Постановление о неотложных мерах по противодействию распространения вич

Обновлено: 23.04.2024

1. Утвердить прилагаемую Государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года.

2. Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Государственной стратегии, утвержденной настоящим распоряжением.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить региональные программы противодействия распространению ВИЧ-инфекции на период до 2030 года с учетом особенностей сложившейся эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯпротиводействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования, определяет цели, задачи и основные направления государственной политики Российской Федерации по предупреждению распространения хронического заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ-инфекция). Положения Стратегии основываются на современных международных подходах к вопросам организации и проведения профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, в том числе с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.

Стратегия разработана с учетом положений Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Федерального закона "О некоммерческих организациях", Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также с учетом пункта 55 декларации "Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года" (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 70/1 от 25 сентября 2015 г.), определяющего, что "каждое правительство устанавливает свои собственные национальные цели, руководствуясь глобальными пожеланиями, но принимая во внимание национальные условия", Политической декларации по ВИЧ и СПИДу: ускоренными темпами к активизации борьбы с ВИЧ и прекращению эпидемии СПИДа к 2030 году (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 70/266 от 8 июня 2016 г.).

Российская Федерация в целом придерживается глобальных целей по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, определенных Объединенной программой Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения и влияющих на достижение целей устойчивого развития.

Стратегия является основой для организации деятельности и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также добровольцев, работающих в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции.

В Стратегии используются следующие основные понятия:

"ВИЧ-инфекция" - хроническое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, передающееся от человека к человеку;

"государственная политика противодействия распространению ВИЧ-инфекции" - совокупность реализуемых государством мер по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции, которые обеспечивают противодействие распространению ВИЧ-инфекции и способствуют сохранению человеческого потенциала общества путем формирования идеологии безопасного поведения в отношении ВИЧ-инфекции, в том числе здорового образа жизни, традиционных семейных и морально-нравственных ценностей;

"ключевые группы населения" - группы населения повышенного риска, а также особо уязвимые и уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции;

"группы населения повышенного риска в отношении ВИЧ-инфекции" - потребители инъекционных наркотиков и иных наркотических средств для немедицинского потребления, лица, оказывающие сексуальные услуги, а также лица, вступающие в нетрадиционные сексуальные отношения;

"особо уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции группы населения" - лица, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде лишения свободы, содержащиеся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы;

"уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции группы населения" - лица, потенциально подверженные риску передачи ВИЧ-инфекции в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах: подростки и молодежь, беременные женщины, беспризорные дети, лица без определенного места жительства, мигранты, пары, в которых один из партнеров относится к группам населения повышенного риска, медицинские работники и лица других профессий, имеющие непосредственный контакт с инфицированным биоматериалом при осуществлении профессиональной деятельности;

"социально ориентированная некоммерческая организация" - исполнитель общественно полезных услуг в сфере противодействия распространению ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;

"приверженность медицинскому наблюдению и лечению" - соблюдение лицами с ВИЧ-инфекцией указаний медицинских работников о посещении медицинских организаций, режиме обследования и лечения;

"дискриминация и стигматизация лиц с ВИЧ-инфекцией" - негативное или предвзятое отношение к лицам с ВИЧ-инфекцией в связи с наличием у них этого заболевания.

II. Современное состояние проблемы распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

За время реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу отмечается стойкая тенденция ежегодного улучшения эпидемиологической ситуации в Российской Федерации.

В соответствии с данными федерального государственного статистического наблюдения за 2017 - 2019 годы отмечено стойкое снижение числа новых случаев ВИЧ-инфекции. Число впервые выявленных лиц с ВИЧ-инфекцией снизилось с 85,8 тыс. человек в 2017 году до 80,1 тыс. человек в 2019 году.

Среди лиц с ВИЧ-инфекцией, у которых этот диагноз установлен в 2019 году, мужчины составили около 60 процентов, а на возрастной период от 25 до 45 лет пришлось более 80 процентов общего числа случаев. В то же время отмечается снижение доли впервые выявленных лиц с ВИЧ-инфекцией в возрасте от 15 до 20 лет с 1,6 процента в 2012 году до 0,8 процента в 2019 году.

Ежегодно отмечается рост числа лиц, обследованных на ВИЧ-инфекцию. Так, в 2019 году прошли тестирование около 42 млн. человек (28,5 процента населения).

Благодаря принимаемым мерам по профилактике и раннему выявлению случаев ВИЧ-инфекции можно говорить о прекращении в Российской Федерации вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку. В соответствии с данными федерального государственного статистического наблюдения за отчетный период в 2019 году ВИЧ-инфекция была подтверждена только у 1,2 процента детей, рожденных от матерей с ВИЧ-инфекцией.

Разработка и внедрение Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (далее - Федеральный регистр), позволили на федеральном уровне осуществить планирование потребности в антиретровирусных препаратах для ВИЧ-инфицированных граждан Российской Федерации с учетом персонифицированного подхода.

С 2018 года в Российской Федерации были обновлены клинические рекомендации, усовершенствованы показания к началу проведения лекарственной терапии при ВИЧ-инфекции с учетом международного и российского опыта, введены современные схемы лечения ВИЧ-инфекции, включая различные схемы проведения антиретровирусной терапии.

Важно отметить, что за последние 3 года возросло число случаев с установленным диагнозом ВИЧ-инфекции на ранних стадиях инфицирования.

Пациентам после установления диагноза назначается антиретровирусная терапия, при этом индикатором эффективности терапии считается подавление вирусной нагрузки на фоне приема антиретровирусных лекарственных препаратов.

Организация и проведение централизованных закупок антиретровирусных препаратов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, локализация производства отечественных антиретровирусных препаратов позволили увеличить охват антиретровирусной терапией до 68,9 процента общего числа лиц, находящихся под диспансерным наблюдением.

По данным Федерального регистра, на конец 2019 года под диспансерным наблюдением в региональных центрах профилактики и борьбы со СПИДом состояло 743,2 тыс. человек с ВИЧ-инфекцией.

В целом опыт реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу показал, что направления и задачи этой Государственной стратегии являются эффективными.

Стратегия должна обеспечить преемственность задач, направленных на прекращение формирования новых случаев ВИЧ-инфекции, а также на повышение качества и продолжительности жизни лиц с ВИЧ-инфекцией.

III. Цель и задачи Стратегии

Целью Стратегии является предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации путем достижения постоянного снижения числа новых случаев ВИЧ-инфекции среди населения и снижения смертности от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, чтобы к 2030 году это заболевание перестало быть угрозой общественному здоровью.

Достижение цели Стратегии предполагается осуществить путем реализации следующих задач:

повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию и стигматизацию по отношению к лицам с ВИЧ-инфекцией, путем:

разработки и внедрения межведомственных программ профилактики ВИЧ-инфекции среди населения, учитывающих разнообразные подходы к организации и проведению профилактических мероприятий среди ключевых и уязвимых в отношении ВИЧ-инфекции групп населения, в том числе с привлечением к реализации этих программ общественных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций;

разработки и внедрения индивидуальных подходов и адресных программ профилактики ВИЧ-инфекции в каждом регионе с учетом уровня распространенности ВИЧ-инфекции в ключевых и уязвимых в отношении ВИЧ-инфекции группах населения, определяющих развитие эпидемического процесса, на межведомственной основе;

повышения информированности профильных специалистов, особенно врачей первичного звена здравоохранения, по вопросам профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции с целью выявления лиц с ВИЧ-инфекцией на ранних стадиях заболевания;

обеспечения охвата населения эффективным скринингом на ВИЧ-инфекцию в целях максимального выявления лиц с ВИЧ-инфекцией и дальнейшего привлечения их к услугам здравоохранения, дополняя механизмы уведомительного конфиденциального и дестигматизированного медицинского освидетельствования внедрением механизмов тестирования;

обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при диагностике, оказании медицинской помощи и социальной поддержки лиц с ВИЧ-инфекцией в соответствии с законодательством Российской Федерации;

увеличение охвата антиретровирусной терапией лиц с ВИЧ-инфекцией и дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;

предоставление социальной поддержки ВИЧ-инфицированным гражданам и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обеспечение высокого качества жизни детей с ВИЧ-инфекцией;

использование достижений науки и практики при проведении медицинской профилактики ВИЧ-инфекции и оказании медицинской помощи лицам с ВИЧ-инфекцией;

совершенствование нормативно-правового регулирования и развитие международного сотрудничества по вопросам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

совершенствование эпидемиологического контроля и надзора за распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на основе научно обоснованных подходов к проведению эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции;

совершенствование организации деятельности, материально-технического и кадрового обеспечения специализированных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь лицам с ВИЧ-инфекцией.

IV. Решение задач противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

1. Повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию и стигматизацию по отношению к лицам с ВИЧ-инфекцией

Профилактика ВИЧ-инфекции включает реализацию комплекса мероприятий по предупреждению передачи ВИЧ-инфекции, которые направлены на население в целом (первичная профилактика) и на ключевые и уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции группы населения.

Приоритетным направлением первичной профилактики ВИЧ-инфекции является информационно-пропагандистская деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции, осуществляемая в том числе через специализированный федеральный информационный ресурс по профилактике распространения ВИЧ-инфекции, включающая в себя проведение масштабных информационно-коммуникационных кампаний, комплексных коммуникационных проектов, всероссийских акций, ежегодных форумов для специалистов, а также работу специализированного информационного портала по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Важная роль в информировании граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции принадлежит средствам массовой информации, которые в том числе активно развивают свои интернет-сайты, производят крупные мультимедийные проекты, а также используют свои страницы в популярных социальных сетях для распространения новостей и информационно-аналитических публикаций на основе достоверных данных.

Информирование населения по вопросам профилактики и путей передачи ВИЧ-инфекции осуществляется на основе комплексного мобилизационного межведомственного подхода с учетом популярности современных коммуникационных каналов у различных целевых групп аудитории с использованием для этих целей современных доступных и эффективных способов донесения достоверной информации.

Проведение информирования населения на основе достоверных информационных материалов по вопросам ВИЧ-инфекции позволит сформировать у населения навыки ответственного отношения к своему здоровью, мотивацию к безопасному поведению в отношении передачи ВИЧ-инфекции, снизить дискриминацию лиц с ВИЧ-инфекцией, а также будет способствовать укреплению традиционных семейных и морально-нравственных ценностей.

Информация, размещенная на интернет-ресурсах, должна содержать достоверные сведения о профилактике, получении помощи и лечении ВИЧ-инфекции, что позволит сформировать у населения уверенность в возможностях современной профилактики, диагностики и лечения, а также снизить уровень дискриминации и стигматизации лиц с ВИЧ-инфекцией.

Информационно-просветительская деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции должна быть направлена как на население в целом, так и адресно на ключевые и уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции группы населения, где необходимо освещать не только вопросы профилактики ВИЧ-инфекции, но и вопросы профилактики заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией, которые повышают риск развития осложнений и смерти.

Разработка и реализация адресных мер для ключевых и уязвимых в отношении ВИЧ-инфекции групп населения предусматривают:

выявление в ключевых и уязвимых в отношении ВИЧ-инфекции группах населения лиц с ВИЧ-инфекцией;

содействие обращению лиц с ВИЧ-инфекцией за медицинской помощью;

оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан с ВИЧ-инфекцией в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проведение профилактики ВИЧ-инфекции в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.

Необходимо дальнейшее активное привлечение к сотрудничеству социально ориентированных некоммерческих организаций и их интернет-ресурсов, причем как специализирующихся на предоставлении помощи ключевым группам лиц с ВИЧ-инфекцией, так и оказывающих другие виды услуг.

Информирование в обязательном порядке должно сопровождаться доступностью тестирования на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного, в первую очередь на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи, а также во время проведения профилактических акций с привлечением мобильных бригад.

2. Обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при диагностике, оказании медицинской помощи и социальной поддержки лиц с ВИЧ-инфекцией в соответствии с законодательством Российской Федерации

Медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию отдельных категорий населения (далее - медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию) направлено на раннее выявление лиц, которые еще не осведомлены о своем положительном ВИЧ-статусе, привлечение их к диспансерному наблюдению и проведение специального лечения - антиретровирусной терапии.

Для достижения этой цели необходимо:

осуществлять раннее выявление заболевания, в том числе с использованием современных тест-систем, имеющих доказанную чувствительность и специфичность, позволяющих выявить заболевание в кратчайшие сроки от начала инфицирования вирусом;

осуществлять силами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека контроль над эпидемиологической ситуацией в субъектах Российской Федерации с наибольшим числом новых случаев ВИЧ-инфекции;

уделять приоритетное внимание ключевым и уязвимым в отношении ВИЧ-инфекции группам населения.

В рамках реализации мероприятий по добровольному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию рекомендуется:

обеспечить максимальный охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию пациентов, в отношении которых планируется осуществление диагностических мероприятий или лечение с применением инвазивных манипуляций или хирургических вмешательств, сопровождающихся высоким риском передачи ВИЧ-инфекции;

предусмотреть возможность в отдельных субъектах Российской Федерации с более высоким, чем по Российской Федерации в целом, уровнем заболеваемости и распространенности ВИЧ-инфекции расширения охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию пациентов, особенно в возрасте до 50 лет, обратившихся за медицинской помощью;

проводить медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию пациентов, обратившихся за медицинской помощью по поводу инфекций, передаваемых половым путем, вирусных гепатитов B и C, туберкулеза;

повысить уровень охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию беременных женщин;

обеспечить мотивацию к прохождению медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию (с обязательным проведением предварительного и последующего консультирования) представителей ключевых и уязвимых групп с привлечением потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций;

активно внедрять современные подходы к тестированию на ВИЧ-инфекцию;

осуществлять взаимодействие медицинских организаций, органов социальной защиты населения и профильных социально ориентированных некоммерческих организаций

В соответствии с письмом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. N 01/4414-ВЯ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции РФ, 2005 г., N 8)

О неотложных мерах по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в РФ см. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 февраля 2012 г. N 16

О дополнительных мерах по борьбе с ВИЧ-инфекцией см. также приказ Федерального медико-биологического агентства от 22 июня 2007 г. N 189

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране и эффективность принимаемых мер по противодействию распространения этой инфекции, установил, что имеющиеся серьезные недостатки в организационной работе, проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий не позволяют добиться существенных результатов в борьбе с эпидемией.

Руководителями администрации субъектов Российской Федерации уделяется недостаточно внимания вопросам противодействия распространения ВИЧ-инфекции. Вследствие этого эпидемическая обстановка продолжает ухудшаться. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в Иркутской, Калининградской, Московской, Ленинградской, Оренбургской, Самарской, Свердловской, Тюменской и Ульяновской областях, г. Санкт-Петербурге и Ханты - Мансийском автономном округе, где уровень пораженности населения в 2 - 3,5 раза выше, чем в среднем по стране.

Неудовлетворительно организованная и недостаточно эффективная работа по профилактике и борьбе с наркоманией приводит к тому, что в большинстве субъектов Российской Федерации свыше 72% ВИЧ-инфицированных заразились в результате внутривенного употребления наркотиков.

Наряду с этим резко увеличилось число лиц, заразившихся половым путем, удельный вес их возрос с 6% в 2001 г. до 25-27 % в 2004 г. Мероприятия по противодействию распространению ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, проводятся в недостаточном объеме, при отсутствии должной координации и сотрудничества со стороны органов государственной власти, неправительственных и общественных организаций, работающих в этой области, а также органов и учреждений здравоохранения.

Медленно внедряются в практику программы снижения вреда и другие современные технологии предупреждения распространения ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимых групп населения. До настоящего времени отсутствуют организационно-распорядительные документы Госнаркоконтроля, регулирующие порядок и правила реализации таких программ.

Отсутствие в субъектах Российской Федерации целенаправленной политики по работе с молодежью приводит к тому, что работа по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи осуществляется неадекватно сложившейся эпидемической обстановке и без учета негативных тенденций социального характера, имеющими место в этой группе населения. Большинство проектов, направленных на предупреждение распространения ВИЧ/СПИД среди молодежи, выполняются на средства, предоставляемые зарубежными организациями, при этом отсутствует координация в реализации профилактических и противоэпидемических мероприятий, практически не проводится оценка их эффективности.

Вследствие недостаточного внимания Минобрнауки России к проблеме ВИЧ-инфекции медленно внедряются специальные образовательные программы по борьбе с распространением наркомании и ВИЧ-инфекции в школах, в средних и высших учебных заведениях.

Многие средства массовой информации, и прежде всего государственные телевизионные каналы, недооценивают опасность ситуации с распространением наркомании и ВИЧ среди молодежи уклоняются от размещения соответствующих информационных материалов.

Принятые ранее постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об активизации работы, направленной на противодействие распространению ВИЧ-инфекции выполнялись неудовлетворительно, и прежде всего, в части мероприятий среди молодежи и групп населения высокого риска заражения этой инфекцией.

В последние годы значительно увеличилась доля женщин фертильного возраста в структуре ВИЧ-инфицированных и составила в 2004 г. 38%, а в ряде субъектов Российской Федерации (Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и др. области) превысила 50%, что обусловлено активизацией полового пути передачи инфекции. Выявляемость ВИЧ-инфекции среди беременных женщин возросла с 300 случаев в 1999 г. до 3505 - в 2004 г. Профилактическая работа в целях своевременного выявления и проведения медикаментозной профилактики, особенно среди беременных в группах риска, осуществляется в недостаточном объеме (Ленинградская, Свердловская и Саратовская области).

Количество детей рожденных ВИЧ-инфицированными матерями достигло 13 тысяч, из них более 1000 отказных детей.

В ряде субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Ленинградская, Московская, Свердловская области) не решаются вопросы, связанные с организацией содержания отказных детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями и они в течение длительного времени находятся в лечебно-профилактических учреждениях.

По-прежнему чрезвычайно остро стоит вопрос доступности лечения ВИЧ/СПИД, в том числе предупреждение вертикальной передачи вируса иммунодефицита от матери ребенку, что свидетельствует о неисполнении руководителями администрации субъектов Российской Федерации требований законодательства о гарантированном бесплатном лечении, диагностике и профилактике ВИЧ-инфекции.

Многие инфекционные больницы (отделения) не готовы к оказанию высококвалифицированной медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД с сопутствующими тяжелыми заболеваниями (туберкулез, вирусные гепатиты, микозы).

Вследствие недостаточной работы до настоящего времени не разработан протокол оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией.

Неблагоприятное воздействие на эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране оказывает рост числа ВИЧ-инфицированных в учреждениях пенитенциарной системы с 7,5 тысяч в 1999 г. до 33 тысяч в 2004 г., из которых 10 % составляют женщины.

Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации не уделяет должного внимания вопросам профилактики и лечения ВИЧ-инфекции. Так в учреждения системы исполнения наказаний ни один из более чем 4500 нуждающихся в лечении ВИЧ-инфицированных не получает специфической антиретровирусной терапии, из них 2500 больных сочетанными формами туберкулеза и ВИЧ получают лечение только от туберкулеза.

Бюджет, предусмотренный подпрограммой "Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)", не позволяет обеспечить в централизованном порядке закупку антиретровирусных препаратов для проведения бесплатного лечения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Средства же из бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели выделяются в минимальных объемах. По этой причине из 18 - 20 тысяч, нуждающихся в антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированных, получают соответствующее лечение только около 1000 человек.

Производство большинства современных антиретровирусных препаратов в стране отсутствует.

Серьезные недостатки имеют место в проведении диагностических исследований на ВИЧ-инфекцию. Так в ряде субъектов Российской Федерации, в нарушение законодательства Российской Федерации, руководителями высших учебных заведений введено обязательное обследование абитуриентов на ВИЧ-инфекцию. Вместе с тем за последние два года количество необоснованных обследований сократилось на 5 млн., однако при этом уменьшилось и количество обследуемых из числа групп риска, что может оказать негативное воздействие на эпидемическую обстановку в стране. Значительно увеличилось проведение этих обследований за плату.

Не решена полностью проблема предупреждения передачи ВИЧ-инфекции через донорскую кровь. В 2004 г. выявлено и отстранено от сдачи крови 898 доноров с ВИЧ-инфекцией. Не принимаются действенные меры по восстановлению системы отбора, обучения и медицинского освидетельствования доноров. В 35 субъектах Российской Федерации до сих пор не организована система карантинизации донорской крови.

Сложившаяся в Российской Федерации неблагополучная обстановка по ВИЧ-инфекции требует дополнительных мер по противодействию развития эпидемии.

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть вопрос о создании межведомственных советов по вопросам борьбы с ВИЧ/СПИД в целях координации деятельности и расширения сотрудничества государственных органов, неправительственных и общественных организаций, работающих в этой сфере, для повышения эффективности проводимых организационных и практических мероприятий.

1.2. Внести в программы по борьбе с ВИЧ/СПИД в субъектах Российской Федерации коррективы с учетом изменения эпидемической обстановки, обратив особое внимание на организацию и проведение профилактических мероприятий среди молодежи, потребителей наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату, выделение финансовых средств на развитие и обеспечение деятельности общественных организаций, работающих в этой области.

1.3. Выделить в текущем году ассигнования для приобретения тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции, а также антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных и проведения медикаментозной профилактики передачи вируса иммунодефицита человека от матери ребенку.

1.4. Оказать помощь органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в укреплении материально-технической базы и кадрового состава центров по профилактике и борьбе со СПИДом в целях улучшения их деятельности по противодействию распространения ВИЧ-инфекции.

1.5. Принять меры по организации содержания отказных детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.6. Обеспечить привлечение средств массовой информации для разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, реализации законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения этих социальных заболеваний.

2. Минздравсоцразвития России рекомендовать внести на рассмотрение Государственного совета Российской Федерации вопрос о создании на федеральном уровне Комиссии по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД в Российской Федерации в соответствии с рекомендацией 26 Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИД (резолюция S-26/2 от 27 июня 2001).

3. Минэкономразвития России, Минфин России рекомендовать:

3.1 .Выделить дополнительно к бюджету подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)" на 2005 г. 560 млн. рублей для обеспечения бесплатного лечения ВИЧ-инфицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.2. Предусмотреть увеличение в 2006 г. бюджета подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" в размере 812 млн. рублей для проведения бесплатного лечения ВИЧ-инфицированных, учитывая увеличение контингента больных, нуждающихся в специфическом лечении.

4. Минздравсоцразвития России, Федеральной таможенной службе рекомендовать внести предложения в Правительство Российской Федерации о снижении госпошлины и таможенных платежей за ввозимые противовирусные препараты для лечения ВИЧ/СПИД.

5. Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, ФСКН России, Минюст России, Минкультуры России, Минобороны России, МВД России рекомендовать разработать Концепцию по профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной среде.

6. Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России принять действенные меры по внедрению специальных образовательных программ по борьбе с распространением наркомании и профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи, пропаганде здорового образа жизни в школах, учреждениях среднего и специального профессионального образования.

7. Госнаркоконтролю России рекомендовать утвердить инструкцию по применению в практике современных технологий предупреждения распространения ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения и в первую очередь "программ снижения вреда".

8. Госнаркоконтролю России, МВД России рекомендовать обязать подведомственные органы и учреждения оказать помощь и поддержку органам и учреждениям здравоохранения в реализации программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.

9. Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России принять меры по созданию и развитию отечественного производства антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ/СПИД.

10. Руководителям теле-радио компаний рекомендовать принять меры по созданию и размещению специальных программ, видео и аудиоматериалов по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции в прайм тайм.

11. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

11.1. Провести анализ хода реализации программ по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД в субъектах Российской Федерации, внести предложения в органы исполнительной власти о коррективах этих программ, в соответствии с изменениями эпидемической обстановки.

11.2. Обеспечить координацию деятельности и расширение сотрудничества учреждений здравоохранения и, прежде всего, центров по профилактике и борьбе со СПИД, территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях повышения эффективности организационных и практических мероприятий направленных на противодействие распространения этой инфекции.

12. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

12.1. Принять действенные меры по созданию в инфекционных и крупных многопрофильных больницах надлежащих условий для оказания квалифицированной медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД, страдающим сопутствующими заболеваниями.

12.2. Завершить работу по внедрению системы карантинизации донорской крови, обеспечить проведение отбора, обучения и медицинского освидетельствования доноров.

13. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

13.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.

13.2. Запретить проведение диагностических обследований на ВИЧ-инфекцию, осуществляемых в нарушение законодательства Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приводится перечень дополнительных мер, рекомендованных Главным государственным санитарным врачом РФ исполнительным органам власти субъектов РФ, Минздравсоцразвитию России, Минэкономразвитию России и другим государственным органам, в сфере противодействия распространения ВИЧ-инфекции в РФ.

Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 25 апреля 2005 г. N 16 "О дополнительных мерах по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации"

В соответствии с письмом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. N 01/4414-ВЯ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции РФ, 2005 г., N 8)

Текст постановления опубликован в журнале "Дезинфекционное дело", 2005 г., N 2, в Бюллетене нормативных и методических документов госсанэпиднадзора, март 2006 г., N 1

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 февраля 2012 года N 16

О неотложных мерах по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г.Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, порядок организации, объем и эффективность противоэпидемических мероприятий, направленных на противодействие распространению этой инфекции, установил, что сохраняющийся высокий уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией, не снижающиеся темпы прироста новых случаев заражения, увеличение общего числа ВИЧ-инфицированных и активизация выхода эпидемии из уязвимых групп населения в общую популяцию свидетельствуют о том, что организационные и профилактические мероприятия, направленные на борьбу с этой инфекционной болезнью, осуществляются на недостаточном уровне и не позволяют добиться ощутимых результатов в борьбе с эпидемией ВИЧ-инфекции.

Наибольшее распространение вирус иммунодефицита человека получил среди мужчин 30-35 лет, где удельный вес инфицированных ВИЧ от общего числа населения составил 2,2% и среди женщин в возрасте 25-34 лет - 1%.

Смещение эпицентра эпидемии ВИЧ-инфекции в старшие возрастные группы населения, где профилактические программы практически не проводились, свидетельствует об острой необходимости разработки методологии и расширения профилактических программ на рабочих местах.

По данным мониторинга, в Российской Федерации умерло по разным причинам 102742 ВИЧ-инфицированных, в т.ч. за 2011 год 18414, что на 17,5% больше, чем в позапрошлом году. Вместе с тем необходимо отметить, что вследствие развития собственно ВИЧ-инфекции умерли 5568 человек (30,2%), остальные умершие погибли от причин, не связанных с ВИЧ (передозировки наркотиков, насильственная смерть, суициды, заболевания не связанные с ВИЧ и др.).

Особенно неблагополучная ситуация сложилась в Кемеровской, Самарской, Новосибирской, Оренбургской, Ленинградской, Ульяновской, Иркутской, Тверской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Пермском и Алтайском краях.

Неудовлетворительно организованная и недостаточно эффективная работа по профилактике и борьбе с наркоманией приводит к тому, что в большинстве субъектов Российской Федерации, на протяжении ряда лет основной причиной заражения ВИЧ-инфекцией в России продолжает оставаться внутривенное введение наркотиков нестерильным инструментарием, составляя к настоящему времени 57,6% от всех новых случаев заражения.

Данный способ употребления носит, как правило, коллективный характер, связан с различными поведенческими факторами риска, такими как: совмещение различного рискованного поведения, промискуитет, оказание сексуальных услуг, пренебрежение к использованию индивидуальных средств профилактики, что способствует заражению ВИЧ.

Большинство программ по профилактике ВИЧ-инфекции в наиболее уязвимых группах населения, успешно осуществлявшиеся в предыдущие годы, практически свернуты, а профилактические мероприятия, проводимые среди общей популяции населения и основывающиеся исключительно на пропаганде здорового образа жизни, малоэффективны для указанных групп населения.

Только комплексный и сбалансированный подход, учитывающий необходимость использования, как морально-нравственных аспектов, так и специальных мероприятий, предназначенных непосредственно и целенаправленно для представителей наиболее уязвимых групп населения, приносит результаты.

Позитивный опыт организации и осуществления такой работы имеется в Астраханской, Воронежской, Псковской, Липецкой, Калужской, Пензенской, Нижегородской, Томской областях.

В остальных субъектах Российской Федерации мероприятия по противодействию распространению ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, проводятся в недостаточном объеме, при отсутствии должной координации и сотрудничества со стороны органов государственной власти, неправительственных и общественных организаций, работающих в этой области, а также органов и учреждений здравоохранения.

Наркотический путь распространения ВИЧ-инфекции тесно связан с половым, что подтверждается исследованиями, проведенными в рамках приоритетного национального проекта в 2007-2009 годах. Так от 15 до 50% потребителей внутривенных наркотиков женского пола были вовлечены в оказание сексуальных услуг.

Гетеросексуальный контакт, как основной путь заражения, был указан у 39,2% впервые выявленных ВИЧ-позитивных и отмечается его продолжающийся рост (2011 год - 39,9%, 2010 год - 38,9%, 2009 год - 36,2%, 2008 год - 35,1%).

Увеличивается доля ВИЧ-позитивных лиц, заражение которых связано с половыми контактами между мужчинами, в 2011 году их доля составила почти 1,5%, увеличившись за последние 5 лет в два раза.

Серьезные недостатки имеют место в проведении диагностических исследований на ВИЧ-инфекцию. Несмотря на высокий уровень обследования населения в 2011 году, составивший более 24,7 млн. (104,4% от запланированного годового объема), значительно сократилось количество обследуемых из числа групп риска, что безусловно оказывает негативное воздействие на эпидемиологическую обстановку в стране, препятствует объективному анализу ситуации в целом и затрудняет прогнозирование ее развития в будущем.

В нескольких субъектах Российской Федерации зафиксированы низкие показатели работы по обследованию населения на ВИЧ-инфекцию:

Кабардино-Балкарская Республика (66,5%), Республика Карелия (85,7%), Приморский край (87,2), Карачаево-Черкесская Республика (90%), Республика Адыгея (91,8%), Новосибирская область (91,6%) от плана.

По данным эпидемиологического мониторинга, лабораторные обследования (вирусная нагрузка и иммунный статус), необходимые для обеспечения контроля за состоянием здоровья ВИЧ-инфицированных и проведения им антиретровирусной терапии, в соответствии с требованиями действующих стандартов оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, выполнены в недостаточных объемах, что снижает эффективность лечения ВИЧ-инфекции и негативно сказывается на противоэпидемической составляющей антиретровирусной терапии.

Среди лиц, состоящих на диспансерном наблюдении, обследованы по определению иммунного статуса 73,7%, пациентов, по определению вирусной нагрузки только 56%.

Следует отметить неудовлетворительное качество лабораторного сопровождения в части обследования на вирусную нагрузку при проведении диспансеризации в республиках Башкортостан, Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Северная Осетия - Алания, Удмуртия, Алтайском, Красноярском, Краснодарском, Пермском, Приморском, Ставропольском краях, Архангельской Волгоградской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Ленинградской, Новосибирской, Самарской, Тверской, Тамбовской, областях, г.Санкт-Петербург.

Возросла распространенность первичной резистентности ВИЧ к антиретровирусным препаратам. По предварительным данным исследования, проведенного в 2010 году, в стране впервые был обнаружен средний уровень (5-15%) распространенности передаваемой лекарственной устойчивости ВИЧ, что может потребовать пересмотра стандартов лечения и схем терапии ВИЧ-инфекции первого ряда. Ситуация усугубляется высокой гомогенностью ВИЧ-1 на территории страны в целом, т.к. подавляющее большинство инфицированных ВИЧ (более 90%) были инфицированы субтипом А1.

До настоящего времени отсутствует единый набор индикаторов раннего предупреждения развития резистентности ВИЧ, не унифицированы способы сбора, накопления, обработки, анализа и передачи информации. Не разработаны нормативные документы по профилактике распространения резистентности ВИЧ к антиретровирусной терапии, отсутствует стратегия предупреждения распространения резистентности ВИЧ к антиретровирусным препаратам.

Основным СПИД-индикаторным заболеванием в России продолжает оставаться туберкулез. Именно это заболевание является основной причиной летальных исходов и среди причин смерти, связанных с инфекцией ВИЧ, туберкулез, как вторичное заболевание, составляет более 60%.

По данным эпидемиологического мониторинга 23% ВИЧ-инфицированных, состоящих на учете в Центрах СПИДа в 2011 году не были обследованы на туберкулез. Из прошедших диспансеризацию ВИЧ-инфицированных, обследованы на туберкулез только 80%. Остались не обследованными на туберкулез в 2011 году 96016 ВИЧ-позитивных.

Неудовлетворительно организована работа по обследованию на туберкулез ВИЧ-инфицированных, состоявших на учете в Центрах СПИД, в Карачаево-Черкесской Республике (обследовано 39,3%), Республике Карелия (43%), Архангельской области (59,8%), Смоленской области (59,5%), Забайкальском крае (60,3%), г.Санкт-Петербург (66,6%), Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, Костромской, Ярославской областях (66%), Республик Саха (67%), Камчатском крае (68%), г.Москва (71%).

Не решена полностью проблема внутрибольничного инфицирования ВИЧ. Так, при проведении эпидемиологического расследования по поводу выявления ВИЧ-инфекции у детей, чьи родители были здоровы, ретроспективно были выявлены очаги внутрибольничного инфицирования: в Пензенской области - 1, в Чеченской Республике - 3, в Ростовской области - 1, с общим числом пострадавших 13 человек. Из них, 5 детей инфицировано при перинатальном контакте ВИЧ-инфицированными матерями. До обнаружения наличия ВИЧ-инфекции у контактных детей, они неоднократно находились в детских стационарах и лечились как ВИЧ-отрицательные.

Во всех эпизодах причиной инфицирования являлись: халатность при выполнении противоэпидемических мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях, недостатки в организации работы по выявлению ВИЧ-инфекции у беременных женщин, непроведение химиопрофилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.

Отмечается крайне негативная тенденция, связанная с регистрацией случаев инфицирования детей при грудном вскармливании. По данным Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, в 2009 году выявлено 12 инфицированных детей, в 2010 - 16, в 2011 - 18, из них: в Новосибирской области - 6, Волгоградской - 4, Тюменской - 2, Брянской - 1, Вологодской - 1, Челябинской области - 1, Алтайском крае - 1, Красноярском крае - 2.

Установлены факты сокрытия ВИЧ-инфицированными отцами/половыми партнерами наличия у них заболевания, что послужило в дальнейшем причиной заражения ВИЧ матери и ребенка, находившегося на грудном вскармливании.

Еще одной проблемой, ставшей чрезвычайно актуальной в последнее время, является проблема мигрантов, число которых в Российской Федерации ежегодно увеличивается.

Выявлено 6114 лица с инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих и являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации, в том числе ВИЧ-инфицированных - 1215 человек, больных туберкулезом - 2653, больных ИППП - 2246.

Наиболее эффективно работа по медицинскому освидетельствованию мигрантов организована в г.Санкт-Петербург (обследовано 181959 человек), Свердловской области (58313), Краснодарском крае (59001), Ханты-Мансийском АО (49049), Приморском крае (36034), Воронежской (35969), Новосибирской (24103), Тульской (20756) областях, Ямало-Ненецком АО (20483), Хабаровском крае (19467), Волгоградской (19928), Нижегородской (18433) областях.

В ряде субъектов Российской Федерации (г.Санкт-Петербург, Тульская область) работа по проведению медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства организована по принципу "единого окна". Основной целью внедрения метода работы в режиме "единого окна" является обеспечение максимального охвата медицинским освидетельствованием иностранных граждан, сокращение до минимума сроков проведения необходимых обследований.

В рамках выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст.1369; 2005, N 44, ст.4562; 2008, N 14, ст.1412; 2008, N 46, ст.5361; 2009, N 51, ст.6307) в 2011 году Роспотребнадзором принято 1327 решений о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранных граждан из 38 стран. Самостоятельно выехали из России или были депортированы 727 мигрантов.

В то же время требует совершенства организация мероприятий по выявлению у иностранных граждан и лиц без гражданства инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для принятия решений о нежелательности пребывания, а также контроль за реализацией принятых решений о нежелательности пребывания.

Вызывают настороженность низкие цифры выявления случаев инфекций, передаваемых половым путем, среди мигрантов во Владимирской, Тверской, Ленинградской, Псковской, Самарской, Кировской, Пензенской, Ульяновской, Кемеровской, Магаданской областях, Республиках Карелия, Коми, Ставропольском крае, Ханты-Мансийском АО. Такая низкая выявляемость не соответствует среднестатистическим показателям и свидетельствует о неудовлетворительной организации работы по обследованию иностранных граждан на указанные заболевания.

Особое внимание обращает на себя ситуация в таких, наиболее привлекательных для мигрантов в плане получения работы субъектах Российской Федерации, как Москва и Московская область. Именно здесь работа по освидетельствованию иностранных граждан поставлена неудовлетворительно и количество обследованных непропорционально ниже, чем в других территориях с более низкой экономической привлекательностью и с меньшим количеством мигрантов. Так, в 2011 году в г.Москва обследовано менее 25000 человек, тогда как квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу составила 128803 человека, т.е. свыше 100000 мигрантов остались необследованными. Аналогичная ситуация сложилась и в Московской области, где было обследовано чуть более 30000 человек, при квоте 108090.

В то же время практически отсутствуют профилактические программы по предупреждению ВИЧ-инфекции среди мигрантов.

В целях обеспечения охраны здоровья населения, повышения эффективности принимаемых мер по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДом в соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1), ст.21; N 1 (ч.1), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч.1), ст.4563; N 30 (ч.1), ст.4591)

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Внести в программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом в субъектах Российской Федерации коррективы с учетом изменения эпидемиологической обстановки, обратив особое внимание на организацию и проведение профилактических мероприятий среди молодежи и населения возрастной группы от 25 до 45 лет, потребителей инъекционных наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату.

1.2. Включить в план работы Комиссий по социальным вопросам отчет руководителей предприятий о выполнении ст.4.8 "Генерального Соглашения между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы" о профилактике социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции и наркомании.

1.3. Обеспечить поддержку неправительственных организаций и объединений, работающих в сфере профилактики ВИЧ-инфекции и оказания помощи людям, живущим с ВИЧ, шире привлекать их для реализации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции, и изыскать возможность финансирования их деятельности из средств, выделяемых в рамках субсидий федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 35, ст.5097), а также из средств местных бюджетов.

1.4. Рассмотреть вопрос о выделении в текущем году ассигнований для финансирования программ первичной профилактики ВИЧ и наркомании, а также программ оказания помощи людям, затронутым ВИЧ/СПИДом, профилактики девиантного поведения и реабилитации наркозависимых.

1.5. Оказать помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, в укреплении материально-технической базы и кадрового состава центров по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями в целях повышения эффективности их деятельности по противодействию распространению ВИЧ-инфекции.

1.6. Принять меры по обеспечению в необходимых объемах ВИЧ-инфицированных женщин, имеющих грудных детей, молочными смесями для искусственного вскармливания в целях недопущения инфицирования детей вирусом иммунодефицита человека при грудном вскармливании.

1.7. Обеспечить активное привлечение средств массовой информации для проведения разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, реализации законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения этих социальных заболеваний.

1.8. Рассмотреть вопрос о включении в межведомственные советы по вопросам борьбы с ВИЧ/СПИДом представителей Русской православной церкви и других религиозных конфессий в целях координации деятельности и расширения сотрудничества государственных органов, неправительственных и общественных организаций, работающих в данной сфере, для повышения эффективности проводимых организационных и практических мероприятий.

1.9. Провести анализ эффективности деятельности по организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих и являющиеся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации и реализации принятых решений о нежелательности пребывания на территории субъектов Российской Федерации.

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан рекомендовать:

2.1. Принять дополнительные меры по сокращению необоснованных обследований на антитела к ВИЧ и расширению охвата групп высокого риска заражения ВИЧ-инфекцией.

2.2. Обеспечить оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным в соответствии с требованиями действующих стандартов, обратив особое внимание на своевременность и объем таких лабораторных обследований, как вирусная нагрузка и иммунный статус, необходимых для обеспечения контроля за состоянием здоровья ВИЧ-инфицированных, назначения им антиретровирусной терапии и мониторинга ее эффективности.

Читайте также: