой медицинской дисциплиной, имеющей обширные меж­дисциплинарные связи с множественными областями меди­цинской и др. наук.

Из всех медицинских наук она наиболее близко соприка­сается с проблемами биологическими и в первую очередь с познанием природы возбудителей болезней (микробиологией); с проблемой реакции организма человека на встречу с пато­генными и непатогенными паразитами (общей и частной им­мунологией) ; с учением о факторах внешней среды (эколо­гией человека, животных и микроорганизмов); с учением о наследственности (генетикой); с проблемами математически­ми, социологическими, философскими и др.

Эпидемиология своей близостью к этим наукам не только использует их до­стижения и методы исследования, но и теоретически осмысливает их, подчиняя последние интересам решения эпидемиологических задач. Этим и объясняется, что в процессе своего исторического развития эпидемиология обнаруживает выра­женную тенденцию к постепенному расширению границ пред­мета своих исследований.

Мировые эпидемии и пандемии

На протяжении всей истории Нового времени на Земном шаре продолжали свирепствовать эпидемии - массовые инфекционные заболевания в масштабах города, страны, региона — и пандемии (греч. pandemia - весь народ в целом) - необычайно сильные эпидемии, охватывавшие несколько стран и континентов. Они поражали огромные массы населения. Их география неуклонно рас­ширялась. Среди инфекционных заболеваний выделяют особо опасные инфек­ции (чума, оспа, холера, желтая лихорадка); их характеризуют высокая контагиозность, быстрота распространения и высокая смертность.

В XVI — XVII вв. в мире повсеместно распространилась оспа - одна из древ­нейших инфекционных болезней, известная в Старом Свете еще с III тыся­челетия до н.э. В начале XVI в. она впервые была завезена испанскими конки­стадорами на Американский континент. Число жертв, унесенных оспой толь­ко на территории современной Мексики, составило 3,5 млн. человек.

Высокая смертность от инфекционных болезней, которая, как правило, превышала человеческие жертвы во время военных действий, была связана также с частыми эпидемиями гриппа. Только в XVIII в. из семи крупных эпиде­мий гриппа четыре приняли характер пандемий.

Огромный ущерб человечеству нанесли также эпидемии желтой лихорадки и сыпного тифа, столбняк и малярия, дизентерия и гельминтозы.

В 1892 г. в Юго-Восточной Азии зародилась третья пандемия чумы. Выйдя за пределы континента через портовые города, она в короткие сроки охватила Европу, Африку, Австралию, Северную и Южную Америку. За 10 лет третья пандемия чумы унесла более 12 млн. человеческих жизней.

Начало научной разработке основ государственных мероприятий по пресе­чению чумы и борьбе с ней было положено в XVIII в. В значительной степени это связано с историей России и особенно с эпидемией моровой язвы (бубон­ной чумы) в Москве в 1770 —1772 гг.

Во время первой Русско-турецкой войны (1768 —1774 гг.) чума была занесена в Европу из Турции. В конце 1769 г. она появилась в русских войсках, омрачив их блиста­тельные победы; в начале 1770 г. охватила Молдавию и Валахию, к лету перешла в соседние польские провинции, охватила Украину, затем проникла в Центральную Россию и неуклонно продвигалась к российской столице.

Читайте также: