Постановление роспотребнадзора по педикулезу

Обновлено: 23.04.2024

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала эпидемиологическую ситуацию и мероприятия, направленные на профилактику сыпного тифа и педикулеза в Российской Федерации в 2017 году и сообщает следующее.

Последние случаи заболевания эпидемическим сыпным тифом в Российской Федерации регистрировались в 1998 году, болезни Брилля - в 2013 году.

В настоящее время актуальной проблемой как для Российской Федерации, так и других стран независимо от уровня экономического развития, остается педикулез.

Динамика заболеваемости педикулезом в Российской Федерации за последнее десятилетие не имеет тенденции к снижению.

Вместе с тем, по сравнению с предыдущим годом отмечается снижение заболеваемости педикулезом на 7% среди детского населения.

У детей до 1 года выявлено 63 случая педикулеза (3,31 на 100 тысяч населения) в 34 субъектах страны, от 1 до 2 лет - 779 случаев (20,22 на 100 тысяч населения) в 79 субъектах Российской Федерации.

Максимальная заболеваемость педикулезом среди детей приходится на возраст от 3 до 6 лет (8600 случаев, показатель 118,64 на 100 тысяч населения).

В 7 субъектах Российской Федерации показатели заболеваемости педикулезом (на 100 тысяч населения) существенно превышают среднероссийский показатель: в Камчатском крае (157,52), Ненецком автономном округе (243,8), Архангельской (154,7), Сахалинской (163,14), Томской областях (160,32), городах Москве (950,77) и Санкт-Петербурге (193,41).

Следует отметить, что по данным формы N 27 "Сведения о дезинфекционной деятельности за 2017 год" число осмотров на педикулез в 2017 году снизилось на 14,3% по сравнению с 2016 годом и составило 310815865. Как и в предыдущие годы, подавляющее большинство осмотров осуществляется медицинскими организациями.

В структуре осмотров на педикулез 65,7% осмотров осуществляется при госпитализации больных в медицинские организации, 28,2% - в образовательных организациях, 2,6% - в оздоровительных организациях, 1,2% - в детских домах и домах-интернатах и 0,2% осмотров приходится на санитарные пропускники, осуществляющие обработку лиц без определенного места жительства, 1,7% - в других организациях.

Пораженность головным педикулезом среди детей, посещающих общеобразовательные организации, в среднем по стране составила 0,03% (в 2016 году - 0,04%). Показатель выше среднероссийского отмечается в Хабаровском крае (0,07%), Ненецком автономном округе (0,21%), республиках Калмыкия (0,08%), Крым (0,07%), Ингушетия (0,14%), Коми (0,08%), Архангельской (0,15%), Амурской (0,08%), Вологодской (0,06%), Волгоградской (0,2%), Иркутской (0,14%), Калининградской (0,08%), Калужской (0,29%), Новгородской (0,04%), Орловской (0,05%), Ростовской (0,04%), Томской (0,14%), Ярославской (0,11%) областях, г. Санкт-Петербурге (0,08%).

Пораженность головным педикулезом среди отдыхающих в оздоровительных организациях составила 0,02% (в 2016 году - 0,03%), среди проживающих в домах интернатах для престарелых и инвалидов и детских домах - по 0,02% (в 2016 году - 0,02%).

Пораженность головным педикулезом выше среднероссийского показателя по стране среди отдыхающих в оздоровительных организациях отмечается в Республике Крым (0,35%), Астраханской (0,04%), Иркутской (0,04%), Томской (0,09%) областях, Еврейской автономной области (0,06%), городе Санкт-Петербурге (0,05%).

Среди проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов показатель выше среднероссийского - в Амурской (0,08%), брянской (0,03%), Иркутской (0,07%), Новосибирской (4,08%) областях.

Самый высокий уровень пораженности (16,6%) педикулезом, в том числе платяным и смешанным, отмечается среди лиц без определенного места жительства (далее - бомж).

По данным формы N 27 "Сведения о дезинфекционной деятельности за 2017 год" ежегодно в Российской Федерации подвергаются осмотру свыше 600 тысяч лиц бомж, при этом выявляется около 200 тысяч пораженных различными видами педикулеза (головным, платяным, смешанным).

В 2017 году пораженность лиц бомж смешанным педикулезом составила 20,5% (в 2016 году - 25,4%), головным педикулезом - 0,37% (в 2016 году - 0,22%) и платяным педикулезом - 0,12% (в 2016 году - 0,12%).

Не проводились осмотры на педикулез лиц без определенного места жительства в 16 субъектах Российской Федерации: в Хабаровском крае, Ненецком, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, республиках Дагестан, Ингушетия, Крым, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской республиках, Белгородской, Воронежской, Иркутской, Тверской областях.

В субъектах Российской Федерации функционирует 6400 (в 2016 году - 6376) санитарных пропускников, в том числе 5436 (в 2016 году - 5405) в медицинских организациях и 908 (в 2016 году - 891) в других организациях.

В организациях подведомственных Роспотребнадзору действуй 56 (в 2016 году - 80) санитарных пропускников в 28 субъектах Российской Федерации (республиках Дагестан, Коми, Крым, Саха, Кабардино-Балкарской, Чувашской республиках, Амурской, Архангельской, Брянской, Вологодской, Воронежской Иркутской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Ленинградской, Магаданской. Московской, Мурманской, Рязанской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Челябинской, Ульяновской областях).

В субъектах Российской Федерации недостаточно активно решаются вопросы обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций, оснащенность которыми составляет 84,7% (в 2016 году - 83,9%). Только в 8 субъектах страны Республике Алтай, Калужской, Тульской, Новгородской, Омской, Сахалинской областях, г. Севастополе обеспеченность дезкамерными блоками составляет 100%.

В 36 субъектах Российской Федерации показатель обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций ниже среднероссийского: в Алтайском (69,38%), Красноярском (75,5%), Камчатском (74,36%), Хабаровском (74,24%) краях, Ненецком (12,5%), Ямало-Ненецком (64,86%), Чукотском (50%) автономных округах, республиках Адыгея (77,7%), Бурятия (79,17%), Ингушетия (50%), Калмыкия (63,6%), Коми (71,08%), Тыва (56%), Хакасия (77,5%), Карачаево-Черкесской (31,8%), Чеченской (50%), Удмуртской (77,27%) республиках, Белгородской (60,5%), Брянской (83,3%), Ивановской (80,6%), Иркутской (73,58%), Кировской (81,1%), Костромской (78,6%), Курской (73,7%), Московской (81,1%), Нижегородской (82%), Орловской (82,0%), Пензенской (68,8%), Псковской (75%), Ростовской (76,8%), Смоленской (78,43%), Томской (71,6%), Ульяновской (83,3%), Ярославской (45,77%) областях, Еврейской автономной области (80%), городе Санкт-Петербург (76,9%).

Анализ представленных материалов показал, что в 2017 году в большинстве субъектов Российской Федерации проведена определенная работа в целях улучшения ситуации по педикулезу.

В большинстве субъектов Российской Федерации в рамках выполнения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2015 N 60 "Об усилении мероприятий, направленных на профилактику сыпного тифа и педикулеза в Российской Федерации" проведены заседания санитарно-противоэпидемических комиссий об усилении мероприятий по профилактике сыпного тифа и педикулеза.

В период подготовки летней оздоровительной кампании специалисты управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации приняли участие в семинарах с руководителями летних оздоровительных организаций по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных болезней, в том числе педикулеза.

Так, в Амурской области в целях усиления надзора по вопросу профилактики заболеваемости педикулезом детей в оздоровительных учреждениях организованы дополнительные медицинские осмотры детей на сборных пунктах перед отправкой их в оздоровительные учреждения за пределы Амурской области.

В Ростовской области для предотвращения заносов педикулеза в общеобразовательные учреждения после каникул на территориях области организованы одномоментные осмотры всех учащихся в первые дни занятий. В 2017 году в пяти школах выявлено от 3 до 7 человек, пораженных педикулезом, что позволило своевременно провести санацию и не допустить массового распространения педикулеза среди учащихся. С целью раннего выявления больных сыпным тифом на базе лабораторий медицинских организаций и филиалов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" проводятся обследования длительно температурящих больных и лиц, пораженных платяным и смешанным педикулезом при обращении за медицинской помощью. Лаборатории, выполняющие исследования на сыпной тиф, обеспечены необходимым количеством эритроцитарного сыпнотифозного диагностикума.

Во исполнение требований СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий в субъектах Российской Федерации за выявленные нарушения должностные лица привлекались к административной ответственности в виде штрафов. Так, в Томской области составлены протоколы об административных правонарушениях на сумму 106,5 тысяч рублей, в Архангельской области - на 60 тысяч рублей, в Забайкальском крае - 87,3 тысяч рублей, в городе Санкт-Петербурге 1102,0 тысяч рублей.

В субъектах Российской Федерации вопросы профилактики педикулеза регулярно освещаются в средствах массовой информации (СМИ), вопросы профилактики педикулеза включены в программу гигиенического воспитания декретированных контингентов. В Забайкальском крае на базе ГОУ СПО "Читинский медицинский колледж" организовано проведение специальной профессиональной 3-месячной подготовки медицинских дезинфекторов, не имеющих медицинского образования. В Липецкой области информация по профилактике педикулеза размещалась в областных и местных СМИ, в сети ИНТЕРНЕТ, состоялись выступления на радио, телевидении, прокат видеороликов, оформлены санбюллетени, распространены информационные полиграфические материалы (памятки, брошюры, буклеты), подготовлены пресс-релизы.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по сыпному тифу и педикулезу и во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2015 N 60 "Об усилении мероприятий, направленных на профилактику сыпного тифа и педикулеза в Российской Федерации" предлагаю:

1. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

1.1. Принять дополнительные меры по своевременному и эффективному проведению плановых осмотров на педикулез населения в учреждениях социального обеспечения, детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, в оздоровительных организациях, а также перед заездом детей в оздоровительные организации и при формировании организованных групп детей для оздоровления за пределами субъекта.

1.2. Обеспечить своевременную передачу заявок специализированным организациям на проведение мероприятий по заключительной дезинфекции в очагах платяного педикулеза и группового головного педикулеза (2 и более случаев), сыпного тифа, болезни Брилля.

1.3. Принять меры к обеспечению дезкамерными блоками медицинских организаций.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации усилить контроль за:

2.1. Реализацией мероприятий по предупреждению распространения педикулеза в соответствии с санитарными правилами 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации".

2.2. Выполнением постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2015 N 60 "Об усилении мероприятий, направленных на профилактику сыпного тифа и педикулеза в Российской Федерации".

2.3. Своевременностью и эффективностью плановых осмотров на педикулез в организованных коллективах.

2.4. За дезинфекционными мероприятиями в очагах педикулеза.

2.5. За своевременным проведением эпидемиологического расследования каждого случая выявления платяного или группового головного педикулеза.

2.6. Своевременным (не позднее одного месяца с момента регистрации случая) предоставлением карт эпидемиологического расследования случаев сыпного тифа и болезни Брилля в Роспотребнадзор.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

3.1. Провести анализ эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в субъектах Российской Федерации по предупреждению эпидемического сыпного тифа и педикулеза.

3.2. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос о состоянии заболеваемости населения педикулезом и эффективности проводимых профилактических мероприятий.

3.3. Обеспечить подготовку медицинских работников медицинских организаций по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения, профилактики сыпного тифа, болезни Брилля.

3.4. Принять меры по усилению работы, направленной на гигиеническое воспитание населения по профилактике педикулеза с использованием каналов СМИ.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Ненецкому, Ямало-Ненецкому, Чукотскому автономным округам, республикам Дагестан, Ингушетия, Крым, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской республикам, Белгородской, Воронежской, Иркутской, Тверской областям обеспечить контроль за проведением осмотров на педикулез лиц без определенного места жительства.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Алтайскому, Красноярскому, Камчатскому, Хабаровскому краям, Ненецкому, Ямало-Ненецкому, Чукотскому автономным округам, республикам Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Удмуртской республикам, Белгородской, Брянской, Ивановской, Иркутской, Кировской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Смоленской, Томской, Ульяновской, Ярославской областям, Еврейской автономной области, городу Санкт-Петербург совместно с руководителями органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать принять меры по обеспеченности дезкамерными блоками медицинских организаций.

Информацию о проделанной работе представить в Роспотребнадзор в срок до 25.01.2019.

от 22 августа 2014 года N 50

(с изменениями на 29 декабря 2015 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 сентября 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне - до 1 сентября 2021 года.

Дополнительно см. ярлык "Примечания".

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1), ст.5498; 2007 N 1 (ч.1), ст.21, ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40 ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст.3069; N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст.6165; 2014, N 26 (ч.1), ст.3366, ст.3377 и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" (приложение).

в Министерстве юстиции

12 ноября 2014 года,

регистрационный N 34659

Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.3215-14

(с изменениями на 29 декабря 2015 года)

В настоящих Санитарно-эпидемиологических правилх и нормативах учтены:

I. Область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний.

1.3. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Общие положения

2.1. В целях предупреждения возникновения и распространения паразитарных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля, по проведению медицинских осмотров, гигиеническому воспитанию и обучению населения.

2.2. Санитарная охрана территории Российской Федерации по предупреждению завоза паразитарных болезней из других стран осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора

3.1. Мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - эпидемиологический надзор) за паразитарными болезнями включают непрерывное наблюдение должностными лицами уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за эпидемическим процессом с целью оценки ситуации в популяции людей и в объектах окружающей среды, разработку и корректировку санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих предупреждение возникновения, распространения паразитарных болезней среди населения и формирование эпидемических очагов с групповой заболеваемостью.

3.2. Мероприятия эпидемиологического надзора за паразитарными болезнями включают:

- постоянную оценку масштабов, характера распространенности и социально-экономической значимости паразитарных болезней;

- выявление тенденций эпидемического процесса;

- выявление регионов, областей, населенных пунктов с высоким уровнем заболеваемости и риском заражения;

- выявление причин и условий, определяющих уровень и структуру заболеваемости паразитарными болезнями на территории; контроль и обоснованную оценку масштабов их распространенности;

- оценку качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- планирование последовательности мероприятий и сроков их реализации;

- разработку прогнозов эпидемиологической ситуации.

3.3. Основным инструментом эпидемиологического надзора является эпидемиологическая диагностика.

Эпидемиологическая диагностика осуществляется помощью ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости.

3.4. Многолетний ретроспективный эпидемиологический анализ проводится не менее чем за последние 5 лет и предусматривает:

- анализ многолетней динамики заболеваемости (пораженности);

- анализ заболеваемости по территориям;

- анализ заболеваемости по возрастным группам, полу, контингентам населения;

- анализ эпидемических очагов паразитарных болезней по конкретным нозологическим формам;

- анализ по факторам риска с учетом источников и факторов передачи паразитоза;

- анализ лабораторной диагностики паразитозов;

- выводы и предложения по разработке профилактических мероприятий.

Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости паразитозами должен проводиться ежегодно.

3.5. Оперативный эпидемиологический анализ проводится в условии эпидемического подъема заболеваемости или регистрации эпидемических очагов групповой заболеваемости. Эпидемиологический анализ включает постоянное наблюдение за динамикой заболеваемости с учетом определенного этиологического агента, оценку санитарно-эпидемиологической ситуации, формулирование предварительного и окончательного эпидемиологического диагноза с установлением причин и условий подъема заболеваемости или формирования эпидемического очага.

3.6. По эпидемическим показаниям (внепланово) должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, принимается решение о кратности и объеме лабораторных исследований почвы, сточных вод и их осадков, вод поверхностных водоёмов, которые используются для целей рекреации и в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, вод плавательных бассейнов, питьевой воды на различных этапах водоподготовки.

IV. Выявление, регистрация и учет паразитарных болезней

4.1. Выявление больных и лиц с подозрением на паразитозы осуществляется медицинскими организациями при всех видах оказания медицинской помощи.

Обследованию на гельминтозы и кишечные протозоозы подлежат: дети, посещающие детские дошкольные образовательные организации; персонал детских дошкольных образовательных организаций; школьники младших классов, дети, подростки, декретированные и приравненные к ним группы населения при диспансеризации и профилактических осмотрах; дети, подростки по эпидемическим показаниям; дети и подростки, оформляющиеся в детские дошкольные и другие образовательные организации, приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в оздоровительные организации, в детские отделения больниц; дети всех возрастов детских организаций закрытого типа и круглогодичного пребывания, больные детских и взрослых поликлиник и больниц, лица, общавшиеся с больными.

4.2. Отбор биологических проб для исследования на паразитозы проводится медицинскими работниками медицинских организаций, образовательных и иных организаций.

4.3. Доставка биологического материала в лабораторию производится в герметичных контейнерах, обеспечивающих его сохранность и безопасность транспортировки.

4.4. Лабораторные исследования на выявление возбудителей паразитозов осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на выполнение работ с микроорганизмами III-IV групп патогенности.

4.5. Организация и проведение плановых обследований детей, посещающих дошкольные, школьные образовательные организации и другие детские организации, обеспечивается руководителями таких организаций.

4.6. В целях ежегодного планового обследования детей на паразитозы руководителями образовательных организаций совместно с медицинскими организациями (государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения) разрабатывается график отбора и доставки проб биологического материала на исследование.

4.7. О каждом случае паразитозов медицинские работники медицинских организаций (государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения) в течение 12 часов направляют экстренное извещение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.8. При выявлении лиц, пораженных паразитозами, должностными лицами уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится эпидемиологическое расследование с заполнением карты эпидемиологического расследования случая паразитарного заболевания.

4.9. В случае изменения или уточнения диагноза медицинские работники медицинских организаций сообщают по телефону, а затем в течение 12 часов направляют экстренное извещение в письменной форме об изменении или уточнении диагноза в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.10. Каждый случай паразитарных заболеваний подлежит регистрации и учету в журнале учета инфекционных заболеваний по месту их выявления.

4.11. Инвазированные подлежат лечению в амбулаторных или стационарных условиях на основании их информированного добровольного согласия и с учетом права на отказ от медицинского вмешательства.

4.12. В целях активного выявления и предупреждения распространения паразитарных болезней проводятся плановые профилактические обследования должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - декретированные группы населения).

4.13. При угрозе возникновения и распространения паразитарных заболеваний должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдают гражданам и юридическим лицам предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе в рамках лабораторного обследования и медицинского наблюдения и выполнения работ по дезинфекции, дезинвазии, дезинсекции и дератизации.

4.14. Организация и проведение плановых и по эпидемическим показаниям обследований декретированных групп населения на наличие паразитарных болезней обеспечивается руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями по месту их работу.

4.15. Все выявленные инвазированные лица обеспечиваются диспансерным наблюдением в соответствующих медицинских организациях.

4.16. На каждого инвазированного заполняется форма диспансерного наблюдения.

4.17. Снятие с диспансерного учёта осуществляется после проведения лечения и получения отрицательных результатов лабораторного исследования биологического материала.

4.18. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность регистрации и учета случаев паразитозов, а также оперативное и полное информирование о них несет руководитель медицинской организации по месту выявления больного.

V. Требования к мероприятиям по профилактике отдельных групп паразитарных болезней

5. Мероприятия по профилактике малярии.

5.1. Сбор и анализ данных о местных или завозных случаях малярии осуществляется медицинскими организациями и органами, уполномоченными осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала эпидемиологическую ситуацию и мероприятия, направленные на профилактику сыпного тифа и педикулеза в Российской Федерации в 2017 году и сообщает следующее.

Последние случаи заболевания эпидемическим сыпным тифом в Российской Федерации регистрировались в 1998 году, болезни Брилля - в 2013 году.

В настоящее время актуальной проблемой как для Российской Федерации, так и других стран независимо от уровня экономического развития, остается педикулез.

Динамика заболеваемости педикулезом в Российской Федерации за последнее десятилетие не имеет тенденции к снижению.

Вместе с тем, по сравнению с предыдущим годом отмечается снижение заболеваемости педикулезом на 7% среди детского населения.

У детей до 1 года выявлено 63 случая педикулеза (3,31 на 100 тысяч населения) в 34 субъектах страны, от 1 до 2 лет - 779 случаев (20,22 на 100 тысяч населения) в 79 субъектах Российской Федерации.

Максимальная заболеваемость педикулезом среди детей приходится на возраст от 3 до 6 лет (8600 случаев, показатель 118,64 на 100 тысяч населения).

В 7 субъектах Российской Федерации показатели заболеваемости педикулезом (на 100 тысяч населения) существенно превышают среднероссийский показатель: в Камчатском крае (157,52), Ненецком автономном округе (243,8), Архангельской (154,7), Сахалинской (163,14), Томской областях (160,32), городах Москве (950,77) и Санкт-Петербурге (193,41).

Следует отметить, что по данным формы N 27 "Сведения о дезинфекционной деятельности за 2017 год" число осмотров на педикулез в 2017 году снизилось на 14,3% по сравнению с 2016 годом и составило 310815865. Как и в предыдущие годы, подавляющее большинство осмотров осуществляется медицинскими организациями.

В структуре осмотров на педикулез 65,7% осмотров осуществляется при госпитализации больных в медицинские организации, 28,2% - в образовательных организациях, 2,6% - в оздоровительных организациях, 1,2% - в детских домах и домах интернатах и 0,2% осмотров приходится на санитарные пропускники, осуществляющие обработку лиц без определенного места жительства, 1,7% - в других организациях.

Пораженность головным педикулезом среди детей, посещающих общеобразовательные организации, в среднем по стране составила 0,03% (в 2016 году - 0,04%). Показатель выше среднероссийского отмечается в Хабаровском крае (0,07%), Ненецком автономном округе (0,21%), республиках Калмыкия (0,08%), Крым (0,07%), Ингушетия (0,14%), Коми (0,08%), Архангельской (0,15%), Амурской (0,08%), Вологодской (0,06%), Волгоградской (0,2%), Иркутской (0,14%), Калининградской (0,08%), Калужской (0,29%), Новгородской (0,04%), Орловской (0,05%), Ростовской (0,04%), Томской (0,14%), Ярославской (0,11%), областях, г.Санкт-Петербурге (0,08%).

Пораженность головным педикулезом среди отдыхающих в оздоровительных организациях составила 0,02% (в 2016 году - 0,03%), среди проживающих в домах интернатах для престарелых и инвалидов и детских домах - по 0,02%" (в 2016 году - 0,02%).

Пораженность головным педикулезом выше среднероссийского показателя по стране среди отдыхающих в оздоровительных организациях отмечается в Республике Крым (0,35%), Астраханской (0,04%), Иркутской (0,04%), Томской (0,09%) областях, Еврейской автономной области (0,06%) в городе Санкт-Петербурге (0,05%).

Среди проживающих в домах интернатах для престарелых и инвалидов показатель выше среднероссийского - в Амурской (0,08%), Брянской (0,03%), Иркутской (0,07%), Новосибирской (4,08%) областях.

Самый высокий уровень пораженности (16,6%) педикулезом, в том числе платяным и смешанным, отмечается среди лиц без определенного места жительства (далее - бомж).

По данным формы N 27 "Сведения о дезинфекционной деятельности за 2017 год" ежегодно в Российской Федерации подвергаются осмотру свыше 600 тысяч лиц бомж, при этом выявляется около 200 тысяч пораженных различными видами педикулеза (головным, платяным, смешанным).

В 2017 году пораженность лиц бомж смешанным педикулезом составила 20,5% (в 2016 году - 25,4%), головным педикулезом - 0,37% (в 2016 году - 0,22%) и платяным педикулезом - 0,12% (в 2016 году - 0,12%).

Не проводились осмотры на педикулез лиц без определенного места жительства в 16 субъектах Российской Федерации: в Хабаровском крае, Ненецком, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, республиках Дагестан, Ингушетия, Крым, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской республиках, Белгородской, Воронежской, Иркутской, Тверской областях.

В субъектах Российской Федерации функционирует 6400 (в 2016 году - 6376) санитарных пропускников, в том числе 5436 (в 2016 году - 5405) в медицинских организациях и 908 (в 2016 году - 891) в других организациях.

В организациях подведомственных Роспотребнадзору действует 56 (в 2016 году - 80) санитарных пропускников в 28 субъектах Российской Федерации (республиках Дагестан, Коми, Крым, Саха, Кабардино-Балкарской, Чувашской республиках, Амурской, Архангельской, Брянской, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Ленинградской, Магаданской, Московской, Мурманской, Рязанской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Челябинской, Ульяновской областях).

В субъектах Российской Федерации недостаточно активно решаются вопросы обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций, оснащенность которыми составляет 84,7% (в 2016 году - 83,9%). Только в 8 субъектах страны Республике Алтай, Калужской, Тульской, Новгородской, Омской, Сахалинской областях, г.Севастополе обеспеченность дезкамерными блоками составляет 100%.

В 36 субъектах Российской Федерации показатель обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций ниже среднероссийского: в Алтайском (69,38%), Красноярском (75,5%), Камчатском (74,36%), Хабаровском (74,24%) краях, Ненецком (12,5%), Ямало-Ненецком (64,86%) Чукотском (50%) автономных округах, республиках Адыгея (77,7%), Бурятия (79,17%), Ингушетия (50%), Калмыкия (63,6%), Коми (71,08%), Тыва (56%), Хакасия (77,5%), Карачаево-Черкесской (31,8%), Чеченской (50%), Удмуртской (77,27%) республиках, Белгородской (60,5%), Брянской (83,3%), Ивановской (80,6%), Иркутской (73,58%), Кировской (81,1%), Костромской (78,6%), Курской (73,7%), Московской (81,1%), Нижегородской (82%), Орловской (82,0%), Пензенской (68,8%), Псковской (75%), Ростовской (76,8%), Смоленской (78,43%), Томской (71,6%), Ульяновской (83,3%), Ярославской (45,77%) областях, Еврейской автономной области (80%), городе Санкт-Петербург (76,9%).

Анализ представленных материалов показал, что в 2017 году в большинстве субъектов Российской Федерации проведена определенная работа в целях улучшения ситуации по педикулезу.

В большинстве субъектов Российской Федерации в рамках выполнения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2015 N 60 "Об усилении мероприятий, направленных на профилактику сыпного тифа и педикулеза в Российской Федерации" проведены заседания санитарно-противоэпидемических комиссий об усилении мероприятий по профилактике сыпного тифа и педикулеза.

В период подготовки летней оздоровительной компании специалисты управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации приняли участие в семинарах с руководителями летних оздоровительных организаций по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных болезней, в том числе педикулеза.

Так, в Амурской области в целях усиления надзора по вопросу профилактики заболеваемости педикулезом детей в оздоровительных учреждениях организованы дополнительные медицинские осмотры детей на сборных пунктах перед отправкой их в оздоровительные учреждения за пределы Амурской области.

В Ростовской области для предотвращения заносов педикулеза в общеобразовательные учреждения после каникул на территориях области организованы одномоментные осмотры всех учащихся в первые дни занятий. В 2017 году в пяти школах выявлено от 3 до 7 человек, пораженных педикулезом, что позволило своевременно провести санацию и не допустить массового распространения педикулеза среди учащихся. С целью раннего выявления больных сыпным тифом на базе лабораторий медицинских организаций и филиалов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" проводятся обследования длительно температурящих больных и лиц, пораженных платяным и смешанным педикулезом при обращении за медицинской помощью. Лаборатории, выполняющие исследования на сыпной тиф, обеспечены необходимым количеством эритроцитарного сыпнотифозного диагностикума.

Во исполнение требований СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий в субъектах Российской Федерации за выявленные нарушения должностные лица привлекались к административной ответственности в виде штрафов. Так, в Томской области составлены протоколы об административных правонарушениях на сумму 106,5 тысяч рублей, в Архангельской области - на 60 тысяч рублей, в Забайкальском крае - 87,3 тысяч рублей, в городе Санкт-Петербурге - 1102,0 тысяч рублей.

В субъектах Российской Федерации вопросы профилактики педикулеза регулярно освещаются в средствах массовой информации (СМИ), вопросы профилактики педикулеза включены в программу гигиенического воспитания декретированных контингентов. В Забайкальском крае на базе ГОУ СПО "Читинский медицинский колледж" организовано проведение специальной профессиональной 3-х месячной подготовки медицинских дезинфекторов, не имеющих медицинского образования. В Липецкой области информация по профилактике педикулеза размещалась в областных и местных СМИ, в сети ИНТЕРНЕТ, состоялись выступления на радио, телевидении, прокат видеороликов, оформлены санбюллетени, распространены информационные полиграфические материалы (памятки, брошюры, буклеты), подготовлены пресс-релизы.

1. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

1.1. Принять дополнительные меры по своевременному и эффективному проведению плановых осмотров на педикулез населения в учреждениях социального обеспечения, детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, в оздоровительных организациях, а также перед заездом детей в оздоровительные организации и при формировании организованных групп детей для оздоровления за пределами субъекта.

1.2. Обеспечить своевременную передачу заявок специализированным организациям на проведение мероприятий по заключительной дезинфекции в очагах платяного педикулеза и группового головного педикулеза (2 и более случаев), сыпного тифа, болезни Брилля.

1.3. Принять меры к обеспечению дезкамерными блоками медицинских организаций.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации усилить контроль за:

2.3. Своевременностью и эффективностью плановых осмотров на педикулез в организованных коллективах.

2.4. За дезинфекционными мероприятиями в очагах педикулеза.

2.5. За своевременным проведением эпидемиологического расследования каждого случая выявления платяного или группового головного педикулеза.

2.6. Своевременным (не позднее одного месяца с момента регистрации случая) предоставлением карт эпидемиологического расследования случаев сыпного тифа и болезни Брилля в Роспотребнадзор.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

3.1. Провести анализ эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в субъектах Российской Федерации по предупреждению эпидемического сыпного тифа и педикулеза.

3.2. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос о состоянии заболеваемости населения педикулезом и эффективности проводимых профилактических мероприятий.

3.3. Обеспечить подготовку медицинских работников медицинских организаций по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения, профилактики сыпного тифа, болезни Брилля.

3.4. Принять меры по усилению работы, направленной на гигиеническое воспитание населения по профилактике педикулеза с использованием каналов СМИ.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Ненецкому, Ямало-Ненецкому, Чукотскому автономным округам, республикам Дагестан, Ингушетия, Крым, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской республикам, Белгородской, Воронежской, Иркутской, Тверской областям обеспечить контроль за проведением осмотров на педикулез лиц без определенного места жительства.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Алтайскому, Красноярскому, Камчатскому, Хабаровскому краям, Ненецкому, Ямало-Ненецкому, Чукотскому автономным округам, республикам Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Удмуртской республикам, Белгородской, Брянской, Ивановской, Иркутской, Кировской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Смоленской, Томской, Ульяновской, Ярославской областям, Еврейской автономной области, городу Санкт-Петербург совместно с руководителями органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать принять меры по обеспеченности дезкамерными блоками медицинских организаций.

Информацию о проделанной работе представить в Роспотребнадзор в срок до 25.01.2019.

Вступает в силу с 17 ноября 2021 г.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2019, № 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

А.Ю.Попова

Приложение к постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. № 29

Изменения, вносимые в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

1. В пункте 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Постановление) цифры "2022" заменить цифрами "2024".

2. В санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением:

1) в подпункте 3.1.1:

а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"- лиц с диагнозом "внебольничная пневмония", "острая респираторная вирусная инфекция" и "грипп";";

б) дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"- лиц, поступающих в стационар медицинской организации для оказания им медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в организации социального обслуживания для детей и взрослых.".

2.2. Пункт 3.2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Время доставки материала для исследования на COVID-19 в лабораторию не должно превышать 24 часов с момента его отбора.".

2.3. В абзаце втором пункта 3.4 слово "Роспотребнадзора" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),".

2.4. Абзац первый пункта 3.5 изложить в следующей редакции:

"3.5. Медицинская организация, установившая предварительный или заключительный диагноз COVID-19, направляет в установленном порядке" в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), по месту выявления заболевания, экстренное извещение в отношении пациента, у которого выявлено заболевание COVID-19.".

2.5. Дополнить сноской 1 следующего содержания:

2.6. Пункт 3.7 дополнить абзацем следующего содержания:

"При проведении в медицинской организации лечебно-диагностических процедур лицу с заболеванием COVID-19, находящемуся на амбулаторном лечении, такой организацией должен обеспечиваться режим, исключающий контакт с иными лицами, за исключением лиц, являющихся работниками медицинской организации.".

2.7. Пункт 3.8 изложить в следующей редакции:

"3.8. Лицо, контактировавшее с больным COVID-19, должно находиться в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14 календарных дней со дня последнего контакта с больным COVID-19 или до выздоровления (в случае развития заболевания).

Изоляции не подлежат лица, прошедшие полный курс вакцинации против COVID-19 в течение последних шести месяцев, и лица, переболевшие COVID-19 в течение последних шести месяцев, при отсутствии у них симптомов заболевания.

Выявление лиц, контактировавших с больным COVID-19, осуществляется по месту их фактического проживания территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), а также медицинской организацией в очаге по месту жительства больного COVID-19 с последующей передачей информации в указанный территориальный орган.

2.8. В пункте 3.12 слово "Роспотребнадзора" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)".

2.9. В пункте 3.15 слово "Роспотребнадзора" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),".

2.10. В пункте 4.2:

1) абзац восьмой дополнить словами ", проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям 2 .";

2) дополнить сноской 2 следующего содержания:

3) в подпункте 4.2.1 слово "Роспотребнадзора" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),".

2.11. В пункте 4.6 слова "(далее - ОРВИ)" исключить.

2.12. Пункт 6.2 дополнить абзацами следующего содержания:

обработки поверхностей пассажирского салона, с которыми осуществляется непосредственный контакт руками человека;

влажной уборки пола пассажирского салона.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими эксплуатацию помещений железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэровокзалов, в аэропортах, морских, речных портах, должно обеспечиваться не реже 2 раз в сутки проведение с применением препаратов вирулицидного действия:

обработки поверхностей, указанных помещений, с которыми осуществляется непосредственный контакт руками человека;

Читайте также: