Правовые аспекты и деонтология при вич спид работа с родственниками

Обновлено: 28.03.2024

Различныеисследования в области ВИЧ и СПИДа сопряжены с многочисленными этическими проблемами. Главными из них являются соображения конфиденциальности и справедливости (справедливого распределения благ и рисков исследования), специфика информации и процесса получения информированного согласия и процедура проведения заседаний Комитета по Этике. Испытуемые, участвующие в ВИЧ-исследовании, ВИЧ-инфицированные лица и лица с риском ВИЧ-инфекции особенно уязвимы как из-за статуса их болезни, так и в силу того обстоятельства, что заболевание в основном поражает определённые группы населения: мужчин-гомосексуалистов, наркоманов, использующих шприцы, национальные меньшинства и т.д.

Наиболее важным аспектом этической экспертизы ВИЧ-исследования Комитетом по Этике должен считать его конфиденциальность. Испытуемые, участвующие в исследованиях, связанных с ВИЧ, естественным образом беспокоятся о конфиденциальности получаемых сведений, поскольку нарушение конфиденциальности может привести к серьёзным негативным последствиям (потеря работы, проблемы в окружении, уголовное дело).

Этические нормы гласят: там, где идентифицирующие признаки не требуются формой проведения исследования, они не должны включаться в записи. Если они включаются в записи, то должны быть по возможности изолированы от остальных данных и храниться в надёжном месте, причём восстановление их связи с данными исследованиями, возможно только в случае необходимости для проведения контроля исследования. Списки лиц, отказавшихся от участия в исследовании, не подлежат сохранению. Участникам исследования должны быть даны чёткие и правдивые объяснения о порядке хранения и использования, касающейся их персональной информации.

Информация о пациенте не должна раскрываться без согласия испытуемого. В Протоколе исследования должно быть чётко указано, кто имеет право знакомиться с записями идентифицирующих признаков в рамках проекта и вне этих рамок. Прежде чем дать согласие на участие в ВИЧ-исследовании, испытуемые должны получить точную информацию, что именно будет записываться и имеются ли в существующем законодательстве требования извещать о случаях ВИЧ-инфекции или другим образом раскрывать эту информацию. Протокол исследований также должен учитывать возможность попыток принудительного раскрытия записей в установленном законом порядке. В Протоколе должно быть указано, как конкретно отвечать на запросы третьих сторон, имеющих доверенности от испытуемых на раскрытие информации.

Полезным может служить опыт стран Европы и США, где служба общественного здравоохранения выработала практику выдачи справок в местный и национальный отделы здравоохранения о конфиденциальности проектов по ряду заболеваний, по которым установлена обязательная отчётность. Эта практика применяется к тем проектам, где в формальном порядке требуется определить, требует ли характер заболевания, входящий в сферу исследования, обязательной отчётности, а также к проектам, попадающим под действие государственного закона, требующего обязательного контроля и отчётности. В этих случаях справки выдаются: когда лечащие врачи гарантируют, что проект удовлетворяет требованиям отчётности; когда исследователь договорился с отделом здравоохранения о порядке решения требований по отчётности (за исключением случаев, когда исследователь сможет показать, почему такая договорённость невозможна); и когда порядок раскрытия идентифицирующей информации об испытуемых соответствует правовым нормам защиты испытуемых и когда этот порядок чётко объяснён испытуемым до начала испытаний.

Принцип добровольного информированного согласия, являющийся аксиомой для всех видов биомедицинских исследований с участием человека, равным образом действует и в отношении исследований в области ВИЧ/СПИДа. Специальными обстоятельствами является необходимость учёта всего комплекса проблем, связанных со спецификой контингента участников. Информация, предоставляемая потенциальному участнику исследования в области ВИЧ/СПИДа должна учитывать социальную уязвимость контингента (возможность факторов страха, давления и других элементов непрямого влияния на принятие решения), стадию процесса (например, тот факт, что при осложнениях, связанных с поздними стадиями СПИДа может развиться слабоумие, ограничивающее способность испытуемых к принятию осознанных решений и требующих соблюдения условий получения согласия, предусмотренных для данной категории уязвимых контингентов).




Особого внимания в исследованиях в области ВИЧ/СПИДа имеет соблюдение этического принципа баланса пользы/риска и их справедливого распределения среди участников исследования. Исследование вакцин и различного вида лечебных средств ставит трудные вопросы об уровне приемлемого для испытуемых риска в условиях отсутствия эффективной терапии и неизбежности на современном этапе развитии медицины фатального исхода заболевания.

"Спидофобия" и требования медицинской этики по отношению к больным с синдромом приобретённого иммунодефицита (СПИД). Психологические аспекты СПИД и уважение автономии пациента в тестировании на вирус иммунодефицита человека. Моральные обязательства врача.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.05.2017
Размер файла 36,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет

Реферат на тему:

Студентка 6 гр. 3м/с

СПИД и его общественный резонанс

Негативное отношение к зараженным ВИЧ, однако, не исчезло быстро. Общество выражало его разными способами - это и оскорбления, обвинения, призывы к отказу в помощи. Доходило даже до применения физической силы.

Серьезные этические проблемы возникают также в связи с поведением отдельных личностей и социальных групп в рамках этой эпидемии. Люди, больные СПИДом, обладают правами, но у них есть и обязанности. Первая из них - не способствовать сознательно распространению эпидемии. Конкретно это означает, что они должны ставить своих сексуальных партнеров в известность о заболевании и не подвергать их риску. Но эти принципы распространены отнюдь не повсеместно. Как можно способствовать утверждению этих жизненно важных для всей цивилизации принципов - вопрос к специалистам, в том числе по биоэтике, очевидно пока одно - чем более мы отдаляемся от проблем больных СПИДом, тем меньше шансов разрешить эти проблемы.

Без всякого сомнения, можно утверждать, что СПИД - величайшая трагедия человечества. Следствием ее стали не только массовое ВИЧ-инфицирование, но и появление в широких масштабах таких явлений как паника, общественная истерия и спидофобия.

Третьим моментом является то, что этиология СПИДа часто связана с интимными сторонами жизни людей, с человеческой сексуальностью, а также с формами девиантного поведения, такими как злоупотребление наркотиками. Это приводит к тому, что факт ВИЧ-инфицированности является в общественном сознании чем-то стыдным, тем, что почти наверняка вызывает подозрения, а то и осуждение вместо сочувствия, обвинения вместо поддержки. Поэтому трудно сказать, что для ВИЧ-инфицированных страшнее: страх собственно неизлечимого заболевания с высокой вероятность смерти или страх перед дискриминацией и стигматизацией, социальным остракизмом.

Уместно, видимо, в связи с обсуждаемой проблемой сравнить СПИД с другими заболеваниями. Например, диагноз рака воспринимается массовым сознанием и отдельным человеком как смертный приговор, что ведет к очень тяжелым психологическим переживаниям. Психическое заболевание также часто самим фактов возникновения стигматизирует человека, отдаляет его от других людей, что сопровождается дополнительным стрессом для заболевшего и тяжело переносится. Больные СПИДом, как правило, испытывают и то и другое: сознание неизлечимости, обреченности на смерть усугубляется эмоциональной изоляцией, страхом, настороженным или враждебным отношением к ним со стороны общества.

Кроме того, если мы всерьез хотим остановить эпидемию, нужно хорошо знать историю ее развития и представлять себе тех, у кого есть личный опыт жизни с вирусом. Такой опыт будет полезен и тем, кто, возможно, заразится в ближайшем будущем, и специалистам, оказывающим помощь инфицированным ВИЧ, предотвращающим дальнейшее его распространение. Кто же такие ВИЧ-инфицированные и как общество на разных этапах эпидемии относилось к ним?

С точки зрения социально-психологических исследований проблемы СПИДа, нужно подчеркнуть следующий момент: когда человек узнаёт, что инфицирован ВИЧ, он сталкивается со многими предубеждениями, существующими в обществе. До сих пор распространено мнение, что СПИД - постыдное заболевание, свидетельствующее об испорченности, аморальности больного. Нередко также бытует мнение, что вирус все-таки передается через белье, слюну или укусы комаров? Самые преданные друзья и супруги могут отвернуться и предпочесть бегство мифической неизбежной угрозе заражения при бытовом контакте.

Тестирование на ВИЧ и уважение автономии пациента

Возможность пройти тест на наличие антител к ВИЧ должна предоставляться каждому. В современном обществе тестирование может быть добровольным и обязательным. При добровольном анонимном тестировании пациент регистрируется под номером; при этом допустимо указание демографической информации (возраст, пол), но в документы не заносятся ни фамилия, ни адрес обследуемого. При добровольном конфиденциальном тестировании сведения о личности пациента отражаются в его медицинских документах, однако пациенту должны быть предоставлены гарантии неразглашения информации.

ВИЧ-СПИД как ятрогения

В медицинских учреждениях передача ВИЧ-инфекции может произойти от больного к больному, от больного - к медработнику и от медработника - к больному. По степени концентрации вируса из биологических жидкостей на первом месте находится кровь. В некоторых странах 25-50% зараженных получили ВИЧ при переливании крови. В России, по данным на 1995 г., этот путь инфицирования имел место в 1% всех случаев заражения ВИЧ. Опасность передачи ВИЧ при переливании крови и ее компонентов была доказана в США еще в 1982 г., а с 1983 г. здесь уже стали применять методы стерилизации компонентов и препаратов крови, при которой ВИЧ и все другие вирусы погибали. С 1985 г. в некоторых странах начали проводить скрининг донорской крови на ВИЧ, что резко снизило опасность передачи ВИЧ-инфекции при переливании крови. В нашей стране такой скрининг донорской крови проводится с 1986 г.

Некоторое снижение риска передачи ВИЧ-инфекции с донорской кровью произойдет тогда, когда донорская служба в нашей стране откажется от использования послеабортной и плацентарной крови. При использовании двух последних источников заготовки крови отсутствует фактор личной ответственности человека, выступающего в роли донора. В самом деле, донор, сдающий кровь на основе добровольного осознанного согласия, сам оценивает, случалось ли с ним что-либо, несущее в себе опасность инфицирования ВИЧ. Моральным долгом медработников донорской службы является консультирование доноров с целью актуализации фактора личной ответственности.

Наиболее известен случай массового (около 1000 человек) заражения ВИЧ через переливание донорской крови, имевший место во Франции в середине 80-х годов. В первой половине 80-х годов, когда во многих других странах уже началось распространение ВИЧ-инфекции (прежде всего в маргинальных социальных группах), во Франции четвертая часть всей донорской крови собиралась в тюрьмах. Первой причиной столь масштабной ятрогении эксперты впоследствии признали то, что оборудование, условия сбора и хранения крови, а также квалификация медиков здесь были значительно ниже, чем в обычных клиниках.

На 1985 г. в Японии 52% ВИЧ-инфицированных (из общего числа 3,5 тыс.) были заражены при переливании крови. Большое количество ятрогенных заражений ВИЧ наблюдалось в Румынии, где пострадало более 3 тысяч детей.

Профессиональный риск медицинских работников

Точный диагноз профессионального заражения СПИДом медицинских работников представляет собой нелегкую задачу. Не все микротравмы, получаемые ими в процессе работы, регистрируются. В контексте медицинской этики не менее важно и то, что некоторые авторы весьма скептически относятся к слишком уж малому общему числу профессиональных заражений медиков. Они считают, что немало врачей и других медицинских работников, попадающих в ситуации, чреватые заражением ВИЧ, сознательно официально не регистрируют такие случаи, а в дальнейшем некоторые из них скрывают свою ВИЧ-инфицированность, чтобы избежать возможных осложнений и прежде всего - потери работы.

Проблема профессионального заражения ВИЧ медицинских работников включает в себя не только оценку возникающей реальной опасности для их здоровья и жизни, но и меры по сведению опасности к минимуму и, наконец, собственно моральные аспекты - отношение к риску самих медиков, их пациентов и общества в целом.

Меры по снижению риска профессионального заражения, в свою очередь, имеют медико-технический и социально-организационный аспекты. В медицинских учреждениях должна быть разработана и применена система мониторинга, регистрации случаев возможного и действительного заражения ВИЧ медперсонала. Кроме того, каждый врач должен - и это его профессиональный и моральный долг - как можно больше знать о ВИЧ-инфекции и СПИДе; это знание может способствовать также и снижению уровня страха как перед возможностью заразиться, так и перед самой болезнью, о необходимости чего уже говорилось.

Если инфицированный врач или медсестра остается на клинической работе, предполагающей необходимость производить инвазивные вмешательства, то возникает проблема: нужно ли сообщать о факте их инфицированности пациентам, которым они проводят такие вмешательства? В современной литературе описаны различные варианты ответа на этот вопрос. Так, один американский врач-окулист информировал своих пациентов о своей инфицированности, предоставляя им свободу выбора - лечиться у него или обратиться за помощью к другому врачу. Еще одна коллизия возникает тогда, когда, например, продолжающий клиническую практику ВИЧ-инфицированный медработник допускает неосторожность, например проникновение своей крови в кровь или на слизистую оболочку пациента. В таком случае его и профессиональным, и моральным долгом будет обязательное информирование пациента и, разумеется, оказание ему необходимой помощи.

вирус синдром иммунодефицит пациент

Профилактика ВИЧ-инфицирования: этические проблемы

Важны также системы, как профилактики наркотической зависимости, так и реабилитации при ее наличии. Во многих странах для лечения зависимых от опиатов людей используются метадон, бупренорфин, орлаам. Начиная с 1963 году метадона гидрохлорид назначается для стабилизации соматического состояния потребителей героина. Сегодня уже накоплен солидный опыт, свидетельствующий, что поддерживающая метадоновая терапия - наиболее доступный метод, позволяющий снизить как уровень инъекционного употребления наркотиков, так и риск заражения ВИЧ. В частности, два когортных исследования, проведенных в Филадельфии (выборка - 255 героиновых наркоманов), выявили, что спустя 3 года случаи инфицирования ВИЧ среди тех, кто не получал метадон, почти удвоились. У участников программы заместительной терапии они возросли лишь на 5 процентов (причем, только за счет прекративших лечение). Метадоновая терапия помогает также ограничить опасную практику совместного использования шприцев. Однако в нашей стране метадоновая терапия запрещена.

Права людей с ВИЧ-СПИД

Литература

1. Основы биоэтики и биобезопастности. Под редакцией д. мед. н., доцента О.И. Осокиной, д. мед. н., профессора В.А. Абрамова

Правовые документы

Подобные документы

ВИЧ как вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание — ВИЧ-инфекцию, последняя стадия которой известна как синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД). Пути заражения и профилактики данного заболевания, история всемирного дня борьбы с ним.

презентация [1,1 M], добавлен 11.04.2012

Удручающая статистика неуклонного роста числа ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. История возникновения синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа). Вирус иммунодефицита человека, его происхождение, стадии развития болезни и способы передачи.

реферат [24,6 K], добавлен 17.05.2009

Основные причины заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) у детей. Теория происхождения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), особенности его строения. Методы лечения и профилактики. Жизненный цикл ВИЧ, пути инфицирования детей.

презентация [2,1 M], добавлен 22.12.2015

Инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Терминальная стадия заболевания - синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД). История открытия вируса, его морфология, пути передачи. Основные фазы течения ВИЧ.

презентация [9,2 M], добавлен 09.03.2012

Общее понятие о синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД) и вирусе иммунодефицита человека (ВИЧ). Пути передачи ВИЧ, происхождение и эволюция вируса, особенности жизни с этим диагнозом. Отношение молодёжи к проблеме ВИЧ/СПИДа в современном обществе.

В 1983 г. была доказана инфекционная природа СПИДа, когда французскими учеными из лаборатории профессора Люка Монтанье был расшифрован новый вирус, названный ими LAV (вирус, ассоциированный с лим- фаденоиатией), позднее названный ЯД 7 (ВИЧ — вирус иммунодефицита человека). В том же году, независимо от работ Л. Монтанье, группой американских ученых из Национального института рака во главе с Робертом Галло был идентифицирован аналогичный вирус.

К 1985 г. были установлены все пути передачи ВИЧ-инфекции и разработаны методы ее диагностики с помощью анализа крови на антитела к ВИЧ. К концу 1988 г. весь мир осознал, какую страшную угрозу представляет ВИЧ/СПИД для населения Земли: во многих странах резко возросла смертность от ВИЧ-инфекции как хронического заболевания, характеризующегося специфическим поражением иммунной системы, приводящим к ее медленному разрушению вплоть до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) и приводящего ВИЧ-инфицированного к быстрой гибели. В этом же году ВОЗ объявила 1 декабря Всемирным днем борьбы со СПИДом. Ежегодно эта дата отмечается во многих странах, чтобы привлечь внимание людей к этой проблеме, выразить солидарность с теми, кто затронут эпидемией, и поддержать усилия в борьбе с ВИЧ- инфекцией во всем мире.

Выход эпидемии из уязвимых групп населения в общую популяцию и преимущественное распространение ВИЧ среди молодого населения приводит к повышению смертности, сокращению рождаемости, уменьшению продолжительности жизни населения, сокращению численности работающего населения, увеличению затрат на здравоохранение, вызывает многофакторное деструктивное воздействие на социальную и экономическую жизнь общества.

Programme on HIV/AID] UNAIDS) 1 (далее — ЮНЭЙДС), созданное для скоординированной борьбы с ВИЧ-инфекцией и заболеваемостью СПИДом, а также предотвращением его последствий. ЮНЭЙДС представляет собой партнерство 10 учреждений системы ООН, объединяющее их усилия и ресурсы. Программа ЮНЭЙДС является основным пропагандистом глобальных действий против эпидемии ВИЧ-инфекции и призвана содействовать странам мира в вопросах профилактики ВИЧ/СПИДа. Цель данной программы заключается в оказании содействия различным структурам в проведении мероприятий, направленных на глобальное противодействие распространению ВИЧ-инфекции и СПИДа.

В системе общественного здравоохранения мирового сообщества основными приоритетными направлениями в этой области являются исследования по разработке новых технологий с целью создания безопасных и надежных средств и методов терапии и профилактики ВИЧ-инфекции. Исследования по тематике ВИЧ/СПИД в основном сосредоточены на биомедицинских и поведенческих вопросах.

Биомедицинские исследования по данной проблематике связаны:

- с эпидемиологическими исследованиями распространения ВИЧ- инфекции и заболеваемости СПИДом среди населения;

изучением этиологических факторов ВИЧ-инфекции (вирусов ВИЧ-1 и ВИЧ-2), их характеристик и методов идентификации;

изучением патогенетических механизмов разрушения вирусом иммунной системы и поражения различных органов и систем организма;

  • - разработкой новых методов лечения ВИЧ-инфекции и вызываемых ею осложнений;
  • - созданием и оценкой эффективных вакцин от ВИЧ-инфекции.

Исследования поведения ВИЧ-инфицированных в основном сосредоточены на выявлении социальных, психологических и поведенческих условий передачи вируса и роли психологической помощи в облегчении негативных эмоциональных реакций и состояний, переживаемых пораженными ВИЧ-инфекцией (включая их семью, друзей и людей, входящих в группу риска).

Особую роль в области борьбы с ВИЧ/СПИДом играет ЮНЕСКО (The United Nations Educational Scientific and Cultural Organization), которая специализируется на вопросах образования в программе ЮНЭЙДС. Одним из приоритетов в деятельности ЮНЕСКО в этой области является просвещение населения с целью выработки у людей адекватного понимания того, что им грозит риск или что они являются уязвимыми; формирования навыков и мотивации, которые способствуют ответственному поведению, направленному на снижение риска и уязвимости; содействовия защите прав человека в этой области. Использование просветительских средств и ресурсов в целях профилактики этого опасного заболевания [2]

позволяет изменить поведенческие установки людей и тем самым защитить их здоровье.

В последующих решениях международных организаций обращено особое внимание на основополагающие принципы нрав человека, этики и гуманности, применимые в связи с ВИЧ и СПИДом [3] ’ 2 3 .

В 2001 г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООП была принята Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом [4] [5] [6] , направленная на укрепление координации и активизацию национальных, региональных и международных усилий по борьбе с пандемией. В Декларации отмечено, что глобальная эпидемия ВИЧ/СПИДа, достигшая ужасающих масштабов и оказывающая опустошительное воздействие, представляет собой глобальную чрезвычайную ситуацию и одну из самых серьезных угроз жизни и достоинству человека, а также эффективному осуществлению прав человека, которая подрывает социально-экономическое развитие по всему миру и затрагивает все слои общества — нацию, общину, семью и каждого отдельного человека.

Одной из наиболее актуальных этико-правовых проблем, связанных с соблюдением прав человека ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, является проблема стигматизации и дискриминации.

Дискриминация — несправедливое или пристрастное отношение к отдельному человеку на основании его (ее) реального или предполагаемого ВИЧ-статуса 1 . Дискриминация по отношению к ВИЧ-инфицированным чаще всего проявляется в виде различных форм социальной агрессии или изоляции.

Стигма и дискриминация представляют собой серьезнейшие препятствия на пути осуществления эффективной профилактики и медицинского ухода в связи с ВИЧ/СПИДом, поскольку могут усугубить наблюдаемые у ВИЧ-инфицированных психологические проблемы в виде страха, депрессии, утраты чувства собственной ценности и отчаяния [7] [8] . Страх подвергнуться дискриминации может удерживать людей от того, чтобы обратиться за лечением в связи со СПИДом или открыто признать свой ВИЧ- статус. Людям, инфицированным ВИЧ или подозреваемым в этом, может быть отказано в получении медико-санитарных услуг, жилья или работы, в страховании или въезде в иностранное государство, от них могут отвернуться их друзья и коллеги. Избегание этих людей членами семьи, сверстниками и обществом в целом, плохое обращение в учреждениях здравоохранения и образования, эрозия прав, психологическая травма — последствия подобных предубеждений, которые также препятствуют попыткам борьбы с эпидемией ВИЧ и СПИДа.

Мероприятия, направленные на сокращение стигмы и дискриминации, связанных с ВИЧ-инфекцией, можно подразделить на три основные группы [10] [11] :

  • 1.Предотвращение или снижение стигмы (обеспечение доступа к помощи, лечению и улучшению качества жизни инфицированных ВИЧ, мобилизацию сообщества, популярных персон, религиозных деятелей для формирования уважения и сочувствия к людям, живущим с ВИЧ, вовлечение их в мероприятия по противодействию эпидемии ВИЧ- инфекции и повышение уровня информированности с помощью СМИ).
  • 2. Борьба с проявлениями дискриминации(ведется на уровне учреждений, чаще по месту работы ВИЧ-позитивных и в медицинских организациях). Этот компонент включает обучение руководства и сотрудников учреждений по вопросам ВИЧ, прав человека и незаконности дискриминации, обеспечение доступа для инфицированных ВИЧ к помощи и уходу и применение политики недискриминации на рабочем месте.
  • 3. Пропаганда и защита прав человека, включая мониторинг нарушений прав человека.
  • 1. ВИЧ-инфицированные — граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • 2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только Федеральным законом.
  • добровольно (п. 1 ст. 7) (за исключением доноров крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации [12] );
  • с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции (п. 6 ст. 7);
  • бесплатно в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (п. 7 ст. 7);
  • по просьбе освидетельствуемого лица или с его согласия (п. 1 ст. 8) (по просьбе или с согласия законных представителей несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными);
  • анонимно (п. 2 сг. 8).
  • 1. Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ- инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.
  • 2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • — на социальную защиту ВИЧ-инфицированных (ст. 17), родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными (ст. 18), ВИЧ- инфицированных — несовершеннолетних (ст. 19) и лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей (ст. 21);
  • возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека при оказании им медицинской помощи медицинскими работниками (ст. 20).

Существенными биоэтическими аспектами ВИЧ/СПИДа являются:

  • — серьезная угроза жизни и достоинству человека;
  • — высокая потенциальная общественная опасность заболевания;
  • — борьба с клеймением и социальной изоляцией, связанными с заболеванием;
  • — важность сочетания принципов свободы и ответственности.

Биоэтические проблемы, связанные с ВИЧ/СПИДом, находятся в центре внимания медицинского сообщества. В медицинских кругах высказывается мнение, что для успешной борьбы с эпидемией СПИДа необходимо решение проблем, связанных с соблюдением четырех этических принципов: автономии (уважения) пациента, ненанесения вреда, милосердия и справедливости.

В настоящее время существуют два основных подхода к профилактике распространения ВИЧ-инфекции: модель обязательного государственного учета и медицинского наблюдения, а также модель, основанная на приоритете автономии пациента. Обе модели имеют свои достоинства и недостатки. Некоторые страны выбирают первую модель, исходя из повышенной социальной опасности СПИДа, что приводит к очевидному ущемлению прав человека. Поэтому проблема соблюдения конфиденциальности при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным стоит более остро, чем при большинстве других диагнозов.

Специфические проблемы могут возникать в тех случаях, когда инфицированные люди не желают сообщать о своем заболевании половым партнерам, опасаясь разрыва отношений с ними. В данной ситуации врач оказывается перед сложной дилеммой: с одной стороны, предупредив партнера инфицированного пациента, врач нарушает правило конфиденциальности (врачебной тайны), а с другой стороны, если врач не станет предупреждать человека, которому грозит опасность заражения, он также нарушит свой морально-этический долг.

Оптимальная линия поведения врача в данной ситуации должна быть основана на убеждении самого пациента поставить в известность своего партнера. При этом следует предупредить об уголовной ответственности за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни (ч. 2 и 3 ст. 122 УК РФ), предполагающей наказание сроком от 5 до 10 лет лишения свободы. В данном случае действует принцип двойного эффекта: вред от разглашения будет меньше, чем от неразглашения.

Согласно этическим нормам, врач не должен допускать дискриминации пациентов с ВИЧ-инфекцией и не может отказать пациенту в лечении в рамках своей компетенции.

Принцип справедливости требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств. В правовом отношении категория пациентов с ВИЧ-инфекцией, согласно нормам международного права и национального законодательства, имеет равные права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе будет рассмотрено отношение медицинских работников и простых граждан к ВИЧ-инфицированным людям и проблеме их дискриминации в связи с моральными аспектами заболевания.

Вич – инфекция: вопросы деонтологии

Преподаватель Морозова Л.Р.

В среднем за год СПИД уносит жизни более полутора миллионов человек. Около трех миллионов человек становятся ВИЧ-инфицированными ежегодно. И за каждым таким случаем – сломанная человеческая жизнь. СПИД, несомненно, одна из опаснейших болезней в истории человечества. Но многочисленные факторы риска, летальный характер заболевания, отсутствие эффективных методов лечения и вакцин не должны влиять на самые простые правила деонтологии и уважение к личности пациента.

В данной работе будет рассмотрено отношение медицинских работников и простых граждан к ВИЧ-инфицированным людям и проблеме их дискриминации в связи с моральными аспектами заболевания.

Цель настоящей работы заключается в установлении косвенной связи нетолерантного отношения к ВИЧ-инфицированным и увеличения скорости развития заболевания.

- изучение истории заболевания;

- выявление причин дискриминации ВИЧ-инфицированных в обществе;

- установление отношения к ВИЧ-инфицированным с помощью анкетирования.

Самарская область занимает 4 место в стране по распространенности ВИЧ-инфекции, что определяет актуальность темы. Мы считаем необходимым изучить такой её аспект, как моральное осуждение ВИЧ-инфицированных.

Гипотеза: нетерпимое отношение к ВИЧ-инфицированным провоцирует распространение заболевания.

Чтобы понять, почему возникла дискриминация больных СПИДом и инфицированных, необходимо провести анализ исторических фактов, статистики и информации о распространении инфекции.

В наше время информация о ВИЧ-инфекции довольно часто звучит в СМИ, множество способов профилактики заболевания и борьбы с ним уже существует и активно поступает в массы. Но в данной работе мы утверждаем, что проблема адаптации больных в обществе является одним из важнейших факторов распространения инфекции. И для оценки отношения к ВИЧ-инфицированным нами было проведено анкетирование студентов II-IV курсов (16 – 20 лет) Самарского медико-социального колледжа, чтобы оценить их отношение к ВИЧ – инфицированным.

Среди опрошенных 88% составили девушки и 12% юноши.

Четкое предоставление о ВИЧ/СПИДе имеют лишь около половины опрошенных (54%).

90% опрошенных считают, что в их окружении нет ВИЧ-инфицированных людей или не знают об этом.

Готовы общаться с ВИЧ–инфицированными 66% молодых людей.

И те же 66% опрошенных студентов, будущих медицинских работников, готовы оказывать медицинскую помощь ВИЧ – инфицированным.

А 80% респондентов не хотели бы получать медицинскую помощь от ВИЧ – инфицированных медицинских работников, не задумываясь о том, что риск заражения при этом минимальный или практически отсутствует.

Несмотря на такое отношение к ВИЧ–инфицированным, 74% студентов считают, что лица с ВИЧ/СПИДом имеют право на полноценную, без всяких ограничений жизнь в обществе.

Тем не менее, лишь 10 % респондентов готовы вступить в брак с ВИЧ- инфицированным, а 88% категорически исключают возможность создания семьи с ВИЧ-положительным партнером.

И на фоне нетолерантного отношения к зараженным появилась группа людей, отрицающих само существование СПИДа. Данному мнению ровно столько же лет, сколько и инфекции. В наши дни такие люди называются СПИД-диссидентами. Их позиция заключается в том, что ВИЧ-инфекции не существует, все факты, документы и данные – ложь правительств и медиков, и все это заговор и провокация. Неудивительно и вполне естественно, что, получив известие о наличии неизлечимой болезни, человек с высокой степенью вероятности предпочтет отрицать факты и обвинить во лжи кого угодно, лишь бы не принимать страшную правду. СПИД-диссиденты – инфицированные люди, отказывающиеся от помощи, от безопасного секса, от борьбы с болезнью. Безусловно, этот факт является серьёзным катализатором распространения болезни.

Зараженные ежедневно ведут борьбу за свою жизнь. Каждому инфицированному поддержка необходима, как воздух. Но что же мы видим в реальности? Осуждение, безразличие со стороны общества, и, как следствие, полная социальная изоляция, вследствие которой пациенты становятся озлобленными и даже прибегают к умышленному заражению окружающих.

Каждый медик знает, что к пациенту необходимо относиться как к капризному ребенку, пытаться понять его и помочь ему, ведь даже самая безобидная болезнь меняет человека, делает уязвимым, он погружен в свои переживания и с опаской относится к окружающим. А новость о наличии ВИЧ-инфекции может морально убить человека. Это боль, страх, злость. Чтобы настроить пациента на позитив, убедить в необходимости лечения, от медицинского работника требуется максимум сочувствия, толерантности и искреннего желания помочь.

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что несмотря на многолетнюю разъяснительную работу, отношение к ВИЧ-инфицированным, мало изменилось. И даже медицинские работники зачастую дискриминируют инфицированных, что приводит к серьёзным последствиям, ведь при неподобающем отношении к зараженным, скорость распространения инфекции увеличивается. И мы искренне надеемся, что нам удалось донести идею важности адаптации ВИЧ-инфицированных в обществе, так как, помогая пациентам бороться с инфекцией, можно добиться ощутимого понижения статистики заболевания.

Список литературы и источников

Давыдова А.А., Исаев Д.Д., Чайка Н.А. Консультирование и психологическая помощь ВИЧ-инфицированным. – СПб. - 1993. – 223с.

Двойников С.И., Жилина Л.С.
Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: Учебное пособие. – М.: АНМИ, 2005. – 284с.

Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: учебно-методическое пособие/ И.В. Силуянова.- М.: МЕДпресс-информ,, 2008.- 224 с.

Этический кодекс медицинской сестры России./ А.Я. Иванюшкин, В.В. Самойленко.- СПб.: ФГОУ СПО Санкт-Петербургский медико-технический колледж, ФМБА России, 2010. – 23с.

Учитывая глобальный характер инфекции, реакция на ВИЧ/СПИД во всех аспектах человеческой деятельности, области права и биоэтики в том числе, носит национальный характер. Начало создания нормативной и биоэтической концепции в области ВИЧ/СПИДа относится к инициативе ВОЗ по проведению в Осло (Норвегия) международного совещания по медицинскому законодательству и этике в области ВИЧ/СПИДа (апрель 1988 г). Резолюция этого совещания выдвинула идею ликвидации барьеров между людьми, инфицированными и неинфицированными ВИЧ, и возведения истинных барьеров между людьми и вирусом.

В мае 1988 г. Всемирная Медицинская Ассамблея (ВМА) распространила резолюцию №4124, "Упразднение дискриминации в отношении людей, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом". Резолюция провозгласила жизненно важный принцип - уважение к правам человека, живущего с ВИЧ, и предписывала государствам-членам ВМА ввести национальные программы профилактики и контроля СПИДа, предусматривающие запрещение дискриминационных акций в сферах обслуживания, трудоустройства и перемещения лиц, инфицированных ВИЧ, или больных СПИДом. В последующих международных нормативных и биоэтических кодексах, декларациях и правилах также освещены вопросы защиты прав человека в аспекте проблемы ВИЧ/СПИДа. Особая роль в развитии правовых биоэтических концепций принадлежит Объединенной программе ООН по ВИЧ/СПИД (UNAIDS), являющейся источником коллективного международного опыта по данной проблеме. Принципиальным с точки зрения биоэтики служит издание в 1998 г. международных правил "ВИЧ/СПИД и Права Человека". В 12-ти руководящих принципах, изложенных в данном международном документе, рассматривается многоуровневая система этико-правовых гарантий для указанного контингента лиц.

- на недискриминацию, равную защиту и равенство перед законом;

- на наивысший возможный стандарт физического и психического здоровья;

- на свободу и безопасность личности;

- на свободу передвижения;

- на поиск убежища и его использование;

- на личную жизнь;

- на свободу мысли и слова; на свободное получение и передачу информации;

- на свободу собраний;

- на брак и создание семьи;

- на равный доступ к образованию;

- на надлежащий стандарт уровня жизни;

- на социальную защиту, помощь и благополучие;

- на пользование научным прогрессом и его преимуществами;

- на участие в общественной и культурной жизни;

- на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Уместно в связи с обсуждаемой проблемой сравнить СПИД с раком и психическими расстройствами. Диагноз рака воспринимается людьми как смертный приговор. Диагноз психического заболевания стигматизирует человека. Больные СПИДом, как правило, испытывают и то и другое: сознание неизлечимости, обреченности на смерть усугубляется эмоциональной изоляцией, враждебным отношением к ним со стороны общества.

Имея дело с ВИЧ - инфицированными или больными СПИДом, врачу приходится сталкиваться не только с клинической реальностью, но также и со связанными с этим заболеванием мифами и предрассудками, распространение которых во многом порождается невежеством значительной части населения. Врач должен иметь достаточно мужества, чтобы противостоять этим проявлениям.




Запрет на какую-либо дискриминацию является нормой международного права, содержится во многих документах, принятых различными международными организациями. В связи с этим можно напомнить и моральное обязательство врача, содержащееся в Женевской декларации ВМА: "Я не позволю соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, национальной или расовой принадлежности, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом".

В 1985 г. в Нидерландах для наркоманов была введена практика бесплатного обмена использованных шприцов или игл на стерильные. Наряду с эпидемиологической целесообразностью данной программы в ней присутствовал также и антидискриминационный аспект.

В первых документах, принятых ВОЗ, ВМА и другими организациями в связи с нарастанием пандемии СПИДа, одно из центральных мест заняло специально выделяемое требование не допускать дискриминации ВИЧ - инфицированных, а также лиц, представляющих "группы риска", т.к дискриминация ВИЧ - инфицированных и больных СПИДом не только попирает права человека, но и подрывает основополагающие принципы общественного здравоохранения. Она может провоцировать у инфицированного или больного чувство мести, способное превратить его в преднамеренного распространителя инфекции.

Отказ врачей и других представителей медицинской профессии оказывать помощь ВИЧ - инфицированным - это самая напряженная с точки зрения медицинской этики проблема. Когда журналист "Московского комсомольца" решил провести расследование об отношении населения к СПИДу, он обратился в химчистку, парикмахерскую и частную стоматологическую поликлинику, выдавая себя за ВИЧ - инфицированного. Везде ему было отказано в обслуживании. Подобный отказ не отвечает не только нормам медицинской этики и этики вообще, но и требованиям закона, который гласит, что: "ВИЧ - инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям" (ст.14 закона "О предупреждении распространения в Украине заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека).

Грубейшим нарушением профессиональной медицинской этики является разглашение соответствующего диагноза. Существует много примеров, когда такого рода поведение медицинских работников инициировало дискриминацию и прямое насилие по отношению к вирусоносителям или больным СПИДом.

Статья 61 "Основ законодательства Украины об охране здоровья граждан" - "Врачебная тайна" содержит не только определение объекта врачебной тайны, но и требование, которое хотелось бы подчеркнуть особо: "Гражданину должна быть подтверждена конфиденциальность передаваемых им сведений".

Читайте также: