План сестринского вмешательства при холере

Обновлено: 18.04.2024

Холе́ра (греч. cholera, от cholē желчь + rheō течь, истекать) острая инфекционная болезнь, характеризующаяся поражением желудочно-кишечного тракта, нарушением водно-солевого обмена и обезвоживанием организма; относится к карантинным инфекциям.

Возбудитель - холерный вибрион - небольшая грамотрицательная палочка в форме запятой. Источником инфекции является только человек — больной или носитель холерных вибрионов.

Во внешнюю среду холерный вибрион выделяется 4 категориями лиц, эпидемиологическое значение которых различно:

1 - больными с выраженной формой холеры в остром периоде заболевания;

2 - лицами, находящимися в периоде выздоровления после перенесенной холеры, т.е. реконвалесцентами;

3 - лицами со стертыми формами холеры;

4 - здоровыми вибрионовыделителями, т.е. заразившимися, но незаболевшими холерой лицами. На каждого больного холерой приходится от 10 до 100 здоровых выделителей вибрионов.

Механизм передачи - фекально-оральный.

Пути передачи:

водный — при употреблении загрязненной воды для питья, мытья посуды, овощей, фруктов, при купании и т.п.,

пищевой - через загрязненную пищу

Патогенез и патологическая анатомия. Холерные вибрионы, попавшие в организм человека с водой или пищей, размножаются в тонкой кишке, выделяя экзотоксин, который вызывает поражение в первую очередь энтероцитов. При этом происходят значительная секреция воды и электролитов (натрия, калия, хлора, бикарбонатов) в просвет кишечника, потеря их с испражнениями и рвотными массами, что ведет к изотоническому обезвоживанию.

Клиническая картина. Инкубационный период — от 1 до 5 дней, чаще 1—2 дня. Болезнь обычно начинается остро, в ряде случаев могут быть продромальные явления в виде недомогания, слабости, иногда повышения температуры до 37—38°. Основные проявления:

понос водянистый, мутновато-белый, напоминает рисовый отвар, без калового запаха.

рвота появляется внезапно вслед за поносом без предшествующей тошноты, по виду рвотные массы также похожи на рисовый отвар

понос и рвота не сопровождаются болью в животе

боли и судорожные подергивания в мышцах, особенно икроножных.

Тяжесть течения болезни определяется степенью обезвоживания организма:

I степень потеря жидкости не превышает 3% массы тела; испражнения часто остаются кашицеобразными, рвоты может не быть, признаки обезвоживания и нарушения гемодинамики отсутствуют или слабо выражены.

II степень потеря жидкости составляет 4—6% массы тела; появляются понос с водянистыми испражнениями и рвота. Кожа и слизистые оболочки сухие, голос ослаблен, часто снижен тургор кожи на кистях рук; отмечаются тахикардия, умеренная артериальная гипотензия, олигурия.

III степень потеря жидкости составляет 7—9% массы тела, понос и рвота многократные. Наблюдаются жажда, судороги, адинамия, охриплость голоса, черты лица заострены, глаза запавшие, тургор кожи снижен преимущественно на конечностях, температура тела понижена; отмечаются тахикардия, выраженная артериальная гипотензия, олигурия или анурия.

IV степень потеря жидкости максимальная — 10% и более массы тела (декомпенсироваиное обезвоживание). Наблюдается афония, тургор кожи резко снижен, она холодная, липкая на ощупь, синюшная; характерны тонические судороги, снижение темпера туры тела до 35—34° (отсюда прежнее название болезни — алгид — холодный); развиваются шок, анурия.

Диагноз основывается на:

данных эпидемиологического анамнеза (пребывание в течение предшествовавших болезни 5 сут. в местностях, не благополучных по холере; контакт с больными; употребление необеззараженной воды).

Биологический посев рвотных масс или фекалий на куриные эмбрионы.

Осложнения. При холере возможно развитие некротического нефроза, а также быстропрогрессирующего гломерулонефрита, сопровождающегося уремией. Кроме того, у больных холерой возникают пневмония, абсцессы, флегмона, рожа, сепсис. Смерть больных холерой обычно наступает от обезвоживания, комы, интоксикации. Возможна смерть и от осложнений холеры, среди которых наиболее частым является уремия. При массивном введении в организм жидкости хлорида натрия, бикарбоната смертность уменьшилась с 50% до 1%.

Особенности сестринского ухода:

1.Контроль соблюдения постельного режима в течение всего периода клинических проявлений, который продолжается обычно не более 3 дней.

3.Обеспечение введения жидкости перорально или через назогастральный зонд следующего состава: хлорида натрия — 3,5 г, гидрокарбоната натрия — 2,5 г, хлорида калия — 1,5 и глюкозы — 20 г на 1 л питьевой воды. В течение часа больной должен выпивать 1—1,5 л жидкости. Рекомендуется заранее заготавливать указанные соли и глюкозу в виде навесок и растворять их в воде при температуре 40—42 "С непосредственно перед использованием.

4.. Больным с резко выраженным обезвоживанием внутривенные вливания растворов хлосоль, квартосоль или трисоль начинать струйно (первые 2 л) со скоростью 100—200 мл в минуту, затем скорость введения раствора постепенно уменьшать. Перед вливанием растворы необходимо подогревать до 38—40 °С.

5.Согревание тела и конечностей грелками, так как у пациента склонность к алгидному состоянию.

6. Обеспечение контроля после прекращения рвоты приёма пациентом (в присутствии медицинской сестры) тетрациклина по 0,3—0,5 г или левомицетина по 0,5 г через каждые 6 ч в течение 5 дней.

7.Обеспечить в периоде реконвалесценции примём пациентом продуктов, содержащих соли калия (курага, томаты, картофель).для нормализации деятельности сердца и укрепления стенок сосудов.

8. Ежедневное сестринское обследование, выявление проблем пациента и решение их путём выполнения независимых сестринских вмешательств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое внимание при сборе эпид.анамнеза следует уделять лицам, заболевшим острой кишечной инфекцией в течение 5 дней после прибытия из неблагополучных по холере стран. Вместе с тем, холерный вибрион может быть обнаружен в открытых водоемах, даже при отсутствии на данной территории больных холерой.

Заражение холерой происходит всеми характерными для фекально-орального механизма путями : Водным; Пищевым; Контактно-бытовым.

Заражение холерой происходит всеми характерными для фекально-орального механизма путями :

Пути передачи

  • Преимущественный путь передачи – водный, контактно-бытовой. В условиях нашего региона вспышки холеры возможно будут носить смешанный характер, когда эпидемический процесс, начавшись с водного заражения, в дальнейшем может поддерживаться факторами, свойственными пищевому и бытовому путям передачи.
  • Восприимчивость к холере высокая, чаще поражается взрослое население трудоспособного возраста.

Клиническая картина

диагностика Бактериологическому исследованию подлежат испражнения, рвотные массы, дуоденальное содержимое, трупный материал.

диагностика

УХОд за больным

  • Наладить сбор выделений больного (рвотных масс и испражнений).
  • Больного помещают на специальную кровать с вырезом под ягодицами. Выделения собирают в мерное ведро. Объем выделений фиксируется каждые 2 часа.
  • Помощь при рвоте.
  • У больного температура тела снижена, поэтому необходимо обложить больного грелками и поддерживать температуру в палате.
  • Соблюдать правила забора материала. Медсестра производит туалет больному в перчатках. В задний проход вводит стерильную резиновую трубочку и собирает выделения в стерильную посуду. Посуду помещают в бикс и отправляет с нарочным в лабораторию.
  • Медсестра должна соблюдать правила проведения текущей дезинфекции.
  • Придать пациенту положение, позволяющее избежать аспирации рвотных масс.
  • Обеспечить гигиену полости рта после каждого акта рвоты.
  • Предложить пациенту питье в достаточном количестве.
  • Обеспечить комфортные условия для пациента (частое проветривание палаты, ширма, смена белья, психологическая поддержка, уборка рвотных масс).
  • Осматривать рвотные массы, определить их количество, при необходимости провести забор ни исследование.
  • Проводить обеззараживание рвотных масс.
  • Обучить пациента методике расслабления и глубокого дыхания для удержания позывов к рвоте.
  • Обеспечить прием противорвотных средств по назначению врача.
  • Система мероприятий по профилактике холеры направлена на предупреждение заноса этой инфекции в нашу страну из неблагополучных районов. Обследованию на холеру подлежат больные с тяжелым течением острых кишечных инфекций.
  • Специфическая профилактика проводится холерогенанатоксином.

ТЕСт 1) Для холеры характерно сочетание симптомов: А) обильный водянистый стул без запаха, отсутствие болей в животе, тошноты; Б) тошнота, рвота; В) водянистый зловонный стул; Г) жидкий зеленоватой окраски стул, диффузные боли в животе. 2) Какое звено патогенеза определяет тяжесть течения холеры? А) интоксикация; Б) изотоническая дегидратация; В) инвазия возбудителя в слизистую оболочку кишечника; Г) генерализация инфекционного процесса. 3) В каком биологическом субстрате от больного можно обнаружить возбудителя холеры? А) кровь; Б) моча; В) кал; Г) слюна. 4) Укажите характер стула при холере: А) обильный, водянистый, зловонный; Б) обильный, водянистый, без калового запаха и окраски; В) обильный, водянистый, зеленоватой окраски; Г) водянистый, с примесью крови. 5) Какой процент потери массы тела при алгидной форме холеры? А) 3%; Б) 6%; В) 8%; Г) 10% и выше. 6) При нормоволемической форме холеры может развиваться: А) цианоз Б) обезвоживание 3-4 степени В) обезвоживание 1-2 степени Г) осиплость голоса

1) Для холеры характерно сочетание симптомов:

А) обильный водянистый стул без запаха, отсутствие болей в животе, тошноты;

Б) тошнота, рвота;

В) водянистый зловонный стул;

Г) жидкий зеленоватой окраски стул, диффузные боли в животе.

2) Какое звено патогенеза определяет тяжесть течения холеры?

Б) изотоническая дегидратация;

В) инвазия возбудителя в слизистую оболочку кишечника;

Г) генерализация инфекционного процесса.

3) В каком биологическом субстрате от больного можно обнаружить возбудителя холеры?

4) Укажите характер стула при холере:

А) обильный, водянистый, зловонный;

Б) обильный, водянистый, без калового запаха и окраски;

В) обильный, водянистый, зеленоватой окраски;

Г) водянистый, с примесью крови.

5) Какой процент потери массы тела при алгидной форме холеры?

мультимедийная презентация для проведения практического занятия по ПМ 02 МДК02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

ВложениеРазмер
nablyudenie_i_ukhod_za_bolnymi_kholeroy.pptx 365.63 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Наблюдение и уход за больными холерой

Холера – острое антропонозное инфекционное заболевание с фекально-оральным механизмом передачи, протекающее с явлениями дегидратации, деминерализации, ацидоза. Относится к числу карантинных инфекций.

Существует два типа холерных вибрионов: классический, открытый Робертом Кохом в 1883 году, и вибрион Эль-Тор. Этиология

Холерный вибрион выделяет 2 токсические субстанции: эндотоксин и экзотоксин. Кипячение убивает вибрионов мгновенно, длительно сохраняются при низких температурах.

Источником холерных вибрионов является человек: Больной; Реконвалесцент ; Здоровый (транзиторный) выделитель. эпидемиология

Особое внимание при сборе эпид.анамнеза следует уделять лицам, заболевшим острой кишечной инфекцией в течение 5 дней после прибытия из неблагополучных по холере стран. Вместе с тем, холерный вибрион может быть обнаружен в открытых водоемах, даже при отсутствии на данной территории больных холерой.

Водным; Пищевым; Контактно-бытовым. Заражение холерой происходит всеми характерными для фекально-орального механизма путями:

Преимущественный путь передачи – водный, хотя вспышка 1994 года в Дагестане была обусловлена в основном контактно-бытовым путем. В условиях нашего региона вспышки холеры возможно будут носить смешанный характер, когда эпидемический процесс, начавшись с водного заражения, в дальнейшем может поддерживаться факторами, свойственными пищевому и бытовому путям передачи. Восприимчивость к холере высокая, чаще поражается взрослое население трудоспособного возраста.

Бактериологическому исследованию подлежат испражнения, рвотные массы, дуоденальное содержимое, трупный материал. диагностика

Антибиотики не играют решающей роли в лечении больных холерой, но они уменьшают длительность диареи, объем водно-солевых потерь и сокращают длительность вибрионовыделения . Назначают Тетрациклин 0,3 через 6 часов в течение 5 дней. Выписка больных производится после выздоровления и получения 3 отрицательных результатов бактериологических исследований испражнений, назначаемых через 24 часа после отмены антибиотиков ежедневно в течение 3 дней.

Диспансерное наблюдение после выписки из стационара врачом КИЗа в течение 3 месяцев с проведением контрольных бак.анализов испражнений каждые 10 дней в первый месяц и по 1 разу в последующие месяцы.

Уход за больным

Наладить сбор выделений больного (рвотных масс и испражнений). Больного помещают на специальную кровать с вырезом под ягодицами. Выделения собирают в мерное ведро. Объем выделений фиксируется каждые 2 часа. Помощь при рвоте. У больного температура тела снижена, поэтому необходимо обложить больного грелками и поддерживать температуру в палате. Соблюдать правила забора материала. Медсестра производит туалет больному в перчатках. В задний проход вводит стерильную резиновую трубочку и собирает выделения в стерильную посуду. Посуду помещают в бикс и отправляет с нарочным в лабораторию. Медсестра должна соблюдать правила проведения текущей дезинфекции.

Диарея. Рвота. Нарушение комфортного состояния. Сестринские диагнозы

Придать пациенту положение, позволяющее избежать аспирации рвотных масс. Обеспечить гигиену полости рта после каждого акта рвоты. Предложить пациенту питье в достаточном количестве. Обеспечить комфортные условия для пациента (частое проветривание палаты, ширма, смена белья, психологическая поддержка, уборка рвотных масс). Осматривать рвотные массы, определить их количество, при необходимости провести забор ни исследование. Проводить обеззараживание рвотных масс. Обучить пациента методике расслабления и глубокого дыхания для удержания позывов к рвоте. Обеспечить прием противорвотных средств по назначению врача. План ухода:

Система мероприятий по профилактике холеры направлена на предупреждение заноса этой инфекции в нашу страну из неблагополучных районов. Обследованию на холеру подлежат больные с тяжелым течением острых кишечных инфекций. Специфическая профилактика проводится холерогенанатоксином . профилактика

В настоящее время во всем мире наблюдается рост инфекционных заболеваний, появляются новые инфекции, возбудители уже известных инфекционных заболеваний мутируют, вызывая более тяжелые, приводящие к летальному исходу или атипичные и стертые формы болезней.

Из всех групп инфекционных заболеваний выделили и объединили в группу особо опасные инфекции или синоним – карантинные инфекции. Для этой группы заболеваний характерно быстрое распространение, тяжелое течение, высокий процент летальных исходов. К особо опасным инфекциям относят следующие заболевания: из группы кишечных инфекций – холера, из группы зоонозов – чума, туляремия, сибирская язва.

Острые кишечные инфекции - наиболее часто встречаются в инфекционной патологии среди населения. Характерным является то, что больные не всегда вовремя обращаются за медицинской помощью, считая, что самостоятельно справятся с диареей и занимаются самолечением. Но для правильного адекватного лечения необходимо своевременно поставить диагноз, какая именно острая кишечная инфекция у пациента. В регионах, где развито животноводство регистрируется сибирская язва. В России существуют 16 эндемичных очагов по заболеваемости чумой. Поэтому в антропургических и эндемичных очагах должна быть настороженность на появление этих заболеваний среди людей.

В настоящее время изменилась и роль медицинской сестры в уходе за пациентами. Медсестра не только выполняет назначения врача, но и решает социальные, психологические проблемы пациента.

В основе данной методической разработки лежат не только клинико-эпидемиологические и лечебно-профилактические вопросы особо опасных инфекций, но и основы сестринского ухода при данных заболеваниях.

Данная тема очень важна для студентов, потому, что она является одной из основных разделов в инфектологии.

В настоящее время создается впечатление, что такие заболевания как холера, чума, туляремия, сибирская язва, геморрагические лихорадки ушли в прошлое и уже не встречаются. Но это не так, они и на современном этапе остаются угрозой для человека. Пандемия холеры продолжается и это заболевание регистрируется в 43 странах мира. Единичные случаи чумы встречаются в странах с определенными климатическими условиями, степь, лесо-степь, в этих регионах возбудитель чумы выделяется от грызунов и среди животных возникает эпизоотия. Сибирская язва встречается в следующих регионах нашей страны: Омская область, Новосибирская область, а также в республике Бурятия – Кяхтинский район. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) встречается среди людей сельской местности, в странах с субтропическим климатом в последние годы возникла эпидемия такой разновидности геморрагической лихородки: Эбола. При современных условиях миграции населения инфекционные заболевания могут распространяться с большой скоростью.

В настоящее время каждый медицинский работник, независимо от специальности должен уметь заподозрить возможную особо опасную инфекцию, для того, чтобы на ранних сроках поставить диагноз и оказать первую помощь.

При работе с контактными лицами медицинский работник должен уметь соблюдать инфекционную безопасность и снизить риск развития эпидемической ситуации в населенном пункте и лечебно – профилактическом учреждении. Для этого необходимы такие профессиональные качества как: профессиональные знания, коммуникативность, умение работать в команде, брать на себя ответственость за жизнь пациента.

Каждая медицинская сестра – должна осуществлять сестринский уход за пациентами, что является залогом выздоровления и сохранения здоровья.

Обучающиеся медицинского колледжа, как будущие специалисты, должны знать методы ранней диагностики заболеваний и уметь проводить профилактическую работу по предупреждению и распространению инфекционной патологии в человеческом коллективе, понимать важность соблюдения инфекционной безопасности на рабочем месте.

Выявить уровень овладения знаниями по изучаемой теме. Показать актуальность темы и дать характеристику особенностям сестринского ухода за пациентами с особо опасными инфекциями.

Студент должен знать:

- этиологию, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики,

проблемы пациента при особоопасных инфекциях;

- алгоритм забора патологического материала на исследования;

- организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;

- пути введения лекарственных препаратов;

- виды, формы и методы реабилитации;

- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Студент должен уметь:

- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и

- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях

первичной медико-санитарной помощи и стационара;

- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

- осуществлять мониторинг основных параметров жизнедеятельности;

- осуществлять паллиативную помощь пациентам;

- вести утвержденную медицинскую документацию.

- развивать логическое, клиническое мышление;

- развивать память, внимание, умение анализировать информацию;

- развивать культуру речи, умение излагать мысли четко и грамотно;

- развивать коммуникативные навыки.

- воспитывать чувство профессиональной ответственности за принятые решения,

работать в команде;

- воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к пациентам;

- воспитывать личностные качества, трудолюбие, целеустремленность, необходимые при

общении с пациентами.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Оказывать паллиативную помощь.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Вид занятия: практическое занятие.

Тип занятия: закрепление знаний.

Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения

программы подготовки специалистов среднего звена.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, методы активного обучения, самостоятельная работа студента.

Место проведения: корпус доклинической практики.

Время занятия: 270 минут.

Межпредметные, межмодульные связи

Инфекционные болезни, понятия. Особенности течения инфекционного процесса.

Анатомия и физиология человека.

Эпидемический процесс. Противоэпидемические мероприятия. Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи возбудителя.

Мероприятия, направленные на повышение невосприимчивости населения к возбудителям.

Иммунная система человека, виды.

Диагностические мероприятия при инфекционных заболеваниях: лабораторные исследования.

ПМ 02. Участие в лечебно -диагностическом и реабилитационном процессах

МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Сестринский уход в т ерапии

Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при лечении инфекционных заболеваний.

ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

Роль медсестры в диагностике, лечении и профилактике инфекционных заболеваний. Устройство и режим инфекционных больниц.

ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий.

- столик для инструментов (манипуляционный столик) ;

- системы для внутривенного капельного вливания,

- штатив для капельных внутривенных вливаний;

- перчатки медицинские (чистые и стерильные),

- дозатор для жидкого мыла,

- крафт-пакеты для стерилизации медицинского инструментария,

  • емкости (разнообразные) для сбора лабораторных анализов;
  • емкости для дезинфицирующих средств разные;
  • иглосъемники;
  • иглы разные;
  • мешки для сбора обходов классов А и Б;
  • ножницы;
  • пинцеты;
  • термометры медицинские;
  • шпатели;
  • шприцы разные;
  • штативы для пробирок;

2. Технические средства обучения:

3. Учебно-методическая документация:

- дидактический материал (тестовые задания, ситуационные задачи, чек-листы);

- нормативная документация (история болезни, экстренное извещение, бланки

1. Белоусова А.К., Дунайцева В.Н. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инф. –Феникс 2015 г.

2. Малов В.А., Малова Е.Я. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инф.-Академия 2019 г.

4. Н.И. Федюкович. Фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

1. Э.Г. Громова. Справочник лекарственных средств.- С-П, 2012.

3.Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела. – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

Вступительное слово преподавателя

Актуальность проблемы. Особо опасные инфекции (ООИ) – это группа высококонтагиозных заболеваний, имеющих тенденцию к быстрому распространению, с охватом в кратчайшие сроки большой массы населения в виде эпидемий и пандемий, характеризуются тяжелым течением с высоким процентом летальных исходов.

ВОЗ объявила карантинными инфекциями международного значения (1-й сепени патогенности) четыре заболевания: чума, холера, натуральная оспа (с 1980 года считается ликвидированной на Земле) и желтая лихорадка, а также сходная с ней лихорадки Эбола, Марбург.

На карантинные (конвенционные) инфекции распространяются международные санитарные соглашения (лат.conventio – договор, соглашение), этот документ, включает перечень мероприятий по организации Государственного карантина. Часто ООИ возникают во время чрезвычайных ситуаций. Статистика свидетельствует, что возникают эпидемии холеры, сибирской язвы, Эбола. В России ежегодно регистрируются завозные случаи холеры из стран, посещаемых нашими туристами: Вьетнам, Индия, Турция и др.

Мировая статистика подтверждает, что в странах, где отсутствуют соответствующие гигиенические условия, низкий уровень жизни, санитарной культуры, уровень инфекционной заболеваемости намного выше, чем в странах с устойчивым экономическим развитием. Однако это не означает, что проблема инфекционных заболеваний в экономически развитых государствах решена. Инфекционные заболевания не знают границ. Такие факторы, как миграция населения, рост международного туризма, транспортировка живых животных и продуктов питания животного происхождения способствуют распространению возбудителей инфекционных заболеваний. По этой причине об инфекционных заболеваниях сегодня говорят как о глобальной проблеме. Ввиду многообразия вариантов течения, нередки случаи, когда больные с инфекционной патологией первично госпитализируются в стационары неинфекционного профиля (хирургического, терапевтического и др.). Именно поэтому, медицинский персонал должен иметь базовые знания о карантинных инфекциях, закономерностях их развития и профилактике, так как от профессиональных действий медицинского персонала зависит жизнь пациента.

На сегодняшний день, невзирая на успешную борьбу, актуальность особо опасных инфекций остается высокой .

Холера - острая кишечная инфекционная болезнь, протекающая с синдромом гастроэнтерита или энтерита и сопровождающаяся часто симптомами обезвоживания различной степени выраженности. Относится к карантинным болезням (чума, желтая лихорадка, натуральная оспа), по отношению к которым проводятся специальные карантинные противоэпидемические мероприятия.

Что является возбудителем заболевания?

Возбудителем холеры является холерный вибрион. Различают классический холерный вибрион и вибрион Эль-Тор. Они хорошо сохраняются в воде и быстро погибают при кипячении, высушивании, воздействии солнечных лучей и дезинфицирующих средств. Обладают способностью выделять экзотоксин, который играет ведущую роль в патогенезе болезни. В настоящее время, начиная с I960 г., болезнь в большинстве случаев вызывается вибрионом Эль-Тор, который в отличие от классического может существовать во внешней среде (в воде) длительное время.

Кто является источником заболевания?

Источником инфекции является человек - больной или вибриононоситель. Во внешнюю среду холерный вибрион выделяется с испражнениями больных и вибриононосителей, а также с рвотными массами больных.

Как происходит заражение холерой?

Заражение холерой происходит при попадании возбудителя через рот с инфицированной водой и пищей, а также через загрязненные руки.

Каковы правила госпитализации больных?

Все больные и вибриононосители подлежат обязательной госпитализации. Размещаются в боксовом отделении, а при большом количестве заболевших специально для них выделяется инфекционная больница.

Как осуществляется уход за холерным больным?

Уход за холерным больным осуществляется, в основном, таким образом, как и при тяжелых формах сальмонеллезов. С момента поступления пациента в стационар необходимо наладить сбор всех выделений больного, так как чем больше больной теряет жидкости, тем быстрее ее следует вводить. Лучше всего учитывать количество мочи, испражнений и рвотных масс, поместив больного на специальную кровать с отверстием на уровне ягодиц. Выделения собираются в посуду с мерными делениями, например ведро из полиэтилена. Объем выделений измеряется и фиксируется каждые 2 часа для того, чтобы врач имел возможность вносить коррективы в проводимую терапию.

Холера протекает с выраженным снижением температуры тела, поэтому в палате для холерных больных необходимо поддерживать достаточно высокую температуру, а больного обложить грелками.

Медицинский персонал холерного отделения должен принимать все меры предосторожности для предотвращения рассеивания инфекции, так как выделения больного содержат огромное количество вибрионов.

Какой режим и лечение назначаются больным холерой?

Больные холерой нуждаются в соблюдении постельного режима в течение всего периода клинических проявлений, который продолжается обычно не более 3 дней. В дальнейшем при отсутствии осложнений производится расширение режима. В период диареи и рвоты больному дают пить солевые растворы и воду, после прекращения рвоты на 2-3 дня назначается диета № 4 (слизистые супы, жидкие каши, кисель и др.), затем переходят на диету № 13. Перед выпиской назначается диета № 2 или № 15. При легком течении заболевания с 3-5-го дня болезни может назначаться общая диета № 15.

Какие лабораторные тесты используются для подтверждения диагноза?

Читайте также: