Постановление онищенко о малярии

Обновлено: 24.04.2024

1. Министерству здравоохранения Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Принять необходимые меры по обеспечению медицинских организаций противомалярийными препаратами для радикального лечения трехдневной малярии и осложненных форм тропической малярии.

1.2. Рассмотреть возможность восстановления производства противомалярийных препаратов.

2. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовать:

2.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос об усилении мер по профилактике малярии и эффективности проводимых мероприятий по предупреждению малярии.

2.2. Предусмотреть выделение финансовых средств на реализацию комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике малярии, в том числе на проведение дезинсекционных мероприятий по уничтожению комаров (имаго, личинок), где возможна передача трехдневной малярии.

3. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

3.1. Установить строгий контроль за работой медицинских организаций по вопросам своевременной диагностики малярии.

3.2. Поручить руководителям медицинских организаций взять под личный контроль вопросы своевременности выявления и госпитализации больных малярией, проведения лабораторного обследования, оказания им квалифицированной медицинской помощи, регистрации заболеваний и представления экстренных извещений о случаях подозрения на это заболевание.

3.3. Иметь необходимый запас противомалярийных препаратов для радикального лечения трехдневной малярии и резистентной к хлорохину формы тропической малярии.

3.4. Организовать ежегодную подготовку и тестирование медицинских работников медицинских организаций, прежде всего подразделений скорой и неотложной медицинской помощи, по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения, профилактики малярии.

3.5. Проведение обследования на малярию лиц, прибывших в течение последних трех лет из эндемичных по малярии территорий, обратившихся за медицинской помощью при повышении у них температуры.

3.6.Обеспечить систематическое гигиеническое обучение населения по предупреждению заражения малярией.

4. Руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы, командирующих сотрудников в страны субтропического и тропического пояса или организующих путешествия в эти страны, информировать выезжающих:

- о возможности заражения малярией и необходимости соблюдения мер профилактики (защита от укусов комаров и употребление химиопрофилактических препаратов, эффективных в стране пребывания);

- о необходимости после возвращения при возникновении любого лихорадочного заболевания срочно обращаться к врачу и сообщать ему о сроках пребывания в странах субтропического и тропического пояса и приеме химиопрофилактических препаратов.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту усилить контроль:

5.1. За реализацией мероприятий по предупреждению завоза малярии из эндемичных стран и ее распространения в соответствии с требованиями санитарных правил 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации".

5.2. За проведением мероприятий по предупреждению заражения малярией организациями, командирующими сотрудников в страны субтропического и тропического пояса.

5.3. За проведением профилактических мероприятий по малярии юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность по организации путешествий в страны, эндемичные по малярии.

5.4. За своевременным (не позднее одного месяца с момента регистрации случая) предоставлением карт эпидемиологического расследования случаев малярии в Роспотребнадзор.

5.5. За оперативным предоставлением внеочередных донесений на летальные случаи от тропической малярии и случаи малярии с местной передачей в Роспотребнадзор.

5.6. За качественным проведением ларвицидных обработок в городах с обязательным использованием специализированных технических средств.

5.7. За проведением обработок инсектицидами остаточного действия мест проживания мигрантов (недостроенных зданий, нелегальных перевалочных баз, общежитий и иных мест проживания мигрантов).

6. Главным врачам Федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, на железнодорожном транспорте совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

6.1. Обеспечить качественное проведение лабораторной диагностики малярии.

6.2. Направлять препараты крови (толстую каплю и тонкий мазок) от больных малярией для подтверждения лабораторного диагноза в Референс-центр по мониторингу за малярией, функционирующий на базе научно исследовательского института медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И. Марциновского Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, в недельный срок.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.

Принят ряд мер по усилению эффективности проводимых мероприятий по предупреждению малярии. В частности, Минздраву России рекомендовано принять необходимые меры по обеспечению медорганизаций противомалярийными препаратами, а также рассмотреть возможность восстановления их производства. Региональным госорганам следует усилить профилактические меры, а также выделить на это финансовые средства, в том числе, на проведение дезинсекционных мероприятий.

Медорганизациям поручено своевременно выявлять и госпитализировать больных, проводить лабораторное обследование и представлять экстренные извещения о случаях подозрения на заболевание. Они должны иметь необходимый запас противомалярийных препаратов, проводить обследования на малярию лиц, прибывших в течение последних 3 лет из эндемичных по малярии территорий, обратившихся за медпомощью при повышении у них температуры.

Организации, командирующие сотрудников в страны субтропического и тропического пояса или организующих путешествия в эти страны, должны информировать выезжающих о возможности заражения малярией и необходимости соблюдения мер профилактики.

Даны соответствующие рекомендации транспортным организациям.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 октября 2015 г. N 65 "О дополнительных мерах по предупреждению восстановления малярии в Российской Федерации"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 июня 2006 года N 12

Об усилении мероприятий по предупреждению распространения
малярии в Российской Федерации

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 10.07.2006 N 01/5930-ЕЗ.
Информация из Минюста России на 21 июля 2006 года
______________________________________________________________

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав заболеваемость малярией, отмечаю, что несмотря на снижение показателей заболеваемости в 2005 году на 44%, маляриологическая ситуация в Российской Федерации остается напряженной.

Из-за отсутствия регистрации примахина в Российской Федерации на 4 административных территориях, в т.ч. в Москве и Московской области, сформировались очаги с местной передачей малярии.

Выпуск отечественных препаратов (примахина, хинина) планируется осуществлять с июля месяца 2006 года в Республике Башкортостан (г.Уфа).

В большинстве субъектов Российской Федерации сокращается число пунктов наблюдений за переносчиками.

Повсеместно ослаб контроль за эффективностью проведения дезинсекционных мероприятий. Заселенность малярийными комарами объектов надзора остается высокой. Так, заселенность водоемов в 2005 году составила 47,6% от количества обследованных (в 2004 году - 34,5%, в 2003 году - 46,8%), природных биотопов - 14,2% (2004 год - 63,9%, в 2003 году - 19,5%), что связано с недостаточным объемом истребительских мероприятий, направленных на сокращение численности переносчика и гидротехнических работ.

Не проводились исследования на малярию в Калужской, Костромской, Тамбовской, Вологодской, Магаданской областях, Коми-Пермяцком, Ненецком, Чукотском, Эвенкийском автономных округах, в Республике Марий Эл.

Отмечаются ошибки при лабораторной диагностике. Так, например, в Ханты-Мансийском автономном округе у больного, прибывшего из Африки, в препаратах крови были обнаружены плазмодии трехдневной малярии, вместо плазмодиев тропической малярии, что свидетельствует о низкой квалификации специалистов как в лечебной сети, так и в органах и учреждениях, осуществляющих госсанэпиднадзор в округе. Лабораторный диагноз был выставлен только в Институте медицинской паразитологии и тропической медицины им.Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова.

Отмечается повсеместное сокращение ставок паразитологов, энтомологов в субъектах Российской Федерации. Так, например, в Ярославской области сокращена единственная ставка энтомолога.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний малярией и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.04.99, N 14, ст.1650)

1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти в Москве и Московской области:

1.1. Организовать комитет по борьбе с малярией при Правительстве Москвы и Московской области с участием представителей органов Роспотребнадзора, здравоохранения, образования, МВД России, Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

1.2. Разработать и утвердить в установленном порядке комплексный план по борьбе с малярией на территории Москвы и Московской области.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации изыскать возможность выделения финансовых средств в необходимых объемах для проведения противомалярийных мероприятий.

3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

3.1. Рассмотреть в июле 2006 года на заседании коллегии органов управления здравоохранением вопрос организации медицинской помощи больным малярией.

3.2. Установить строгий контроль за работой лечебно-профилактических учреждений по вопросам своевременной диагностики малярии.

3.3. Рекомендовать систематическую подготовку кадров по лабораторной диагностике малярии, в т.ч. на центральных базах Института медицинской паразитологии и тропической медицины им.Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова и кафедры тропических и паразитарных болезней Российской медицинской академии последипломного образования в г.Москве.

3.4. Поручить руководителям лечебно-профилактических учреждений:

3.4.1. Взять под личный контроль вопросы своевременности выявления и госпитализации больных малярией, проведения лабораторного обследования, оказания им квалифицированной медицинской помощи, регистрации заболеваний и представления экстренных извещений о случаях подозрения на это заболевание в территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3.4.2. Иметь достаточный запас противомалярийных препаратов для лечения трехдневной малярии (примахин) и резистентной к хлорохину форм тропической малярии (хинин).

4. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации в целях профилактики заболеваний малярией:

4.1. Принять меры по укомплектованию специалистами должностей врачей-паразитологов, энтомологов в оперативных отделах и паразитологических лабораториях, необходимым оборудованием и автотранспортом для проведения энтомологических наблюдений в сезон передачи малярии.

4.2. Информировать органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека соседних территорий о случаях заболевания малярией для принятия ими санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер.

4.3.1. Организационно-методическое руководство противоэпидемической деятельностью в лечебно-профилактической сети.

4.3.2. Контроль за наличием противомалярийных препаратов в лечебно-профилактических учреждениях для лечения трехдневной малярии (примахина) и резистентной к хлорохину форм тропической малярии (хинина).

4.3.3. Регулярную подготовку (переподготовку) специалистов территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" по профилактике малярии.

4.3.4. Предупредительный и текущий надзор за строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений и маляриогенностью территории.

4.3.5. Представление внеочередных донесений о случаях местной передачи и летальных исходов от малярии в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4.3.6. Организацию и проведение энтомологических наблюдений.

4.4. Считать основным мероприятием борьбы с переносчиком малярии в сельской местности и местах проживания мигрантов (недостроенные здания, нелегальные перевалочные базы, общежития и т.п.) обработку инсектицидами остаточного действия.

4.5. Обеспечить качественное проведение ларвицидных обработок в городах с обязательным использованием специализированных технических средств; отказаться от них в сельской местности средней полосы Российской Федерации ввиду их нецелесообразности.

4.6. Проводить эпидемиологическое обследование очагов малярии и качественное проведение мероприятий в очагах.

4.7. Направлять карты эпидемиологического обследования больных и очагов малярии в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на электронном носителе и на бумажном носителе в Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им.Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова в течение одного месяца после проведения обследования.

4.8. Направлять препараты крови (толстую каплю и тонкий мазок) от больных малярией для подтверждения лабораторного диагноза в Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им.Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова, в недельный срок.

4.9. Организовать проведение активной работы по гигиеническому воспитанию населения по вопросам профилактики малярии с привлечением средств массовой информации.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П.Гульченко.

Текст документа сверен по:
Бюллетень нормативных и методических
документов Госсанэпиднадзора,
N 3, сентябрь, 2006 год

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 декабря 2002 года N 45

О мерах по предупреждению заболеваний российских граждан,
выезжающих в зарубежные страны

Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации

Письмо Минюста Российской Федерации от 09.01.2003 N 07/132-ЮД
____________________________________________________________________

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г.Онищенко, проанализировав ситуацию по заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями российских граждан, прибывших из зарубежных стран, отмечаю.

В связи с интенсивным развитием экономических и культурных связей, международного туризма резко возрастает угроза заражения граждан Российской Федерации инфекционными и паразитарными заболеваниями в период их пребывания в зарубежных странах и, прежде всего, в странах с жарким климатом.

По данным Всемирной организации здравоохранения эпидемическая ситуация по ряду инфекционных и паразитарных заболеваний в мире остается напряженной.

Ежегодно в ряде стран Африки, Южной и Центральной Америке регистрируются случаи заболеваний желтой лихорадкой. Завозные случаи этой инфекции с летальными исходом имели место у невакцинированных граждан Европы и США, прибывших из эндемичных стран Африки и Южной Америки.

В странах с жарким климатом повсеместно распространены малярия и другие паразитарные заболевания. Ежегодно в России регистрируются импортированные случаи заболеваний и смерти от тропической малярии, осложнения при заболевании амебиазом, тропические гельминтозы, регистрируются случаи завоза ВИЧ-инфекции.

Завоз малярии российскими гражданами осуществляется, в основном, из Кении, Индии, Сьерра-Леоне, Судана, Мозамбика, Гвинеи, Эфиопии, Анголы, Нигерии. Наибольший завоз осуществляется в г.г.Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Калининград.

Помимо малярии российские граждане, посещающие тропические страны, заболевают и другими тяжелыми паразитарными болезнями, не встречающимися на территории Российской Федерации.

Так, только в 2000-2001 годах в Институте медицинской паразитологии и тропической медицины им.Е.И.Марциновского ММА им.И.М.Сеченова в Москве получили медицинскую помощь 92 больных лейшманиозами, в т.ч. 50 человек с висцеральным лейшманиозом. Завоз инфекции был из дальнего зарубежья - Афганистана, Сирии, Турции, Туниса и из стран СНГ - Азербайджана, Узбекистана, Украины.

В августе 1999 года в г.Хабаровске и Еврейской автономной области 7 российских туристов, в том числе 5 детей, прибывших из Турции, заболели хламидиозом. Фирма "Криста-тур", организовавшая эту поездку, не была заблаговременно информирована о вспышке заболеваний ангиной среди отдыхающих в отеле "Ботаник".

Отсутствие подготовленного персонала в организациях, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, не позволяет проводить целенаправленную работу с гражданами, выезжающими в туристические поездки, по выполнению ими необходимого минимума профилактических мероприятий с целью предупреждения заражения инфекционными и паразитарными заболеваниями.

В целях предупреждения заболеваний российских граждан, завоза инфекционных заболеваний на территорию Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и постановлением Правительства Российской Федерации "О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности" от 11.02.2002 N 95, пункты 4"в" и 4"д" (Российская газета", 20.02.2002 N 33),

1. Рекомендовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим туроператорскую и турагентскую деятельность:

1.1. Информировать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения инфекционными болезнями в странах, куда они направляются, мерах личной профилактики и действиях в случае заболевания.

1.2. При сертификации туристических услуг уточнять в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации санитарно-эпидемиологическую обстановку в местах предполагаемых путешествий, уделив особое внимание индивидуальным турам в экзотические точки мира.

1.3. Обеспечивать подготовку и переподготовку работников, занимающихся туроператорской и турагентской деятельностью, по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний на базе центров госсанэпиднадзора.

1.4. При организации туристических маршрутов по Российской Федерации предусмотреть информацию о местной инфекционной патологии и возможностях заражениях туристов во время их пребывания в Российской Федерации.

1.5. При заключении соглашений (контрактов) с иностранными организациями запрашивать информацию у принимающей стороны об обеспечении принимающей стороной безопасных для здоровья граждан Российской Федерации условий пребывания в зараженных районах (проживания, передвижения, водоснабжения, отдыха).

1.6. При заболевании инфекционными и паразитарными болезнями туристов во время их пребывания на территории зарубежных стран информацию о заболевании представлять в центр госсанэпиднадзора по месту нахождения организации не позднее чем через 6 часов после ее получения.

1.7. Составлять и сохранять списки граждан, выезжающих в страны, эндемичные по карантинным инфекциям, в течение месяца после их возвращения, а для граждан, выезжающих в страны, эндемичные по малярии, - в течение 2 лет.

1.8. Проводить инструктажи с лицами, выезжающими в туристические маршруты, о мерах личной профилактики инфекционных и паразитарных болезней, с обязательным получением подписей клиентов.

1.9. При формировании туристических групп в страны, эндемичные по желтой лихорадке, малярии информировать туристов о необходимости проведения вакцинации против желтой лихорадки (наличии международного свидетельства о вакцинации) и химиопрофилактики малярии.

1.10. Обеспечивать туристов памятками о правилах поведения и мерах личной профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний во время пребывания в зарубежных странах.

2. Рекомендовать органам по сертификации туроператорской и турагентской деятельности:

2.1. При сертификации туристических услуг требованиям безопасности учитывать наличие документов, подтверждающих прохождение инструктажа работниками, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность, по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.

2.2. Проверять во время инспекционного контроля наличие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, информационных материалов, рекомендаций, памяток и т.д. по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний для туристов.

3. Рекомендовать руководителям организаций, командирующих российских граждан для работы в зарубежные страны, транспортным организациям вне зависимости от подчиненности и форм собственности:

3.1. Информировать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения инфекционными болезнями в странах, куда они направляются, мерах личной профилактики и действиях в случае заболевания.

3.2. При заключении контрактов для работы в странах, эндемичных по желтой лихорадке, малярии, предупреждать работников о необходимости проведения вакцинации против желтой лихорадки (наличии международного свидетельства о вакцинации) и проведения химиопрофилактики малярии.

3.3. Обеспечить подготовку экипажей (бригад) транспортных средств, выполняющих международные перевозки по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, выявления больных и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, из числа пассажиров и сотрудников в пути следования.

4. Органам управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации обеспечить готовность лечебно-профилактических учреждений к своевременному выявлению, проведению диагностических обследований, госпитализации лиц, заразившихся инфекционными или паразитарными болезнями во время пребывания за рубежом, оказанию квалифицированной медицинской помощи и медикаментозному лечению.

5. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

5.1. Провести проверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, по организации работы с гражданами, выезжающими в эндемичные страны, по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.

5.2. Составлять реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, организаций, командирующих сотрудников для работы в зарубежные страны и (или) выполняющих транспортные перевозки.

5.3. При регистрации заболеваний инфекционной или паразитарной природы у лиц, возвратившихся из зарубежных туристических поездок, проводить внеочередную проверку направившей организации. При обнаружении фактов неинформирования туристов направлять в орган сертификации и лицензирующий орган материалы с предложением о приостановлении (отзыве) сертификата и лицензии на туроператорскую деятельность.

5.4. В случаях регистрации смерти от инфекционных или паразитарных заболеваний, инвалидизации неинформированного российского гражданина, вследствие заражения его в туристической поездке, направлять материалы в правоохранительные органы.

5.5. Активизировать в средствах массовой информации пропаганду о путях заражения и мерах профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний во время пребывания в зарубежных странах и информацию медицинских работников в случае заболевания о пребывании в странах жаркого пояса.

5.6. Довести настоящее постановление до сведения всех заинтересованных организаций на территории субъекта Российской Федерации.

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав заболеваемость населения Российской Федерации по паразитарным болезням и эффективность принимаемых мер по ее снижению, отмечаю следующее.

В результате осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий в 2006 году по сравнению с 2005 годом количество паразитарных заболеваний сократилось на 11 %, трихинеллезом - на 50%, токсоплазмозом - на 42 %, трихоцефалезом - на 35%, энтеробиозом - на 15%, дифиллоботриозом- на 15%, описторхозом -на 13%, аскаридозом - на 7 %.

Объем диагностических исследований на энтеробиоз и другие паразитарные заболевания систематически сокращается и не превышает 7% в целом по стране. Клинико-диагностические лаборатории лечебно-профилактических учреждений до сих пор используют малоэффективные методы копроовоскопии, не выявляющие инвазии с низкой интенсивностью.

В детских дошкольных учреждениях и школах – интернатах имеет место значительная циркуляция возбудителя энтеробиоза: яйца остриц обнаруживаются в 0,5%-0,9% исследований внешней среды в этих учреждениях.

Ежегодно в Российской Федерации выявляется от 60 до 100 тысяч больных аскаридозом – вторым после энтеробиоза по массовости распространения гельминтозом. В 2006 году показатель заболеваемости составил 39,6 на 100 тыс. населения, а в Республике Дагестан – 385 на 100 тыс. населения, Чеченской Республике – 271, Приморском крае – 122, Томской области – 113.

Наличие высокого риска заражения аскаридозом и другими геогельминтозами подтверждается результатами санитарно-паразитологических исследований почвы: возбудитель аскаридоза обнаруживается на территории селитебной зоны в 2 %, животноводческих комплексах в 4,5 %. В Республике Хакасия и Смоленской области яйца аскарид выявлены в 10% исследований проб песка из песочниц детских дошкольных учреждений, в Астраханской, Московской, Самарской областях – в 3-6%. В большинстве регионов при выявлении яиц гельминтов в почве дезинвазия ее овицидными препаратами биологического стимулирования не проводится, профилактические мероприятия ограничиваются заменой песка, закрытием песочниц крышками.

В результате применения недостаточно эффективных методов очистки питьевой воды от возбудителей паразитарных заболеваний в стране отмечается высокая заболеваемость лямблиозом- 84,0 на 100 тыс. населения. В 2006 году цисты лямблий и яйца гельминтов обнаружены в 0,5 % исследованных проб воды источников централизованного водоснабжения, во Владимирской области – в 13,8%,Тверской – в 5,1%, Ярославской – в 2,6%.

Индустриальные методы (мезофильные и термофильные) не обеспечивают должную дезинвазию сточных вод. Положение усугубляется неудовлетворительной эксплуатацией морально и физически устаревших канализационных очистных сооружений, не соответствующим во многих случаях их мощности объемам сброса сточных вод. В Амурской области цисты лямблий и яйца гельминтов выявлены в 28% исследованных проб канализационных стоков, в Кабардино-Балкарской Республике, Новосибирской и Ярославской областях – в 11-13%, в Волгоградской, Свердловской, Саратовской областях, Республике Коми и Удмуртской Республике – в 6-10%.

В городах Москве и Санкт-Петербурге, Ивановской, Смоленской, Костромской, Кировской, Ленинградской, Омской, Тюменской областях, республиках Карелия, Адыгея, Северная Осетия (Алания), Мордовия, Дагестан и ряде других субъектов Российской Федерации санитарно-паразитологический мониторинг не осуществляется или проводится в недостаточном объеме.

Современные эффективные препараты биологического ингибирования, снижающие риск заражения населения возбудителями паразитарных болезней в 99-100%, применяются только в Ставропольском крае, Белгородской, Липецкой, Кемеровской, Ростовской областях и Ханты-Мансийском автономном округе (г.Сургут).

Серьезной проблемой, особенно в крупных городах, является рост заболеваемости населения токсокарозом. Только в 2006 году число больных этой инвазией возросло по сравнению с предыдущим годом на 64%. Такое положение является следствием значительного увеличения численности собак в городах, несоблюдением правил их содержания, отсутствием средств дезинвазии экскрементов, что приводит к интенсивной циркуляции возбудителя.

Неблагополучная эпидемиологическая ситуация сохраняется в очагах биогельминтозов – описторхоза, дифиллоботриоза, при которых течение болезни сопровождается хронизацией процесса и тяжелыми осложнениями.

Количество больных эхинококкозом за последние пять лет возросло в 3 раза, в основном за счет республики Дагестан, Карачаево-Черкесской республики, Ставропольского края, Волгоградской, Оренбургской и Саратовской областей, Чукотского автономного округа, где население занимается отгонным животноводством и массовым охотничьим промыслом. В значительной степени это связано с отсутствием мероприятий по дегельминтизации собак и дезинвазии почвы.

В 2006 году на рынках и мясоперерабатывающих предприятиях выявлено более 350 тыс. положительных анализов мяса на эхинококкоз, в основном в Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Оренбургской, Волгоградской, Самарской, Саратовской, Новосибирской областях.

Работа по раннему выявлению больных эхинококкозом проводится не эффективно, практически не осуществляется серодиагностика среди населения из групп высокого риска заражения даже в тех субъектах Российской Федерации, где имеет место интенсивная циркуляция возбудителя среди домашних и сельскохозяйственных животных.

Ежегодно в Российской Федерации регистрируется свыше 40 тыс. случаев описторхоза,77 % из которых приходится на Сибирский федеральный округ.

В структуре заболеваемости 75% составляет городское население. Отмечается рост заболеваемости среди детей.

В последнее время происходит значительное расширение ареала распространения описторхоза в связи с недостаточным контролем за соблюдением технологического режима обеззараживания рыбы от личинок этого гельминта, увеличением вывоза её из очагов описторхоза.

На территории Сибирского и Уральского федеральных округов функционирует 340 рыбоперерабатывающих предприятий, из которых только 25% оборудованы низкотемпературными камерами, обеспечивающими обеззараживание рыбы от личинок описторхис, клонорхис и других гельминтов.

После 50-летнего перерыва удалось восстановить в России промышленный выпуск основных противомалярийных препаратов – примахина и хинина. Однако в лечебно-профилактических учреждениях в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствует неснижаемый запас этих препаратов: хинина для лечения осложнённой тропической малярии и примахина для радикального лечения трёхдневной малярии.

Несмотря на неблагополучное положение с заболеваемостью паразитозами, в большинстве управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в том числе в регионах с наличием высокоэндемичных очагов инвазий, ликвидированы паразитологические отделы и отделения. Резко сократилось численность врачей-паразитологов и энтомологов.

Только половина клинико-диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений имеют лицензию для работы с микроорганизмами 3-4 группы патогенности и гельминтами, в Сибирском федеральном округе – 36%, специализацию по лабораторной диагностике паразитарных заболеваний имеют лишь 10% специалистов.

В указанных лабораториях только 9% исследований на паразитарные заболевания проводятся современными химико-седиментационными методами. Наряду с этим многие негосударственные учреждения широко практикуют обследования населения методом компьютерной диагностики, который является недостоверным и не входит в утвержденную номенклатуру паразитологических исследований.

В лечебно-профилактических учреждениях до сих пор отсутствует стандарт медицинской помощи больным, страдающим паразитозами.

Недостаточно осуществляется работа по повышению квалификации врачей терапевтов, педиатров, семейных врачей в области паразитарной патологии. Не закупаются отечественные препараты для лечения гельминтозов как аптечной сетью, так и лечебно-профилактическими учреждениями, несмотря на их высокую эффективность и низкую стоимость по сравнению с зарубежными аналогами.

1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:

1.1. Разработать целевые программы по снижению уровня пораженности населения паразитарными заболеваниями с учетом особенностей территориальной распространенности и интенсивности очагов аскаридоза, описторхоза, дифиллоботриоза, эхинококкоза и других гельминтозов.

1.2. Активизировать работу по принятию нормативных правовых актов, регламентирующих содержание домашних животных.

1.3. Принять действенные меры по сокращению численности безнадзорных собак в городах (путем проведения стерилизации, организации приютов и т.д.).

1.4. Выделить необходимые ассигнования для осуществления противомалярийных мероприятий, исключающих возможность местной передачи малярии.

2. Рекомендовать Минсельхозу России организовать контроль в животноводческих хозяйствах и фермах за проведением дезинвазии животноводческих стоков и почвы овицидными препаратами, а также за соблюдением ветеринарно-санитарных требований обезвреживания отходов убоя скота.

3. Рекомендовать руководителям рыбоперерабатывающих предприятий различных форм собственности принять действенные меры по обеззараживанию рыбы, потенциально зараженной личинками описторхисов, клонорхисов, метагономусов, нанофиетусов, и прежде всего, обработкой холодом при температуре минус 30оС.

5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

5.1. Рассмотреть вопрос о состоянии заболеваемости паразитарными болезнями, повышении уровня их диагностики и эффективности проводимых лечебных и профилактических мероприятий.

5.2. Внести предложения в органы исполнительной власти по разработке и утверждению целевых программ, направленных на снижение уровня пораженности населения паразитарными болезнями с учетом особенности территориального распространения и интенсивности очагов аскаридоза, описторхоза, дифиллоботриоза, эхинококкоза и других гельминтозов.

5.3. Создать запас в инфекционных стационарах примахина -для лечения трехдневной малярии и хинина - для лечения тропической малярии, резистентной к хлорохину.

5.4. Внедрить в клинико-диагностических лабораториях современные методы лабораторной диагностики гельминтозов эфир-уксусным, химико-седиментационным или эфир-формалиновым осаждением, а также метод исследования на энтеробиоз по Рабиновичу.

5.5. Потребовать от руководителей лечебно-профилактических учреждений обеспечить режим работы клинико-диагностических лабораторий, соответствующий требованиям работы с микроорганизмами 3-4 группы патогенности и гельминтами.

5.6. Принять дополнительные меры по улучшению подготовки специалистов лечебно-профилактических учреждений по диагностике и лечению больных паразитарными болезнями, в том числе на центральных базах Института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского ММА им. И.М. Сеченова и кафедры тропических и паразитарных болезней Российской медицинской академии последипломного образования в г.Москве.

5.7. Обеспечить в средствах массовой информации систематическое проведение разъяснительной работы среди населения о мерах профилактики паразитарных болезней с учетом интенсивности их распространения.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по республикам Дагестан, Мордовия, Алтай, Хакасия, Чеченской, Удмуртской республикам, Приморскому и Краснодарскому краям, Томской, Кемеровской, Брянской, Смоленской, Калининградской, Псковской, Кировской, Сахалинской областям принять исчерпывающие меры по снижению интенсивности и ликвидации очагов аскаридоза, прежде всего, надзор за проведением дегельминтизации населения в наиболее пораженных населенных пунктах, дезинвазией почвы, сточных вод и их осадков овицидными препаратами.

7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Тюменской, Томской, Новосибирской, Амурской областям, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономным округам обеспечить проведение комплекса мероприятий по борьбе с описторхозом и клонорхозом, обратив особое внимание на осуществление действенного надзора за рыбоперерабатывающими предприятиями и работой канализационных очистных сооружений по дезинвазии сточных вод и их осадков.

8. Руководителям управлений Роспотребнадзора по республикам Дагестан, Саха (Якутия), Карачаево-Черкесской республике, Ставропольскому краю, Оренбургской и Волгоградской областей, Ненецкого и Чукотского автономных округов ужесточить надзор за проведением мероприятий по борьбе с эхинококкозом на животноводческих комплексах и, прежде всего, за проведением дегельминтизации собак и обезвреживанием продуктов убоя скота.

9. Управлению Роспотребнадзора по Московской области организовать в полном объеме проведение противомалярийных мероприятий.

10.1. Принять меры по укомплектованию специалистами должностей врачей-паразитологов, врачей-лаборантов,энтомологов, улучшению подготовки кадров, оснащению соответствующих подразделений современным оборудованием и транспортом.

10.2. Усилить организационно-методическое руководство лечебно-профилактических учреждений по вопросам диагностики и профилактики паразитарных болезней.

10.3. Производить расчет показателей пораженности населения паразитарным болезнями наряду с показателями заболеваемости.

10.4. Усилить надзор за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий с паразитарными заболеваниями.

12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П. Гульченко.

(c) Федеральное бюджетное учреждение науки "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2006-2022 г.

Читайте также: