Первые шаги трубача чумов ноты

Обновлено: 23.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

«Первый год обучения на медных инструментах

Автор: Каляцкий К.Г.

г. Братск 2014 год

Практическая работа

Пояснительная записка

В Духовой оркестр принимаем детей в возрасте 10-11 лет с музыкальными данными (слух, память, ритм), обладающими здоровым сердцем и легкими, а также с нормальным строением губ, зубов и рук.

Обучение начинается на альтах и тенорах и постепенно подводим к исполнению несложных партий альтов и второго тенора.

Занятия первого года обучения состоят из индивидуальной и ансамблевой подготовки.

На индивидуальные занятия первого года обучения отводится два часа в неделю. Данные два часа делятся на три занятия. Самоподготовкой дети занимаются в помещении оркестра.

Ансамблевая подготовка проходит один раз в неделю со второго полугодия первого года обучения.

На первых индивидуальных занятиях ученики знакомятся с краткой историей инструмента, на котором ему предстоит заниматься, его устройством и названием частей, сборкой и разборкой, правилами хранения и ухода за ним.

Рассказываю об основных правилах, постановке исполнительского аппарата, знакомлю с техникой дыхания, объясняю зависимость длительности звука, извлекаемого на духовом инструменте, от продолжительности выдоха играющего.

Извлечение звука начинаем с работы на мундштуке.

На этих же занятиях знакомлю ученика с элементами музыкальной грамотности:

Понятие о музыкальном звуке;

Различие звуков по высоте (низкие, средние, высокие);

Нотный стан (нотоносец);

Счет линий нотоносца, добавочные линии, сверху и снизу нотоносца;

Расположение нот в скрипичном ключе;

Деление общего звукового диапазона на октавы;

Название октав (показываю звучание октав на фортепьяно).

Ученик записывает в нотной тетради расположение звуков и их название на нотоносце (в пределах октавы) целыми нотами.

Учится писать скрипичный ключ и ноты: целые, половинные, четвертные. Знакомство с нотной грамотой чередуется с работой на мундштуке. После того, как ученик научился правильно извлекать протяжные звуки на мундштуке, знакомим его со счетом ногой целых, половинных и четвертных нот (четверть: на раз ступня вниз, на и ступне вверх). Следующий – этап занятий на инструменте.

Добиваемся правильно извлекать звуки, без шипа с удовлетворительной интонацией и относительной четкостью атаки.

Прежде чем перейти к следующему упражнению, объясняем ученику, что такое такт, размер такта 2/4; 3/4; 4/4; и С; целая и половинная пауза, затем обращаю внимание ученика на динамику mf (не очень громко).

После того, как ученик освоил это упражнение, даем ему для разучивания следующее упражнение:

hello_html_1069087.jpg

К разучиванию этих упражнений добавляю мелодию:

Русская народная песня

hello_html_m4259ecd.jpg

После усвоения учеником материала переходим к следующему упражнению:

hello_html_m4cfc49c0.jpg

hello_html_m73e3dbbf.jpg

После усвоения и этого материала добавляем еще одно упражнение в этом же диапазоне, следим за правильным дыханием атакой звука и способом извлечения звука штрихом деташе и знакомится с четвертными паузами:

hello_html_69bd8925.jpg

hello_html_m4a7baf89.jpg

Этот звукоряд ученик играет целыми, половинными и четвертными длительностями.

Теория: знаки альтерации (диез, бемоль, бекар).

(Русская народная песня)

(Русская народная песня)

hello_html_d1659f0.jpg

Теория: лига, фермата, половинная нота с точкой.

Упражнение на лигу, фермату и половинную ноту с точкой:

hello_html_m5f78650.jpg

(Русская народная песня)

hello_html_m520951ec.jpg

Легато – один из наиболее часто употребляемых штрихов. Легато означает очень связное исполнение, при котором один звук плавно и естественно переходит в другой. Штрих легато выполняется на непрерывном выдохе и, в отличие от всех других штрихов, без участия языка. В нотном тексте легато обозначается изогнутой вверх или вниз дугообразной линией – лигой:

hello_html_m2adcae9c.jpg

Цель следующих этюдов и песен – тренировка губ, дыхания, координации действий пальцев и языка, а также за правильным исполнением ритма с помощью ноги. Все этюды и песни сначала разучиваем в медленном темпе.

hello_html_1c51b430.jpg

hello_html_m69c3af99.jpg

Первая часть настоящей программы очень важна, поэтому подробно

hello_html_745a5ed9.jpg

а затем приступаем к изучению упражнений, этюдов, песен. Счет длительностей ведется ногой (ступня - камертон) учеником самостоятельно.

Изучение материала первой части необходимо для тренировки амбюшура,

дыхания, языка и интонации, а также для развития пальцев и чтения нот. От правильного индивидуального подхода при освоении данной части программы зависит появление у ученика интереса к овладению инструментом.

Теория: гамма и ступени гаммы. Мажорный и минорный лады. Три вида минора (натуральный, гармонический, мелодический). Интервалы, Нюансы (динамические оттенки). Основные темпы.

Необходимо объяснить ученику графическое изображение восьмых нот, пауз и их счет. Затем разобрать следующее упражнение на восьмые длительности:

hello_html_m782f4d3.jpg

hello_html_41ff6f39.jpg

Для закрепления понятия о восьмых длительностях предлагаем ученику выучить русскую народную песню в ритмических вариантах:

Для дальнейшего развития исполнительских навыков ученика, используется материал русских народных песен на пройденные длительности.

hello_html_m42b5f218.jpg

hello_html_mb525af5.jpg

В начале повторяем пройденный материал,

hello_html_69581a59.jpg

а затем разбираем упражнения на тему четверть с точкой:

hello_html_28bdb0e2.jpg

hello_html_m42586e7c.jpg

hello_html_m3e84ff44.jpg

В процессе работы над выше стоящими песнями, ученик разучивает 3 – 4 этюда для развития техники исполнения и чтения нот.

Хорошо усвоив выше изложенный материал этой главы, ученик выступает с песенным репертуаром перед родителями, своими сверстниками в школьном классе, что побуждает его очень ответственно относиться к овладению инструментом.

Объясняем ученику написание шестнадцатых нот и пауз, а также их счет ногой.

hello_html_5e022914.jpg

Упражнение на шестнадцатые длительности:

hello_html_1dc9f87a.jpg
hello_html_m6ff2486c.jpg

Разучиваем песни на шестнадцатые длительности:

hello_html_3c2e5f0d.jpg

Латышская народная песня

hello_html_m617b8d05.jpg

Русская народная песня

hello_html_3c2e5f0d.jpg

В процессе работы над песнями добавляем 2 – 3 упражнения (этюда) предназначенных для освоения шестнадцатых длительностей.

hello_html_m6b00d0d4.jpg

При разыгрывании играем следующие упражнения:

Восьмая нота с точкой

hello_html_501dc58d.jpg

Знакомим ученика с написанием нот восьмая с точкой шестнадцатая, Разучиваем несколько упражнений на эту тему.

hello_html_2af5ebcf.jpg

hello_html_792947b8.jpg
hello_html_m70a8f1fa.jpg

hello_html_792947b8.jpg

hello_html_m51b1ea7b.jpg

3.

hello_html_58641c9e.jpg
hello_html_m58aa9c2b.jpg

Русская народная песня

Для закрепления темы кроме выше изложенных упражнений, разучиваем с учеником на длительности восьмая с точкой шестнадцатая, два – три упражнения (этюда).

Объясняем ученику и проигрываем ему на инструменте упражнения, на синкопированные длительности. Затем разбираем с ним следующие упражнения:

hello_html_2ed4c2ec.jpg

1.

2.

4.

hello_html_150268ce.jpg

hello_html_m6bdca51e.jpg

Для закрепления материала разучиваем этюд:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект открытого урока.docx

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО КЛАССУ ТРУБЫ

Преподаватель духовых инструментов

27 февраля 2017 г.

План-конспект

Лепушкиным Фёдором (блокфлейта, труба).

Дата урока: 27 февраля 2017г.

Продолжительность урока: 45 минут.

Тип урока: Закрепление изучаемого материала. Постановка звука и дыхания, отработка технических навыков игры.

Вид урока: традиционный (практическое занятие), формирование умений и навыков.

Форма урока: индивидуальная.

Цель: обучение на начальном этапе игры на блокфлейте и трубе.

Образовательные:

Формирование основных навыков при осваивании игры на инструменте:

- свободное грудо-брюшное дыхание;

- формирование губного аппарата;

- уверенное закрытие отверстий пальцами обеих рук;

- гибкость пальцев для некоторых аппликатур;

- изменение силы воздушной струи (базинг губами и на мундштуке трубы);

- постановка атаки звука (звукоизвлечение);

Воспитательные:

- воспитание эстетического вкуса;

- воспитания интереса к инструменту и музыке;

- воспитания чувства ответственности за результаты своей работы;

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание культуры поведения за инструментом.

-развитие навыков самостоятельной и творческой работы с первых занятий музыкой;

- развитие слуха, памяти, ритма, музыкального мышления;

- развитие основных навыков игры на инструменте.

Методы и приемы:

Реализуемые педагогические технологии:

Ожидаемый результат: закрепление первоначальных навыков игры на блокфлейте и трубе в сочетании с улучшением физического и психологического состояния организма.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на трубе, рекомендуется первые этапы обучения начинать с блокфлейты.

Блокфлейта – инструмент, на котором играют все – от детей до профессионалов. Этот инструмент легок в освоении, компактен, сладкозвучен, удобен. Маленький ребенок по причинам физиологического характера не может начинать обучение с игры на большом инструменте. А блокфлейта своим маленьким размером, нежным пасторальным звучанием, достаточно легким звукоизвлечением гораздо больше подходит для малышей.

Традиционная техника игры на блокфлейте подразумевает контроль над тремя основными параметрами: звучанием, интонацией (правильной звуковысотностью) и артикуляцией (способом соединения или разъединения нот).

2. Подготовка к основной части урока.

Подготовка к основной части урока: разыгрывание .

- Игра длинных звуков detache различными длительностями на нотах: соль, ля, си, до (блокфлейта); до, ре, ми, фа, соль (труба).

- Упражнения на мундштуке трубы (базинг без инструмента).

- Гаммообразные упражнения на мелкую технику.

- Проверка и контролирование правильного взятого дыхания, верной аппликатуры.

3. Основная часть урока.

Работа над пьесами - различные виды штрихов (staccato, detache).

Повтор нот, ритма (пропевание слогами), штрих staccato, игра без аккомпанемента в медленном темпе на блокфлейте.

Повтор нот, ритма (пропевание слогами), штрих detache, игра на трубе.

Работа над ритмическим рисунком, проучивание трудных мест, исправление неточностей: ноты, дыхание, штрихи (staccato).

3.4 Физкультминутка.

Выйди, выйди солнышко, (зовущие движения к солнцу)-вдох

Мы посеем зёрнышко, (присесть на корточки)-выдох

Скоро вырастит росток, (выпрямиться)-вдох

Потянется на запад, (наклон вправо)-короткий выдох

Потянется на восток, ( наклон влево)-короткий выдох

Мы по мостику пойдем, ( маршировка на месте)

В гости к солнышку придём! (поднять руки к солнцу, опустить руки вниз, стряхнуть)-свободное дыхание.

Осень, осень, листопад! (ритмические хлопки)-восьмые длительности нот

Лес осенний конопат. (щелчки пальцами)- всеми пальцами обеих рук

Листья рыжие шуршат (потереть ладошку о ладошку)

И летят, летят, летят! (качание руками).

4. Итог урока.

Подведение итогов, анализ проделанной работы (что не получилось), оценивание ученика за работу на уроке, информация о домашнем задании.

Вывод. Постановка атаки звука и артикуляция является важным разделом обучения в начальном этапе. С помощью артикуляции звука музыканты - духовики получают широчайший спектр оттенков от самого отрывистого
staccatissimoдо длиннейшего legato.

Необходимая атака и снятие звука в начале и конце звучания каждой ноты контролируются языком и пальцами. Как и любой другой инструмент, блокфлейта и труба позволяет комбинировать различные способы артикуляции при получении контрастных ритмических построений, необходимых для эффектной фразировки.

Методическая литература:

-Методика обучения игре на тромбоне. В.Сумеркин, Ленинград, 1989

-Методические рекомендации игры на тромбоне. Р.Абрамов,Петрозаводск,2002

- Основы постановки исполнительского дыхания при игре на духовых инструментах для учащихся начального и среднего-специального образования. М., 1985

Нотная литература:

-Сольфеджио. Часть 1 Фридкин

Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образован.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образован.

План-конспект урока преподавателя Ляпина С.В. Учащийся 1 класса по дополните.

Дата проведения урока: 27 февраля 2017 г. Тема: «Подготовительные упражнения.

Цель: обучение на начальном этапе игры на блокфлейте и трубе. Задачи: Образо.

Цель: обучение на начальном этапе игры на блокфлейте и трубе. Задачи: Образовательные: Формирование основных навыков при осваивании игры на инструменте: - свободное грудо-брюшное дыхание; - формирование губного аппарата; - гибкость пальцев для некоторых аппликатур; - изменение силы воздушной струи (базинг губами и на мундштуке трубы); - постановка атаки звука (звукоизвлечение, артикуляция).

Воспитательные: - воспитание эстетического вкуса; - воспитания интереса к ин.

Воспитательные: - воспитание эстетического вкуса; - воспитания интереса к инструменту и музыке; воспитания чувства ответственности; - воспитание навыков самоконтроля; - воспитание исполнительской культуры.

Развивающие: -развитие навыков самостоятельной и творческой работы с первых.

Развивающие: -развитие навыков самостоятельной и творческой работы с первых занятий; - развитие слуха, памяти, ритма, музыкального мышления; - развитие основных навыков игры на инструменте.

- развивающего обучения; - художественные; - здоровьесберегательные. Реализу.

- развивающего обучения; - художественные; - здоровьесберегательные. Реализуемые педагогические технологии:

Оборудование класса: - фортепиано; - блокфлейта, труба; - пульт для нот; нот.

Оборудование класса: - фортепиано; - блокфлейта, труба; - пульт для нот; нотный материал; компьютер; - плакаты.

Ожидаемый результат: закрепление первоначальных навыков игры на блокфлейте и.

Ожидаемый результат: закрепление первоначальных навыков игры на блокфлейте и трубе в сочетании с улучшением физического и психологического состояния организма.

План занятия 1. Введение 2. Организационный момент 3. Подготовка к основной.

План занятия 1. Введение 2. Организационный момент 3. Подготовка к основной части урока 4. Основная часть урока 5. Физкультминутка 6. Итог урока 7. Заключение (вывод)

Введение Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на тру.

Введение Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на трубе, рекомендуется первые этапы обучения начинать с блокфлейты. Традиционная техника игры на блокфлейте подразумевает контроль над тремя основными параметрами: звучанием, интонацией (правильной звуковысотностью) и артикуляцией (способом соединения или разъединения нот).

Подготовка к основной части урока Разыгрывание: игра длинных звуков detache.

Основная часть урока Работа над пьесами - различные виды штрихов (staccato.

 Физкультминутка

Итог урока Подведение итогов, анализ проделанной работы (что не получилось).

Итог урока Подведение итогов, анализ проделанной работы (что не получилось), оценивание ученика за работу на уроке, информация о домашнем задании

Заключение: Вывод. Постановка атаки звука и артикуляция является важным разд.

Заключение: Вывод. Постановка атаки звука и артикуляция является важным разделом обучения в начальном этапе. С помощью артикуляции звука музыканты - духовики получают широчайший спектр оттенков от самого отрывистого staccatissimo до длиннейшего legato. Необходимая атака и снятие звука в начале и конце звучания каждой ноты контролируются языком и пальцами. Как и любой другой инструмент, блокфлейта и труба позволяет комбинировать различные способы артикуляции при получении контрастных ритмических построений, необходимых для эффектной фразировки.

Литература: Методическая литература: -Методика обучения игре на тромбоне. В.







Краткое описание документа:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО КЛАССУ ТРУБЫ

Преподаватель духовых инструментов

27 февраля 2017 г.

План-конспект

Лепушкиным Фёдором (блокфлейта, труба).

Дата урока: 27 февраля 2017г.

Продолжительность урока: 45 минут.

Тип урока: Закрепление изучаемого материала. Постановка звука и дыхания, отработка технических навыков игры.

Вид урока: традиционный (практическое занятие), формирование умений и навыков.

Форма урока: индивидуальная.

Цель: обучение на начальном этапе игры на блокфлейте и трубе.

Образовательные:

Формирование основных навыков при осваивании игры на инструменте:

- свободное грудо-брюшное дыхание;

- формирование губного аппарата;

- уверенное закрытие отверстий пальцами обеих рук;

- гибкость пальцев для некоторых аппликатур;

- изменение силы воздушной струи (базинг губами и на мундштуке трубы);

- постановка атаки звука (звукоизвлечение);

Воспитательные:

- воспитание эстетического вкуса;

- воспитания интереса к инструменту и музыке;

- воспитания чувства ответственности за результаты своей работы;

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание культуры поведения за инструментом.

-развитие навыков самостоятельной и творческой работы с первых занятий музыкой;

- развитие слуха, памяти, ритма, музыкального мышления;

- развитие основных навыков игры на инструменте.

Методы и приемы:

Реализуемые педагогические технологии:

Ожидаемый результат: закрепление первоначальных навыков игры на блокфлейте и трубе в сочетании с улучшением физического и психологического состояния организма.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на трубе, рекомендуется первые этапы обучения начинать с блокфлейты.

Блокфлейта – инструмент, на котором играют все – от детей до профессионалов. Этот инструмент легок в освоении, компактен, сладкозвучен, удобен. Маленький ребенок по причинам физиологического характера не может начинать обучение с игры на большом инструменте. А блокфлейта своим маленьким размером, нежным пасторальным звучанием, достаточно легким звукоизвлечением гораздо больше подходит для малышей.

Традиционная техника игры на блокфлейте подразумевает контроль над тремя основными параметрами: звучанием, интонацией (правильной звуковысотностью) и артикуляцией (способом соединения или разъединения нот).

2. Подготовка к основной части урока.

Подготовка к основной части урока: разыгрывание .

- Игра длинных звуков detache различными длительностями на нотах: соль, ля, си, до (блокфлейта); до, ре, ми, фа, соль (труба).

- Упражнения на мундштуке трубы (базинг без инструмента).

- Гаммообразные упражнения на мелкую технику.

- Проверка и контролирование правильного взятого дыхания, верной аппликатуры.

3. Основная часть урока.

Работа над пьесами - различные виды штрихов (staccato, detache).

Повтор нот, ритма (пропевание слогами), штрих staccato, игра без аккомпанемента в медленном темпе на блокфлейте.

Повтор нот, ритма (пропевание слогами), штрих detache, игра на трубе.

Работа над ритмическим рисунком, проучивание трудных мест, исправление неточностей: ноты, дыхание, штрихи (staccato).

3.4 Физкультминутка.

Выйди, выйди солнышко, (зовущие движения к солнцу)-вдох

Мы посеем зёрнышко, (присесть на корточки)-выдох

Скоро вырастит росток, (выпрямиться)-вдох

Потянется на запад, (наклон вправо)-короткий выдох

Потянется на восток, ( наклон влево)-короткий выдох

Мы по мостику пойдем, ( маршировка на месте)

В гости к солнышку придём! (поднять руки к солнцу, опустить руки вниз, стряхнуть)-свободное дыхание.

Осень, осень, листопад! (ритмические хлопки)-восьмые длительности нот

Лес осенний конопат. (щелчки пальцами)- всеми пальцами обеих рук

Листья рыжие шуршат (потереть ладошку о ладошку)

И летят, летят, летят! (качание руками).

4. Итог урока.

Подведение итогов, анализ проделанной работы (что не получилось), оценивание ученика за работу на уроке, информация о домашнем задании.

Вывод. Постановка атаки звука и артикуляция является важным разделом обучения в начальном этапе. С помощью артикуляции звука музыканты - духовики получают широчайший спектр оттенков от самого отрывистого
staccatissimoдо длиннейшего legato.

Необходимая атака и снятие звука в начале и конце звучания каждой ноты контролируются языком и пальцами. Как и любой другой инструмент, блокфлейта и труба позволяет комбинировать различные способы артикуляции при получении контрастных ритмических построений, необходимых для эффектной фразировки.

Методическая литература:

-Методика обучения игре на тромбоне. В.Сумеркин, Ленинград, 1989

-Методические рекомендации игры на тромбоне. Р.Абрамов,Петрозаводск,2002

- Основы постановки исполнительского дыхания при игре на духовых инструментах для учащихся начального и среднего-специального образования. М., 1985

Нотная литература:

-Сольфеджио. Часть 1 Фридкин

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Методическая разработка

Система комплексных ежедневных упражнений трубача способствует развитию главных основополагающих элементов техники владения инструментом, позволяет быстро подготовить исполнительский аппарат к последующим занятиям или работе, постепенно приучает губные мышцы к большим нагрузкам.

Направленность упражнений сводится к стремлению выработать у исполнителя гибкого и выносливого амбушюра, широкого и развитого дыхания, чёткого и подвижного языка, согласованной беглости пальцев, чуткого и активного музыкального слуха.

Занимаясь самостоятельно трубачи должны учитывать три главных условия: систематиченость занятий, регулярность, постепенный переход от простого к сложному; сознательное отношение к исполнительскому процессу и постоянный контроль за деятельностью исполнительского аппарата, за звуковым результатом.

Следует учитывать, что во время занятий необходимо выбирать доступный по диапазону учебный материал. Для того чтобы губной аппарат не переутомлялся, отдельные упражнения можно огблегчать: не доигрывать до конца, делать купюры, исполнять варианты, указанные в нотном тексте. Необходимо предусматривать разумные перерывы в занятиях.

Положение корпуса исполнителя во время игры должно отвечать следующим требованиям: спина выпрямлена, руки согнуты в локтях и слегка приподняты (нельзя прижимать их к корпусу, поскольку это затруднит процесс дыхания), голова также держится прямо, так как её наклоны в любую сторону могут нарушать правильное положение мундштука на губах.

Приступая к занятиям, следует учитывать, что мундштук в большинстве случаев устанавливается на губах так, чтобы примерно две трети его располагалось на верхней губе, а треть на нижней.

Работа амбушюра (фр. – у рта) заключается в приготовлении и изменении положения, формы и степени напряжённости мышц лица, губ, языка во время звукоизвлечения. При переходах с относительно низкого на более высокий звук нельзя допускать смещения (перестановки) и прижима мундштука. При этом следует сжимать круговую мышцу губ к центру и сокращать губное отверстие. Для перехода с высокого звука на низкий губные мышцы следует расслаблять.

Язык выполняет роль клапана, регулирующего движение струи воздуха и обеспечивает чёткое начало звука (атаку), поэтому он должен обладать большой подвижностью. Атака звука должна происходить при взаимодействии и координированных движениях губ, языка, дыхания и пальцев.

Пальцевой техникой, то есть быстрыми чёткими движениями пальцев, следует овладевать постепенно, в процессе длительной тренировки; при этом необходимо следить, чтобы исполнитель держал пальца округло, нажимая на помпы или вентили ногтевыми фалангами пальцев, избегая излишнего напряжения и не поднимая пальцы высоко при игре.

В координации всех видов исполнительской техники главная роль принадлежит музыкальному слуху, с помощью которого регулируется динамика, высота, вибрация, продолжительность и тембр звука. Слух помогает правильной фразировке, смене дыхания, поэтому развитие этого качества у исполнителя и умение постоянно контролировать и слушать себя имеет первостепенное значение.

Поскольку дыхательные мышцы, мышцы губ и щёк обычно находятся в статическом, вялом состоянии, рекомендуется перед игрой выполнять несколько предварительных упражнений без инструмента для того, чтобы согреть мышцы амбушюра, сделать их эластичными, а дыхательные мышцы привести в рабочее состояние.

Произвести один глубокий вдох, при котором используется весь объём лёгких, все дыхательные мышцы; сложить губы, как при свисте, и медленно подтягивая их вплотную к зубам, не растягивая их при этом (как при улыбке), сохраняя упругость мышц произвести ровный, продолжительный выдох, заставить вибрировать и жужжать эпителии плотно сомкнутых губ при прохождении через них струи воздуха. Следует помнить, что начало звука – это движение полной струи воздуха без помощи языка.

Основой ежедневных занятий является выдержанные звуки. Начинать разыгрывание следует с извлечения звуков среднего регистра (ноты соль 1-ой октавы), постепенно опускаясь и поднимаясь по полутонам соответственно к нотам соль малой октавы и соль второй октавы.

Каждый продолжительный звук играется сначала пианиссимо, в следующем такте крещендируется, затем доводится до форте; спад в динамике такой же медленный и постепенный, как и крещендо. Извлекать звуки следует с чёткой атакой. Хорошее качество звучания - результат устойчивой, ровной струи воздуха, поэтому при исполнении данного упражнения необходимо научиться делать достаточно быстрый и глубокий вдох и гораздо более продолжительный и равномерный выдох. Основная цель этого упражнения: добиться тембровой чистоты и ровности звука, то есть отсутствия шипения, различных призвуков, толчков, прерывистости и дрожания; добиться устойчивого в интонационном отношении звука. Следует помнить, что при исполнении каждой ноты нужен тщательный слуховой самоконтроль. Рекомендуется убирать мундштук с губ после каждого звука.

Следует помнить, что при исполнении педальных звуков и соответственном расслаблении губных мышц обычное положение мундштука на губах не должно изменяться.

После каждой серии нот следует играть до малой октавы. Эта нота помогает максимально расслабить губы, нормализует кровообращение и благоприятно влияет на восстановительный процесс, предохраняет звуковую щель от зажимания в верхнем регистре, устраняет напряжённость в горле и гортани, увеличивает объём полости рта и способствует свободному выдоху при исполнении следующей серии нот в верхнем регистре.

Для развития техники пальцев и языка рекомендуется исполнять хроматические гаммы в штрихах деташе и легато. Исполнение хроматических гамм способствует развитию лёгкости атаки звука, свободы дыхания и даёт возможность достичь беглости пальцев и подвижности языка, а также координации между ними.

Работая над гаммами необходимо следить за тем, чтобы звуки любой высоты были одинаковыми по громкости, тембру, воспроизводились интонационно чисто и метрически устойчиво. Ежедневно рекомендуется работать над одной мажорной и одной минорной гаммами; играть доминантсептаккорд с обращением, арпеджио трезвучия в миноре. При исполнении гамм необходимо следить за одинаковой плотностью всех звуков, их равномерностью. Звуки должны следовать непрерывно друг за другом без пауз, но с чёткой атакой.

Так же рекомендуется играть секвенции. Секвенции – упражнения, развивающие исполнительскую технику трубача. Короткие секвентные фразы, построенные на разных приёмах игры, быстро восстанавливают утерянные навыки, служат хорошим учебным материалом для совершенствования техники игры на трубе. При исполнении секвенций необходимо добиваться чёткой атаки звуки и ровного звучания в разных регистрах. При переходе от нижнего звука к верхнему и наоборот мундштук не должен менять своего положения на губах. Не следует забывать о дыхании и о самом тщательном слуховом самоконтроле, от которых во многом зависит качество звучания инструмента и интонационная сторона исполнения.

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Российская Национальная Библиотека Трубача

Александр Буравлев

Александр Буравлев

Михаил Сорока

Российская Национальная Библиотека Трубача, здравствуйте, есть возможность перезалить апертуру языка ? при попытке скачать выдает ошибку, кстати остальные файлы тоже не открываются((

Читайте также: