Презентация про дом чум

Обновлено: 24.04.2024

5. Объект исследования

6. Предмет исследования

7. Гипотеза исследования

Предположим, что изучая культуру народа
ханты, мы поймём, что форма постройки
жилища не случайна, так как она может быть
связана с мировоззрением народа, его образом
жизни

8. Задачи исследования

- Познакомиться с литературой;
- Посетить интернат;
- Обнаружить связь архитектурной формы
чума с культурой ханты.

9. Характеристика народа ханты

Среди ханты
выделяются
три этнографические
группы
(северные, южные
и восточные),
отличающиеся
диалектами, самоназваниями,
особенностями в хозяйстве и культуре

10. Образ жизни ханты

11. Женщины занимаются

12. Конструкция чума

Зимние капитальные постройки были либо каркасными,
углублёнными в землю, пирамидальной или усечённопирамидальной формы, либо срубными.
Оленеводы в тундре жили на стойбищах в чумах,
крытые накрывали покрышками из оленьих шкур или
бересты.
В конструкции чума нет мелочей.
Коническая форма хорошо
приспособлена к особенностям
ландшафта открытой тундры. Он
устойчив при ветрах.
С крутой поверхности чума легко скатывается
снег

13. Конструкция чума

Коническая конструкция чума
выверена веками.
Она предельно проста, все
детали - незаменимы.
Три длинных шеста расставляются по кругу, и
скрепляются вверху сухожилием оленя. Затем в каркас
вставляются остальные жерди. Чум покрывается
нюками.
Летний вариант покрышки
изготавливался из
бересты. Трудоёмкий
процесс изготовления
такого нюка занимал иногда
весь летний период.
Зимний вариант покрышек - оленьи шкуры.
Сегодня кочевники используют брезент,
сукно.

14. Внутреннее пространство чума

Зимний чум тундровики
ставят в укрытых от ветра
местах. Где рядом есть река
для ловли рыбы, где под
снегом много ягеля и где есть
топливо для очага.
Центральное место в чуме – это очаг. В былые
времена это открытый костер, сегодня
металлическая печка.
Чум условно делится на мужскую и
женскую половины. На мужской
половине размещаются охотничьи
принадлежности, здесь хозяева
встречают гостей. На женской
половине размещается вся
домашняя утварь, продукты
питания, одежда, колыбель.

15. Вертикальная модель мира и чум

Вертикальная модель– это сравнение
строения мира с деревом, древом жизни.
Верхний мир – это крона, средний мирствол, подземный мир – корни. Вообще
растения в культуре ханты занимают
особое место, в частности, деревья.
Вертикальная модель мира объясняет строение
чума. Верхнее отверстие в чуме предназначено
для свободного общения с богами. Отсутствие
окон объясняется тем, что существа нижнего
мира могут подсматривать в окна и этим
приносить вред людям.

16. Выводы

Прикоснувшись к истории и культуре, я понял, что форма
постройки жилища не случайна, как с точки зрения
физических законов, так как и с точки зрения верования
народа.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

 Традиционное жилище хантов - чумВыполнила: Будайчиева Рема Джавидовна

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Традиционное жилище хантов - чумВыполнила: Будайчиева Рема Джавидовна

Традиционное жилище
хантов - чум
Выполнила: Будайчиева Рема Джавидовна

Цель: расширить представление детей о народах крайнего Севера; познакомить.

Цель:
расширить представление детей о народах крайнего Севера;
познакомить детей с бытом и жилищем хантов;
воспитывать уважение к культуре коренных жителей тайги.

Чум – традиционное жилище народов Севера, занимающихся оленеводством. Чум сде.

Чум – традиционное жилище народов Севера, занимающихся оленеводством.
Чум сделан из деревянных жердей, плотно укрытых берестой и оленьими шкурами. Имеет коническую форму, что делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Этот тип постройки наилучшим образом соответствовал хозяйству оленеводов. Было очень удобно, при кочевании, перевозить с места на место эту легкую, просто собирающуюся конструкцию. Обычно установка дома занимала у хантов менее сорока минут.

Чум начинали строить с основного центрального шеста (кутоп-юх), который счита.

Чум начинали строить с основного центрального шеста (кутоп-юх), который считался священным (по некоторым данным, священным считался шест, находившийся напротив входа в жилище). Один шест вкладывали в развилку другого, следом по-очереди с двух сторон укладывались остальные слеги, которые составляли каркас постройки. После того, как установлены шесты в виде конуса, натягивается покрытие чума. Покрытие заходит один за другой, сверху их обвязывают веревками.

В теплое время года, слеги накрывали покрышками, сделанными из вываренной бер.

В теплое время года, слеги накрывали покрышками, сделанными из вываренной бересты. Летом чум ставили без углубления. Пол был земляной или укрытый циновками из прутьев. Спали на нарубленных хвойных ветках, укрытых оленьими шкурами. Зимой же природной поверхностью служил снег. Поверх каркаса укладывалось четыре слоя покрышки, сшитой из оленей шкуры (наружная покрышка мехом наверх, внутренняя - мехом вниз). Края полога чума обкладывались снегом, землей и дерном для большей герметичности. Чум ставили входом к реке либо в направлении кочевания.

Посреди чума – очаг. Очаг (чувал) сооружался посередине из нескольких плоских.

Посреди чума – очаг.
Очаг (чувал) сооружался посередине из нескольких плоских камней или железного листа, обложенного по краям толстыми бревнами

В чуме, от входа к дальней стенке проходит разделительная полоса, именно на н.

В чуме, от входа к дальней стенке проходит разделительная полоса, именно на ней, в центре сделан очаг. Справа и слева от очага, находятся спальные места. Справа посредине место хозяина и хозяйки. В дальнем правом углу место для маленьких детей. Справа, ближе к двери, место для стариков. Левая половина чума предназначена для остальных членов семьи и гостей.

В чуме хозяйкой является женщина. Она содержит чум в чистоте и порядке. Чум п.

В чуме хозяйкой является женщина. Она содержит чум в чистоте и порядке. Чум поделен на хозяйственную часть и спальную, в переднем углу чума стоит сундучок с фигурками домашних духов. Летом в чуме расстилают свежескошенную траву, зимой покрывают лапником - хвойными ветками.

Дом в представлении жителей тайги не ограничивается рамками жилища, а включа.

Дом в представлении жителей тайги не ограничивается рамками жилища,
а включает весь обжитой участок леса, тундры или берега реки, где проживает семья.

Ханты и манси очень трепетно относились к окружающему миру. Перед тем как сру.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Описание презентации по отдельным слайдам:

Один из исследователей Котов пишет: «Быт оленевода состоит из непрестанной ра.

Гипотеза: Возможно ли выполнить макет чума с использованием традиционных мате.

Гипотеза: Возможно ли выполнить макет чума с использованием традиционных материалов и технологии?
Актуальность:
Проблема сохранения традиционного уклада жизни эвенков.

Цель: Изучение и сохранение жизненного уклада моих предков со стороны отц.

Цель: Изучение и сохранение жизненного уклада моих предков со стороны отца

Задачи:
1. Сбор информации для практической и теоретической базы
2. На основании собранного и проанализированного материала собрать макет чума.

Методы исследования:
Интервью
Личные наблюдения
Практический метод

Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2м.

Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2м, в высоту 2-3м

Технология сборки чума

Технология сборки чума




Макет чума


Выводы В быстром и скоротечном ритме нашей жизни, всё эволюционирует, изм.

Выводы
В быстром и скоротечном ритме нашей жизни, всё эволюционирует, изменяется, не всегда в лучшую сторону, забываются традиции, национальные праздники, игры, традиционный жизненный уклад. Поэтому важно знать, помнить, ценить прошлое, и передавать информацию из поколения в поколение.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Краткое описание документа:

Исследовательская часть.

Из интервью с Барановым Ермилом Николаевичем я узнала, что снятая береста очищалась от наростов, сворачивалась в рулоны и варилась в

В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке. Материалы для изготовления чума являются удобными при частых переездах, служат для защиты от внешнего воздействия. Зимние шалаши строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги.
Из интервью с Барановым Константином Ермиловичем- он эвенк, охотник. Мне стало известно, что остов шалашей при перекочевках, перевозился эвенками с одного места на другое. Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2м, в высоту 2-3м. Остов переносного шалаша покрывался сверху специальными покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались тисками, сшитые же из оленьих шкур, ровдуги — нюками. В прошлом внутри шалашей устраивали очаг. В конце XIX и начале XX вв. устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие.
Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой. (Историко-этнографический атлас Сибири, М.-Л.1961.с.138,140,142,144, 145.)
В настоящее время большинство эвенков живет в современных типовых срубных домах. Традиционные жилища используются только на промыслах. Итог : проблема сохранения традиционного уклада жизни эвенков.

Презентация предназначена для урока искусство в 5 классе по теме: "Чум, жилище народов ханты".

ВложениеРазмер
traditsionnoe_letnee_zhilishche_hantov._chum.rar 2.95 МБ

Подписи к слайдам:

Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей. Обычно это три, четыре жерди, которые обвязывают вверху тонкими корнями. Затем накрывают нижнюю часть чума покрытием , а после этого натягивают верхнюю часть покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки устанавливают на противоположной стороне от дверей.
Сборка чума
Макет

-по содержанию: знать о традиционном жилище
хантов
;
-по способу работы:
освоить приемы работы над макетом.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности.
Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом коренных народов округа.
Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре Вселенной.
Развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Сборка чума
Размеры чума в диаметре от 3 до 5 метров. Устанавливает чум всегда женщина. На то чтобы собрать и разобрать чум уходит от 3 до 5 часов.
Стойбище

поселение
хантов
и манси состоящее из нескольких чумов
Закончи фразу

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"

Переносное жилище
хантов
и манси в виде конуса.
Последовательность изготовления чума
1
. Обводим шаблон чума (развёртка конуса)
2.
Аккуратно вырезаем чум соблюдая
технику безопасности при работе ножницами
:

Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
При пользовании ножниц, нельзя отвлекаться, внимательным.
Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.
При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
3
.
Украшаем развёртку чума орнаментом народов ханты и манси
4.Склеиваем развёртку чума
В чуме

Слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами.
По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья и других работ в берестяных коробках или меховых сумках.
Справа от двери — место для детей или ближайших родственников.
За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу, а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами.

Физкультминутка
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравы и обычаи народов Ханты и коренных жителей Северной Америки – индейцев.

Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин.


Литературная гостинная "Поэзия и сказания народов ханты и манси"

Знакомство с творчеством народов ханты и манси, просмотр тематических мультфильмов, открывающих особенности поэзии народов севера.

Особенности фольклора народа ханты.

Цель работы: исследовать тематику и сюжеты некоторых фольклорных жанров народа ханты.Поставленные задачи:- изучить содержание загадок и пословиц народа ханты.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Особенности фольклора народа ханты

Цель работы: исследовать тематику и сюжеты некоторых фольклорных жанров народа ханты.Поставленные задачи:- изучить содержание загадок и пословиц народа ханты.


Презентация "Бисер в декоративно-прикладном творчестве народов ханты"

В презентации рассказывается об использовании бисера в традиционном декоративно- прикладном искусстве народов ханты- в украшении одежды, пре.


Жилища народов Севера

Данная презентация предназначена для использования на уроках истории Сибири в 5 классе.


Югра. Жилище народов ханты

В конце 19 века У.Т. Сирелиус описал около 30 типов жилых построек хантов иманси. А ведь нужны еще и хозяйственные сооружения: для хранения продуктов и вещей, дляприготовления пищи, для животных. Их м.

2. Цель урока: -по содержанию: знать о традиционном жилище хантов; -по способу работы: освоить приемы работы над макетом.

Задачи урока:
• Воспитывать бережное отношение к народным
традициям и промыслам, эмоционально-ценностное
отношение к деятельности.
•Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом
коренных народов округа.
• Дать детям понятие о древнем переносном жилище чуме (из какого материала строится, где и как
устанавливается); об очаге - как центре Вселенной.
• Развивать фантазию и воображение, навыки
самостоятельного творческого мышления.

3. Территория проживания народов ханты и манси

5. Летний и зимний чум

6. Сборка чума

Размеры чума в диаметре от
3 до 5 метров. Устанавливает
чум всегда женщина. На то
чтобы собрать и разобрать чум
уходит от 3 до 5 часов.

7. Сборка чума

Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей.
Обычно это три, четыре жерди, которые обвязывают вверху
тонкими корнями. Затем накрывают нижнюю часть чума
покрытием , а после этого натягивают верхнюю часть
покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон
покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки
устанавливают на противоположной стороне от дверей.

8. Очаг в Чуме

Очаг в чуме – часть семьи. Угли из своего очага нельзя передавать
в чужой дом, иначе начнутся несчастья.
Расположен очаг точно под верхушкой чума. Там, где скрестились
шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и
выходит дым. На костре быстро готовится пища, а дым от него
выкуривает комаров.

9. В чуме Слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами. По бокам — постель хозяев. Здесь же

находится место хранения одежды и других
женских принадлежностей для шитья и других работ в берестяных коробках или
меховых сумках.
Справа от двери — место для детей или ближайших родственников.
За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу, а когда их нет,
место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами.

10. Украшение чума

11. Стойбище поселение хантов и манси состоящее из нескольких чумов

12. Макет Чума

Макет - это модель объекта в
уменьшенном масштабе или в
натуральную величину.
Предназначен для
представления объекта.

13. Физкультминутка

Из - за парт мы выйдем
дружно,
Но шуметь совсем не
нужно,
Встали прямо, ноги
вместе,
Поворот кругом, на
месте.
Хлопнем пару раз в
ладошки.
И потопаем немножко.

14. Последовательность изготовления чума

1. Обводим шаблон чума (развёртка конуса)
2. Аккуратно вырезаем чум соблюдая технику безопасности
при работе ножницами:
Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
При пользовании ножниц, нельзя отвлекаться, внимательным.
Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными
от себя.
При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
3. Украшаем развёртку чума орнаментом народов ханты
и манси
4.Склеиваем развёртку чума

15. Оцени себя сам

16. Закончи фразу "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…";

Закончи фразу
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я
разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"

Читайте также: