План мероприятий по профилактике наркомании алкоголизма вич

Обновлено: 18.04.2024

ПРОГРАММА
по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ - инфекции

- увеличение количества детей, отрицательно относящихся к наркомании, алкоголю, курению и ВИЧ - инфекции

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.


Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему необходима и воспитательная и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.

Цель и задачи Программы

Целью Программы является комплексное решение проблем профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ - инфекции

Программа предусматривает решение следующих задач:
- формирование у обучающихся психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку СПИДу

- формирование у школьников установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

-повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе;

- активизация разъяснительной работы среди родителей по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ – инфекции;

-внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни;

- проведение работы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

-повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

-предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

- обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

Основные направления реализации Программы

Комплексная Программа предусматривает систему работы всех участников образовательного процесса с привлечением специалистов КДН, ПДН, больницы, социального педагога и других учреждений социума по следующим направлениям:

- Нет наркотикам! (профилактика наркомании)

- Жизнь без табака (профилактика табакокурения)

- Трезвость – норма жизни (профилактика алкоголизма)

- Здоровая личность (профилактика ВИЧ - инфекции)

Механизм реализации Программы

Организационное сопровождение осуществляет МО классных руководителей МОУ ООШ д Новое Задубенье, директор школы, социальный педагог, фельдшер Жуковского ФАП

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании форм и методов работы МОУ ООШ д Новое Задубенье по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма и ВИЧ - инфекции
Реализация содержания программы воспитания предполагает использование следующих педагогических технологий :
- технология дифференцированного обучения и воспитания,
-личностно-ориентированная технология,
- технология обучения и воспитания без насилия,
- технология педагогической поддержки,
- технология психолого-педагогического сопровождения.
Формы работы:
Анкетирование

Дни здоровья
Встречи с медработниками

Изучение положения ребенка в семье

Конкурсы рисунков, плакатов

Критерии отслеживания эффективности Программы
Предлагается два способа отслеживания эффективности:
1 способ: Отслеживание эффективности всей программы в целом.
Критерии:
- увеличение количества детей, негативно относящихся к наркомании, алкоголизму, табакокурению, ВИЧ - инфекции
- результаты проведения мониторинга здоровья учащихся;
- активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.
2 способ: Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия Программы.
После проведения мероприятия проводится анкетирование, опросы участников (детей, родителей) с целью отслеживания эффективности мероприятия, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлеченности родителей, обучающихся в мероприятиях.

Прогнозируемые результаты

- Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни;

- Формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ, алкоголя, табака;

- Отказ от курения, употребления алкоголя.

План мероприятий

по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения и ВИЧ - инфекции

среди учащихся МОУ ООШ д Новое Задубенье

на 2016-2017 учебный год

Лекционно-просветительная работа с учащимися

Воспитательная работа с учащимися

(по плану классных руководителей)

Знаешь ли ты народные традиционные напитки? Накроем стол, позовём друзей.

23

Понятие об инфекционных заболеваниях, передающихся половым путём. ВИЧ-инфекция. СПИД.

24

25

Симптомы, пути передачи ВИЧ-СПИД. Лекция представителя центра ЗОЖ

26

Праздник без спиртного. История безалкогольных тонизирующих напитков разных народов

27

Что такое здоровый образ жизни.

28

29

Я и папа, который курит

30

Что такое здоровый образ жизни. Влияние наркотиков на ваши эмоции.

31

32

Симптомы СПИДа. Болезни, похожие по симптомам на СПИД.

33

Лечебные настои. Фитотерапия. Что это такое?

34

Ответственное поведение: защищённый секс. Виды защиты. Лекция врача-гинеколога

35

Взаимоотношения с родителями. Могут ли они повлиять на твоё отношение к наркотикам?

36

Беседа. Алкоголизм – это болезнь или распущенность?

37

38

Курение и наши лёгкие

39

Встреча с врачом-наркологом

40

Источники, пути передачи СПИДа. Лекция представителя центра ЗОЖ

41

Здоровый образ жизни – концепция единого целого.

42

43

44

Предел возможностей человека. Пути стимулирования.

45

Аргументы в пользу отсрочки начала половой жизни. Лекция врача-гинеколога

46

Наркомания. Клиническая картина.

47

48

Алкоголь пьёт один, страдают многие.

49

Вещества, искажающие сознание человека. Понятие о токсикомании.

50

Беседа. Кем я не стану, став наркоманом

51

52

Демонстрация, обсуждение видеофильма о СПИДе. Лекция представителя центра ЗОЖ

53

Виды дискриминации ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Лекция представителя центра ЗОЖ

54

Проблема поддержки и сострадания ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Лекция представителя центра ЗОЖ

55

Встреча с врачом-наркологом, юристом, инспектором ОДН, специалистом центра СПИД (круглый стол)

56

57

Демонстрация видеофильма о проблемах СПИДа.

58

59

Влияние наркотиков на физическое здоровье.

60

Влияние алкоголя на интеллект человека.

61

Ответственное поведение – защита от ВИЧ-СПИД.

62

Да здравствует чистый воздух! Встреча с курильщиком, бросившим курить.

63

64

65

66

СПИД и наркотики. Лекция представителя центра ЗОЖ

67

Правовой аспект проблемы. Законы РК. Лекция инспектора ОЮП

68

Кто такие наркоманы. Почему люди становятся наркоманами.

69

70

Наркоман социально опасен. Приёмы защиты.

71

Встреча с врачом-гинекологом.

72

Факторы, ускоряющие приобщение к алкоголю.

73

Мифы об алкоголе.

74

Анатомические и физиологические последствия курения

75

Безопасный секс, ответственное поведение - путь к здоровью. Лекция врача-гинеколога

76

Встреча с работником центра - СПИД.

77

78

Демонстрация и обсуждение видеофильма.

79

Первые наркотики. Тестирование.

80

Беседа. Семейный праздник без алкоголя.

81

82

Наркотики – угроза здоровья.

83

84

85

86

Встреча с инспектором ОЮП. Алкоголь и преступление.

87

88

89

90

91

92

Исторический экскурс. Откуда пришли к нам наркотические вещества, где и как употребляли их люди.

93

Демонстрация и обсуждение видеофильма о СПИДе. Лекция представителя центра ЗОЖ

94

Наркобизнес, кому это выгодно?

95

Законы РК против употребления и распространения наркотиков. Встреча с инспектором ОЮП.

96

97

98

Беседа-обсуждение. Будущие родители и проблема бытового пьянства.

99

СПИД и наше общество.

100

Из истории употребления алкоголя.

101

Демонстрация и обсуждение видеофильма.

102

103

Стадии подросткового алкоголизма.

104

Ответственное поведение: защищённый секс. Виды защиты. Лекция врача-гинеколога

Цель: формирование у учащихся школы негативного отношения к табакокурению, к употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жизни.

ВложениеРазмер
plan_meropriyatiy_po_profilaktike.docx 25.31 КБ

Предварительный просмотр:

направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, токсикомании и табакокурения

среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

Цель: формирование у учащихся школы негативного отношения к табакокурению, к употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жизни.

  • Продолжить формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с учащимися, педагогами, родителями.
  • Способствовать обеспечению условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа жизни, престижность здорового поведения через систему воспитательных мероприятий.
  • Систематизировать совместную работу с родителями, педагогами, медиками и общественностью по профилактике употребления употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий.
  • Продолжать работу по развитию информационного поля по профилактике употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий.
  • Продолжить развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны.

Мероприятия для реализации поставленных задач.

Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой и попечительством.

Сентябрь – октябрь (в течение года).

Классные руководители, социальный педагог.

Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и постановка их на внутришкольный учёт (анкетирование, личные беседы, тренинги, психологическое тестирование и др.)

Сентябрь – октябрь (в течение года).

Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

Вовлечение обучающихся, находящихся в группе риска в кружки, клубы, секции.

Контроль за внеурочной занятостью учащихся.

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог.

Корректировка картотеки индивидуального учёта подростков группы риска.

Сентябрь -октябрь (в течение года)

Социальный педагог, классные руководители

Социальный педагог, классные руководители, специалисты КДН и ЗП при администрации Неклиновского района.

Размещение информационно-методических материалов на сайте школы.

Контроль за посещаемостью учебных занятий, выявление учащихся, не посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая работа с ними, своевременное информирование КНД и ЗП, ОПДН ОВД.

Социальный педагог, классные руководители

1 раз в 2 месяца

Педагог изобразительного искусства

Классные руководители, социальный педагог.

Выпуск листовок, памяток по пропаганде ЗОЖ

Социальный педагог, педагог- психолог.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Неделя пропаганды знаний о здоровом образе жизни.

Социальный педагог, педагог- психолог.

просмотр видеофильмов по плану социального педагога (1-11 классы)

Беседы о вреде курения (5-9 классы)

Классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог.

Социальный педагог, педагог- психолог, медицинский работник.

Проведение тематических классных часов:

В течение года (по запросу классных руководителей).

Социальный педагог, педагог- психолог.

Классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог.

Семинары с элементами тренинга по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

Педагог – психолог, социальный педагог.

2.1 Спортивно- оздоровительные мероприятия.

День Здоровья (1-11 кл.)

Зам. директора по ВР учителя физической культуры, классные руководители.

Спортивные соревнования (1-11 кл.)

В течение года (согласно общешкольному плану ВР)

Зам. директора по ВР учителя физической культуры, классные руководители.

3. Работа с родителями.

В течение года (по запросу классных руководителей).

Социальный педагог, педагог- психолог.

Лекторий для родителей:

В течение года (по запросу классных руководителей).

Консультации родителей по вопросам профилактики алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий.

В течение года (согласно плану социального педагога и педагога- психолога)

Социальный педагог, педагог- психолог.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Семинары с элементами тренинга по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

Педагог – психолог, социальный педагог.

Социальный педагог, педагог- психолог.

4. Работа с педагогическим коллективом.

По плану МО кл. руководителей.

Зам. директора по ВР, педагог- психолог, социальный педагог.

Разработка методических рекомендаций по проведению классных часов по нравственному и правовому воспитанию старшеклассников.

Педагог- психолог, социальный педагог.

Индивидуальное консультирование по вопросам профилактической работы с учащимися и родителями (законными представителями).

Педагог- психолог, социальный педагог.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по внедрению олимпийского и паралимпийского образования в МБОУ СОШ № 1 на 2011-2014 учебный год.

В данной публикации приведён образец примерного плана по внедрению в школе олимпийского и паралимпийского образования.


Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди.


План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Данная работа направлена на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и интересов; усиление ответственности родителей за выполнением своих обязанностей по воспита.


Реализация ФГОС НОО и подготовка к внедрению ФГОС ООО.


Социально-педагогический проект по первичной профилактике подросткового алкоголизма и наркомании "Здоровое детство - счастливое детство"


Буклет: Эффективные формы и методы работы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Программа: духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования. Направление: правовое воспитание.Ценностные ориентиры: правовая культура, .


План профилактических мероприятий направленных на выявление предотвращений и профилактику суицидного поведения несовершеннолетних

СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТСОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТРЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТПОПЫТКИ.

Дата утверждения программы

Разработчики программы

Некрасова Екатерина Мироновна, социальный педагог

Назначение программы

Способствовать развитию ценностного отношения молодёжи к своему здоровью; формировать личную ответственность за своё поведение; формировать негативное отношение к наркотическим веществам пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

Основание для разработки программы

Федеральный комплект методических материалов.

Задачи программы

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ подростками;

- обучение подростков навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

Повышение образовательного уровня родителей и подростков по вопросам здорового образа жизни.

Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Повышение уровня информированности подростков о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростком.

  1. Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.

Участники реализации программы

Обучающиеся техникума 1-4 курсов, классные руководители, социальные педагоги, фельдшер, инспектор ОДН; детский врач-нарколог; родители.

Управление, контроль

Заместитель директора по СПВ

Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.

Пояснительная записка.

Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения – почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России, поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние 10-15 лет.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в техникуме системы работы по профилактике наркомании и токсикомании несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

– создание в техникуме системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде;

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.

Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Данная Программа рассчитана на обучающихся подросткового возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Циклограмма деятельности педагогического коллектива по реализации комплексно-целевой программы

Наименование мероприятия

Ответственный, должность

Сроки проведения ежегодных мероприятий

Спортивные мероприятия (Спартакиады; декады здоровья; легкоатлетические эстафеты);

Руководитель физического воспитания, преподаватель ОБЖ

Социальные педагоги, медицинский работник, специалисты ОДН, детский врач-нарколог, инспектор по пропаганде ГИБДД, помощник прокурора, специалист ФСКН, специалист Центра профилактики ВИЧ/СПИДа

В течение учебного года

Классные руководители; социальный педагог

Зам. директора по СПВ, педагог-организатор, классные руководители

Социальные педагоги, специалисты ОДН; медицинский работник; зав. библиотекой

Всемирный день борьбы с курением (18ноября);

Классные руководители; зам. директора по ВР

Этапы реализации комплексно-целевой программы:

I Подготовительный этап.

Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.

Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

II. Основной этап.

Реализация мероприятий программы.

Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:

Декада здоровья (комплекс мероприятий).

Ток-шоу, круглые столы с приглашением специалистов.

Классные часы, беседы по данной проблеме.

III. Аналитический этап.

Анализ реализации программы.

Механизм реализации программы осуществляется через:

мониторинговые исследования и определение перспектив.

взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.

психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.

внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании.

повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании. Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 8 до 17 лет.

Управление, контроль, мониторинг

Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе совместно с социальным педагогом в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники.

Методы реализации программы:

Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

Работа с неформальными лидерами. Можно привлекать старшекурсников для работы с младшими, предварительно обучив их. Это особенно важно во время проведения антинаркотической работы: старшие подростки более информированы о наркотиках, иногда даже лучше, чем учителя. Бывает, что доверие к ним больше, чем к педагогу.

Работа в группах и парах. Подросток учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Программа предполагает:

Организацию управления и контроля системы профилактической работы в техникуме.

Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических веществ на организм человека и его последствиях.

Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.

Индивидуальную работу с учащимися.

Работу с родителями.

Основные требования к условиям реализации программы:

- продолжительность одного занятия не более 40-45 минут;

- курс занятий краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;

- группа может быть довольно большой (25-30 человек), объединенной в один класс большей частью случайно, а не только в силу индивидуальных психологических особенностей;

- занятия может вести не только педагог-психолог, социальный педагог, но и классный руководитель, и педагог, прошедший некоторую подготовку;

- один раз в четверть перед обучающимися выступает заместитель директора по воспитательной работе, один раз в полугодие – инспектор по делам несовершеннолетних. Учителя-предметники и классный руководитель проводят беседы не менее чем два раза в месяц (в течение 10-15 минут).

Занятия не должны напоминать уроки. Поэтому из них следует исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические высказывания ведущего. Целью занятий должно стать не столько получение учащимися определённых знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Подход, при котором социальные установки формируются через игру, а не путём простой передачи знаний, представляется более эффективным при условии правильной его организации. Помимо психологических тренингов, бесед, классных часов в программу должны быть включены уроки здоровья.

Организация профилактической работы предполагает:

Включение в план работы техникума мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.

Согласование плана работы с ОДН, и утверждение его директором техникума.

Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.

Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города.

Деятельность библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.

Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.

Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.

Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения.

Источники информации для учащихся

Белогуров С.Б. «Наркотики и наркомании (Книга для всех). Сургут, Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1998 г.

Источники информации для педагогов и родителей


Основная идея программы - формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

Профилактика зависимостей, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах.

Содержимое разработки

Приказ № 114 от 12.01.2017г.

на педагогическом совете № 2

протокол от 12.01.2017г.

по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

и правонарушений среди несовершеннолетних

Цель и задачи программы………………………………………………. 6

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дата утверждения программы

Разработчики программы

Социальный педагог Жукова Е.Н.

Назначение программы

Задачи программы

- развитие у воспитанников позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде

Сроки реализации программы

2017 – 2019 учебные год

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

Разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

2. Формирование негативного отношения к вредным привычкам у обучающихся.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) активная жизненная позиция обучающихся в вопросах ЗОЖ;

б) конструктивное общение обучающихся между собой и с взрослыми;

в) отстаивание и защита своей точки зрения;

г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

5. Создание приоритетного родительского воспитания, построение демократической системы отношений детей и взрослых.

Участники реализации программы

Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, воспитатели, мед.работник, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь, родители.

Управление, контроль

Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, тренинги, элементы индивидуальной работы

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В процессе воспитания происходит не только передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, но и закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация.

Основная идея программы - формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

Профилактика зависимостей, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в Центре системы работы по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде.

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к табаку, алкоголю, ПАВ. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных, и способствуя влиянию положительных.

Профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Цель и задачи программы

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

- развитие у воспитанников позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

I Подготовительный этап (январь 2017г. - июнь 2017 г.)

- планирование реализации основных направлений программы;

- создание условий реализации программы;

- начало реализации программы.

II. Основной этап (сентябрь 2017г. – декабрь 2018г.)

- поэтапная реализация Программы в соответствии с целями и задачами;

- промежуточный мониторинг результатов;

- корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.

III. Аналитический этап (январь 2019г. – май 2019г.)

- завершение реализации программы;

- анализ результатов и обобщение опыта.

Механизм реализации программы осуществляется через:

мониторинговые исследования и определение перспектив.

взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ПДН.

внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних

повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.

Планируемые результаты

1. Разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

2. Формирование негативного отношения к вредным привычкам у обучающихся.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) активная жизненная позиция обучающихся в вопросах ЗОЖ;

б) конструктивное общение обучающихся между собой и с взрослыми;

в) отстаивание и защита своей точки зрения;

г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

5. Создание приоритетного родительского воспитания, построение демократической системы отношений детей и взрослых.

Примерный диагностический инструментарий:

Тест Дж. Морено – социометрия (диагностика межличностных и межгрупповых отношений)

Тест руки Вагнера

Критерии оценки результативности программы по целевым группам

Целевая группа – обучающиеся:

увеличение числа обучающихся отрицательно относящихся к наркомании, алкоголизму, табакокурению;

снижение степени вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ (выявление группы риска наркотизации);

уменьшение числа обучающихся, стоящих на всех видах учета;

динамика роста посещаемости обучающимися кружков, секций и клубов по интересам;

разнообразие внеурочной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении.

Целевая группа – педагоги образовательного учреждения:

повышение уровня развития педагогического коллектива;

положительная мотивация работников образовательного учреждения к антинаркотической профилактической деятельности.

Целевая группа – родители:

сотрудничество образовательного учреждения с социальными институтами поддержки семьи;

поддержка родителями антинаркотической деятельности образовательного учреждения.

Управление, контроль, мониторинг

Управление и контроль над реализацией программы осуществляет администрация центра в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь.

Читайте также: