План мероприятий по локализации и ликвидации бешенства

Обновлено: 24.04.2024

В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 02.09.2013, N 35, ст. 4516.

Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее - планы мероприятий) и требования к их содержанию.

2. Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

3. Планы мероприятий разрабатываются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - объекты).

В случае если 2 и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.

5. Срок действия планов мероприятий составляет:

а) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях, - 6 месяцев;
б) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых, - 1 год;
в) для объектов I класса опасности - 2 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта);
г) для объектов II класса опасности - 3 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта);
д) для объектов III класса опасности - 5 лет (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта).

6. В случае если в отношении расположенных на одном земельном участке или на смежных земельных участках 2 и более объектов, для которых пунктом 5 настоящего Положения установлены различные сроки действия планов мероприятий, разрабатывается единый план мероприятий, срок его действия устанавливается равным наименьшему сроку, предусмотренному указанным пунктом в отношении этих объектов.

7. Планы мероприятий пересматриваются:

а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;

б) не позднее 1 месяца после:

реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений;
внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок, внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии;

в) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;

г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

8. Планы мероприятий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).

9. Планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.

10. План мероприятий предусматривает:

а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;
б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организацию взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокацию сил и средств;
д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;
е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;
ж) систему взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;
и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;
л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

11. План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.

12. Общие разделы плана мероприятий содержат:

а) характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;
б) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий;
в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.

13. Специальные разделы плана мероприятий:

а) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий;
б) определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Лицам, подвергшимся риску инфицирования вирусом бешенства обеспечить:

- оказание незамедлительно первой медицинской помощи в случае первичного обращения пострадавших от укусов, оцарапывания, ослюнения животными;

- назначение немедленно курса антирабических прививок в соответствии с "Инструкцией по применению вакцины антирабической культуральной концентрированной очищенной инактивированной сухой и антирабического иммуноглобулина" от 12.03.03 г.;

- непрерывность проведения курса антирабических прививок в выходные и праздничные дни, принять меры по обеспечению явки пострадавших для продолжения курса лечения

Обеспечить госпитализацию пострадавших от укусов, оцарапывания, ослюнения животными в ГКБ N 68

Передавать сведения в отдел государственный регистрации заболевания ФГУЗ "ЦГиЭ" в городе Москве:

- о больных бешенством или с подозрением на бешенство;

- о каждом обратившемся по поводу укуса, оцарапывания, ослюнения животными;

- о поствакцинальных осложнениях и реакциях на введение антирабических препаратов

Передавать сведения в отдел государственный регистрации заболевания филиал ФГУЗ "ЦГиЭ" в ЮВАО:

- о случаях переезда на другое место жительства пострадавших, не закончивших курс антирабических прививок;

- о случаях возникновения поствакцинальных осложнений и реакций на введение антирабических препаратов;

- о прививающихся, но не закончивших курс антирабических прививок;

- о каждом случае отказа от прививок

Информировать каждого пострадавшего о возможных последствиях отказа от прививок и госпитализации, риске заболевания бешенством, сроках наблюдения за животными

Организовать разъяснительную работу среди населения об опасности бешенства, необходимости проведения антирабических прививок населению, мерах по профилактике бешенства, с привлечением всех средств массовой информации:

- выступление на кабельном телевидении

ТО Управления Роспотребнадзора

Информирование о возникновении бешенства среди животных:

- главного государственного инспектора города Москвы, ТОУ Роспотребнадзора, префектуры АО, ФГУ "Центр ветеринарии";

- начальника ГУ "Московское объединение ветеринарии", ГУ "Московская станция по борьбе с болезнями животных"

ГВЛ, Главный госветинспектор по АО, отдел ПЭ и ЛПМ Комитета ветеринарии;

ГВЛ, начальник СББЖ ЮВАО, начальники отделов ООПДиЛБЖ или ООВСЭиЛР ГУ "Мосветобъединение"

Проведение эпизоотолого-эпидемиологического обследования эпизоотического очага и неблагополучного пункта по факту выявления бешенства животных

Ветеринарные специалисты Комитета ветеринарии и ГУ "Мосветобъединение" совместно с ТОУ Роспотребнадзора

С получением лабораторного заключения

Представление проекта распоряжения префекта ЮВАО об установлении карантина на территории района Выхино-Жулебино

Комитет ветеринарии, ТОУ Роспотребнадзора

Проведение вынужденной дезинфекции территории и объектов эпизоотического очага

ГУ "Московская станция по борьбе с болезнями животных"

Отлов на неблагополучной территории безнадзорных и бесхозяйных животных

Управа района, подрядные организации по отлову животных, ГУ ИС района, ГДЕЗ

На период карантина

Выявление подозрительных по заболеванию и подозреваемых в заражении бешенством животных на неблагополучной территории

Ветеринарные специалисты СББЖ ЮВАО

На период карантина

Умерщвление всех выявленных животных с клиническими признаками бешенства и их лабораторное обследование, а также собак и кошек, подозрительных по заболеванию бешенством, кроме нанесших укусы людям или животным, которых изолируют и оставляют под наблюдением

Ветеринарные специалисты СББЖ ЮВАО, ГВЛ, ГУ "Мосветстанция"

На период карантина

Информирование СББЖ ЮВАО обо всех случаях гибели животных на неблагополучной территории

Управа района, ГВЛ

Информирование населения об опасности заражения бешенством. Организация выездных прививочных пунктов для вакцинации против бешенства владельческих собак и кошек

СББЖ, управа района, ГУ ИС района

Сбор информации об укусах людей и животных

СББЖ ЮВАО, ТОУ Роспотребнадзора, управа района

Приведение в надлежащее санитарное состояние площадок для мусоросборников и других мест возможного скопления безнадзорных животных

Управа района, ГУИС района

Принятие мер, исключающих возможность проникновения собак и кошек в подвалы, на чердаки и другие нежилые помещения

ГУИС района, ДЕЗ, руководители объектов

Представление донесений и отчетов о проведенном комплексе противоэпизоотических и профилактических мероприятий

ООПДиЛБЖ ГУ "Мосветобъединение", СББЖ ЮВАО

По завершению мероприятий

Подготовка акта о проведенных противоэпизоотических и профилактических мероприятиях за период карантина с заключением о целесообразности его снятия

Комитет ветеринарии, ГУ "Мосветобъединение"

По завершении запланированных мероприятий

Подготовка проекта распоряжения префекта ЮВАО о снятии карантина по бешенству

Комитет ветеринарии, ТОУ Роспотребнадзора

Через два месяца со дня последнего случая заболевания животных бешенством и выполнения комплекса запланированных мероприятий

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

План
профилактических, противоэпизоотических и карантинных мероприятий по локализации и ликвидации очага бешенства животных в д. Подталицы Богородского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области

Сообщить о заболевании животных в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора, начальникам станций по борьбе с болезнями животных соседних муниципальных районов Ивановской области

немедленно при выявлении заболевания и при каждом случае выявления заболевания

бюджетное государственное учреждение Ивановской области "Ивановская областная станция по борьбе с болезнями животных"

Выехать на место, провести эпизоотическое обследование очага и неблагополучного пункта, определить границы угрожаемой зоны

немедленно при выявлении заболевания и при каждом случае выявления заболевания

бюджетное государственное учреждение Ивановской области "Ивановская областная станция по борьбе с болезнями животных"

Проводить разъяснительную работу среди населения об опасности заболевания бешенством и мерах по его предупреждению

бюджетное государственное учреждение Ивановской области "Ивановская областная станция по борьбе с болезнями животных",

управление Роспотребнадзора по Ивановской области (по согласованию)

Организовать подворный обход неблагополучного населенного пункта для выявления лиц, нуждающихся в прививках против бешенства, проверки условий содержания собак, кошек и других животных, выявления больных бешенством, подозрительных по заболеванию и подозреваемых в заражении животных

в период действия карантина

бюджетное государственное учреждение Ивановской области "Ивановская областная станция по борьбе с болезнями животных",

управление Роспотребнадзора по Ивановской области (по согласованию)

Сжигать трупы умерщвленных и павших от бешенства животных. Снятие шкур с трупов запрещено

при выявлении трупов

администрация Ивановского муниципального района Ивановской области (по согласованию)

под контролем бюджетного государственного учреждения Ивановской области "Ивановская областная станция по борьбе с болезнями животных"

Вакцинировать против бешенства восприимчивых животных в эпизоотическом очаге и угрожаемой зоне в соответствии с инструкцией по применению антирабической вакцины

в период действия карантина

бюджетное государственное учреждение Ивановской области "Ивановская областная станция по борьбе с болезнями животных"

Места, где находились животные, больные и подозрительные по заболеванию бешенством, предметы ухода за животными, одежду и прочие вещи, загрязненные слюной и другими выделениями больных животных, подвергнуть дезинфекции

в период действия карантина

бюджетное государственное учреждение Ивановской области "Ивановская областная станция по борьбе с болезнями животных"

Сообщать работникам бюджетного государственного учреждения Ивановской области "Ивановская областная станция по борьбе с болезнями животных" о случаях покуса людей, сельскохозяйственных и домашних животных бродячими собаками, кошками и дикими животными

Осуществлять наблюдение за животными, покусавшими людей и других животных

бюджетное государственное учреждение Ивановской области "Ивановская областная станция по борьбе с болезнями животных"

Не допускать к охоте не привитых против бешенства собак

Обеспечить отлов бродячих животных в неблагополучном пункте и угрожаемой зоне

администрация Ивановского муниципального района Ивановской области (по согласованию)

Содержать в надлежащем санитарном состоянии территории предприятий по переработке животноводческой продукции, рынков, свалок, площадок для мусора и других отходов

владельцы территорий предприятий по переработке животноводческой продукции, рынков, свалок, площадок для мусора и других отходов

Организовывать дератизационные мероприятия в жилом секторе и на предприятиях торговли с целью снижения численности синантропных грызунов (крыс, мышей)

владельцы соответствующего объекта или территории

Доставлять покусавших животных в ветеринарные учреждения для осмотра и карантинирования в течение 10 дней. Покусанные и подозрительные животные должны быть изолированы

немедленно при выявлении

Установить регулярное наблюдение за животными неблагополучных территорий

до снятия карантина

бюджетное государственное учреждение Ивановской области "Ивановская областная станция по борьбе с болезнями животных"

Внести представление о снятии карантина по истечении 2 месяцев со дня последнего случая заболевания животных бешенством при условии выполнения запланированных противоэпизоотических и профилактических мероприятий

через 2 месяца после последнего случая заболевания

начальник службы ветеринарии Ивановской области

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

от 2 апреля 2012 года N 47

Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) и утверждении плана мероприятий по ликвидации бешенства животных

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Губернатора Пензенской обл. от 04.12.2012 N 174, вступающего в силу со дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________

Руководствуясь Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 21.04.2005 N 796-ЗПО "О ветеринарии в Пензенской области" (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 10.04.2006 N 1005-ЗПО "О Губернаторе Пензенской области" (с последующими изменениями), санитарными правилами СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 N 54 "Об утверждении СП 3.1.7.2627-10", ветеринарными правилами ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство.", утвержденными постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.05.1996 N 11 и Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 18.06.1996 N 23 (с последующими изменениями), на основании представлений Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 27.03.2012 N 15-1582 и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области от 21.03.2012 N 2032 /3,

1. Признать эпизоотическим очагом по бешенству подворье гр.Лемаевой В.А. (Пензенская область, Шемышейский райо с.Наскафтым, ул. Советская, д.39).

2. Объявить населенный пункт с.Наскафтым Шемышейского района Пензенской области неблагополучным по бешенству животных с наложением карантина (далее - неблагополучный пункт) на срок три месяца.

3. Утвердить прилагаемый План мероприятий по ликвидации бешенства животных в неблагополучном пункте.

4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области, которые признаны неблагополучными пунктами, принять участие в исполнении Плана мероприятий по ликвидации бешенства животных.

5. Министерству сельского хозяйства Пензенской области в сроки, установленные действующими ветеринарными правилами, внести представление об отмене ограничительных мероприятий (карантина).

6. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы агропромышленной политики и агропромышленного комплекса.

Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев

УТВЕРЖДЕН
постановлением
Губернатора Пензенской области
от 2 апреля 2012 года N 47

ПЛАН
мероприятий по ликвидации бешенства животных в неблагополучном пункте

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей" (приложение).

Профилактика бешенства среди людей

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10

I. Область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний бешенством среди населения Российской Федерации.

1.2. Соблюдение санитарных правил обязательно для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на всей территории Российской Федерации, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

1.3. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил возложен на органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

II. Общие положения

2.1. Бешенство (гидрофобия) - острая вирусная зоонозная инфекция, характеризующаяся симптомами полиэнцефалита. При наличии клинических проявлений у человека болезнь заканчивается летальным исходом.

2.2. Резервуарами инфекции в природных биотопах являются плотоядные животные и летучие мыши, в населенных пунктах - домашние плотоядные (собаки, кошки) и сельскохозяйственные животные.

На территориях с повышенной плотностью популяции диких животных формируются стойкие природные очаги бешенства.

2.3. Источником инфекции для человека являются животные, находящиеся в инкубационном периоде заболевания, или с клинической картиной бешенства.

Инкубационный период заболевания определяется локализацией и тяжестью нанесенных повреждений и составляет от нескольких дней до 1 года и более.

2.4. Механизм передачи возбудителя реализуется путем непосредственного контакта человека с источником инфекции в результате нанесения укуса, ослюнения и других повреждений кожных покровов или наружных слизистых оболочек, возможен также аэрозольный механизм передачи инфекции.

III. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за бешенством среди людей

3.1. При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за бешенством среди людей проводится динамическое наблюдение за эпидемическим процессом бешенства, целью которого является оценка ситуации и разработка адекватных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекции среди людей и формирования эпидемических очагов.

3.2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за бешенством среди людей включает:

- мониторинг заболеваемости бешенством людей с учетом условий районирования (территориальности), сезонности, цикличности эпидемических и эпизоотических процессов;

- мониторинг обращаемости населения по поводу нападения и укусов животными;

- анализ данных по результатам оказания антирабической помощи;

- слежение за проведением профилактической вакцинации лицам, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения бешенством;

- оценку эффективности проводимых мероприятий;

- прогнозирование развития эпидемиологической ситуации.

3.3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за бешенством среди людей проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

IV. Выявление больных бешенством, лиц с подозрением на это заболевание

4.1. Выявление больных бешенством осуществляют специалисты лечебно-профилактических учреждений, независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности при оказании всех видов медицинской помощи на основании клинико-эпидемиологических и лабораторных данных, в первую очередь при обращении населения за медицинской помощью по поводу нападения и укуса животными или ослюнения поврежденных кожных покровов или наружных слизистых оболочек.

4.2. Лица, травмированные или ослюненные больным бешенством животным, или подозрительным на это заболевание животным подвергаются риску инфицирования бешенством.

4.3. Медицинские работники, выявившие лиц, подозрительных на инфицирование вирусом бешенства, обязаны собрать эпидемиологический анамнез, незамедлительно сообщить о них в органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор и ветеринарный надзор.

Полноту, достоверность и своевременность учета лиц, подвергшихся риску инфицирования, а также информирование органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают руководители лечебно-профилактических организаций.

4.4. При сборе эпидемиологического анамнеза медицинские работники устанавливают (с указанием места и времени) все сведения о животном, напавшем на человека.

V. Мероприятия в отношение больных или подозрительных на заболевание бешенством

5.1. При обращении человека за медицинской помощью по поводу нападения и укуса животного или ослюнения поврежденных кожных покровов или наружных слизистых оболочек медицинские работники обязаны определить объем и оказать медицинскую помощь, назначить и начать курс лечебно-профилактических прививок, проинформировать пострадавшего о необходимости прохождения профилактических прививок и возможных последствиях при нарушении курса прививок.

5.2. Больные, у которых развилась клиническая картина бешенства, или с подозрением на заболевание, подлежат обязательной госпитализации.

5.3. Обслуживающий больного бешенством персонал должен работать в защитной одежде (халаты, очки, маски и перчатки), особенно при проведении таких процедур, как интубирование, отсасывание жидкостей и другие.

5.4. Инструменты после использования должны подвергаться дезинфекции.

5.5. Тела людей, умерших от бешенства, представляют низкий риск распространения инфекции. Рекомендуется раннее захоронение тела умершего от бешенства или его кремация.

VI. Лабораторная диагностика бешенства

6.1. Лабораторные исследования материала от больных бешенством проводят учреждения, имеющие лицензию на работу с микроорганизмами I - II групп патогенности.

6.2. Работа по сбору, хранению, транспортировке и вирусологическому обследованию материалов от больных бешенством проводится в соответствии с действующими нормативными методическими документами.

6.3. Для диагностики бешенства применяются методы микроскопического, серологического и молекулярно-генетического анализов, а также метод биологической пробы на мышах (является одним из обязательных при постановке диагноза).

6.4. Прижизненная диагностика бешенства практического применения не имеет в связи с ограниченной чувствительностью.

6.5. Положительный ответ, полученный каким-либо одним методом, аннулирует отрицательные результаты всех других тестов.

6.6. Тест-системы, используемые для лабораторной диагностики бешенства, должны быть разрешены к применению в установленном порядке.

VII. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при регистрации случаев бешенства или подозрения на них среди людей

7.1. В случае выявления больного бешенством (подозрительного на заболевание) проводится комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на выявление круга лиц, подвергшихся риску заражения и недопущение распространения инфекции среди людей.

7.2. Животное, с которым связан подозрительный на заболевание бешенством человека случай, подлежит изоляции на 10 суток или умерщвлению (в случае агрессивного поведения). Материал от погибшего животного должен быть доставлен в специализированную лабораторию специалистами ветеринарной службы.

7.3. Предметы быта, территория, которая могла быть контаминирована подозрительным на заболевание бешенством животным, останки животного должны быть подвергнуты дезинфекции.

7.4. В целях выявления лиц, подвергшихся риску заражения, проводятся подворные (поквартирные) обходы с участием медицинских работников и сотрудников ветеринарных учреждений.

7.5. Лиц, подвергшихся риску заражения направляют на консультацию врача-травматолога, который определяет объем оказания медицинской помощи и лечения, включая постэкспозиционную профилактику.

7.6. Специалисты органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводят эпидемиологическое расследование с установлением причинно-следственной связи по каждому случаю, подозрительному на заболевание бешенством среди людей,

- совместно со специалистами, осуществляющими ветеринарный надзор определяют границы очага бешенства,

- совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают оперативные планы противоэпидемических, противоэпизоотических и профилактических мероприятий в целях локализации и ликвидации очага, обеспечивают контроль за проведением комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге.

VIII. Постэкпозиционная профилактика бешенства у людей

8.1. Специфическое антирабическое лечение (постэкпозиционную профилактику), пострадавших от укусов подозрительных на бешенство животных лиц, начинают до получения результатов лабораторных исследований животных.

8.3. При положительном результате лабораторной диагностики животного, обследованного на бешенство, начатый курс специфического антирабического лечения продолжается, при отрицательном результате - курс вакцинации прекращается.

8.4. При наличии у животного подозрительных на бешенство клинических проявлений продолжается курс антирабического лечения, несмотря на отрицательный результат лабораторной диагностики.

8.5. В случае, если животное, находившееся под наблюдением, не заболело (не погибло) в течение 10 дней с момента нанесения повреждений (ослюнений) человеку, то курс антирабического лечения прекращается.

8.6. В случаях различных нарушений курса антирабических прививок (несоблюдение сроков вакцинации, нарушения последовательности введения препарата и пр.) должно проводиться определение иммунного статуса прививающихся с целью дальнейшей корректировки проводимого специфического лечения.

8.7. Определение иммунного статуса является обязательным у лиц, специфическое лечение которых проводится на фоне приема кортикостероидов и иммунодепрессантов, а также ВИЧ-инфицированных.

8.8. По окончании курса профилактической и лечебно-профилактической иммунизации каждому пострадавшему должен быть выдан сертификат о вакцинации против бешенства.

8.9. Антирабическое лечение включает в себя местную обработку раны, проводимую как можно раньше после укуса или повреждения, и введение антирабической вакцины. При наличии показаний проводится комбинированный курс лечения: антирабический иммуноглобулин (АИГ) с целью пассивной иммунизации и антирабическая вакцина в соответствии с инструкциями по применению антирабических препаратов.

IX. Мероприятия по предупреждению случаев бешенства среди людей

9.1. Органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.

9.2. Мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают:

- благоустройство населенных пунктов;

- регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства;

- соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства;

- иммунизация против бешенства сельскохозяйственных животных на неблагополучных по бешенству территориях и сельскохозяйственных животных, принимающих участие в культурных массовых мероприятиях;

- регулирование численности синантропных грызунов;

- наличие специальных медицинских учреждений по оказанию антирабической помощи населению;

- профилактическую иммунизацию лиц, имеющих профессиональный риск заболевания бешенством;

- санитарно-просветительную работу с населением.

9.4. Благоустройство населенных пунктов (дачных поселков) обеспечивается за счет:

- недопущения замусоривания территории,

- содержания контейнеров по сбору твердых бытовых отходов, их своевременной очистки и обеззараживания,

- немедленной ликвидации аварийных ситуаций в системе водопользования и канализования,

- выполнение санитарно-эпидемиологических требований по содержанию подвальных помещений.

9.5. Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

9.6. Все домашние плотоядные животные должны быть привиты против бешенства.

Для выгула домашних животных в жилых районах и населенных пунктах должны быть определены специальные территории, обозначенные табличками. На территориях необходимо устанавливать специальные контейнеры для сбора экскрементов животных.

9.7. Все сельскохозяйственные животные, участвующие в культурных массовых мероприятиях, должны быть в обязательном порядке иммунизированы против бешенства. Информация численности таких животных и проведенной иммунизации должна быть представлена в территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

9.8. Регулирование численности синантропных грызунов обеспечивается проведением плановых дератизационных мероприятий и основных мероприятий по защите объектов от грызунов в соответствии с действующими нормативными правовыми документами. Ответственность за организацию и проведение плановой дератизации возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в чьей собственности (распоряжении, аренде) находится конкретный объект или территория.

9.9. В каждом муниципальном образовании должен быть на функциональной основе организован центр (кабинет) антирабической помощи на базе одного из ЛПУ, имеющих в своем составе травматологический пункт или травматологическое отделение для оказания антирабической помощи лицам, пострадавшим от укусов животных. Специалисты центров (кабинетов) антирабической помощи:

- принимают решение об объемах антирабического лечения в каждом конкретном случае и принимают решение об отмене такого лечения в соответствии с показаниями;

- проводят анализ обращаемости, причин и обстоятельств укусов людей животными;

- вносят предложения в органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по необходимым профилактическим мерам;

- организуют разъяснительную работу с населением по профилактике бешенства.

9.10. Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации ежегодно проводят расчет потребности антирабических препаратов (вакцин, иммуноглобулинов) и принимают меры по обеспечению ими в необходимом количестве антирабических центров (кабинетов), травматологических пунктов.

Ежегодно организуют проведение семинаров по оказанию населению антирабической помощи и профилактике бешенства.

X. Профилактическая иммунизация против бешенства

10.1. Профилактические прививки против бешенства включены в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

10.2. Для иммунопрофилактики используются медицинские иммунобиологические препараты, разрешенные к применению в Российской Федерации.

10.3. Хранение и транспортировка медицинских иммунобиологических препаратов на всех этапах должны осуществляться с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.

10.4. Профилактической вакцинации против бешенства подлежат:

10.4.1. Работники служб, проводящих отлов животных (ловцы, водители, охотники, лесники и другие);

10.4.2. Работники ветеринарных станций по борьбе с болезнями животных, имеющие контакт с животными (ветврачи, фельдшера, лаборанты, младший персонал);

10.4.3. Работники научно-исследовательских институтов и диагностических лабораторий, проводящих исследования на бешенство;

10.4.4. Работники вивариев и других учреждений, работающих с животными.

10.5. В лечебно-профилактических учреждениях профилактической вакцинации против бешенства из числа обслуживающего персонала подлежат только лица с высоким риском заражения (патологоанатомы, специалисты, участвующие в проведении парентеральных вмешательств больным бешенством).

10.6. Профилактические прививки против бешенства, а также случаи необычных реакций и осложнений после них, подлежат обязательной регистрации и учету по месту их проведения.

В лечебно-профилактических организациях (ЛПО), где осуществляются профилактические прививки, проводят учет населения, подлежащего профилактическим прививкам.

Факт проведения профилактической прививки должен быть зафиксирован в соответствующей медицинской документации. В случае отказа от проведения профилактических прививок факт отказа должен быть зафиксирован в присутствии свидетелей и подтвержден подписью руководителя ЛПО.

XI. Санитарно-просветительная работа с населением по профилактике бешенства

11.1. Санитарно-просветительная работа с населением является одним из важнейших направлений профилактики бешенства среди людей.

11.2. Санитарно-просветительная работа по профилактике бешенства представляет собой систему постоянного информирования населения о:

- состоянии заболеваемости бешенством (среди людей и животных) на конкретной территории,

- необходимости немедленного обращения за медицинской помощью в случае нападения животных с нанесением укусов и порядке оказания антирабической помощи,

- основных симптомах заболевания,

- разъяснении необходимости иммунизации домашних животных,

- повышении ответственности за своих домашних плотоядных животных (обучение собак, выгул их в установленных местах, ношение намордников, безнравственность поступка по отказу от опеки над животным и другие).

11.3. Санитарно-просветительная работа проводится с использованием средств массовой информации, листовок, плакатов, бюллетеней, проведением индивидуальной беседы с пациентом и других средств.

Читайте также: