Презентация окружающая среда как источник инфекционных заболеваний
Обновлено: 16.04.2024
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Понятия >, >,
>.
Роль микроорганизма в инфекционном процессе.
Формы инфекционного процесса.
Понятие об эпидемиологическом процессе.
Природная очаговость инфекционных болезней.
Восприимчивость коллектива.
Эколого-эпидемическая классификация инфекционных
болезней.
Карантинные (конвенционные) инфекции и особо опасные
инфекции.
3. Понятия >, >, >.
Инфекция- совокупность биологических
реакций, происходящих в
макроорганизме при внедрении в
него патогенных микробов
независимо от того, повлечет ли это
развитие явного или скрытого
патологического процесса или
ограничится только временным
носительством или длительным
персистированием(длительное
пребывание микроорганизмов в
организме больного человека)
возбудителя.
Инфекционный процесс- ограниченное
во времени взаимодействие макро- и
микроорганизмов, протекающее в
определенных условиях и
заканчивающееся гибелью
микроорганизмов или полным
освобождением от них.
Инфекционная болезнь- индивидуальный
случай, сопровождающийся
различными степенями нарушения
гомеостаза макроорганизма, т.е это
крайний случай инфекционного
процесса.
Герпес
Вирусная инфекция
4. Роль микроорганизма в инфекционном процессе.
5. Формы инфекционного процесса.
Экзогенные инфекции возникают после
заражения микробами извне с пищей,
водой, воздухом, почвой, выделениями
больного человека(грипп, чума,
сифилис).
Эндогенные инфекции вызвана
возбудителями, находящимися в самом
организме - условно-патогенными
представителями нормальной
микрофлоры.
По длительности:
острые протекают
кратковременно(грипп);
хронические - длительно текущая
болезнь.
По проявлению:
клинически выраженные инфекции;
стертые атипичные формы.
По характеру локализации возбудителя:
очаговая инфекция – возбудитель
локализован в месте очага т не
распространяется по организму.
Например, при ангине стрептококки
обнаруживаются в миндалинах;
генерализованная инфекция –
распространение по всему организму
лимфогенным или гематогенным путем.
Наиболее генерализованной формой
инфекции является сепсис.
6. Понятие об эпидемиологическом процессе.
Эпидемиологический процесс – это
возникновение и
распространение среди
населения специфических
инфекционных состояний.
Эпидемиологический процесс
состоит из трех элементов:
1.
источника инфекции (человек
или животные);
2.
механизма передачи (от
больного к здоровому);
3.
Путей передачи (факторы,
обеспечивающие циркуляцию
возбудителя в окружающую
среду и передачу здоровому
человеку), восприимчивости
коллектива – чем больше
иммунных лиц, тем меньше
вероятность возникновения
заболевания.
7. Природная очаговость инфекционных болезней.
Природные очаги инфекционных болезней
возникают и длительно существуют
независимо от человека в результате
эволюционно сложившихся
межвидовых взаимоотношений между
патогенным возбудителем,
организмом животного и
специфическими переносчиками,
обитающими в определенных
природных биотопах, т.е в
определенных
климатогеографических условиях, с
определенной флорой и фауной.
Сопряженные природные очаги(чума,
туляремия и т.д.);
Поливекторные природные очаги;
Моногостальные природные
очаги(один вид животных-доноров);
Полигостальные природные
очаги(несколько видов животныхдоноров);
Чума(pestis)
8. Восприимчивость коллектива.
Противоэпидемические мероприятия,
проводимые в коллективе, могут быть
направлены на различные звенья
эпидемического процесса.
Во-первых: больных необходимо выявлять,
изолировать и лечить; носителей выявлять, ставить на учет и санировать;
больных животных обычно уничтожают
(или лечат, изолируют).
Во-вторых: разрыв механизмов и путей
передачи, включая комплекс
санитарно-гигиенических мероприятий
по благоустройству населенных
пунктов(канализация), соблюдение
правил асептики, антисептики,
дезинфекции и стерилизации в
больничных учреждениях.
В-третьих: повышение невосприимчивости
коллектива, включая создание
искусственно приобретенного
иммунитета(активного, путем
проведения вакцинации), а также
улучшение социально-бытовых условий.
Важное значение имеет санитарнопросветительная работа среди
населения.
Лечение больного
Соблюдение правил асептики и
антисептики
9. Эколого-эпидемическая классификация инфекционных болезней.
Эколого-эпидемиологическое
разделение всех
инфекционных болезней
человека должно учитывать
прежде всего среду
обитания(резервуар)
возбудителя в природе, с
которой так или иначе связано
заражение человека.
Существуют три главные
специфические среды
обитания: организм человека
(антропонозы), организм
животного (зоонозы), внешняя
среда (сапронозы).
При антропонозах человек –
единственный резервуар
возбудителя в природе и
источник заражения.
Классификация:
1.
Кишечные.
2.
Воздушно-капельные.
3.
Кровяные.
10. Карантинные (конвенционные) инфекции и особо опасные инфекции.
Комплекс мер, направленных на ликвидацию
эпидемической вспышки инфекционного
заболевания и на предотвращение его
распространения за пределы уже
возникшего эпидемического очага,
известен сейчас по названием карантина.
Вначале единственным карантинным
заболеванием была чума(так же
сибирская язва). Впоследствии к группе
карантинных инфекций стали относить и
другие различные заболевания, так что и
состав, и количество входящих в эту группу
инфекций не были постоянными и
неоднократно изменялись. Благодаря
появлению эффективных средств
профилактического действия
восприимчивость населения к ряду
инфекционных заболеваний удалось
значительно понизить. В таких условиях
некоторые заболевания утратили свою
прежнюю способность к быстрому
эпидемическому распространению и по
этой причине стали менее актуальными и
перестали относиться к числу карантинных.
Сибирская язва
- сформировать знания о причинах высокой смертности;
- обеспечить усвоение учащимися проблемы долголетия связанными с инфекционными заболеваниями;
- продолжать развивать навыки совместной работы в группе, умение высказывать собственное мнение;
- формировать навыки работы с игровыми элементами, видеофрагментами, иллюстративными материалами;
- формировать культуру здоровья на уроках биологии;
- воспитывать культуру речи учащихся;
- воспитать экологическую культуру и мышление учащихся.
- вести словарную работу, пополнять словарный запас;
- соблюдать сурдопедагогические цели.
Тип урока: конференция.
Вид урока: урок с применением компьютера (с использованием мультимедиа-средств обучения)
Оборудование: компьютер, иллюстративный материал, игровые элементы, видеосюжеты, таблицы, иллюстрации,
I. Работа по слухо-зрительному восприятию речи (словарная работа с материалом прошлого урока).
Учитель: На прошлом занятии мы начали изучать тему болезней человека. Сейчас вспомним и повторим основные термины к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока
Учитель: Наверное, потому, что мы мало имеем информации и данных по этому вопросу. Сегодня мы попытаемся приоткрыть тайную дверь в царство инфекций.
– Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок-конференция. На нашей конференции сегодня присутствуют врачи, советники при Всемирной организации здравоохранения, народный целитель – представители, изучающие различные аспекты медицины.
Мы попытаемся понять причину возникновения инфекций, их распространение, а также методы борьбы с ними.
III. Основная часть
Учитель: Человек рождается, живёт, взрослеет с мыслью, что жизнь бесконечна. В более взрослом возрасте мы понимаем, что это далеко не так. Существует много болезней способных унести жизнь как пожилого, так совсем юного организма. Почему это происходит и с чем связано мы и попытаемся разобраться сегодня.
– Сейчас перед нами выступит советник ВОЗ и расскажет нам о статистике средней продолжительности жизни.
- Подолжительность жизни в странах СНГ и некоторых странах Европы.
- Рождаемость, смертность и естественный прирост в странах СНГ. Слайды 3-4.
Учитель: Что же является причиной такой печальной статистики?
Учитель: Что же это за болезни, способные уносить жизни людей? Почему сейчас, в мирное время, каждый год от различных заболеваний умирают более 18 млн. человек, причем большая часть – дети? На эти вопросы нам постарается ответить специалист.
Врач-инфекционист: Да, это верно, существует множество болезней, способных лишить жизни человека, среди них: сердечно-сосудистые, онкологические заболевания. Не малую роль в этой печальной статистике играют инфекционные болезни. Слайд
Учитель: А что же означает само слово – инфекция? Что скрывается под этим понятием?
Врач-инфекционист: Инфекция – заражение живых организмов микроорганизмами. Слайд 8.
Инфекции бывают бактериального, вирусного происхождения, а также вызванные простейшими. Слайд 9.
Инфицирование простейшими (словарная работа к уроку).
Бактериальные: (строение бактерии) слайд 13.
– шаровидные – кокки;
– палочковидные – бациллы;
– извитые формы – спириллы.
Вирусные – это инфекции, возбудителями которых являются неклеточные формы жизни – вирусы (строение вируса) слайд 15.
Слайд: (вирус ОРВИ, полиомиелит, СПИДа) слайды 16, 17, 18.
Вирусолог:Вирусы – это опасные и коварные внеклеточные частицы, которые не имеют ни клеточной оболочки, ни клеточных структур. Вирус – это нить ДНК или РНК (генетический материал), окружённый капсидом. Вне организма вирус не размножается и не подаёт признаков жизни, но стоит ему попасть в организм человека, животного или растения, как капсид вируса растворяется и он начинает свою жизнедеятельность. Слайд 20.
Учитель: (работа со словарём к уроку) Из рассказа врача, мы можем судить о том, что вирусы и многие бактерии и правда очень опасны. Какие же существуют пути распространения инфекций?
Врач-инфекционист: слайд 21. Все инфекции можно разделить на следующие группы:
– инфекции верхних дыхательных путей;
– инфекции нижних дыхательных путей;
– кишечные инфекции;
– мочеполовые инфекции;
– кожные инфекции.
Учитель: Каким же образом эти частицы попадают в организм?
Врач-инфекционист: слайд 22. Путей распространения существует несколько, это:
– воздушно-капельный (ОРВИ, туберкулёз и др.)
– через укусы насекомых, животных (малярия, бешенство, энцефалит)
– грязные руки, немытые продукты питания, нечистоты (гепатиты)
– кровь, слизистые оболочки (СПИД).
Учитель: Итак, ребята, обратим внимание и запомним причины возникновения болезней.
И всё же, почему человек заболевает? Что является причиной того, что одни люди переносят болезни в лёгкой форме, другие – в тяжёлой форме, а некоторые люди вообще не болеют? Ваше мнение – почему так происходит? (Учащиеся обсуждают вопрос и приходят к выводу, что, по всей видимости, должна быть какая-то защита).
– Что же это за защита? Попросим рассказать об этом врача иммунолога.
Иммунолог: Эта защита называется иммунитетом. А изучает его отдельная наука иммунология. Слайд 23
Иммунология – наука о защитных реакциях организма, направленных на сохранение его структурной и функциональной целостности и биологической индивидуальности.
Иммунология зародилась, как наука по борьбе с инфекциями во второй половине 19-го и начале 20-го века. Совсем недавно, всего каких-нибудь 100-150 лет назад люди буквально вымирали от эпидемий инфекционных болезней. Например, во время русско-японской войны сражения останавливались, так как войска с обеих сторон вымирали от дизентерии Григорьева-Шига, которая протекает по типу холеры, с кровавым поносом. И то, что мы сейчас чувствуем себя достаточно благополучно, это всё результаты достижений иммунологии.
В 19-м веке стало понятно происхождение очень многих болезней. Было открыто, что микроорганизмы, простейшие, гельминты, вирусы и микоплазмы (открыты позже), способны вызывать болезни. А отвечают за иммунитет специальные клетки крови.
Как мы уже знаем, кровь человека состоит из: плазмы, эритроцитов, тромбоцитов, а также лейкоцитов. За обезвреживание чужеродных тел в крови и организме в целом, отвечают специальные клетки лейкоцитов – лимфоциты. Именно лимфоциты и отвечают за иммунитет организма. Форменные элементы крови. Слайд24.
Учитель: Теперь мы знаем – что бы не болеть, необходимо иметь крепкое здоровье, как сказал врач сильный иммунитет против инфекций. Но как же укрепить организм, что бы быть жизнерадостным и работоспособным?
На этот вопрос существует два противоположных мнения, мнение врача-терапевта и мнение врача, занимающегося нетрадиционной медициной, а также гомеопатией.
Врач-терапевт: Действительно, на сегодняшний день существует много инфекционных болезней, распространяющихся по всему миру. Поражают они как взрослый, так и детский организм, а особенно детский, так как дети имеют слабый иммунитет. Поэтому я вижу единственный выход – вакцинация населения. Болезни легче предупреждать, нежели потом лечить. Слайд 25
Врач-гомеопат: То, что болезни, вызванные инфекциями, необходимо предотвращать, я согласен, а вот вопрос вакцинации – спорный вопрос.
Бактерии, существуют как в окружающей среде, так и в организме человека, но они не должны вызывать болезни. И наша задача помочь организму, укрепив свои силы, самому бороться с инфекциями. А помощниками в этом являются только растения и животные, то, что нам дарует сама природа. Вакцинация же не является панацеей. Слайд 26
IV. Обобщение
Учитель: Вопрос вакцинации и требует детального рассмотрения и изучения, поэтому мы рассмотрим его на следующих занятиях. А сейчас подытожим результаты сегодняшней конференции. Слайд 27.
– Что же представляет собой инфекция?
– Какие пути распространения инфекций существуют?
– Что является основным в защите организма от инфекций?
- сегодня я ознакомился с …
- эта тема мне была …
- больше всего понравился материал …
- непонятным осталось …
Домашним заданием будут ответы на следующие вопросы:
– влияет ли образ жизни и культура поведения на долгожительство?
– какой вы видите профилактику:
а) кишечных инфекций;
б) половых инфекций, СПИДа.
1. ПРИРОДНАЯ СРЕДА – ИСТОЧНИК ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
2. Цели и задачи
Цели и задачи: познакомить
обучающихся с видами инфекционных
заболеваний, причинами возникновения
эпидемий, способами защиты от
инфекционных заболеваний;
совершенствовать навыки безопасного
поведения и действий в очагах
инфекционного заболевания.
Цели и задачи
Окружающая
среда
насыщена
различными микроорганизмами, многие
из которых вызывают инфекционные
заболевания человека. Есть эти носители
и в воздухе, и в почве, и в воде.
Например,
в
почве
обитают
микроорганизмы,
которые
являются
возбудителями ботулизма, столбняка,
газовой
гангрены,
в
воде,
соответственно,
брюшного
тифа,
холеры, дизентерии и др.
Кроме микроорганизмов, переносчиками
инфекционных заболеваний являются
насекомые, птицы, дикие животные.
Итак, следует сказать, что кроме химических загрязнителей, в природной
среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные
заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты,
простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле
других животных организмов, в том числе и в самом человеке.
Нужно отметить, что рост городов (посёлков городского типа), ухудшение
их санитарного состояния, развитие промышленности по производству
биопрепаратов, снижение культуры и жизненного уровня населения и
другие факторы приводят к увеличению биологического загрязнения
окружающей среды и, как следствие, росту инфекционных заболеваний.
Кроме того, люди (домашние животные) могут заражаться природноочаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага.
В целях предупреждения
распространения инфекционных
заболеваний
применяются карантин и обсерв
ация.
№ п/п
Возбудитель
Вид болезни
Профилактика
1
2
3
4
1
Микроорганизмы:
1.почвы;
2.воды;
3.воздух
Ботулизм, столбняк, гангрена
Термообработка
Брюшной
тиф,
холера, Гигиена
дизентерия
Карантин
Грипп, ОРЗ, ОРВИ
Насекомые:
клещи;
вши;
блохи;
малярийный комар
Клещевой энцефалит
Сыпной тиф
Чума
Малярия
Контроль за кожей и
волосами,
гигиена,
карантин
3
Птицы
Птичий грипп
Прививка от гриппа
4
Дикие животные
Бешенство
Осторожность
2
Окружающая среда наполнена всевозможными микроорганизмами,
многие из которых вызывают болезни человека. Возбудители
инфекционных заболеваний распространены повсеместно. Ряд из
них обитает в почве. Это возбудители ботулизма, газовой гангрены,
столбняка, попадающие в организм человека через раневые
повреждения поверхности кожи; возбудители глистных заболеваний,
поступающие в наш организм с плохо вымытыми овощами, с грязных
рук.
По
оценкам ВОЗ, 80% всех болезней в мире связано с
неудовлетворительным качеством воды и нарушением санитарных
норм пользования ею. К ним относятся болезни, вызываемые
использованием заражённой воды для питья, мытья продуктов,
умывания. Это брюшной тиф, холера, дизентерия, инфекционный
гепатит, воспаление слизистых оболочек глаза.
Будьте осторожны с водой: не купайтесь в водоёмах в черте города,
не прошедших санитарный контроль, не пейте воду из непроверенных
источников, родников на территории города.
В
пределах
определённой
территории
существуют
возбудители
природно-очаговых
инфекций,
они
могут
паразитировать в птицах, грызунах, некоторых хищных животных.
Передаются они через переносчиков или при укусе животного. Так,
клещи являются переносчиками клещевого энцефалита, вши –
сыпного
тифа,
блохи
–
чумы,
малярийные
комары
–
малярии. Заражение бешенством происходит при укусе животных,
например, лис, собак, в которых живёт возбудитель этого
заболевания.
7. Почему возникают эпидемии?
Инфекционные болезни возникают
при наличии трёх компонентов:
источника возбудителя инфекции
(заражённый человек или животное);
факторов, обеспечивающих передачу
возбудителей от больного человека к
здоровому;
восприимчивых к инфекции людей.
Почему возникают эпидемии?
Всего за последние 20 лет открыто 30
новых инфекционных заболеваний.
Активизация такого множества новых
возбудителей произошла из-за
изменения природной среды под
влиянием хозяйственной деятельности
человека.
Что вы можете сказать о своём отношении к проблеме?
Насколько они актуальны и интересны для вас?
Оборудование: фото, слайды, таблицы.
I. Оргмомент
II. Изложение нового материала
1. Глобальное загрязнение окружающей среды.
Так, если численность населения в 1900 году составляла 1,7 млрд. человек, то к концу ХХ века достигла 6,2 млрд. человек.1950 г – доля городского населения – 29%, 2000год – 47,5 %. Урбанизация в России – 73%.
(Приложение. Слайд 5) Ежегодно в мире рождается 145 млн. человек. Каждую секунду появляется 3 человека. Каждую минуту – 175 человек. Каждый час – 10,5 тыс. чел. Каждые сутки – 250 тыс. человек.
(Приложение. Слайд 5) Крупнейшими городскими агломерациями являются: Токио – 26,4 млн. чел. Мехико – 17 млн. чел. Нью-Йорк – 16,6 млн. чел. Москва – 13,4 млн. чел.
Урбанизация коснулась и России, где доля городского населения составляет около 73 %. В крупных городах ситуация с загрязнением окружающей среды стала угрожающей (особенно от выбросов автотранспорта, радиоактивного заражения из-за аварий на АЭС).
(Приложение. Слайд 6) Город с населением 1 млн. человек расходует в сутки 2 000 тонн пищи,625 000 тонн воды, тысячи тонн каменного угля, нефти, газа и продуктов их переработки.
За одни сутки миллионный город выбрасывает 500 000 тонн сточных вод, 2 000 тонн мусора и сотни тонн газообразных веществ. Все города мира выбрасывают ежегодно в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов и около 1 млрд. тонн различных аэрозолей, свыше 500 куб. км, промышленных и бытовых стоков. (Записать в тетрадь)
Учитель. Рассмотрим второй случай.
С середины XIX века в результате промышленной, а затем научно-технической революции человечество в десятки раз увеличило потребление ископаемого топлива. С появлением новых средств передвижения (паровозов, пароходов, автомобилей, дизельных двигателей) и развитием теплоэнергетики значительно возросли темпы потребления нефти и природного газа.
(Приложение. Слайд 7)
За последние 50 лет потребление ископаемых видов топлива в мире возросло: угля в 2 раза, нефти в 8 раз, газа в 12 раз. Так, если потребление нефти в мире в 1910 году составило 22 млн. тонн, то в 1998 году достигло 3,5 млрд. тонн.
Основой социально-экономического развития современной цивилизации является, главным образом производство энергии, опирающееся, главным образом на ископаемые виды топлива.
С одной стороны нефть и газ превратились в фундамент благополучия многих стран, а с другой в мощный источник глобального загрязнения нашей планеты. Каждый год в мире сжигается более 9млрд. тонн условного топлива, что приводит к выбросу в окружающую среду более 20млн. тонн диоксида углерода (СО2) и более 700 млн. тонн различных соединений. В настоящее время в автомобилях сжигается около 2 млрд. тонн нефтепродуктов.
В России общее количество выбросов загрязняющих веществ от всех видов транспорта составляет около 17 млн. тонн в год, причем более 80 % от всех выбросов приходится на автотранспорт. В выбросах автомобилей кроме оксида углерода содержатся тяжелые металлы, они попадают в воздух и почву.
В основном от автотранспорта в окружающую среду выбрасывается оксид углерода (СО) приблизительно 84 %. Оксид углерода препятствует абсорбированию кровью кислорода, что ослабляет мыслительные способности человека, замедляет рефлексы, может быть причиной потери сознания и смерти.
Учитель. Переходим к рассмотрению следующего вопроса.
2. Воздействие тяжелых металлов на организм человека
Значительное количество тяжелых металлов попадает в воздух и почву не только из выбросов автомобилей, но и при истирании тормозных колодок и при износе автопокрышек. Особая опасность от этих выбросов заключается в том, что в них содержится сажа, способствующая глубокому проникновению тяжелых металлов в организм человека. Кроме автотранспорта, источниками поступления в окружающую среду тяжелых металлов служат металлургические предприятия, ТЭЦ, АЭС, а также производство удобрений и цемента.
Все тяжелые металлы можно подразделить на три класса опасности: записываем в тетрадь. (Приложение. Слайд 8)
I класс – мышьяк, кадмий ртуть, бериллий, селен, свинец, цинк, а так же все радиоактивные металлы;
II класс – кобальт, хром, медь, молибден, никель, сурьма;
III класс – ванадий, барий, вольфрам, марганец, стронций.
Запись в тетради, далее анализ таблицы (раздать таблицы всем учащимся.) (Приложение. Слайд 5)
Последствия воздействия тяжелых металлов на здоровье человека
Выводы: Тяжелые металлы весьма опасны, они обладают способностью накапливаться в живых организмах, увеличивая свои концентрации по пищевым цепям, что, в конечном счете, представляет огромную опасность для человека. Высокотоксичные и радиоактивные металлы, попадая в организм человека, вызывают так называемые экологические болезни.
3. Экологические болезни – следующий наш вопрос.
Экологические болезни. (Приложение. Слайд 11)
Учитель. Как можно уменьшить влияние промышленных загрязнений на окружающую среду?
1. Использование очистных сооружений
2. Нетрадиционных источников энергии.
3. Замена старых технологий на новые.
4. Рациональная организация движении транспорта.
5. Предотвращение аварий на АЭС и других промышленных предприятиях.
Учитель. Переходим к рассмотрению последнего вопроса.
4. Экологическая безопасность населения
Учитель. Вопрос экологической безопасности населения волнует каждого из нас. Что такое экологическая безопасность? Смотрим слайд, выписываем определение и основные законы. (Приложение. Слайд 27)
Экологическая безопасность населения – это состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и прежде всего его прав на благоприятную окружающую среду.
Природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Если оставить все как есть, то уже скоро спустя лишь 20-50 лет, Земля ответит человечеству неотразимым ударом на уничтожение!
Рефлексия (Приложение. Слайды 29, 30 – веселые рисунки).
III. Закрепление материала
IV. Домашнее задание
Выучить материал в таблице.
Литература:
Отличие инфекционных болезней от
обычных заболеваний
• Их вызывает болезнетворные
микроорганизмы, видимые лишь с
помощью микроскопа
• Передаются от зараженного организма
здоровому
• Каждая заразная болезнь вызывается
определенным микробом - возбудителем
Виды микроорганизмов, влияющих на
организм человека
Сапрофиты
Условно – патогенные
микробы
Болезнетворные
(патогенные)
микроорганизмы
Особенност и возбудит елей инфекционных
заболеваний:
1). Способность передаваться от больного к
здоровому и быстро распространяться.
2). Наличие скрытого периода размножения.
3). Сложность обнаружения во внешней среде.
Трудность
и
длительность
процесса
диагностики заболеваний.
4). Способность некоторых возбудителей
длительное время сохраняться в продуктах
питания,
воде.
почве,
на
различных
предметах,
одежде
и
организме
определенных видов животных.
Классификация инфекционных заболеваний
Кишечные инфекции
Инфекции дыхательных
путей
Кровяные инфекции
Возбудитель выделяется с
фекалиями или мочой. Факторы
передачи: пища, вода, мухи,
грязные руки, бытовые предметы.
Заражение через рот.
Передача воздушно – капельным
или воздушно – пылевым путем
Возбудитель передается через
укусы насекомых
Зоонозные инфекции
Болезни, передающиеся
через укусы животных
Контактно – бытовые
инфекции
Передаются при контакте с
больным человеком
13. Инфекции дыхательных путей передаются воздушно капельным путем
Распространение
капелек слизи и
слюны, содержащих
возбудителей
инфекционных
заболеваний, при
кашле и чиханье
больного.
14. Кишечные инфекции распрастроняются через продукты, воды
15. Кровяные инфекции – через укусы кровососущих насекомых
16. Инфекция наружных покровов – контактный путь.
Основные пути передачи инфекции и их
характеристика
Пути распространения инфекций
Фекально-оральный
Этим путем передаются все кишечные инфекции. Микроб с калом,
рвотными массами больного попадает на пищевые продукты, воду,
посуду, а затем через рот в желудочно-кишечный тракт здорового
человека
Воздушно-капельный
Этим путем распространяются все вирусные заболевания верхних
дыхательных путей. Вирус со слизью при чихании или разговоре
попадает на слизистые верхних дыхательных путей здорового
человека.
Жидкостный
Характерен для кровяных инфекций. Переносчиками этой группы
заболеваний служат кровососущие насекомые: блохи, вши, клещи,
комары и т.п.
Контактный или контактно-бытовой
Этим путем происходит заражение большинством венерических
заболеваний при тесном общении здорового человека с больным
Зоонозные
Переносчиками зоонозных инфекций служат дикие и домашние
животные. Заражение происходит при укусах или при тесном
контакте с больными животными.
Группа инфекционных
заболеваний
Инфекции, входящие в группу
Кишечные инфекции
Брюшной тиф, паратиф А и Б,
дизентерия, холера,
пищевые токсикоинфекции и др.
Инфекции дыхательных
путей, или воздушнокапельные инфекции
Грипп, корь, дифтерия, скарлатина,
натуральная оспа, ангина, туберкулёз
Кровяные инфекции
Сыпной и возвратный тиф, малярия,
чума, туляремия, клещевой энцефалит,
СПИД
Зоонозные инфекции
Контактно-бытовые
Бешенство
Инфекционные кожновенерологические заболевания,
передающиеся половым путем
(сифилис, гонорея, хламидиоз и др.)
Источник возбудителя
инфекции
больной организм
в котором
возбудитель не
только сохраняется,
размножается, но и
выделяется во
внешнюю среду или
непосредственно
передается другому
восприимчивому
организму
бактерионосители
Организм, не
проявляющий
признаков болезни.
Представляют
большую опасность
для окружающих, так
как выявить их
значительно труднее,
чем больных.
20. Периоды развития заболевания:
21. 2.Начальный (недомогание, озноб, температура, головная боль, тошнота)
23. 4.Период угасания симптомов (выздоровление)
Грипп – острое
респираторное заболевание,
вызываемое различными
типами вирусов гриппа.
Источник: человек, особенно
в начальный период болезни.
Вирус выделяется при
разговоре, кашле и чиханье
до 4-7 дня болезни.
Заражение происходит
воздушно – капельным
путем.
Клиника: Синдром общего токсикоза
(лихорадка, слабость, потливость, боли в
мышцах, сильная головная боль и в глазных
яблоках, слезотечение, светобоязнь).
Признаки поражения респираторных
органов (сухой кашель, першение в горле,
осипший голос, заложенность носа).
При обследовании: понижение АД,
приглушение тонов сердца; диффузное
поражение верхних отделов дыхательных
путей (ринит, фарингит, трахеит, ларенгит).
Осложнения: пневмония, гайморит, отит,
заболевания сердца.
Лечение: Больных
неосложненным гриппом
лечат на дому, изолируют
от окружающих ширмой
или помещают в
отдельную комнату.
Показан постельный
режим и тепло (грелки к
ногам, обильное горячее
питье). Назначают
поливитамины.
Профилакт ика:
вакцинация. Заболевшим
выделяют отдельную
посуду, которую
обеззараживают крутым
кипятком. Лицам,
ухаживающим за
больными,
рекомендуется носить
марлевую повязку из 4
слоев марли.
30. Ангина
31. Коклюш
32. Туберкулез
33. Корь
34. Кишечные инфекции
35. Дизентерия
36. Брюшной тиф
37. Холера
38. Кровяные инфекции
39. Малярия
40. Клещевой энцефалит
41. Чума
42. Инфекции наружных покровов
43. Чесотка
44. Сибирская язва
45. Трахома (заболевание глаз)
Профилактика инфекционных заболеваний комплекс мероприятий, направленных на
обеспечение высокого уровня здоровья
людей, их творческого долголетия,
устранения причин заболеваний, улучшение
условий труда, быта и отдыха населения,
охрану окружающей среды.
48. Соблюдение личной гигиены – уменьшает риск заболеваний
50. Проводятся профилактические прививки
51. Своевременно изолировать больных
52. Проводят дезинфекцию (обеззараживание квартиры и предметов, находящихся в ней)
1. Чем характеризуются инфекционные
болезни?
2. В чем заключается механизм
передачи инфекции дыхательных
путей?
3. Какое значение имеет личная
гигиена?
4. Профилактика инфекционных
заболеваний.
Из приведенных ниже выберите и напишите в
соответствующие строки последовательно
сменяющиеся периоды в развитии инфекционного
заболевания.
1-ый период__________________________________________
2-ой период__________________________________________
3-ий период__________________________________________
4-ый период__________________________________________
Начало заражения, начало заболевания, появление
симптомов, скрытый (инкубационный) период,
активное проявление болезни, пассивный период,
скрытый (инфекционный) период, период
адаптации организма к заболеванию,
выздоровление, конец заболевания, скрытое
проявление болезни.
Дополните таблицу о путях передачи инфекции.
№
Путь передачи
п/п
инфекции
1
Фекально – оральный
2
3
4
5
Виды инфекции
Вирусные заболевания
верхних дыхательных
путей
Жидкостный
Зоонозные инфекции
(бешенство)
57. Домашнее задание:
60. Классификация
1. Кишечные
Дизинтерия
симптомы :
Поражение толстой кишки
Отравление организма
холера
симптомы:
Внезапное возникновение
поноса. рвоты,нарушение
кровообращения.судороги
61. Ботулизм.
62. 2. Дыхательных путей (грипп, аденовирусная инфекция, коклюш, корь, ветряная оспа);
64. Столбняк.
4.Зоонозные (бешенство)
Симптомы бешенства:
Судороги
Паралич
Спазм глоточной
и дыхательной
мускулатуры
66. Контактно-бытовые
усиленное
медицинское и
ветеринарное
наблюдение
за зараженными, их
изоляцию и лечение;
дезинфекци
ю одежды, обуви,
предметов ухода
и т.д.;
обеззаражива
ние
пищевых
отходов,
сточных
вод и продуктов
жизнедеятельности
больных и здоровых
индивидуумов;
раннее выявление
больных и
подозрительных по
заболеванию путем
обходов дворов;
Противоэпидемические
(противоэпизоотические)
и санитарногигиенические
мероприятия
проведение
санитарнопросветительной
работы
санитарную
обработку людей
дезинфекцию
территории,
сооружений,
транспорта, жилых и
общественных помещений
установление
противоэпидемического
режима работы лечебнопрофилактических
и
других
медицинских
учреждений;
68. Тесты для закрепления
1)Какой % заболеваний на земле возникает из-за плохой
питьевой воды и неисправной канализации.
А)40% Б)80%
2)Приводит ли заболевание холерой к обезвоживанию
организма. А)да Б)нет
3)Какой из вирусных гепатитов передаётся через кровь? А)
геппатит А Б)геппатит Б
4)Какая из приведённых цепочек правильная в развитии
болезни?
А)инкубационный период, период начала, активное
проявление, выздоровление
Б)Период начала, инкубационный период, активное
проявление, выздоровление.
Читайте также: