Понятие госпитализма причины и следствия инфекционного госпитализма

Обновлено: 18.04.2024

Госпитализм — комплекс вредных влияний больничной обстановки, который может оказать воздействие на больного при его длительном пребывании в стационаре.

В современных условиях этот термин используется представителями других дисциплин. Так, в педиатрии под ним понимают задержку нервно-психического развития ребенка при длительном его пребывании в стационаре.

Госпитализм в психиатрии (син. институционализм) означает усиление психического регресса у больных с хронически протекающими психозами также под влиянием длительного пребывания в психиатрической б-це.

Известно, что недостаточное (по дозировке или по длительности курса) введение антибиотика вызывает появление у больного микробных штаммов, нечувствительных к данному препарату. Там, где такое нерациональное применение антибиотиков практикуется широко, больные быстро становятся носителями и распространителями антибиотикорезистентной микрофлоры. Аналогичное носительство может развиться и до поступления в стационар, если больной уже получал антибиотики в поликлинике; неосторожность в обращении с антибиотиками — разбрызгивание их растворов при вытеснении воздуха из шприца перед инъекциями — приводит к аспирации ничтожных количеств распыленного препарата и возникновению устойчивых к нему форм микробов у больных и особенно у медработников (3. В. Ермольева). Установлено, что от 20 (Б. В. Петровский, 1971) до 78% (Г. И. Поповичи с соавт., 1971) персонала хирургических отделений являются носителями патогенного пенициллиноустойчивого стафилококка и до 80% — стафилококка, устойчивого к стрептомицину. Наряду с золотистым стафилококком и другими безусловно патогенными микробами в резистентной к антибиотикам микрофлоре, загрязняющей хирургические стационары, широко представлены условно патогенные виды (Escherichia coli, Pseudomonas aeruginosa и пр.), патогенность которых заметно возросла, а также некоторые прежде не признававшиеся болезнетворными, но ныне получившие патогенные свойства микроорганизмы — в особенности Serratia. Загрязнению этими видами наиболее подвержены отделения интенсивной терапии, где основным их источником становятся больные при эндотрахеальной интубации с искусственной вентиляцией легких.

Библиография: 24-й конгресс Международного общества хирургов, т. 1—2, М., 1972; Пирогов Н. И. Собрание сочинений, т. 5, с. 543, т. 6, ч. 2, М., 1961.

1. Больничная гигиена как интегрированная область профилактической медицины; основные задачи больничной гигиены.

2. Понятие и классификация госпитализма.

3. Психический (психологический) госпитализм; основные причины и проявления; направления профилактики.

4. Неинфекционный физический госпитализм; основные причины и проявления; направления профилактики.

5. Понятие и основы терминологии в области инфекционного госпитализма.

6. Основные причины распространения инфекционного госпитализма.

7. Последствия инфекционного госпитализма; их учет при организации профилактических мероприятий.

8. Основные мероприятия по профилактике инфекционного госпитализма.

9. Основные гигиенические требования к размещению и территории медицинских организаций.

10. Гигиенические аспекты современного больничного строительства; типы строительства и их гигиеническая сравнительная оценка.

11. Основные гигиенические требования к планировке внутренних помещений медицинских организаций, их отделениям, палатам.

12. Гигиеническая характеристика отдельных факторов и условий внутрибольничной среды; профилактика вредного воздействия.

13. Регламенты обращения с отходами медицинских организаций.

14. Основные аспекты гигиены труда медицинских работников; характеристика факторов низкого уровня их здоровья; направления профилактики.

Вопрос 1

Больничная гигиена как интегрированная область

Профилактической медицины;

Основные задачи больничной гигиены

Больничная (госпитальная) гигиена - интегрированная область научной и практической деятельности, изучающая взаимосвязь между организацией медицинского обслуживания населения и состоянием его здоровья и разрабатывающая и реализующая на этой основе соответствующие профилактические мероприятия.

Цель больничной (госпитальной) гигиены - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений здравоохранения.

Задачи больничной (госпитальной) гигиены.

1. Гигиеническая экспертиза проектов строительства, реконструкции, модернизации учреждений здравоохранения, нового, оборудования, приборов, средств защиты, методов и методик лечения, диагностики и профилактики, инвентаря и т. д.

2. Участие в лицензировании учреждений здравоохранения.

3. Профилактика госпитализма, в том числе инфекционного.

4. Создание комфортных (отвечающих гигиеническим регламентам) гигиенических и психологических условий для пациентов и персонала.

5. Контроль за организацией лечебного, диетического, лечебно-профилактического питания совместно с диетологической службой.

6. Обеспечение оптимальных условий труда и отдыха персонала.

7. Организация гигиенического сопровождения медицинского обслуживания населения в ЛПУ различных типов.

8. Подготовка и повышение квалификации персонала в области больничной гигиены.

9. Гигиеническое воспитание и образование населения и пациентов.

Вопрос 2 Понятие и классификация госпитализма

Госпитализм возникновение заболеваний и функциональных нарушений у пациентов, персонала, населения, вызванных больничными факторами.

Инфекционный госпитализм - возникновение и распространение эндогенных и (или) экзогенных инфекций, имеющих место в результате влияния различных причин и факторов в ЛПУ в отдельности или в различных сочетаниях.

Внутрибольничные инфекции - частный случай инфекционного госпитализма, при котором распространение инфекций ограничивается ЛПУ.

Косвенный инфекционный госпитализм - распространение инфекций, связанных с больничными факторами, вне ЛПУ, среди населения.

Ятрогенные инфекции - госпитальные инфекции, вызванные непосредственно диагностическими или терапевтическими мероприятиями, врачебными ошибками.

Гнойно-септические инфекции - инфекции, возникающие при врачебном вмешательстве во внутреннюю среду организма (операции, инъекции, трансфузии, прививки и т. д.), и сопровождающиеся нагоноительными процессами.

Внутриутробные инфекции - инфекции, возникающие в период эмбрионального развития.

Вопрос 6 Основные причины распространения инфекционного госпитализма

Не дай Бог, Санитарная конференция придет к выводу, что брюшной тиф, дифтерия и т д. и т. п. – прямые следствия бациллы Б или бациллы Д, а не дурной канализации, грязных выгребных ям и гнилой воды (Флоренс Найтингейл).

В 1854 году Флоренс Найтингейл превратила грязный, заполненный крысами госпиталь в чистое, светлое заведение. Смертность сразу упала с 40 до 2%.

Ее по праву можно считать основателем больничной гигиены и идеологом первичной профилактики.

Данное вступление к вопросу обусловлено тем, что основные причины возникновения и распространения госпитальных инфекций – прежде всего причины гигиенического плана.

Причины возникновения и распространения госпитальных инфекций:

1. Снижение сопротивляемости организма (естественного иммунитета), обусловленное болезнью и (или) лечением.

2. Рост контингентов риска (увеличение доли пациентов пожилого и старческого возраста, со сниженным естественным иммунитетом, увеличение числа пациентов с измененным психофизиологическим статусом, с преморбидными или экологически зависимыми нарушениями, увеличение числа недоношенных, ослабленных детей).

Женщины-родильницы в группах риска госпитальных инфекций:

- с хроническими соматическими и инфекционными заболеваниями;

- с болезнями мочеполовой системы, в т.ч. с кольпитами;

- с отягощенным акушерским и гинекологическим диагнозом;

- после оперативного родовспоможения;

- с кровотечениями в послеродовом периоде;

Количество осложнений при родах

вследствие анемии, на 1000 родов


Группы риска госпитальных инфекций среди новорожденных:

- с врожденными аномалиями развития;

- с родовой травмой;

- с синдромом дыхательных расстройств;

- с хронической гипоксией и асфиксией плода;

- родившиеся у матерей с хроническими заболеваниями;

- родившиеся у матерей с инфекцией во время беременности;

- родившиеся у страдающих алкоголизмом, наркоманией.

3. Активация артифициальных механизмов передачи госпитальных инфекций.

4. Последствия нерациональной химиотерапии (селекция антибиотикоустойчивых и (или) высоковирулентных возбудителей).

Правила Флеминга:

1) Назначение антимикробного лекарственного средства только при условии чувствительности к нему возбудителя заболевания.

2) Назначение антибиотика (АБ) в такой дозе (разовой, суточной, курсовой) и введение таким путем, чтобы обеспечить эффективную концентрацию в очаге инфекции (в месте вегетации возбудителя).

3) Назначение АБ в такой дозе (разовой, суточной, курсовой) и введение таким путем, чтобы исключить или максимально ограничить повреждающее действие.

Рекомендации ВОЗ по антимикробной терапии развивают правила Флеминга:

1) Всемерное ограничение использования антибиотиков (АБ) в клинических условиях; назначение только по строго обоснованным показаниям.

2) Назначение АБ больному должно производиться только после выделения и идентификации культуры возбудителя и изучения его антибиотикограммы (АБ-граммы).

3) В случае, если возбудитель чувствителен к нескольким АБ, предпочтение должно отдаваться препарату с узким спектром действия, с учетом АБ-граммы ведущей микрофлоры данного стационара или амбулатории, с тем, чтобы по получении результатов бактериологического анализа внести соответствующие коррективы в первоначально назначенную АБ-терапию.

4) При невозможности получения в очаге инфекции эффективной концентрации АБ данной группы в связи с состоянием больного (аминогликозиды и заболевания органа слуха, тетрациклины и заболевания печени, цефалоспорины и заболевания сосудов) назначают комбинацию синергидных АБ с разными механизмами антибактериального действия, каждый из которых берется в уменьшенной дозировке.

5) Местное применение АБ и их использование с профилактическими целями должно быть сведено к минимуму; при очевидной клинической необходимости местно назначают препараты, которые у данного больного не использовались парентерально или per os; профилактическое назначение АБ возможно при тяжелых операциях с искусственным кровообращением, длительной перфузией, возможным инфицированием раны и т.д.

Наиболее распространенные ошибки и неточности антимикробной терапии, приводящие к развитию резистентных штаммов микроорганизмов:

1) Назначение препарата без учета спектра его антимикробного действия.

2) Отсутствие или недооценка данных о вторичной резистентности возбудителя.

3) Методически неверное или неинформативное микробиологическое исследование.

4) Неверная, неадекватная тяжести патологии дозировка.

5) Неправильный выбор пути введения препарата в организм больного.

6) Назначение препарата в традиционной дозе при патологии или физиологической незрелости экскреторных органов.

7) Игнорирование фармакокинетических особенностей антимикробных препаратов при патологии органов, отличающихся высокой селективностью гистогематического барьера.

8) Дозировка без учета чувствительности возбудителя к выбранному лекарственному веществу.

Госпитализм — комплекс психосоматических расстройств, развивающихся в результате длительного пребывания больного в стационаре, вдали от родных и близких. Неблагоприятные условия больничной среды, дефицит эмоционально-социальных контактов и простого человеческого общения, а также полная изоляция от общества угнетающе воздействуют на психофизическое состояние пациента. Долгое нахождение человека в стационарных условиях без заботы и внимания близких людей приводят к отставанию в умственном и моторном развитии у детей, а также к психофизической деградации у взрослых.

Это понятие было введено в 1945 году психоаналитиком из Америки Р. Шпицем. Он изучал, как развивалась патология у детей, которые долгое время находились в больнице без матери. При этом за больными тщательно ухаживали, хорошо кормили и правильно лечили. У детей постепенно появлялись признаки депрессии, заторможенности, пассивности. У них исчезла мимика и нарушилась координация глаз. Больные, находящиеся в больнице больше года, без материнской поддержки приобрели признаки глубокой психофизической отсталости. Шпиц сделал вывод: последствия госпитализма долговременны и необратимы.

Современные психологи также отмечают, что госпитализм чаще возникает в условиях интернатов, яслей и детских больниц. При этом они делают акцент на очень важный аспект – влияние матери на развитие ребенка. Доказано, что между полноценным развитием малыша и родительской любовью имеется прямая зависимость.


  • Проживающие в приютах, детских домах, закрытых интернатах,
  • Лишенные должного внимания, материнской ласки и заботы,
  • Родившиеся в неблагополучных семьях,
  • Страдающие тяжелыми заболеваниями,
  • Имеющие врожденные и приобретенные нарушения работы нервной системы.

Больные дети резко худеют, становятся слабыми и вялыми, равнодушными ко всему. Они истощены и бледны, плохо спят и едят, выглядят несчастными. У них снижается мышечный тонус и исчезает реакция на голос. Такие пациенты поздно начинают ходить и говорить, проявляют неадекватные эмоции, их действия становятся навязчивыми. В тяжелых случаях замедляется общее развитие ребенка. Он с трудом овладевает элементарными навыками, не может сам себя обслуживать и управлять своим телом. У детей нарушаются не только коммуникативные, но и интеллектуальные способности, мелкая моторика, умение выражать эмоции. Они отстают в росте и весе от своих сверстников, испытывают трудности с освоением тех или иных двигательных актов. Дезадаптация к окружающей среде и социуму, утрата интереса к жизни, низкая сопротивляемость инфекциям — продолжительные и часто необратимые явления госпитализма. Если ребенка вернуть матери в течение трех месяцев, симптомы расстройства постепенно исчезнут, а психофизические изменения восстановятся. Длительная разлука приводит к закреплению клинических проявлений и стремительному отставанию ребенка в развитии.

Клинические признаки патологии зависят от срока пребывания больного в ЛПУ:

  1. Длительность нахождения в отделении 5-10 месяцев — единичные симптомы госпитализма,
  2. 10 — 15 месяцев — полностью формированное заболевание,
  3. Более 15 месяцев — тяжелое течение болезни и максимальная степень выраженности симптомов.

Чем дольше пациент находится в больнице, тем меньше у него шансов сохранить себя и не выпасть из социума.

Диагностика госпитализма проводится специалистами в области психологии, психиатрии, неврологии. Лечебные мероприятия включают психологическую коррекцию, социальную реабилитацию, работу с педагогами и дефектологами, прием лекарственных препаратов. Госпитализм – тяжелая патология, приводящая к необратимым процессам.

Видео: о госпитализме и его формировании у детей

Причины

Госпитализм развивается у лиц, испытывающих недостаток чувственного, эмоционального и интеллектуального взаимодействия с матерью или иным лицом, к которому у него сформировалась привязанность. Пусковой механизм патологии – отсутствие родительского тепла, любви и заботы. Разлука с матерью становится для ребенка страшной трагедией, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Госпитализм — удел не только сирот, но и детей из полных семей, где с малых лет становится актуальной проблема одиночества. Малыши сильно страдают от отсутствия доверительных, тактильных и теплых эмоциональных контактов.

Феномен госпитализма представляет собой совокупность психосоматических расстройств, возникающих у детей и взрослых по разным причинам.

Причины развития детского госпитализма:

  • Отсутствие близкого человека рядом. Дети, вынужденные долгое время лечиться в стационарных условиях или проживать в приюте, интернате, детском доме, страдают от дефицита общения с родными и близкими. Они не чувствуют любви, заботы и понимания.
  • Холодность или равнодушие матери. Обычно женщины, не интересующиеся своим ребенком и не любящие его, страдают алкоголизмом, наркоманией, психической болезнью. Отстраненность матери может быть результатом нежелательной беременности или индивидуальных особенностей личности, например, замкнутости. Таких женщин полностью поглощает работа. Многие современные женщины по натуре карьеристки. Они ставят на первое место материальное благополучие семьи.

В интернатах, детских домах и подобных учреждениях госпитализм развивается в результате обедненного психологического климата, дефицита внимания и эмоций со стороны персонала. Больные дети испытывают эмоциональную недостаточность и становятся пассивными. У них не развиваются элементарные навыки и умения.

Заболеть госпитализмом рискуют малыши с ослабленным здоровьем и недостаточными адаптационными возможностями. К факторам риска относятся хронические заболевания, требующие длительного стационарного лечения.

Пожилые и одинокие лица особенно остро нуждаются в общении и внимании. Когда человек остается наедине со своими проблемами, его психика не выдерживает. Без поддержки близких в таких случаях не обойтись. Несмотря на надлежащий уход в больницах и домах для престарелых, они остро ощущают недостаток любви и внимания. У взрослых причиной госпитального синдрома также является долгое пребывание в местах отбывания лишения свободы — различных видах исправительных учреждений.

В основе патогенеза госпитализма лежит полная или частичная депривация. Это явление обозначает неудовлетворение потребности в общении, тепле, ласке. При полной изоляции человека и лишении его общения развивается тяжелая форма госпитализма – синдром Маугли. Частичная депривация или сепарация представляет собой длительное пребывание ребенка в закрытом учреждении без матери. Она приводит к задержке в психоэмоциональном развитии – позднему формированию комплекса оживления и заинтересованности окружающими предметами.

Симптоматика

Младенцы в первые полгода жизни развиваются правильно и своевременно, если не имеют врожденных патологий. Начиная с шестимесячного возраста, формирование замедляется, возникает феномен угасания. Поскольку госпитализм затрагивает физическое и личностное развитие, у детей возникают проявления психомоторных нарушений. У больных отмечается психофизическая недоразвитость, которая зарождается в младенчестве и прогрессирует по мере взросления ребенка.

Симптомы госпитального синдрома у детей:

  1. Позднее формирование комплексной реакции оживления – отсутствие улыбки, вскрикиваний, гуления, лепетания при появлении знакомых лиц, неспособность зафиксировать взгляд на предмете, плаксивость;
  2. Нарушение моторного развития – отсутствие навыков сосания, недоразвитость рефлексов, позднее удерживание головы и переворачивания туловища, дискоординация движений, неустойчивые и неуверенные действия, неумение брать игрушку и перекладывать ее из руки в руку;
  3. Вегетативные нарушения — подъем температуры тела без явных причин, слабость, апатия, снижение тонуса мышц, сонливость или бессонница, отказ от еды, низкий рост и малый вес, недоразвитие костно-мышечного аппарата, недержание мочи и кала, снижение общей резистентности организма к инфекциям, хроническое течение имеющихся заболеваний;
  4. Задержка речевого развития и прогрессирующая речевая дисфункция – неразборчивость речи, лишение ее интонации;
  5. Эмоционально-личностные расстройства – плач и агрессия в ответ на обращение взрослых, безразличие ко всему происходящему вокруг, недоразвитие высших эмоций, отсутствие интереса к общению, апатия, замкнутость или эмоциональная вспыльчивость с плачем, криком, драками, расторможенность, асоциальное поведение, отсутствие сострадания, жалости, стыда, вины, послушность, молчаливость, безучастность;
  6. Появление стереотипных движений и навязчивых действий – раскачивание тела, мотание головой, сосание пальца, хаотичные движения руками и ногами;
  7. Интеллектуальные расстройства – неспособность овладеть элементарными навыками, преобладание процессов торможения над возбуждением, снижение адаптации в социуме, отсутствие ролевых игр, тяжелая умственная отсталость;
  8. Изменения со стороны ЦНС – неврастения, психозы, признаки, напоминающие аутизм, боязнь игрушек, прикосновений и взглядов, отсутствие своего Я, неуверенность, скованность движений и медлительность, постоянная тревога, частые конфликты, признаки депрессии, перепады настроения.


Клинические признаки патологии у взрослых:

  • Отсутствие заинтересованности к профессиональной деятельности и желание бездельничать,
  • Апатия, пассивность, безучастие,
  • Страх перед выпиской из стационара,
  • Нежелание общаться с людьми, замкнутость,
  • Постоянный конфликты с окружающими,
  • Бессмысленные и однообразные, часто повторяющиеся, навязчивые движения,
  • Эмоциональная обедненность.

Пожилые лица с госпитализмом страдают от прогрессирующей мозговой дисфункции. У них возникают мнестические расстройства, проявляющиеся провалами в памяти; мышление становится неадекватным — больные искаженно воспринимают реальные события. К общим признакам патологии относятся: вялость, апатия, слабость, кахексия, скованность движений, ригидность мышц, отсутствие инициативы, беспечность. У больных отсутствуют планы и надежды, они становятся заторможенными, безынициативными, манерными, истощенными, бездеятельными. Большинство пациентов негативно относится к возвращению после выписки к работе. Они не читают, не смотрят телевизор, редко выходят из дома. Их взгляд становится застывшим и отрешенным, конечности слегка подергиваются. Со временем появляются признаки дисфункции вестибулярного аппарата, нарастает беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в обычной жизни, развивается личностный регресс и эмоциональная опустошенность.

Диагностика и лечение

Диагностика госпитализма включает следующие клинические методики:

  1. Сбор анамнеза — опрос родителей и близких родственников больного, персонала и прочих лиц, регулярно с ним контактирующих;
  2. Общий осмотр пациента детским неврологом, психиатром, клиническим психологом;
  3. Неврологическое обследование — определение силы и тонуса мышц, реакции на внешние раздражители, сложных целенаправленных движений, выявление имеющихся заболеваний нервной системы;
  4. Психологическое обследование позволяет оценить психомоторное развитие больного, способность контактировать и адекватно реагировать, самостоятельно себя обслуживать, а также обнаружить отставание в психической и эмоциональной сфере;
  5. Динамическое наблюдение за больным необходимо для постановки окончательного диагноза.

После получения результатов диагностических мероприятий специалисты назначают адекватное и максимально эффективное лечение. Особое внимание врачи уделяют маленьким детям, поскольку процент смертности у этой категории больных очень высок.


Лечение госпитального синдрома – процесс комплексный, многоэтапный и длительный.

Схема лечения больных детей с госпитализмом:

  • Усиленное общение ребенка с родственниками и сверстниками.
  • Возвращение маленького пациента в семью.
  • Организация совместного круглосуточного пребывания в стационаре ребенка с мамой.
  • Оснащение закрытых учреждений комнатами для свиданий.
  • Педагогическая коррекция — развитие коммуникативных качеств у ребенка путем включения его в детский коллектив, а также обеспечение тесного взаимодействия между матерью и малышом.
  • Целью психологической поддержки является развитие познавательных функций у ребенка. Для этого используют упражнения в виде игр, которые оказывают тренирующее воздействие. Психологическая помощь позволяет сформировать положительный эмоциональный фон, устранить страх, тревожность, беспокойство.
  • Психотерапевты используют для больных арт-терапию, музыкальную и телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации. Групповая, индивидуальная и семейная психотерапия позволяет восстановить и поддерживать здоровый психологический климат в семье и детских коллективах.
  • Медикаментозное воздействие применяется только в тяжелых случаях, когда все остальные методы лечения не дают положительных результатов. Больным назначают препараты, корректирующие эмоциональную нестабильность, улучшающие обменные процессы в ЦНС и стимулирующие развитие познавательных функций.
  • Лечение имеющихся соматических и инфекционных заболеваний, общеукрепляющая терапия.

Чтобы вылечить синдром у взрослых, необходимо устранить основное заболевание, ставшее причиной их госпитализации в ЛПУ. Хронические недуги лучше лечить амбулаторно. Реабилитационные мероприятия проводит специалист-психотерапевт или психиатр.

Прогноз и профилактика

Прогноз патологии считается благоприятным, если у больного отсутствуют тяжелые соматические заболевания и было своевременно начато адекватное лечение.

На исход госпитализма оказывают влияние следующие факторы:

  1. Возраст больного,
  2. Частота свиданий ребенка с матерью или иным близким лицом,
  3. Выраженность нарушений интеллекта, психики и поведения,
  4. Наличие сопутствующих расстройств,
  5. Эффективность лечения.

Поздняя диагностика и неполноценное лечение приводят к инвалидизации и гибели больных. Только совместная работа медиков, психологов и родственников пациента позволит полностью устранить болезнь.

Мероприятия, предупреждающие развитие госпитализма у детей:

  • Проживание в благополучной семье,
  • Теплые отношения с матерью,
  • Прием ребенка в ЛПУ только с близким ему человеком,
  • Организация распорядка дня,
  • Регулярное общение со сверстниками,
  • Интересные занятия и игры в коллективе.

Госпитализм — психическая болезнь, накладывающая негативный отпечаток на все сферы личностного развития: интеллект, эмоциональное состояние, психофизические качества.

Читайте также: