Постановление о реализации программы ликвидации кори

Обновлено: 28.03.2024

Согласно рекомендации экспертов ВОЗ показателем достижения элиминации кори в стране является уровень заболеваемости менее 1 случая кори на миллион жителей. Если учесть, что в 50% европейских стран этот уровень стабильно регистрируется в течение нескольких лет, то показатель заболеваемости корью в России все еще остается высоким.

Эпиднеблагополучие по коревой инфекции сохраняется, в основном, за счет взрослого населения, удельный вес которого в общей структуре заболеваемости все возрастает и в 2005г. составил 78,7%.

Оценивая прививочный статус заболевших установлено, что 59,2% из них составляли лица, не имеющие сведений о прививках. Выраженная доля этой категории населения во многом определяется вовлечением в эпидпроцесс лиц старшего возраста без сведений о прививках (41% среди заболевших корью приходится на возрастную группу 20-29 лет).

Приведенные данные еще раз подчеркивают необходимость активизации и завершения работы по иммунизации взрослого населения, предусмотренной постановлением Главного

Несмотря на стабильно высокий охват прививками против кори детского населения (96-98%), в 2005 году доля не привитых среди заболевших (без учета детей до года) практически не снизилась - 14,8% (в 2004г. - 14,9%).

В 2005 г., как и в 2004г., формировались очаги кори разной степени интенсивности. В целом по России по-прежнему преобладали очаги с 1 случаем заболевания – 86,2% (282 очага). На долю очагов с распространением инфекции приходилось 13,8% (45 очагов). Несколько больше половины всех очагов с распространением кори, как и в прошлом году, приходилось на очаги с 2 случаями заболеваниями (55,6%).

Из 45 очагов с распространением - 12 (26,7%) были сформированы в результате заноса инфекции из ближнего зарубежья: 6 очагов - в результате заноса кори с территории Казахстана, в 2 очагах источником инфекции послужил больной из Азербайджана, еще в 2 очагах – больные корью прибыли с Украины. По одному очагу сформировали больные, прибывшие из Грузии и Узбекистана.

По данным Национального научно-методического центра по надзору за корью в настоящее время наметилась тенденция к улучшению качества эпидемиологического расследования случаев кори. На втором этапе реализации программы элиминации кори в России специалистами территориальных управлений Роспотребнадзора, особенно в Новосибирской, Курской областях, Краснодарском и Алтайском краях, более четко прослеживаются цепочки передачи инфекции.

Проведенный анализ позволил выявить слабые места в реализации программы ликвидации кори, в частности установить вновь формирующиеся группы риска, нередко являющиеся источником инфекции и определяющие заболеваемость на территории. Для устранения имеющихся недостатков необходимо не только поддерживать высокий уровень охвата прививками против кори детей в декретированные сроки и увеличить темпы проведения вакцинации взрослых до 35 лет, но и систематически контролировать состояние привитости против кори в коллективах разного уровня и, прежде всего, в коллективах риска заболевания – в детских домах и домах ребенка разного профиля, в средних и высших учебных заведениях при формировании новых коллективов (обращая внимание на студентов из соседних государств), воинских коллективах, на предприятиях малого бизнеса, среди приезжих строителей и работников торговли.

Определению истинного числа заболевших корью в России во многом способствовала работа в рамках совместного с ЕРБ ВОЗ пилотного проекта по активному выявлению случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями. Однако полученные к настоящему времени данные (итоги 1 и 2 этапов проекта) не позволяют сделать достоверного заключения о критериях выборки обследуемого контингента с экзантемой и лихорадкой с учетом численности населения. При этом с учетом возможного объема исследований, можно сделать предварительный вывод о целесообразности обследования больных с пятнисто-папулезной сыпью и температурой из расчета 2 на 100 тысяч населения.

Внедрение в практику активного поиска больных корью среди лиц с лихорадкой и сыпью, независимо от первичного диагноза, в условиях спорадической заболеваемости корью должно стать обязательным дополнением к системе надзора за этой инфекцией.

Данное мероприятие позволит не только установить истинное число больных корью на каждой конкретной территории, но и подтвердить отсутствие местных случаев кори в отдельных регионах, что в последующем явится основным критерием оценки результативности выполнения Программы ликвидации кори в России и сертификации территорий, свободных от кори.

В целях усиления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за корью в условиях спорадической заболеваемости и реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации необходимо:

3. Активизировать пропагандистскую работу среди населения с использованием СМИ в целях снижения отказов от проведения прививок.

4. Обеспечить своевременное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах коревой инфекции, обратив особое внимание на организацию и проведение комплекса мероприятий в группах риска (студентов средних и высших учебных заведений, военнослужащих, приезжих из стран СНГ, медицинских работников).

7.1. Обеспечить исследование сывороток крови больных с лихорадкой и сыпью на содержание противокоревых IgM – антител в сроки, предусмотренные приказом Минздрава России от 23.03.2003 № 117.

7.3. Оставшиеся после исследования сыворотки направлять в Национальный научно-методический центр по надзору за корью для дальнейшего изучения.

8.2. Общее методическое руководство работой по активному выявлению случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями.

Минимальное количество больных с экзантемой и лихорадкой, подлежащих обязательному серологическому обследованию на наличие IgM-антител к вирусу кори.

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав результаты реализации "Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году" отмечаю следующее.

Следует отметить, что в Амурской области, в Республике Бурятия, Тюменской области и Красноярском крае одним из основных источников при формировании очагов кори явились медицинские работники лечебно-профилактических учреждений, что обусловлено наиболее тесным профессиональным контактом с больными корью и свидетельствует об отсутствии у данной категории лиц иммунитета к кори.

Результаты выборочного серологического мониторинга напряженности иммунитета против кори, проведенного в рамках эпидемиологического расследования в связи с регистрацией случаев заболевания корью у привитых медицинских работников в Красноярском крае, подтвердили отсутствие иммунитета у 27% обследованных, что ставит под сомнение достоверность данных об их иммунизации.

Недостаточно охвачены прививками другие контингенты из групп риска, в том числе работники образовательных организаций, работники торговли, студенты. Неудовлетворительно проводится иммунизация труднодоступных групп населения (мигрирующие группы, вынужденные переселенцы, представители религиозных общин и др.).

Просчеты в планировании, недостаточный контроль за организацией иммунопрофилактики, в первую очередь в группах высокого риска инфицирования, низкий уровень подготовки на ряде территорий медицинских работников по вопросам клиники, диагностики и профилактики коревой инфекции явились причиной возникновения в 2010 - 2011 годах вспышек кори среди населения.

В целях усиления мероприятий по реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году", в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I) ст. 21; 2007, N 1 (ч. I) ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) постановляю:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Провести углубленный анализ фактического состояния иммунизации детей и взрослых против кори в субъектах Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований, лечебно-профилактических учреждений, терапевтических, педиатрических участков), приняв необходимые меры по обеспечению достоверности представляемых данных.

1.2. При необходимости откорректировать планы профилактических прививок населения против кори на 2011 год с учетом проведенного анализа.

1.3. В первоочередном порядке организовать прививки против кори контингентe из групп риска (работникам организаций здравоохранения, образования, торговли, социальных работников, а также студентов высших и средних учебных заведений, призывникам, мигрантам и труднодоступным группам населения, особенно на территориях с высоким риском завоза кори из сопредельных стран): непривитым лицам - двукратно, лицам, имеющим документальное подтверждение о вакцинации, - однократно с охватом не менее 95% от числа подлежащих прививкам.

1.4. При необходимости вынести на рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии субъекта Российской Федерации вопрос о достоверности охвата профилактическими прививками взрослого и детского населения и о привлечении дополнительных финансовых средств на закупку вакцины из региональных бюджетов.

1.5. Организовать дополнительное обучение медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики и лечения кори.

1.6. Проводить информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам профилактики кори.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль:

2.1. за организацией и проведением иммунизации против кори взрослого населения в возрасте 18 - 35 лет из групп риска;

2.2. за достоверностью сведений о профилактических прививках против кори, представляемых лечебно-профилактическими организациями при формировании отчетных форм;

2.3. за соблюдением требований санитарного законодательства при транспортировании и хранении вакцины против кори.

3. ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Роспотребнадзора (Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой) обеспечить оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам организации вакцинации населения.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации И.В. Брагину.

Регистрационный N 20044

Проанализированы результаты реализации "Программы ликвидации кори на территории России к 2010 г.".

Отмечается, что недостаточно охвачены прививками группы риска, неудовлетворительно проводится иммунизация труднодоступных групп населения.

В связи с этим региональным управлениям Роспотребнадзора и органам управления здравоохранением субъектов Федерации необходимо проанализировать фактическое состояние иммунизации детей и взрослых против кори.

Должны быть откорректированы планы профилактических прививок населения на 2011 г.

В первую очередь следует организовать прививки против кори контингентам из групп риска: непривитым лицам - двукратно, лицам, имеющим документальное подтверждение о вакцинации, - однократно.

Целесообразно также организовать дополнительное обучение медработников по вопросам профилактики, диагностики и лечения кори. Следует проводить информационно-разъяснительную работу с населением по указанным вопросам.

ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" должно консультировать региональные центры по надзору за корью и краснухой и управления Роспотребнадзора, органы управления здравоохранением субъектов Федерации по вопросам вакцинации населения.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 8 февраля 2011 г. N 12 "О дополнительных мероприятиях по реализации "Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации"

Регистрационный N 20044

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 4 апреля 2011 г. N 14

Во исполнение решений коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.12.2010 года, в целях совершенствования эпидемиологического надзора за корью и реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации приказываю:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

1.1. В срок до 30.04.2011 вынести на рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии субъекта Российской Федерации вопрос о реализации третьего этапа Программы ликвидации кори в регионе, ходе подготовки документации для подтверждения статуса субъектов, свободных от эндемичной кори, обратив особое внимание на достоверность охвата профилактическими прививками взрослого и детского населения.

1.2. По итогам рассмотрения, при необходимости, внести в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по корректировке региональных программ по борьбе с инфекционными болезнями (в том числе с корью), предусмотрев в них возможность привлечения финансовых средств на закупку дополнительного объема вакцины против кори для иммунизации взрослого населения.

1.3.1. Эффективность надзора за организацией иммунопрофилактики населения и достоверностью сведений о профилактических прививках против кори, представляемых лечебно-профилактическими организациями для формирования отчетных форм.

1.3.2. Контроль за соблюдением требований санитарного законодательства при транспортировании и хранении вакцины против кори.

1.3.3. Представление в установленные сроки в Национальную сертификационную комиссию необходимых материалов для подтверждения статуса субъектов Российской Федерации, как территорий свободных от эндемичной кори.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1.1. В срок до 15.02.2010 проведение углубленного анализа фактического состояния иммунизации детей и взрослых против кори в субъектах Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований, лечебно-профилактических учреждений, терапевтических, педиатрических участков), приняв необходимые меры по обеспечению достоверности представляемых данных.

2.1.2. В срок до 01.03.2010 проведение при необходимости корректировки планов профилактических прививок населения против кори на 2011 год в рамках национального календаря профилактических прививок с учетом проведенного анализа.

2.1.3. Проведение в первоочередном порядке двукратной иммунизации против кори контингентов из групп риска (не привитых или привитых однократно): медицинских работников, педагогов, работников торговли с охватом не менее 95% от числа подлежащих прививкам, а также студентов высших и средних учебных заведений, призывников, мигрантов и труднодоступных групп населения, особенно на территориях с высоким риском завоза кори из сопредельных стран.

2.1.4. Принятие необходимых мер по систематическому обеспечению требований "холодовой" цепи на всех этапах транспортирования и хранения коревой вакцины.

2.3. В срок до 01.06.2011 организовать проведение обучающих семинаров для медицинских работников по клинике, диагностике и профилактике кори.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

3.1. В срок до 01.06.2011 организовать в соответствии с планом проверок на 2011 год проверки лечебно-профилактических учреждений по организации иммунопрофилактики населения, обратив особое внимание на достоверность представляемых сведений о прививках и причины заболеваемости корью среди привитых детей и взрослых.

3.2.1. Соблюдение сроков сбора, доставки и лабораторного исследования образцов для серологического подтверждения диагноза кори в установленном порядке.

3.2.2. Активное выявление и обязательное лабораторное подтверждение случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2 обследованных на 100 тыс. населения в каждом субъекте Российской Федерации (ежегодно).

3.2.3. Своевременное проведение полного комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий при возникновении очагов кори в соответствии с требованиями действующих нормативно-методических документов.

3.3. В срок до 01.03.2011 принять меры по организации межведомственного взаимодействия по вопросам проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий против кори среди мигрантов, в том числе нелегальных, и других труднодоступных контингентов (лиц БОМЖ, кочующих групп населения) специалистов других ведомств.

3.4. Организовать проведение регулярной работы по широкому информированию населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.

3.5. Принять меры по укреплению международного сотрудничества по вопросам реализации Программы ликвидации кори, в первую очередь на приграничных территориях.

4. Руководителю Управления Роспотребнадзора по Амурской области (В.Т. Смирнов) в срок до 10.02.2011 вынести на рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос о недостоверности представляемых данных о состоянии иммунизации населения против кори с предложением о проведении проверок всех ЛПУ Амурской области с последующим обеспечением охвата прививками выявленных не привитых детей и взрослых.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Пермскому и Камчатскому краям, республикам Дагестан, Саха (Якутия), Тыва, Чувашия, Бурятия, Татарстан, Северная Осетия (Алания), Адыгея, Карачаево-Черкесской и Чеченской республикам, Московской, Волгоградской, Ленинградской, Калужской, Мурманской, Амурской, Новосибирской, Тюменской, Ростовской, Смоленской, Ярославской, Томской, Архангельской областям, Ханты-Мансийскому и Чукотскому автономным округам обеспечить проведение активного эпиднадзора за больными экзантемными заболеваниями с достижением целевого показателя (не менее 2-х больных на 100 тыс. населения).

6. Директору ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" (В.А. Алешкин):

6.1. В срок до 05.02.2011 представить предложения по внесению изменений в национальный календарь профилактических прививок.

6.2. В срок до 20.02.2011 провести анализ работы региональных центров по надзору за корью и краснухой Российской Федерации с прикрепленными территориями и дать предложения по оптимизации их деятельности.

6.3. В срок до 25.02.2011 представить финансовые расчеты в соответствии с потребностью национальной лабораторной сети в препаратах для лабораторно-диагностических исследований, включая молекулярно-генетические, а также в оборудовании для укрепления материально-технической базы национальной и региональных лабораторий.

6.4. В срок до 01.03.2011 представить проекты документов по изменению/дополнению в действующие нормативно-правовые и методические документы по профилактике кори и краснухи.

6.5. В срок до 15.03.2011 представить отчет о деятельности Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой по вопросам международного сотрудничества со странами СНГ по итогам за год и предложения по его расширению и укреплению.

7. Управлению эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова):

7.1. В срок до 20.02.2011 подготовить проект нормативно-правового акта о дополнительных мероприятиях по иммунизации населения Российской Федерации против кори.

7.2. В срок до 20.03.2011 подготовить проект нормативно-правового документа по оптимизации деятельности национальной системы по надзору за корью и краснухой с учетом предложений Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой.

7.3. Организовать в течение 2011 года выборочные проверки готовности субъектов Российской Федерации к сертификации территорий, свободных от кори.

7.4. В срок до 20.02.2011 подготовить обращение в адрес руководителя Федеральной таможенной службы с просьбой о содействии в перемещении биологического материала через российскую границу, получаемого Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой, в рамках международного сотрудничества.

8. Управлению научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (В.Ю. Смоленский) совместно с Управлением эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова):

8.1. В срок до 30.03.2010 подготовить предложения к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации о финансировании участия Российской Федерации в международных усилиях по элиминации кори, предусмотрев мероприятия по содействию странам СНГ в борьбе с корью.

8.2. В срок до 01.05.2011 подготовить предложения о вынесении на рассмотрение руководителей служб, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор в странах СНГ, ШОС, вопросов о расширении международного сотрудничества в области реализации Программы ликвидации кори, включая иммунизацию трудовых мигрантов, и ответственности сторон при заносе инфекции, с последующим включением данных положений в соответствующие соглашения и договора о сотрудничестве.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 февраля 2011 г. N 28 "О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации"

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав результаты реализации мероприятий по ликвидации кори на территории Российской Федерации и эпидемиологическую ситуацию по кори в 2011 году, отмечаю следующее.

Вакцинопрофилактика и эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий активное выявление клинических случаев кори с обязательным лабораторным подтверждением диагноза, существенно повлияли на уровень заболеваемости и характер эпидемического процесса кори в Российской Федерации.

На большинстве территорий страны достигнут и удерживается на протяжении ряда лет показатель заболеваемости корью на уровне менее 1,0 на миллион населения, соответствующий критерию элиминации кори, определенному Всемирной организацией здравоохранения.

Проводимые в стране молекулярно-генетические исследования свидетельствуют об отсутствии циркуляции в последние годы эндемичного для России штамма кори D6.

Данная ситуация позволила начать процедуру сертификации - документального подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори * .

Вместе с тем, по предварительным результатам рассмотрения представленных в 2011 году субъектами Российской Федерации документов, Национальной Сертификационной Комиссией выявлен ряд недостатков в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, а также подготовке отчетной документации.

В Оренбургской, Пензенской областях, республиках Башкортостан, Ингушетия, Хабаровском крае требуется уточнить данные охвата профилактическими прививками против кори взрослого населения в возрасте 18 - 35 лет.

Отмечен недостаточный охват прививками взрослых (менее 95%) в некоторых районах и медицинских организациях в Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, в Тюменской и Томской областях, Республике Карелия.

Имеются недостатки в планировании профилактических прививок взрослому населению в возрасте 18 - 35 лет в Республике Чувашия, Нижегородской, Ивановской и Владимирской областях.

Отсутствуют или требуют уточнения данные охвата прививками мигрантов в Оренбургской и Сахалинской областях, Республике Башкортостан и в Приморском крае.

В Ханты-Мансийском автономном округе, Ленинградской, Мурманской областях, Чеченской Республике, Чукотском автономном округе в отдельные годы не достигнут расчетный критерий обследования больных с экзантемными заболеваниями, что свидетельствует о недостатках в организации активного выявления случаев кори.

В Красноярском крае, республиках Хакасия и Бурятия, Иркутской и Амурской областях, г. Москве заболеваемость корью превысила рекомендуемый уровень в связи с регистрацией групповых заболеваний.

Изложенное выше свидетельствует о необходимости дополнительного углубленного анализа сложившейся эпидситуации в указанных субъектах Российской Федерации, а также оценки эффективности проведенных в них профилактических и противоэпидемических мероприятий в 2010 - 2011 годах.

Около 90% случаев заболеваний выявлены во Франции, Германии, Италии, Испании, Румынии, Бельгии, Швейцарии, Соединенном Королевстве и Узбекистане. Согласно опубликованным ВОЗ данным, вспышки кори были связаны с циркуляцией вируса генотипа D4 (в Бельгии, Болгарии, Франции, Сербии), генотипа В3 (в Испании), генотипа D9 (в Турции).

Учитывая развивающиеся международные связи, прежде всего туристические, а также значительный поток мигрантов из стран СНГ, риск завоза кори на территорию России ежегодно увеличивается.

Рост заболеваемости корью в 2011 году обусловлен ростом числа заболевших взрослых, которые в структуре общей заболеваемости составили 78,4%. При этом из числа заболевших взрослых в возрасте 18 - 35 лет свыше 53% не были привиты или не имели сведений о прививках против кори, более 11% - были привиты однократно.

По результатам эпидрасследования вспышечной заболеваемости в некоторых субъектах Российской Федерации выявлены серьезные недостатки в работе по иммунизации населения против кори, включая дефекты планирования и отчетности, недостаточный охват прививками населения, прежде всего из числа групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, мигрантов и других).

По отчетным данным, представленным в Роспотребнадзор по итогам за 7 месяцев 2011 года, в целом по стране привито против кори лиц в возрасте 18 - 35 лет всего 31,1% от числа подлежащих прививкам в 2011 году, а по Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской областям, Алтайскому краю, Удмуртской Республике - менее 10%.

Не начата иммунизация в Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областях, республиках Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках.

В целях обеспечения готовности субъектов Российской Федерации к сертификации территорий, свободных от эндемичной кори, и поддержания данного статуса, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, (ч. 1) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52, (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563; N 30 (ч. 1), ст. 4591) постановляю:

1. Руководителям органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Обсудить результаты рассмотрения документов, представленных в Национальную Сертификационную Комиссию для подтверждения статуса субъекта Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори с принятием при необходимости дополнительных мер по устранению выявленных недостатков.

1.2. Предусмотреть выделение ассигнований на закупку вакцины против кори для иммунизации населения по эпидемическим показаниям, а также для групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, торговли, социальных работников, студентов, мигрантов, труднодоступного населения и других) **.

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан рекомендовать обеспечить:

2.1. Поддержание высоких (не менее 95%) уровней охватов профилактическими прививками против кори населения в рамках национального календаря профилактических прививок, а также лиц из числа контингентов групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, социальных работников, мигрантов, студентов и других).

2.2. Представление медицинскими организациями достоверных данных о выполненных профилактических прививках против кори для формирования федеральных государственных статистических форм.

3. Руководителям органов исполнительной власти в области охраны здоровья граждан Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской, Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областей, Алтайского края, республик Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Удмуртия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик принять меры по увеличению темпов иммунизации контингентов, подлежащих прививкам против кори в 2011 году.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

4.1. Провести расчет потребности в вакцине против кори для иммунизации групп риска и населения по эпидемическим показаниям и представить его в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях выделения ассигнований на закупку вакцины.

4.2. Обеспечить своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах кори согласно требованиям санитарного законодательства.

4.3. Обеспечить повсеместно достижение расчетного критерия обследования больных с экзантемными заболеваниями.

4.5. Организовать обучение медицинских работников по вопросам эпиднадзора, диагностики и профилактики коревой инфекции.

4.6. Проводить систематическую информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам профилактики кори.

4.7. Обеспечить взаимодействие с медицинскими организациями ведомственного подчинения в части организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении случаев заболевания корью.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по г. Москве, Республике Бурятия, Красноярскому краю, Томской и Амурской областям, Чукотскому автономному округу совместно с органами исполнительной власти в области охраны здоровья граждан указанных субъектов Российской Федерации принять меры по достижению критериев готовности субъекта Российской Федерации к сертификации территории, свободной от эндемичной кори.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводить контроль за планированием иммунизации населения против кори в рамках национального календаря профилактических прививок, а также контингентов из групп риска, организацией и проведением иммунизации населения, достоверностью представляемых отчетных сведений о прививках против кори, безопасными условиями иммунизации населения - в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

7. Руководителю ФБУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Роспотребнадзора (В.А. Алешкин):

7.1. Обеспечить оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам организации эпидемиологического надзора и иммунизации населения.

7.2. В срок до 01.11.2011 представить в Роспотребнадзор проект Национального плана мероприятий по поддержанию статуса территорий Российской Федерации, свободных от эндемичной кори на 2012 - 2015 годы.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Регистрационный N 21979

Проанализирована эпидситуация по кори.

На большинстве территорий страны достигнут и несколько лет удерживается показатель заболеваемости на уровне менее 1 на млн населения. Это соответствует критерию элиминации кори, определенному ВОЗ.

Проводимые молекулярно-генетические исследования свидетельствуют, что в последние годы эндемичный для России штамм кори D6 не циркулирует.

Данная ситуация позволила начать процедуру сертификации - документального подтверждения статуса регионов как территорий, свободных от эндемичной кори.

Вместе с тем в 2011 г. выявлен ряд недостатков в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, а также в подготовке отчетной документации. Приведены основные из них.

Так, по итогам за 7 месяцев 2011 г. в целом по стране против кори привито всего 31,1% лиц от 18 до 35 лет от числа подлежащих вакцинации. В некоторых регионах иммунизация не началась (в Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областях, Калмыкии, Башкортостане, Хакасии, Чувашии, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках).

Даны соответствующие рекомендации и поручения.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 сентября 2011 г. N 120 "О дополнительных мероприятиях по ликвидации кори на территории Российской Федерации"

Регистрационный N 21979

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 14 октября 2011 г. N 231

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав результаты реализации мероприятий по ликвидации кори на территории Российской Федерации и эпидемиологическую ситуацию по кори в 2011 году, отмечаю следующее.

Вакцинопрофилактика и эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий активное выявление клинических случаев кори с обязательным лабораторным подтверждением диагноза, существенно повлияли на уровень заболеваемости и характер эпидемического процесса кори в Российской Федерации.

На большинстве территорий страны достигнут и удерживается на протяжении ряда лет показатель заболеваемости корью на уровне менее 1,0 на миллион населения, соответствующий критерию элиминации кори, определенному Всемирной организацией здравоохранения.

Проводимые в стране молекулярно-генетические исследования свидетельствуют об отсутствии циркуляции в последние годы эндемичного для России штамма кори D6.

Данная ситуация позволила начать процедуру сертификации - документального подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори .

Вместе с тем, по предварительным результатам рассмотрения представленных в 2011 году субъектами Российской Федерации документов, Национальной Сертификационной Комиссией выявлен ряд недостатков в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, а также подготовке отчетной документации.

В Оренбургской, Пензенской областях, республиках Башкортостан, Ингушетия, Хабаровском крае требуется уточнить данные охвата профилактическими прививками против кори взрослого населения в возрасте 18 - 35 лет.

Отмечен недостаточный охват прививками взрослых (менее 95%) в некоторых районах и медицинских организациях в Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, в Тюменской и Томской областях, Республике Карелия.

Имеются недостатки в планировании профилактических прививок взрослому населению в возрасте 18 - 35 лет в Республике Чувашия, Нижегородской, Ивановской и Владимирской областях.

Отсутствуют или требуют уточнения данные охвата прививками мигрантов в Оренбургской и Сахалинской областях, Республике Башкортостан и в Приморском крае.

В Ханты-Мансийском автономном округе, Ленинградской, Мурманской областях, Чеченской Республике, Чукотском автономном округе в отдельные годы не достигнут расчетный критерий обследования больных с экзантемными заболеваниями, что свидетельствует о недостатках в организации активного выявления случаев кори.

В Красноярском крае, республиках Хакасия и Бурятия, Иркутской и Амурской областях, г. Москве заболеваемость корью превысила рекомендуемый уровень в связи с регистрацией групповых заболеваний.

Изложенное выше свидетельствует о необходимости дополнительного углубленного анализа сложившейся эпидситуации в указанных субъектах Российской Федерации, а также оценки эффективности проведенных в них профилактических и противоэпидемических мероприятий в 2010 - 2011 годах.

Около 90% случаев заболеваний выявлены во Франции, Германии, Италии, Испании, Румынии, Бельгии, Швейцарии, Соединенном Королевстве и Узбекистане. Согласно опубликованным ВОЗ данным, вспышки кори были связаны с циркуляцией вируса генотипа D4 (в Бельгии, Болгарии, Франции, Сербии), генотипа B3 (в Испании), генотипа D9 (в Турции).

Учитывая развивающиеся международные связи, прежде всего туристические, а также значительный поток мигрантов из стран СНГ, риск завоза кори на территорию России ежегодно увеличивается.

Рост заболеваемости корью в 2011 году обусловлен ростом числа заболевших взрослых, которые в структуре общей заболеваемости составили 78,4%. При этом из числа заболевших взрослых в возрасте 18 - 35 лет свыше 53% не были привиты или не имели сведений о прививках против кори, более 11% - были привиты однократно.

По результатам эпидрасследования вспышечной заболеваемости в некоторых субъектах Российской Федерации выявлены серьезные недостатки в работе по иммунизации населения против кори, включая дефекты планирования и отчетности, недостаточный охват прививками населения, прежде всего из числа групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, мигрантов и других).

По отчетным данным, представленным в Роспотребнадзор по итогам за 7 месяцев 2011 года, в целом по стране привито против кори лиц в возрасте 18 - 35 лет всего 31,1% от числа подлежащих прививкам в 2011 году, а по Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской областям, Алтайскому краю, Удмуртской Республике - менее 10%.

Не начата иммунизация в Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областях, республиках Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках.

В целях обеспечения готовности субъектов Российской Федерации к сертификации территорий, свободных от эндемичной кори, и поддержания данного статуса, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563; N 30 (ч. I), ст. 4591) постановляю:

1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Обсудить результаты рассмотрения документов, представленных в Национальную Сертификационную Комиссию для подтверждения статуса субъекта Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори, с принятием при необходимости дополнительных мер по устранению выявленных недостатков.

1.2. Предусмотреть выделение ассигнований на закупку вакцины против кори для иммунизации населения по эпидемическим показаниям, а также для групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, торговли, социальных работников, студентов, мигрантов, труднодоступного населения и других) .

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан рекомендовать обеспечить:

2.1. Поддержание высоких (не менее 95%) уровней охватов профилактическими прививками против кори населения в рамках национального календаря профилактических прививок, а также лиц из числа контингентов групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, социальных работников, мигрантов, студентов и других).

2.2. Представление медицинскими организациями достоверных данных о выполненных профилактических прививках против кори для формирования федеральных государственных статистических форм.

3. Руководителям органов исполнительной власти в области охраны здоровья граждан Воронежской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Амурской, Магаданской, Орловской, Смоленской, Вологодской, Новосибирской, Сахалинской областей, Алтайского края, республик Калмыкия, Башкортостан, Хакасия, Чувашия, Удмуртия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик принять меры по увеличению темпов иммунизации контингентов, подлежащих прививкам против кори в 2011 году.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

4.1. Провести расчет потребности в вакцине против кори для иммунизации групп риска и населения по эпидемическим показаниям и представить его в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях выделения ассигнований на закупку вакцины.

4.2. Обеспечить своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах кори согласно требованиям санитарного законодательства.

4.3. Обеспечить повсеместно достижение расчетного критерия обследования больных с экзантемными заболеваниями.

4.5. Организовать обучение медицинских работников по вопросам эпиднадзора, диагностики и профилактики коревой инфекции.

4.6. Проводить систематическую информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам профилактики кори.

4.7. Обеспечить взаимодействие с медицинскими организациями ведомственного подчинения в части организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении случаев заболевания корью.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по г. Москве, Республике Бурятия, Красноярскому краю, Томской и Амурской областям, Чукотскому автономному округу совместно с органами исполнительной власти в области охраны здоровья граждан указанных субъектов Российской Федерации принять меры по достижению критериев готовности субъекта Российской Федерации к сертификации территории, свободной от эндемичной кори.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводить контроль за планированием иммунизации населения против кори в рамках национального календаря профилактических прививок, а также контингентов из групп риска, организацией и проведением иммунизации населения, достоверностью представляемых отчетных сведений о прививках против кори, безопасными условиями иммунизации населения - в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

7. Руководителю ФБУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Роспотребнадзора (В.А. Алешкин):

7.1. Обеспечить оказание консультативной помощи региональным центрам по надзору за корью и краснухой, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам организации эпидемиологического надзора и иммунизации населения.

7.2. В срок до 01.11.2011 представить в Роспотребнадзор проект Национального плана мероприятий по поддержанию статуса территорий Российской Федерации, свободных от эндемичной кори на 2012 - 2015 годы.

Читайте также: