План по снижению смертности от вич

Обновлено: 24.04.2024

от 13 июля 2020 года N 753

Об утверждении Плана мероприятий по снижению смертности населения от основных причин в городе Севастополе в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией", распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2020 N 710-р, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", Указом Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 N 14-УГ "О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности", в целях снижения смертности населения от основных причин на территории города Севастополя в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 приказываю:

1. Утвердить План мероприятий по снижению смертности населения от основных причин в городе Севастополе в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (приложение).

2. Главным врачам медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Севастополя, главным внештатным специалистам Департамента здравоохранения города Севастополя обеспечить выполнение мероприятий, направленных на снижение смертности населения в городе Севастополе.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Департамента здравоохранения города Севастополя Кормачеву Е.А.

Директор Департамента здравоохранения
города Севастополя -
член Правительства Севастополя
С.Ю.ШЕХОВЦОВ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ В ПЕРИОД УГРОЗЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19

Ведение пациентов с COVID-19 строго в соответствии с актуальными Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденными Минздравом России

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Обеспечение лабораторного мониторинга состояния пациента для своевременного назначения патогенетической терапии в соответствии с актуальными временными методическими рекомендациями

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Назначение антикоагулянтной терапии, своевременный переход с профилактических на лечебные дозы в соответствии с актуальными временными методическими рекомендациями

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Назначение системной противовоспалительной терапии в соответствии с актуальными временными методическими рекомендациями

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Назначение антибактериальной терапии в соответствии с актуальными временными методическими рекомендациями

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Выбор метода респираторной поддержки в соответствии с актуальными временными методическими рекомендациями

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Взаимодействие с Региональными дистанционными консультативными центрами

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Постоянно при необходимости

Организация консультирования пациентов с коронавирусной инфекцией, находящихся на стационарном лечении, узкими специалистами - кардиологом, неврологом, пульмонологом, сердечно-сосудистым хирургом и др.

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Постоянно при необходимости

Обеспечение взаимодействия, преемственности и оперативной связи медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях, скорой медицинской помощи по вопросам оказания медицинской помощи пациентам, в том числе с подозрением либо подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также с профильными специалистами медицинских организаций второго и третьего уровня, профильными главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Севастополя

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Организация и проведение консультаций с использованием телемедицинских технологий

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения, ГБУЗС "МИАЦ"

Постоянно при необходимости

Пересмотр схем маршрутизации пациентов с учетом перепрофилирования коечного фонда, оперативной обстановки, снятия ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения COVID-19

Департамент здравоохранения города Севастополя

Постоянно при необходимости

Обеспечение маршрутизации при госпитализации пациентов в соответствии с профилем заболевания

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Обеспечение оказания медицинской помощи пациентам в соответствии с порядками, стандартами, клиническими рекомендациями согласно профилям заболеваний

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Бесперебойное лекарственное обеспечение в полном объеме

Департамент здравоохранения города Севастополя;

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Усиление внутреннего и ведомственного контроля за соблюдением маршрутизации пациентов, выполнения санитарно-эпидемиологических требований, порядков и стандартов оказания медицинской помощи, протоколов лечения, критериев выздоровления и порядков выписки пациентов

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения, Департамент здравоохранения города Севастополя

Повышение эффективности диспансерного наблюдения за лицами с хроническими неинфекционными заболеваниями

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Регулярная актуализация списков пациентов, состоящих на диспансерном учете

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Организация диспансерного наблюдения пациентов из групп рисков, преимущественно на дому

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Организация и обеспечение работы на постоянной основе выездных бригад врачей-специалистов для оказания медицинской помощи, в том числе диспансерного наблюдения, пациентам в отдаленных, в том числе сельских, районах города

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Проведение осмотров, консультаций, обследований пациентов из групп риска в медицинских учреждениях по предварительной записи, соблюдение дистанцирования, масочного режима

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Организация и обеспечение диспансерного наблюдения пациентов, перенесших COVID-19

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Возобновление и организация плановой медицинской помощи в соответствии с эпидемиологической обстановкой в регионе, строгим соблюдением рекомендаций Минздрава России и требований Роспотребнадзора

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения, Департамент здравоохранения города Севастополя

С 22.06.2020 и далее постоянно

Регулярная актуализация списков пациентов, нуждающихся в плановой стационарной помощи

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

При госпитализации пациентов обеспечение строгого соблюдения санитарно-эпидемиологических требований

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Обследование пациентов перед ВМП по принципу "зеленого окна" в максимально короткие сроки

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Проведение вакцинации населения

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения, Главный внештатный специалист - эпидемиолог

Актуализация перечня и численности подлежащего вакцинации контингента, особо обращая внимание на группы риска

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Проведение профилактики респираторных инфекций путем иммунизации населения от гриппа и пневмококковой инфекции, особо обращая внимание на группы риска

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Возобновление проведения диспансеризации и профилактических осмотров в соответствии с законодательными и регламентирующими нормативными актами Российской Федерации

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

В сроки в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации

Корректировка списков контингента, подлежащего диспансеризации и профилактическим осмотрам

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Подготовка медицинских организаций (поликлиник) к проведению диспансеризации и профилактических осмотров в соответствии с рекомендациями Минздрава России и требованиями Роспотребнадзора

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

В сроки в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации

Активизация работы со страховыми кампаниями для информирования населения о предстоящей диспансеризации и профилактических осмотрах

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

В сроки в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации

Проведение в медицинских организациях заседаний комиссий по изучению летальных исходов

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения;

Главные внештатные специалисты Департамента здравоохранения города Севастополя

Проведение анализа причин смерти и еженедельный разбор на заседаниях профильной рабочей группы и комиссии Департамента здравоохранения города Севастополя

Департамент здравоохранения города Севастополя,

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения,

Главные внештатные специалисты Департамента здравоохранения города Севастополя

Реализация мероприятий по устранению дефицита кадров, повышение профессиональной квалификации медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения

Департамент здравоохранения города Севастополя,

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Проведение санитарно-просветительной работы среди населения по вопросам профилактики COVID-19, а также основным факторам риска неинфекционных заболеваний и формирования приверженности к здоровому образу жизни

ГБУЗС "Центр спортивной медицины, лечебной физкультуры и медицинской профилактики";

Главные внештатные специалисты Департамента здравоохранения города Севастополя

Контроль достоверности предоставления информации по смертности в Центр медицинской статистики ГБУЗС "МИАЦ"

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения

Укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения

Главные врачи государственных учреждений здравоохранения, Департамент здравоохранения города Севастополя

Мероприятия по снижению смертности ВИЧ-инфекции в 2021 году.
Смертность от ВИЧ-инфекции в 2020г практически не изменилась в сравнении с 2019г показатель 46,0 на 100тыс. населения

Сохранение кабинета врачей инфекционистов в амбулаторно-поликлиническом отделении для приема больных ВИЧ-инфекцией жителей города

Своевременное выявление и назначение антиретровирусной терапии с целью снижения смертности

наличие кабинета врачей инфекционистов в амбулаторно-поликлиническом отделении для приема больных ВИЧ-инфекцией жителей города

Заведующая поликлиникой Шиляева О.А.

Обеспечение больницы специалистами (врачами-инфекционистами, фельдшерами, медицинскими сестрами)оказывающими медицинскую помощь при ВИЧ-инфекции

Сохранение медицинских кадров, оказывающих медицинскую помощь при ВИЧ-инфекции с целью повышения доступности и качества

медицинской помощи лицам с ВИЧ-инфекцией

Укомплектование согласно штатным нормативам, из расчета один врач-инфекционист на 500 пациентов с ВИЧ-инфекцией, состоящих на диспансерном учете

Главный врач Мальков А.Н

Реализация информационно-просветительской кампании по вопросам ВИЧ-инфекции на основе межведомственного взаимодействия, в том числе через специализированные информационные ресурсы

Повышение уровня знаний населения по вопросам

Изменение рискованного в отношении заражения ВИЧ-инфекцией поведения;

Снижение числа новых случаев ВИЧ-инфекции;

мотивирование на прохождение добровольного обследования и лечения ВИЧ-инфекции

Уровень информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции, %

Заведующая поликлиникой Шиляева О.А. врач-инфекционист КДК

Организация медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию пациентов, обратившихся за медицинской помощью, в том числе с использованием быстрых тестов

Раннее выявление ВИЧ-инфекции с целью своевременного назначения антиретровирусной терапии

обеспечены АРВТ -117%

Своевременная постановка на диспансерный учет впервые выявленных ВИЧ-инфицированных и контактных лиц с целью назначения антиретровирусной терапии

Своевременное назначение антиретровирусной терапии с целью снижения смертности

Охват диспансерным наблюдением пациентов с ВИЧ‑инфекцией в течение трех месяцев после выявления заболевания, %

Увеличение доли лиц с

состоящих под диспансерным наблюдением

Своевременное назначение антиретровирусной терапии с целью снижения смертности

Охват лиц с ВИЧ-инфекцией диспансерным наблюдением, %

Увеличение охвата антиретровирусной

терапией лиц с ВИЧ-инфекцией

терапией лиц с ВИЧ-инфекцией от общего числа лиц, состоящих на диспансерном учете, %

Увеличение доли лиц с ВИЧ-инфекцией,

имеющих неопределяемую вирусную нагрузку из числа получающих антиретровирусную терапию

Контроль эффективности антиретровисусной терапии

Доля лиц с ВИЧ-инфекцией, имеющих неопределяемый уровень вирусной нагрузки, из общего числа лиц с

ВИЧ-инфекцией, получающих антиретровирусную терапию, %

Реализация программы по химиопрофилактике туберкулеза среди лиц с ВИЧ-инфекцией

Увеличение охвата химиопрофилактикой туберкулеза до 100 % лиц с ВИЧ с CD4 ≤ 350 клеток/мл, подлежащих химиопрофилактике;

Охват профилактическими медицинскими осмотрами лиц с ВИЧ, состоящих под диспансерным наблюдением

Доля лиц с ВИЧ с количеством CD4 ≤ 350 клеток/мл, охваченных химиопрофилактикой туберкулеза от лиц с ВИЧ с количеством CD4 ≤ 350 клеток/мл, состоящих под диспансерным наблюдением, %

Доля лиц с ВИЧ, состоящих под диспансерным наблюдением, охваченных профилактическими медицинскими осмотрами в целях выявления туберкулеза, %

Обеспечение повышения приверженности к химиопрофилактике

ВИЧ-инфицированных беременных женщин

Снижение уровня передачи ВИЧ от матери к ребенку до менее 1,5%

Доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, состоящих под диспансерным наблюдением и имеющих неопределяемый уровень вирусной нагрузки на 34-36 неделе, от числа ВИЧ-инфицированных беременных женщин на 34-36 неделе, %

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - план).

2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана:

осуществлять реализацию плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;

ежегодно, до 28 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Минздрав России информацию о ходе реализации плана.

3. Минздраву России до 30 марта года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана на основе информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана.

4. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующим организациям обеспечить участие в реализации плана.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 19 октября 2021 г. № 2933-р

ПЛАНмероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года

Наименование мероприятия

Вид документа

Ответственные исполнители

Срок реализации

I. Повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции,а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию и стигматизациюпо отношению к лицам с ВИЧ-инфекцией

органы государственной власти субъектов Российской Федерации

I квартал 2022 г.,далее - ежегодно

2023 год

2022 год,

далее - ежегодно

исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерациив сфере охраны здоровья

2022 год,

далее - ежегодно

2022 год,

далее - ежегодно

2022 год

II. Обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при диагностике, оказании медицинской помощи и социальной поддержки лицам с ВИЧ-инфекцией в соответствии с законодательством Российской Федерации

Минфин России,ФМБА России,

2024 год,

далее - ежегодно

2023 год,

далее - ежегодно

социально ориентированные некоммерческие организации, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения

2024 год,

далее - ежегодно

III. Увеличение охвата антиретровирусной терапией лиц с ВИЧ-инфекцией и дальнейшее снижение

риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку

исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

1. Утвердить прилагаемую Государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года.

2. Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Государственной стратегии, утвержденной настоящим распоряжением.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить региональные программы противодействия распространению ВИЧ-инфекции на период до 2030 года с учетом особенностей сложившейся эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯпротиводействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования, определяет цели, задачи и основные направления государственной политики Российской Федерации по предупреждению распространения хронического заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ-инфекция). Положения Стратегии основываются на современных международных подходах к вопросам организации и проведения профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, в том числе с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.

Стратегия разработана с учетом положений Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Федерального закона "О некоммерческих организациях", Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также с учетом пункта 55 декларации "Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года" (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 70/1 от 25 сентября 2015 г.), определяющего, что "каждое правительство устанавливает свои собственные национальные цели, руководствуясь глобальными пожеланиями, но принимая во внимание национальные условия", Политической декларации по ВИЧ и СПИДу: ускоренными темпами к активизации борьбы с ВИЧ и прекращению эпидемии СПИДа к 2030 году (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 70/266 от 8 июня 2016 г.).

Российская Федерация в целом придерживается глобальных целей по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, определенных Объединенной программой Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения и влияющих на достижение целей устойчивого развития.

Стратегия является основой для организации деятельности и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также добровольцев, работающих в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции.

В Стратегии используются следующие основные понятия:

"ВИЧ-инфекция" - хроническое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, передающееся от человека к человеку;

"государственная политика противодействия распространению ВИЧ-инфекции" - совокупность реализуемых государством мер по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции, которые обеспечивают противодействие распространению ВИЧ-инфекции и способствуют сохранению человеческого потенциала общества путем формирования идеологии безопасного поведения в отношении ВИЧ-инфекции, в том числе здорового образа жизни, традиционных семейных и морально-нравственных ценностей;

"ключевые группы населения" - группы населения повышенного риска, а также особо уязвимые и уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции;

"группы населения повышенного риска в отношении ВИЧ-инфекции" - потребители инъекционных наркотиков и иных наркотических средств для немедицинского потребления, лица, оказывающие сексуальные услуги, а также лица, вступающие в нетрадиционные сексуальные отношения;

"особо уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции группы населения" - лица, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде лишения свободы, содержащиеся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы;

"уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции группы населения" - лица, потенциально подверженные риску передачи ВИЧ-инфекции в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах: подростки и молодежь, беременные женщины, беспризорные дети, лица без определенного места жительства, мигранты, пары, в которых один из партнеров относится к группам населения повышенного риска, медицинские работники и лица других профессий, имеющие непосредственный контакт с инфицированным биоматериалом при осуществлении профессиональной деятельности;

"социально ориентированная некоммерческая организация" - исполнитель общественно полезных услуг в сфере противодействия распространению ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;

"приверженность медицинскому наблюдению и лечению" - соблюдение лицами с ВИЧ-инфекцией указаний медицинских работников о посещении медицинских организаций, режиме обследования и лечения;

"дискриминация и стигматизация лиц с ВИЧ-инфекцией" - негативное или предвзятое отношение к лицам с ВИЧ-инфекцией в связи с наличием у них этого заболевания.

II. Современное состояние проблемы распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

За время реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу отмечается стойкая тенденция ежегодного улучшения эпидемиологической ситуации в Российской Федерации.

В соответствии с данными федерального государственного статистического наблюдения за 2017 - 2019 годы отмечено стойкое снижение числа новых случаев ВИЧ-инфекции. Число впервые выявленных лиц с ВИЧ-инфекцией снизилось с 85,8 тыс. человек в 2017 году до 80,1 тыс. человек в 2019 году.

Среди лиц с ВИЧ-инфекцией, у которых этот диагноз установлен в 2019 году, мужчины составили около 60 процентов, а на возрастной период от 25 до 45 лет пришлось более 80 процентов общего числа случаев. В то же время отмечается снижение доли впервые выявленных лиц с ВИЧ-инфекцией в возрасте от 15 до 20 лет с 1,6 процента в 2012 году до 0,8 процента в 2019 году.

Ежегодно отмечается рост числа лиц, обследованных на ВИЧ-инфекцию. Так, в 2019 году прошли тестирование около 42 млн. человек (28,5 процента населения).

Благодаря принимаемым мерам по профилактике и раннему выявлению случаев ВИЧ-инфекции можно говорить о прекращении в Российской Федерации вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку. В соответствии с данными федерального государственного статистического наблюдения за отчетный период в 2019 году ВИЧ-инфекция была подтверждена только у 1,2 процента детей, рожденных от матерей с ВИЧ-инфекцией.

Разработка и внедрение Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (далее - Федеральный регистр), позволили на федеральном уровне осуществить планирование потребности в антиретровирусных препаратах для ВИЧ-инфицированных граждан Российской Федерации с учетом персонифицированного подхода.

С 2018 года в Российской Федерации были обновлены клинические рекомендации, усовершенствованы показания к началу проведения лекарственной терапии при ВИЧ-инфекции с учетом международного и российского опыта, введены современные схемы лечения ВИЧ-инфекции, включая различные схемы проведения антиретровирусной терапии.

Важно отметить, что за последние 3 года возросло число случаев с установленным диагнозом ВИЧ-инфекции на ранних стадиях инфицирования.

Пациентам после установления диагноза назначается антиретровирусная терапия, при этом индикатором эффективности терапии считается подавление вирусной нагрузки на фоне приема антиретровирусных лекарственных препаратов.

Организация и проведение централизованных закупок антиретровирусных препаратов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, локализация производства отечественных антиретровирусных препаратов позволили увеличить охват антиретровирусной терапией до 68,9 процента общего числа лиц, находящихся под диспансерным наблюдением.

По данным Федерального регистра, на конец 2019 года под диспансерным наблюдением в региональных центрах профилактики и борьбы со СПИДом состояло 743,2 тыс. человек с ВИЧ-инфекцией.

В целом опыт реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу показал, что направления и задачи этой Государственной стратегии являются эффективными.

Стратегия должна обеспечить преемственность задач, направленных на прекращение формирования новых случаев ВИЧ-инфекции, а также на повышение качества и продолжительности жизни лиц с ВИЧ-инфекцией.

III. Цель и задачи Стратегии

Целью Стратегии является предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации путем достижения постоянного снижения числа новых случаев ВИЧ-инфекции среди населения и снижения смертности от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, чтобы к 2030 году это заболевание перестало быть угрозой общественному здоровью.

Достижение цели Стратегии предполагается осуществить путем реализации следующих задач:

повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию и стигматизацию по отношению к лицам с ВИЧ-инфекцией, путем:

разработки и внедрения межведомственных программ профилактики ВИЧ-инфекции среди населения, учитывающих разнообразные подходы к организации и проведению профилактических мероприятий среди ключевых и уязвимых в отношении ВИЧ-инфекции групп населения, в том числе с привлечением к реализации этих программ общественных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций;

разработки и внедрения индивидуальных подходов и адресных программ профилактики ВИЧ-инфекции в каждом регионе с учетом уровня распространенности ВИЧ-инфекции в ключевых и уязвимых в отношении ВИЧ-инфекции группах населения, определяющих развитие эпидемического процесса, на межведомственной основе;

повышения информированности профильных специалистов, особенно врачей первичного звена здравоохранения, по вопросам профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции с целью выявления лиц с ВИЧ-инфекцией на ранних стадиях заболевания;

обеспечения охвата населения эффективным скринингом на ВИЧ-инфекцию в целях максимального выявления лиц с ВИЧ-инфекцией и дальнейшего привлечения их к услугам здравоохранения, дополняя механизмы уведомительного конфиденциального и дестигматизированного медицинского освидетельствования внедрением механизмов тестирования;

обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при диагностике, оказании медицинской помощи и социальной поддержки лиц с ВИЧ-инфекцией в соответствии с законодательством Российской Федерации;

увеличение охвата антиретровирусной терапией лиц с ВИЧ-инфекцией и дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;

предоставление социальной поддержки ВИЧ-инфицированным гражданам и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обеспечение высокого качества жизни детей с ВИЧ-инфекцией;

использование достижений науки и практики при проведении медицинской профилактики ВИЧ-инфекции и оказании медицинской помощи лицам с ВИЧ-инфекцией;

совершенствование нормативно-правового регулирования и развитие международного сотрудничества по вопросам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

совершенствование эпидемиологического контроля и надзора за распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на основе научно обоснованных подходов к проведению эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции;

совершенствование организации деятельности, материально-технического и кадрового обеспечения специализированных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь лицам с ВИЧ-инфекцией.

IV. Решение задач противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

1. Повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию и стигматизацию по отношению к лицам с ВИЧ-инфекцией

Профилактика ВИЧ-инфекции включает реализацию комплекса мероприятий по предупреждению передачи ВИЧ-инфекции, которые направлены на население в целом (первичная профилактика) и на ключевые и уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции группы населения.

Приоритетным направлением первичной профилактики ВИЧ-инфекции является информационно-пропагандистская деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции, осуществляемая в том числе через специализированный федеральный информационный ресурс по профилактике распространения ВИЧ-инфекции, включающая в себя проведение масштабных информационно-коммуникационных кампаний, комплексных коммуникационных проектов, всероссийских акций, ежегодных форумов для специалистов, а также работу специализированного информационного портала по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Важная роль в информировании граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции принадлежит средствам массовой информации, которые в том числе активно развивают свои интернет-сайты, производят крупные мультимедийные проекты, а также используют свои страницы в популярных социальных сетях для распространения новостей и информационно-аналитических публикаций на основе достоверных данных.

Информирование населения по вопросам профилактики и путей передачи ВИЧ-инфекции осуществляется на основе комплексного мобилизационного межведомственного подхода с учетом популярности современных коммуникационных каналов у различных целевых групп аудитории с использованием для этих целей современных доступных и эффективных способов донесения достоверной информации.

Проведение информирования населения на основе достоверных информационных материалов по вопросам ВИЧ-инфекции позволит сформировать у населения навыки ответственного отношения к своему здоровью, мотивацию к безопасному поведению в отношении передачи ВИЧ-инфекции, снизить дискриминацию лиц с ВИЧ-инфекцией, а также будет способствовать укреплению традиционных семейных и морально-нравственных ценностей.

Информация, размещенная на интернет-ресурсах, должна содержать достоверные сведения о профилактике, получении помощи и лечении ВИЧ-инфекции, что позволит сформировать у населения уверенность в возможностях современной профилактики, диагностики и лечения, а также снизить уровень дискриминации и стигматизации лиц с ВИЧ-инфекцией.

Информационно-просветительская деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции должна быть направлена как на население в целом, так и адресно на ключевые и уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции группы населения, где необходимо освещать не только вопросы профилактики ВИЧ-инфекции, но и вопросы профилактики заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией, которые повышают риск развития осложнений и смерти.

Разработка и реализация адресных мер для ключевых и уязвимых в отношении ВИЧ-инфекции групп населения предусматривают:

выявление в ключевых и уязвимых в отношении ВИЧ-инфекции группах населения лиц с ВИЧ-инфекцией;

содействие обращению лиц с ВИЧ-инфекцией за медицинской помощью;

оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан с ВИЧ-инфекцией в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проведение профилактики ВИЧ-инфекции в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.

Необходимо дальнейшее активное привлечение к сотрудничеству социально ориентированных некоммерческих организаций и их интернет-ресурсов, причем как специализирующихся на предоставлении помощи ключевым группам лиц с ВИЧ-инфекцией, так и оказывающих другие виды услуг.

Информирование в обязательном порядке должно сопровождаться доступностью тестирования на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного, в первую очередь на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи, а также во время проведения профилактических акций с привлечением мобильных бригад.

2. Обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при диагностике, оказании медицинской помощи и социальной поддержки лиц с ВИЧ-инфекцией в соответствии с законодательством Российской Федерации

Медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию отдельных категорий населения (далее - медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию) направлено на раннее выявление лиц, которые еще не осведомлены о своем положительном ВИЧ-статусе, привлечение их к диспансерному наблюдению и проведение специального лечения - антиретровирусной терапии.

Для достижения этой цели необходимо:

осуществлять раннее выявление заболевания, в том числе с использованием современных тест-систем, имеющих доказанную чувствительность и специфичность, позволяющих выявить заболевание в кратчайшие сроки от начала инфицирования вирусом;

осуществлять силами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека контроль над эпидемиологической ситуацией в субъектах Российской Федерации с наибольшим числом новых случаев ВИЧ-инфекции;

уделять приоритетное внимание ключевым и уязвимым в отношении ВИЧ-инфекции группам населения.

В рамках реализации мероприятий по добровольному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию рекомендуется:

обеспечить максимальный охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию пациентов, в отношении которых планируется осуществление диагностических мероприятий или лечение с применением инвазивных манипуляций или хирургических вмешательств, сопровождающихся высоким риском передачи ВИЧ-инфекции;

предусмотреть возможность в отдельных субъектах Российской Федерации с более высоким, чем по Российской Федерации в целом, уровнем заболеваемости и распространенности ВИЧ-инфекции расширения охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию пациентов, особенно в возрасте до 50 лет, обратившихся за медицинской помощью;

проводить медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию пациентов, обратившихся за медицинской помощью по поводу инфекций, передаваемых половым путем, вирусных гепатитов B и C, туберкулеза;

повысить уровень охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию беременных женщин;

обеспечить мотивацию к прохождению медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию (с обязательным проведением предварительного и последующего консультирования) представителей ключевых и уязвимых групп с привлечением потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций;

активно внедрять современные подходы к тестированию на ВИЧ-инфекцию;

осуществлять взаимодействие медицинских организаций, органов социальной защиты населения и профильных социально ориентированных некоммерческих организаций

от 20 октября 2016 года N 2203-р

2. Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Государственной стратегии, утвержденной настоящим распоряжением.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить региональные программы противодействия распространению ВИЧ-инфекции.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 20 октября 2016 года N 2203-р

Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу

I. Общие положения

Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее - Стратегия) определяет цель, задачи и основные направления государственной политики Российской Федерации по предупреждению распространения хронического заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ-инфекция).

Стратегия разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", а также с учетом пункта 55 декларации "Преобразование нашего мира: Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 70/1 от 25 сентября 2015 года, определяющего, что "каждое правительство устанавливает свои собственные национальные цели, руководствуясь глобальными пожеланиями, но принимая во внимание национальные условия".

Стратегия является основой для организации деятельности и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также добровольцев по противодействию распространению ВИЧ-инфекции.

II. Современное состояние проблемы распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

Ухудшение эпидемиологической ситуации в Российской Федерации происходит за счет роста числа новых случаев ВИЧ-инфекции, распространения ВИЧ-инфекции за пределы ключевых групп населения (группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения), а также высокого риска развития осложнений и смерти от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией (туберкулез, гепатиты В и С), и синдрома приобретенного иммунодефицита (далее соответственно - заболевания, ассоциированные с ВИЧ-инфекцией, СПИД).

В группы населения повышенного риска входят лица с рискованным в отношении заражения ВИЧ-инфекцией поведением: потребляющие инъекционные наркотики, занимающиеся проституцией, вступающие в нетрадиционные сексуальные отношения.

К уязвимым группам населения относятся лица, потенциально подверженные риску заражения ВИЧ-инфекцией в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах: подростки и молодежь, беременные женщины, беспризорные дети, лица без определенного места жительства, мигранты, пары, в которых один из партнеров относится к группам населения повышенного риска, медицинские работники и некоторые другие лица.

Особо уязвимые группы населения составляют осужденные и лица, содержащиеся под стражей, которые подвергаются риску заражения ВИЧ-инфекцией при совместном нахождении с представителями групп населения повышенного риска в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

С 2006 года отмечается ежегодный рост числа новых случаев ВИЧ-инфекции в среднем на 10 процентов в год. При этом 22 субъекта Российской Федерации определяют 50 процентов от общего числа новых случаев ВИЧ-инфекции и сохранение напряженной эпидемиологической ситуации.

В стране ежегодно увеличивается количество лиц, обследованных на ВИЧ-инфекцию. В 2015 году прошли медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию 28,3 млн. граждан Российской Федерации и около 2 млн. иностранных граждан. Миграция остается одним из неблагоприятных факторов распространения ВИЧ-инфекции. В 2015 году число случаев ВИЧ-инфекции, выявленных среди иностранных граждан, выросло в 2 раза по сравнению с 2013 годом.

Средняя частота выявления ВИЧ-инфекции в 2015 году составила 4,2 на 1000 проведенных анализов. При этом среди лиц, входящих в ключевые группы населения, выявление ВИЧ-инфекции существенно выше и составляет 51,5 на 1000 проведенных анализов среди потребителей инъекционных наркотиков и 31,1 на 1000 проведенных анализов среди лиц, находящихся в местах лишения свободы. Однако охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию лиц, потребляющих инъекционные наркотики, остается низким.

В 2015 году более чем в 50 процентах случаев заражение ВИЧ-инфекцией произошло путем передачи через кровь (преимущественно при инъекционном потреблении наркотиков в немедицинских целях). Около 48 процентов случаев заражения ВИЧ-инфекцией составил контактный путь передачи, то есть при половых контактах.

Ежегодно регистрируется увеличение количества беременных, зараженных вирусом иммунодефицита человека. В 1987-2015 годах в России от матерей, зараженных вирусом иммунодефицита человека, родились 145287 детей, у 6 процентов из них была подтверждена ВИЧ-инфекция. С 2006 по 2015 год риск передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку снизился с 10,5 процента до 2,2 процента, что соответствует лучшему международному опыту профилактики такого пути передачи вируса иммунодефицита человека.

Текущий охват населения Российской Федерации медицинским освидетельствованием для выявления ВИЧ-инфекции и антиретровирусной терапией является недостаточным, а темпы его расширения слишком низкие для достижения глобальных результатов по сокращению распространения ВИЧ-инфекции в стране.

III. Цель и задачи Стратегии

Целью Стратегии является предупреждение развития эпидемии, связанной с распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, путем снижения числа новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией среди населения и снижения смертности от СПИДа.

Достижение цели Стратегии предусматривается осуществить путем реализации следующих задач:

повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека;

разработка и внедрение межведомственных программ профилактики ВИЧ-инфекции, направленных на работу в ключевых группах населения, с привлечением к реализации этих программ социально ориентированных некоммерческих организаций;

обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при оказании медицинской помощи и социальной поддержки лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека, включающего в том числе увеличение охвата населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию, увеличение охвата лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, антиретровирусной терапией, дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, разработку и внедрение технологий социальной адаптации и реабилитации лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, а также мер их социальной поддержки;

совершенствование нормативного правового регулирования по вопросам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

использование достижений науки и практики при проведении медицинской профилактики ВИЧ-инфекции и оказании медицинской помощи лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека;

совершенствование эпидемиологического контроля и надзора за распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на основе научно-обоснованных подходов к проведению эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции;

совершенствование организации деятельности, материально-технического и кадрового обеспечения специализированных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека.

IV. Направления решения задач по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

1. Информирование граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции и профилактика ВИЧ-инфекции

Общий уровень информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции еще недостаточен, а работа по профилактике ВИЧ-инфекции организована преимущественно среди обучающихся и работающих.

Профилактика ВИЧ-инфекции включает реализацию комплекса мероприятий по предупреждению заражения ВИЧ-инфекцией, которые направлены на население в целом (первичная профилактика) и на ключевые группы населения.

Приоритетным направлением первичной профилактики ВИЧ-инфекции с 2016 года становится информационно-пропагандистская деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции, в том числе через специализированный федеральный информационный ресурс по противодействию распространению ВИЧ-инфекции, включающий в себя проведение масштабных коммуникационных кампаний, комплексных коммуникационных проектов, всероссийских акций, ежегодных форумов специалистов, а также работу специализированного информационного портала по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Деятельность такого информационного ресурса по противодействию распространению ВИЧ-инфекции позволит сформировать у населения навыки ответственного отношения к своему здоровью, безопасного в отношении заражения ВИЧ-инфекцией поведения, укреплять традиционные семейные и морально-нравственные ценности, а также снижать дискриминацию лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека.

Расширение охвата первичной профилактикой ВИЧ-инфекции на рабочих местах планируется развивать в рамках генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

В ключевых группах населения необходимо проводить не только профилактику ВИЧ-инфекции, но и профилактику заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией, которые повышают риск развития осложнений и смерти.

Выполнение данной задачи предусматривается осуществлять путем разработки и реализации адресных мер для ключевых групп населения, включающих в том числе выявление в ключевых группах населения лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, содействие их обращению за медицинской помощью, оказание им социальной поддержки, а также путем проведения профилактики ВИЧ-инфекции в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.

При этом в целях стратегического планирования деятельности по профилактике ВИЧ-инфекции необходимо обеспечить проведение мониторинга и оценки эффективности реализации разработанных и внедренных профилактических программ.

2. Обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при оказании медицинской помощи и социальной поддержки лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека

Увеличение охвата населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию

Медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию, которое включает лабораторное исследование и консультирование, позволяет обеспечить раннее выявление заболевания и своевременное начало лечения, а также предотвратить новые случаи заражения ВИЧ-инфекцией посредством индивидуальной работы с пациентами с впервые установленным диагнозом ВИЧ-инфекции.

Для реализации этой задачи необходимо:

формировать у населения мотивацию к регулярному прохождению медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию;

расширить категории лиц, подлежащих обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию;

предусмотреть возможность проведения медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию всех пациентов, обратившихся за медицинской помощью по поводу инфекций, передаваемых половым путем, вирусных гепатитов В и С, туберкулеза;

повысить уровень охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию среди женщин детородного возраста;

разработать и внедрить программы профилактики для пар, в которых один из партнеров заражен вирусом иммунодефицита человека, включающие проведение медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию половых партнеров беременных женщин в таких парах;

обеспечить максимальный охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию пациентов, в отношении которых планируются осуществление диагностических мероприятий или лечения с применением инвазивных манипуляций или хирургических вмешательств, сопровождающихся высоким риском передачи ВИЧ-инфекции через кровь;

предлагать проведение медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию всем обращающимся в медицинские организации за медицинской помощью в субъектах Российской Федерации, где отмечается интенсивный рост новых случаев ВИЧ-инфекции, уделяя особое внимание гражданам в возрасте от 18 до 49 лет;

создавать условия и мотивацию для проведения медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию в группах населения повышенного риска.

Увеличение охвата антиретровирусной терапией лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, и дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку

Обеспечение лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, антиретровирусной терапией позволяет не только существенно увеличить продолжительность жизни таких пациентов, но является одним из самых эффективных средств предупреждения дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции среди населения.

Раннее выявление ВИЧ-инфекции и увеличение охвата антиретровирусной терапией не менее 60 процентов от всех лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, позволит снизить темпы распространения ВИЧ-инфекции, а увеличение охвата лечением не менее 90 процентов от всех лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, значительно улучшит эпидемиологическую ситуацию.

Переход на раннее начало применения антиретровирусной терапии позволит снизить число осложнений у лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, и увеличить продолжительность их жизни.

Охват антиретровирусной терапией в 2015 году составил 37,3 процента лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека и состоящих под диспансерным наблюдением, или 200 тыс. человек.

В целях выполнения задач по увеличению охватом антиретровирусной терапией предусматривается:

создание и ведение федерального регистра лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека;

реализация комплекса мер по снижению цен на антиретровирусные препараты, в том числе за счет централизации государственных закупок, широкого применения воспроизведенных лекарственных препаратов, заключения соглашений по цене, организации производства антиретровирусных препаратов на территории Российской Федерации в рамках реализации политики импортозамещения, обеспечения бесперебойных поставок лекарственных препаратов и диагностических средств;

совершенствование методов медицинской профилактики, диагностики и лечения при сочетании ВИЧ-инфекции с туберкулезом, гепатитами В и С;

расширение мер по медицинскому сопровождению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, а также обеспечение этих лиц и членов их семей мерами социальной поддержки;

создание системы оказания паллиативной помощи лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека;

разработка межведомственных программ индивидуального сопровождения беременных, зараженных вирусом иммунодефицита человека, включающих в том числе проведение медикаментозной профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;

обеспечение всех детей, зараженных вирусом иммунодефицита человека, необходимой антиретровирусной терапией, а также создание условий для регулярного приема ими антиретровирусных лекарственных препаратов на протяжении жизни;

Читайте также: