Правила расследования случаев инфекционных и паразитарных

Обновлено: 24.04.2024

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЧАЕВ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, НОМЕНКЛАТУРЫ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ,
СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 31) приказываю:

1. Порядок проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, согласно приложению N 1.

2. Номенклатуру инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, согласно приложению N 2.

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЧАЕВ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. Инфекционное заболевание пациента является инфекцией (инфекционной болезнью), связанной с оказанием медицинской помощи (далее - ИСМП), в случае соответствия следующим критериям:

1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;

2) возникло у пациента в результате его поступления в медицинскую организацию или обращения за оказанием медицинской помощи вне зависимости от времени появления симптомов заболевания;

3) связано с оказанием медицинской помощи;

4) отсутствовало у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания, кроме случаев инфекций (инфекционных болезней), связанных с предшествующей госпитализацией или предшествующим обращением за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию;

5) не является закономерным продолжением патологического процесса, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи;

6) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи.

2. Инфекционное заболевание работника медицинской организации является ИСМП в случае соответствия следующим критериям:

1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;

2) возникло у работника медицинской организации при выполнении трудовых обязанностей в результате профессиональной деятельности;

3) связано с оказанием медицинской помощи;

4) не выявлено у работника при поступлении на работу в данную медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания;

5) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у работника до начала работы.

Расследование и учет профессиональных заболеваний работников медицинской организации проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .

Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149; 2020, N 30, ст. 4898).

3. В медицинской организации осуществляется разработка и проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и снижение распространения ИСМП в медицинских организациях (далее - мероприятия по профилактике ИСМП), проведение противоэпидемических мероприятий, выявление случаев ИСМП, проведение эпидемиологического расследования каждого предполагаемого случая ИСМП и регистрация выявленных случаев ИСМП, определение причин и условий возникновения случаев ИСМП, анализ заболеваемости ИСМП.

4. Профилактика ИСМП включает следующие мероприятия:

снижение риска заноса возбудителя инфекционных болезней в медицинскую организацию и предотвращение возникновения условий для формирования внутрибольничных штаммов микроорганизмов, а также штаммов, обладающих устойчивостью к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;

обеспечение эпидемиологической безопасности внешней среды медицинской организации;

предотвращение распространения (выноса) инфекционного заболевания за пределы медицинской организации;

обеспечение соответствия медицинской организации санитарно-эпидемиологическим требованиям к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также условиям деятельности медицинской организации ;

проведение оценки риска возникновения случаев ИСМП у пациента и принятие мер по его минимизации;

проведение лечебно-диагностических мероприятий для выявления и лечения пациентов с ИСМП;

обеспечение пребывания пациента в условиях изоляции (при необходимости) и оказания ему медицинской помощи;

проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекционного заболевания ;

проведение микробиологического мониторинга циркулирующих микроорганизмов с определением резистентности к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;

проведение противоэпидемических мероприятий в отношении контактных лиц ;

проведение микробиологических исследований биологического материала пациентов, медицинских работников (включая случаи подозрения и (или) возникновения ИСМП) и объектов внешней среды медицинской организации ;

проведение дезинфекционных, стерилизационных мероприятий в медицинской организации ;

обеспечение эпидемиологической безопасности медицинских технологий, применяемых в медицинской организации, в том числе соблюдение технологий проведения инвазивных вмешательств ;

соблюдение правил гигиены рук в медицинской организации, наличие оборудованных мест для мытья и обработки рук;

предупреждение случаев ИСМП у работников медицинских организаций ;

СанПин 3.3686-21; Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности; медицинской деятельности; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н.

рациональное применение противомикробных лекарственных препаратов, химических и (или) биологических средств для профилактики и лечения заболеваний и (или) состояний.

5. Организация мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией по профилактике ИСМП (далее - Комиссия).

6. Проведение мероприятий по профилактике ИСМП и обеспечению эпидемиологической безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими и иными работниками медицинской организации в рамках исполнения должностных обязанностей.

7. Для контроля за проведением мероприятий и координации действий медицинских и иных работников медицинской организации по профилактике ИСМП в медицинской организации создается Комиссия, которая осуществляет следующие функции:

проводит анализ заболеваемости ИСМП, анализ потенциального и реализованного риска ИСМП и формирует рекомендации по профилактике ИСМП в медицинской организации;

оценку качества, полноты и своевременности профилактических и противоэпидемических мероприятий;

проводит оценку причин и условий возникновения единичного или групповых случаев ИСМП;

осуществляет формирование комплекса необходимых мер для ликвидации эпидемической ситуации и предотвращения возникновения случаев ИСМП;

рассматривает подготовленную врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом или лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, программу профилактики ИСМП и рекомендует ее к утверждению в медицинской организации.

Комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации до 30 января текущего года.

Председателем Комиссии назначается руководитель или заместитель руководителя медицинской организации.

В состав Комиссии включаются врач-эпидемиолог, главная (старшая) медицинская сестра, заведующие структурными подразделениями, врач-бактериолог, врач-клинический фармаколог, врач-инфекционист, врач-патологоанатом и другие работники медицинской организации.

Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом, утверждаемым руководителем медицинской организации. Форма проведения заседаний Комиссии определяется руководителем медицинской организации.

Комиссия с целью реализации своих задач и выполнения функций может запрашивать у работников медицинской организации письменные и устные объяснения по существу рассматриваемых вопросов, вносить предложения по снижению риска возникновения случаев ИСМП, необходимым противоэпидемическим мероприятиям, по материально-техническому обеспечению для профилактики ИСМП.

Решение Комиссии оформляется протоколом.

Председатель Комиссии ежеквартально и по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе Комиссии.

Контроль за деятельностью Комиссии осуществляет руководитель медицинской организации.

8. Ответственность за организацию и проведение мероприятий по профилактике ИСМП возлагается на руководителя медицинской организации.

9. Руководителем медицинской организации в целях выявления и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации устанавливаются:

перечень состояний и нозологических форм заболеваний ИСМП, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, на основе номенклатуры инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, утвержденной настоящим Приказом (приложение N 2 к настоящему Приказу), с учетом вида медицинской организации, профиля, условий и форм оказания медицинской помощи;

стандартные операционные процедуры по выявлению и регистрации случаев ИСМП, в том числе алгоритмы действий медицинских работников при выявлении случаев ИСМП, порядок передачи информации о выявлении и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации;

порядок представления руководителю медицинской организации информации об анализе заболеваемости ИСМП.

10. Информация о подозрении на случай ИСМП при выявлении незамедлительно подается медицинским работником структурного подразделения медицинской организации врачу-эпидемиологу, в эпидемиологический отдел, лицу, уполномоченному руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку).

11. На основании полученной информации о подозрении на случай ИСМП проводится эпидемиологическое расследование предполагаемого случая ИСМП, которое осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации.

12. Случай инфекционного заболевания определяется как ИСМП на основе совокупности клинико-анамнестических, лабораторных, инструментальных и эпидемиологических данных, по результатам эпидемиологического расследования с учетом критериев, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Порядка.

13. Информация о выявленных случаях ИСМП учитывается и анализируется в рамках мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности .

Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

О случае ИСМП передается экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

14. Анализ заболеваемости ИСМП в медицинской организации осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией на основе результатов эпидемиологического мониторинга, микробиологического мониторинга, мониторинга проведения инвазивных процедур, оценки факторов риска возникновения и распространения ИСМП в медицинской организации.

15. Оценка качества проведения мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется путем плановых и целевых (внеплановых) проверок медицинской организации в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности .

16. В целях повышения эффективности выявления и регистрации случаев ИСМП, а также улучшения качества профилактических мероприятий медицинские работники с высшим образованием и средним профессиональным образованием проходят обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам эпидемиологии и профилактики ИСМП со сроком обучения не реже 1 раза в 3 года не менее 36 часов.

Приложение
к Порядку проведения профилактических
мероприятий, выявления и регистрации
в медицинской организации случаев
возникновения инфекционных болезней,
связанных с оказанием медицинской
помощи, утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н

НОМЕНКЛАТУРА
ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ
В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Клинические (нозологические) группы инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами

Коды по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10)

A48.0; T79.3; T81.4; T82.6; T82.7; T83.5; T83.6; T84.5 - T84.7; T85.7; T87.4; T88.8; G04.2; G04.8; G04.9

Другие коды МКБ-10 нозологических форм в соответствии с областью хирургического вмешательства (J85; J86; K65; N98.0; O04.0; O04.5; O07.0; O08.0 и другие)

Инфекции, связанные с инфузией, трансфузией и лечебной инъекцией, иммунизацией, в том числе катетер-ассоциированные инфекции кровотока

G00; I80.8; J15.0 - J15.6; J15.8; J15.9; J16; J18; J20 - J22; L00; L01; L02; L03; L08.0; L08.8; L08.9; M86.0 - M86.2; M86.8; M86.9; P36; P38; P39; T80.2; T83.5

Нозологические формы инфекционных болезней, вызываемые патогенными микроорганизмами, и паразитарных болезней

Коды по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10)

Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 23.06.2015 № 440 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 6.

Министр Ж. Доскалиев

Утверждены приказом
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 12 ноября 2009 года № 705

Правила
расследования случаев инфекционных и паразитарных,
профессиональных заболеваний и отравлений населения

1. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок расследования случаев инфекционных и паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений населения.
2. Случаи инфекционных и паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений населения подлежат расследованию специалистами санитарно-эпидемиологической службы.

2. Требования к расследованию случаев инфекционных и
паразитарных заболеваний населения

3. Специалисты государственных органов санитарно-эпидемиологической службы в течение 7 календарных дней со дня поступления экстренного извещения должны проводить эпидемиологическое расследование случаев инфекционных и паразитарных заболеваний населения.
4. В случае предположения редких, ликвидированных на территории Республики Казахстан или вновь возникающих инфекционных и паразитарных заболеваний населения необходимо создание штаба, в состав которого включаются специалисты органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Центра санитарно-эпидемиологической экспертизы, при необходимости представители республиканской санитарно-эпидемиологической станции, научно-исследовательских институтов.
При штабе организуются следующие группы:
1) эпидемиологического расследования и анализа (врачи-эпидемиологи/паразитологи районного/городского, областного, республиканского уровней);
2) лабораторной диагностики (врачи-бактериологи/вирусологи, врачи-лаборанты районного/городского, областного, республиканского уровней);
3) выявления и лечения больных (врачи лечебной сети (инфекционисты, терапевты, педиатры, невропатологи, семейные врачи и другие специалисты);
4) санитарно-гигиенического надзора (специалисты по коммунальной гигиене, гигиене питания, детей и подростков, радиационной гигиене);
5) дезинфекции (врач-дезинфекционист, дезинструктор, дезинфекторы).
5. В ходе расследования врач-эпидемиолог (паразитолог) анализирует клиническую картину случаев инфекционных и паразитарных заболеваний населения, для чего знакомится с историями болезни, беседует с врачами, опрашивает больных и контактных, анализирует имеющиеся лабораторные данные. Наиболее важные симптомы и признаки описываются подробно (характеристика и максимальная кратность стула за 24 часа, температурная кривая и другие).
Совместно с сотрудниками лаборатории (бактериолог, вирусолог) необходимо оценить достоверность лабораторной диагностики по следующим критериям:
1) технической оснащенности лаборатории, своевременности поверки измерительных приборов;
2) соблюдению методик проведения микробиологических исследований;
3) качеству используемых сред, агглютинирующих сывороток, диагностикумов, тест-систем (сроки годности, соблюдение требований хранения, ростовые качества);
4) полноты и качества проведения внутрилабораторного контроля;
5) профессионального уровня работающего персонала лабораторий.
Для этиологической расшифровки диагноза необходимо исследовать материал от больных согласно действующим методическим документам. При необходимости исследования проводятся в лаборатории областного Центра санитарно-эпидемиологической экспертизы, выделенные патогенные культуры направляются на идентификацию в соответствующую референс-лабораторию.
Окончательный диагноз устанавливается на основании клинических и лабораторных данных, полученных при обследовании больных, эпидемиологического анамнеза и данных опроса больных.
6. При опросе больного и контактных лиц врач-эпидемиолог (паразитолог) выясняет следующее:
1) круг лиц со сходными симптомами заболевания, с которыми был контакт в течение инкубационного периода;
2) фамилия, имя, дата рождения, место жительства, контактные телефоны, место работы/учебы;
3) дата начала заболевания (для заболеваний с коротким инкубационным периодом – точное время начала заболевания), дата госпитализации, место госпитализации, основные признаки заболевания;
4) сведения о предполагаемых источниках, факторах и путях передачи инфекции;
5) дата последнего посещения организованного коллектива, выезда за пределы населенного пункта, области, страны.
7. В случае предположения карантинных и особо опасных заболеваний, а также групповых заболеваний необходимо организовать проведение подворных обходов.
В случае посещения больным организованного коллектива в течение инкубационного периода/заболевания необходимо организовать и провести обследование данного объекта и соответствующие санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предупреждению дальнейшего распространения заболевания. По результатам обследования данного объекта в день завершения проверки оформляется акт санитарно-эпидемиологического обследования.
Результаты эпидемиологического расследования заносятся в соответствующую карту эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания.

3. Порядок расследования случаев профессиональных
заболеваний и отравлений населения

8. Диагноз острого профессионального заболевания и отравления устанавливается организациями, оказывающими амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь гражданам, диагноз хронического профессионального заболевания (интоксикации) - центрами профессиональной патологии (далее - Центр) или клиниками профессиональных болезней.
9. В Центре должны создаваться постоянно действующие профильные экспертные профессиональные патологические (далее – профпатологические) комиссии. Общее количества членов экспертной профпатологической комиссии должно быть не менее 3 человек, председателем которой назначается врач-профпатолог, являющийся и специалистом по профилю заболеваний. Члены комиссии должны быть врачами-профпатологами или иметь сертификат специалиста.
10. Экспертная профпатологическая комиссия в течение 30 календарных дней рассматривает материалы по установлению диагноза профессионального заболевания и отравления при наличии следующих документов:
1) направления организации здравоохранения;
2) подробной выписки из медицинских карт (амбулаторная, стационарная) с данными предварительного и периодических медицинских осмотров, результатами лабораторных и функциональных исследований;
3) копии выписных эпикризов с места жительства;
4) санитарно-эпидемиологической характеристики условий труда;
5) документа, подтверждающего трудовую деятельность работника.
11. Экспертные профпатологические комиссии принимают следующие решения:
1) заболевание связано с воздействием профессиональных факторов, в том числе развитие его в позднем периоде;
2) заболевание не связано с воздействием профессиональных факторов;
3) наличие отдельных признаков воздействия вредных производственных факторов;
4) ухудшение течения (прогрессирование) профессионального заболевания;
5) стабилизация или регресс профессионального заболевания;
6) остаточные явления (отдаленные последствия) профессионального заболевания с указанием степени и выраженности, вплоть до снятия профессионального заболевания;
7) требуется повторный углубленный медицинский осмотр через (указываемый) срок с предоставлением дополнительных сведений (указываются);
8) нуждается в проведении углубленного медицинского осмотра и дополнительной консультации в условиях клиники профпатологии в рамках высокоспециализированной медицинской помощи с последующим повторным рассмотрением дела.
12. В заключении экспертной профпатологической комиссии, кроме диагноза, должны быть указаны последующая тактика лечебно-профилактических мероприятий, решение вопросов диспансеризации, а также медицинской реабилитации. Заключение выдается больному на руки или его представителю по доверенности.
13. В случае сложности определения генеза заболевания и для решения конфликтных вопросов материалы в течение 10 календарных дней направляются на рассмотрение Республиканской экспертной профпатологической конфликтной комиссии.
14. Основным документом, который используется при установлении диагноза профессионального заболевания (связь его с выполняемой работой или профессией) является Перечень профессиональных заболеваний и отравлений (приложение к настоящим Правилам).
15. При постановке диагноза профессионального заболевания и отравления должны учитываться особенности клинической формы заболевания, характер действующего этиологического фактора и выполняемой работы, санитарно-эпидемиологические условия производственной среды и трудового процесса, стаж работы во вредных и опасных условиях труда. Если исследования производственной среды не производились, это не является препятствием к установлению диагноза профессионального заболевания и отравления, так как при этом необходимо учитывать данные научной литературы, моделирования, а также экстраполирования сходных производственных условий.
16. В случае, если имеет место многофакторность причин заболевания и в их числе имеется профессиональный фактор, то заболевание должно считаться профессиональным.
17. Для решения сложных вопросов экспертизы и разбора конфликтных случаев при установлении диагноза профессионального заболевания и отравления (определение связи заболевания с профессией) уполномоченным органом создается постоянно действующая Республиканская экспертная профпатологическая конфликтная комиссия.
18. Республиканская экспертная профпатологическая конфликтная комиссия в течение 30 календарных дней со дня регистрации рассматривает следующие документы:
1) направление (письмо, жалоба и другие обращения в Республиканскую экспертную профпатологическую конфликтную комиссию);
2) решение экспертной профпатологической комиссии Центра профпатологии по рассмотрению сложного, конфликтного случая;
3) историю болезни стационарного больного;
4) подлинник амбулаторной карты с места жительства;
5) выписные эпикризы с места жительства;
6) данные предварительного и периодических медицинских осмотров;
7) санитарно-эпидемиологическую характеристику условий труда;
8) документ, подтверждающий трудовую деятельность работника;
9) дополнительные документы, полученные по запросу.
19. Республиканская экспертная профпатологическая конфликтная комиссия выносит следующие решения:
1) заболевание связано с воздействием профессиональных факторов, в том числе развитие его в позднем периоде;
2) заболевание не связано с воздействием профессиональных факторов;
3) остаточные явления (отдаленные последствия) профессионального заболевания вплоть до снятия профессионального заболевания;
4) требуется повторное рассмотрение после предоставления дополнительных сведений в указанные комиссией сроки;
5) нуждается в проведении углубленного обследования и дополнительной консультации в условиях клиники профессиональной патологии в рамках высокоспециализированной медицинской помощи с последующим повторным рассмотрением дела в указанный комиссией срок.
20. Заключение Республиканской экспертной профпатологической конфликтной комиссии, с указанием рекомендаций по медицинской реабилитации, выдается больному на руки или его представителю по доверенности.
21. Расследованию подлежит каждый случай острого профессионального заболевания (отравления).
22. В процессе расследования должны:
1) выясняться обстоятельства и причины возникновения профессионального заболевания (отравления);
2) проводиться обследование рабочего места (рабочей зоны, производственного участка, цеха), где возникло заболевание;
3) при необходимости организовываться проведение лабораторных и инструментальных исследований вредных производственных факторов;
4) оцениваться санитарно-эпидемиологические условия труда работающего;
5) изучаться акты санитарно-эпидемиологических обследований организации, результаты лабораторных исследований, аттестации рабочих мест;
6) материалы предварительных и периодических медицинских осмотров; сведения о выполнении плана по улучшению условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий.
23. Расследование случаев профессиональных заболеваний и отравлений у лиц, направляемых для работы за пределами постоянного места работы (учебы) должно проводиться государственным органом санитарно-эпидемиологической службы, который контролирует объект, где произошло профессиональное заболевание (отравление).
24. Диспансерное наблюдение за больным с профессиональным заболеванием в таких случаях должны вести медицинские организации по принадлежности.
25. Организации, которым адресован запрос, должны в месячный срок предоставить копии затребованных документов, необходимых для расследования.

Приложение
к Правилам расследования случаев
инфекционных и паразитарных,
профессиональных заболеваний
и отравлений населения

Перечень
профессиональных заболеваний и отравлений

Наименование болезней в
соответствии с
классификацией
Международной
классификации болезней
Всемирной организации
Здравоохранения Х
пересмотра
(далее - МКБ 10:)

Опасные вредные вещества
и производственные
факторы, воздействие
которых может приводить к
возникновению
профессиональных
заболеваний

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 ноября 2021 года N 1108н

1. Порядок проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, согласно приложению N 1.

2. Номенклатуру инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, согласно приложению N 2.

в Министерстве юстиции

30 декабря 2021 года,

регистрационный N 66772

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 года N 1108н

Порядок проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи

1. Инфекционное заболевание пациента является инфекцией (инфекционной болезнью), связанной с оказанием медицинской помощи (далее - ИСМП), в случае соответствия следующим критериям:

1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;

2) возникло у пациента в результате его поступления в медицинскую организацию или обращения за оказанием медицинской помощи вне зависимости от времени появления симптомов заболевания;

3) связано с оказанием медицинской помощи;

4) отсутствовало у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания, кроме случаев инфекций (инфекционных болезней), связанных с предшествующей госпитализацией или предшествующим обращением за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию;

5) не является закономерным продолжением патологического процесса, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи;

6) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи.

2. Инфекционное заболевание работника медицинской организации является ИСМП в случае соответствия следующим критериям:

1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;

2) возникло у работника медицинской организации при выполнении трудовых обязанностей в результате профессиональной деятельности;

3) связано с оказанием медицинской помощи;

4) не выявлено у работника при поступлении на работу в данную медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания;

5) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у работника до начала работы.

Расследование и учет профессиональных заболеваний работников медицинской организации проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. В медицинской организации осуществляется разработка и проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и снижение распространения ИСМП в медицинских организациях (далее - мероприятия по профилактике ИСМП), проведение противоэпидемических мероприятий, выявление случаев ИСМП, проведение эпидемиологического расследования каждого предполагаемого случая ИСМП и регистрация выявленных случаев ИСМП, определение причин и условий возникновения случаев ИСМП, анализ заболеваемости ИСМП.

4. Профилактика ИСМП включает следующие мероприятия:

снижение риска заноса возбудителя инфекционных болезней в медицинскую организацию и предотвращение возникновения условий для формирования внутрибольничных штаммов микроорганизмов, а также штаммов, обладающих устойчивостью к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;

обеспечение эпидемиологической безопасности внешней среды медицинской организации;

предотвращение распространения (выноса) инфекционного заболевания за пределы медицинской организации;

обеспечение соответствия медицинской организации санитарно-эпидемиологическим требованиям к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также условиям деятельности медицинской организации;

проведение оценки риска возникновения случаев ИСМП у пациента и принятие мер по его минимизации;

проведение лечебно-диагностических мероприятий для выявления и лечения пациентов с ИСМП;

обеспечение пребывания пациента в условиях изоляции (при необходимости) и оказания ему медицинской помощи;

проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекционного заболевания;

проведение микробиологического мониторинга циркулирующих микроорганизмов с определением резистентности к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;

проведение противоэпидемических мероприятий в отношении контактных лиц;

проведение микробиологических исследований биологического материала пациентов, медицинских работников (включая случаи подозрения и (или) возникновения ИСМП) и объектов внешней среды медицинской организации;

проведение дезинфекционных, стерилизационных мероприятий в медицинской организации;

обеспечение эпидемиологической безопасности медицинских технологий, применяемых в медицинской организации, в том числе соблюдение технологий проведения инвазивных вмешательств;

соблюдение правил гигиены рук в медицинской организации, наличие оборудованных мест для мытья и обработки рук;

предупреждение случаев ИСМП у работников медицинских организаций;

рациональное применение противомикробных лекарственных препаратов, химических и (или) биологических средств для профилактики и лечения заболеваний и (или) состояний.

5. Организация мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией по профилактике ИСМП (далее - Комиссия).

6. Проведение мероприятий по профилактике ИСМП и обеспечению эпидемиологической безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими и иными работниками медицинской организации в рамках исполнения должностных обязанностей.

7. Для контроля за проведением мероприятий и координации действий медицинских и иных работников медицинской организации по профилактике ИСМП в медицинской организации создается Комиссия, которая осуществляет следующие функции:

проводит анализ заболеваемости ИСМП, анализ потенциального и реализованного риска ИСМП и формирует рекомендации по профилактике ИСМП в медицинской организации;

оценку качества, полноты и своевременности профилактических и противоэпидемических мероприятий;

проводит оценку причин и условий возникновения единичного или групповых случаев ИСМП;

осуществляет формирование комплекса необходимых мер для ликвидации эпидемической ситуации и предотвращения возникновения случаев ИСМП;

Приказ Министерства здравоохранения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 октября 2013 г. N 726н/740
"Об оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней"

С изменениями и дополнениями от:

10 ноября 2016 г.

В целях оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней, принятия своевременных мер по предотвращению распространения инфекций приказываем:

1. Обеспечить обмен информацией об инфекционных и паразитарных болезнях по оперативным данным.

2. Подготовить документы Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам совершенствования системы учета инфекционных и паразитарных болезней и по утверждению форм статистического учета и отчетности инфекционных и паразитарных болезней в срок до апреля 2014 года.

3. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти в области охраны здоровья граждан субъектов Российской Федерации:

3.1. Организовать передачу информации о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни, при установлении диагноза инфекционных и паразитарных болезней, об изменении диагноза инфекционных и паразитарных болезней медицинскими работниками медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы в управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и организации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: по телефону - в течение 2 часов, в письменной форме (экстренное извещение) - в течение 12 часов после установления предварительного диагноза.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 в подпункт 3.2 внесены изменения

3.3. Обеспечить полноту сбора эпидемиологического анамнеза, проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни и внесение данных в экстренное извещение установленной формы.

3.4. Принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в медицинских организациях.

3.5. Обеспечить персональную ответственность должностных лиц медицинских организаций при проведении противоэпидемических мероприятий: медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, при назначении и соблюдении схем постэкспозиционной (экстренной) профилактики, по соблюдению правил выписки инфекционных больных из стационара и проведению диспансерного наблюдения.

3.6. Обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в медицинских организациях.

3.7. При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор.

3.8. Совместно с руководителями управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации организовать систематическое обучение специалистов медицинских организаций по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней, порядка проведения медицинского осмотра и наблюдения в эпидемических очагах, правил выписки больных из стационаров.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 пункт 3 дополнен подпунктом 3.9

3.9. Обеспечить в течение 24 часов представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации предварительной информации о потребности в иммунобиологических и иных лекарственных препаратах для локализации (ликвидации) очага инфекционных и паразитарных болезней, уточненной информации - в течение 72 часов.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 приказ дополнен пунктом 4

4. При получении информации о случаях инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.12, 1.13 и пунктом 3 перечня инфекционных и паразитарных болезней, приведенным в приложении к настоящему приказу, Министерство здравоохранения Российской Федерации обеспечивает информирование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по телефону - приемную руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в течение 2 часов после получения указанной информации, в дальнейшем - в ежедневном режиме информацию:

о динамике числа обратившихся за медицинской помощью с предполагаемым диагнозом инфекционных и паразитарных болезней по подпунктам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.12, 1.13 и пункта 3 перечня инфекционных и паразитарных болезней, приведенным в приложении к настоящему приказу;

об организации профилактических мероприятий (включая иммунизацию и иную специфическую профилактику).

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 нумерация пункта изменена

5. Руководителям управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, железнодорожному транспорту:

5.1. При получении информации о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни организовывать проведение эпидемиологического расследования и комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

5.2. В соответствии с установленным порядком информировать Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера.

5.3. В рамках эпидемиологического расследования обеспечить взаимодействие с заинтересованными органами государственной власти.

5.4. Взять на контроль санитарное состояние медицинских организаций, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями.

5.5. Принять участие в плановой подготовке специалистов медицинских организаций по вопросам проведения медицинского наблюдения, постэкспозиционной (экстренной) профилактики в эпидемических очагах, правил выписки инфекционных больных из стационаров, организации диспансерного наблюдения.

5.6. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательных диагнозов в эпидемических очагах.

ГАРАНТ:

Нумерация пункта приводится в соответствии с изменяющим документом

5. Рекомендовать главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, на железнодорожном транспорте:

5.1. Обеспечить своевременное предоставление информации о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни, при установлении диагноза инфекционных и паразитарных болезней, об изменении диагноза инфекционных и паразитарных болезней в управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.

5.2. Организовать прием информации по телефонной связи о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни с определением ответственных лиц в круглосуточном режиме.

5.3. Обеспечить деятельность лабораторий по своевременной индикации инфекционных и паразитарных болезней при формировании эпидемических очагов в соответствии с нормативными правовыми актами.

5.4. Своевременно принимать меры по дооснащению лабораторий современным оборудованием и внедрением новых методов исследования с целью повышения качества работы в эпидемическом очаге.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 приказ дополнен пунктом 6

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивает информирование Министерства здравоохранения Российской Федерации:

6.1. При получении информации о случаях инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.12, 1.13 и пунктом 3 перечня инфекционных и паразитарных болезней, приведенным в приложении к настоящему приказу, по телефону - приемную Министра здравоохранения Российской Федерации в течение 2 часов после получения указанной информации, в дальнейшем - в ежедневном режиме информацию о результатах лабораторных исследований по выявлению возбудителей инфекционного заболевания в исследуемых биологических средах человека по завершении исследований.

6.2. По окончании эпидемиологического расследования случаев инфекционных и паразитарных болезней, указанных в подпункте 6.1, не позднее чем через 10 дней после завершения эпидемиологического расследования о результатах проведения эпидемиологического расследования.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 нумерация пункта изменена

7. Управлению эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить направление в Министерство здравоохранения Российской Федерации: ежемесячно - форм федерального государственного статистического наблюдения "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" и "Сведения о профилактических прививках" (формы федерального государственного статистического наблюдения N 1 и N 5) и ежегодно - форм федерального государственного статистического наблюдения "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" и "Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний" (формы федерального государственного статистического наблюдения N 2 и N 6).

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 приказ дополнен пунктом 7

ГАРАНТ:

Нумерация пункта приводится в соответствии с изменяющим документом

7. Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить информирование Правительства Российской Федерации в течение 2 часов после получения информации о случаях инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.12, 1.13. и пунктом 3 перечня инфекционных и паразитарных болезней, приведенным в приложении к настоящему приказу, в дальнейшем - в ежедневном режиме до локализации очага инфекционного и паразитарного заболевания.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 нумерация пункта изменена

8. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину и на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна.

Министр здравоохранения Российской Федерации

Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека

Перечислены меры оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней.

Предполагается наладить обмен сведениями по оперативным данным. До апреля 2014 г. необходимо подготовить документы Минздрава России по вопросам совершенствования системы учета болезней и по утверждению статформ.

Дан ряд рекомендаций региональным органам исполнительной власти в области охраны здоровья граждан. Так, следует организовать передачу в управления и учреждения Роспотребнадзора информации о подозрениях на инфекционные и паразитарные болезни, об установлении и изменении диагноза. По телефону сведения нужно сообщить в течение 2 часов, письменно - в течение 12 часов. До Минздрава России данные доводятся, если выявлено определенное количество случаев (указано в приложении по каждому виду заболевания). Рекомендуется принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в медорганизациях. Следует обеспечить персональную ответственность должностных лиц последних при проведении противоэпидемических мероприятий.

При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней необходимо использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, занимающихся эпидемиологическим надзором.

Приказ Министерства здравоохранения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 октября 2013 г. N 726н/740 "Об оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней"

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 27 декабря 2013 г. N 294

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Рост числа очагов обусловлен в первую очередь неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями в Российской Федерации, сложившейся в 2010 году.

В связи с реализацией Роспотребнадзором новой законодательной базы государства по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество надзорных мероприятий, запланированных на 2010 год. При этом 73,3% эпидемических очагов возникли в учреждениях (на предприятиях), плановые мероприятия по надзору в отношении которых проводились более 2-х лет назад или не проводились вообще в связи с недавним открытием.

Оперативное реагирование на внезапный рост биологических опасностей на отдельных территориях, а также работа по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний является одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора по обеспечению биологической безопасности Российской Федерации.

В целях оптимизации учета и анализа эпидемических очагов, возникающих на территории Российской Федерации, издано постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 "О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера" (далее Постановление), а также введена доработанная учетная форма ведомственного статистического наблюдения 23-09 "Сведения о вспышках инфекционных и паразитарных болезней" (далее ф. 23-09). В указанных документах значительно расширен спектр нозологии, что позволяет упорядочить регистрацию возникающих очагов и проводить их полноценный ретроспективный анализ.

С принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" повышаются требования к проведению проверок с целью установления причинно-следственной связи формирования эпидемического очага (эпидемиологическое расследование): грамотное оформление документов, четкая формулировка эпидемиологического диагноза, основанного на объективной доказательной базе с учетом результатов лабораторных исследований и эпидемиологического анализа.

Повышаются требования к проведению лабораторных исследований в очаге инфекционной (паразитарной) болезни, которые должны быть оформлены и выполнены строго в соответствии с действующими нормативными методическими документами. Широкое внедрение новых современных методов исследования в лабораторной сети Роспотребнадзора позволили в течение последних 3-х лет в целом уменьшить число нерасшифрованных средних и крупных эпидемических очагов с 14% в 2007 году до 7% в 2009 году. Принимаются активные меры по дооснащению лабораторий центров гигиены и эпидемиологии современным оборудованием для иммуноферментного и молекулярно-генетического анализов. Так, в настоящее время 85 лабораторий ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации" и 23 филиала центров имеют оборудование для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР) по конечной точке и в "реальном времени".

Анализ организации противоэпидемической работы показал, что часто существующие отчетные документы по работе в очагах не отражают в полном объеме возникшую ситуацию, что не позволяет четко определить причинно-следственную связь формирования эпидемического неблагополучия. При этом, при возбуждении уголовных дел по материалам эпидемиологического расследования очагов инфекционных и паразитарных болезней, возникает необходимость в назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы, что приводит к более длительному рассмотрению дел и откладывает принятие решений по наказанию виновных лиц.

1. Утвердить форму акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи (далее - Акт) (Приложение).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

2.1. Проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в случае регистрации очагов инфекционных и паразитарных болезней на курируемой территории с участием заинтересованных ведомств с целью координации взаимодействия в ходе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.2. По ликвидации чрезвычайной ситуации в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера (эпидемического очага) проводить заседание санитарно-противоэпидемической комиссии для заслушивания Акта и оценки действий органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств.

3. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

3.1. Принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в лечебно-профилактических учреждениях.

3.2. Обеспечить качественный сбор эпидемиологического анамнеза у больных инфекционными и паразитарными болезнями.

3.3. Обеспечить своевременную передачу информации о регистрации случаев инфекционных и паразитарных болезней в территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.4. В ходе проведения противоэпидемических мероприятий повысить ответственность должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, при назначении и соблюдении схем постэкспозиционной (экстренной) профилактики, по соблюдению правил выписки инфекционных больных из стационара и проведению диспансерного наблюдения.

3.5. Обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в инфекционных стационарах, принять меры по соблюдению в них требований нормативных методических документов.

3.6. При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней рекомендовать использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор.

3.7. Совместно с руководителями Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней, порядке проведения медицинского осмотра и наблюдения в эпидемических очагах, правилам выписки больных из стационаров.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

4.1. Обеспечить качество проведения эпидемиологических расследований с установлением причинно-следственной связи в очагах инфекционных и паразитарных болезней.

4.2. Взять на контроль дооснащение лабораторий ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации современным оборудованием, обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.

4.4. Акт представлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в органы прокуратуры и руководителю учреждения (организации), в связи с действиями которого произошло формирование эпидемического очага. В случае регистрации эпидемического очага на территории населенного пункта при невозможности установить причинно-следственную связь с конкретным учреждением (организацией) Акт представляется в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4.5. В рамках эпидемиологического расследования обеспечить взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти и ведомствами.

4.6. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями.

4.7. Принять участие в плановой подготовке специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам проведения медицинского наблюдения, постэкспозиционной (экстренной) профилактики в эпидемических очагах, правилам выписки инфекционных больных из стационаров, организации диспансерного наблюдения.

4.8. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательных диагнозов в эпидемических очагах.

5. Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации:

5.1. Обеспечить соблюдение требований нормативных методических документов по организации работы лабораторий, в том числе требований по биологической безопасности.

5.2. Своевременно принимать меры по дооснащению лабораторий современным оборудованием и внедрением новых методов исследования с целью повышения качества работы в эпидемическом очаге.

5.3. Обеспечить отбор проб для лабораторных исследований, документальное оформление результатов анализов и экспертизы в соответствии с требованиями нормативных методических документов.

5.4. Принять меры по обучению специалистов современным методам лабораторных исследований с целью обеспечения индикации и идентификации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Регистрационный N 19040

В 2009-2010 гг. в России появилась тенденция к увеличению общего числа эпидемических очагов.

Рост числа очагов обусловлен неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями.

В связи с реализацией новой законодательной базы по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество надзорных мероприятий. При этом 73,3% эпидемических очагов возникли в учреждениях, плановые проверки в отношении которых проводились более 2 лет назад или не осуществлялись вообще в связи с недавним открытием.

Анализ организации противоэпидемической работы показал, что часто отчетные документы не отражают в полном объеме возникшую ситуацию. Это не позволяет четко определить причинно-следственную связь. При возбуждении уголовных дел по материалам эпидемиологического расследования возникает необходимость экспертизы. Это приводит к более длительному рассмотрению дел.

В связи с этим региональным властям рекомендовано проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий с участием заинтересованных ведомств.

Органам здравоохранения следует внедрять современные методы лабораторной диагностики, использовать практику врачебных консилиумов. Необходимо организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней и др.

Кроме того, необходимо повысить качество проводимых эпидемиологических расследований.

Утверждена форма акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 октября 2010 г. N 133 "Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи"

3регистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2010 г.

Регистрационный N 19040

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 1 декабря 2010 г. N 271

Читайте также: